Что значит человек своего времени. Что такое время для человека и как к нему относиться

от редакции:
представляем Вашему вниманию обыкновенную статью о Времени и Ритмовремени, подготовленную для сборника научных трудов и участия во Всероссийских научно-практических конференциях.

В ней нет ничего необычного. Однако, несмотря на научный стиль статьи (который сам по себе немного забавен), непосредственность её автора и стиль изложения вызывают искреннюю симпатию.

Хотя, справедливости ради, нужно честно признать, что тысячи наших читателей в состоянии привести десятки подобных примеров из своей жизни, из жизни друзей, родственников и знакомых.

Вместе с тем, опубликованные в статье результаты простого и доступного миллионам наших сограждан эксперимента работы с ритмовременем, продолжают впечатлять даже искушенных специалистов.

Результаты этого эксперимента, рассказ о роли Времени в жизни очаровательных женщин, которым уже за 50 (назовём их Натэлла и Вероника), в завершающей части этой статьи.

—————————————————

ВОЗМОЖНОСТИ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

И.В. Сковороднева
Средняя школа №48, г. Екатеринбург, Россия
skovorodneva(почта)mail.ru
conf-a.narod.ru
рассказал о статье
Владимир Батуринцев

«Человечество всегда доходит к какому-то пределу,
за которым его обязательно ожидает основное
открытие. Это открытие сейчас – ».
Е.Д. Марченко «Ощущение времени»

Эта статья о новой сфере знаний – ритмологии. Человек, овладевший её методом, проявляет свои способности, используя их в разных областях практической деятельности.
Ключевые слова: ритм, время, ритмовремя.

Что такое время? Веками этот вопрос волнует людей. Время признавали всемогущим
и отрицали начисто. Считали, что оно проникает всюду, и, напротив, предполагали, что
оно существует лишь в воображении человека. Время – это наиболее загадочная и до сих
пор не исследованная область мироздания.

Некоторые относятся к нему как к природной данности. Другие считают, что время –
это продукт не природы, а человеческого мышления. Механик скажет, что время – это
движение, биолог скажет, что время – это жизнь, историк, что время – это смерть,
психолог, что время – это сознание.

К примеру, мы можем ощущать холодное и горячее, видеть большое и маленькое,
различать горькое и сладкое. А органов чувств, которые воспринимали бы время, у нас
нет. И если мы придумали для него единицу измерения, это еще не значит, что мы
понимаем, что оно собой представляет на самом деле.

В толковом энциклопедическом словаре есть несколько определений времени. Одно
из них звучит так: «Время – это форма последовательной смены явлений и состояний
материи». В любых определениях наших словарей время неизменно связано с
пространством, хотя выделены и универсальные свойства времени – длительность,
неповторяемость, необратимость.

Исследованиям времени посвящены работы А. Эйнштейна, Н.А. Козырева, В.П. Казначеева.

С начала XX века стало популярным представление о едином и неделимом пространстве – времени.

Эта идея неоднократно высказывалась еще со времен Ньютона. В XVIII веке д`Аламбер упомянул о возможности принять в механике время как четвертую координату. В разных вариантах умы человечества занимались темой времени. Есть сказка о потерянном времени. Фантасты много пишут о машине времени.

Так что же такое время?

Евдокия Дмитриевна Марченко – астроном-солнечник, академик, доктор философии –
утверждает, что «время – это объективная реальность» , время можно ощутить. Более
того, у нас есть орган, который и живет только за счет времени – это мозг. Время – это не
столько наружная организация, сколько внутренняя. Развитие мозга – это шаг во время,
все ступени образования – это приближение ко времени.

«Время фиксируется разумом. Разумен способный себя изменить, наперекор времени.
Всё живущее внутри времени ему подчиняется безоговорочно. Время как разумная
субстанция, активная субстанция, входит в окружающий мир через разум».

Время есть основная формула жизни. Оно определяет длину человеческой жизни. Есть
время, которое вы зафиксировали и в нем живете. У человека есть постоянное ощущение
своего времени, выделенного ему на жизнь. Как часто люди жалуются, что им не хватает
времени в их суетливой, наполненной многими событиями жизни.
Время является фактором космическим, его излучают звезды. Звезды светят временем,
перерабатывая его.

«Умение слушать звезды – чрезвычайно редкое. Оно присуще
созданным из времени. Созданные из пространства способны только видеть, видеть,
видеть…» .

Только мозг человека способен ощутить время.

«Время – субстанция надмыслия. Надмыслие – это мысль, не оформленная в слова. Через определенный звуко-буквенный ряд время можно перевести в пространство, в информацию, в энергию, до обычной жизни каждого человека».

Кроме человека никто не умеет хранить время внутри себя, переводить через язык
свои мысли. Передавать через слова время другим людям, беседуя с ними без цели
договориться, способен только человек.

Если человек мыслит, он способен ощутить текущее через него время. Однако время
человек может получить и через слова. Помимо мысли именно слово выделяет человека
на этой планете и делает его уникальным. Благодаря слову нам становятся доступны все
достижения человечества. Описанные в слове, они формируют информационный банк –
основу дальнейшего развития потомков.

Время хранится только в изысканной речи. Его источником является слово, но не
любое слово, а живое, то, которое содержит ритмовремя.
И вот мы подошли к самой главной тайне времени – как с помощью слова, живого
слова, ритмовремени научиться управлять своей жизнью, изменяя ее к лучшему.

Ритмовремя намного выше и сильнее обычного времени, к ритмовремени человек
может прикоснуться через ритмы. «Ритм – это импульс, преобразующий пространство,
пришедший из времени»
.

Метод Е.Д. Марченко, позволивший нам прикоснуться к знаниям о времени и самому
ритмовремени, называется Ритм, Ритмика, Ритмология.

Ритм несет время. Через вибрации своего голоса человек, читающий Ритм, получает
время. Ритмовремя задает удивительную ясность сознания . Привлекая ритмовремя,
человек решает в своей жизни задачи, которые казались не решаемыми до знакомства с
методом.

За счет чего это происходит? Прочитанный Ритм несет информацию в окружающее
пространство. Происходит взаимодействие с живой и неживой природой, и к читающему
притягиваются какие-либо события или, при необходимости, отдаляются.

Влиянию ритмовремени на человека посвящены исследования, проводимые в
институте Ритмологии Евдокии Марченко (ИрлЕМ).

Опишем некоторые из них.
Один из экспериментов проводился на тему: «Многомерность фиксации мозга при
беседе на заданную тему»
.

Цель эксперимента: проверить, как человек воспринимает и воспроизводит информацию во время беседы. Что при этом способен фиксировать мозг: положение тела, его движения, цвета, звуки, слова, мысли. Способен ли мозг контролировать образ, который он выводит наружу – выражение лица, мимику.

В эксперименте принимало участие две группы по 10 человек в каждой и наблюдатели.
Участники первой (контрольной) группы, разбившись по парам, в течение 10 минут
беседовали на тему: «Мозг человека». После этого отдельно друг от друга заполняли
анкету по результатам беседы, куда входили вопросы контроля и самоконтроля.

Результаты анкетирования показали, что ни один из участников эксперимента не смог
удержать внимание на всех направлениях работы мозга, которые отслеживались в данном
опыте. Особенно сложно было удержать в зоне внимания движения тела (перемены позы,
работу рук). Мимику никто не фиксировал достоверно. Временной интервал отследили
меньше половины участников. Итог беседы смогли подвести только 50% участников.
Вторая группа перед началом эксперимента провела определенную подготовку. Это
было прочтение ритмов, в которых есть слова «мозг», «слово», «внимание».

В результате оцениваемые параметры всех участников эксперимента второй группы
значительно отличались от результатов, показанных первой группой в сторону
улучшения результата по многомерной фиксации мозга. Распределённость внимания и
его концентрация были существенно выше, временной интервал отслеживался
большинством участников эксперимента. Все участники смогли подвести итог беседы.
Возможности мозга человека при введении в него ритмовремени – вот тот глобальный
вопрос, над которым работает Е.Д.Марченко. При этом все, обучающиеся в ИрлЕМ,
получают широкие возможности развития собственного мозга.

Тренирующие свой мозг с помощью ритмовремени получают его многомерность,
ускорение времени внутри мозга, что существенно улучшает внимание, скорость и
оригинальность мышления.

Следующее исследование проводилось по теме «Развитие многомерности мозга при
изучении ритмологии». Исследование проводилось через анкетирование. Из 32-х человек,
принявших участие, 15 человек в ходе эксперимента доказали, что могут одновременно
слушать аудиокассету, читать ритмологическую книгу и учить наизусть ритм.

В институте Ритмологии обучаются те, кому интересно познавать себя, собственный
мозг и окружающий мир. Ведь самой большой загадкой является сам человек, его
способность мыслить, его мозг, изучаемый, но не изученный – «серый незнакомец».
Для тех, кто изучает метод Ритм, Ритмика, Ритмология понятие «возраст» является
относительным. Мозг, способный учиться, способный познавать новое, впитывающий в
себя ритмовремя, молод.

«Ритмология
Детей превращает во взрослых,
Стариков превращает в дееспособных.
Внутренняя красота и здоровье
Постепенно поменяют
Детскую или старческую оболочку» .

В связи с этим один из экспериментов проводился среди людей, перешагнувших определенный возрастной рубеж.

Опишем для примера двух участников этого эксперимента: Н. – 78 лет и В. – 85 лет.

В течение нескольких лет участницей В. проводилось ежедневное прочитывание
Ритмов, ритмологических книг, прослушивание Ритмов в исполнении Е.Д. Марченко,
заучивание Ритмов наизусть. Поскольку Ритм активизирует мозг, а мозг, в свою очередь,
задействует резервы организма на самовосстановление, то результаты на уровне
повседневной жизни были очевидны. Самовосстановление проявлялось хорошей
памятью, активной жизненной позицией, жизнелюбием, полным обслуживанием себя.

У В. было отмечено несколько временных отрезков, когда она не читала Ритмы, не
обращалась к книгам по ритмологии. В эти периоды наблюдалось угасание всех функций
организма, вплоть до нежелания вставать с кровати и принимать пищу. Память
значительно ухудшилась, наблюдалась апатия. При возобновлении работы –
прослушивании аудиоматериалов, просмотра видеоматериалов, прочитывании Ритмов –
восстановление функций осуществлялось за 3-5 дней. Возвращалась память, жизнелюбие,
самостоятельное ведение хозяйства, проводились самостоятельные прогулки (для этого
надо спуститься с 5-го этажа без лифта и подняться на 5 этаж).
В. возвращалась к полноценной жизни.

Н. также с помощью ритмовремени сохраняет здоровье и бодрость, продолжает
работать в школе с детьми, помогая их становлению, находит в себе силы быть опорой
для семьи.

Другой возрастной рубеж – это наши дети. На сегодня можно сказать, что есть уже
второе поколение изучающих метод Ритм – Ритмика – Ритмология. Это дети, рожденные
в семьях, где родители осваивают ритмологию. Дети, читающие Ритмы из книги
«Мыслящий мозг», читающие книгу ИРЛЕМ, не имеют проблем с обучением и прекрасно
развиваются.

Интересен рассказ одной из тех, кто изучает метод Ритм – Ритмика – Ритмология – И.
Ее дочь прекрасно училась в начальной школе, а у одноклассников дочери были
проблемы с изучением русского языка. На родительском собрании И. рассказала о том,
как можно решить эту проблему. После привлечения ритмовремени по определённой
схеме весь класс успешно освоил русский язык. Оценка за грамотность стала не ниже «4».

«Время пришло» – так возвещают о наступлении чего-то нового и необычного, но
глобального по своим проявлениям. А что может быть значительнее и глобальнее
ритмовремени?

Литература
1.Баландин, Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие / Р.К. Баландин. – М.: Знание,
1979.
2.Марченко, Е.Д. Время. Мозг. Пульт / Е.Д. Марченко // Сб. тр. Ин-та Ритмологии. –
СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2006. – 104 с.
3.Марченко,Е.Д. Откровенное знакомство. Часть 2 / Е.Д. Марченко. – СПб.: Авторский
Центр «РАДАТС», 2004. – 272 с.
4. Марченко,Е.Д. Радость величия / Е.Д. Марченко. – СПб.: Авторский Центр
«РАДАТС», 2001. – 416 с.
5.Марченко, Е.Д. Внутри разума / Е.Д. Марченко. – Спб.: РАДАТС, 2010. – 48 с.
6.Марченк, Е.Д. Ликование / Е.Д. Марченко. – СПб.: Авторский Центр «РАДАТС»,
2009. – 384 с.
7.Марченко, Е.Д. Ритмология от события,или К чёрту общество чистых тарелок /
Е.Д. Марченко. – СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2006. – 384 с.
8.Марченко, Е.Д. Живая книга / Е.Д. Марченко. – СПб.: Авторский Центр «РАДАТС»,
2002. – 288 с.
9.Марченко, Е.Д. Время пришло / Е.Д. Марченко. – (CD, 2008)

Смольякова Дарья

Жизнь человека, здоровье во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек.

Актуальным будет рассмотреть распределение времени обучающимися и роль времени в их жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект Над проектом работала ученица 10 класса МКОУ «Мачешанская СОШ» Смольякова Дарья Учитель: Назарова Татьяна Алексеевна Часы от древности и до наших дней. Время и его роль в жизни человека

Введение

Что же такое время? Над этим вопросом задумывались еще в древности римский поэт Лукреций Кар, Ньютон; но однозначного и абсолютно истинного ответа не нашли до сих пор даже современные ученые. Время как физическая величина обладает рядом особенностей, в силу которых методы его измерения отличаются от методов измерения других величин. Любой промежуток времени можно измерить лишь один раз, только тогда, когда он протекает. Повторить измерения, как это делают, например, при измерении длины, нельзя, так как вернуться в прошлое невозможно.

За много тысячелетий до изобретения современных часов люди пытались измерять время. Для этого использовали свечи, масляные лампы, фитили. 1. В древнем Китае существовали “часы”, которые были сделаны из пропитанных маслом верёвок, на которых были завязаны узлы. Шнурок горел, когда пламя достигало узла, проходил определённый промежуток времени. 2. Позднее стали использовать солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по её положению люди определяли время дня. 3. В домах патрициев Древнего Рима за показаниями солнечных часов следил специальный прислужник, который оповещал о наступлении очередного часа. Существует их портативный вариант: солнечные часы – посох. Из гнезда в трости путник достаёт стержень, вставляет его в отверстие у рукоятки и определяет время по делениям, которые опускаются к основанию. 4. Водные часы. Из одного сосуда в другой равномерно по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой поднимался. Такие часы показывали время и днём и ночью – не забывай только воды подливать. 5. В средние века – появились песочные часы, прикреплённые к дощечке с циферблатом, напоминающий современный. Каждый час служитель переворачивал опустевший стеклянный сосуд и в ручную переводил стрелку на циферблате. Тогда же появляется прибор – предшественник карманных и ручных часов – переносные песочные. Их носили, прикрепив ремнями к ноге ниже колена. 6. В конце IV века появляются первые механические часы, и начинается постоянное состязание в техническом совершенстве сложности прибора: куранты, отбивающие часы, получасы и четверти; системы, воспроизводящие мелодии; механические фигурки, появляющиеся в определенное время у циферблата и разыгрывающие пантомимы.

7. Появляются миниатюрные часы с деталями в одну десятую грамма и часы-гиганты, у которых вес одной гири достигает 800 килограммов. Вершиной искусства часовых дел мастеров остаются и сегодня не превзойденные по сложности механизмы, такие кА часы в Безансоне (Франция) с 75 одновременно действующими циферблатами. 8. 19 век - 1809 г. –Парижский ювелир Нитон, изготавливая подарок к свадьбе пасынка Наполеона Евгения Богарне и Августы Люксембургской, вмонтировал в усыпанный драгоценными камнями браслет миниатюрный часовой механизм. Он и не подозревал, что становится создателем наручных часов. Кстати, в то время его идею не оценили по достоинству: в почете была «луковица» - карманные часы с цепочкой, оснащенные боем, а иногда и репетинией (повторным сигналом времени, который давали нажатием кнопки). 9. 20 век - 1904 г. – мастера Европы изготовили партию наручных часов для продажи в США. Но всю ее, как не нашедшую сбыта, пришлось вернуть в Старый Свет. А всего через несколько лет новинка получила признание у авиаторов. И наручные часы начали свое победное шествие, сегодня они выпускаются миллионами экземпляров ежегодно. 10. 1926 г. – первые наручные часы с автоподзаводом выпущены в г. Гренхене. 11. 1952 г. – появление первых электрических часов одновременно в США, Франции и Швейцарии. 12. 1967 г. – в центре электронных часов в г. Невшатель разработаны первые кварцевые наручные часы. В производство запущены в 1970 г. 13. 1972 г. – появление кварцевых часов на жидких кристаллах (электронных). 14 . 1988 г. – первые кварцевые автоматические часы без батарейки, заряжающиеся от движения рук 15. Сигналы точного времени передаются службой точного времени. Когда суточный ход контролируется по атомному эталону, то точность порядка 10 -23 с.

Актуальность Жизнь человека, здоровье во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек. Основной фактор здоровья - образ жизни - включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное. Нарушение расписания дня, а значит и биологического ритма жизни пагубно отражаются здоровье, а в учебном процессе еще и на результат деятельности. Актуальным будет рассмотреть распределение времени обучающимися и роль времени в их жизни.

Проблема Выполнение режима дня школьниками

Цели и задачи проекта Провести опрос среди обучающихся Исследовать распределение времени обучающимися Выявить роль времени в жизни школьника

Этапы работы Опрос учащихся 7а, 6, 2а Анализ ответов и составление диаграмм Подбор иллюстраций и оформление выводов

Результаты опроса обучающихся 7а, 6, 2а классов

1 вопрос: Имеете ли вы режим дня? А) Да Б)Нет

Ответ 2а класса

Ответ 6 класса

Ответ 7а класса

Вывод Из данных представленных диаграмм видно, что большинство обучающихся опрашиваемых классов имеют свой режим дня

2 вопрос: Выполняете его? А) Да Б)Нет

Ответ 2а класса

Ответ 6 класса

Ответ 7а класса

Вывод Из диаграмм видно, что наибольшее количество обучающихся 2а класса соблюдают режим дня. На втором месте 7а класс. Отстает от них 6 класс.

3 вопрос: Мальчик (подчеркнуть) девочка

Общий вывод из 3 вопроса В опросе принимали участие 26 мальчиков и 18 девочек. Из мальчиков режим дня выполняют только 9, 7 не имеют вообще. Из девочек режим выполняют только 7, девочки 7а класса вообще его не имеют.

4 вопрос: Влияет ли режим дня на состояние здоровья, учёбу? А) Да Б)Нет

Ответ 2а класса

Ответ 6 класса

Ответ 7а класса

Вывод Из общего числа количества опрошенных правильный ответ на вопрос давали ученики 2а класса. В 6 и 7а классах ученики плохо знают о влиянии режима дня на здоровье и процесс учебной деятельности

5 вопрос: Что такое время?

Ответ 2а класса

Ответ 6 класса

Ответ 7а класса

Вывод В целом учащиеся справились с заданием и смогли дать свое определение времени

6 вопрос: Как узнавали ход времени в древности?

Ответ 2а класса

Ответ 6 класса

Ответ 7а класса

Вывод: Больше всего о методах «слежения» за временем в древности рассказали ученики 2а класса.

7 вопрос: Какую роль играет время в вашей жизни?

Ответ 6 класса

Ответ 7а класса

Вывод Обучающимся 2а класса данный вопрос не задавала. Из опроса обучающихся других классов, можно сделать вывод о том, что ученики не ценят время, это мы можем пронаблюдать по данным представленных диаграмм

Общий вывод Мы живём в пространстве и времени, которые незримо связаны между собой. Время, как течение быстрой реки, переносит нас из прошлого в будущее.А как иногда хочется остановить прекрасное мгновение, чтобы минуты счастья длились дольше, поэтому каждые мгновения, происходящие в жизни нужно ценить, извлекать из них уроки, чтобы не наступать на одни и те же грабли снова.

Область применения: Классные часы в школе

Используемая литература: 1)В. А. Менделев - Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита 2)Интернет ресурсы Google - поиск изображений, история измерения времени в прошлом.

Режимные моменты Возраст14-16 лет Подъём 7.00 Утренняя гимнастика, гигиена, уборка постели 7.00-7.30 Завтрак 7.30-7.50 Дорога в школу 7.50-8.20 Учебные занятия в школе 8.30-14.30 Дорога из школы 14.30-15.00 Обед 15.00-15.30 Прогулка 15.30-17.00 Приготовление уроков 17.00-20.30 Отдых 20.30-21.30 Ужин, свободное время 21.30-22.00 Вечерний туалет 22.00-22.30 Сон 22.30-7.00

Спасибо за внимание!!!

Суета повседневности отвлекает от размышлений о времени бытия человека , его временности существования в мире. Ощущение времени появляется в моменты, когда нарушается привычный ход движения событий в жизни человека, происходят события особо значимые для него. Причем, время осмысливается в большинстве случаев в моменты столкновения человека с чем-то трагическим, болезненным, угрожающим. Приятные, радостные события – скорее исключение из правила. И причин здесь несколько. Это и психологические закономерности восприятия и осмысления чего-либо, и онтологические, включающие в себя вопросы сущности человеческого бытия в его пространственно-временных условиях, философско-антропологические вопросы смысла и значения временных параметров жизни человека.

Это загадочное время, которое то тянется, то стремительно несется, как-то тратится человеком и исчезает. «Еще один год пролетел…», «Как быстро летит время! Только Новый год отмечали и уже декабрь!», «…А годы летят, наши годы, как птицы летят, И некогда нам обернуться назад»… Восприятие и оценка времени очень личностно, субъективно , но при этом существуют единые для всех особенности восприятия и осмысления времени. Скорость и однонаправленность течения времени, неповторимость событий ставших прошлым, неизвестность длительности течения времени, относительная объективность и субъективность восприятия времени – эти и другие характеристики времени продолжают оставаться для ученых и философов во многом спорными, неоднозначными и по мере их исследования все более многоаспектыми.

Человечество пытается измерить время , научиться управлять им, узнав его закономерности и свойства. Часы и календари много веков отмеряют время, в промежутках которого располагаются различные события, касающиеся жизни всего человечества, многих или отдельных его представителей. Жить в современном обществе, не измеряя время, человек не может. Ритм его жизни определяется временем – историческим, социальным, астрономическим, психологическим и др. Но человек не может жить только «по календарю» или только «вечностью», он соединяет в себе эти формы временного бытия. В периоды стабильной повседневности на первый план выходит «календарная» форма человеческого бытия , в периоды нестабильности, кризисов, экстремальных ситуаций – бытие в вечности. Способность чувствовать и осознавать время дана человеку не просто так – это имеет свое предназначение.

Культурно-исторические традиции празднования нового астрономического года и нового года индивидуальной жизни человека – одни из немногих, относящихся к радостным событиям в жизни людей и обращающих их к вопросам о временности жизни, различных событий и явлений в мире.


Новый год
– всенародный праздник. Радостный, когда он наполнен ожиданием приятных событий в будущем. Радость от того, что в прошедшем году было что-то сделано хорошее, значимое. Радость от того, что еще один год дается для жизни и всем хочется для себя, своих близких и многих других людей, чтобы в Новом году было здоровье , мир , любовь и добро в душе и отношениях людей, успех в делах и благополучие . Надеются на лучшее в Новом году все, независимо от конкретной ситуации жизни человека. Приятные надежды в момент наступления Нового года, осуществление которых зависит во многом от самого человека.

Вечность не чувствуется в повседневной суете. Она – в области жизни Духа.

Как и все в окружающем мире, человек живет, развивается, функционирует во времени. Понимание роли времени в жизни человека дает возможность более полно и глубоко осмыслить его жизненный путь.

Время в жизни человека может рассматриваться в двух аспектах: а) в плане соотношения индивидуального прошлого, настоящего и будущего; б) с точки зрения значения возрастных параметров жизненного пути, единства хронологического, биологического, социального и психологического времени. Оба аспекта неразрывно связаны: на каком бы этапе жизненного пути человек ни находился, у него всегда есть память о прошлом, ощущение настоящего и представление о будущем, более ясные - о ближайшем, менее четкие - об отдаленном.

Человек живет прежде всего настоящим и в настоящем. Настоящее - основа его жизни. Гегель считал, что “прошлое есть сохранение настоящего как действительности; будущее же есть... становление настоящего как возможности...”.

Время непрерывно “поглощает” настоящее, превращая его в прошлое. Бывает, что жизненно важные для человека цели одна за другой терпят крах, и им невольно овладевает мысль, что какая-то сила препятствует их осуществлению. Эту несуществующую силу и называют судьбой. Слабому человеку гораздо легче свалить свои неудачи и беды, крушение жизненных планов и целей на таинственную силу, чем трезво проанализировать их реальные причины. Не у каждого находится мужество признать, что либо цель была поставлена не та, либо не найдены эффективные средства ее достижения, либо желаемое будущее не наступило вследствие собственной пассивности и лени. Именно в этом случае и обращаются к судьбе, против воли которой якобы идти невозможно.

При обычном, спокойном, будничном течении жизни о судьбе не вспоминают. Нет оснований для ссылок на судьбу и тогда, когда совершается ожидаемое, запланированное. О судьбе речь заходит тогда, когда случается не задуманное заранее, неожиданное событие (приятное или чаще неприятное), прерывающее обычный, будничный ход времени.

Таким образом, судьба тесно связана со временем индивидуальной жизни человека. Вне связи прошлого, настоящего и будущего миф о судьбе понять невозможно.

Из взаимосвязанных понятий “прошлое”, “настоящее” и “будущее” наибольшие споры, как это на первый взгляд ни странно, вызывает категория настоящего.

Говоря о настоящем применительно к жизненному пути, имеют в виду не “миг между прошлым и будущим”, а определенное сравнительно устойчивое состояние.

Прошлое, опредмечиваясь в культуре и опыте, входит в настоящее, которое своими корнями уходит в прошлое, и дает основание для будущего. Непрерывные взаимные переходы будущего в настоящее, а затем в прошлое и составляют жизненный путь человека.

Однако в постоянном движении настоящее тоже является моментом устойчивости. Оно становится прошлым в психологическом времени человека именно тогда, когда существенные изменения в его внешней и внутренней жизни или в состоянии его здоровья отделяют его от настоящего. “Вчера” психологически воспринимается как настоящее, если не было каких-либо крупных событий, резко отделивших его от сегодняшнего дня*. Вот почему настоящее для человека - “не миг”, а период его жизни. Настоящим нередко называют не только час или день, но даже месяц или год. Как видим, отрезки жизненного пути, описываемые понятиями “прошлое”, “настоящее” и “будущее”, отличаются от физического анализа этих понятий, ибо всегда связаны с реальными событиями человеческой жизни.

Чем насыщеннее, богаче жизнь человека, тем ярче, определеннее, яснее условность границ между прошлым и настоящим, а в какой-то степени и будущим. Время неразрывно связано с личной жизнью, со значимостью для человека тех событий, которые происходили в каждом временном отрезке.

Понимание жизненного пути как процесса позволяет раскрыть человеческую жизнь во всей ее сложности: человек меняется во времени, время меняет человека.

Прошлое в какой-то степени выступает критерием настоящей жизни. Когда говорят “все в прошлом”, то это свидетельствует о неудовлетворенности сегодняшней жизнью. Человек, ушедший на пенсию, нередко “живет” прошлым, часто возвращается к нему, прокручивая вновь и вновь невидимую ленту памяти, запечатлевшей самые яркие страницы минувшей жизни. А если некогда оглянуться, осмотреться, то это значит, что жизнь заполнена до краев и человек удовлетворен ею. Прошлое оживает в памяти только тогда, когда за время, предшествующее настоящему моменту, произошли какие-то важные изменения. В том же случае, когда каждый новый день оказывается едва смещенной копией предыдущего, прошлого фактически нет, оно поглощено настоящим.

Память хранит прежде всего какие-то поворотные пункты нашей жизни, разделяющие этапы жизненного пути. Память - это “настоящее прошедшего”, она оживляет прошлое и как бы переносит его в настоящее.

Очевидно, события, пережитые в прошлом, с известной долей условности можно разделить на события общественно значимые, участниками или свидетелями которых мы являлись, и на события личностно значимые.

Прошлое обеспечивает непрерывность жизненного пути. Именно потому, что мы помним прошлое, жизнь и является непрерывной, идущей к сегодняшнему дню. Осознание человеком своего жизненного пути и есть фактически оценка прошлого вплоть до настоящего мгновения.

Собственное будущее может представляться как реализованная цель единичного действия (“я пойду на спектакль”, “я сдам экзамен”) или целого комплекса действий: “я стану инженером”, “я переменю место работы” и т. д. Оно может представать как более или менее детализированный образ будущей жизни - личной или общества в целом. Здесь возможен отлет сознания от реальности, появление несбыточной утопии. Но если образ будущего основан на реальных тенденциях общественного развития, на научно обоснованном идеале будущего, он становится огромной действенной слой.

Будущее вероятностно; с ним люди связывают свои надежды и опасения, свою дальнейшую судьбу. При этом человек зачастую не замечает того, что будущее не возникает спонтанно, вдруг, что оно подготовлено настоящим, более того - настоящее содержит его элементы, ростки. Будущее зависит от выработанных всей предшествующей жизнью качеств человека, его установок, от тех дел, которые он начал сегодня, от его прошлого и настоящего. Конечно, это, как мы увидим, не исключает неожиданных и непредвиденных поворотов, удач и неудач, случайностей, но, несмотря ни на что, основные тенденции будущего заложены в настоящем бытии человека.

Так сочетается в жизни человека прошлое, настоящее и будущее, составляющие его жизненный путь. Чем старше человек, тем обширнее его прошлое и ограниченнее будущее.

Первое и самое общее представление о незнакомом человеке дает его возраст. Возрастные этапы верно выделял еще Платон: детство - юность - зрелость - старость - смерть. Имеются сотни попыток периодизации жизненного пути человека на основе сменяющих друг друга возрастных этапов. Однако стало уже тривиальным отмечать, что ни отечественные, ни зарубежные исследователи пока не смогли дать общепринятых возрастных границ для каждого периода жизни человека.

Вероятно, это не случайно. Границы возрастных периодов и содержание деятельности в каждом из этих периодов зависят от исторически изменяющихся социальных условий. Так, ныне средняя продолжительность жизни человека в развитых странах мира составляет 70 и более лет, в то время как в некоторых бывших колониях - всего 30 лет.

Сейчас, как известно, физическая зрелость у молодежи наступает раньше, чем одно-два столетия назад, но в подавляющем большинстве браки заключаются позже 20 лет. Между тем, молодые дворянки в России в XVIII в. вступали в брак обычно в 14-15 лет, а в XIX в. - в 17-19 лет. Дочери крестьян в XIX в. выдавались замуж уже в 13-15 лет (вспомним хотя бы няню Татьяны Лариной в пушкинском “Евгении Онегине”).

Среди ученых идут споры о верхних границах молодого возраста, которые варьируются от 27 до 40 лет. Определение этих границ может быть верным для разных этапов истории, разных стран, для мужчин и женщин.

Наряду с физическим (календарным) временем выделяют социальное, биологическое и психологическое время. Сущность социального времени может быть раскрыта на основе анализа временных параметров развития общественного производства, которое в конечном итоге определяет жизнедеятельность людей. Непрерывное производство и воспроизводство материальных благ, обеспечивает определенный ритм исторического процесса. Чем выше развиты техника и технология, чем выше интенсивность труда, тем меньше времени занимает каждый цикл воспроизводства. Социальное время – это совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.

Таким образом, с одной стороны, каждая единица времени становится более насыщенной социальными действиями, с другой - для осуществления аналогичных социальных действий времени требуется все меньше. Поэтому социальным ритмом можно назвать насыщенность каждой единицы времени (минуты, года, часа) социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.

Коль скоро ни один человек не живет вне общества, социальный ритм исторического развития является в конечном счете и индивидуальным ритмом его жизни.

В современной научной литературе активно обсуждаются и проблемы биологического времени (хронобиологии). Сущность биологического времени заключается в способности живого организма организовывать подвижные временные связи с внешней средой. Ритмы организма в процессе эволюции его функций выступают одним из ведущих механизмов его приспособления к изменениям внешней среды.

В биологической литературе в последние годы не прекращаются оживленные дискуссии о биоритмах человека - периодических “пиках” его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей.

С биологическим связано и психологическое время индивида, интенсивно исследуемое в последние годы. Однако существование этого временного параметра человеческой жизни было хорошо известно и В.Шекспиру. В комедии “Как вам это понравится” Розалинда утверждала: “...время идет различным шагом с различными людьми. Я могу сказать вам, с кем оно идет иноходью, с кем - рысью, с кем - галопом, а с кем стоит на месте”.

Нередко жизнь кажется длинной, когда она насыщена сложными и тяжелыми событиями. Чем больше их в жизни, чем чаще нарушают они нормальное течение жизни, тем старше чувствует себя человек.

Можно проиллюстрировать различия в субъективном восприятии времени следующими строками С. Маршака:

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Психологическое время в духовном мире личности - это индивидуальная модификация социального времени: ведь оно, как мы видели, опосредовано практической деятельностью и социальным опытом личности. Оно субъективно, поскольку представляет собой отражение времени в сознании того или иного человека, и объективно, поскольку отражает (правильно или неправильно) объективное физическое (хронологическое) время. Объективны и многие причины, ведущие к тем или иным искажениям, смещениям в восприятии той или иной личностью объективно существующего времени. Таким образом, психологическое время индивида зависит от его образа жизни, т. е. социальных стереотипов его жизнедеятельности, от характера и содержания его.

Психологическое время неразрывно связано с биологическим временем, в частности с возрастом человека. Однако эта связь и определенная зависимость психологического времени от биологического не проста и не однолинейна. Старение и даже дряхление организма человека далеко не всегда совпадает с психологическим временем его жизни, между ними могут существовать определенные противоречия.

По мнению Е. И. Головахи и А. А. Кроника, психологическое время позволяет дать более точную оценку события: о его значимости в нашей жизни мы судим и по временному восприятию его.

Центральное место в психологическом восприятии времени занимают переломные моменты - моменты выбора решения.

Деление времени человеческой жизни на физическое, социальное, биологическое и психологическое время относительно и нужно для удобства их изучения. Они существуют в единстве, взаимопроникновении, в непрерывной “пульсации” и представляют собой временной аспект жизненного пути человека. Исследовать это единство довольно трудно, и практически нет работ, в которых время человеческой жизни было бы представлено как неразрывная целостность всех отмеченных сторон.

Для более полного анализа жизненного пути личности необходимо ввести понятие жизненного плана.

Что такое жизненный план ? Л. С. Выготский рассматривал его как средство целевой регуляции, как определенную систему приспособления к окружающей действительности. Один из исследователей жизненного пути, С. Плаксий*, считает, что жизненные планы - это стремление личности через постановку и достижение тех или иных целей построить свою жизнь определенным образом. В них выражены их помыслы и пожелания о настоящей и будущей деятельности, которые определяются, с одной стороны, объективными условиями жизни, а с другой - потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности.

Жизненные планы можно разделить на устойчивые, недостаточно устойчивые и слабо выраженные. Как показывают исследования, преобладающими оказываются пока две последние группы. Например, исследования жизненных планов школьников старших классов г. Красноярска свидетельствуют о том, что такие атрибуты будущей жизни, как наличие машины, дачи, модных вещей, полезных знакомств, уважения окружающих, успех у лиц другого пола и т. д., оказались предпочтительнее, чем ориентация на приобретение профессии и представления о стиле жизни той профессиональной группы, в которую они хотели бы вступить.

Планирование жизненного пути, являясь одним из видов социального планирования, подчинено общим принципам и задачам последнего. Однако оно обладает рядом важных специфических особенностей. Здесь совпадают субъект и объект планирования. Составляя жизненный план, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Жизненные планы имеются чаще всего у тех людей, представления которых о смысле жизни достаточно обоснованны и базируются на объективных возможностях их выполнения.

Они обуславливают выбор человека в тех или иных ситуациях и соответствуют масштабам его жизненных целей. С точки зрения целей планы могут быть разделены на ситуативные и коренные. Ситуативные планы направлены на осуществление ближайших целей. Такие планы необходимы и полезны, но если вся жизнь человека сводится к реализации только ситуативных планов, то это означает, что в ней нет стержня - общей жизненной цели. Человек постоянно корректирует жизненные планы. Корректировка жизненных планов зависит от изменений самого индивида.

В жизненных планах конкретизируются жизненные программы , представляющие собой обобщенную вероятностную модель будущего жизненного пути индивида как определенной целостности. Такая программа указывает общее направление всей жизнедеятельности человека в соответствии с целью жизни.

Она менее детализирована, чем жизненный план, ибо в ней ставятся только главные жизненные цели, но не раскрываются ни конкретные средства, ни этапы их достижения.

Жизненные планы и программы - необходимое условие цельности жизненного пути человека. Если их нет, то заведомо можно сказать, что в его жизни будет господствовать случайность, что она будет лишена цельности. В этом случае любые повороты жизни, любые трудности могут выбить человека из колеи, сломить его. Жизненные планы и программы направляют жизнь человека, придают ей полноту и осмысленность, позволяют в самых трудных обстоятельствах максимально реализовать себя.

Мы его тратим, но не знаем, где зарабатывать. Мы его теряем, но никто потом не находит. Мы его проводим, выстраиваем, опережаем, убиваем, не замечаем. А оно нас лечит и учит, меняет и заставляет задумываться.

А что если мы громко и уверенно заявим ему, как сказочная героиня: «У тебя нет власти надо мной, всесильное время!»

Человек – единственное существо на Земле, обладающее чувством времени.

Животные живут одним мигом, накапливая жизненный опыт на уровне неосознанных рефлексов.

Только человек может вспоминать прошлое и моделировать будущее, ощущая, таким образом, свое место в потоке времени. Однако в разное время люди ощущали свое личное время по-разному. Что же такое время для человека?

Самый авторитетный христианский богослов, блаженный Августин, писал: «Ни будущего, ни прошлого нет... Есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – это ожидание». Человек – вечный путешественник во времени, властный над ним настолько, насколько он властен над своей душой? Возможны ли путешествия во времени?

Путешествие во времени для многих кажется фантастикой, но практически все человечество живет прошлым и будущим, и мало кто живет настоящим. Самое сложное для человека – научиться жить в здесь и сейчас.

Одни живут в прошлом: призывают прошлое, желая остановить его, постоянно перебирают в голове «вчерашние» победы или ошибки. Другие постоянно живут завтрашним днем: своими планами, мыслями, страхами за то, чего еще нет. И в том, и в другом случае человек путается в этих временах, упускает реальное настоящее Время, никогда не живет, а только надеется жить, упуская принадлежащее ему ...

Мы властны лишь над тем, чем заполняем данное нами время – своими мыслями и поступками. И мы всегда здесь и сейчас можем изменить свое прошлое и настоящее своим отношением к нему.

Например, на психотерапевтических тренингах «семейные расстановки» люди, меняя свое отношение к тем или иным ситуациям, которые уже произошли в их жизни или жизни их семьи – меняют свое настоящее и будущее. Меняя взгляд на ситуацию, смысл произошедшего, человек осознает другую реальность и попадает в другое пространство, которое несет совершенно иную суть его жизни. И это подвластно каждому человеку!

Время – единственный невосполнимый ресурс, которым располагает человек. Можно укрепить пошатнувшееся здоровье, развить интеллект, овладеть недостающими профессиональными навыками. Но стрелки часов нельзя перевести назад . Песок тихо шуршит, отсчитывая оставшееся время. Как разумнее использовать время?


http://anomalii.info/

В продолжение темы:
Дома из бруса

Филипок, рассказ Льва Толстого - одно из произведений школьной программы, его так или иначе должен прочитать каждый ребенок, учащийся в 1,2, максимум 3-м классе. На этой...

Новые статьи
/
Популярные