Положительные и отрицательные черты молодёжи. Личностные особенности современной молодежи

дипломная работа

1.1 Понятие «молодежь» и ее специфические особенности

На протяжении длительного времени в нашем обществе, молодёжь не рассматривалась как самостоятельная, обособленная группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине социально-политического единства.

Первое определение понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Немного позже более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893--1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Сегодня молодёжь РФ -- это 33 миллиона молодых граждан -- 23 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

У немалого числа молодых людей отсутствует четко-выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Позиция отчуждения просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинальное мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности молодой человек сталкивается с ограничениями, он не полностью включён в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уходу, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодёжи определяется несколькими объективными обстоятельствами:

1. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

2. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность механизмов социализации не является жёсткой системой, каждый из этих механизмов выполняет свои специфические функции в развитии личности .

Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Это выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей. Это лишь не полный перечень проблем, при решении которых в значительной степени формируется образ последующей жизни.

Современная молодежь -- это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений. Современная же молодежь России выросла в период социально-экономических катаклизмов, бандитских разборок и активного внедрения массовой культуры. Поэтому она сама пытается разобраться, что есть добро, а что -- зло, что справедливо, а что -- нет, что прекрасное, а что -- безобразное. Переоценка житейских, этико-эстетических и религиозных ценностей протекает на основе быстрого развития новых информационных технологий, что приводит молодежь к признанию рационального понимания собственного бытия, где на первый план выдвигается принцип прикладной пользы, значимый для жизни и дальнейшего саморазвития. Создается собственная социально-интеллектуальная среда, которая способствует моральной независимости, эстетической оригинальности, проявляющейся прежде всего в молодежной моде, языковом сленге, а порой в негативизме как протесте против традиций, норм, идеалов и общечеловеческих ценностей культуры общества, так как молодежная культура представляет собой, скорее субкультуру или контркультуру. В современной молодежной культуре существует противоречие между технической «продвинутостью» и мировоззренческой слаборазвитостью, пересыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компьютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей» (А. Кинг), которые в результате интенсивной работы с компьютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человеческим ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компьютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только виртуальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Данный опыт не безопасен, так как развивается однообразное мышление, не учитывается интуитивное, чувственно-подсознательное, происходит внутреннее изменение личности, порой ведущее к деградации. Однако следует отметить, что в современной молодежной культуре появилась новая волна ценностного отношения к жизни, появилась тенденция к формированию мировоззрения «качества жизни», значимости деятельности в реализации своих возможностей на основе Интернет-образования, развитие творческих способностей. Создается новая компьютерная культура общения и ее ценности.

Культура современной молодежи по своей структуре неоднородна, существует множество различных направлений, имеющих свои идеалы, цели, моду, имидж и так далее. Все имеющие субкультуры можно сгруппировать в несколько основных направлений: субкультура Интернет-сообщества; субкультура приверженцев музыкальных вкусов (брейкеры, битломаны, роллинги); гедонистически-развлекательное направление («рейверы», «реперы», «золотая молодежь», «голубая тусовка», «митьки»); субкультура молодежи аполитичного характера (хиппи, панки, дредеры); идеологическое направление (пацифисты, зеленые, отклонисты); агрессивно-криминальное направление (антифа, гопники, скинхеды, сатанисты); субкультура фанатов (спортивные, актерские, футбольные). Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру. Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма. Романтическо-героические идеалы, где служение исключительно добру было нормой, а порой смыслом жизни, заменяются идеалами личной выгоды и пользы. Но следует отметить, что объективная реальность уже существующей цивилизационно-культурной среды определяет во многом стереотипы мышления, поведения и чувствования молодежи, а значит, и ее ценностные ориентиры. Современная молодежная культура по-своему уникальная и неповторима и является составной частью культуры общества и возможной основой для дальнейшего культурного развития.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя .

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных компаний. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2012 г. В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: «Молодые социалисты России», Молодёжное движение «Ура!», «Молодая гвардия Единой России, «Идущие без Путина», «Новое время». Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

По данным исследования проведённого в августе 2011 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд (15 %), политиков(15%), успешных бизнесменов, олигархов (2 %), спортсменов (3%). Президент В. В. Путин является кумиром 7 % российской молодёжи.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 -- 24 лет (6,4 процента).

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос -- «да, и довольно скоро».

Таким образом, молодежь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Бюрократизм как модель управления

Бюрократия -- это сложное социальное явление, необходимое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых...

Девиантное поведение в подростковой среде

В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи...

Молодежь в социально-политическом развитии России

Учитывая теоретико-методологические наработки и современное состояние общества...

Молодежь как объект социальной защиты

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Молодежь как объект социальной работы

Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения...

Молодежь на рынке труда

Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В России...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Реализация государственной молодежной политики на территории Краснодарского края

На протяжении многих лет, особенно в советское время молодежь не рассматривалась как отдельная социальная группа, это не укладывалось в сложившуюся классовую структуру общества, ее социально-политическом единстве...

Символика молодежной субкультуры: роль и функции

Социальная работа как профессиональная деятельность

социальный работы профессия российский Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека...

Социально-философский образ современной молодежи

В широком смысле молодежь - это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Руководствуясь различными подходами...

Социология деревни

Во многом функции деревни и города схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. Выделяют две важнейшие функции деревни: 1. пространственно-коммуникационная; 2. донорская. Пространственно - коммуникационная...

Управление экономической активностью молодежи

Понятие «молодежь» определяется не только по возрастным границам. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают эту социально-демографическую группу от остальных...

Характеристика демографических процессов Красноярского края

Ситуация со смертностью в Красноярском крае также имеет много общего с общероссийской. Общий коэффициент смертности в крае ниже среднероссийского (вследствие более молодой структуры населения)...

Социальные особенности молодёжи

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек пытается утвердиться во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:

    самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

    собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

    стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое - созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Молодежь – это социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Определив, кто такая молодежь и выделив ее, как отдельную социально-демографическую группу, рассмотрим досуг молодежи, его особенности и популярные формы.

Э.В. Соколов к специфическим чертам молодости относит преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь, по его мнению, более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной.

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Й.Хейзинга убедительно доказал, что во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт проявляется в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры. Отличительными признаками игры, по мнению Й.Хейзинга, являются напряжение и непредсказуемость.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

    Необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

    Источник творческого преобразования индивида в личность;

    Форму передачи знаний и социального опыта;

    Исходный пункт самосознания личности;

    Регулятор поведения людей в обществе;

    Самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая, имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия, и в дальнейшем организации молодежного досуга, наиболее продуктивно с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. При таком подходе можно выделить следующие основные типологические группы:

    активно-деятельностный тип, отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как правило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразование личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социально-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности;

    молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внерабочего времени, вытесняя все другие виды деятельности; эта группа молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы, ограничивая себя в общении;

    молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий преимущественно в роли зрителя, посещение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;

    молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно -хаотичной направленностью досуга и структурой культурно-досуговой деятельности.

Своеобразие культурно-досуговой среды молодежи состоит в том, что она в значительной мере формируется самой молодежью. Иначе говоря, молодежь является творцом и основным субъектом формирования культурно-досуговой среды.

Анализ специфики молодежного досуга дает основание сделать нам следующие выводы:

Диапазон досуговых интересов молодежи достаточно обширен, но в нем преобладают пассивно-созерцательные формы. Творческо-созидательные формы досуговой деятельности у всех социально-профессиональных групп молодежи занимают второстепенное место.

Основными причинами такой сложившейся направленности времяпрепровождения являются:

    неразвитая социально-культурная инфраструктура (особенно в сельской местности);

    отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга;

    недостаток квалифицированных специалистов в сфере педагогики досуга;

    безразличие и некритическое отношение большей части молодежи к своему досугу.

Продолжает сохраняться тенденция расширения вне институциональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных групп молодежи.

У младших возрастных групп молодежи значителен стихийно-групповой характер использования свободного времени.

У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения участия в активных формах досуга.

Становится заметной тенденция не востребованности социально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи (особенно у выпускников высших учебных заведений и городской работающей молодежи).

Следует заметить, что формирование у молодежи культуры досуга, позитивных установок на их активное «включение» в социально-культурные процессы должно быть приоритетным направлением работы ВУЗовских наставников, а также семьи.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость.

Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В настоящее время новые тенденции в образе жизни молодежи оказывают значительное влияние на выбор форм проведения отдыха. Такие факторы как демографические особенности молодежи, их индивидуальный и групповой интересы, отношение к проведению досуга и свободного времени, изменили характер молодежного спроса и привели к созданию нового вида отдыха молодых людей – молодежного туризма.

Современная молодежь в настоящее время стремится к более высокому общественному статусу, и туризм как фактор причастности к определенному слою – позволяет реализовать это желание в данном случае в отдыхе.

Характер использования досуга в туризме позволят утвердиться молодой личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении, на производстве. Сфера туризма предоставляет молодому человеку большую свободу выбора.

Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что молодежный туризм, являясь одной из форм молодежного досуга, имеет большое значение в жизни молодого человека, так как он направлен на восстановление физических и психических сил, удовлетворяет потребности молодого человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе.

Механизмы организации и стимулирования анимационной деятельности молодежи

Стимулирование культурно-досуговой активности в организации анимационной деятельности молодежи наиболее оптимально осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но не востребованным социально-культурным потенциалом, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя культурно-досуговую среду.

Навыки лидерства и способности формировать вокруг себя культурно-досуговую среду могут быть развиты у молодых людей только в процессе их активного социально-культурного творчества при условии корректного социально-педагогического регулирования этого процесса.

Важным социально-педагогическим условием стимулирования культурно-досугового творчества молодежи являются материально-техническая и организационно-методическая поддержка со стороны трудовых коллективов, учреждений культуры, общественных организаций, координация их деятельности, направленная на поддержку всех социально-значимых инициатив молодежи в сфере досуга.

Энергетический источник механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи базируется на удовлетворении культурно-досуговых потребностей. Внутренним источником функционирования механизма является противоречие между возникшими у личности молодого человека культурно-досуговыми потребностями, условиями ее социокультурной дея­тельности, реализацией ее потенциала в названной сфере деятель­ности и новыми, более возвышенными потребностями.

Культурно-досуговый потенциал молодежи может быть максимально реализован не только в разветвленной социокультурной инфраструктуре, формируемой государственными органами, но и инициативными группами, молодежными самодеятельными объединениями.

Рассмотрев комплекс теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, можно сделать следующие основные выводы:

    У большей части молодежи сложилось некритическое отношение к своему досугу.

    Эффективность формирования качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у молодежи зависит от целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую социально-значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования ее досуговой деятельности.

    Продолжает сохраняться тенденция расширения вне институциональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных и социально-профессиональных групп молодежи.

    У младших возрастных групп молодежи по прежнему остается значительной стихийно-групповая направленность использования свободного времени.

    У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения в бюджете свободного времени активных форм досуга.

    За последние годы все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения.

    Большая часть форм досуговой деятельности молодежи опреде­ляется гедонистическими и престижно-конформистскими мотивами.

В механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи входят и личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самореализации субъекта в анимационной деятельности.Эти средства можно разделить на четыре группы: 1) мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки, упражнения); 2) когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познавательные алгоритмы, ценностные ориентации и т.д.); 3) поведенческие средства (действия, поступки, меры практического характера); 4) самовоспитание, саморегулирование досуговой деятельности.

В личностный компонент механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи входит волевое начало. Реальные акты культурно-досуговой деятельности регулируются волевыми усилиями личности (пусть даже и вялыми - при пассивно-созерцательных видах деятельности). Взаимодействие людей в ходе культурно-досуговой деятельности, естественно, предполагает определенное противодействие, асинхронность, опережающее реагирование и развитие, антистрессовые реакции.

Если рассматривать механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи в динамике, то здесь необходимо выделить наиболее важные, на наш взгляд, этапы. На этапе диагностирования культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо учитывать, что они обусловлены целым рядом факторов: сложившимся образом жизни, традициями, новациями, стереотипами. Действительно, многие общественные стереотипы минимизируют энергетические, интеллектуальные, эмоционально-волевые затраты во взаимодействии моло­дежи с культурно-досуговой средой. Полагаясь на них, молодой человек может переключаться на творческие моменты своей культурно-досуговой деятельности, сосредоточить усилия на более полной реализации своего социокультурного потенциала. Все дело, видимо, в существе стереотипов, в том, какие стереотипы служат «стартовой площадкой» в культурно-досуговой деятельности.

Среди стереотипов, тормозящих развитие активного молодежного отдыха, в том числе и туристского, можно назвать следующие:

    однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию;

    неразвитость вкусовых предпочтений, не избирательность в потреблении культурных ценностей;

    навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи.

На этапе определения целевой педагогической установки в механизм вводятся возможности ее реализации через создание благоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитивных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Средствами достижения цели являются институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

На этапе вовлечения молодежи аниматорам необходимо учесть яркость, оригинальность и своеобразие культурно-досуговой деятельности. Она ценится молодежью за то, что несет в себе эмоциональное и импровизированное начало, элементы игры, возможность общения.

Средствами возвышения культурно-досуговой деятельности, ее усложнения и обогащения элементами творчества являются:

    формирование у молодежи умений и навыков самоорганизации досугового времени, оптимально осуществляемой через: планирование своего времени; широкое использование эстетического и оздоровительного потенциала природной среды;

    вовлечение молодежи в интеллектуально насыщенное по со­держанию и эмоционально привлекательное по форме общение;

    критическое отношения к своему досугу, самоанализ результатов культурно-досуговой деятельности.

Создавая, проект анимационной программы для молодежи было проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. На вопросы анкеты ответили 60 человек. Целью опроса было выявление потребностей молодежи в организации и проведении своего туристского досуга.

Анализ анкет показал, что почти все ответившие на вопросы предпочитают проводить свой досуг совместно с друзьями (90%).(Таб.1) При выборе турпродукта, 70% обращают внимание на предлагаемые анимационные мероприятия.

Предпочтения молодых людей выглядят следующим образом:

    90% выбирают развлекательные анимационные мероприятия,

    60% - спортивные,

    45% - познавательные,

    60% - экскурсионные,

    60% - приключенческо-игровые

(Таб. 2). 90% опрошенных хотели бы участвовать в предлагаемых анимационных программах.

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Специфические черты российской молодежной субкультуры

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -- «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами -- образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек -- героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей -- непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера -- несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» -- «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал -- «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения -- наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.

Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (потому что тогда ни с чем и ни с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение - стойка системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, определяющие образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляется в самых разнообразных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, например, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя различные роли - работника, семьянина, спортсмена и т. Она осуществляет поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Она может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и тому подобное. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает "плавание по воле случая".

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Понятно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными чертами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через особый, только ей присущий способ организовать свою деятельность, отношения, индивид выступает как Человек.

Основные понятия

Бытия человека. Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Вопросы для проверки

1. Какие сущностные черты свойственны человеку?

2. Как менялись философские взгляды на сущность и бытие человека?

3. Что такое бытие человека?

4. В чем различие понятий "индивид" и "индивидуальность"?

5. Какие основные подходы к изучению личности? В чем они заключаются?

1. Подумайте, почему общество заинтересовано в разработке проблем человекознания. Существует аналогичная потребность в личности?

2. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: "Проблема человека - центральная проблема человеческой истории". Что понимается под "проблемой человека"?

3. Составьте схему, отражающую ваше представление о многообразии связей человека с окружающим миром. Выделите существенные связи. Объясните, почему именно эти.

4. Художникам предложили высокую плату за каждую написанную картину на любую тему, присвоение высших титулов и премий, разные жизненные блага при одном условии: их картины никогда не увидит ни один человек, все они останутся в руках авторов. Художники единодушно отказались. Почему? Как бы поступили вы?

5. Попробуйте охарактеризовать типичные черты современной молодежи (личности), стараясь не употреблять признаков «вечного порядка", то есть присущих людям всех веков и народов. Результаты работы прокомментируйте.

6. Представьте, что вам нужно немедленно отправиться в многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из квартиры вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взяла бы человек с раннего Средневековья? Сделайте выводы.

Краткие выводы к вступлению

1. Понятие "общество" в широком смысле охватывает способы взаимосвязи людей и формы их объединения. Общество и природа взаимосвязаны. В последнее время усилилось негативное влияние общества на окружающую среду.

2. Среди важнейших институтов общества - семья, государство, система образования.

3. Общество - динамическая система. ее основными подсистемами являются сферы общественной жизни - экономической, политической, социальное, духовное.

4. Нет общества, которое не создавало бы свою культуру. Ни культуры, развивалась бы вне общества.

5. Изучая общество и общественные отношения, люди издавна пытались постичь сущность самого человека, выявить ее основные черты и специфические особенности. По изменению взглядов на сущность человеческого бытия можно проследить основные вехи развития человекознания.

6. Многозначность и сложность феномена человека отражается в многообразии понятий, используемых при его изучении. Понятие «человек» вбирает в себя как биологическую природу, так и социальную сущность людей. Понятие "личность" характеризует общественное в человеке, его черты и роли, она находит только во взаимодействии с другими людьми.

Вопрос к вступлению

1. Можно понять человека, не изучая общество, в котором она живет?

2. Можно ли изучить общество, не изучая деятельность людей?

3. В чем заключается взаимосвязь природы, общества и человека?

4. Зачем каждому человеку нужны знания о человеке и обществе?

1.2. Характерные особенности современной молодежи

Понятие «молодежь» определяется не только по возрастным границам. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают эту социально-демографическую группу от остальных. Среди факторов социологического определения «молодежь» можно выделить следующие:

Возрастные границы и социально-психологические особенности;

Специфика социального статуса, социально-культурное поведение;

Процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

С точки зрения возрастных особенностей, к молодежи относят лиц от 16 до 29 лет. Молодежь по возрастным границам делится на три группы: подростковая группа (16-18 лет), молодежь в возрасте 18-24 лет и молодые люди в возрасте 25-29 лет.

Подростковая группа представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый “шок от реальности”, связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. Именно на этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Молодежь по своему общественному положению - социальная группа, активно выражающая свое отношение и участвующая в определении содержания общественной действительности. В экономике, например, молодежь имеет особый смысл. Это социальная группа, которая пробует на себе ту или иную общественную потребность, тот или иной новый товар. Не случайно мода ориентирована именно на молодежь, на тех, кто способен экспериментировать с устоявшимися общественными традициями. Когда молодое поколение освоит новый экономический продукт, становится возможным запуск товара в массовое производство.

Еще одной особенностью, отличающей молодежь как социальную группу, являются ее ценностные ориентиры. Образ жизни современной российской молодежи имеет преимущественно пассивный характер. Наиболее частые виды проведения досуга для почти трех четвертей молодых людей - просмотр телепередач и встречи с друзьями и приятелями; две трети увлекаются прослушиванием музыкальных записей и просмотром видео. Активные формы проведения свободного времени занимают весьма небольшое место в жизни молодых людей: часто бывают из них в театрах и на концертах 17% и никогда их не посещают 33%; в музеи и на выставки часто ходят 10%, а никогда - 46%, что свидетельствует о резком снижении культурной активности молодежи. Заметно сузилась сфера самодеятельного творчества молодежи. Художественным и техническим творчеством регулярно занимаются 13% опрошенных студентов.

Несколько большую значимость имеет такой вид проведения свободного времени, как посещение баров и дискотек: 27% молодых людей часто посещают эти заведения, причем активнее здесь представители младшей возрастной группы (31%). Своеобразный вид отдыха, - "ничегонеделание" предпочитают 39% опрошенных, однако, 21% - никогда не проводят так свое свободное время.

Общественная деятельность также не занимает значительного места в образе жизни нашей молодежи. Много внимания этому уделяют 18% молодых людей, а 60% практически никогда этого не делают.

Тем не менее, прежде всего, главным для молодежи, является желание реализовать свои способности (21,4%), а затем уже стремление стать богатым (16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Отсюда можно видеть, что в качестве инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, молодежь выбирает в первую очередь саморазвитие личности, а затем уже материальную обеспеченность. Т.е. молодежь стремится занять достойное место в обществе не за счет обогащения, а за счет саморазвития и самореализации, за счет становления высокого социально-профессионального статуса.

И все же многие социологи и общественные деятели считают, что общий вывод ученых НИЦ при Институте Молодежи, сделанный еще в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего:

· в тенденции сокращения ко­личества молодых людей, что ведет к старению общества и, следова­тельно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом. С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек. Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи;

· в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психи­чески, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения;

· в тенденции расширения процесса десоциализации, мар­гинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных при­чин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бро­дяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исп­равительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи;

· в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высо­кой.

· в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.


В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные