Домашнее задание зима для детей. Домашние логопедические задания по лексическим темам

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по теме «Зима».

Зима (Лексический строй речи) .

1. Побеседуйте с ребенком :

Какое время года наступило?

Почему ты так решил?

Какая погода стоит зимой?

Как одеты люди?

Какие зимние развлечения у детей?

Словарь ребенка должен включать слова : зима , время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной, снежный, морозный, скрипучий и т. д.

2. На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе. Помогите ребёнку запомнить приметы зимы.

Приметы зимы :

1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.

2) Стало холодно, на улице мороз.

3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

4) Ночи стоят длинные, а дни - короткие.

5) Люди надели тёплую зимнюю одежду.

6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

3. Найдите две-три сюжетных картинки по теме «Зима » , наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку составить предложение по каждой картинке. Подпишите предложения под картинками.

4. «Назови действие» (подбор 3-х глаголов по смыслу)

Снег (что делает) - ложится, сверкает, тает, блестит.

(снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)

5. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»

Зима какая ? (холодная, морозная, снежная и т. д.)

Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т. д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т. д.)

Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)

7. Выучите с ребёнком любую загадку о зиме

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке :

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Зима (Грамматический строй) .

1. Поиграйте с ребенком в игру «Скажи ласково»

Санки -(саночки) снежинка -(снежиночка)

сосулька –… (сосулечка) зима - (зимушка)

горка - (горочка) снег -(снежок)

Ветер - ветерок

(лед, зима , метель, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик, холод)

2. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.

(зима , Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

3. «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления;

предложение закончить и повторить его полностью)

Зимой бывает снегопад, а осенью. (листопад) .

Зимой бывает снег, а летом.

Зимой снег падает, а весной.

Зимой катаются на санках, а летом.

Зимой лес спит, а весной.

Зимой катаются на коньках, а летом.

Зимой бывает холодно, а летом.

Зимой деревья белые, а осенью.

Зимой растут сугробы, а летом растут.

Зимой лепят снеговика, а летом.

Зимой насекомые прячутся, а летом.

4. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)

Сегодня снег блестит, а вчера. (блестел)

Сегодня снег падает, а вчера.

Сегодня снег сверкает, а вчера.

Сегодня снег тает, а вчера.

Сегодня снег хрустит, а вчера.

Сегодня снег идет, а вчера.

Сегодня снег ложится, а вчера.

Сегодня снег кружится, а вчера.

5. Один – много (множественное число существительных) :

зима - , холод - …

6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :

снег -, мороз -, снеговик -, метель -, зима - , холод - …

месяц -, день -, ночь -, снежинка -, снегопад - ,снежок - …

7. Ответь на вопросы :

Оттепели сменились морозами. Что было в начале, что потом?

Чего больше – снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или зимних месяцев?

Тема: «Времена года. Зима»

Поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;

Во время прогулки обратить внимание на изменения в живой и неживой природе;

Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый зимний месяц - декабрь;

Понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.

1. Образовать признак по аналогии:

Декабрь – декабрьские (морозы), декабрьское (солнце), декабрьские (дни), декабрьская (метель) и т.д.

Январь - ………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

Февраль - ……………………………………………………………….

  1. Д/и «До - между - за»

Какой месяц до января? ............................................................................

Какой месяц после декабря?......................................................................

Какой месяц до февраля?...........................................................................

Какой месяц между декабрем и февралем?.............................................

Какой месяц после января?.......................................................................

3. Отгадать загадку.

© На дворе горой, а в избе водой. (……………….)

© Без рук, без ног, а рисовать умеет (…………………)

© Что вниз головой растет? (………………………)

© С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые... (………………..).

© Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(…………………………..)

4. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (выучить наизусть)

Снег на полях, лед на реках.

Вьюга гуляет, когда это бывает? (………………)

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (…………………..)

5. Дидактическая игра «Подбери признак»:

Снег (какой?) холодный, рыхлый, скри пучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.

мороз (какой?) - …………………………………………………………..

сосулька (какая?) - ......................................................................................

………………………………………………………………………………

зима (какая?) - .............................................................................................

………………………………………………………………………………..

6. Дидактическая игра «Подбери признак»:

на ступает (что?) - ………………………………………………....,

валит...................................................................................................,

свищет..................................................................................................,

бушует..................................................................................................,

кру жится..............................................................................................,

замерзает...............................................................................................,

блестит...................................................................................................,

лепят …………………………………………………………………...

7. Д/и « Скажи какая?»

Какая погода, если на улице снег - .......................................................

Холод-......................................................

Мороз- .....................................................

Ветер- ....................................................

8. Д/и « Подбери признак к предмету»

9. Д/и «Скажи наоборот»

Темный – светлый

10. Д/и «Сосчитай до пяти»

..................................................................................................

..................................................................................................

.................................................................................................

11. Назвать зимнюю одежду.

…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

12. Упражнение на координацию речи с движе ниями.

На дворе мороз и ветер,

на дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают, Ребенок потирает руку об

ручки, ручки потирают. руку.

Чтоб не зябли наши ножки,

мы потопаем немножко: Ребенок топает ножками.

тот-топ-топ.

Нам мороз не страшен,

вот как мы теперь попляшем. Ребенок приплясывает.

13. Нарисовать картинку с изображением зимнего пейзажа.

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима »

Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года;

Обсудить какие изменения произошли в природе с нас

туплением зимы.

1. Д/и « Скажи какая?»

Какая погода, если на улице снег - .......................................

Холод-.....................................

Мороз- ....................................

Ветер- .....................................

2. Д/и « Подбери признак к предмету»

снег - .....(белый, пушистый...) ..............................................

зима- ........................................................................................

мороз - .....................................................................................

3. Д/и «Скажи наоборот»

Темный – светлый

короткий - ...............................................................................

черный – .................................................................................

холодный – ............................................................................

пасмурный – ..........................................................................

мягкий –.................................................................................

ветер – ....................................................................................

заморозки – ...........................................................................

зимний – ...............................................................................

легкий – ................................................................................

4. Д/и «Сосчитай до пяти»

Одна зимняя ночь, две зимние ночи....пять зимних ночей.

Одна синяя варежка...............................................................

..................................................................................................

Один холодный день.............................................................

..................................................................................................

Одна теплая шуба...................................................................

..................................................................................................

Один пуховый платок............................................................

..................................................................................................

Одно меховое пальто.............................................................

.................................................................................................

5. В домашней тетради № 2 нарисуй рисунок на тему «Зимушка»


Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Шарик», «Лошадка»

Игра «Подбери признак». (ответы ребенка записать)

Куртка (какая?) -.

Перчатки (какие?) -

Шарф (какой?) -

Пальто (какое?) -

«Подскажи» словечко, закончи стишок. Раскрась этот предмет. Какую одежду ты видишь? Дождик, посильнее плачь. Я надену новый...

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики», «Вкусное варенье»

«Чего в лесу много» (ответы записать со слов ребенка)

Гриб- грибы - много грибов ягода- ____________________________

Дерево- _______________________________куст- ______________________________

Лист- _________________________________опенок -___________________________

Цветок- ______________________________ветка- ______________________________

«Большой - маленький» ( поиграйте в игру с ребенком, )

Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка

Дерево- деревце куст- кустик

Лист- листочек птица- птичка

Цветок- цветочек ветка- веточка.

Задание. Дорисуй гриб . (рисует ребенок) Угадай и раскрась ягоду____________

Тема «Моя квартира».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

Во время совместной прогулки по городу расс мотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, ка менные и деревянные;

Внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребен ок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет , есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес;

Совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат, объяснив их назначение

Задание 2 . Счет «Веселый счет».

Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов (балкон, окно, стена, труба)


ПОСУДА

Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Грибочек», «Киска»

Задание 1. Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались? Назови и обведи

их по контуру цветными карандашами .

Задание 2 Найди пару: соедини чашку с блюдцем». Раскрась картинки

.

Мебель

Задание 1. Догадайся, что надо нарисовать в пустых окошках и дорисуй.


Задание 2. Игра «Веселый счет». До 5

Один стул, два стула, три …,

Одна полка, две полки, ...,

Одно кресло, два кресла, …

.(шкаф, стол, кровать, диван).

Задание 3. Путаница. Художник

не знал, как расставить мебель

в комнате, и нарисовал всё вместе.

Какую мебель ты здесь видишь?

Назови . (Ответы записать)

Дикие животные стр.

Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Пароход гудит»

Задание 1 . Игра «У кого - кто?»

У медведя - медвежонок, у волка - _______________ , у лисы -_______________

У белки-_________________ у ежа- ___________________;

У медведя - медвежата, у волка -_________________________.

Задание 2. И гра «Назови семью»

Медведь

папа - медведь

мама - мед ведица

детеныш(и) - медвежонок (медвежата)

волк

заяц

еж

лис

Задание 3. И гра «Кто где живет?» .

В норе живет (кто?) - лиса. В берлоге - _____________ В дупле - _________

В логове - ________________

Рыжая плутовка. Хитрая, ловкая.

Тема «Перелетные птицы»

Артикуляционная гимнастика: гармошка, лопатка, горка.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой,

скворцом, грачом, аистом, цаплей, ласточкой, соловьем и т.д.;

    рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

объяснить, почему они называются перелетными, расска зать, куда и когда они улетают;

    обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимо вать.

Задание 2. Игра «Улетает - не улетает».

(Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвеча ет -

улетает она на зиму или нет.)

Задание 3 . Назвать и показать части тела птиц.

(клюв, хвост, две лапки, тело, покрытое перьями и пухом, крылья)

Задание 4. Игра «Один- много»

Кукушка – кукушки, журавль - журавли, скворец - скворцы,

соловей - соловьи, жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

грач - грачи, утка - утки, ласточка – ласточки,

грачонок – грачата, аист – аисты гусенок – гусята.

Задание5. Игра «Кто как голос подает».

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

Задание6. Игра «У кого кто».

У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля - журавленок, журавлята.

У скворца - скворчонок, скворчата. У лебедя - лебеденок, лебедята.

У грача - грачонок, грачата. У утки - утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.

Задание 5. Игра «Подбери признак»

Птицы (какие?) – красивые, певчие, голосистые, перелетные, заботливые и т.д.

Задание 6. Игра «Назови ласково».

Лебедь – лебедушка, соловей – соловушка,

журавль – журавушка, скворец – скворушка

утка – уточка

Задание 7. Сколько на рисунке одинаковых птиц? Раскрась их.

Тема «Зима. Признаки зимы».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с живот ными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;

Задание 2. Игра «Подбери признак».

снег (какой?) - …, мороз (какой?) - …, сосулька (какая?) - …,

зима (какая?) - …, снежинка (какая?) - ....

Задание 3. Упражнять детей в подборе существительных к глаголам

наступает(что?) - …, валит (что?) -..., свищет (что?) - …,

бушует (что?) - ..., кружится (что?) -..., замерзает (что?) - ..,

блестит (что?) -..., лепят (что?) -....

Задание 4. Упражнять детей в расширении глагольного словаря:

снег (что делает?) - …, лед (что делает?) -....

Задание 5. Игра «Один - много»:

снежинка – снежинки сугроб - сугробы, сосулька - сосульки,

горка - горки, мороз - морозы, метель - метели,

вьюга - вьюги, снежок - снежки Снегурочка - Снегурочки.

Задание 6. Вырезать и наклеить картинку с изображением зимнего пейзажа.

Задание 7. Раскрась одинаковые снежинки.

Тема «Зимние забавы».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

Спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

Задание 2. Игра «Кому что нужно?»

Лыжнику нужны лыжи,

хоккеисту - …,

фигуристу - …,

саночнику - ….

Задание 3. Игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в футбол, загорают, строят снежную крепость.

Задание 4. Игра «Сосчитай».

Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков (подарок).

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок (снегурочка, горка).

Задание 5 . Игра «Подбери признак».

Зима (какая?) – долгая, суровая, снежная, морозная, холодная,….

Погода (какая?) – морозная, солнечная, пасмурная

Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, блестящий,….

Лед (какой?) – скользкий, прозрачный, холодный, твердый,

Задание 6. Подготовить пересказ рассказа «Ёлка» .

Папа принёс из леса ёлку. Ёлку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Ёлка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг ёлки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

Задание 7 . Нарисовать украшенную ёлочку.

Тема «Домашние птицы».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

    рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних
    птиц и их семей (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята,
    гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата);

    объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему
    они так называются;

    закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие
    их внешний вид и повадки;

    уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят
    (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.

Задание 2 . Игра «Кто как голос подает?»

утка - крякает, гусь - гогочет, курица - кудахчет,

петух - кукарекает, индюк - болбочет.

Задание 3. Игра «Один - много»

курица - курицы, цыпленок - цыплята, индюк - индюки,

индюшонок – индюшата, гусенок – гусята, петух – петухи,

утенок – утята, утка – утки и т. п.

Задание 4. Игра «У кого кто?»

У утки - утенок, утята, у курицы - ..., у гусыни - ..., у индюшки - ...

Задание 5. Игра «Исправь ошибку»

У утки - гусята, у индюшки - цыплята, у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

Задание 6. Вырезать картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, составить из них картинку «Птичий двор».

Задание 7. Выучить стихотворение:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки - желтые ребятки.

«Ко - ко - ко, ко - ко - ко - ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите!».

Задание 8. Раскрась одинаковые предметы в один цвет.

Тема: Правила дорожного движения

Артикуляционная гимнастика: индюки, горка, грибок.

Побеседуйте с ребенком о правилах движения.

Вспомни как выглядят знаки и что они значат.


Тема: Новогодние праздники.

Раскрась и наряди елку.

Тема «Зима. Зимние забавы»

Уважаемые родители! Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада, по возможности, покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки. Расскажите ребенку о признаках зимы, закрепите названия зимних месяцев. Побеседуйте о развлечениях детей зимой: катание на коньках, лыжах, санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.д.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Развитие мелкой моторики

«Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пал
цем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп, и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

Что лишнее и почему?

  • Лыжи, санки, коньки, василёк.
  • Зима, весна, декабрь, осень.
  • Осень, зима, Рождество, весна.
  • Лыжи, зима, санки, коньки.

«Назови ласково»

Снег-снежок,

мороз-морозец,

ветер-ветерок,

лед-ледок,

зима-зимушка,

метель-метелица,

санки-саночки,

холод-холодок,

звезда-звездочка.

«Чем похожи и не похожи?»

Развитие умения сравнивать понятия.

Лед и снег,

Лед и стекло,

Лед и зеркало,

Снег и вата.

«Каким это бывает?»

Снег - белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима - холодная, веселая, суровая, злая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки - белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые.

«Подбери родственные слова»

Снег - снежок, снежки, снежинка, снегопад, снегурочка, подснежник, снегирь.

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка.

Мороз - морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Лед - льдина, ледок, ледник, ледоход, ледяной, гололед.

Выучить стихотворение

«Снежный кролик»

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой,

Он с хвостом и головой.

За усы - не тяни,

Из соломинок они.

Тонкие, блестящие

Словно настоящие.

Новая лексика

Существительные:

зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ВЬЮГА

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

Повторение названий зимних месяцев

Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по

стихотворению, разучивает его с детьми.

Отчалил осени корабль ,

И реки льдом сковал декабрь .

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

Игра «Какая? Какой?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок

возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

Игра «Семейка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

Игра « Кто больше ?»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

Игра «Волшебные снежки»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово

получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .

Например : горка .

Игра « Будь внимательным »

Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие

заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки -

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь -

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается -

Входит Новый год.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И . Бурсов

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль )

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша

мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка

пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Г. Скребицкий

Вопросы:

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

ВЬЮГА

Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш

отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают

по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные