Основные мотивы романа белая гвардия. Проблематика и мотивная структура романа "белая гвардия"

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.

Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «СОШ №103» г. Саратов

Педагогический проект:

учитель русского языка и литературы

Саратов 2013 г.

  1. Пояснительная записка.
  2. Введение
  3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
  1. Авторская позиция.
  2. Своеобразие решения темы.
  3. Тема доблести русского офицерства.
  4. Символика романа.
  1. Заключение
  2. Литература

Приложение:

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» на тему «Человек. Семья. История»

  1. Пояснительная записка

Автор помещает в эпиграф знаменитые строки из Апокалипсиса, согласно которым «судим будет каждый сообразно с делами своими». Тема возмездия за содеянное, тема моральной ответственности за свои поступки, за выбор, который человек делает в своей жизни, - ведущая тема романа. Такое обрамление произведения словами Библии придает ему дыхание вечности, соединяет судьбы человеческие в единую цепь, которая питается из глубины веков и становится историей.

Личность на крутом повороте истории, человек в водовороте событий, образ Времени и нравственная ответственность за выбор в момент трагической ломки - вот что волновало писателя в романе.

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа –

Трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.

Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.

Обоснование проекта: сохранение культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Цель: показать на примере русской интеллигенции трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Задачи: понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.

  1. Введение

Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих, биографических, методических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.

Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно-философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М. Булгакова.

За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М. Булгакова на его произведения изменилась. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей.

Методологической основой исследования послужили труды русских философов рубежа XIX-XX веков Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, М. Гершензона, Н. Трубецкого, П. Струве, П. Флоренского. Литературоведческой базой являются теоретические положения М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.Е. Хализева, Е.Б. Скороспеловой. В исследовании использовались биографический, системно-целостный методы, элементы мотивного, мифопоэтического, интертекстуального анализа, метод религиозно-философской интерпретации текстов.

Методы исследования: анализ методической и художественной литературы.

3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трактовка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового общества»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных персонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, автор уделил особое внимание семье Турбиных, о чем писал П. С. Попов, друг М. А. Булгакова: «Дни Турбиных» - одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно откинуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и взмерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающими мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и выступает так мощно, что стягивает все части». Писатель в романе, а затем и в его драматическом переложении показал трагедию людей, которые стали жертвами истории.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль автора в следующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

3.2.Своеобразие решения темы.

Практически все герои романа имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писалась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булгаков создает гимн верности своему долгу, благородству русского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни. По стране поднимается буран, метель, за которой не видно дороги, не видно будущего. Не случайно в качестве эпиграфа писатель берет слова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И каждый определяет дорогу сам, в соответствии со своими жизненными ценностями. Решению авторской задачи подчинена и своеобразная композиция романа. Летописный стиль повествования придает частным фактам более обобщенное звучание и эпическую глубину.

3.3.Тема доблести русского офицерства.

Образ Дома Турбиных становится главным в структуре романа и противостоит символическому образу Города. Сам М. А. Булгаков отмечал, что роман - это «изображение интеллигентстко-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Не столкновение масс изображает писатель в романе, а трагедию конкретных людей. В центре событий оказывается семья Турбиных, автор сделал это намеренно, т.к. считал именно «русскую интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Русское офицерство, предаваемое генералами и используемое в качестве разменной монеты в политических играх, всегда оставалось символом доблести и благородного служения своему народу, своему Отечеству, таковы в романе образы военврача Алексея Турбина, его младшего брата юнкера Николки, поручика Мышлаевского, полковника Най-Турса.

3.4. Символика романа.

В пространстве Дома остается островок прошлой жизни с ее трогательными атрибутами: кремовые шторы, зеленый абажур, печка с изразцами и т.д. За окнами Дома воет вьюга Города, там решается история, там рушится размеренный мир, там решается возможная судьба России. По выражению М. Волошина, М. Булгаков оказался в числе первых русских писателей, кто «запечатлел душу русской усобицы».

4. Заключение

Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.

  1. Литература
  1. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1991.
  2. Богданова, О.Ю. Интерпретация текста романа «Белая гвардия» // Лит. в шк. - М., 1998. - N 2.
  3. Бузник, В.В. Возвращение к себе: О романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Лит. в шк. - М., 1998. - № 1
  4. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988.
  5. Гуткина, Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей»: Щедринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Рус. словесность. - М., 1998. - N 1.
  6. Лопатина, Т.В. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924) : Моление о Доме // Русская литература первой половины ХХ века. - Екатеринбург, 2002.
  7. Лурье, Я. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова: (М.Булгаков и «Война и мир» Л.Толстого) // М.А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. - М., 1988
  8. Петров, В.Б. Нравственные ценности в горниле русской усобицы: По страницам «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Лит. в шк. - М., 2003. - N 3.

Приложение

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая Гвардия» на тему «Человек. Семья. История».

Ход урока

1. Введение.

Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?

(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении.)

Какую форму урока лучше выбрать?

(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)

Вспомним правила проведения урока-дискуссии.

(Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки.)

2. Определение темы дискуссии, главных проблем, над которыми будем работать. Предложим ученикам высказывания исследователей творчества Булгакова и самого писателя.

«Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории» (В. Лакшин).

«Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: дом, родину, семью» (И. Подхватилин).

«И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах - «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия» - упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии» (из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину).

3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования.

В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:

а) отношения «человек – человек»;

б) отношения «человек - семья – дом» (взаимоотношения, взаимопроникновение);

в) отношения «человек - время – война» (человек - частица истории);

г) отношения «семья - время – война» (значение семьи в смутные времена);

д) отношения «человек - семья – вечность». (Как выжить? В чём спасение?)

4. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы, интересующий их, и распределиться по группам для работы.

5. Работа в группах: накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию. (Обязательно помнить о правилах работы в группах.)

6. Собственно дискуссия (обмен мнениями).

а) Отношения «человек – человек». Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми - искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.

б) Отношения «человек - семья – дом». Прежде всего, объясняется само понятие «дом». Дом - жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом - духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание. Особенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное - духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.

в) Отношения «человек - время – война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту, прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.

Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием» (Б. Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

г) Отношения «семья - время – война». Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого, «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир даёт им?

Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых» (Б. Мягков).

д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа - что относится к этим пластам? Последняя запись на печке: «Я взял билет на «Аиду»». Почему? (Вечная ценность человеческой жизни - душа, питаемая красотой и любовью.)

Далее разговор идёт о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест - символ мученичества, покаяния, искупления. «Кто ответит за кровь?») Звезда - символ надежды. Символы цвета.

Главный вопрос: в чём видит Булгаков спасение? (В любви и духовности.)

Финал романа открыт - он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям.

7. Заключение.

Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? («Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли». И. Золотусский.)

8. Рефлексия.


Анализ "Белой гвардии" Булгакова позволяет подробно исследовать его первый роман в творческой биографии. В нем описываются события, происходившие в 1918 году на Украине во время Гражданской войны. Рассказывается о семье интеллигентов, которая пытается выжить в условиях серьезных социальных катаклизмов в стране.

История написания

Анализ "Белой гвардии" Булгакова следует начать с истории написания произведения. Автор начал над ним работать в 1923 году. Известно, что было несколько вариантов названия. Булгаков выбирал также между "Белым крестом" и "Полночным крестом". Он сам признавался, что роман любил больше других своих вещей, обещал, что от него "небу станет жарко".

Его знакомые вспоминали, что "Белую гвардию" он писал по ночам, когда у него холодели ноги и руки, просил, чтобы окружающие согрели воду, в которой он их отогревал.

При этом начало работы над романом совпало с одним из самых тяжелых периодов в его жизни. В то время он откровенно бедствовал, денег не хватало даже на еду, одежда рассыпалась. Булгаков искал разовые заказы, писал фельетоны, выполнял обязанности корректора, стараясь при этом выкроить время для своего романа.

В августе 1923 года он сообщил, что закончил черновик. В феврале 1924 года можно встретить упоминания о том, что Булгаков начал читать отрывки из произведения своим друзьям и знакомым.

Публикация произведения

В апреле 1924 года Булгаков заключил договор об издании романа с журналом "Россия". Первые главы были опубликованы примерно через год после этого. При этом вышли только начальные 13 глав, после этого журнал закрылся. Отдельной книгой роман впервые вышел в Париже в 1927 году.

В России текст целиком издали только в 1966-м. Рукопись романа не сохранилась, поэтому до сих пор неизвестно, каким был канонический текст.

В наше время это одно из самых знаменитых произведений Михаила Афанасьевича Булгакова, которое было неоднократно экранизовано, ставилось на сцене драматических театров. Оно считается одной из самых значимых и любимых многими поколениями работ в карьере этого знаменитого писателя.

Действия разворачиваются на рубеже 1918-1919 годов. Место их - неназванный Город, в котором угадывается Киев. Для анализа романа "Белая гвардия" важно, где разворачивается основное действо. В Городе стоят немецкие оккупационные войска, но все ждут появления армии Петлюры, бои продолжаются всего в нескольких километрах от самого Города.

На улицах жителей окружает неестественная и весьма странная жизнь. В нем много приезжих из Петербурга и Москвы, среди них журналисты, дельцы, поэты, адвокаты, банкиры, которые устремились в Город после избрания в нем гетмана весной 1918 года.

В центре повествования - семья Турбиных. Глава семьи - врач Алексей, с ним ужинают его младший брат Николка, имеющий звание унтер-офицера, их родная сестра Елена, а также друзья всего семейства - поручики Мышлаевский и Шервинский, подпоручик Степанов, которого окружающие зовут Карасем. Все обсуждают судьбу и будущее любимого ими Города.

Алексей Турбин полагает, что во всем виноват гетман, который начал проводить политику укранизации, не допуская до последнего формирования русской армии. И если бы армия была сформирована, то ей удалось бы отстоять Город, под его стенами сейчас не стояли бы войска Петлюры.

Здесь же присутствует супруг Елены, Сергей Тальберг - офицер генерального штаба, который объявляет жене, что немцы планируют оставить город, поэтому им необходимо сегодня же уезжать на штабном поезде. Тальберг уверяет, что в ближайшие месяцы вернется обратно с армией Деникина. Как раз в это время она собирается на Дону.

Русские военные формирования

Чтобы защитить город от Петлюры, в Городе формируются русские военные соединения. Турбин-старший, Мышлаевский и Карась поступают служить под командованием полковника Малышева. Но сформированный дивизион распускается уже в следующую ночь, когда становится известно, что гетман бежал из Города на германском поезде вместе с генералом Белоруковым. Дивизиону больше некого защищать, так как не осталось законной власти.

В это же время полковнику Най-Турсу поручено сформировать отдельный отряд. Он угрожает оружием начальнику отдела снабжения, так как считает невозможным воевать без зимнего снаряжения. В итоге его юнкера получают необходимые папахи и валенки.

14 декабря Петлюра нападает на Город. Полковник получает прямое указание оборонять Политехническое шоссе и при необходимости принять бой. В разгар очередного сражения он отправляет небольшой отряд узнать, где гетманские части. Посыльные возвращаются с новостью, что частей нет, в округе стреляют из пулеметов, а конница неприятеля уже в Городе.

Смерть Най-Турса

Незадолго до этого ефрейтору Николаю Турбину приказывают вести команду по определенному маршруту. Прибыв в место назначения, младший Турбин наблюдает за бегущими юнкерами и слышит команду Най-Турса избавляться от погон и оружия, немедленно прятаться.

При этом полковник до последнего прикрывает отступающих юнкеров. Он умирает на глазах у Николая. Потрясенный Турбин переулками добирается до дома.

В брошенном здании

Тем временем Алексей Турбин, которому было неизвестно о роспуске дивизиона, является в назначенное место и время, где обнаруживает здание, в котором большое количество брошенного оружия. Только Малышев объясняет ему происходящее вокруг, Город в руках Петлюры.

Алексей избавляется от погонов и пробирается домой, встречает отряд неприятеля. Солдаты узнают в нем офицера, потому что на его папахе осталась кокарда, они начинают его преследовать. Алексей ранят в руку, его спасает незнакомая женщина, которую зовут Юлия Рейсе.

Утром девушка на извозчике доставляет Турбина домой.

Родственник из Житомира

В это время в гости к Турбиным из Житомира приезжает кузен Тальберга Ларион, который совсем недавно пережил личную трагедию: его бросила жена. Лариосику, как его все начинают называть, нравится у Турбиных, да и семейство находит его весьма симпатичным.

Владельца здания, в котором обитают Турбины, зовут Василий Иванович Лисович. Перед тем как Петлюра входит в город, Василиса, так его все называют, сооружает тайник, в котором скрывает драгоценности и деньги. Но в окно за его действиями подсмотрел незнакомец. Вскоре к нему заявляются неизвестные, у которых Они сразу же находят тайник, уносят с собой и другие ценные вещи домоуправа.

Только когда непрошеные гости уходят, Василиса понимает, что в действительности это были обычные бандиты. Он бежит за помощью к Турбиным, чтобы они спасли его от возможного нового нападения. Им на выручку отправляется Карась, которому жена Василисы Ванда Михайловна, которая всегда отличалась скупостью, сразу ставит на стол телятину и коньяк. Карась досыта наедается и остается оберегать безопасность семейства.

Николка у родных Най-Турса

Через три дня Николке удается раздобыть адрес семьи полковника Най-Турса. Он отправляется к его матери и сестре. Молодой Турбин рассказывает о последних минутах жизни офицера. Вместе с его сестрой Ириной отправляется в морг, находят тело и устраивают отпевание.

В это время состояние Алексея ухудшается. У него воспаляется рана и начинается сыпной тиф. Турбин бредит, у него поднимается высокая температура. Консилиум врачей решает, что больной скоро умрет. Поначалу все развивается по худшему сценарию, у больного начинается агония. Елена молится, заперевшись у себя в спальне, чтобы спасти брата от смерти. Вскоре врач, который дежурит при постели больного, с изумлением сообщает, что Алексей в сознании и идет на поправку, кризис миновал.

Через несколько недель, окончательно оправившись, Алексей едет к Юлии, которая спасла его от верной гибели. Он вручает ей браслет, когда-то принадлежавший его умершей матери, а после просит разрешения бывать у нее. На обратном пути он встречает Николку, который возвращается от Ирины Най-Турс.

Елене Турбиной приходит письмо от ее варшавской подруги, которая рассказывает о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей подруге. Роман завершается тем, что Елена вспоминает свою молитву, к которой обращалась уже не раз. В ночь на 3 февраля петлюровские войска выходят из Города. Вдали громыхает артиллерия Красной Армии. Она подходит к городу.

Художественные особенности романа

Проводя анализ "Белой гвардии" Булгакова, нужно отметить, что роман, безусловно, является автобиографичным. Практически для всех персонажей можно найти прототипы в реальной жизни. Это друзья, родственники или знакомые Булгакова и его семьи, а также знаковые военные и политические фигуры того времени. Даже фамилии для героев Булгаков подбирал, только слегка изменяя фамилии реальных людей.

Анализом романа "Белая гвардия" занимались многие исследователи Им удалось проследить судьбу персонажей практически с документальной достоверностью. В анализе романа Булгакова "Белая гвардия" многие подчеркивают, что события произведения разворачиваются в декорациях реального Киева, который был хорошо знаком автору.

Символизм "Белой гвардии"

Проводя даже кратко анализ "Белой гвардии", нужно отметить, что ключевыми в произведениях являются символы. Например, в Городе угадывается малая родина писателя, а дом совпадает с реальным домом, в котором жила семья Булгаковых до 1918 года.

Для анализа произведения "Белая гвардия" важно разбираться даже в незначительных на первый взгляд символах. Лампа символизирует замкнутый мир и уют, который царит у Турбиных, снег - это яркий образ Гражданской войны и революции. Еще один символ, важный для анализа произведения Булгакова "Белая гвардия", - это крест на монументе, посвященном святому Владимиру. Он символизирует меч войны и гражданского террора. Анализ образов "Белой гвардии" помогает лучше понять, что хотел сказать этим произведением автор.

Аллюзии в романе

Для анализа "Белой гвардии" Булгакова важно изучить аллюзии, которыми он наполнен. Приведем только несколько примеров. Так, Николка, который приходит в морг, олицетворяет путешествие в загробный мир. Ужас и неотвратимость наступающих событий, надвигающийся на город Апокалипсис можно проследить по появлению в городе Шполянского, который считается "предтечей Сатаны", у читателя должно создаться четкое впечатление, что вскоре наступит царство Антихриста.

Для анализа героев "Белой гвардии" очень важно разбираться в этих подсказках.

Сон Турбина

Одно из центральных мест в романе занимает сон Турбина. Анализ "Белой гвардии" часто основывают именно на этом эпизоде романа. В первой части произведения его сны являются своеобразными пророчествами. В первом он видит кошмар, который заявляет, что Святая Русь - это нищая страна, а честью для русского человека является исключительно лишнее бремя.

Прямо во сне он пытается застрелить кошмар, который его мучает, но тот исчезает. Исследователи считают, что подсознание убеждает Турбина скрыться из города, отправиться в эмиграцию, но в действительности он даже не допускает мысли о побеге.

Следующий сон Турбина уже с трагикомическим оттенком. Он является еще более явным пророчеством грядущих событий. Алексею снятся полковник Най-Турс и вахмистр Жилин, которые попали в рай. В юмористической манере рассказывается, как Жилин добрался до рая на обозах, а апостол Петр их пропустил.

Ключевое значение приобретают сны Турбина в финале романа. Алексей видит, как Александр I уничтожает списки дивизионов, будто бы стирая из памяти белых офицеров, большинство из которых к тому моменту мертвы.

После Турбин видит собственную смерть на Мало-Провальной. Считается, что этот эпизод связан с воскрешением Алексея, которое наступило после болезни. Булгаков часто вкладывал большое значение в сны своих героев.

Мы провели анализ "Белой гвардии" Булгакова. Краткое содержание также представлено в обзоре. Статья может помочь учащимся при изучении этого произведения или написании сочинения.

Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия»ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?
М.Булгаков «Белая Гвардия»

По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это
упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение
дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской
войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об
очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в
самих себе противоречивые чувства и мысли.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и
болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри
себя решение, соответственно которому он будет
в дальнейшем жить и действовать. Кто-то
поступается своей совестью ради жизни, а кто-то –
своей жизнью ради совести. Я считаю, Булгаков стоит
на стороне лучших представителей белой гвардии

Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии,
которым после революции приходится делать выбор между
противоборствующими сторонами, вольно или невольно
служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит
желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке
войны избежать не удается. Они в составе разрозненных
офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от
Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство
руководит поведением героев.

Проблема долга, чести

ПРОБЛЕМА ДОЛГА, ЧЕСТИ
Турбины обладают особой порядочностью, чувством
долга, ответственностью. Эти люди представители
интеллигенции, они не приемлют предательства и
подлости, для них превыше всего такие понятия,
как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным
и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в
России.

Проблема смелости и отваги

ПРОБЛЕМА СМЕЛОСТИ И ОТВАГИ
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и
отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром НайТурсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.

Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ЭГОИЗМА,
БЕСЧЕСТИЯ
Муж Елены Сергей Тальберг при первой же
возможности бежал вместе с немцами из России,
бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам
Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова
кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Проблема отсутствия нравственности

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи
Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды
понятия чести и достоинства. Единственное, что
заботит их, - собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь
бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем
и его женой Вандой никогда не стояла проблема
нравственного выбора, они могут приспособиться к
любым условиям.

Проблема возвращения ушедшего

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ УШЕДШЕГО
Но трагедия русской интеллигенции и их морального
выбора заключается в том, что эти люди не смогли
увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую,
прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо
возвращать отжившее, жизнь должна двигаться
вперед.

Проблема ценности домашнего очага

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова
- ценность дома, семьи, простых человеческих
привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают
тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются
сохранить его. Несмотря на тяжёлое время войны,
они остаются все вместе.

Проблема равенства всех людей перед Богом

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ
ПЕРЕД БОГОМ
В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один
верит, другой не верит, а поступки у вас у всех
одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у
меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.
Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт».

Литература и искусство на страницах романа Булгакова "Белая гвардия"

роман булгаков литература

Читая роман «Белая гвардия», можно заметить множество параллелей с литературными произведениями. На мой взгляд, автор романа стремится связать свое произведение с литературой предшествующей, отсюда появление «Капитанской дочки», «Войны и мира», «Тараса Бульбы», «Фауста» и т.д. Булгаков в своем романе связывает множество разных времен благодаря параллелям с литературными произведениями. Создается собирательный эффект, потому что когда читатель открывает книгу, он оказывается не только на страницах романа «Белая гвардия». Также важно и то, в какой момент появляется то или иное произведение. Я попытаюсь рассмотреть то, как взаимодействуют литературные произведения с романом и как углубляют его смысл. «Капитанская дочка». Появляется этот роман в самом начале, более того, фрагмент из этой книги становится эпиграфом к «Белой гвардии». В обоих произведениях одной из основных тем становится тема чести, поэтому появление этого эпиграфа не случайно.

Героям романа будет также предоставлен выбор, также как и Гриневу в «Капитанской дочке». Эпиграф - некий символ заблудившихся в буре революции людях: «все смешалось», «все исчезло». «Береги честь смолоду» - основная тематика обоих произведений. Тема чести в романе Булгакова чрезвычайно важна. Офицерская честь заставляет Алексея и Николку, Карася, Най-Турса, Мышлаевского, Шервинского и других белогвардейцев идти и защищать Киев от Войск Петлюры. Честь для Булгакова - то, без чего нельзя жить. Также в романе встречаются такие строки: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». На мой взгляд, именно эти строки можно отнести к личному отношению Булгакова, то есть их можно трактовать так, что автора беспокоит культурное наследие человечества. «Апокалипсис».

Фрагмент из Откровения Иоанна Богослова также становится эпиграфом к роману «Белая гвардия». Это становится некой вневременной точкой зрения на происходящие в романе события. Отрывок из «Апокалипсиса» усиливает впечатление от той самой бури революции, в которой заблудились герои романа. Именно в этом эпиграфе отражается личностная причастность каждого из героев ко всему происходящему, то есть каждый герой будет судим «сообразно с делами своими». «Тарас Бульба». Не случайно появление отсылок к произведению «Тарас Бульба». Гоголь также, как и Булгаков в своем произведении описывает Украину. Именно с Тарасом Бульбой сравнивает Булгаков своего героя Василису: «Василиса в кресле. В зеленой тени он чистый Тарас Бульба. Усы вниз, пушистые - какая, к черту, Василиса! - это мужчина.». Для обоих писателей было важным отображение действительности. В обоих произведениях повествуется о неком историческом событии, в котором находит себе отражение целая историческая эпоха. Героическая борьба запорожцев в «Тарасе Бульбе» сравнивается с борьбой офицеров, которые идут защищать Киев от войск Петлюры.

«Бесы». Роман Достоевского читает главный герой - Турбин. Автор подчеркивает то, как он возвращается к одному и тому же моменту в книге: «Русскому человеку честь - одно только лишнее бремя...» По сути, смысл этой фразы заключается в том, что русского человека можно сподвигнуть на любой поступок. В контексте революции эта фраза - полное отрицание чести, что противоречит полностью булгаковскому герою. Честь для автора романа, как следствие, и для его героев одно из определяющих качеств человека. «Война и мир». Булгаков продолжает художественные традиции романа Толстого.

Именно это проявляется в доме семьи Турбиных. На доме этой семьи также отражаются все происходящие события, но при всем при этом, дом был и остается единственной нравственной опорой для героев романа. Как и в романе «Война и мир» перед нами предстает гостеприимный и уютный дом (что описывается в самом начале романа). Дом Ростовых также уютен и щедр. До своей смерти Турбина, как и Наталья Ростова посвящала себя семье и детям и оставила после смерти своей завещание «жить дружно». Обе семьи изображены в тяжкие для России годы: Турбины во время революции, Ростовы во время войны 1812 года. Все это способствует еще большему сплочению семей, что подчеркивают оба автора, ведь ни одну из семей не обходят трудности: погибает Петя Ростов, ранен старший брат Алексей. Более того, и Толстому, и Булгакову невероятно близки их семьи.

Обе семьи - это символ неких устоев, старых порядков, островков мира и уюта. То есть крушение дома символизирует развал России с ее культурой и традициями. «Фауст». «Фауст, как Саардамский Плотник, - совершенно бессмертен». Образ, ставший в «Белой гвардии» символом домашнего очага. Символ того самого вечного, как и сама жизнь. Автор подчеркивает, то, что даже когда не станет всех обитателей дома, все останется, как и прежде. «…опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом…» - тут прямая отсылка к опере «Фауст» и арии Валентина «Я за сестру тебя молю», опять же отсылка к мысли семейной в романе. В.Гюго «Полный мизерабль, как у Гюго». Здесь Булгаков обыгрывает название романа Виктора Гюго «Отверженные». «Ночь перед Рождеством» Именно эту оперу напоминает Мышлаевскому картина за окном. «А в окнах настоящая опера «Ночь под Рождество», снег и огонечки, дрожат и мерцают... «Желал бы я. знать, почему стреляют в Святошине?» И безобидно, и далеко, пушки, как в вату, бу-у, бу-у...» Я считаю, что роль искусства и литературы в романе «Белая гвардия» очень важна, так как именно отсылки наполняют роман чем-то вечным. Книги, которые читают из поколение в поколение, музыка, картины. Все это создает определенную атмосферу. Также, я считаю, что для Булгакова было важным показать свою личную связь с предыдущими деятелями искусства. Для автора было важным сохранить и передать духовные и моральные устои.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Борьба или капитуляция: тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег"). Проблематика романа "Белая гвардия". Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель сложный.

    реферат , добавлен 11.12.2006

    Теоретический анализ основных проблем в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Творческий путь писателя и драматурга. Становление, проблематика и семейные ценности в романе. Анализ интерьера дома Турбиных, духовных, нравственных и культурных традиций.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2009

    Сон, как физическое состояние человека. Исследование снов в художественной литературе как способ художественно-психологического анализа. Сны в произведениях М.В. Булгакова: "Белая гвардия", "Дни Турбиных". Эффект ирреальной онироидной реальности.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2009

    История написания романа, его проблематика и мотивная структура. Развитие сюжетных линий и их соотношение с основной идеей романа, система образов и роль снов. Концептуальная триада дом-город-космос, особенности ее применения в литературном произведении.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2016

    Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова "Белая гвардия". Философская проблематика повести "Собачье сердце", художественное композиция и библейский сюжет в романе "Мастер и Маргарита".

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Особенности изучения эпического произведения. Методы и приемы изучения эпического произведения большой формы. Методика изучения романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две точки зрения на методику преподавания романа.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2006

    История создания романа. Связь романа Булгакова с трагедией Гете. Временная и пространственно-смысловая структура романа. Роман в романе. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе "Мастер и Маргарита".

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Творчество Булгакова: поэтика и мистика. "Евангельские" и "демонологические" линии романа. Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Историзм и психологизм романа.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2006

    Характеристика биографических ситуаций, послуживших основой создания главных образов романа "Записки покойника". История создания романа о Театре. Значение эстетических идей Станиславского. Ироническое мышление Булгакова и портретная галерея в романе.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    История создания романа. Идейно-художественная роль сил зла в романе. Историческая и художественная характеристика Воланда и его свиты. Великий бал у сатаны как апофеоз романа.

В 1925 году в журнале "Россия" были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия", которые сразу же привлекли внимание ценителей русской литературы. По словам самого автора, "Белая гвардия" - "это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране…", "изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь Белой гвардии" . В романе повествуется о сложном времени, когда дать однозначную оценку всем происходящим событиям было очень трудно, а сразу во всем разобраться невозможно. В своем творении Булгаков запечатлел личные воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.

В романе много автобиографического, но автор ставил задачу не только описать свой жизненный опыт в годы революции и Гражданской войны, но и проникнуть в общечеловеческие проблемы того времени, стремился утвердить мысль о том, что все люди, воспринимая события по-разному, стремятся к привычному и давно сложившемуся. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, "Белую гвардию" он любил более других своих произведений.

Роману предшествует эпиграф с цитатой из "Капитанской дочки", которым Булгаков подчеркивает, что в романе идет речь о людях, настигнутых бураном революции. Но, несмотря на все выпавшие на их долю испытания, эти люди смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Вторым эпиграфом, имеющим библейский характер, Булгаков вводит читателей в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.

Мотив эпиграфов развивает эпический зачин романа: "Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный, дрожащий Марс". Стиль зачина близок к библейскому, а ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия. Таким образом автор своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия. В открывающем произведение поэтическом зачине заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд позволяет спуститься из космической дали к миру Турбиных, так как именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.

В центре повествования - интеллигентная семья Турбиных, которая становится свидетельницей и участницей важных и страшных событий. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени: "Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?" Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье - потеря матери - сливается с другой страшной катастрофой - крушением старого, складывавшегося веками, прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных.

Дому Турбиных Булгаков противопоставляет мир внешний - "кровавый и бессмысленный", в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но дом является частью Города, как город - часть земного пространства. Город, по описанию Булгакова, был "прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром". Но свершились великие события, и его облик резко изменился. Сюда бежали "..промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий…" и многие другие. И город зажил "странною, неестественной жизнью…" Нарушился естественный ход истории, и сотни людей стали жертвами.

В основе сюжета романа не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, а нравственные конфликты и противоречия. Исторические события являются лишь фоном, на котором раскрываются человеческие судьбы. Автора интересует внутренний мир человека, оказавшегося в центре событий, когда трудно остаться самим собой. В начале романа герои не понимают всей сложности и противоречивости политической ситуации и пытаются отмахнуться от политики, но в ходе повествования они оказываются в самом центре революционных событий.

За окнами - все, что было ценного и прекрасного в России, разрушено, "восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей". И с мучительной болью думает Алексей Турбин не о своей возможной гибели, а о гибели дома: "Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи". Спасти этот мир может только любовь и преданность. И хотя автор не говорит об этом прямо, читатель верит в это. Потому что, несмотря на страшные преступления, совершаемые петлюровцами и большевиками, есть люди, подобные Алексею и Николке Турбиным, способные противостоять злу и насилию, не жалея собственной жизни.

В финале романа дано описание бронепоезда "Пролетарий". Ужасом и отвращением проникнута эта картина: "Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых стенках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест". Булгаков понимал, что привело старую Россию к трагедии. Но люди, стреляющие в своих соотечественников, ничуть не лучше тех штабных и правительственных предателей, которые посылали на верную гибель лучших сынов Отечества.

Время расставило все по своим местам. Имена убийц, преступников, грабителей, предателей всех рангов и мастей преданы бесчестию и позору. А дом Турбиных - символ нетленной красоты и правды лучших людей России, ее безымянных героев, хранителей добра и культуры - продолжает согревать души многих поколений читателей и доказывать мысль, что настоящий человек должен оставаться человеком при любых условиях.

В России во все времена находились люди, верные долгу и чести. Для этих людей дом - это не просто стены, а место, где хранятся традиции, где никогда не исчезает духовное начало, символом которого всегда остаются книжные шкафы, наполненные книгами. И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном небе, автор заставляет читателей думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности перед историей, друг перед другом: "Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле".

Е. Мустангова: "В центре творчества Булгакова - роман "Белая гвардия"… Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными, выдержаны в тоне немного снисходительного любования героями. На первый план выдвинуты их чисто психологические "общечеловеческие" черты. Этими человеческими чертами Булгаков прикрывает социальный облик своих героев. Через любование ими он хочет заставить читателя полюбить всё то, с чем его герои неразрывно связаны. Но, приглядевшись повнимательней, замечаешь, что пропасть между "высокими" и "низкими" героями "Белой гвардии" чисто условна. Идеология или, вернее, психология автора не совсем совпадает с психологией его героев. Автор стоит над героями, и любование ими - любование снисходительное. Ему как будто кажутся немного смешными и наивными их волнения, их пафос. Они ему очень милы и очень близки, но автор умнее их, потому что он видит за "временными неприятностями" нечто более важное.

ЕЛ. Яблоков: "С автобиографическим персонажем романа "Белая гвардия" связан мотив усталости и мечты об отдыхе. Ощутив историю как хаос, стихию, осознав собственную неспособность влиять на ход "больших" событий, Алексей приходит к идее войны за домашний уют; среди мотивов его поступков на первый план явно выходят индивидуально-личностные факторы. Повествователь комментирует это следующим образом: "Башни, тревоги и оружие человек воздвиг, сам того не зная, для одной лишь цели - сохранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует" . Данная мысль своеобразно перекликается с известным суждением из "Войны и мира": "Личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из-за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дела, а руководились только личными интересами настоящего. И эти-то люди были самыми полезными деятелями того времени.

Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова - ценность дома, семьи, простых человеческих привязанностей. Герои "Белой гвардии" утрачивают тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются сохранить его. В молитве Богородице Елена говорит: "Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?. Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и старшего отнимаешь. За что?. Как мы будем вдвоём с Николом?. Посмотри, что делается кругом, ты посмотри… Мать-заступница, неужто ж не сжалишься?. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?"

Любовь - один из главных мотивов романа. Роман "Белая гвардия" открывается величественным образом 1918 года: "Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс". Это вступление как бы предупреждает о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Звезды - это не просто образы, это образы-символы. Расшифровав их, можно увидеть, что уже в первых строках романа автор затрагивает наиболее волнующие его темы: любовь и война.

Роман имеет кольцевую композицию. Он начинается и заканчивается грозными предчувствиями апокалипсиса. В романе присутствует мотив дьявольщины. С ним связаны такие детали, как преисподняя, ад, куда спускаются Николка с сестрой Най-Турса в поисках его тела.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные