Развитие медицины на рубеже 18 19 века. Общие черты развития медицины в XIX веке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ ВПО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Развитие национальной медицины в 19 веке

Выполнила:

студентка 114 гр.

Рахманкина Д.П.,

Проверил

ассистент кафедры:

Пахомов А.В.

Оренбург, 2014

Введение

1.Значение изучения темы:

Изучение передового, прогрессивного характера становления важнейших направлений медицинской науки в России XIХ веке позволяет понять исторические проблемы развития медицинской науки, сформировать уважительное отношение к основоположникам отечественной медицинской науки. Ознакомиться с передовым, прогрессивным характером развития фундаментальных дисциплин медицинской науки в России в XIХ веке.

2.Цель изучения темы.

Узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием отечественной медицины в XIХ веке. Для достижения данной цели необходимо: получить представление об основных этапах развития медицины в ХIX веке Знать: имена великих учёных, даты важных открытий в медицине XIХ века. Уметь: сделать сообщение, доклад по теме занятия. Иметь представление о развитии медицины данного периода. Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами. хирургия анатомия антисептик оспопрививание

3. Основные понятия и положения темы.

Развитие общей патологии (патологической анатомии и патологической физиологии). Патологическая анатомия (от греч. pathos -- болезнь) -- наука, изучающая структурные основы патологических процессов,-- выделилась из анатомии в середине XVIII в. Ее развитие в новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.

1. Развитие хирургии и топографической анатомии

В Медико-хирургической академии нашли преимущественное развитие хирургия, анатомия, топографическая анатомия. В стенах Медико-хирургической академии возникла первая русская анатомическая школа, создателем которой был Петр Андреевич Загорский. Он возглавил кафедру анатомии и физиологии в 1799 и руководил ею до 1833г. Этому предшествовала большая практическая врачебная, а затем и преподавательская деятельность. Среди его учеников было много видных педагогов и ученых. Особое значение получил труд П.А. Загорского "Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела", появившийся в свет в 1802 г. и выдержавший пять изданий. Изучая анатомические аномалии и вопросы тератологии - учения об уродствах, он пользовался методами сравнительной анатомии, изучал явления в развитии. Он создал анатомический музей, реставрировал препараты кунсткамеры, основанной еще Петром I. Он разослал обширную анкету, касавшуюся образа жизни, особенностей труда и питания беременных женщин. П.А. Загорский отвергал мистические представления овозникновении уродств. Эти исследования привели его к мысли о том, что природа человека не является раз и навсегда данной творцом, а изменяется под влиянием законов природы, внешней среды, условий существования. Отвергая идеалистические представления о жизненной силе, он исследовал жидкости организма и утверждал, что "во влагах человеческого тела нет никакой жизненной силы". Так, исследуя "багрянец крови" - красные кровяные тельца и желая доказать, что они содержат железо и способствуют переносу кислорода, Загорский брал "несколько фунтов печенки крови" (сгусток), отмывал "багрянец", удалял фибринозную массу, отмытую жидкость выпаривал, прокаливал и к остатку прикладывал магнит. Остаток притягивался, что и доказывает наличие железа. Развитие хирургии в России в силу сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии. В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская Медико-хирургическая академия. Преподавание в Академии было практическим: студенты производили анатомические вскрытия, наблюдали большое количество операций и сами участвовали в некоторых из них под руководством опытных хирургов.

В стенах Медико-хирургической академии возникла первая русская хирургическая школа Ивана Федоровича Буша, который с 1800 г. Был профессором хирургии. Ему принадлежит первое русское "Руководство к преподаванию хирургии" в трех томах. И.Ф. Бушем было серьезно поставлено преподавание клинической и оперативной хирургии. Слушатели должны были отрабатывать хирургические приемы на трупах, а на четвертом курсе - публично сделать 4 большие операции на больных. И.Ф. Буш воспитал несколько профессоров-хирургов. П.А. Загорский и И.Ф. Буш своей деятельностью ответили на главные вопросы времени: ими были созданы оригинальные отечественные учебные руководства, подготовлены квалифицированные кадры для преподавательской и научной работы.

Наиболее видным учеником П.А. Загорского и И.Ф. Буша был Илья Васильевич Буяльский (1789-1866), обладавший большими анатомическими знаниями, оперативной техникой и глубокими клиническими представлениями. В 1842 г. он стал академиком. С 1829 г. управлял хирургическим инструментальным заводом, а с 1831 г., кроме преподавания в Медико-хирургической академии, до конца жизни читал лекции по анатомии в академии художеств. И.В. Буяльский стоял на позициях постепенного развития органического мира, опираясь на сравнительно-анатомические данные и данные эмбриологии. И.В. Буяльского можно считать основоположником пластической анатомии. Анатомические исследования И.В. Буяльского явились базой для разработки хирургической анатомии. Наиболее выдающимся трудом в этой области были его "Анатомико- хирургические таблицы", первый выпуск которых посвящен перевязке больших артерий. И.В. Буяльский стал прекрасным оператором, клиницистом, внимательно следившим за ходом развития науки. Он один из первых применил эфирный наркоз в клинике. Придавал большое значение переливанию крови, он сконструировал для этой операции специальный двустенный шприц. И.В. Буяльский приложил много усилий к созданию русского хирургического инструментария, прекрасных наборов. Такие инструменты, как палочка и лопаточка Буяльского, до сих пор применяются в хирургической практике.

В Москве развитие хирургии тесно связано с деятельностью Ефрема Осиповича Мухина (1766--1859) -- видного русского анатома и физиолога, хирурга, гигиениста и судебного медика. Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795--1816) и медицинского факультета Московского университета (1813--1835), Е.О. Мухин издал «для пользы соотчичей, учащихся медико-хирургической науке, и молодых лекарей, занимающихся производством хирургических операций», свои труды «Описание хирургических операций» (1807), «Первые начала костоправной науки» (1806) и «Курс анатомии» в восьми частях (1818). Он внес существенный вклад в развитие русской анатомической номенклатуры. По его инициативе в Московском университете и Медико-хирургической академии были созданы анатомические кабинеты, введено преподавание анатомии на трупах и изготовление анатомических препаратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый его учениками И. В. Буяльским и Н. И. Пироговым). Развивая идеи нервизма, Е. О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.

Николай Иванович Пирогов (1810--1881) -- выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии. Годы его учебы в Московском университете совпали с периодом революционного движения декабристов и последовавшей за ним политической реакцией в России. Именно тогда в Казанском университете по приказу попечителя М. Л. Магницкого были захоронены по церковному обряду все препараты анатомического театра. В Московском университете в то время также преобладало книжное преподавание. «Об упражнениях в операциях над трупами не было и помину, -- писал впоследствии Николай Иванович, -- ...хорош я был лекарь с моим дипломом, давшим мне право на жизнь и на смерть, не видав ни однажды тифозного больного, не имея ни разу ланцета в руках!». В 1828 г. после окончания Московского университета 17-летний «лекарь первого отделения» Н. И. Пирогов по рекомендации профессора Е.О. Мухина был направлен в Профессорский институт, только что учрежденный в Дерпте (Юрьев, ныне Тарту) для подготовки профессоров из «прирожденных россиян». В первом наборе слушателей этого института были также Г. И. Сокольский, Ф. И. Иноземцев, А. М. Филомафитский и другие молодые ученые, составившие славу российской науки. В качестве своей будущей специальности Николай Иванович избрал хирургию, которую изучал под руководством профессора И. Ф. Мойера (1786-1858).В 1832 г. В возрасте 22 лет Н. И. Пирогов защитил докторскую диссертацию «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». Ее выводы основаны на экспериментально-физиологических исследованиях на собаках, баранах, телятах. Н. И. Пирогов всегда тесно сочетал клиническую деятельность с анатомо-физиологическими исследованиями. Вот почему во время своей научной поездки в Германию (1833--1835) он был удивлен, что «застал еще в Берлине практическую медицину, почти совершенно изолированную от главных реальных основ ее: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология сами по себе, а медицина сама по себе. И сама хирургия не имела ничего общего с анатомией. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах не знали анатомии. Больше того, Диффенбах просто игнорировал анатомию и подшучивал над положением различных артерий». По возвращении в Дерпт (уже в качестве профессора Дерптского университета) Н. И. Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии. Главной из них является «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837), удостоенная в 1840 г. Демидовской премии Петербургской академии наук -- самой высокой награды за научные достижения в России того времени. Этот труд положил начало новому хирургическому подходу к изучению анатомии. Таким образом, Н. И. Пирогов явился основоположником новой отрасли анатомии -- хирургической (топографической) анатомии, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела.

В 1841 г. Н. И. Пирогов был направлен в Петербургскую Медико- хирургическую академию. Годы работы в Академии (1841--1846) стали самым плодотворным периодом его научно-практической деятельности. По настоянию Н. И. Пирогова при Академии впервые была организована кафедра госпитальной хирургии (1841). Вместе с профессорами К. М. Бэром и К. К. Зейдлицем он разработал проект Института практической анатомии, который был создан при Академии в 1846 г. Одновременно заведуя и кафедрой, и анатомическим институтом, Н. И. Пирогов руководил большой хирургической клиникой и консультировал в нескольких петербургских больницах. После рабочего дня он производил вскрытия трупов и готовил материал для атласов в морге Обуховской больницы, где работал при свечах в душном, плохо проветриваемом подвале. За 15 лет работы в Петербурге он произвел почти 12 тыс. вскрытий. В создании топографической анатомии важное место занимает метод «ледяной анатомии». Впервые замораживание трупов 9 целях анатомических исследований произвели Е. О. Мухин и его ученик И. В. Буяльскии, который в 1836 г. приготовил мышечный препарат «лежащее тело», впоследствии отлитый в бронзе. В 1851 г. развивая метод «ледяной анатомии», Н. И. Пирогов впервые осуществил тотальное распиливание замороженных трупов на тонкие пластины (толщиной 5--10 мм) в трех плоскостях. Результатом его титанического многолетнего труда в Петербурге явились две классические работы: «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками (анатомия описательно-физиологическая и хирургическая)» (1843--1848) и «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело» в четырех томах (1852--1859). Н.И. Пирогов создал учение о фасциях и межфасциальных промежутках. Обе они удостоены Демидовских премий Петербургской Академии наук 1844 и 1860 гг. Еще одна (четвертая) Демидовская премия была присуждена Н. И. Пирогову в 1851 г. за книгу «Патологическая анатомия азиатской холеры», в борьбе с эпидемиями которой он неоднократно принимал участие в Дерпте и Петербурге.

Велика роль Н. И. Пирогова и в решении одной из важнейших проблем хирургии -- обезболивания. Еще в диссертации "Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством". Он впервые в истории хирургии, применив эксперимент на животных, показал пути внебрюшного подхода к этому глубоко лежащему отрезку аорты, что было обусловлено невозможностью нарушения брюшины из-за неминуемого нагноения. Н.И. Пирогов, как и многие хирурги того времени, в совершенстве владел хирургической техникой, производил операции быстро. Н. И. Пирогов -- основоположник военно-полевой хирургии Россия не является родиной военно-полевой хирургии -- достаточно вспомнить ambulancevolante Доминика Ларрея, основоположника французской военно-полевой хирургии, и его труд «Научные записки о военно-полевой хирургии и военных кампаниях» (1812--1817). Однако никто не сделал так много для становления этой науки, как Н. И. Пирогов -- основоположник военно-полевой хирургии в России. В научно-практической деятельности Н. И. Пирогова многое было совершено впервые: от создания целых наук (топографическая анатомия и военно-полевая хирургия), первой операции под ректальным наркозом (1847) до первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854) и первой идеи о костной пластике (1854). В Севастополе во время Крымской кампании 1854--1856 гг., когда раненые поступали на перевязочный пункт сотнями, он впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы. Первую группу составляли безнадежно больные и смертельно раненые. Они поручались заботам сестер милосердия и священникам. Ко второй группе относились тяжело раненые, требующие срочной операции, которая производилась прямо на перевязочном пункте в Доме Дворянского собрания. Иногда оперировали одновременно на трех столах, по 80--100 больных в сутки. В третью группу определялись раненые средней тяжести, которых можно было оперировать на следующий день. Четвертую группу составляли легко раненые. После оказания необходимой помощи они отправлялись в полк. Послеоперационные больные впервые были разделены Н. И. Пироговым на две группы: чистые и гнойные. Больные второй группы помещались в специальных гангренозных отделениях -- «mementomori» (лат. «помни о смерти»), как называл их Пирогов. Оценивая войну, как «травматическую эпидемию», Н. И. Пирогов был убежден, что «не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны». И он со всей страстью боролся с «тупоумием официального медицинского персонала», «ненасытным хищничеством госпитальной администрации» и всеми силами пытался наладить четкую организацию медицинской помощи раненым на театре военных действий, что в тех условиях можно было сделать только за счет энтузиазма одержимых. Такими были сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

Через год после Крымской войны Н. И. Пирогов был вынужден оставить службу в Академии и отошел от преподавания хирургии и анатомии (ему было 46 лет). Возлагая большие надежды на улучшение народного образования, он принял пост попечителя Одесского, а с 1858 г. -- Киевского учебного округа, однако многочисленные столкновения неугомонного академика с местными властями и бюрократией заставили его в 1861 г. опять уйти в отставку. В марте 1862 г. Н. И. Пирогов был назначен руководителем русских профессорских стипендиатов за границей (с резиденцией в Гейдельберге). Это был последний официальный пост Пирогова, на котором он снискал глубокое уважение своих подопечных; многие из них (И. И. Мечников, А. Н. Веселовский и др.) впоследствии составили славу российской и мировой науки. В Гейдельберге Н. И. Пирогов подготовил к печати свой классический труд «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции», который вышел в свет сначала на немецком (1864), а затем и на русском языке (1865--1866). В 1866 г. после отстранения от должности Н. И. Пирогов окончательно поселился в селе Вишня неподалеку от г. Винницы (ныне Музей-усадьба Н.И. Пирогова). Николай Иванович постоянно оказывал медицинскую помощь местному населению и многочисленным больным, которые шли к нему в село Вишня из разных городов и деревень России. Для приема посетителей он устроил небольшую больницу, где почти ежедневно оперировал и делал перевязки. Для приготовления лекарств на территории усадьбы был выстроен небольшой одноэтажный домик -- аптека.

Он сам занимался выращиванием растений, необходимых для приготовления лекарств. Многие лекарства отпускались бесплатно: propauper (лат. -- для бедного) -- значилось в рецепте. В своем имении в селе Вишня Н. И. Пирогов прожил почти 16 лет. Он много работал и редко выезжал (в 1870 г. -- на театр франко-прусской войны и в 1877--1878 гг. -- на Балканский фронт). Результатом этих поездок явились его работы «Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 году» (1871) и труд по военно-полевой хирургии «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре военных действий в Болгарин и в тылу действующей армийв1877-- 1878гг.».

В этих работах, а также в своем труде «Начала общей военно-полевой хирургии...» Н. И. Пирогов заложил основы организационных, тактических и методических принципов военной медицины. Последней работой Н. И. Пирогова был незаконченный «Дневник старого врача».

2. Антисептика и асептика

Эмпирические начала антисептики (от греч. anti -- против и septicos -- гнилостный, вызывающий нагноение) связаны с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса (Semmelweis, IgnazPhilipp, 1818--1865). Работая в акушерской клинике профессора Клейна в Вене, он обратил внимание на то, что в одном отделении, где обучались студенты, смертность от родильной горячки достигала 30%, а в другом, куда студенты не допускались, смертность была невысокой. После длительных поисков, не зная еще о роли микроорганизмов в развитии сепсиса, Земмельвейс показал, что причиной родильной горячки являются грязные руки студентов, которые приходят в родильное отделение после анатомирования трупов. Объяснив причину, он предложил метод защиты -- мытье рук раствором хлорной извести, и смертность снизилась до 1--3% (1847). Тем не менее, при жизни Земмельвейса крупнейшие западноевропейские авторитеты в области акушерства и гинекологии не признали его открытия. В России мытье рук обеззараживающими растворами применяли И. В. Буяльский и Н. И. Пирогов, которые внесли свой вклад в развитие антисептики и асептики. Научного обоснования антисептики и асептики не было до работ Л. Пасера, который показал, что процессы брожения и гниения связаны, с жизнедеятельностью микроорганизмов (1863). Идею Пастера в хирургию впервые принес английский хирург Джозеф Листер (Lister, Joseph, 1827--1912), который связал нагноение ран с попаданием и развитием в них бактерий. Дав научное объяснение - хирургической инфекции, Листер впервые разработал теоретически обоснованные мероприятия по борьбе с ней. Его система основывалась на применении 2--5% растворов карболовой кислоты (водных, масляных и спиртовых) и включала в себя элементы антисептики (уничтожение микробов в самой ране) и асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной: рук хирурга, .инструментов, перевязочного материала).

Придавая большое значение воздушной инфекции, Листер распылял карболовую кислоту и в воздухе операционной (carbolic spray).В 1867 г. в журнале «Lancet» Дж. Листер опубликовал ряд статей («On the antiseptic principle iri the practice of surgery» и др.), в которых изложил существо своего метода, подробно раскрытое в его последующих работах. Учение Дж. Листера открыло новую антисептическую эру в хирургии. Дж. Листер был избран почетным членом многих европейских научных обществ и являлся президентом Лондонского королевского общества (1895--1900).

3. Макроскопический период

О необходимости изучения анатомии не только здорового, но и больного организма писал еще Френсис Бэкон (156I--1626) -- выдающийся английский философ и государственный деятель, который, не будучи врачом, во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Во второй половине XVI в. в Риме Б. Евстахий первый ввел в римском госпитале систематическое вскрытие умерших и, таким образом, способствовал становлению патологической анатомии. Начало патологической анатомии как науке положил соотечественник Евстахия -- итальянский анатом и врач Джованни Батиста Морганьи (1682--1771). В возрасте 19 лет он стал доктором медицины, в 24 года возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет -- кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, Дж. Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал как практикующий врач при жизни больного. Обобщив собранный таким образом огромный по тем временам материал -- 700 вскрытий и труды предшественников, Дж. Б. Морганьи опубликовал в 1761 г. Классическое шеститомное исследование «О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения». Дж. Б. Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные материальные изменения, в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса (органопатология). Таким образом, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом, что нанесло мощный удар метафизическим, _ виталистическим теориям. Сблизив анатомию с клинической медициной, Морганьи положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно обоснованную классификацию болезней.

Признанием заслуг Дж. Б. Морганьи явилось присуждение ему почетных дипломов академий наук Берлина, Парижа, Лондона и Петербурга. Важный этап в развитии патологической анатомии связан с деятельностью французского анатома, физиолога и врача Мари Франсуа Ксавье Биша (1771--1802). Развивая положения Морганьи, он впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический процесс поражает не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани (тканевая патология).

4. Микроскопический период

В середине XIX применение микроскопа вывело естествознание на уровень клеточного строения и резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии. Принципы морфологического метода в патологии заложил Рудольф Вирхов (1821--1902)--немецкий врач, патолог и общественный деятель. Взяв на вооружение теорию клеточного строения (1839), Р. Вирхов впервые применил ее к изучению больного организма и создал теорию целлюлярной (клеточной) патологии, которая изложена в его статье «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии» (1858). По Вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий; материальным субстратом болезни является клетка (т.е, плотная часть организма, отсюда термин «солидарная» патология); вся патология есть патология клетки: «...все наши патологические сведения необходимо свести на изменения в элементарных частях тканей, в ячейках». Некоторые положения целлюлярной теории патологии, основанные на механистическом материализме, противоречили учению о целостности организма. Они были подвергнуты критике (И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов и др.) еще при жизни автора. Но в целом теория, целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теориями тканевой патологии Биша и гуморальной патологии Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующее развитие медицины. Р. Вирхов был избран почетным членом научных обществ и академий почти всех стран мира.

Рудольф Вирхов внес большой вклад в становление патологической анатомии как науки. Используя, метод микроскопии, он впервые описал и изучил патологическую анатомию воспаления, лейкоцитоз, эмболии, тромбозы, флебиты, лейкемии, амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии. Вирхов создал терминологию и классификацию основных патологических состояний. В 1847 г. он основал научный журнал «Архив патологической анатомии, физиологии и клинической медицины», в наши дни издаваемый под названием «Архив Вирхова» («Virchow"sArchiv»). P. Вирхов является также автором многочисленных трудов по общей биологии, антропологии, этнографии и археологии. На смену целлюлярной теории патологии, сыгравшей в свое время прогрессивную роль в развитии науки, пришло функциональное Направление, основанное на учении о нейрогуморальной и гормональной регуляции. Однако роль клетки в патологическом процессе не была перечеркнута: клетка и ее ультраструктуры рассматриваются как интегральные составные части целостного организма.

В России начало патологической анатомии и судебно-медицинским вскрытиям было положено в 1722 г., когда вышел «Регламент» Петра I о госпиталях. В нем предписывалось обязательное вскрытие умерших насильственной смертью. В 1835 г. «Уставом о госпиталях» было введено обязательное вскрытие всех умирающих в больницах. Первая кафедра патологической анатомии в России была создана в 1849 г. в Московском университете. Ее возглавил Алексей Иванович Полунин (1820--1888)--основатель первой в России патологоанатомической школы. Большой вклад в развитие патологической анатомии в России внесли М. Н. Никифоров (1858--1915)--автор одного из первых в стране учебников по патологической анатомии, многократно переиздававшегося; Н. И. Пирогов, который с 1840 г. вел курс вскрытия трупов в Медико-хирургической академии; М. М. Руднев (1823--1878)--основатель петербургской школы патологоанатомов и другие. В середине XIX века в российской патологии сформировалось экспериментальное направление (получившее позднее название «патологическая физиология»). Впервые курс общей и экспериментальной патологии в России читал в Московском университете известный патологоанатом А. И. Полунин. Полунин Алексей Иванович (1820 -- 1888), русский патолог. В 1842 окончил медицинский факультет Московского университета; с 1849 профессор этого университета, где в том же году основал кафедру патологической анатомии. В 1869 создал кафедру общей патологии и первым в России начал читать самостоятельный курс общей патологии. Дал патологоанатомическое описание холеры, первый установил на основании многочисленных вскрытий излечимость лёгочного туберкулёза. Будучи деканом медицинского факультета (1863--78), провёл ряд прогрессивных мероприятий по дифференцированному преподаванию медицинских дисциплин (организация специальных клиник). Президент Московского физико-медицинского общества (1866--70). Один из первых в России медиков-публицистов, редактор и издатель (1851--59) «Московского врачебного журнала», где впервые на русском языке была опубликована «Целлюлярная патология» Р. Вирхова.

Рождение патологической физиологии как науки связано с деятельностью Виктора Васильевича Пашутина (1845--1901) --основоположника первой отечественной школы патофизиологов (рис. 121). В 1874 г. ой организовал кафедру общей и экспериментальной патологии в Казанском университете, а в 1879 г. возглавил кафедру общей и экспериментальной патологии в Военно-медицинской академии в Петербурге. Будучи учеником И. М. Сеченова и С. П. Боткина, В. В. Пашутин ввел в общую патологию идеи нервизма. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), пищеварению и деятельности желез внутренней секреции. В. В. Пашутин впервые определил патологическую физиологию как «философию медицины». Его двухтомное руководство «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» (1878, 1891) долгое время оставались основным учебником по патологической физиологии. В конце XIX -- начале XX в. большой вклад в развитие патологической физиологии внесли И. И. Мечников, Г. П. Сахаров, А. А. Богомолец. Развитие гистологии. Гистология (от греч. histos -- ткань, logos -- учение) -- наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов. Становление гистологии тесно связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения организмов и учения о клетке. В истории учения о тканях и микроскопическом строении органов выделяют два периода: 1) домикроскопический и 2) микроскопический (внутри него -- ультрамикроскопический этап).

5. Домикроскопический период

В этот весьма продолжительный период (вплоть до XVIII в.) первые представления о тканях складывались на основании анатомических исследований трупов, а первые научные обобщения делались без применения микроскопа. В то же время именно в этот период зарождалась и создавалась микроскопическая техника (применение увеличительных стекол и создание первых микроскопов) и накапливались первые отрывочные сведения о микроскопическом строении отдельных клеток. Первый прибор из увеличительных стекол был сконструирован около 1590 г. Гансом и Захарием Янсенами в Нидерландах (Голландия). В 1609 г. Галилео Галилей, используя дошедшие до него сведения об изобретении увеличительной трубы, сконструировал свой оптический прибор, который имел 9-кратное увеличение. Его первая демонстрация в Венеции произвела громадное впечатление. Свою оптическую систему Галилей сначала применял для изучения строения различных предметов (1610--1614), а затем впервые обратил ее в ночное небо для рассмотрения небесных светил. Термин микроскоп появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука (1635--1703), который в 1665г. впервые обнаружил и описал растительные клетки на срезе пробки, используя микроскоп собственной конструкции с увеличением в 30 раз.

Большое значение для становления гистологии, эмбриологии и ботаники имели работы Марчелло Мальпиги (1628--1694) -- итальянского врача, анатома и натуралиста. Ему принадлежит открытие капилляров (1661), завершившее работы У. Гарвея, и описание форменных элементов крови (1665). Его именем названы почечные тельца и слой эпидермиса. Значительный вклад в развитие микроскопии внес голландский натуралист-самоучка Антон ван Левенгук (van, 1632-- 1723). Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз. Вставляя их в металлические держатели собственной конструкции (рис. 110), он впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673), сперматозоиды (1677), бактерии (1683), а также простейших и отдельные растительные и животные клетки. Эти разрозненные наблюдения над клетками не сопровождались обобщениями и еще не привели к созданию науки. Первая попытка систематизации тканей организма (без применения микроскопа) была предпринята французским врачом Мари Франсуа Ксавье Биша (Bichat, MarieFrangoisXavier, 1771--1802), который считается основоположником гистологии как науки. Среди многообразия структур организма он выделил тканевую «систему» и подробно описал их в своих трудах «Трактат о мембранах и оболочках» («Traitedesmembranesengeneral et de diverses membranes enparticulie», 1800) и «Общаяанатомияв приложении к физиологии и медицине» («Anatomiegenerale, appliquee a la physiologieet a la medecine», 1801).

Наряду с хрящевой, костной и другими тканевыми «системами» он различал волосяную, венозную, кровеносную, которые (как это известно, сегодня) являются структурами органного характера, а не тканевого. Биша умер в расцвете сил на 32-м году жизни. После его смерти Ж- Н. Корвизар написал Наполеону: «Никто не сделал так много и так хорошо за такое короткое время». Микроскопический период Период систематических микроскопических исследований тканей открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX в.-- клеточной теорией строения организмов. В основных своих чертах клеточная теория была сформулирована в трудах немецких ученых -- ботаника Матиаса Шлейдена (1804--1881) и зоолога Теодора Шванна (1810--1882). Их предшественниками были Р. Тук, М. Мальпиги, А. ван Левенгук, Ж. Ламарк. В 1838 г. М. Шлейден в своей статье «Материалы к фитогенезу» показал, что каждая растительная клетка имеет ядро, и определил его роль в развитии и делении клеток. В 1839 г. был опубликован основополагающий труд Т. Шванна «Микроскопическое исследование о соответствии в строении и росте животных и растений», в котором он определил клетку как универсальную структурную единицу растительного и животного мира, показал, что растительные и животные клетки гомологичны по своей структуре, аналогичны по функции, и дал основные характеристики их образования, роста, развития и дифференцировки.

Одним из основоположников учения о клеточном строении был Ян Эвангелист Пуркине (1787--1869) -- чешский естествоиспытатель и общественный деятель, основатель пражской гистологической школы, почетный член многих зарубежных академий наук и научных обществ (в том числе в Петербурге и Харькове). Пуркине первым увидел нервные клетки в сером веществе головного мозга (1837), описал элементы нейроглии, выделил в сером веществе коры мозжечка крупные клетки, названные впоследствии его именем, открыл волокна проводящей системы сердца (волокна Пуркине) и т.д. Он первым применил термин протоплазма (1839). В его лаборатории создан один из первых микротомов. Я. Э. Пуркине был организатором чешского Научного общества врачей, которое ныне носит его имя. Клеточная теория дала ключ к изучению законов строения и развития различных органов и тканей. На этой основе в XIX в. была создана микроскопическая анатомия как новый раздел анатомии. К концу XIX в. В связи с успехами в изучении тонкого строения клетки были заложены основы цитологии. В России гистология развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки. В 40-х годах XIX в. гистология была включена в программу преподавания смежных дисциплин -- анатомии и физиологии. Первый курс гистологии в России читал эмбриолог К. М. Бэр, который заведовал кафедрой 119сравнительной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1852 г. этот предмет был выделен в самостоятельный курс, который читал Н. М. Якубович. Первые кафедры гистологии и эмбриологии в России были организованы в 1864 г. в Московском (А. И. Бабухин) и Петербургском (Ф. В. Овсянников) университетах. Позднее они были созданы в Казани (К. А. Арнштейн), Киеве (П. И. Перемежко), Харькове (Н. А. Хржонщевский) и других городах страны. Российские ученые внесли большой вклад в развитие гистологии. Казанская школа нейрогистологов прославила отечественную науку исследованиями сетчатки глаза у различных позвоночных и анализом нейронного состава спинальных и вегетативных ганглиев (А.С. Догель). В 1915 г. А.С. Догель основал журнал «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Общеизвестны фундаментальные работы киевского гистолога В.А. Беца, изучавшего цитоархитектонику коры больших полушарий головного мозга и открывшего гигантские пирамидные клетки (клетки Беца).

6. Оспопрививание

«Исследовать, -- писал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, -- это видеть то, что видят все, и думать так, как не думал никто». Эти слова в полной мере относятся к английскому врачу Эдварду Дженнеру (1749--1823), который заметил, что у крестьянок, доивших коров, больных коровьей оспой, на руках образуются пузырьки, напоминающие оспенные пустулы. Через несколько дней они нагнаиваются, подсыхают и рубцуются, после чего эти крестьянки никогда не заболевают натуральной оспой. В течение 25 лет Дженнер проверял свои наблюдения и 14 мая 1796 г. провел публичный эксперимент по методу вакцинации (от.лат. vacca--- корова): привил восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу содержимое пустулы с руки крестьянки Сары Нельме заразившейся коровьей оспой. Полтора месяца спустя Э. Дженнер ввел Джеймсу содержимое пустулы больного натуральной оспой -- мальчик не заболел. Повторная попытка заразить мальчика оспой спустя пять месяцев также не дала никаких результатов -- Джеймс Фиппс оказался невосприимчивым к этому заболеванию. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование причин и действий коровьей оспы». В том же году вакцинация была введена в английской армии и на флоте, а в 1803 г. было организовано Королевское дженнеровское общество (Royal Jennerian Society), возглавлявшееся самим Дженнером. Общество ставило своей целью широкое введение вакцинации в Англии. Только за первые полтора года его деятельности было привито 12 тыс. человек, и смертность от оспы снизилась более чем в три раза. В 1808 г. оспопрививание в Англии стало государственным мероприятием. Э. Дженнер был избран почетным членом почти всех научных обществ Европы. «Ланцет Дженнера,-- писал Дж. Симпсон,-- спас гораздо больше человеческих жизней, чем погубила шпага Наполеона». Тем не менее, даже в Англии долгое время широко бытовало скептическое отношение к методу Дженнера: невежды полагали, что после прививок коровьей оспы у пациентов вырастут рога, копыта и другие признаки анатомического строения коровы. Борьба с оспой -- выдающаяся глава в истории человечества. За много веков до открытия Дженнера на древнем Востоке применяли метод инокуляции (вариоляции): содержимое пустул больного натуральной оспой средней тяжести втирали в кожу предплечья здорового человека, который, как правило, заболевал нетяжелой формой оспы, хотя наблюдались и смертельные исходы. В XVIII в. жена английского посла в Турции Мэри Уортлей Монтегю перенесла метод инокуляции с Востока в Англию. Врачи вели широкую полемику о положительных и отрицательных сторонах инокуляции, которая все же широко распространялась в странах Европы и Америки. В России Екатерина II и ее сын Павел в 1768 г. подвергли себя инокуляции, для чего из Англии был выписан врач Т. Димсдаль.

Во Франции в 1774 г., в год смерти от оспы Людовика XV, был инокулирован его сын Людовик XVI. В США Дж. Вашингтон приказал инокулировать всех солдат своей армии. Открытие Дженнера явилось поворотным пунктом в истории борьбы с оспой. Первая вакцинация против оспы в России по его методу была сделана в 1802 г. профессором Е. О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого знаменательного события получил фамилию Вакцинов. Одновременно в Прибалтике вакцинацию по методу Дженнера успешно внедрял И. Гун. Вакцинация того времени значительно отличалась от сегодняшнего оспопрививания. Антисептики не существовало (о ней не знали до конца XIX в)Прививочным материалом служило содержимое пустул привитых детей, а значит, была опасность побочного заражения рожей, сифилисом и т. п. Исходя из этого, А. Негри в 1852 г. предложил получать противооспенную вакцину от привитых телят. Понадобилось почти 200 лет для того, чтобы человечество проделало путь от открытия Дженнера до открытия вируса натуральной оспы (Э. Пашен, 1906) и добилось полной ликвидации этого опасного инфекционного заболевания на всем земном шаре.

Заключение

В первой половине XIX века передовые хирурги признали необходимость точного знания анатомии для проведения оперативных вмешательств. В этом отношении значительной была роль отечественных хирургов. Причинами этого явились особенности развития медицины в России в прошлом. В XVI--XVII веках Россия не знала того цехового деления медицинских работников, которое в период феодализма разделяло их в странах Западной Европы. В Московской Руси не было цехов докторов, цирюльников и т. п. Цеховое деление медицинских работников существовало в западных русских и украинских областях, в Польше и отчасти в Прибалтике, вошедших в состав России в XVIII веке. Автор первого оригинального русского учебника по хирургии И. Ф. Буш в начале XIX века правильно и четко характеризовал положение. Крупную роль в развитии анатомии в России сыграл Петр Андреевич Загорский (1764--1846). В 1786 г. он окончил школу при Петербургском генеральном сухопутном госпитале, после чего в том же училище работал прозектором «а кафедре анатомии, физиологии и хирургии. Анатомию П. А. Загорский рассматривал как часть естествознания; ее он разрабатывал и преподавал применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине. Будучи единственным врачом на крупных по тому времени военных кораблях, И. Ф. Буш оказывал медицинскую помощь раненым во время морских сражений: во время одного из боев на руках молодого медика оказалось более 200 раненых. В 1790 г. И. Ф. Буш стал прозектором и преподавателем госпитальной школы в Кронштадтском морском госпитале. С 1797 г. И. Ф. Буш перешел преподавателем анатомии и физиологии в Калинкинский медико-хирургический институт. Главная заслуга его заключалась в педагогической деятельности. В Медико-хирургической академии, читая курс хирургии, И. Ф. Буш добился значительного улучшения преподавания и расширения хирургической клиники. Как пример глубокого понимания И. Ф. Бушем своих задач следует отметить то обстоятельство, что он, немец по происхождению, с 1800 г. читал лекции на русском языке (на много ранее других, даже русских преподавателей высшей школы того времени, продолжавших читать лекции на латинском языке). И. Ф. Буш умело подбирал себе помощников и создал школу хирургов. Его ученики Савенко и Саломон заняли кафедры, И. Ф. Буш выделил преподавание практической, теоретической и оперативной хирургии. В 1807 г. он напечатал составленный им первый на русском языке оригинальный учебник «Руководство к преподаванию хирургии» в 3 томах. За 1807--1833 гг. этот учебник выдержал пять изданий. Блестящий хирург И. В. Буяльский отличался чуткостью и гуманностью. Он писал: «Легко отнять руку и ногу, щегольнуть изяществом операций, но никогда еще не удавалось приставить ошибочно отнятую руку или ногу, и напрасное увечье, как бы оно блистательно произведено ни было, не вознаградится ни славой хирурга, ни поздним его раскаянием; обязанность честного человека семь раз подумать, прежде чем один раз отрезать. Операция делается для того, чтобы сохранить жизнь, но нам следует думать и о том, чтобы эта сохраненная жизнь по возможности была менее тягостна». Для развития хирургии и внедрения в нее анатомического направления большое значение имели составленные И. В. Буяльским и его учениками хирургические атласы. Разносторонним по своим научным интересам, преподавательской и практической врачебной деятельности был Ефрем Осипович Мухин (1766--1850). Многолетнее преподавание медицинских дисциплин, большой клинический опыт работы в военных и гражданских лечебных учреждениях по внутренним болезням и хирургии, длительная работа Е. О. Мухина в высшей медицинской школе на административной работе показали крайнюю нужду в учебниках для студентов. Е. О. Мухин много сделал для того, чтобы удовлетворить эту потребность жизни. Крупным деятелем отечественной медицины, активным участником перестройки медицинского образования в России в середине XIX века был Федор Иванович Иноземцев (1802--1869) .Иноземцев принимал активное участие в расширении и улучшении системы медицинского образования; в целях улучшения клинической подготовки будущих врачей, он ставил задачу «образовывать как можно более научно-практических врачей». Николай Иванович Пирогов (1810-- 1881) в 1828 г. Значение научной его деятельности заключается в создании естественнонаучной основы хирургии и в преодолении в значительной мере эмпиризма. Пирогов заложил фундамент новой науки хирургической анатомии. Все это повело к созданию нового анатомо-физиологического направления в хирургии. Анатомические, патологоанатомические, экспериментальные и клинические исследования Пирогова имели прежде всего практические цели: проникновение в сущность патологических процессов и улучшение способов лечения. В практической врачебной и преподавательской деятельности Пирогов больше всего известен как хирург. Общеизвестна выдающаяся роль Н. И. Пирогова в создании военно-полевой хирургии и разработке вопросов организации военно-медицинского дела. Н. И. Пирогов подробно сформулировал основные положения организации военно-медицинского дела. Они оказали большое влияние на развитие хирургии во всех странах. Для современной медицины: создание топографической и хирургической анатомии, введение в хирургическую практику эфирного наркоза, истолкование воспаления как реакции организма в целом, разработка учения о инфекционной природе раневого процесса, о действии антисептиков.

Литература

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед.учеб. заведений. -- М.: Издательский центр "Академия", 2004. --560 с.

2. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. - М.: Медицина, 2004. - 270 с.

3. Сорокина Т.С. Истоки университетского образования // Известия Международной академии наук высшей школы (Proceeding soft he International Higher Education Academy of Sciences). -- М., 2005. - 178 с.

4. Мирский М. Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. -- М., 2000. -- С. 533.

5. Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К. История медицины: Пер. с нем. -- М., 1925. -- С. 436.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Биография Пирогова - выдающегося деятеля российской и мировой медицины, создателя топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии. Научное обоснование проблемы обезболивания. Изобретение гипсовой повязки. Система сортировки больных.

    реферат , добавлен 10.11.2014

    Факты биографии и вклад выдающихся ученых в развитие медицины. Захарьин как один из выдающихся клиницистов-практиков. Роль Пирогова, значение Склифосовского для хирургии и асептики. Физиология Павлова. Боткин и Филатов, Илизаров и Войно-Ясенецкий.

    реферат , добавлен 15.02.2017

    Период обучения и начало научной деятельности Н.И. Пирогова, его вклад в развитие анатомии и хирургии. Врачебная и преподавательская работа ученого, создание наркоза и применение гипсовой повязки в военно-полевых условиях. Причины смерти великого хирурга.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    Методы фармакогностического анализа, определяющего подлинность и доброкачественность материала. "Цветки" как вид лекарственного растительного сырья. Макроскопический и микроскопический анализ, его этапы. Номенклатура растений, сырьем которых есть цветки.

    презентация , добавлен 03.03.2016

    Новые технологии в сосудистой хирургии, биопротезы. Имплантационные тесты отечественного полиэфирного материала для поддерживающего устройства желудочков сердца. Медицинская оценка топографической пространственной анатомии трикуспидального клапана.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Биография Николая Ивановича Пирогова. Изучение анатомического строения сухожилия и процесса его сращения. Применение эфира для наркоза в полевых условиях. Вклад Н.И. Пирогова в развитие сестринского дела. Анатомо-экспериментальное направление в хирургии.

    реферат , добавлен 05.09.2013

    Подрез и его вклад в развитие урологии. Караваев как один из самых компетентных специалистов хирургической анатомии в Европе. Введение эфирной анестезии как эпохальное событие в хирургии. Основа современной системы организации медицинской помощи.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2012

    Основные типы тканей. Разделы гистологии как учебной дисциплины. Этапы развития гистологии: домикроскопический, микроскопический и современный. Ш. Бонне как теоретик преформизма, учение о рекапитуляции. Вклад П.П. Иванова в развитие эмбриологии.

    презентация , добавлен 15.05.2012

    Введение термина "аорта" Аристотелем. Изучение нервной системы Галеном. Описание строения человеческого тела в работах Везалия. Роль деятельности русских ученых Пирогова, Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина и Бурденко в развитии медицинской науки.

    презентация , добавлен 27.11.2010

    Открытие одного из первых антибиотиков - пенициллина, спасшего не один десяток жизней. Оценка состояния медицины до пенициллина. Плесень как микроскопический грибок. Очистка и массовое производство пенициллина. Показания для применения пенициллина.

Слайд 2

В XIX века медицина стала окончательно сложившейся наукой. Продолжили свое развитие анатомия, физиология и другие ее отрасли. Благодаря успехам в диагностике и лечении о многих болезнях практически забыли. Значительно улучшились такие показатели, как средняя продолжительность жизни и заболеваемость.

Слайд 3

С началом 19 в. число новых открытий умножается так быстро, что за ними уже невозможно детально уследить. Взаимодействие биологических и небиологических знаний открыло невиданные перспективы: возникали и быстро развивались новые науки.

Слайд 4

Научные успехи медицины

Анатомия и физиология, составляющие фундамент медицины, в 19 в. быстро развивались. Ч.Белл (1774-1842) выявил различие между чувствительными и двигательными нервами, а М.Холл (1790-1857) открыл рефлексы. В Германии И.Мюллер (1801-1858) разработал классификацию опухолей по микроскопическим данным, внес значительный вклад в эмбриологию и сделал физиологию отдельной дисциплиной. Другой специалист по микроскопической анатомии, Я.Генле (1809-1885), детально описал структуру всего организма, открыл почечные канальцы и установил, что полость тела покрыта эпителием (мезотелием). Р.Вирхов (1821-1902) применил клеточную теорию к проблеме заболевания, установив, что именно клетка - первооснова развития патологических процессов. С работ П.Брокб (1824-1880) началось изучение локализации функций головного мозга. Великий физик Герман Гельмгольц (1821-1894) сделал важные открытия в физиологии зрения и слуха, изобрел офтальмоскоп. Юстус Либих (1803-1873) основал физиологическую химию. Анатомия к XIX столетию по развитию уже практически соответствовала современному уровню. В связи с этим основной исследовательский интерес был направлен на изучение патологической анатомии и гистологии (анатомии тканей). В то время было сделано большое количество открытий, позволяющих объяснить возникновение тех или иных заболеваний и патологические изменения, происходящие в тканях.

Слайд 5

В физиологии активно изучалось строение отдельных структур головного мозга, нервной дуги, органов чувств, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца и других механизмов. Открыты процессы передачи нервного импульса, метаболизм многих веществ, проводились эксперименты по изучению рефлексов. Стал широко использоваться метод опытов на животных. Успехам биологии во многом поспособствовала теория эволюции Чарльза Дарвина. Предложена клеточная теория строения живых организмов. Зародилось понятие генетики, предложены ее основные законы (законы Менделя).

Слайд 6

Наибольший вклад в медицину 19 в. внесли К.Бернар, Пастер и Кох. Примечательно, что все трое были не клиницистами, а учеными-исследователями. Пастер даже не имел медицинской степени. Лаборатория начинает соперничать с клиникой. Роберт Кох (1843-1910) открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулезную палочку. Его работы, в которых было показано, что с такими эпидемическими болезнями, как холера или тиф, можно бороться путем очистки (фильтрования) воды, возвестили новую эру в общественном здравоохранении. Он изобрел прозрачную плотную (агаровую) питательную среду для выращивания чистых бактериальных культур, внес вклад в борьбу с чумой рогатого скота в Северной Африке, исследовал многие тропические болезни. Ученик Коха Китазато (1856-1931), которого называют «японским Кохом», выделил возбудителей столбняка и бубонной чумы. Норвежец Г.Хансен (1841-1912) обнаружил палочку проказы в 1874; Г.Гаффки (1850-1918) - бациллу брюшного тифа; Ф.Лёффлер (1852-1915) - возбудителей сапа и дифтерии. Другой ученик Коха Э.фон Беринг (1854-1917) разработал в 1890 принцип серотерапии (использования сыворотки); его дифтерийный антитоксин спас бессчетное число жизней. А.Франкель (1848-1916) открыл пневмококков, У.Уэлш (1850-1934) - возбудителя газовой гангрены. В течение веков даже лучшие медицинские умы считали, что гонорея и сифилис идентичны. А.Нейссер (1855-1916), открыв гонококк, убедительно доказал, что гонорея - самостоятельная болезнь.

Слайд 7

Открытие микробной инфекции привело к другому значительному шагу - антисептике. Вместе с анестезией антисептика совершила переворот в хирургии. Попытки заглушить страдания с помощью опия, мандрагоры, вина или Cannabissativa (гашиш, марихуана) восходят к самому раннему периоду истории медицины. Но эти средства не могли спасти от острой боли, связанной с хирургическим вмешательством. Первая публичная операция под наркозом (с использованием эфира) была проведена в США в октябре 1846. В Англии Р.Листон применил эфир в декабре 1846. Хлороформ был введен Дж. Симпсоном (1811-1870) в ноябре 1847. Анестезия входила в практику, рассеивая смертельный ужас перед хирургией. Введение анестезии решило проблему боли, но осталась проблема смертности, связанная с гнойными (септическими) инфекциями при операциях. Все еще была жива идея, что нагноение - необходимый процесс при заживлении ран, оно называлось «славным гноем» и уносило больше жизней, чем сам хирургический нож. Хирурги пренебрегали самыми элементарными правилами гигиены: оперировали в повседневной одежде, с немытыми руками, используя грязные инструменты.

Слайд 8

В акушерстве уже намечалось какое-то представление о причинах инфицирования. Родильная горячка была страшным бедствием родильных палат. Еще в 18 в. несколько хирургов настаивали на строгой гигиене младшего медицинского персонала и врачей и чистоте помещений. Но на это почти не обратили внимания. В Америке, О.Холмс (1809-1894) пришел к выводу, что патологоанатомический кабинет является главным источником инфекции, и стал призывать врачей мыть руки и менять одежду, прежде чем присутствовать при родах. Но и его нововведение вызвало лишь неприязнь. Преследования и нападки ожидали также другого пионера акушерской гигиены, И.Земмельвейса из Вены (1818-1865). Смертность рожениц в больничных палатах, где проходили практику студенты, была намного выше, чем в тех палатах, где обучались акушерки. Студенты приходили сразу после патологоанатомических занятий, и Земмельвейс, сделав вывод, что родильная горячка вызывалась «гнилостными частичками», оставшимися на руках студентов, стал требовать, чтобы они мыли руки в растворе хлорной извести. Смертность рожениц упала с 18 до 1%, но закоснелые умы упорно сопротивлялись нововведениям. Земмельвейс, вынужденный уйти в отставку, был доведен до психического расстройства.

Слайд 9

Более счастливо сложилась судьба другого пионера антисептики - Джозефа Листера (1827-1912), которого в отличие от Земмельвейса, сопровождали почести и слава: он стал лордом Листером, первым из английских врачей удостоившись звания пэра. Земмельвейсмог только предположить наличие «гнилостных частичек» и продвигаться дальше эмпирическим путем. Великая реформа Листера основывалась на солидном фундаменте важнейших открытий Пастера. Изучив работы Пастера, Листер пришел к выводу, что причиной нагноения (сепсиса) хирургических ран являются микроорганизмы, и для борьбы с ними использовал карболовую кислоту. Позднее она была заменена более мягкими антисептиками. Сами раны и все, что с ними соприкасалось, отныне подвергалось обеззараживанию (дезинфекции); воздух очищался разбрызгиванием карболовой кислоты. Асептическая одежда, хирургические перчатки и маски, автоклавы появились гораздо позже, но первые важные шаги в этом направлении были сделаны. Эра «славного гноя» кончилась, и хирургия могла идти вперед.

Слайд 10

Достижения практической медицины

В начале 19 в.,Корвизар ввел метод прослушивания и перкуссии. Другой важный вклад в диагностику сделал изобретатель стетоскопа Р.Лаэннек (1781-1826). Эти открытия обеспечили развитие кардиологии и раннюю диагностику заболеваний органов грудной клетки. В 19-м столетии медицинская практика наконец начала меняться. В это время ученые и медики сделали открытия, которые стали революционными в медицине. Усовершенствование микроскопа сделало возможным более подробное изучение тканей – область, которая была названа гистологией. Это привело к появлению новой науки о клетке – цитологии. Большие успехи произошли в изучении инфекционных заболеваний. Благодаря совершенствованию микроскопической техники ученые «воочию» увидели их возбудителей. Были выяснены предрасполагающие факторы для развития многих болезней, механизмы их передачи, а также меры профилактики. Диагностика и лечение большинства заболеваний значительно продвинулась. Переворот произошел и в хирургии. Так, некоторые патологические состояния, ранее считавшиеся безнадежными, стали с успехом лечиться. Развивалась и узкая специализация: врачи окончательно разделись на терапевтов, хирургов, кардиологов, офтальмологов, гинекологов и других специалистов.

Слайд 11

С ростом знаний по анатомии, физиологии и патологии появилась и стала развиваться новая медицинская дисциплина - неврология. Работа головного мозга и нервной системы в здоровом и больном организме исследовали Г.Дюшен (1806-1875), Ж.М.Шарко (1825-1893), П.Мари (1853-1940), Ж.Бабинский (1857-1922), Дж.Джэксон (1835-1911) и многие другие. Началось развитие психиатрии, области прежде обойденной вниманием. Сумасшествие больше не рассматривалась как одержимость нечистым духом. Душевные болезни были классифицированы Э.Крепелином (1856-1926) и стали изучаться в клиниках и больницах. До 19 в. психиатрические больные содержались, как животные или преступники.

Слайд 12

Идея психоанализа была выдвинута Зигмундом Фрейдом (1856-1939) еще в конце 19 в., но признание он получил только в 20 в. То же самое можно сказать о двух других открытиях конца 19 в.: рентгеновских лучах и радии. Открытие рентгеновских лучей Вильгельмом Конрадом Рентгеном (1845-1923) относится к 1895, а открытие радия Пьером Кюри (1859-1906) и его женой Марией Склодовской-Кюри (1867-1934) - к 1898. Но их использование в медицине началось только в 20 в.

Слайд 14

В течение 19 века возникли многие медицинские специальности, в частности эндокринология, иммунология, химиотерапия; значительный прогресс произошел также в других отраслях медицины, в том числе в офтальмологии и гинекологии. Начался 19 век в атмосфере, все еще полной суеверий, к концу же его медицина обрела прочную научную основу.

Посмотреть все слайды

Важную роль для развития русской клинической медицины XIX века сыграло развитие анатомии как базы для клинической теории и практики и становлению топографической анатомии как базы для клинической анатомии. Основными проблемами хирургии первой половины XIX века были: неприменение антисептики, незнание хирургами анатомии, неприменение наркоза. Все это вместе взятое и подготовило почву для успешной деятельности Н.И. Пирогова.

В 1843–1844 гг. Пирогов применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека. Пирогов улучшил методы преподавания и исследования анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении артерий и фасций, различных анатомических областей. Этим Н. И. Пирогов радикально изменил представление о хирургической анатомии, он был хирургом-экспериментатором: многие хирургические операции, такие, например, как наркоз, перерезка ахиллова сухожилия и иные, он делал с широким применением эксперимента.

Во время Крымской войны Н. И. Пирогов поехал на фронт, там он и собрал много уникального материала, который лег в основу еще одного классического труда Пирогова «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний» (1865–1866 гг.).

Николай Иванович Пирогов, будучи первоклассным хирургом, был отличным организатором и новатором в области медицины и здравоохранения.

Основателем первой отечественной хирургической школы был И. Ф. Буш, хирург из Санкт-Петербурга автор первого оригинального русского учебника по хирургии.

Если обратиться к Западной Европе, то даже в первой половине XIX в. хирургия носила отпечаток средневековых традиций, как бы ремесленной подготовки хирургов. Многие, кто считались хирургами, не знали анатомии. Теперь рассмотрим связь анатомии и хирургии в России. Уже в конце XVIII и первой половине XIX вв. хирургия в России развивалась в тесной связи с анатомией. Разобщение хирургии и анатомии произошло в середине XIX в.

Хирургические вмешательства в этот период развития медицинской науки в России были не слишком распространенными. Они ограничивались наружными частями и конечностями человеческого тела. В больницах создавались различные отделения: наряду с отделениями «для внутренних болезней» – это терапевтические отделения, создавались отделения «для наружных болезней» – это для больных с хирургическими заболеваниями.

Одним из первых врачей кто заложил основы педиатрии, был Степан Фомич Хотовицкий. Хотовицкий был первым, кто читал полный курс лекций по детским болезням. В 1847 г. был опубликован фундаментальный труд, который стал первым руководством по педиатрии в России и назывался он «Педиятрика».

Первая половина XIX века дала миру величайшую плеяду ученых-медиков повлиявших на все развитие дальнейшей медицинской науки в России.

Медицина в России в XIX столетии начала выходить на более высокий уровень. Этому способствовало открытие большого количества медицинских школ, во главе которых стояли такие выдающиеся деятели в области медицины, как М.Я. Мудров, Е.О. Мухин и Е.И. Дядьковский, И.Ф. Буш, П.А. Загорский и Н.И. Пирогов и другие. Они придерживались определенного научного направления, стали авторами многих научных трудов и имели много учеников и последователей. В начале столетия в России сложилось два главных центра медицинской науки - Петербургская медико-хирургическая академия и медицинский факультет Московского университета. В Медико-хирургической академии получили развитие такие направления, как хирургия, анатомия, топографическая анатомия. В ее стенах сформировалась первая русская анатомическая школа, создателем которой являлся П.А. Загорский (1764-1846), и первая русская хирургическая школа И.Ф. Буша (1771-1843). Профессора Московского университета занимались преимущественно вопросами общей патологии, терапии, физиологии.

Характерная черта развития медицины России в первой половине XIX в. - строительство крупных больниц, часто на благотворительные средства, а также появление специализированных лечебных заведений и клиник. Так, в Москве в 1802 г. начала действовать Голицынская больница. К 1806 г. относится открытие Мариинской больницы (С.-Петербург) для лечения неимущего населения, где в 1819 г. было организовано глазное отделение.

Образцовым лечебным учреждением в Москве являлся Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева (1810). Его больница стала клинической базой московского отделения Медико-хирургической академии. В начале века на городские средства началось строительство 1-й Градской и Ново-Екатерининской больниц. В 1834 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая в России детская больница. Появление специализированных детских лечебных учреждений способствовало выделению педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В медицинском образовании в XIX веке стали появляться элементы схоластики.

Передовые врачи России в первой половине XIX века в непростых условиях успешно продолжали развивать материалистическое понимание основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического, этиологии и патогенеза заболеваний.

В середине и второй половине XIX века появились новые диагностические методики: осветительные и оптические приборы, позволявшие врачам наблюдать за закрытыми от невооруженного глаза участками тела: цистоскоп, гастроскоп, бронхоскоп. Развитию медицины способствовали новые открытия в других науках, например, биологии, химии, физики, которые предоставляли основу для последующих открытий уже в области медицины.

Страница 1 из 5

Характерная черта развития медицины России в первой половине XIX в. - строительство крупных больниц, часто на благотворительные средства, а также появление специализированных лечебных заведений и клиник. Так, в Москве в 1802 г. начала действовать Голицынская больница. К 1806 г. относится открытие Мариинской больницы (С.-Петербург) для лечения неимущего населения, где в 1819 г. было организовано глазное отделение.

Образцовым лечебным учреждением в Москве являлся Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева (1810). Его больница стала клинической базой московского отделения Медико-хирургической академии. В начале века на городские средства началось строительство 1-й Градской и Ново-Екатерининской больниц. В 1834 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая в России детская больница. Появление специализированных детских лечебных учреждений способствовало выделению педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину.

Два центра медицинской науки

В начале столетия в России сложилось два главных центра медицинской науки и формирования медицинских кадров - Петербургская медико-хирургическая академия и медицинский факультет Московского университета .

В Медико-хирургической академии получили развитие такие направления, как хирургия, анатомия, топографическая анатомия. В ее стенах сформировалась первая русская анатомическая школа, создателем которой являлся П.А. Загорский (1764-1846), и первая русская хирургическая школа И.Ф. Буша (1771-1843).

Профессора Московского университета занимались преимущественно вопросами общей патологии, терапии, физиологии.

Виднейшими представителями русской медицинской науки первой половины XIX в. были профессора медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831) и профессор кафедры анатомии, физиологии, судебной медицины Е.О. Мухин (1766-1850).

В результате учреждения медицинских факультетов при университетах в Дерпте (1802), Вильне (1803), Казани (1804), Харькове (1805), Киеве (1841) значительно расширилась сеть высших учебных медицинских заведений.

Особенно большую роль в развитии медицинского образования сыграла Медико-хирургическая академия в Петербурге, ставшая с самого начала своего существования школой для подготовки высококвалифицированных кадров. Питомцы академии выделялись среди других врачей лучшей подготовкой, особенно в хирургии.

В 1808 г. была открыта Московская медико-хирургическая академия. К моменту слияния ее в 1845 г. с медицинским факультетом Московского университета она выпустила более 2 тыс. врачей и сотни фармацевтов.

В 1802-1803 гг. в России было 1625 врачей при наличии 1893 штатных мест. Около половины врачей работали в военном и морском ведомствах .

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные