Предпринимательские объединения в форме некоммерческих организаций. Предпринимательские союзы Предпринимательские союзы

Ассоциации (союзы) – это объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциации (союзы) коммерческих организаций являются некоммерческими организациями , но если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Член ассоциации(союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются подписанный ее членами учредительный договор и утвержденный ими устав. Учредительные документы должны содержать следующие сведения: наименование ассоциации (союза) как юридического лица; место его нахождения; порядок управления деятельностью ассоциации (союза); обязательства членов по созданию ассоциации (союза); порядок совместной деятельности по ее созданию; условия передачи ассоциации (союзу) имущества и участия в ее деятельности; условия состава и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядка принятия ими решения, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством членов ассоциации (союза); порядок и условия выхода членов из ассоциации (союза); порядок исключения членов из ассоциации (союза); порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), и другие сведения.

Ассоциация (союз) должна иметь наименование, содержащее указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Высшим органом управления ассоциацией (союзом) является общее собрание ее членов. Исполнительным органом управления может быть коллегиальный и(или)единоличный орган управления.

Ликвидируется ассоциация (союз) на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над ними .

Компании, входящие в холдинг, заключают коммерческие сделки от своего имени. Однако право решения основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинговой компании .

Преимущества холдингов в том, что они борются с конкурентами объединенностью своих усилий.

Материнская компания в холдинге:

разрабатывает общую концепцию развития холдинга;

формирует единую стратегию инвестиционной и финансовой деятельности;

управляет дочерними предприятиями;

выполняет функции сбыта готовой продукции и закупки материальных ресурсов;

осуществляет внешнеэкономическую деятельность;

проводит в рамках объединения внутренние кредитования и финансирование.

Характерные черты холдинга

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний.

3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

осуществление межфирменных связей;

финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

предоставление консультационных и технических услуг.

Холдинговые компании (системы) включают в себя головную (материнскую) фирму, дочерние фирмы, внучатые фирмы.

Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании. Аматеринская компания, имея 5% акций дочерних фирм, эффективно контролирует их деятельность.

Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме (чаще АООТ, но может быть и АОЗТ и ООО).

В России предусмотрено два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый).

Финансовый - это холдинг, где больше 50% капитала составляют ценные бумаги других предприятий. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности он не имеет права, так как объединяет капиталы, а не предприятия.

Смешанный - характеризуется тем, что его материальная компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Они больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий со сложной деятельностью.

Разновидность концерна, при котором в состав объединения предприятий обязательно входит кредитная организация - банк.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой - предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах .

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций :

промышленные;

торговые;

кредитно-финансовые организации.

В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основнаяцель создания финансово-промышленных групп - повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:

по решению правительства с участием госпредприятия;

на основе договорного объединения частных предпринимателей;

по межправительственным соглашениям.

Основныепризнаки финансово-промышленных групп (ФПГ):

во главе ФПГ стоит финансовая компания;

иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;

важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;

характерная единая политика ценообразования;

имеет единое имущество;

организационное единство и юридическая самостоятельность.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;

ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;

наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;

необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

\55.Приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки . В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон - организация - даже такая, как государство.

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (програм­мы) приватизации федерального имущества определяется Прави­тельством РФ на очередной финансовый год. В подготовке про­гнозного плана (программы) принимают участие федеральные ор­ганы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых нахо­дятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане.

Порядок планирования приватизации имущества, находящего­ся в собственности субъектов Российской Федерации, и муници­пального имущества определяется соответственно органами госу­дарственной власти субъектов и органами местного самоуправле­ния (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогноз­ный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федераль­ной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году . В прогноз­ном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагае­мые сроки приватизации . Акции стратегических акционерных об­ществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени уча­стия Российской Федерации в управлении стратегическими ак­ционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год в составе при­лагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Зако­на о приватизации).
Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об ус­ловиях приватизации государственного и муниципального иму­щества .

Ассоциации (союзы) – это объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциации (союзы) коммерческих организаций являются некоммерческими организациями , но если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется вхозяйственноеобщество илитоварищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе .

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Член ассоциации(союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются подписанный ее членами учредительный договор и утвержденный ими устав. Учредительные документы должны содержать следующие сведения: наименование ассоциации (союза) как юридического лица ; место его нахождения; порядок управления деятельностью ассоциации (союза); обязательства членов по созданию ассоциации (союза); порядок совместной деятельности по ее созданию; условия передачи ассоциации (союзу) имущества и участия в ее деятельности; условия состава и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядка принятия ими решения, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством членов ассоциации (союза); порядок и условия выхода членов из ассоциации (союза); порядок исключения членов из ассоциации (союза); порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), и другие сведения.

Ассоциация (союз) должна иметь наименование, содержащее указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Высшим органом управления ассоциацией (союзом) является общее собрание ее членов. Исполнительным органом управления может быть коллегиальный и(или)единоличный орган управления.

Ликвидируется ассоциация (союз) на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Союзы предпринимателей

классовые организации буржуазии, объединяющие капиталистов по территориальному или отраслевому признаку с целью увеличения их прибылей, наступления на права трудящихся, борьбы с иностранынми конкурентами и оказания воздействия на внешнюю и внутреннюю политику своих правительств в интересах монополистического капитала. Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце 18 - начале 19 вв. и представляли собой объединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности, добивавшихся установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов и совместно боровшихся против рабочих. Основными методами борьбы первых С. п. против рабочего класса были: составление «чёрных» списков, объявление Локаут ов, создание специальных противостачечных фондов и т. п.

Быстрый рост числа С. п. начался с вступлением капитализма в стадию империализма (в Германии в 1870 насчитывалось 27 С. п., в 1880 - свыше 100, а к началу 20 в. - свыше 1 тыс.). Одновременно с ростом числа С. п. шёл процесс их централизации. Первый общенациональный С.п. - Национальная ассоциация промышленников (НАП) - был создан в 1895 в США. В 1916 образовалась Федерация брит. промышленности, в 1919 - Всеобщая конфедерация франц. промышленности и Имперский союз герм. промышленности. Общенациональные С. п. призваны подчинять интересы отдельных монополий или групп монополий интересам всего монополистического капитала в целом. Они являются подлинными стратегическими центрами монополий.

В 1-й половинге 70-х гг. роль таких центров играли: в США НАП и Торговая палата США (основана в 1912), в Великобритании - Конфедерация брит. промышленности, во Франции - Национальный совет франц. предпринимателей, в Японии - Федерация экономических организаций, в Италии - Конфедерация итал. промышленности, в ФРГ - Федеральный союз герм. промышленности (ФСГП), Федеральное объединение союзов герм. работодателей (ФОСГР), Федеральный союз герм. банков и Герм. промышленно-торговый конгресс.

Между общенациональными С. п. существует разделение функций и тесное сотрудничество. Одни С. п. (например, НАП, ФСГП) занимаются главным образом общими вопросами экономической политики монополий, другие (например, Торговая палата США, ФОСГР) - вопросами условий труда, заработной платы, социальной политики. Сотрудничество осуществляется посредством регулярных консультаций, взаимного кооптирования членов их президиумов, создания общих комитетов, специальных комитетов контактов, назначения на руководящие посты в различных С. п. представителей одних и тех же монополий. Задача С. п. не только в объединении действий капиталистов, но и в соединении силы монополий и государства в единый механизм. Монополии воздействуют на органы власти путём участия С. п. в финансировании буржуазных партий, формировании кадров государственного аппарата, разработке законопроектов посредством постоянных контактов рабочих органов и руководителей С. п. и государственных учреждений, деятельности лоббистских бюро при парламентах и практики «заслушиваний» представителей С. п. в различных государственных органах. С. п. направляют в адрес парламентов и правительств огромное количество меморандумов и требований, содержат многочисленные, т. н. консультативные комитеты и комиссии при правительственных органах, оказывающие сильное воздействие на правительства при принятии последними важных решений. Деятельность С. п. пронизывает все сферы общественной жизни капиталистических стран. Внедрив с помощью С. п. в государственный аппарат своих представителей, монополистическая буржуазия использует экономическую, военно-полицейскую и идеологическую машины буржуазного государства не только для увеличения своих прибылей, но и для наступления на права и интересы трудящихся. Через С. п. монополистическая буржуазия оказывает влияние на законодательство капиталистических стран. В частности, С. п. были инициаторами принятия антирабочих законов: «Чрезвычайного закона против забастовок» (1947) во Франции, Тафта - Хартли закон а (1947), закона Маккарена - Вуда (1950), Лэндрама-Гриффина закона (См. Лэндрама - Гриффина закон) (1959) и др. в США, закона «О производственных советах» (1952) в ФРГ, закона Мак-Магона (1965) в Австралии и др.

С. п. не ограничиваются рамками отдельных стран. На существование международных отраслевых С. п. указывал В. И. Ленин (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 380). После 2-й мировой войны 1939-45 только в рамках ЕЭС было создано более 200 международных отраслевых С. п. Кроме того, были организованы международные объединения общенациональных С. п., в частности такие, как Союз промышленности Европейского сообщества, Совет промышленных объединений ЕАСТ, Совет европейских промышленных союзов предпринимателей, в состав которого вошли, кроме 27 крупнейших общенациональных С. п. 18 западноевропейских стран, С. п. США и Канады. Т. о., С. п. - мощное орудие монополистического капитала и одно из важных звеньев современной системы государственно-монополистического капитализма (См. Государственно-монополистический капитализм).

Лит.: Ленин В. И., Анкета об организациях крупного капитала, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21; Партии в системе диктатуры монополий, М., 1964; Куликов А. Г., Генеральные штабы монополий, М., 1969; Федоров Р. П., Анонимная власть, М., 1970; Империализм ФРГ, под ред. О. Рейнгольда, пер. с нем, М., 1973; Kuczynski J., Studien zur Geschichte des deutschen Imperialismus, 1, 2 Aufl., B., 1952; Banaschak M., Die Macht der Verbände, B., 1964; Кarisch A., Staat, Parteien und Verbände in Österreichs Wirtschaftsordnung, \V., 1965: Braunthal G., The Federation of German Industry in politics, lthaca, 1965; Buchholz E., Die Wirtschaftsverbände in der Wirtschaftsgesellschaft, Tübingen, 1969; Jaeggi U., Macht und Herrschaft in der Bundesrepublik, Fr./M. - Hamb., 1969.

А. Г. Куликов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Союзы предпринимателей" в других словарях:

    Классовые организации капиталистов, обеспечивающие им достижение экономических и часто политических целей: биржевые комитеты, торговые и промышленные палаты, национальные и международные союзы предпринимателей различных отраслей промышленности … Большой Энциклопедический словарь

    СОЮЗЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, классовые организации капиталистов, обеспечивающие им достижение экономических и часто политических целей: биржевые комитеты (см. БИРЖЕВЫЕ КОМИТЕТЫ), торговые и промышленные палаты, национальные и международные союзы… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Добровольные более или менее долговременного характера организованные соединения наемных рабочих, имеющие целью противодействовать понижению и содействовать улучшению социального положения своих членов или условий труда вообще. Согласно этим… …

    Бывают трех родов: 1) союзы капиталистов предпринимателей, 2) соединения мелких производителей, 3) союзы рабочих (Trade Unions, Gewerkvereine и пр.). К первой категории относятся те соединения предпринимателей, которые образуются для сокращения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Профсоюзы (от лат. professio занятие, профессия), массовые орг ции. рабочих и служащих, целью к рых является защита интересов трудящихся. Возникли в эпоху капитализма, в процессе борьбы пролетариата против капиталистич. эксплуатации, за повышение … Советская историческая энциклопедия

    I В тесном смысле С. называется совместное прекращение работы на предпринимателя, с целью достижения от него более выгодных для рабочих условий. Ответное средство в интересах предпринимателя закрытие предприятия и массовое увольнение рабочих,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    На обыденном языке под этим термином разумеются различного рода союзы, создающие между договаривающимися общность материальных интересов и не принадлежащие к числу обыкновенных гражданских и промышленных обществ. Во Франции, откуда этот термин… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Ни для кого не секрет, что кооперация в экономике является залогом увеличения общей прибыли. Уже давно предприниматели различных отраслей экономики объединяются с целью совместного ведения бизнеса. В настоящее время в разных городах России существуют так называемые союзы предпринимателей, объединяющие организации региона. Кроме того, существует общероссийский - Российский союз промышленников и предпринимателей, призванный представлять интересы бизнеса не только на региональном, но также и на общероссийском и мировом уровне.

Зачем вступать в союз предпринимателей

Союз предпринимателей - это свободно созданная общественная организация, объединяющая бизнесменов. Часто они носят название торгово-промышленных палат. Основная цель, ради которой создаются союзы предпринимателей, - это получение дополнительных возможностей для ведения бизнеса и одновременно с этим содействие процессам модернизации экономики и повышение статуса бизнеса России.

В качестве критерия для объединения предпринимателей чаще всего выступает региональный фактор. Например, существует Союз предпринимателей Санкт-Петербурга, Свердловский союз предпринимателей и так далее. В то же время есть и отраслевые союзы, например Союз предпринимателей зообизнеса. Встречаются и такие союзы как Союз молодых предпринимателей, Союз православных предпринимателей и так далее.

Вступление в союз предпринимателей выгодно по следующим причинам:

  • возможность при поддержке и поручительстве членов союза получить средства на развитие и модернизацию собственного бизнеса, зачастую на более выгодных условиях;
  • взаимовыгодное сотрудничество с отдельными представителями союза предпринимателей, налаживание новых деловых контактов;
  • выработка единой, выгодной для всех членов союза, линии развития предприятий в той или иной отрасли бизнеса.

Условия вступления в Российский союз промышленников и предпринимателей

Самым крупным союзом предпринимателей в России является Российский союз промышленников и предпринимателей или сокращенно - РСПП. Эта организация представляет совместные интересы российских бизнесменов как внутри страны так и за ее пределами, именно она является законодателем мод в сфере деловой этики и способов ведения крупного бизнеса.

Если вы в первую очередь заинтересованы в финансовой поддержке вашего бизнеса в виде получения грантов и субсидий и ваш бизнес не является очень крупным, то возможно, гораздо проще будет получить финансовую поддержку не в РСПП, а в чуть менее крупном региональном союзе предпринимателей. Кроме того, вступительный взнос в подобных объединениях намного меньше.

Чтобы вступить в РСПП необходимо внести первоначальный вступительный взнос и предоставить определенные документы:

  1. Заявление о вступлении в РСПП;
  2. Заполненную регистрационную карту члена РСПП;
  3. Копию документа, подтверждающего перечисление вступительного взноса (в этом году размер взноса в РСПП составляет 150 тысяч рублей) ;
  4. Выписка из решения о праве вступать в другие организации;
  5. Заверенная печатью копия устава;
  6. Выписка из ЕГРЮЛ;
  7. Список филиалов и представительств - для компаний;

В более мелких союзах предпринимателей условия вступления, как правило, практически идентичны, разве, вступительный взнос будет меньше.

Официальный сайт РСПП: www.rspp.ru или http://рспп.рф/

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ткаченко Александр Ефимович. Предпринимательские союзы в системе рыночных отношений: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Москва, 2003 159 c. РГБ ОД, 61:03-8/2471-6

Введение

Глава 1. Институционализация предпринимательских союзов в XIX- начале XX вв.

1.1. Торгово-промышленные палаты как первая форма объединения предпринимателей: сущность и экономические функции.

1.2. Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

1.3. Предпринимательские объединения России: генезис, типы и основные направления деятельности.

Глава 2. Предпринимательские союзы в современную эпоху .

2.1. Торгово-промышленные палаты индустриальных стран как координационный центр предпринимателей.

2.2. Современные предпринимательские ассоциации Западной Европы, США и Японии: механизм функционирования и реализация целей.

2.3. Торгово-промышленная палата РФ как головная организация российских предпринимателей.

2.4. Предпринимательские союзы России: этапы формирования, виды, особенности и характер деятельности.

Заключение

Библиография

Введение к работе

Современная Россия переживает период системных социально-политических и экономических перемен. Создание гражданского общества, проведение рыночных преобразований со всей остротой ставят вопрос о формировании новых отношений между государством и обществом.

Рыночная экономика предполагает, прежде всего, приоритет частной собственности, господство строго определенных норм и правил поведения участников рыночных отношений. Как свидетельствует исторический опыт, рынок невозможен без предпринимателя, выступающего центральным элементом новой экономики. Предпринимательство обеспечивает интенсификацию экономических процессов, придает экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Развитие рыночных начал в современной российской экономике способствует консолидации и институционализации предпринимательства, проявлением которых становятся его союзы и объединения. Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз страховых организаций, Лазерная ассоциация и другие организации в качестве своей главной цели ставят вопрос о совершенствовании рыночных отношений, развитии национального и отраслевых рынков. Реализация данных целей предполагает действенное сотрудничество предпринимательских структур с государственными органами всех уровней.

Переход экономики на рыночные начала осуществляется при активном участии государства. Рыночная экономика сегодня немыслима без создания эффективного механизма взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти государства. Он реализуется через создание экономической инфраструктуры, деятельность полуправительственных экспортно-импортных организаций с участием в них представителей деловых кругов, формирование и реализацию промышленной и внешнеэкономической политики, размещение государственных и муниципальных заказов, узаконение лоббистской деятельности предпринимательских структур, регулирование социально-экономических процессов.

В условиях масштабных преобразований выстраивание законодательно определенных отношений государства с новыми общественными структурами, бизнесом в целом приобретает особую значимость.

Исторический опыт показывает, что взаимодействие общества с государством осуществляется через специальные институты. С одной стороны в нем участвуют государственный аппарат и органы государственной власти, а с другой - институционализированные структуры, т.е. организации, союзы и иные объединения граждан. Последние распадаются на два принципиально различных образования - политические партии и общественные организации, которые контактируют с государством по своим каналам, используя свои методы. Партии делают это через выборы в парламент и местные представительные учреждения, а организованные граждане, входя в непосредственный контакт с государством и его органами, через так называемую систему функционального представительства. Взаимодействие предпринимателей и государства осуществляется как посредством массовых движений и акций, так и путем формализованных и неформальных связей с представителями властных структур. Такого рода деятельность в широком смысле слова можно считать лоббистской.

Вопрос о путях и способах влияния предпринимательства на процесс разработки и принятия государственных решений непосредственно связан с характером политической системы, особенностями политической культуры и историческими традициями. Сегодня в нашей стране все это находится пока еще в стадии формирования.

В современной России деятельность предпринимательских союзов разворачивается на поле, не определенном ни юридически, ни политиче ски. Не случайно, их деятельность пока еще осуществляется преимущественно вокруг вопросов, связанных с распределением и перераспределением экономических ресурсов, разделом и переделом собственности.

Поэтому изучение истории предпринимательских объединений представляет актуальную задачу, имеющую научную и практическую значимость. В современной отечественной историко-экономической науке отсутствуют комплексные исследования по проблемам взаимодействия союзов предпринимательства с государством. Этот опыт изучен фрагментарно и не учитывается в современных экономических и социально-политических процессах.

Корпоративные структуры предпринимательства обратили на себя внимание современников с первых дней появления, хотя закрытость и отсутствие конкретной информации препятствовали проведению их всестороннего анализа. Первыми российскими исследованиями в этой области стали работы В.Шнейдера и Л.Нисселовича.1 В них на основе архивных материалов и сведений, предоставленных руководителями государственных учреждений и предпринимательских обществ, авторы попытались охарактеризовать деятельность торгово-промышленных организаций с начала XVIII в., показать отношение к ним властей.

Развитие предпринимательского движения, оживленная полемика, развернувшаяся на съездах предпринимательских союзов, по проблемам организационного строительства, принципам, формам и методам работы, а также их возрастающая роль в хозяйственной жизни страны способствовали оживлению исследовательской работы. В начале XX в. были опубликованы труды А.О. Ерманского. В них было проанализировано состояние предпринимательского движения, определены перспек тивы и показана роль организованного капитала в экономической и политической жизни страны.2

Сделанные им выводы основывались на большом фактическом материале и сводились к тому, что представительные организации российского капитала превратились во влиятельнейшие лоббистские структуры, объединившие в своих рядах представителей крупного капитала различных отраслей хозяйства. А.О.Ерманский подчеркивал, что нужно пересмотреть сложившееся мнение о российской буржуазии как о классе, отделенном от власти. Хотя ее представители и не участвуют в формировании исполнительной власти, она, как показывала российская действительность, имела прочные связи с государственными органами, что позволяло ей решать достаточно оперативно и эффективно стоявшие перед ней проблемы. Этим обстоятельством он объяснял политическую индифферентность российского капитала.

В 1913 г. увидели свет две монографии Е.С. Лурье.3 Впервые в них была сделана попытка дать классификацию предпринимательских объединений. Взяв за основу два критерия, - отношение к власти и цели организаций - Е.С.Лурье разделил все союзы на четыре группы: официального представительства, «общественные» или «частные» для защиты общих интересов, союзы работодателей и синдикаты. Он доказывал, что при всех различиях представительные союзы решали задачу создания благоприятного предпринимательского климата, но разными средствами. Автор большое внимание уделял правовой стороне их деятельности, отметив при этом недостаточную разработку юридических норм их существования. Кроме того, он определил основной круг проблем, требовавших скорейшего разрешения. Правильно найденные решения

должны были обеспечить переход предпринимательских объединений на качественно новый уровень развития.

В эти же годы появились первые исследования о деятельности отдельных предпринимательских союзов.4 Авторами публикаций являлись лица, близко стоявшие или непосредственно связанные с ними. В этих работах достаточно подробно освещалась история становления конкретных представительных объединений, показывались основные формы и методы деятельности. Данные исследования основывались на обширном статистическом и аналитическом материале, требующем, однако, критического к себе отношения. Примечательно, что рассмотрение проблем российских предпринимательских союзов в них осуществлялось через призму зарубежного, в первую очередь немецкого, опыта.

В начале XX в. появилось довольно много публикаций по истории предпринимательских организаций западноевропейских стран.

Значительная часть этих публикаций была помещена в центральном печатном органе Съездов представителей промышленности и торговли - в журнале «Промышленность и торговля».5

Отдельные стороны деятельности корпоративных организаций нашли отражение в работах, посвященных экономическому развитию отдельных отраслей хозяйства страны.

Это - исследования Н.А. Вигдорчика, И.М. Гольдштейна, В.П. Литвинова-Фалинского, М.Н. Соболева, П.Х. Спасского и других.6

В 20-40-х гг. XX в. проблема представительных союзов российского капитала не получила сколько-нибудь глубокого изучения, хотя отдельные ее аспекты освещались в трудах по истории конкретных отраслей промышленности и торговли, развития некоторых российских регионов. Эта тема затрагивалась исследователями также в связи с изучением рабочего движения.7

Лишь в 50-60-х гг. историки-экономисты приступили к разработке данной проблематики. В связи с изучением положения российского капитала в экономике страны они обратили внимание на предпринимательские организации. Центральным явился вопрос о развитии российских монополий. В связи с ним и рассматривался организованный капитал.

В работе В.Я. Лившина «Монополии в экономике России» впервые в советской историко-экономической науке была предпринята попытка охарактеризовать деятельность представительных объединений российского капитала.8

В эти же годы появились и статьи по данной проблеме. В публикациях В.Я. Лившина, Е.Бондаренко, Л.Н. Колосова рассматривались вопросы создания отдельных предпринимательских объединений, определялись направления их деятельности, выявлялись их основные участники.9 Но обобщающих исследований в эти годы сделано не было.

В 70-80-х гг. отечественной историко-экономической наукой велось достаточно интенсивное изучение экономической политики правительства, особенностей российского капитализма, различных предпринимательских групп. Отличительной чертой работ этого периода являлось привлечение значительного архивного материала, обращение к периодике, в том числе и к изданиям предпринимательских объединений, использование разнообразных статистических справочников. Однако проблемы предпринимательского движения не являлись темой этих монографий и затрагивались лишь в связи с анализом общих или конкретных хозяйственных проблем.

В эти же годы советскими социологами и экономистами были предприняты значительные усилия по изучению основных тенденций хозяйственного развития западных стран. Большое внимание уделялось рассмотрению проблем государственного регулирования экономики, предпринимательским союзам, занявшим в экономической и социально-политической жизни ведущих индустриальных стран весьма заметное место. Были изданы труды, в которых анализировалась деятельность предпринимательских организаций отдельных стран. Среди наиболее крупных работ следует отметить исследования И.М. Бунина, Н.П. Василькова, А.Г. Куликова и других."

В эти же годы был переведен на русский язык ряд зарубежных ис-следований по данной проблематике.

Отдельные стороны российского предпринимательского движения получили освещение в статьях Е.А. Воронцовой, Т.И. Грико, B.C. Дякина, В.В. Крутикова, И.Г. Мосиной, М.И. Шумилова.13 В них были рассмотрены некоторые стороны деятельности региональных, отраслевых и центральных предпринимательских союзов, отмечена их роль в развитии отдельных отраслей хозяйства.

Непосредственно проблемам становления и развития корпоративных союзов были посвящены исследования И.Н. Шапкина. В них на основе привлечения мало использованных в отечественной историко-экономической науке материалов проанализировано состояние организованного движения капитала, дана характеристика его этапов, показаны формы и методы, использовавшиеся предпринимательскими объедине ниями.

Таким образом, отечественными исследователями проделана определенная работа по изучению представительных организаций предпринимателей. Однако сделаны лишь первые шаги. Данная тема относится к числу малоизученных и неразработанных проблем.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы исследовать развитие предпринимательских союзов, их место, роль и функции в системе рыночных отношений на материалах России и зарубежных стран.

Реализация данной цели предопределила решение следующих задач:

Выявить причины создания и национальную специфику предпринимательских союзов;

Определить типы предпринимательских объединений и их экономические функции;

Определить этапы формирования предпринимательских союзов, их отраслевую принадлежность и основные направления деятельности;

Выявить национальные особенности развития и деятельности представительных союзов предпринимателей на разных этапах исторического развития;

Показать значение предпринимательских ассоциаций в формировании и совершенствовании рыночной инфраструктуры, в разработке экономической политики государства;

Определить формы и методы осуществления своей деятельности предпринимательскими союзами различного типа;

Изучить влияние предпринимательских объединений на экономику различных стран.

Предметом исследования настоящей диссертации являются проблемы развития предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования являются экономические и правовые отношения, складывающиеся в ходе становления, развития и функционирования представительных организаций предпринимательства.

Теоретической и методологической основой для написания диссертационной работы является диалектический метод познания, включающий исторический и логический способ познания, системный подход к процессам становления и развития рыночных отношений, современный науковедческий подход к анализу исследуемых проблем экономической истории. Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по обозначенной проблеме. При обработке и систематизации рассматриваемого в диссертации материала использованы методы исторического, сравнительного экономического анализа.

Информационную базу исследования составили научные труды российских экономистов, историков экономики, социологов, правоведов прошлого и настоящего, посвященные как общим проблемам экономического развития XIX - XX вв., так и различным аспектам деятельности предпринимательских союзов России и зарубежных стран.

При исследовании темы использованы разнообразные материалы: законодательные акты, документы предпринимательских союзов и т.д.

Важнейшим источником являются данные, содержащиеся в периодических изданиях государства и предпринимательских организаций.

Научная новизна работы определяется тем, что это первое комплексное историко-экономическое исследование по проблемам представительных союзов предпринимательства на протяжении XIX - XX вв. с

привлечением материалов России и зарубежных стран. Она заключается в следующем:

Показано, что процесс формирования предпринимательских организаций носит объективный характер. Он связан с совершенствованием рыночных отношений и постепенным формированием гражданского общества современного типа;

Выявлены основные факторы экономического и социально-политического характера, а также культурно-психологические и национальные особенности, способствовавшие развитию организационного предпринимательского движения и складыванию национальной специфики предпринимательских объединений;

Дан анализ деятельности торгово-промышленных палат различных стран и выявлены основные типы, направления, формы и методы осуществления стоящих перед ними задач;

Рассмотрена роль предпринимательских организаций в формировании и совершенствовании рыночной инфраструктуры, их участие в разработке экономической политики государства, при этом выявлены национальные различия, существовавшие и сохраняющиеся до настоящего времени;

Проанализирован процесс становления предпринимательских объединений России прошлого как сложное и противоречивое явление, показаны организационные отличия российских предпринимательских союзов от ряда европейских аналогов;

Рассмотрено влияние организационного движения российского капитала на экономическое развитие отдельных отраслей хозяйства и национальной экономики в целом;

Показаны приемы и методы реализации уставных задач предпринимательскими ассоциациями;

Проанализировано современное состояние организационного предпринимательского движения в нашей стране, намечены перспективы его развития и указаны факторы, сдерживающие их рост.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке планов по социально-экономическому преобразованию России на обозримую и долгосрочную перспективу, а также при чтении лекций по «Экономической теории», «Экономической истории», «Предпринимательству».

Обсуждение диссертационного исследования проводилось на кафедре экономической теории Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. Основные положения и результаты диссертации представлены в статьях и докладах на ряде научных конференций - Международной научно-практической конференции ученых России и Украины. 27-28 июня 2000 г. в г. Луганске; Международной научно-практической конференции. 24-25 января 2001 г. в г. Москве.

Торгово-промышленные палаты как первая форма объединения предпринимателей: сущность и экономические функции

Профессиональные объединения торговцев и ремесленников в форме цехов и купеческих гильдий существовали еще в феодальную эпоху. Наиболее успешно экономические интересы защищал торговый капитал, создавший для этого целый ряд организаций, оказывавших весьма заметное влияние на экономическое и политическое развитие Европы. Одним из таких примеров является существование на протяжении ряда столетий объединения северогерманских купцов - Ганзы. В Западной Европе первыми представительными организациями предпринимателей стали торговые палаты. Как совещательные органы по делам торговли при городском управлении они впервые появились во Франции. Из-за высокой прибыльности торговли и слабого развития промышленности в этот период эти организации создавались в форме торговых палат. Во Франции в конце XVII в. был учрежден целый ряд таких «палат». В 1700 г. они объединились в «Королевский совет торговли» - консультационный орган при правительстве, наделенный значительными полномочиями. В 1768 г. была образована первая торговая палата в Северной Америке, в Нью-Йорке.15 В XIX в. палаты появились в Англии. В XIX в. торговые палаты создавались в странах Западной Европы и Америки, а в начале XX в. в странах Латинской Америки, Азии и даже в африканских колониях. В это время они существовали в 43 странах мира - в европейских странах, Японии, Индии, Китае, Гонконге, Египте, Австралии, Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили, Кубе, Уругвае, Эквадоре и других странах. К началу первой мировой войны в ведущих индустриальных странах за счет, в первую очередь, региональных палат их количество постоянно увеличивалось: во Франции насчитывалось 117 торговых палат, Германии - 147, Англии - 92, Австро-Венгрии - 86, Италии - 74, не считая подобных организаций в колони-ях.16

Учреждение торговых палат осуществлялось либо по решению правительства (Италия, Австро-Венгрия, Румыния, Болгария) или ходатайству представителей правительства и промышленности (Пруссия, Испания, Голландия), либо на основании законов об обществах и ассоциациях (Англия, США).

Сложившиеся к этому времени торговые палаты можно разделить на два вида - континентальные и англосаксонские.

К первому типу относились палаты, организованные в форме официального государственного института. Представители торгового капитала должны были входить в них в обязательном порядке. Эти палаты зародились и развились во Франции, откуда они в наполеоновскую эпоху были перенесены в европейские страны. Торговые палаты континентального типа были организованы в Германии, Голландии, Австро-Венгрии, Италии, Румынии, Болгарии, Японии и Китае.

Ко второму типу относились палаты, созданные на основании законов об ассоциациях в виде свободных союзов и корпораций с наделением их правами юридического лица. Вторая категория палат возникла в Англии, а затем распространились в США, Австралии, Швеции, Бельгии и Швейцарии.

Имелись также палаты смешанного типа, например в Испании. Здесь они создавались в виде свободных союзов, но по королевскому декрету 1901 г. могли получать официальный статус. В бывших ганзейских городах - Гамбурге, Бремене, Любеке, - торговые палаты представляли своеобразное сочетание английского и французского типов. Состав палат формировался за счет купечества, которое самостоятельно принимало решение о вхождении в нее. Правительство, наделяя их значительными полномочиями, придавало им статус официальных государственных учреждений.

Состав палат в разных странах варьировался. Во Франции и Австро-Венгрии они объединяли торговцев, промышленников, судовладельцев и ремесленников. Австро-венгерские торговые палаты, как писали современники, «являются органами государственной политики поддержания среднего класса, главным средством которой служат образование промышленных товариществ и контроль за ремеслом».18 Для представительства интересов промышленников в некоторых немецких землях, например в Гамбурге, Бремене, Саксонии, создавались промышленные палаты. В их ведение передавались также вопросы, связанные с развитием ремесла. С 1897 г. в тех немецких землях, где отсутствовало представительство ремесленников, образовывались особые ремесленные палаты.

В Италии, Испании, Австро-Венгрии, Голландии, Швеции, США, Англии и ряде других стран торговые палаты служили для представительства интересов торговли, судоходства и промышленности.

Торговые палаты делились на местные и центральные. Местные занимались хозяйственными вопросами и представительством интересов членов палаты на региональном уровне. Их юрисдикция распространялась на определенные округа, департаменты, провинции или крупные городские центры. Так, по законам Пруссии их основной задачей являлась «забота об общих интересах торговцев и промышленников своего округа, и в особенности содействие правительству в деле развития торговли и промышленности при помощи доставления фактических сведений, внесения докладов и дачи заключений».

Центральные органы решали хозяйственные вопросы на национальном уровне. Они выступали в роли официальных учреждений для обсуждения договоров и законов, имевших отношение к торговле, промышленности и земледелию. Палаты, создаваемые при министерствах, являлись не столько органами, объединявшими и согласовывавшими деятельность местных торговых палат, сколько своеобразными правительственными органами, образуемыми для решения определенных государственных задач. Содействие правительственным ведомствам являлось не только правом, но и их обязанностью. Они должны были давать подробные объяснения по запросам административных и судебных учреждений. В них власть видела компетентных советников для направления и согласования действий правительства по хозяйственным вопросам.

Центральные органы англосаксонского типа преследовали не только представительские цели. Они объединяли торгово-промышленный класс, согласовывали деятельность местных отделений для проведения и отстаивания собственных интересов, для приобретения большего влияния на законодательство.

Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

Первые предпринимательские союзы представительного типа как продукт капиталистических отношений стали создаваться в XVIII - XIX вв. Впервые они были образованы в Англии. Уже в 1799 г. в Лондоне была создана Британская ассоциация бумаги и картона, а первая общенациональная организация предпринимателей - Национальная ассоциация фабрикантов - была учреждена в 1854 г. Становление рыночных отношений в английских колониях Северной Америки привело к появлению первых предпринимательских союзов в XVIII в. В 1762 г. производители свечей Род-Айленда объединились в предпринимательский союз. Одним из первых предпринимательских объединений США стала созданная в 1792 г. Ассоциация маклеров биржи Нью-Йорка.44 Особенностью американских предпринимательских союзов являлось то, что они создавались предпринимательскими группами преимущественно с узко прагматическими целями. Так, в 1862 г. образовалась Ассоциации издателей Нью-Йорка с целью добиться большей стабильности на книжном рынке.

На европейском континенте первые ассоциации выросли из средневековых торговых гильдий и коммерческих союзов. В Бадене по закону 1862 г., уничтожившему цеховое устройство, были созданы представительные организации - промышленные товарищества, обладавшие правом юридического лица. Им передавалось имущество цехов и купеческих союзов. В начале XIX в. в Германии была предпринята попытка образовать национальную предпринимательскую организацию. При участии Фридриха Листа в 1819 г. был основан Германский торговый союз, но через два года он был распущен. Аналогичная судьба постигла основанный в 1829 г. Промышленный союз королевства Саксонии. Недолговечными оказались также созданный в 1821 г. в Берлине Союз содействия промысловой деятельности и основанное в 1836 г. Объединение владельцев саксонских прядилен.45 Из-за политической раздробленности Германии более чем на 350 княжеств и политически самостоятельных городов все попытки образовать выходящую за региональные рамки систему представительства интересов предпринимателей потерпели неудачи. К этому следует добавить, что незначительная численность немецкого рабочего класса, его слабость в идеологическом и организационном отношениях (существовали лишь немногочисленные тайные организации) не делали актуальной задачу создания такой организации.

На протяжении ряда лет в некоторых западноевропейских странах предпринимательские организации несли на себе в организационно-правовом отношении груз феодального прошлого. В Германии эти союзы назывались «торговыми корпорациями» или «торговыми депутациями». С 1665 г., например, в Гамбурге «Торговая депутация» объединяла морских торговцев, имела значительное влияние на городские власти. Именно ей было поручено управление биржей. С 1814 г. она получила право направлять своих представителей в местные органы власти, а чуть позже назначать судей в торговые суды. За депутацией признавалось право представлять интересы торгового класса Гамбурга. В XIX в. в нее входили владельцы крупных торговых и промышленных предприятий. Ее внутренняя жизнь регламентировалась законом. Согласно гамбургской конституции 1860 г. деятельность торговой депутации несколько видоизменилась. Ей давалось право иметь представителей в различных государственных учреждениях, а связанные с ее деятельностью издержки покрывались за счет казны.

Существование торговых палат и различных купеческих корпораций не помешало созданию предпринимательских союзов для защиты корпоративных интересов в экономической сфере. Рост численности и усиление их влияния совершались параллельно с промышленным подъемом Западной Европы. Нередко предпринимательские объединения оказывали гораздо большее влияние на деятельность правительства, чем торговые палаты, деятельность которых была втиснута в узкие рамки. Более того, по мере технического, промышленного и экономического развития палаты оказались не в состоянии выполнять стоявшие перед ними задачи по координированию интересов различных групп предпринимателей, например, купечества и промышленников. В условиях существования разнообразных хозяйственных интересов палатам с большим трудом удавалось осуществлять предписанную им законом гармонизацию предпринимательских интересов.

Необходимость объединения усилий бизнеса и власти в экономической и социальной областях государство все более полно начало осознавать во второй половине XIX в. - в эпоху динамичного развития капитализма. Особенно последовательно политика выстраивания конструктивных отношений с предпринимателями осуществлялась в новых европейских государствах, появившихся на политической карте после национально-освободительных движений (Италия), или в результате успешных войн (Германия).

В.Фишер в своем исследовании, посвященном анализу взаимоотношений государства и объединений немецких предпринимателей, замечает, что провозглашенная в 1871 г. Германская империя получила на «тарелочке» уже полностью сформировавшуюся систему организаций, представлявших интересы предпринимателей, с которыми правительства отдельных немецких государств давно уже научились сотрудничать. Именно в Германии эти союзы приобрели наиболее развитые формы, поскольку по определению В.И.Ленина, она представляла собой «образец передовой капиталистической страны, которая в смысле организованности капитализма, финансового капитализма, была выше Америки».

В этот период росла численность предпринимательских союзов и в других странах. В США - стране, исповедовавшей индивидуализм, свободу частной инициативы, невмешательство государства в хозяйственные отношения - их количество постоянно увеличивалось. К 1914 г. насчитывалось около 800 организаций.

Торгово-промышленные палаты индустриальных стран как координационный центр предпринимателей

Торгово-промышленные палаты в настоящее время, как показывает мировой опыт, являются наиболее представительными организациями капитала, объединяющими предпринимательские структуры различных секторов экономики. Независимо от формы организации, они обладают во всех странах мира рядом общих черт, которые отличают их от других предпринимательских союзов. К ним можно отнести следующее: - как правило, они являются некоммерческими организациями; - носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.); - функционируют на основе самоуправления, определяемого уставами; - оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства); - используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания благоприятного правового климата в целях развития предпринимательства и лоббирования его интересов; - выполняют функции посредников между правительственными предпринимательскими структурами в исполнении, толковании и совершенствовании нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Процесс формирования торговых палат, как свидетельствуют материалы главы 1, интенсивно проходил во второй половине XIX в. В этот период сложились основные их виды. В настоящее время можно говорить о существовании трех типах торгово-промышленных палат.

Первая - это «континентальная» модель. Палаты этого типа создаются на основе специального национального законодательства, определяющего их задачи и роль в общественной жизни страны, в хозяйственной деятельности и выполнении ряда административных функций. На этих принципах организованы палаты во Франции, Германии, Италии, Австрии, Нидерландах, Словении и других странах.

При создании палат этого типа, как правило, в законодательном порядке предусматривается обязательное членство в них предпринимательских структур. Причем сегодня имеются примеры, когда в национальных палатах членство обязательно, а в местных - добровольное. Обычно предусматривается создание одной палаты в административной единице.

Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство укрепляет позиции палат перед законодательными и исполнительными органами власти, поскольку выступают от имени всего делового содружества страны или определенного региона. Другим достоинством палат с обязательным членством является то, что они как на региональном, так и на местном уровне, солидарно выступают от имени различных секторов экономики, а не отдельных ее сегментов. Третьим важным преимуществом «континентальных» палат является передача им некоторых административных и управленческих функций в сфере хозяйственной и социальной деятельности, в том числе, например, в области образования, сертификации, аккредитации, выдаче торговых документов и т.п.

Позитивным фактором в деятельности этих палат является возможность сотрудничества с законодательными и исполнительными органами власти на основе создания при этих органах представительств палат. Более того, правительственные органы обязаны консультироваться с ними при решении правовых и экономических вопросов.

Наряду с достоинствами этот вид торговых палат имеет недостатки. К основным отрицательным моментам этой модели следует отнести высокую степень зависимости от государственной власти, которая в отдельных случаях оказывает на их деятельность ограничивающее влияние путем политического давления. Обязательность уплаты членских взносов, обеспечивающая стабильный доход, может ограничивать стремление администрации к диверсификации услуг, оказываемых своим членам.

Негативной стороной «континентальных» палат является и то, что во многих случаях обязательное членство в палатах не распространяется на сельское хозяйство, малый и семейный бизнес, а также профессиональную деятельность. Более того, этим палатам обычно запрещено представлять в законодательных и исполнительных органах власти интересы отдельных социальных групп, союзов предпринимателей, которые должны самостоятельно представлять и защищать свои корпоративные интересы. Палаты объединяют основные сектора экономики, представляя и защищая их общие интересы.

Вторая форма - «англосаксонская модель». Палаты, созданные по этому образцу, основываются на нормах гражданского и торгового права и не требуют специальных регулирующих их деятельность государственных актов. Они пользуются полной независимостью и самостоятельностью, а при учреждении регистрируются наравне с другими некоммерческими ассоциациями и организациями. Такие палаты характерны для США, Англии, Канады, Индии, стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Основными преимуществами «англосаксонской» модели при добровольном членстве предпринимательских структур являются: - более широкий спектр участников, включающий не только представителей отдельных секторов экономики, их ассоциаций и союзов, но и индивидуальных предпринимателей, в том числе независимых специалистов - адвокатов, консультантов, аудиторов; - возможность создания широкой региональной сети палат; - выполнение своих функций и организация управления на основе зарегистрированных уставов; - формирование национальной системы палат на неформальной добровольной основе; - возможность для предпринимателей вступать в те организации, которые представляют для них наибольший интерес.

Современные предпринимательские ассоциации Западной Европы, США и Японии: механизм функционирования и реализация целей

После второй мировой войны предпринимательские союзы заняли существенное место в мировом сообществе и в национальных хозяйствах отдельных стран. Сегодня они выполняют многообразные функции, весьма существенно влияющие на макро- и микроэкономические процессы национальных хозяйств.

Современные предпринимательские союзы - это самодеятельные, некоммерческие образования, состоящие из добровольно объединившихся физических и юридических лиц. Они создаются для содействия развитию бизнеса в сфере бухгалтерского учета и финансово-бюджетных вопросов, научно-технических исследований в области производства, стандартизации товаров, экономической статистики, консультаций по юридическим аспектам, изучения рынка спроса и усиления эффективности рекламы, организации учебно-образовательных программ по управлению производством и повышению квалификации рабочих и служащих, воздействия на экономическую политику государства, трудовых отношений и связи с общественностью.

Функционирование этих союзов подчиняется определенным принципам. Законы регламентируют лишь общие правила организации союза, права общего собрания членов, устанавливают правила избрания правления (численность и период деятельности), его ответственность и представительные функции. Решения принимаются на общем собрании членов союза. На них же избирается орган исполнительной власти - правление (директорат и т.д.), назначаемое на определенный срок в соответствии с уставом союза. К основным правам общего собрания принадлежит право устанавливать размер членских взносов, за счет которых финансируется деятельность союза.

Организационно-административная структура каждого союза устанавливается уставами, в которых зафиксированы следующие положения: название, год образования, местонахождение штаб-квартиры и филиалов и т.д. Членами предпринимательской организации могут быть как индивидуальные, так и юридические лица. В ряде союзов допускается членство иностранных компаний. Например, в состав Американского института сталелитейной промышленности входят канадские и латино-американские фирмы.

Государственным учреждениям предоставляется право проверять устав и практическую деятельность союза на предмет соответствия закону (так называемый надзор за законностью). Их права и обязанности определяются законами. Государственные органы не имеют права давать союзам указания относительно их деятельности. Они осуществляют так называемый контроль за целесообразностью. Среди принципов деятельности союзов предпринимателей можно выделить следующие: - добровольность образования или создание в обязательном соответствии с законом; - функциональная принадлежность (по отраслевому, территориальному признакам, по количеству членов); - территориальное разграничение уровней влияния (местный, региональный, национальный, международный).

Услуги, которые предоставляют союзы, можно разделить на две основные категории. Во-первых, члены стремятся направить деятельность союза непосредственно на укрепление своего хозяйственного положения (например, за счет предоставления информации, рекламы, консультационной деятельности) или косвенно на формирование благоприятной государственной экономической политики (лоббирование). Во-вторых, союзы стремятся формировать определенную экономическую политику, которая выражает цели и интересы их членов.

Союзы разделяются по степени организованности, численности, экономической и социально-политической роли в обществе. Наиболее распространенный вид предпринимательской ассоциации - отраслевые союзы, которые подразделяются на «вертикальные» и «горизонтальные». «Вертикальные» объединяют компании, занятые во всех сферах той или иной отрасли. Например, в США в крупнейшую организацию предпринимателей, занятых в нефтяном бизнесе, - Институт нефтяной промышленности - кроме нефтедобывающих входят также транспортные фирмы, компании по переработке нефти. «Горизонтальные» предпринимательские объединения включают в себя компании, которые специализируются только на одной сфере производственного процесса данной отрасли, например, Американская ассоциация компаний, добывающих нефть. Но существуют также ассоциации «смешанного», «межотраслевого» типа, объединяющие предпринимателей различных отраслей производства, например, Ассоциация аэрокосмической промышленности в США, Национальная ассоциация оборонной промышленности, Национальная ассоциация бизнесменов, специализирующихся по эксплуатации морских ресурсов.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные