Японский сад название. Три знаменитых сада японии

Сад Кэнроку-эн - самый большой парк Канадзавы, один из Трёх знаменитых парков Японии. Название означает Сад шести достоинств.

Эти признаки были перечислены в книге китайского поэта Ли Гэфея «Хроника известных садов Лояна». Среди них автор назвал простор и возможность уединения, искусность и дух старины, наличие водоемов и прекрасных пейзажей. Как правило, редкий сад или парк насчитывает хотя бы четыре из этих элементов. В Кенроку-эн имеются все шесть - возможно, в этом и заключается заслуга нескольких поколений клана Маэда.

Сад Кенроку-эн был заложен представителем клана Маэда в 1676 году, и долгое время, вплоть 1868 года, представители поколений Маэда совершенствовали его. В настоящее время в саду также проводятся необходимые улучшения и обновления, чтобы поддерживать это произведение садово-паркового искусства в надлежащем виде.

Парк был открыт для публики в 1875 году. До 1976 года посещение было бесплатным, но затем стали брать плату за вход, чтобы направлять вырученные средства на содержание и развитие сада.

В 1759 году сад полностью сгорел, но постепенно все его постройки и насаждения были восстановлены, начиная с 1774 года. На территории в 25 акров (114 436,65 м²) расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида).

В саду множество рукотворных прудов, водопадов, ручьев, мостов, холмов. Большой водоем сада символизирует океан. Все без исключения элементы Кенроку-эн созданы руками человека, но иногда может показаться, что рука человека здесь ничего не касалась, а «дизайн» того или иного уголка сада создала сама природа.

Среди достопримечательностей парка - древний фонтан и чайный домик Югао-тэй, построенный в 1774 году. К достопримечательностям Кенроку-эн также относятся старейший фонтан, в котором вода циркулирует под естественным давлением, фонарь Котодзи, являющийся символом сада и города, мост Ганко-баси из одиннадцати красных камней и пагода Кайсеки, предположительно, подаренная клану Маэда правителем Японии Тоётоми Хидэёси.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

2. Сад Кайраку-эн (Мито)

Парк Кайраку-эн выполнен в стиле японского сада и расположен в префектуре Ибараки, городе Мито. Он был основан в 1842 году лордом Мито в девятом поколении Токугава Нариаки как «место для наслаждения природой».

В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).

Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.

Парк занесен в список национальных исторических объектов. Парк Кайраку-эн включает в себя основной парк и сад вокруг парка, которые вместе функционируют как «парк Кайраку-эн Ко-эн».

Парк Кайраку-эн известен сливовыми деревьями. 3000 деревьев, более 100 видов посажено на территории в более 130 тыс. м2. Каждый год с конца февраля по конец марта проводится «фестиваль сливы Мито», и парк наводняется туристами. Весной можно полюбоваться цветом слив, бамбуком - летом, а клёном - осенью. Зима приносит снег, и посетители могут насладиться здесь каждым временем годом.

В основном парке расположено деревянное здание, называемое Кобунтэй. Это здание, сконструированное Нариаки. В нём собирались Бундзинбоккаку (люди знакомые с литературой и каллиграфией) и вассалы для чтений поэзии и обсуждений.

В прилежащем саду расположено озеро Сэнба и Лунный пруд. Рядом - площадь «Момидзидани», где вода и растения гармонируют друг с другом, самый старый фонтан в Японии, «Гёкурюсэн» и «Хотарудани».

3. Сад Кораку-эн (Окаяма)

Изначально парк носил название Коен, или поздний сад, поскольку он был создан уже после завершения возведения замка Окаяма, напротив которого парк и находится. Свое современное имя парк получил в 1871 году.

Кораку-эн находится в городе Окаяма, в районе Асахигава, на острове Хонсю, и занимает площадь 13 гектаров. Работы по возведению парка были начаты с 1687 года, и были закончены в 1702 году, при поддержке местного феодала Икэды Цунамаса. Свой нынешний облик парк приобрел в 1863 году. В 1871 году парк был подарен префектуре Окаяма, и с 1884 года он открыл свои двери для посетителей.

В парке расположено несколько прудов с рыбой, черепахами и птицами, зеленые горки, множество декоративных цветов и деревьев, а также несколько построек в традиционном японском стиле.

Сад дважды восстанавливали: после наводнения в 1934 году и после бомбардировок 1945 года. При реконструкциях использовали изображения сада, сделанные в эпоху Эдо. В 1952 году сад получил особый культурный статус, он признан одним из трех самых красивых садов Японии.

В центре сада находится пруд с тремя островами, который повторяет вид озера Бива - самого большого пресного озера в Японии, воспетого в литературных произведениях. На одном из берегов пруда создан холм, с вершины которого можно любоваться общим видом сада. Пространство Кораку-эн организовано таким образом, чтобы с каждым новым поворотом тропинки его посетителям открывался новый вид. Более того, с территории сада индустриальные пейзажи города совершенно не видны, и это создает иллюзию пребывания в другой, более гармоничной реальности.

Ценители прекрасного посещают сад весной, чтобы увидеть, как черные стены «вороньего» замка контрастируют с белыми и розовыми цветками цветущих слив и вишен. Также в саду растут сосны и клены, впервые в японском садово-парковом искусстве здесь были посажены большие травяные газоны. На территории сада есть несколько чайных домиков и даже чайная плантация.

Продолжительная у меня вышла пауза в Изучении... Другие дела уволокли сознание в сторону. Не хватает центризма, да...
Как правильно заметил мой добрый, озорной и... легче лебединого перышка Друг Пух, сад без хозяина покрывается пылью. Где тут моя жидкость для придания блеска изделиям из... ?:))) Ну, вобщем:) двигаюсь в изучении далее.

Мне очень понравился в Изучении японского сада цикл статей автора Фоминой А.И. Статьи отмечены мною тем, что чувствуется их авторство... проживание описанного сделанным (она практикующий дизайнер).
Я размещаю ее статью с небольшими корректировками и сокращениями, а также добавлю интересные моменты и фотографии.

"Создать сад - значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца."
Ван Вэй,
китайский художник (1699-1759 гг.)
(...слово "закончив" здесь я бы заменила словом "воплощая")

Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.
Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе).

Пейзажный стиль японского сада
Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV-ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета.
Основным ссложившимся тилем японского сада стал пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.
Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.
В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.

Cады при императорских дворцах
Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI-VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады и в своих усадьбах.
Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства - искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ-ХII века - это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.
Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.
Это был период формирования первого чисто японского стиля садов - стиля Дзёдо , или природного пейзажа (Дзёдо - "рай, чистая земля, совершенство").
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
- храм;
- озеро с изрезанной береговой линией;
- острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж, должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

Развитие садово-паркового искусства Японии
Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.
К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия .
Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.
В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения - дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов - храмовых и монастырских.

Храмовые и монастырские японские сады
Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду "главными героями".
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада - подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.
Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.
Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени - как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.
Сад храма Рёандзи ("храм Умиротворённого дракона") - вершина японского искусства садов камней.
РЁАНДЗИ - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава ИэЯсу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами показывал людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что эта иллюзия символизирует непознаваемость мира, и узреть все камни сразу способен лишь тот, кто достиг просветления.


Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.

Абстрактный японский сад
Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.
Автор этого сада - современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - "Абстрактный сад".
Сад "Сухой пейзаж" был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.
"Сухой пейзаж" - это всегда символическое изображение воды.
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.
Сады "Сухой пейзаж" имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. "С водой".
У такого сада "основной герой" - песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь проводятся параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. "Вода, которая была, но ушла".
Этот тип "Сухого пейзажа" интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
"Сухой пейзаж" - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более "японским".

Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада - сад чайной церемонии. Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук;
- каменный фонарь.
Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.
Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.

Японские сады у жилого дома - тсубонива
Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики - цубонива (тсубонива). Они "позаимствовали" из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень - ступеньку при входе в дом.
Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды - "тсукубаи" минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.
Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце.

Японский миниатюрный сад
Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!

Стили японских садов

Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ.

Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали играть доминирующую роль в японском садовом искусстве. Часто японский сад становился иллюстрацией к учению, основанному на возможности обретения спасения души после физической смерти в «чистой земле» Будды Амиды. «Чистая земля» (или «дзёдо» – рай) расположена в западной части буддийской Вселенной. Там множество прекрасных павильонов, просторных водоемов с обилием цветущих лотосов. Души тех, кто удостоился сострадания Будды Амиды, обитают среди ароматов цветов под звуки космической музыки. Под влиянием идей амидаизма сформировался один из первых садовых стилей с ярко выраженной индивидуальностью – стиль Дзёдо, или в современной интерпретации – стиль природного пейзажа. Храм, текущая вода и большие водоемы с островами – характерные признаки этих садов.

Ярким примером сада в стиле Дзёдо является сад, который построил для себя в конце жизни третий сёгун династии Асикага – Ёшимицу в окрестностях Киото. Золотой павильон отражается в водах озера Киоко (или Зеркального озера), острова и группы камней которого расположены так, чтобы создать представление о девяти горах и восьми морях, окружающих священную гору Сумеру.

Холмистый сад характеризуется достаточно большой площадью и состоит из пяти холмов, один из которых обязательно должен находиться в центре.

Миниатюрный сад. Появление миниатюрных садов охарактеризовало начало проявления символизма в произведениях садового искусства. В миниатюрных японских садах применяется прием искусственно создаваемой перспективы: на переднем плане высаживаются большие растения с крупными листьями, располагаются крупные камни, на втором и третьем планах элементы композиций становятся мельче. Это создает иллюзию, что они находятся дальше, чем в реальности. Миниатюрные сады – это попытка показать необъятность мира на весьма ограниченной территории.

Символический сад. Символические сады в Японии появились в конце эпохи Хэйан как результат популяризации учения дзэн-буддизма. Несмотря на то что основной чертой культуры этого периода была попытка проникновения в суть вещей через чувство, через переживание красоты, символические сады предельно лаконичны. За ними часто стоит реальный природный пейзаж, и именно его красоту надо увидеть в процессе длительной медитации, подсознательно участвуя в его создании.

Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. В Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Дело в том, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рождаемый формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями и обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от потребности, заменяя одно на другое. Чем выше мастерство, тем меньше материалов требуется художнику для создания нужного образа, тем сильнее производимое впечатление от сада и тем большей духовной подготовки требуется от зрителя.

Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Рёандзи (храм Успокоенного дракона). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, сложив крылья.

Абстрактный сад. Благодаря теории, гласящей, что высшим творением природы является камень, родились символические, а впоследствии и абстрактные японские сады. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам создания, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким захочется его воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.

Сад чайной церемонии. Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы холмистого и каменистого садов. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Стиль чайных японских садов сформировался лишь тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный дзэнский священник Еисаи (1141–1215), который приложил немало усилий для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал искусство чаепития. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей дзэн как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами «Садо» (ритуала «Путь чая»), создавались в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен-но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм «Пути чая». Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай.

В периоды сёгунатов Камакура и Асикага в Японию прибывало много монахов из китайских монастырей, чтобы проповедовать свои идеи; вместе с ними широко распространилась и культура чая. Со временем формальная церемония приобрела форму духовного обучения.

Назначение японских чайных садов состояло в том, чтобы эмоционально подготовить гостя пройти «Путь чая», создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.

В декоративном отношении японский чайный сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем гораздо больше цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад представлял собой четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной – нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом – лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью – багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада – показать красоту изменяющейся природы.

Сад сухого пейзажа. С усилением дзэнского влияния на садовую культуру многие структурные элементы японского сада окончательно приобрели черты символизма. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием «сухой пейзаж» («сухие горы и воды») – «карэ-сансуй». Никакой симметрии применительно к «карэ-сансуй» быть не могло. Это был намек скорее на естественность, а не на искусственность пейзажа.

Сухой пейзаж – это всегда изображение воды. Камень, брошенный в воду, оставляет на ее поверхности расходящиеся в бесконечность концентрические круги. Скала, омываемая морем, борется с натиском воды, отгоняя ее от себя тоже по кругу. Воды стремительной реки, сотканные из невидимых и бесконечно параллельных струй, несутся вниз по течению. Водопад, мощными потоками срывающийся с гор, наполняет пространство ревом и грохотом. Прозрачный горный ручей игриво вьется между камнями, отражая солнечные блики. Каждый из этих образов рождает в сознании совершенно определенные картины, вызывая разнообразие чувств – от страха до благоговения, от очарования до умиления. Сухой пейзаж – это такой садовый прием, который заставляет человека активизировать сознание и направить его на создание определенно заданных образов.

Сухой пейзаж имеет два существенно различающихся типа. Один называется «с водой», другой можно перевести как «вода, которая была, но ушла». Первый вариант абсолютно символичен – вода изображается параллельными бороздами на мелком гравии или песке, концентрическими кругами вокруг камней. Второй вариант более изыскан и художественен. Это водопады, русла рек и ручьев, где человек подсознательно «завершает» эскиз, сделанный художником, создавая зрительные, осязательные и акустические образы в виде звона ручья, бликов солнца на воде, прохлады, веющей от водопада. Материалом для этих композиций являются не только камни, галька и гравий, но и растения.

Японский сад с сухим пейзажем – это наиболее яркий и наглядный пример влияния дзэн-буддийской культуры на сады. Такие сады создавались для медитации, духовного совершенствования, окончательного просвещения и не предназначались для широкого показа посетителям, в отличие от садов Дзёдо, садов удовольствия и эстетического наслаждения. Сторонник дзэн-буддизма находит в них мир Духа, современный человек, не посвященный в секреты дзэн, – кристаллизацию духовной энергии, выраженную в художественной форме. Другими словами, если искусство можно определить как материальное выражение эмоциональной напряженности человека, то японский сад с сухим пейзажем представляет собой искусство высшего уровня.

Одним из первых «переходных» к форме «карэ-сансуй» по своей сути стал парк при храме Сайходзи в Киото, закладку которого относят к первой половине XIV века. Чаще его называют Кокадэра («Сад мхов»). Вся поверхность Кокадэра покрыта толстым ковром мха. В Сайходзи все еще сохраняются признаки старых японских садов – пруд с тремя большими и четырьмя малыми островами, прихотливо сформированными полуостровами, мостами, тропинками. Но верхняя, каменистая часть сада гораздо ближе к «карэ-сансуй». Кстати, этот термин вначале употреблялся японскими садоводами для обозначения весьма ограниченной по размерам каменистой площадки в рамках типичного для периода Хэйан сада старого образца. Считается, что сад Кокадэра был заложен в 1334 году мастером Кокуси Mусо, монахом одной из сект дзэн-буддизма. Стилистически и хронологически Кокадэра является промежуточным этапом между садами эпохи Хэйан и философскими садами эпохи Муромати.

При желании можно было бы проследить нарастание уровня абстракции в сфере садовой культуры, сравнивая характеристики садов при храме Божественного дракона (Тэнрюдзи), при Золотом и Серебряном павильонах в Киото, при храме Вечного великолепия (Дзёэйдзи) в префектуре Ямагути…

Исследователь японского паркового искусства М. Сигэмори перечисляет около 700 садов с искусственными прудами и 323 сада в стиле «карэ-сансуй», относящихся к тому периоду. Но, пожалуй, поистине мировую известность получил сад камней при храме Миролюбивого дракона (Рёандзи) в Киото. Сад Рёандзи – это наиболее ультимативная форма стиля «карэ-сансуй». Там нет ни воды, ни деревца, ни травы. В свое время храм и окружающее его пространство претерпели немало изменений в результате пожаров и перестроек. Нынешняя форма сада сложилась в 1488 году. Существует немало теорий по поводу того, кто был автором-устроителем сада. Наиболее правдоподобной считается та, что приписывает авторство известному художнику Соами (1455–1525), хотя в последнее время высказывается немало сомнений по этому поводу. Сейчас сад представляет собой прямоугольник (23?9 м), протянувшийся вдоль дома настоятеля монастыря. Любоваться садом можно только с веранды дома, хотя, если судить по старым гравюрам, некогда посетители сада могли бродить по нему, что ныне просто немыслимо. Поверхность засыпана мелким белым гравием, над которым возвышаются пятнадцать поросших мхом камней, собранных в группы. Гравий «расчесан» специальными граблями так, что образовались параллельные полоски, тянущиеся от стены до стены, но завихряющиеся кругами возле камней. А они расположены так, что в какую бы сторону ни двигался по веранде зритель – вправо или влево, он может увидеть только 14 камней, а один (в зависимости от угла зрения каждый раз иной) всегда «прячется» от взгляда. Исследователи садового искусства сломали немало копий, споря о том, что имел в виду автор сада Рёандзи, укладывая камни именно в таком порядке. Одни искали ответ в тайнах «секретной геометрии», другие – в балансе нечетных чисел. Кто-то представлял панораму сада как архипелаг островков, выступающих из моря, а кто-то – как вершины горной цепи в пелене тумана или облаков. Нередко говорят и об ассоциации с семейством тигров, переплывающих море… Перед каждым медитирующим открывается своя картина, возникают свои ассоциации и образы. Когда-то картину дополнял вид дальних гор, проступавших за низким забором, огораживающим храм. Сад Рёандзи таким образом становился частичкой огромного целого. Но со временем поднявшиеся за стеной деревья закрыли дальнюю перспективу, превратив сад камней в самодостаточное зрелище.

Садовый стиль «карэ-сансуй» позволял выразить два эстетических идеала, активно внедрявшихся в мироощущение людей того времени последователями дзэн-буддизма. Это «югэн» – скрытая красота, полная символики, таинственности и недосказанности, и «юхаку-но би» – красота пустого пространства, ибо в дзэнском искусстве «пустота» всегда преобладает над «заполненностью».

Из книги Зимний сад автора Шешко Павел Славомирович

1. История создания зимних садов. История выращивания комнатных и кадочных растений начинается с Древнего Египта. На египетских изображениях (а им более 3000 лет) видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Древние римляне пошли еще дальше – они украшали

Из книги Удобрения и подкормки автора Петросян Оксана Ашотовна

2. Особенности зимних садов, теплиц и оранжерей. Сложно определить, чем различаются между собой теплица, оранжерея и зимний сад. Специалисты считают, что теплица– это сооружение, почти целиком сделанное из стекла или прозрачного пластика, в которое входят из сада.

Из книги Огород и сад для лентяев автора Руцкая Тамара

3. Построение зимних садов. 3.1. Расположенность по сторонам света. Зимний сад можно построить с ориентацией на любую сторону света. Ориентация зависит от предназначения сада: использование его для отдыха и общения с природой или для работы (кабинет, студия).Немаловажное

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Удобрение междурядий молодых садов В садах междурядья, как правило, занимают всевозможными культурами. На бедных почвах можно выращивать многолетний люпин, удобренный фосфорным и калийным удобрением с добавлением небольшой дозы азота. Корни люпина хорошо разрыхляют

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Удобрение междурядий взрослых садов В плодоносящих садах с 12–15 лет уже не ставится задачи получения дополнительных доходов с междурядий. С этого времени основной целью является получение стабильных высоких урожаев, защита плодоносящих деревьев от морозов.Междурядья

Из книги 500 советов садоводу автора Бойчук Юрий Дмитриевич

Удобрение плодоносящих садов При удобрении плодовых деревьев необходимо правильно рассчитать дозы удобрений, что является довольно непростой задачей. Выбирая оптимальное количество удобрения для того или другого плодового дерева, нужно учитывать множество факторов:

Из книги Русский огород, питомник и плодовый сад. Руководство к наивыгоднейшему устройству и ведению огородного и садового хозяйства автора Шредер Рихард Иванович

Омоложение старых садов В 30–40-летнем возрасте у деревьев происходит отмирание скелетной и обрастающей древесины, прогрессирующее по мере старения растения. Сильные молодые побеги могут быть получены из нижерасположенных спящих почек и волчков. Пробуждение спящих

Из книги автора

Стили китайского сада Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских

Из книги автора

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги автора

Можно ли для удобрения садов использовать фекалии Совет № 47 Фекалии богаты питательными веществами, но следует иметь в виду, что в них могут содержаться яйца глистов. Поэтому в первую очередь фекалии вносят под неплодоносящие растения. Но в любом случае перед

Из книги автора

II. О местоположении, степени влажности и защите плодовых садов Вопрос о местоположении сада весьма важен для успеха плодоводства. Плодовые сады вообще резко отличаются от огородов в этом отношении. Огороды весьма удобно помещаются во влажных долинах. Плодовые же сады,

Мало где в мире садово-парковое искусство достигло такой вдохновенной тонкости, как в Японии. Уже в ранее средневековье японцы уделяли созерцанию природы особое внимание и создавали прекрасные сады и парки, которые на языке европейской культуры можно было бы назвать пейзажными. Они осмыслялись в категориях буддийского миропонимания. Центром композиции был остров (скала, павильон), окруженный водами озера — символ буддийского рая посреди океана. Восхитительный пример — знаменитый монастырь Бёдоин в Удзи (близ Киото), где в центре озера распростерла свои крылья легкая деревянная постройка — зал Феникса, скрывающий статую будды Амиды.

Очень рано (уже в XII в.) развивается теоретическое осмысление садово-паркового искусства, появляются многочисленные трактаты. В период Камакура (1185-1333 гг.) решающее влияние начинает играть дзен-буддизм, для которого созерцание природы — это один из важнейших путей просветления. Постепенно формируются основные принципы устройства японского сада, основанные на нерегулярности и асимметрии.

Теоретики определяют два основных типа сада.

Тип «цукияма» — воссоздание реального холмистого пейзажа с обязательным наличием водоема и гор или скал. Часто воспроизводятся конкретные, узнаваемые природные достопримечательности Японии или Китая (гора Фудзи и т. п.), но каждый объект имеет и духовно-символическое значение, а их взаимодействие раскрывается по мере прогулки по саду. Например, верхний сад монастыря Сайходзи в Киото (создан в 1339 г. — старейший сад этого типа, с его мощными камнями-скалами, символизирует первозданные силы природы).

Тип «хиранива» — это небольшой плоский сад, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре. Прославленным воплощением этого типа и символом дзенского сада вообще являются «сухие ландшафтные» сады (каресансуй). В них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы — обломками скал, «островками» мха или кустарников. Условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации. Эти сады были неотъемлемой частью монастырей дзен, наиболее известны сады Рёандзи (кон. XV в.) и Дайсен-ин (1509-1513 гг.) в Киото.

Особый тип сада — чайные сады (тянива), распространившиеся с XV-XVI вв. вместе с развитием чайной церемонии. Они очень невелики, это скорее даже не сад, а окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику. Она помогает войти в состояние одиночества, постепенного отделения от мирской суеты — целью чайной церемонии, пропитанной духом дзен.

В период Эдо (1603-1868 гг.) распространение получают обширные пейзажные парки. Они по-прежнему строятся вокруг пруда с островом в центре, но при этом соединяют черты разных типов, могут включать в себя и чайные сады, и сады камней. Относительно небольшой парк императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) рассчитан не только на неспешные прогулки, но и на созерцание природных «картин», которые фиксируются через окна многочисленных павильонов. Обширный парк другой императорской резиденции, Сюгакуин (1650-е), построен по принципу включения естественного пейзажа в созданный искусственно. Пруд с островами и мостами вырыт на склоне высокой горы, которая, словно театральный задник, видна со многих точек парка и таким образом становится частью его пространства. Подобного рода парки создавались не только для императора, но и для многочисленных знатных феодалов. Три из них признаны красивейшими парками Японии: Кэнрокуэн (1676) в г. Канадзава (префектура Исикава), Коракуэн (1687) в г. Окаяма (префектура Окаяма) и Кайракуэн (1841) в г. Мито (префектура Ибараки).

Парки и сады Японии прекрасны в любую погоду и в любое время года. Они замечательны под пеленой дождя и в легкой дымке тумана, белоснежной зимой и роскошной багряной осенью, но в первую очередь — ранней весной, в период цветения сакуры.

Все регионы Канто Кинки Кюсю Тохоку Тюбу Тюгоку Хоккайдо

Все префектуры Акита Аомори Гумма Иватэ Исикава Кагосима Канагава Киото Кумамото Миэ Нагано Нара Окаяма Осака Сага Сайтама Сига Сидзуока Токио Тотиги Хёго Хоккайдо Ямагути Яманаси

Философия японского сада имеет глубокие корни. Она основана на влиянии религий и исторических событий и получила отражение в разных стилях японского сада. Даже сейчас, смотря на новые японские сады мы видим, как на них влияют время и современные условия жизни человека.

Краткая история — эволюция японского горного сада (V VIII -й в.в.)

Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.

В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.

С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.

Хейанский период (конец VIII XII в.в.)

Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада помимо олицетворения ​​буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.

Период Муромачи (XIV XVI в.в.)

Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.

Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.

Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.

Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.

Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.

Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками .

Реальность против манипуляций

В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.

Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные