Как называется японский сад. Японский ландшафтный дизайн, фото

Японская эстетика – совершенно особая. Ей чужды роскошь и затейливость, избыточность предметов. Красота по-японски заключается в спокойном равновесии, гармонии форм, линий, оттенков и звуков.

Японский ландшафт – не просто живописная картинка, а способ постижения мира, в основе которого очень уважительное, поэтическое отношение к природе.

Садовый дизайн в Японии, конечно, тоже результат работы рук мастеров, но, прежде всего, это продукт труда интеллектуального. Японский садовник не станет «перекраивать» рельеф и переделывать пейзаж, пытаясь приспособить местность к собственной прихоти. Он – ученик Природы и, создавая ландшафт, следует её законам.
Даже самый крошечный японский садик – слепок окружающей натуры, философская трактовка той среды, что характерна для конкретной местности. В нём нет ничего случайного, ни одной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пень является символом определённого понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, материальное благополучие.

Достоинства и особенности японского сада

Чем пленяет японский ландшафт европейцев?
Загадочной задумчивостью, ясностью линий, плавным перетеканием оттенка в оттенок… Но есть у него и другие интересные качества.

Японский сад способствует формированию рассудительного, невозмутимого отношения к жизни; он умиротворяет, развивает чувство вкуса.

Японский сад – отличное средство от стрессов. А также, поскольку в нём господствует фэншуй, учение о циркуляции энергий, то ещё и место силы, физического оздоровления.

Наконец, такой сад – прекрасно подходящая модель для участка любого размера, даже очень маленького. Он также идеально впишется в участки нестандартной формы – слишком узкие, расположенные на склоне, с каменистой, кочковатой почвой.

Тем не менее воплотить японскую мечту не так уж и просто.

Что для этого требуется?
— Во-первых, обладать по-настоящему утонченным вкусом.
— Во-вторых, довольно обширными знаниями о японской культуре. Более того, надо разделять мировоззрение, которое станет концептуальной основой для вашего сада. В частности, помнить о том, что абсолютно все предметы должны быть исполнены смысла и находиться там, где им предписано фэншуем.


К незыблемым правилам, которых следует придерживаться, разбивая сад по-японски, относятся:

  1. многомерность. Сад создаётся, в первую очередь, для созерцания, поэтому на каждом повороте тропинки, с каждого возвышения должна открываться новая перспектива. Чтобы этого добиться, широко применяют перепады уровней, мостики, холмы.
  2. Отсутствие симметрии. Природа обходится без линейки и циркуля, а японский сад, напомним, во всем повторяет природу.
  3. Главные стихии в японском миропонимании – растения, вода и камни. Это, если хотите, «святая троица» японского сада.
  4. Камней традиционно много. Они располагаются группами, образуя локальные сады камней, из них выкладывают тропинки, делают сухие ручьи.
  5. Важный нюанс – использование местных материалов. Не нужно привозить живописные камни издалека – они будут чужеродными для вашей местности.
  6. Вода приветствуется в любом виде. Это могут быть пруд, ручеёк, фонтанчик.
  7. Композиционность – ещё один приоритет японского ландшафта. Отдельные предметы следует сочетать в живописные группы: ручей, мостик и фактурная сосна, например, или камень, куст и фонарь над ними.

Если мечтаете оформить на японский манер весь приусадебный участок, то сначала разбейте его на части неправильной, произвольной формы. Желательно, чтоб они совпадали с основными функциональными зонами.
Затем позаботьтесь о мягком, естественном переходе от зоны к зоне: в качестве условных границ используйте камни, деревья, неброские аксессуары.

Впрочем, не пытайтесь воссоздать Японию среди русских осин и берёз, не стоит бездумно копировать образцы садов из Киото и Окинавы. Главное – общие принципы. А растения, камни, цветы выбирайте из местного ареала: лишь такой пейзаж будет выглядеть правдоподобно, что в итоге соответствует японской философии.

Основные краски японского сада

В Стране восходящего солнца считают, что большое количество буйно цветущих растений разного вида может вывести человека из равновесия, лишить его покоя и вдумчивости.
Из поколения в поколение передаётся легенда, согласно которой некий сегун, услышав о красоте одного из садов, уведомил хозяина, что прибудет к нему для экскурсии. Когда владыка в назначенный час ступил за калитку сада, то не увидел ни одного цветущего растения – все цветы были безжалостно срезаны. Гость рассердился… Но хозяин пригласил его в беседку, где на столе красовался цветок – единственный, неповторимый. Столь драматический приём заставил сердце сегуна трепетать от нахлынувших чувств.

Иными словами, чарующе - сдержанная гамма японского сада, состоящая их оттенков и полутонов, плавных переходов. Вершина мастерства – добиться, чтобы некий угол сада был выдержан во многочисленных оттенках одного-единственного цвета. Допустим, белого, желтого или лилового.
А вот серый, мшисто-зелёный, приглушённый коричневый и не слепящий белый можно назвать базовыми красками для японского пейзажа.

Метафизика деревьев в японском саду

Классический японский участок немыслим без трёх, можно сказать, сакральных растений – сливы, сосны и бамбука. Первое символизирует весну, торжество жизни и считается деревом самураев.
Традиция любоваться ветками цветущей сливы (ханами) не менее прочна, чем в случае с сакурой.
Сосна олицетворяет мужество, силу духа и долголетие; кривоватое, потрепанное ветрами сосновое деревце – одна из самых узнаваемых эмблем Страны восходящего солнца.
А бамбук ассоциируется с гибкостью, прочностью, умением преодолевать любые обстоятельства.

Глубокий символизм, однако, сформировался позже. А первые японские садовники просто использовали те деревья и кустарники, которые росли поблизости. При этом горные растения сажали на участках, где много камней, а долинными украшали поместья, расположенные в низинах. Это значит, что вовсе не обязательно покупать японские саженцы и семена, для сада вполне подойдет знакомая, местная флора.

Бамбук, например, можно заменить ивой, фаргезией, сазой, высоким сахалинским горцем.
Сибирский кедр из русского бора справится с ролью белой и черной японской сосны, а родные вишни будут цвести и благоухать ничуть не хуже, чем японские сливы-умэ.

Подбирая растения, помните: ваша задача не в том, чтобы сад переливался красками с первых дней весны и до глубокой осени. А в том, чтобы яркие вспышки цветения чередовались с длительными фазами покоя.

Очень по-японски выглядят также черешни, гладкие вязы, дубы и особенно клёны – рисунок их листьев, богатая осенняя палитра полностью отвечают японским идеалам красоты и гармонии.

Кусты, травы и цветы

При выборе кустарников следует учесть архитектуру каждого растения, текстуру и оттенки его листьев. Чаще всего ландшафтные дизайнеры рекомендуют барбарис, кизильник и боярышник. Благодаря ягодам и оттенку листвы, эти культуры достаточно эффекты, а также долго держат форму после стрижки.

Без периодической стрижки обойтись не получится: традиция требует, чтобы в саду были растения шарообразной формы. Её придают не только кизильнику, барбарису, самшиту, но даже невысоким вязам, туям, карликовым тисам, рододендронам. Из этих и других подстриженных растений нередко формируют живые изгороди.

Для создания зелёных стен и ковров используют разные виды спиреи, дейцию, а также травы – молинию, ковыль, мискантус. Широко применяют мхи, декоративные осоки и злаки.

Устройте несколько миниатюрных моносадов. Их можно сформировать из хост, папоротников, то есть, растений одного типа, дополненных камнями. Такой художественный способ полностью отвечает духу японского сада.

Цветы в восточном мировоззрении так же многозначны, как и деревья. Всем известно, например, что хризантема – такой же символ Японии, как ветка сакуры или силуэт сосны. В большом почёте и лилейники, ирисы, луковичные.

Посадите хризантему-сюнгику. Это особый, съедобный вид цветка, очень популярный на Востоке. Из листьев такой хризантемы японцы готовят множество блюд, уверяя, что они обладают целебными свойствами.

Уместны в японском саду пионы, знаменующие любовь, символ скромности амаралис, а также белые розы – знак благородства. Впрочем, цветов должно быть в меру и располагать их лучше не на общих клумбах, а отдельными лужайками.

Камни и ещё раз камни…

Их значение для японского сада огромно.

Камнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами.
Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для . Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.

В основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.

Камни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.

Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.

Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.

Разнообразие водоёмов

Из камня должна быть и чаша-тсукубаи, невысокая бадья, которую когда-то использовали как рукомойник. Тсукубаи в наши дни – часть декора, а также напоминание о том, что вода – вечный, философский спутник камня.


Если позволяют площадь и возможности, можно выкопать пруд, характерную деталь для поместий японских аристократов. Часто посреди такого водоёма насыпают островок (символ места обитания душ, то есть бессмертия ), соединяя его с берегом при помощи деревянных настилов или камней (каменных плит).

Почти всегда в японском пейзаже присутствует и водопад. Струи низвергаются с обломка скалы в узкое русло, образованное камнями поменьше. Плеск и журчание считаются в Японии одной из лучших музык, а летящая вода прибавляет ландшафту динамики.

Организовать традиционные японские водоёмы можно и без лишних затрат, прибегнув к современным средствам. Чаши-тсукубаи, допустим, сегодня делают из поливинилхлорида, окрашенного под старый, замшелый камень.

Малые архитектурные формы и освещение

Если вы намерены во всём следовать канонам японского ландшафтного искусства, то без чайного домика не обойтись. Тем более, что первые японские сады возникли вокруг таких домиков как дополнение к традиционной чайной церемонии.

Собственно, сегодня чайным павильоном может быть обычная деревянная беседка в форме пагоды или куба, выкрашенная в красный, коричневый, белый цвета.

Другой важный атрибут – зигзагообразный мостик яцухаси. Его вытянутый, змеевидный силуэт символизирует извилистость жизненного пути, дорогу, которую проходит человек в поисках истины.

Мостики могут быть и выгнутой, напоминающей радугу формы, имитировать корабли, быть из дерева и камня, простираться не только над водоёмами, но и над сухими ручьями.

У пруда, водопада, в саду камней не забудьте установить скамейки – прямые, аскетичные по форме, состоящие из каменных подпор и плоских деревянных сидений.

Фонари из камня – дань традиции, от которой не стоит отказываться. Такие светильники бывают самых разных очертаний, а также высоты – от приземистых, напоминающих округлые камни, до высоких столбов.

Существуют и подвесные фонари, светильники из бронзы, в форме пагод, резных квадратов, цилиндров, многоугольников… Одни из них светят вверх, другие придуманы, чтобы освещать землю…
Если расставить эти приборы грамотно – вдоль тропинок, по периметру патио, у кромки пруда, подле беседки – участок получит оптимальную дозу естественного света: неяркого, а немного таинственного, как и весь сад.

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

February 18th, 2013

Японские сады — одно из характерных творений национального гения, ставшие важной страницей великой Книги Искусства человечества. Почему именно облик японского сада так легко сопоставляется с формами современной архитектуры и встречается сегодня на всех континентах? Искусство японских садов — в первую очередь повествование о природе, ее гармонии, законах и порядке. Но в нем, также, раскрывается и сложный внутренний мир человека с напряженной жизнью духа и вечными поисками истины. Для европейца, воспитанного в традиции западной цивилизации, в японских садах открываются новые грани отношения людей к окружающей среде и к себе, своим ценностям и идеалам.

Гармония дома и сада.

При традиционном рассмотрении картины, скульптуры, или архитектурного объекта никогда не возникает сомнения в том, они есть результат деятельности человека, плод его фантазии, вдохновения и таланта. Художник японского сада всегда выступает как бы в соавторстве с природой, не только используя для произведения натуральные мхи, деревья, но, как правило, и видя задачу в том, чтобы сад казался частью природной среды , органично сливаясь с ней. В этом состоит одна из главных особенностей восприятия данного вида искусства, ибо оно существует на границе искусства и природы. В то же время, каждый сад — результат напряженного усилия, серьезной духовной работы и глубоких размышлений.

Гармония сада и природного окружения.

Японское искусство садов возникло не только из любви к природе и восхищения ее красотой, но в виду ощущения сопричастности к ней. Еще в глубокой древности обожествление гор и деревьев, источников и водопадов стало основой религиозных верований, получивших впоследствии название синтоизма . Поклонение природе выработало к ней особое уважение и пристальное внимание. Человек ощущал себя частью великого космоса, где все занимает свое место и выполняет определенное предназначение. Согласно верованиям древних японцев, сохранившимся и в эпоху средневековья, окружающий мир считался живым и чувствующим, а его создания представлялись высшей ценностью, становились идеалом прекрасного. Постижение закономерностей жизни природы, ее ритмов и изменчивости было целью размышлений человека, смыслом существования. Поэтому, в японской культуре не могло возникнуть идеи покорения природы и, тем более, противостояния ей. Напротив, главным был поиск гармонии с миром , воспринимаемой как главное условие внутренней гармонии человека.

Поиск гармонии с миром.

Чтобы выразить понимание окружающего, создать образ мироздания, художник сада использовал материалы самой природы, но группировал, сопоставлял их так, чтобы через малое и единичное передать великие и всеобщее. Камни, кустарники, ручей олицетворяли величие гор, деревьев и бурлящих водных потоков, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическая картина противостояния стихий. Подобное творчество сочетало в себе: вдохновение и расчет, раскованную фантазию и владение языком символов. Расположенный под открытым небом сад всегда связан с естественным окружением: сменой дня и ночи, солнечных дней и непогоды, чередованием времен года. В каждый следующий миг он другой, и наиболее искусные мастера строили сад «четырех времен года» , выявляя особенности каждого сезона. Для полноты эмоционального воздействия они использовали и мерный шум искусственного водопада, и музыку капель дождя, падающего на специально высаженные растения с широкими листьями. Художники учитывали то, как будет отражаться в пруду полная осенняя луна и как изменятся камни, когда выпадет снег. Их палитрой были краски природы, и они кропотливо учились пользоваться ими, передавая опыт из поколения в поколение.

Выбор цвета и композиции.

В композиции сада камни, песок, водоем не просто камни, песок, водоем, они имеют еще и символический смысл, изображают нечто большее и значительное. Подобно тому, как слова в поэзии, свойственные обыденной речи, организуются ритмически, выстраиваются в строфы и получают при этом более емкий смысл, так и формы в культуре садов, созданные природой, лишь под рукой художника становятся высоким искусством. Несмотря на то, что многие композиции выполнялись определенными авторами, в целом это искусство типологическое , то есть каждое новое произведение, отличаясь от других в конкретных деталях, строилось по каноническим правилам. Видоизменения были связаны лишь с исторической эволюцией всей японской культуры, сменой философских и религиозных представлений, развитием архитектуры.

Сады, создававшиеся у дворцов аристократии, существенно отличались от садов в буддийских монастырях. Сад с прудом, по которому можно кататься на лодке, был распланирован иначе, чем предназначенный только для созерцания с веранды храма или дома. Ландшафтный сад, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный «пейзаж на подносе», помещенный в интерьере дома. Так, садовое искусство Японии от века к веку менялось, но сохраняло при этом свои основные законы.

В культуре народов Дальнего Востока для объяснения мироздания была принята так называемая система инь-ян, впервые изложенная в древнекитайской «Книге Перемен». Это - учение о постоянном взаимодействии в природе двух противоположных начал: пассивного, темного, женского начала — инь и активного, светлого, мужского начала — ян . В средневековый период система инь-ян была основой многих философских учений, а также отразилась в практике искусства, в том числе и садов. Вне зависимости от конкретного замысла художника, композиция сада, как правило, содержала два основных компонента: это инь-ян сада , его «кровь» и его «скелет» — вода и камни . Вода могла быть натуральной или символизировалась песком и галькой. Камни, за редким исключением, присутствовали всегда.

Гармония воды, камней и растений в саду.

Сутэ-иси — искусство расстановки камней — считалось главным в работе художника. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также в соответствии с общим характером сада, его стилем. По форме они делились на пять основных групп: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый. В руководствах рекомендовали отобранные камни тщательно рассмотреть, отыскать в каждом его «лицо», его «позу»: «Среди камней - одни убегают, другие преследуют, одни прислоняются, другие — поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят». Задача художника состояла в том, чтобы поняв возможности каждого камня сгруппировать их наиболее выразительно.

Вода — второй важнейший компонент сада. И устройству водоема, его форме, направлению течения, если это ручей, придавалось большое значение. Водоем мог иметь песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Одной из любимых деталей композиции был водопад. Место для него выбиралось особенно тщательно: вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. В руководствах указывались многочисленные типы водопадов, островов, мостиков, дорожек, изгородей.

Тщательность подбора растений в японских садах.

Большое внимание уделялось подбору растений, их форме, изменению окраски листвы осенью, цвету зелени весной и летом. Самой любимой в саду была сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывалось вишне — сакуре и дикой сливе, а из кустарников — камелии, азалии и хаги. При высаживании растений учитывали их масштабное соотношение с водоемом, камнями, цветовую согласованность друг с другом, мхами и травами. Японские садоводы достигли необыкновенного мастерства в пересадке растений, выращивании деревьев с нужной величиной и формой кроны.

Подобно тому как европейское средневековое искусство было связано с христианской религией, японская культура связана с буддизмом. В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзэн («созерцание») — учение, где основные идеи, зародившиеся в Индии, соединялись с некоторыми принципами китайской философии, а также элементами древнеяпонской религии синтоизма. Основное внимание дзэн было направлено на природу, в понятие которой включался не только окружающий мир, но и внутренняя природа человека. В учении утверждалось, что для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия, что путь к истине — в интуиции, в созерцании природы или ее образов в искусстве. Метафора, символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом «озарения», соприкосновения с истиной. Поэтому учение дзэн придавало особенно большое значение искусству, а дзэнские монастыри стали центрами средневековой культуры, где процветали поэзия, каллиграфия, живопись, искусство садов.

Вид из дома на садовую дорожку.

Дзэнские сады создавались как «модель мироздания», их главной задачей было найти наиболее лаконичные формы для выражения самых общих мировоззренческих концепций своего времени. В этом они близки монохромным пейзажам, где живописец стремился не просто изобразить вид какой либо местности, но воплотить основные силы природы, передать ее движение, гармонию. В пейзаже грандиозность мира ощущалась благодаря сопоставлению уходящих в бесконечность далей и гор, скал, деревьев на переднем плане картины. В садах та же задача решалась художником, когда он искал точную композицию камней, кустарников, мхов. Засыпанная галькой площадка подобна белому полю бумаги, а расположенные на ней объемы напоминали пятна и линии туши, оставленные кистью живописца.

Эволюция образного смысла садов и их стиля зависела от того, в какую архитектурно-пространственную систему они включались. В X—XII веках сад подчинялся архитектурной форме дворца и был ориентирован на запросы его обитателей — аристократического сословия. В XIII—XV столетиях сад, являвшийся частью монастырского комплекса, получил иное предназначение. Светские сады позднего средневековья (XVII—XIX века) напоминали обширные парки, в них были черты и дворцовых и храмовых садов, а также - чайных садов, связанных с распространением чайной церемонии.

Полосатые камни у монастырской стены.

Искусство садов, как важная часть культуры, философии и религии сохранилось до нашего времени. Их широкой распространенности способствует и сложившаяся архитектурная форма жилого дома, необходимой частью которого они являлись. В условиях тесной городской застройки и дефицита земли даже крошечный сад у дома отвечает потребности японцев в соприкосновении с миром природы. Поэтому, и современные архитекторы не могут обойтись без сада как метафоры природы, без согласия с которой невозможна жизнь человека.

Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.

Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и .

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить ;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада . Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей . Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами . В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые в японском стиле и установить их в подходящих местах ;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль ;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений ;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции .

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Подведение итогов

Японский сад – отличное место не только для простого отдыха, но и для размышлений о вечном. Это место настраивает на спокойный лад и заставляет мысли течь плавно и размеренно как воды глубокой реки.

Несмотря на внешнюю простоту при оформлении нужно учитывать массу нюансов, информация в этой статье поможет разобраться в этом вопросе.На видео в этой статье рассмотрены основные нюансы оформления сада в японском стиле.




Японские сады необычайно популярны по всему миру, их можно увидеть как у обычных частных домов, так и рядом с историческими достопримечательностями, например Буддийскими храмами или старыми замками. В Японии садоводство – это высокое искусство, которое зародилось под влиянием более древней китайской садовой культуры.
Ниже подборка из 20 великолепных японских садов со всего света.

Настоящий японский сад имеет несколько характерных особенностей. Самая главная - дом всегда должен располагаться посередине участка, чтобы из него просматривался весь сад.
Также, в традиционном японском саду присутствуют такие атрибуты:

  • Водоем - настоящий или искусственный. Возможно пересохший.
  • Мостик через водоем, либо выложенные по дну камни, для перехода через водоем.
  • Камни или каменные композиции.
  • Фонарь, в основном из камня.
  • Чайная или беседка.
  • Забор, стена или изгородь в традиционном стиле.

Изначально, для японца сад - это место отдыха, созерцания и единения с природой, однако современные публичные сады используются как для прогулок, так и для сохранения некоторых редких видов растений. Структура японского сада подчеркивает необычайную хрупкость природы и побуждает к ее сохранению.

Очень важную роль в этой культуре играют камни. Их используют в основном для создания дорожек и мостиков. Большие камни, как правило треугольной формы, располагают обособленно. Они являются символом гор.

Искусственные водоемы сооружаются таким образом, чтобы быть максимально похожими на естественные природные озера и ручьи, поэтому японцы практически не используют фонтаны. нередко можно встретить искусственно созданные, пересохшие водоемы, сделанные так, как будто в них действительно журчала вода.

Один из основных элементов японского сада - растительность. Японцы предпочитают сажать растения с богатой зеленой листвой, но разноцветные цветущие деревья и цветы также имеют место.

Благодаря различным видам клена и кустарникам японцам удается создавать разнообразные цветовые палитры в своем саду.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные