Искусство Древнего Египта Вспомним замечательные творения древнеегипетского искусства. Храмы – жилища богов

Самозапускающийся файл данной презентации называется 11_iskysstvo_egipt.pps .

Данный урок был проведён 30.X.2008 г. во время «II Педагогической ассамблеи - 2008» в рамках конкурсного движения «Педагог года Подмосковья», проводимый для педагогов Северо-Восточного зонального объединения.

”Искусство Древнего Египта” (*.pdf)
скачать (709 Kб)
МАСТЕР-КЛАСС

учитель истории Хусаинов P.P. (МОУ Щёлковская гимназия)


Современное информационное общество формирует не только новые социально-экономические условия жизнедеятельности человека, но и меняет его психофизические качества. Прагматизм усиливается не только в профессиональной сфере, но и в сфере получения знаний. Это отражается и на выборе профиля обучения, и на степени восприятия новой информации. Большее значение начинает играть наглядность, смена ритма и деятельности, игровые элементы в обучении.

Одним из факторов мотивации обучения для ребёнка является интересность самого материала и его подачи. Развитие средств массовой информации своими цифровыми ресурсами (обучающие программы, видеофильмы и т.п.) создает конкуренцию классическому школьному обучению за счёт наглядности. Однако школьное обучение при эмоциональной подаче учителем материала и использовании мультимедийной техники имеет возможность за счёт активизации более широкого спектра восприятия (зрительной, слуховой и эмоциональной) перехватить инициативу в этой негласной конкурентной борьбе.

Урок «Искусство Древнего Египта» продолжает знакомить учащихся с историческим и культурным наследием античной цивилизации. При своей внешней традиционности (комбинированная форма урока) за счёт использования авторского мультимедийного дидактического пособия к учебнику 5 класса, разработанного непосредственно для интерактивной доски, создаются условия для длительной концентрации внимания (что немаловажно для данной возрастной категории), высокой активности и интереса.


Цель: формирование представлений о богатстве и индивидуальности культурного наследия древнеегипетской цивилизации, его ценности для всего мира.

Задачи:

Образовательные: познакомить с памятниками культуры Древнего Египта; показать грандиозность замыслов и результатов деятельности древних зодчих; закрепить понимание понятий «культура», «искусство», «архитектура» и т.п.

Воспитательные: способствовать снижению абстрагированности учащихся от изучаемого материала; формирование интереса к изучению истории и личностной позиции в вопросе ценности культурного наследия Древнего Египта.

Развивающие: создать условия для образного восприятия материала; способствовать развитию правильной речи.

Организационно-педагогические: активизировать познавательные процессы через интерес к использованию на уроке мультимедийного оборудования; создать условия для эмоциональной и физической разгрузки учащихся без ущерба для образовательного процесса.

Оборудование:

ABM-совместимый ПК на базе OS Windows, интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.


Этапы урока:

I этап: организационный момент (контроль готовности учащихся, отметка отсутствующих, формирование рабочей атмосферы).

Учитель : (приветствие учеников и гостей) . Сегодня наш урок посвящён культуре древнейшей на земле цивилизации Древнего Египта. На прошлых уроках мы уже начали изучать такую сторону культуры, как религию. Сегодня же мы сначала вспомним, что же из себя представляли религиозные взгляды древних египтян, а затем познакомимся с такой стороной культуры, как искусство Древнего Египта.

Но сначала, позвольте, я представлю вас нашим гостям. (Представление класса) .

II этап: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Вопросы для закрепления терминов и понятий:

III этап: изучение нового материала.

(На интерактивную доску выводится слайд № 1 с названием темы и иллюстрацией древнеегипетских художников).

Для активизации внимания учащихся и переключения к новой теме можно задать несколько вопросов по теме из ранее изученного материала. Например:

  1. Что такое «искусство»?
    (содержание ответа учащихся: искусство – это отображение человеком окружающего и внутреннего мира).

  2. Какие виды искусства вы помните?
    (содержание ответа учащихся: живопись, архитектура, скульптура, музыка, танцы и т.п.).

Учитель : Когда говорят о культурном наследии Древнего Египта, то большинство представляет себе в первую очередь 7-ое чудо света - величественные пирамиды в Гизе.

(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с изображением пирамиды Хеопса, Большого сфинкса и древнеарабским изречением).

Пирамиды настолько величественные и древние сооружения, что всем соседним народам они казались вечными. Не случайно арабы говорили: «Мир боится времени, а время боится пирамид».

Пирамиды строились на западе от реки Нил.

Вопрос : почему именно на западной стороне египтяне сооружали усыпальницы для своих фараонов?
(содержание ответа учащихся: на западе заходило солнце, и египтяне верили, что там находится вход в загробный мир).

Учитель : Покой фараонов охраняет Большой сфинкс (существо с телом льва и головой человека).

(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с пошаговым изображением различных форм древнеегипетских пирамид).

Учитель : Форма пирамид не всегда была такой правильной. Первая пирамида была сооружена для фараона Джосера известным архитектором Имхотепом. Она состояла из нескольких прямоугольных сооружений - «мастаб», водруженных друг на друга. Это сооружение настолько впечатлило египтян, что впоследствии Имхотеп был приравнен к богам.

Учитель : Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она, как видите, уже состоит из трёх мастаб (самая верхняя, к сожалению, разрушилась).

Учитель : Ну и более привычная пирамида Хеопса в Гизе.

Учитель : Мы можем проследить не только изменение формы пирамиды, но и её размеры.

(На интерактивную доску выводится слайд № 4 со схемой пирамиды Хеопса).

Учитель : Пирамида Хеопса является не только самой большой из всех, сохранившихся до нашего времени пирамид, но и самой загадочной. Она загадала современным учёным 3 загадки.

Первая загадка : вход в пирамиду располагается на высоте 14 м на северной стороне. Узкий коридор ведёт нас вниз, глубоко под землю, и вскоре мы попадаем в небольшую комнатку. Она пуста, но не это удивляет археологов и историков. Все пирамиды были разграблены ещё в древности. Учёных удивляет коридор за комнаткой, ведущий в тупик. Зачем нужен был этот коридор?

Вторая загадка : Вернувшись обратно, мы направимся по коридору, ведущему к центру пирамиды. Он очень узкий, и по нему приходится карабкаться согнувшись почти вдвое. Через 33 м мы окажемся на площадке, где коридор раздваивается: один продолжается наверх, другой, горизонтальный, приведёт нас в комнату, которую называют «комнатой царицы». Но мы знаем, что жену фараона никогда не хоронили в одной пирамиде вместе с фараоном. Так почему же так называется комната, и для чего её соорудили?

Третья загадка : широкая 50-метровая галерея наверх приведёт нас к самому центру пирамиды, где находится усыпальница самого фараона. Комната облицована гранитными плитами. Чтобы облегчить потолок, над комнатой соорудили 5 пустых ниш. Через стены наружу были проложены трубы для вентиляции. В центре стоит гроб из красного гранита, внутри которого находился саркофаг с мумией фараона Хеопса. То, что саркофаг с мумией утащили древние грабители - не удивляет, ведь их интересовали драгоценности, которые были одеты на мумию фараона. Но куда делась тяжёлая гранитная крышка?

(Как правило у учащихся по каждой загадке возникает множество версий, которые они озвучивают).

(На интерактивную доску выводится слайд № 5 с видеороликом из фильма BBC «Пирамида», 3 мин. 36 сек.).

Учитель (во время демонстрации ролика) : Строительство пирамид - дело настолько длительное и сложное, что среди учёных до сих пор происходят споры о том, как египтяне сумели без каких-либо механизмов создавать такие грандиозные сооружения.

На каменоломнях тысячи рабов, земледельцев и ремесленников добывали камень. Рабов и многих земледельцев пригоняли на работу силой. Часть земледельцев и ремесленников работали по собственной воле, зарабатывая себе на пропитание. Медным долотом они рассекали скалы. В отверстия вставлялись деревянные клинья и поливались водой, чтобы, разбухая, дерево раскалывало скалы. Для строительства пирамид необходимы были каменные блоки разной величины, от небольших до огромных. После предварительной обработки блоки на деревянных санях переправляли к месту строительства пирамиды. Для этого делали насыпь из песка и щебня, ведущую вверх, которую смачивали водой для лучшего скольжения. Чем выше становилась пирамида, тем длиннее насыпь, ведущая наверх.

Здесь, уже у самой пирамиды, блоки обрабатывались каменщики, придававшими им правильные формы. Положение каменщиков было намного лучше, они жили в отдельных хижинах и им в пищу давали даже мясо. Единственным измерительным инструментов для них служил деревянных уголок. И с такими примитивными инструментами они так точно и ровно отшлифовывали блоки, что те вплотную подходили друг к другу. Точность - это то, что до сих пор поражает учёных.

Для того, чтобы блоки доставлять на самый верх, насыпь строили вокруг пирамиды по спирали. Чтобы поверхность пирамиды была гладкой, каменные ступени обрубили и отшлифовывали. И пирамида, сверкая на солнце, поражала и заставляла египтян преклоняться перед величием живого бога фараона. К сожалению люди и время изменили облик пирамид, и теперь мы можем лишь с помощью компьютерной графики увидеть её глазами строителей.

(На интерактивную доску по завершении видеоролика автоматически выводится слайд с иллюстрациями строительства пирамиды).

(На интерактивную доску выводится слайд № 6 с иллюстрациями из захоронения фараона Тутанхамона).

Учитель : Из всех богатств пирамид до нашего времени дошли лишь рисунки и надписи на их стенах. Все предметы были давно разворованы. Но археологам и историка повезло. Не всегда фараоны могли себе позволить построить для себя величественную пирамиду. Некоторых из них хоронили в скалах. В 1922 г. два англичанина-археолога обнаружили на скалах древнеегипетский знак, подсказавший им, что здесь запечатана гробница фараона. Так было открыто неразграбленное захоронение юного (18-19 лет) фараона Тутанхамона.

(На интерактивную доску выводится слайд № 7 с иллюстрациями из захоронения фараона Тутанхамона).

Учитель : Здесь археологи обнаружили не только три саркофага и мумию фараона, но и огромное количество предметов из его жизни, от детских игрушек до трона и шахматной доски.

(На интерактивную доску выводится слайд № 8 с пошаговым изображением древнеегипетских храмов).

Учитель : Другим видом архитектурных сооружений Древнего Египта являются храмы.

Вопрос : что такое «храм»?
(содержание ответа учащихся: храм - это жилище бога).

Учитель : Храмы должны были поражать своими размерами, ведь это жилище бога.

Учитель : Обратите внимание на храм Хатшепсут. Практически весь храм высечен внутри огромной скалы. Подобные сооружения вызывают восхищение не меньше, чем пирамиды.

(На интерактивную доску выводится слайд № 9 со схемой древнеегипетского храма).

Учитель : Путь к храму вёл по алее сфинксов - фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. Перед храмом стояли обелиски, или «иглы фараонов», как их называли египтяне. По разным сторонам от ворот находились огромные фигуры фараона. Ворота, открывающие вход во внутренний двор храма, были настолько огромны, что их можно было распахнуть только усилиями сразу нескольких жрецов.

За внутренним двором находился главный зал, за которым было небольшое скрытое от глаз помещение со статуей бога. В это помещение допускались только жрецы и фараон.

(На интерактивную доску выводится слайд № 10 с фотографией стены храма, покрытой рельефами).

Учитель : Храмы были огромны. Они должны были поражать простого человека, должны были создавать в нём ощущение своей слабости и ничтожности перед величием бога, живущего в этом храме.

Вся поверхность храма от пола до потолка была покрыта рельефами с иероглифами и изображениями. До сих пор, эти сооружения завораживают тысячи туристов, стремящихся посетить эту страну древней культуры.

IV этап: закрепление полученных знаний.

Учитель : Подведём итоги. Давайте ещё раз определим, с какой целью строились пирамиды?
(содержание ответа учащихся: пирамиды строились как усыпальницы фараонов).

Учитель : для какого фараона построена самая большая пирамида?
(содержание ответа учащихся: для фараона Хеопса).

Учитель : кто трудился на строительстве пирамид?
(содержание ответа учащихся: рабы, крестьяне, ремесленники под руководством вельмож).

Учитель : чьё захоронение дошло до наших времён неразграбленным?
(содержание ответа учащихся: захоронение фараона Тутанхамона).

Учитель : с какой целью древние египтяне строили храмы огромных размеров?
(содержание ответа учащихся: чтобы показать могущество бога и ничтожность человека).

V этап: домашнее задание и выставление оценок за урок.

(На интерактивную доску выводится слайд № 11 с домашним заданием).

Учитель : Благодаря своему незабываемому искусству Египет до сих пор остаётся привлекательным для туристических поездок. И, конечно же, главной целью для приезжих является посещение единственного из дошедших до нас «чудес света» - древнеегипетских пирамид. Однако пирамиды строились не только в Египте. Есть ещё один регион на земле, где древние народы строили подобные архитектурные сооружения.

Предлагаю вам провести своё исследование и не только найти народы, строившие пирамиды, но и сравнить их с древнеегипетскими, найдя общие и отличные черты.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

































Назад Вперёд

Главная задача преподавания курса истории изобразительного искусства в среднем специальном учебном заведении состоит в достижении студентами такого уровня подготовки, который позволил бы им: успешно овладеть другими учебными дисциплинами, использующими знания, полученные на занятиях по истории изобразительного искусства; самостоятельно осваивать художественную культуру и искусство; всесторонне развиваться; использовать полученные знания в процессе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

В период обучения студенты должны приобрести новые знания, умения и навыки в области истории изобразительного искусства и повысить общий уровень художественной культуры. Им необходимо изучить различные виды художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях; изучить разнообразные проявления художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно – историческую эпоху; знать основные виды, жанры, стили и направления изобразительного искусства; изучить общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.

Занятия в группах СПО по дисциплине «История изобразительного искусства» проходят по два часа несколько раз неделю, что позволяет углубленно изучить материал. Такое занятие препятствует распространенному ныне отношению к искусству лишь как к элементу досуга, развлечения, снимает привычку к поверхностному его восприятию; позволяет создать особую эмоциональную атмосферу.

Обращение к миру искусства в условиях учебного процесса должно получить неповторимую окраску, лишь тогда оно будет влиять на духовное и эстетическое развитие.

Урок истории изобразительного искусства немыслим без применения наглядности. Обучающийся должен видеть то произведения искусства, о котором идет речь. Поэтому качественно оформленная электронная презентация может сделать учебные занятия по данной дисциплине достаточно интересным и наглядным. Я использую электронные презентации на учебных занятиях по объяснению нового материала, а также на уроках закрепления пройденного материала, уроках контроля и коррекции полученных знаний, умений и навыков.

Предложенная авторская работа представляет презентацию к учебным занятиям по теме: «Искусство Древнего Египта». Период существования Древнего Египта представляет собой интереснейший этап в истории человечества. Искусство Древнего Египта, несомненно, оказало большое влияние на культурное развитие многих стран и народов. Данная тема всегда вызывает живой интерес учащихся.

Комбинированный урок по теме «Искусство Древнего Египта эпох Древнего и Среднего царств»

Дидактические цели и задачи

Цель урока: формирование знаний об особенностях изобразительного искусства в Древнем Египте.

Задачи урока:

  • Образовательные : раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта, влияние экономики, общественно – политического строя и религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа; основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, монументальность. Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства каждого периода. Отметить ведущую роль архитектуры: пирамиды, храмовое строительство. Скульптура: сфинксы, статуи фараонов, рельефы. Живопись: росписи усыпальниц; декоративно – прикладное искусство: изделия камнерезов, ювелиров.
  • Развивающие : развитие грамотной речи, внимания, памяти, ассоциативно – образного мышления. Развитие умения выделять главное, строить аналогии.
  • Воспитательные : воспитывать нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, любовь к искусству; уважение к товарищам, трудолюбие.

Оборудование урока: авторская электронная презентация по теме: «Искусство Древнего Египта», фрагменты кинофильмов видеостудии «Кварт» – «Художественная культура Древнего Египта» и видеостудии ВВС «Всемирная история живописи» (1 часть), учебник, опорный конспект.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.
Проверка домашнего задания по теме «Искусство первобытного общества».

II. Контроль знаний

Работа с карточками по теме «Древнейшие памятники первобытного искусства».

III. Объяснение нового материала учителем и его первичное закрепление

Презентация 1

В древнеегипетском тексте читаем: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь. И все в усыпальнице, в ее архитектуре, в е росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми е наполняли, должно было выражать красоту жизни. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, мы невольно повторяем крылатое выражение: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид!»

Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта – одна из плодороднейших в мире. Надо только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. А это требует организованности, сплоченности в сильном рабовладельческом государстве.

(Фрагмент видеофильма «Художественная культура Древнего Египта»)

Учитель объясняет новый материал с опорой на авторскую электронную презентацию.
Обучающиеся в ходе объяснения составляют опорный конспект, используя материал презентации, видеофильма и учебника.

Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:

Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)
Новое царство (XVI – XII века до н.э)
Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)

Значение египетской культуры. Периодизация. Территория Древнего Египта (от Древнего царства до Нового времени) (Слайды 1, 2, 3).
В отдельных странах древнего мира овладение грамотой требовало довольно сложных графических навыков. Так было и в Египте (Китае, Японии, Индии).
Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохранялись тысячелетиями, передавались из поколения в поколение.
Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов к круглой скульптуре.
На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений. (Слайд 4)

Эпоха Древнего царства. Характерные особенности. («Триада Менкаура»).

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды. (Слайды 6, 7)

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.

В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера (Слайд 8).

Считалось, что душа за неимением тела (если мумификация окажется несовершенной) может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, большую роль в искусстве Египта играла скульптура, а ваятель пользовался почетом и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».

Канон в египетской скульптуре (Слайды 9, 10, 11, 12).

Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра (Слайд 13).

Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов («ушебти»), помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших вельмож в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Выполненные вне требований канона, самыми простыми средствами, эти статуэтки отличаются яркой выразительностью. (Слайд 14)

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.

Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль. Значительность фараона подчеркивается его размерами.

Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности.

Широкое распространение получили ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов (Слайды 15, 16, 17, 18).

Первичное закрепление

Вопросы для закрепления

  • Где расположен Египет?
  • На какие периоды принято подразделять историю и культуру Египта?
  • Расскажите об общественном строе в Египте.
  • Какое вероучение возникло в Египте?
  • Какой памятник Древнего Египта знаменует рождение стиля?
  • В чем заключается этот стиль?
  • Каким был темп развития искусства Древнего Египта?
  • Расскажите о пирамидах.
  • Что представляет собой сфинкс?
  • Расскажите, используя примеры, о каноне в египетской скульптуре.
  • О чем рассказывают нам росписи заупокойных храмов?
  • Как развертывается сюжет в рельефе и в живописи?

Студенты отвечают на вопросы, используя опорный конспект.

Среднее царство

Используется (Фрагмент видеофильма «Художественная культура Древнего Египта»)

Характерные особенности искусства эпохи Среднего царства (Слайд 19).

Среднему царству, т.е. Правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествующих фараонов отвлекло массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны. Все это, вместе с возросшей самостоятельностью вельмож и местных правителей да грозными смутами, вылившимися в восстание крестьян и рабов, наложило свою печать и на духовную жизнь египтян (Слайд 20).
Происходит некая переоценка ценностей, сопровождающаяся стремлением расширить область познания. В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.(Слайды 21, 22).
В искусстве, сущность которого остается неизменной, сильнее пробивается реалистическая струя под влиянием художественных школ, возникших при дворах провинциальных правителей (Слайды 23, 24).
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись.
Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,- таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток (Слайд 25).
Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись (Слайд 26).
Фараон все также обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца, что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью, чем в Древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти, несколько поколебленной в эти века.
Статуя фараона Аменемхета III из черного гранита – прекрасный образец скульптуры Среднего царства. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Подобно фараону Древнего царства Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он еще более индивидуален, чем Хефрен: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Но, пожалуй, самое замечательное из дошедших до нас изваяний Среднего царства – голова фараона Сенусерта III. Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть (Слайды 27, 28).
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (пологим подъемом), увенчанная пирамидой, уподоблена горной вершине. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах (Слайд 29).
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей. Нововведением были пилоны - две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм (Слайд 30).
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами. Иероглифические письмена играют важнейшую роль в искусстве Египта, ибо каждый иероглиф – рисунок, подобно знаку выражавший вначале понятие или предмет (Слайд 31). Замечательный памятник искусства Среднего царства – стела вельможи Хунена. Супруги (вельможа и его жена) рельефно изображены слева внизу. Лицо и ноги в профиль, грудь в фас, как полагается по канону, причем в позе обоих торжественность сочетается с неким стремительным ритмом, рождаемым параллельной направленностью лиц, рук и ступней. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, художник изобразил иероглифы. Это птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении. Но иероглифы красноречивы и для того, кто их читать не умеет. Ибо их совокупность составляет сказочно богатый узор, как бы целый мир стилизованных символических знаков, в котором приютилась вельможная чета, столь же загадочная для непосвященных в своей острой геометрической выразительности, как и эти декоративные письмена. Независимо от текста переданного иероглифами, нам кажется, что трудно придумать более гармоничный фон для стилизованного изображения этих знатных египтян, живших в конце III тысячелетия до н.э. (Слайд 32).
Их смысловое значение, совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки (Слайд 33).
Розеттский камень- плита, найденная в 1799 годув Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке- начертанными древнеегипетскими иероглифами и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г. Розеттский камень хранится в Британском музее (Слайд 34).

Фрагменты видеофильма. Видеостудия ВВС. «Всемирная история живописи». Живопись Древнего Египта. (1 диск).

Первичное закрепление

Вопросы и задания:

  • Почему была ослаблена экономическая мощь страны?
  • Какие изменения происходят в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, мелкой пластике)?
  • Как возвеличивается личность фараона в эпоху Среднего царства?
  • Какие обелиски стали возводить в эту эпоху?
  • Какое значение в искусстве Древнего Египта имеют иероглифы?
  • Кто и как сумел расшифровать иероглифы?
  • Нарисуйте несколько египетских иероглифов и расскажите об их значении. Придумайте и нарисуйте свой иероглиф.

IV. Подведение итогов урока

Анализ работы учащихся. Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Используя методические рекомендации подготовить доклад (или презентацию) по одной из данных тем: «Каноны египетского искусства», «Искусство эпохи Древнего царства», «Искусство эпохи Среднего царства», «Египетские пирамиды», «Прически и костюмы Древнего Египта».

Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.

3 т. до н.э. Статуэтка писца Каи. При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.

Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г.до н.э

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Искусство Древнего Египта Египтяне первыми в мире создали монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Автор – учитель МОУ СШ № 64 Козырь С.Н.

2 слайд

Описание слайда:

Периоды искусства Древнего Египта Искусство Древнего Царства (XXXII в. - XXIV в. до н. э.) Искусство Среднего Царства (XXI в. - XVIII в. до н. э.) Искусство Нового Царства (XVII в. - XI в. до н. э.)

3 слайд

Описание слайда:

Особенности древнеегипетского искусства - преданность традициям предков и соблюдению неких канонов Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги - в профиль).

4 слайд

Описание слайда:

Первые гробницы Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки - мастабы - в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти. Мастаба Шепсескафа в Саккаре.

5 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Около 2650 г. до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута первая в истории человечества пирамида Джосера.

6 слайд

Описание слайда:

Сфинкс Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

7 слайд

Описание слайда:

Храмы нового царства Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы. Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски

8 слайд

Описание слайда:

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

9 слайд

Описание слайда:

Скульптура Древнего Египта Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. В пирамидах, в специальном помещении - сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.

10 слайд

Описание слайда:

Техника изготовления глаз статуй Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя - для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.

11 слайд

Описание слайда:

Рельефы В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне.

12 слайд

Описание слайда:

Идеал красоты Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах: «Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! (…) Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов».

13 слайд

Описание слайда:

Ткани Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые египетскими мастерами из таких нитей, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота. Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580-1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет. Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса.

14 слайд

Описание слайда:

Одежда В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже - накладная, но никогда не распашная. одеждой мужчин была набедренная повязка - схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис - своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.

15 слайд

Описание слайда:

Украшения Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки - от белого до зелёного. Широко применялся также электр - сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона - сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе и т. п.

16 слайд

20 слайд

Описание слайда:

Мумификация Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления. Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

В продолжение темы:
Дома из бруса

Филипок, рассказ Льва Толстого - одно из произведений школьной программы, его так или иначе должен прочитать каждый ребенок, учащийся в 1,2, максимум 3-м классе. На этой...

Новые статьи
/
Популярные