В чем заключается культура подростков. Книжная культура подростка в современной россии

Елена Потехина
Книжная культура подростка в современной России

ВВЕДЕНИЕ

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Одним из главных путей воспитания культуры личности человека, в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни. Говорить о качественном приобщении детей к культуре чтения, книжной культуре достаточно сложно, т. к. государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения к культуре подрастающего поколения, а это ведет к тому, что органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и культурной достаточной среды развития детства в качестве своих задач .

Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) подростков, изучение различных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, особенно подросткового, пока практически не проводится. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными, то чтение детей остается практически вне поля зрения социологов. Реально же исследователями детского чтения являются детские библиотекари.

1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

В настоящее время в сознании многих людей остается образ классической модели чтения, который включает в себя:

- «любовь к чтению», то есть, высокий уровень чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения;

Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

Наличие домашней библиотеки;

Позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки);

Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

Сравнительно небольшая доля «чтива» (литература низких художественных достоинств).

В начале XXI века подростки, безусловно, читают, но иначе, а также далеко не те произведения, которые были популярны у их родителей. Меняются практически все характеристики чтения, его длительность (время чтения на досуге, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также источники получения печатной продукции (Интернет, информации в целом. Происходит развитие ряда тенденций в подростковом чтении, а также происходит процесс изменения классической модели освоения подростками книжной культуры на новую .

Модель чтения современной России с одной стороны сравнительно благополучна, с другой происходят негативные процессы отторжения подростков от печатной культуры. Отличительной чертой новой модели чтения современного подростка является его отношение к чтению. Это важная характеристика свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Однако учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят старшеклассников к отторжению. И чем старше школьник, тем больше чтение книг по школьной программе теснит у него досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг. А ведь именно возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от чтения по собственному выбору очень важно в период становления личности.

Круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает юным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются сегодня, а та малая часть, которая выходит в свет, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют подростки. Очень популярными у детей и подростков стали книги серии Д. Ролинг о Гарри Поттере.

В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков, а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении подростков стали особенно популярными журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто школьники покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем ребенок старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. В последние годы многих подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.

Специфика подростковой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Происходит падение интереса подростков и юношества к свободному чтению .

На чтение подростков воздействует электронная культура. Это влияние проявляется в следующем:

Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах);

Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

Предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

Происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения подростков).

В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса то не удивительно, что в чтении подростков, доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, А. Кристи и др.

С современными подростковыми книгами дело обстоит иначе. Классическая литература особенно зарубежная, в чтении современного подростка почти не присутствует. Зато в репертуаре чтения подростков широко присутствуют детективы для детей и взрослых, например, романы Д. Донцовой, Н. Куликовой.

За редким исключением подростки совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный мир (так называемой «социально-критической» детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают .

Среди негативных процессов, происходящих в современном подростковом чтении, - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств - «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки).

2. Книжная культура российского подростка: проблемы и перспективы

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками .

В будущем обществе чтение и «человек читающий», возможно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. И сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством. В Рекомендациях парламентских слушаний 2003 год был объявлен Годом Чтения в России. Позже, в декабре 2004 года супруга президента РФ Людмила Путина приняла участие в работе «круглого стола» на тему «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы», организованного региональным общественным фондом «Центр развития русского языка».

Среди возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации назывались как очевидные, но слишком неконкретные - «необходимость заинтересовать школьников», так и возможные практические шаги - организация книжных кафе, библиотек в соседстве с привлекающими молодежь местами досуга. Но это только первые шаги по пути преодоления актуальной проблемы чтения подростков и детей .

К последствиям падения книжной культуры в подростковой субкультуре относятся: во-первых, обеднение эмоциональной и интеллектуальной сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему, исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка.

Итак, изученные процессы развития, видоизменения книжной культуры в подростковой субкультуре приводят к выделению этой проблемы в один ряд с главными проблемами государственного значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Просто они читают по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учебной деятельностью. Поменялись задачи, которые дети перед собой ставят, обращаясь к книге. Они, в первую очередь, стремятся получить информацию, и мы видим, как уходит буквально на глазах стремление получить наслаждение от чтения. Сейчас практически все стараются даже из художественного произведения «снять» информацию. Дети не «включают» эмоции при чтении, они не умеют сопереживать герою. Поэтому мы можем увидеть детей, которые очень хорошо знают литературу и хорошо читают, но которые совершенно не видят в этом смысла.

Уходит литературо - центричная модель нашего общества, которое было завязано на то, что читать престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. По результатам опросов среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» на первом месте раньше всегда стояло - «читать книги». Сейчас «читать книги» ушло на третье-четвертое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки либо игры или работы на компьютере.

Дети в основном заняты учебой, а значит, к книге они обращаются в основном с деловыми запросами.

И вот еще один важный фактор. Поскольку времени у них всегда нет, то из чтения постепенно уходят толстые романы XIX века. Современные дети очень любят просматривать журналы, где они одновременно получают, свежую информацию и имеют видеоряд - то, к чему они привыкли в телевизоре и в компьютере.

Библиотекари уже в течение длительного периода времени проявляют беспокойство по поводу снижения интереса к чтению, уменьшения доли свободного времени, используемого ребенком для чтения, проблемам функциональной неграмотности. К этому надо добавить, что у нас практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков темы, почти нет книг, воспитывающих гордость за свою Родину, ее историю, ее героев, формирующих нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.

Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. И эта проблема остро стоит не только в России. Библиотекари всего мира активно ищут различные пути приобщения ребенка к книге. Разрабатываются программы, организуются разнообразные конкурсы, проходят яркие и интересные праздники чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие/ Л. А. Акимова. - М. : Академия, 2003. – 352 с.

2. Борытков, Н. М. Досуг как сфера воспитания. Культура. Искусство. Образование. / Н. М. Борытков. – М. : Смысл, 2008. – 103 с.

3. Бутенко, А. М. Подросток - чтение и использование компьютера / А. М. Бутенко // Социологическое Исследование. – М. : Академия, 2001. - № 12. – 71 с.

4. Кле, М. Психология подростка// М. Кле, Ю. И. Фролов. - М. : Академия, 2007. – 261 с.

5. Кожевникова, Е. С. Читатель и Интернет / Е. С. Кожевникова // Библиотековедение. - СПб. : Питер, 2015. - № 2. - 145 с.

6. Крылова, Н. Б. Культурная деятельность подростка / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. - М. : ВЛАДОС, - 2014, №5. – 75 с.

7. Бутенко, А. М. Подросток - чтение и использование компьютера / А. М. Бутенко // Соц. Исследование. - М. : Аспект Пресс, 2015. - № 12. – 45 с.

8. Харитонова, М. Р. Новое поколение и культура человеческих отношений / М. Р. Харитонова // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ. ред. А. С. Запесоцкого. – СПб. : Питер, 2013. – 256 с.

9. Чудинова, В. И. Что читают современные подростки / В. Чудинова // Воспитание школьников. - М. : Школа-Пресс, 2014. - № 4. - С. 40.

Родителям известно, что каждый ребенок проходит не один период взросления и становления себя как личности. Из данной статьи вы узнаете о том, что же такое подростковая культура и по каким правилам она существует.

Что это такое?

В первую очередь следует сказать, что как таковой подростковой культуры не существует. Есть просто дети-подростки, которые объединяются согласно определенным интересам или увлечениям. Более правильно говорить о существовании различных субкультур, членами которых и становятся эти же несовершеннолетние дети. Вот в данных формированиях и есть свои определенные правила: стиль одежды, определенная музыка и т. д. Однако использовать термин «подростковая культура» можно в том случае, если нет необходимости так детально рассматривать увлечения почти взрослых детей, но требуется поговорить об устройстве их жизни.

Зачем это нужно?

Итак, почему же существует подростковая культура? Ведь просто так возникнуть она не могла, для этого должны быть определенные предпосылки. И вот тут все просто: являясь полноправным членом такого вот огромного общества, ребенку гораздо легче общаться со сверстниками и, как говорится, «быть в теме». Какие важные моменты можно выделить?

  1. В первую очередь, подростковая культура дает возможность практически всем членам данного сообщества общаться на равных.
  2. Второй важный момент - это мера самоопределения личности. Данный период важен тем, что в это время ребенок активно пытается найти себя. Кто Я? Зачем Я в этом мире? Эти и подобные вопросы тревожат молодых людей, и они всеми силами стараются отыскать на них ответ.
  3. Ну и, конечно же, немаловажно то, что подростковая культура - это огромный мир, где нет места взрослым. Там никто не командует, не дает указаний и не учит жизни. Только в таком сообществе подросток может почувствовать себя взрослым человеком.

Правила поведения с тинейджером

Следует сказать о том, что родителям не стоит пугаться, если ребенок слишком увлекся подростковой или Часто это со временем проходит, и на смену приходит нечто иное. А вот если начать бороться со своим чадом, запрещать что-то важное для данного сообщества - можно просто наткнуться на протест и еще больше усугубить ситуацию. В любом случае взрослым надо помнить, что подростковая культура - это та среда, куда ребенок может сбежать от мира взрослых, отдохнуть от всего, пообщавшись исключительно с себе равными.

Опасности

Следует сказать несколько слов и о том, что сама по себе подростковая культура не так уж и положительна во всех смыслах, как это может показаться на первый взгляд. Существует несколько тревожных моментов, о которых взрослым не следует забывать:

  1. Принадлежность подростка к определенной субкультуре существенно сужает кругозор и практически закрывает возможность общения с представителями иных субкультур (часто разные течения враждуют между собой).
  2. Опасность могут нести социально вредные проявления, которые часто присутствуют в различных молодежных формированиях: нецензурная лексика, особый жаргон, курение, алкоголизм и даже наркомания.

Впрочем, родителям, даже зная все эти нюансы, не стоит все-таки запрещать ребенку быть членом определенной подростковой группы. Однако взрослым нужно быть всегда начеку и помнить, что лучше всего установить со своим чадом доверительные отношения.

Особенности

Следующий вопрос, на котором стоит заострить внимание, - особенности подростковой культуры. Что же здесь можно выделить?

  1. Внешний вид - вот основа основ каждой отдельно взятой подростковой или молодежной группы. Уже только благодаря этому нюансу человек может себя считать представителем особого сообщества. Отметим, что часто модные тенденции подобных групп бывают непонятны взрослым (например, панки), могут быть пугающими (яркий пример - готы). Однако все это - элементы самовыражения ребенка как личности, не стоит об этом забывать.
  2. Второй важный момент - музыка в подростковой культуре. Так, представители различных субкультур предпочитают не только разных исполнителей, но также и различный музыкальный стиль. Казалось бы, что в этом плохого? А то, что музыка музыке - рознь. Родители не должны забывать о том, что некоторые могут быть вредными для психики или даже опасными для здоровья (учеными доказано, что оказывает негативное влияние на несформировавшуюся психику ребенка и на работу его главных органов).
  3. Еще одной отличительной особенностью каждой молодежной группы выступает особый стиль общения. И не только внутри своего сообщества, но и с окружающими людьми. Взрослые это должны понимать и принимать, но только в том случае, если такое поведение не граничит с невоспитанностью и хамством.
  4. Взгляды и мировоззрение. Стоит сказать и о том, что часто определенная субкультура формирует определенные взгляды на жизнь у молодого человека. Однако в этом нет ничего страшного, ведь все со временем может измениться. Но опять же, родители должны быть всегда начеку и помнить, что некоторые течения приемлют, например, самоубийство.

Это те ключевые моменты в жизни каждого ребенка, которых избежать не удастся, пока он является как бы носителем подростковой культуры.

Несколько слов о субкультурах

Какие цели ставит перед собой подростковая культура? Сообщение всему миру о том, что подростки - это полноценные люди, которые желают, чтобы их воспринимали наравне со взрослыми. Именно поэтому дети так часто объединяются в определенные сообщества «по интересам». Стоит сказать, что существует три «старые» субкультуры, из которых и прорастают все новые и новые формирования. Так, это хиппи, панки и гопники. Данные течения возникли еще во второй половине ушедшего века на территории Европы и Соединенных Штатов. На территории бывшего СССР упомянутые формирования распространились гораздо позже: только в 80-х молодежь серьезно начала ими увлекаться. Сегодня в нашей стране активно развиваются такие субкультуры, как эмо (эмо-киды), хип-хоперы, фрики, металлисты, графиттеры, футбольные болельщики и т. д. И это далеко не полный список. Ведь сегодня отжившие свое направления уходят в прошлое, а на их место приходят все новые и новые (анимешники, «ванильное» течение).

Научная сфера

Для многих неожиданным окажется то, что ученые мужи весьма интересуются подростковой культурой. Существует огромное количество различных исследований и научных трудов по вопросам всевозможных субкультур как областей жизни подростка. Итак, перечислим основные науки, для которых представляет интерес подростковая культура: обществознание (детям об этом рассказывают еще в школе), социология (наука об обустройстве общества, важными членами которого являются подростки и молодежь), социальная работа (тут скорее подростковая культура рассматривается как причина девиации поведения несовершеннолетних детей).

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата - короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах - физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения .

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.

«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений» .

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе .

Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

То есть, можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание .

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.

Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.

Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры» .

Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.

Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.

Не меньшее влияние на формирование культуры личности подростка оказывает компьютер с его информационными возможностями. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения подростка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии подростка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Так, например, проведенные психологами исследования сферы интересов показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с подростком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.

В последние годы активизировалось формирование подростковых субкультур просоциальной (молодежные движения) и антисоциальной (группировки, носящие агрессивный характер, утверждающиеся за счет других) направленности, как в России, так и за рубежом. Причины такой активизации различны. Основные причины их активизации состоят в кризисе общества и его основных институтов, кризисе института семьи и семейного воспитания, коммерциализации СМИ и всей художественной культуры .

«Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями» .

В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения.

В.С. Мухина образно выражает сущность подросткового словотворчества: «сленг в подростковых объединениях - это языковая игра, отход от языковых норм; это маска, карнавал, «вторая жизнь» . При этом словотворчество проходит в основном по принципу заимствования иноязычных слов или употребления существующих в ином смысле. Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, - вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора .

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей .

культура личность подростковый литература

Тема урока: «Подростковая культура».

    Цели урока: Познакомить с основными понятиями, видами и функциями культуры; объяснить уникальность подросткового общества и отличие подростковой культуры от культуры взрослых;

    Развивать умения сравнивать и анализировать, делать выводы;

    Воспитывать, прививать интерес к культуре, сознательное стремление к совершенствованию себя.

Эпиграф: « Истинный предмет учения состоит в

приготовлении человека быть человеком».

Н.И.Пирогов.

Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Мы вместе проведем урок…

Ход урока.

    План. (слайд 4)

    Понятие культуры. Виды и функции культуры.

    Особенности подростковой культуры.

    Формальные общества.

    Неформальные общества.

    Молодёжная культура.

    Прически и украшения.

    Музыка.

    Роллеры.

Слайд 5.

Что такое культура? Слайд 5. В переводе с латинского означает …

Какие определения вы нашли? Какие источники вы использовали?

Слайд 6. ??? Запишем определение в тетрадь .

    Понятие культуры. Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Слайд 7 . Культура – это многоуровневая система. Выделяют такие виды как - мировую и национальную культуры. Как вы понимаете мировая? Национальная? Что включают в себя эти виды культур? Записываем в тетрадь виды определений.

(слайд 8).

Кроме того различают материальную и духовную, которые выполняют определенные функции. Культура передает социальный, исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества. Культура несет большой потенциал познания и освоения человеческого опыта.

Культура выполняет также нормативную функцию. Эта функция опирается на мораль и право и призвана как бы регулировать поведение, поступки людей.

Занесите эти данные в тетрадь.

(слайд 9 ) 1…. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Записать в тетрадь .Что значит всестороннее развитие человека? Учиться, трудиться, организовывать досуг, уметь общаться и быть интересным собеседником. Формированию всего этого помогут сложившиеся ценности, которые являются основой культуры.

Ценностями называют устойчивые представления о чем – то как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким – то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы.

Ценности бывают разные. Мы говорили о них.

? вспомните, какие ценности можно отнести к главным?

    2…………..Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода. Все знают, что они обозначают и поэтому мы движемся дальше по нашему плану. Какие виды культуры вам известны. Сделаем вывод по этому вопросу!

Вывод: Культура делиться, на виды и все они взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Кроме того культура выполняет определенные функции. Уровень любой культуры определяет, прежде всего, человечность. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода.

Сейчас перейдем к следующему вопросу урока, но сначала обратимся к результатам анкетирования проведенного среди подростков нашей школы. На вопрос есть ли подростковая культура, ответ был неоднозначный (слайд 10).

Но все же большая часть ответила «да» и мы попробуем вместе разобраться в этом вопросе. Чем же подростки характеризуют подростковую культуру? А как вы думаете, что поставили подростки на 1 место? Слайд 11 . почему именно так распределились критерии характеристик?

Чтобы понять, что представляет собой культура подростков нужно, рассмотреть её особенность. Слайд 12.

Общество подростков включает в себя молодых людей, поэтому оно достаточно разнообразно. Подростковые общества могут различаться по возрасту, по полу, национальному составу, вместе с тем подростковые общества имеют определенную особенность: подражание взрослым, кумирам, героям кинофильма, сверстникам.

Слайд 13 .Общество подростков можно разделить на общества формальные и неформальные. Рассмотрим, что представляют собой эти общества. Формальная организация представляет собой способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов, норм.

Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели

Слайд 14. Какие же признаки характерны для формального общества?

Чем характеризуется формальное общество, организация? Слайд 15. Формальная организация - характеризуется: строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами, наличием органа власти и аппарата управления.

Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Как вы думаете, ребята, с какой целью подростки вступают в формальные организации? Назовите формальные объединения, существующие в нашей школе? Слайд 16.

Социологи выделяют основные типы формальных организаций: добровольные, принудительные. Добровольные организации - это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: школьные, спортивные секции, театральные и предметные кружки, клуб шахматистов, общество охраны природы, охраны памятников. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности.?? На какие группы делиться общество подростков?

Сделаем вывод.

Подростки вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе и другим.

Как вы думаете, участие в таких организациях воспитывает их участников? Какие качества воспитывает коллектив? (местные патриотизм, поддержка, за команду, класс).

Слайд 17. Мы рассмотрели вопрос о формальных обществах, а теперь самое время познакомиться с признаками неформальных обществ. И выяснить, чем отличаются и что общего у неформального общества с формальным?

    Существуют недолго.

    Компании по месту жительства

    строится на принципах саморегуляции и самоорганизации.

    Не является жёстко структурированной.

    строится на основе личностных особенностей участников, специфики отношений.

Слайд 18 .В неформaльныx обществах имeютcя нeпиcaныe пpaвилa -- нopмы, кoтopыe cлyжaт этaлoнaми пoвeдeния.

Вaжнeйшиe пpичины вcтyплeния в гpyппy: yдoвлeтвopeниe чyвcтвa пpинaдлeжнocти, взaимoпoмoщь, зaщитa, тecнoe oбщeниe и cимпaтия.

Попробуем сравнить и найти общее и различное этих организаций. Формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде официальных полномочий. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Ребята,а вы сделали свой выбор ? Слайд 19. Участниками, каких обществ или организаций вы являетесь ? Вывод :

Формальные и неформальные организации имеют похожие цели, которые являются причиной существования этих организаций. Как вы думаете, что может причиной вступления подростков в неформальные организации?

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом сообществе. Подростки принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру, что является частью молодежной культуры. Обратимся к определению молодежная культура. Слайд 20. Запишем определение в тетрадь.

Наше анкетирование показало, чем вы характеризуете подростковую и культуру это - одежда, музыка, прически. Ваше мнение совпадает с мнением других социологических исследований.

На формирование молодежной культуры влияют и особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Её создателями являются многочисленные подростковые объединения, которые различаются своими интересами, взглядами, образом жизни, формами проведения досуга, одеждой всевозможной символикой. Подростковую культуру можно выразить через типы поведения, характерные для этого возраста, а можно рассмотреть вещи, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни. Рассмотрим главную материальную черту подростковой культуры – молодежную одежду. Одной из черт, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза- это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Как правило, подростки выбирают такую одежду, которая позволит им быть принятым в компании.

Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Слайд 21, 22.

Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняет одежда у взрослых и подростков?

Взрослые, как правило, выбирают практичную одежду, отвечающей эстетическим критериям, принятым обществом. У подростков другая эстетика: разрезанные, потертые джинсы, выкрашенные самым необычным цветом. О тепле у подростков не возникает вопрос. Так Это?

Эксперименты с внешностью - часть процесса поиска собственного образа, когда подросток чувствует себя комфортно. Внешним видом подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. Слайд 23,24. Есть ли у вас, вещи, которые подчеркивают вашу индивидуальность.

Другой важной частью подростковой культуры является музыка. Слайд25. Обратим внимание на результаты анкетирования. Существует много различных направлений в музыке. Наше анкетирование показало, какую музыку вы слушаете с удовольствием, а какая вам совершенно не нравиться.

Слайд 26…. это направление нередко шокирует своим содержанием и музыкальной формой. Многие взрослые против того, чтобы их дети слушали такую музыку. В настоящее время молодежная музыка часто является протестом и вызовом современному обществу. Слайд 27. А сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, а вы попробуйте назвать исполнителей или музыкальное направление.

Слайд 28.роллер. С недавнего времени частью молодежной и подростковой культуры является катание на роликах. (1992г.)

Это занятие придумали американцы, а позже эстафету подхватили российские подростки. Ролики – это скорость, романтика, множество острых ощущений. На роликах передвигаться в 5 раз быстрее …, чем пешком. Роллеры –это не только потрепанные локти и колени, но и адреналин, радость от катания, трюков. Гордость, что умеешь это делать на тебя смотрят и завидуют те кто не умеет. Это конечно и общение с интересными людьми. К сожалению не всё так прекрасно, и не только потому, что это может привести к травмам и переломам, но и отрицательно может повлиять на учебу.

Роллеризм – это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катания, правила поведения, прозвища. Достаточно распространенная одежда роллера – джинсы-трубы, военные штаны, немыслимый расцветки футболка, велосипедный шлем. Или - шапочка, широкие штаны или шорты, из-за которых роллеров часто принимают за реперов. Кроме одежды нужно приобрести хорошую защиту – налокотники, наколенники и шлем. Ребята в нашем городе есть роллеры? Как вы думаете, почему слабо развито это направление?

Вывод: Подростки создают собственную культуру, со своим языком, модой и самое главное системой ценностей. Эта культура пользуется одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Многие взрослые считают, что подростковая культура – только отражение культуры взрослых. Домашнее задание.п.22, учить определения,стр137 практикум №3 письменно.

Вопросы для закрепления:

    Сравните культуру подростков и взрослых. В чем отличие?

    В чем проявляется самовыражение подростка?

    Что такое молодежная культура?

    Синквейн

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В узком смысле, субкультура - это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура - форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).

Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура - это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.

Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э.Эриксон особенно выделяет этот возраст, который характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности») 1 . Корень «рост» особым образом подчеркивает эту уникальность. Чтобы выйти в состояние ростка, семенному зародышу необходимо освоить и преодолеть в первую очередь пределы семени. Прорываясь в состояние ростка к свету, растения начинает строить себя в пределах природных условий. Иными словами, ребенку предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе 2 .

Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» - как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты.

Отрочество как отдельная особая возрастная категория выявилась не сразу. Так социолог Филипп Ариес в своем труде по истории ребенка и семейной жизни во Франции, пишет о том, что в доиндустриальной Европе не существовало различия между детством и отрочеством. Ариес считает, «датой рождения» отрочества период 1900-х гг., тогда когда отрочество в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны, когда солдаты противопоставляли себя прежним поколениям. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость - вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ в., когда отрочество становится любимым возрастом 3 .

На рубеже ХIX - XX веков, разные социологи и психологи определяют возрастные категории подросткового периода по-разному. Например, американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) определял подростковый возраст от 11 до 21 года. А Пиаже, швейцарский психолог (1896-1980), определяет подростковый возраст 12--15 лет 4 .

М.Кле в книге «Психология подростка» пишет: «Отрочество - это период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Основным событием отрочества является постепенное включение в мир взрослых…» 5 .

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12--13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V--VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

Отрочество характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Таким образом, подростковый период -- это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, -- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Значительную роль в процессе социализации личности подростка играют: общество, в котором живет и развивается подросток, семья, которая определяет ценностные ориентации ребенка и школа, которая развивает его способности. В современной культуре одной из форм стихийной социализации является СМИ.

Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социо-культурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Общение подростка с родителями. Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения подростков с родителями

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное - ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

  • § Родители регулярно указывают детям, что им делать;
  • § Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
  • § Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
  • § Решение часто принимает сам ребенок;
  • § Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Влияние школьного обучения и общения с учителями на развитие личности подростка

Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределении и ориентации в жизненных ситуациях.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушать его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлективности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию. Здесь все зависит от учителя. Развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшиеся стороны его личности, но и на те, которые находятся еще в стадии созревания, на «зону ближайшего развития» ребенка.

«Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития» (Выгодский Л.С., 1956)

Для подростка «зона ближайшего развития» - это сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И.В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды на жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает смысл .

В соответствии с классификацией Ф. Дольто можно выбелить три группы основных причин неудач у здоровых подростков:

* Социальные причины. Школьные неудачи чаще всего сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким уровнем дохода. Первым не уделяют достаточно внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают им развивать свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверхтребовательности родителей их школьным успехам, что вызывает страх неудачи.

Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы: 1) вызванные нарушением развития в онтогенезе; 2) обусловленные актуальной ситуацией. Часто подросток неуспешен в учении из-за неуверенности в себе, чувства собственной неполноценности, которые сформировались в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Как отмечает Ф. Дольто, «очень часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями» .

Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса построения программы обучения, стиль педагогического общения.

На общении подростка с педагогами следует остановиться специально, поскольку оно в ряду случаев является не только предпосылкой для ощущения подростком себя как неудачника, но и самостоятельным, достаточно значимым фактором, влияющим на развитие его личности.

Во-первых, общение может содействовать усилению «Я» подростка, если это будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. В противном случае общение не только будет ослаблять «Я» подростка, но и может заставить его компенсировать чувство униженности через агрессивные действия в отношении самих педагогов. .

Учение занимает большое место в жизни подростков. Но они к моменту перехода в среднюю школу значительно различаются по многим параметрам. Подростки готовы избирательно при повышенной сензитивности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Учебный материал, усложненный и при преимущественно формах самостоятельной организации занятий. Готовность подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.

Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Наряду с познавательным интересом большое значение имеет значимость знаний для подростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для развития личности, и для жизни. Сформированные убеждения подростка и его интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения. Эмоциональное благополучие подростка обеспечивается ситуацией успеха. В этом случае у подростка повышается самооценка. Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы учителя и его отношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков, должен быть требовательным, справедливым и чутким .

Основными факторами, способными стать причиной школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются следующие:

Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в средних классах требует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки становятся не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.

Иной тип взаимоотношения с учителем в средних классах. Ситуация несовпадения стилей отношения с детьми учителя начальных школы и классного руководителя средней достаточно типична. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительный стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.

Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы. Исследования показывают, что только около 50% тринадцатилетних школьников достигают к этому возрасту уровня, гарантирующего высокоуспешную интеллектуальную и учебную деятельность. Недостаточно развитыми оказываются умения обобщать и классифицировать. В целом продолжает преобладать наглядно-действенное практическое и наглядно-образное мышление, а умение действовать в уме у 58% подростков вообще не сформировано.

Эмоциональные расстройства. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков часто возникает необоснованное чувство тревоги, депрессивные состояния, обостряются всякого рода патологические реакции. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения. Постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватность реакций. подросток семейный личность школьный

Проблемы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ. Несформированность умений и навыков и отсутствие знаний, которые должны были быть усвоены на предыдущих этапах обучения, делают невозможным движение школьника вперед. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обусловливая дальнейшее отстаивание подростка в ходе обучения.

Отношения родителей к обучению в школе и ситуации внутри семьи подростка. Безразличное отношение родителей к успехам ребенка к школе снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между родителями и педагогическим коллективом способствуют вовлечению в конфликтную ситуацию не только взрослых, но и подростка, который вынужден занять чью-то сторону.

Складывающееся противоборство отвлекает школьника от учения, его внимание концентрируется не на учебных достижениях, а на оценивании поведения взрослых. Подобная ситуация складывается, если конфликт затрагивает внутрисемейные отношения. Разлад в семье оказывается мощным фактором, способным сказаться на успеваемости ребенка. Перечисленные факторы необходимо рассматривать как факторы риска, способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте .

Рассмотрим вопрос о трудностях установления взаимопонимания между педагогами и подростками. Этот процесс часто осложняется включением механизма проекции - переноса на познаваемых людей каких-либо особенностей самого воспринимающего.

Педагоги нередко замечают и активно порицают качества, присущие им самим. Например, педагог, опаздывающий на уроки, может быть непримирим к опозданиям ребят, а педагог, имеющий сексуальные проблемы, активно борется с проявлением сексуальности у подростков. Кроме того, следует учитывать, что у подростков присутствует обостренное чувство справедливости, поэтому они с повышенной эмоциональностью реагируют на ситуации, когда. По их мнению, справедливость нарушена.

Однако общение может быть затруднено и из-за влияния на него процесса отдаления подростка от семьи, рассмотренного ранее. В таком случае подросток переносит на педагогов свое отношение к родителю и всеми силами, не всегда адекватно ситуации, доказывает им факт собственного взросления.

Возможен также перенос на педагога чувства гнева, не выраженного по отношению к родителям. Поэтому перед педагогом встает довольно трудная задача - понять, что этот гнев направлен не на него лично, и спокойной и доброжелательно установить контакт с подростком.

Подводя итоги обсуждения влияния общения с педагогом на развитие личности подростка, следует выделить следующие основное направление такого воздействия. Это содействие формированию эго-идентичности через предоставление выбора подростку возможности выбора образцов идентификации, с одной стороны, и усилению «Я» на основе самоутверждения в процессе учебной деятельности и общения - с другой.

В продолжение темы:
Дома из бруса

Филипок, рассказ Льва Толстого - одно из произведений школьной программы, его так или иначе должен прочитать каждый ребенок, учащийся в 1,2, максимум 3-м классе. На этой...

Новые статьи
/
Популярные