2 к ушинский спор деревьев. "Спор деревьев" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

К.Д.Ушинского.

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

1.Речевая разминка.

а) - Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам - но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

Вер-хуш-ка – верхушка

По-го-ди-те – погодите

Го-ле-нё-шень-ки – голенёшеньки

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

вып иты – выл иты

Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

выпиты, а вылиты?

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

- дуб - сосенка

- яблоня - все деревья

4.Самостоятельное чтение.

Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

5.Открытие нового.

Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

(вывешивается иллюстрация)

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

(вывешивается иллюстрация)

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

А на каком дереве растут яблоки?

(вывешивается иллюстрация)

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

8.Итог урока.

Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

9.Обобщение учителя.

Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.

Любовь Макарова
НОД по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»

Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему :

Пересказ рассказа К . Д. Ушинского "Спор деревьев ".

Интеграция образовательных областей :"Познавательное развитие », «Речевое развитие » , «Социально- коммуникативное развитие » . «Физическое развитие » .

Цель : Обучать детей пересказу литературного текста

К. Д. Ушинского «Спор деревьев » с использованием иллюстрированного материала.

Задачи :

Речевое развитие :

- Развивать связную речь при обучении пересказу рассказа К . Д. Ушинского "Спор деревьев ".

Учить составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок .

Познавательное развитие :

Формировать первичные представление о строении и пользе деревьев ;

Коммуникативное развитие :

-Развивать диалогическую и монологическую формы речи ;

-Развивать свободное общение с воспитателем.

Обогащение словаря :

«Ствол в три обхвата?» , «Сучья будто вылиты из железа» ,«Молвила» .

Образовательная область : Развитие речи .

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем .

Методические приемы : Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание картинок (слайдов) ; графических схем; выстраивание графического плана рассказа ; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение» ,

«Назови ласково»

Материал и оборудование

Портрет К. Д. Ушинского , предметные картинки (дуб,яблоня, сосна)

Картинки , отражающие последовательность пересказа рассказа ,

шапочки с изображением деревьев , рассказ К . Д. Ушинский «Деревья » , графические схемы, презентация к рассказу .

Оборудование : ИКТ, мольберт,

Ход непосредственно- образовательной деятельности

1. Эмоциональный настрой.

"Собрались все дети в круг

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

2. Введение в тему

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки (Ответы детей)

- Тогда слушайте :

Весной веселит, летом холодит

Осенью питает, зимой согревает,

Дети. (это -деревья )

Воспитатель хвалит детей за правильный ответ и задает детям вопросы :

Что такое дерево ?

Для чего на деревьях вырастают плоды ?

Плоды каких деревьев вы знаете ? (Ответы детей.)

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру :

Ребята, давайте покажем какие мы добрые и обратимся к деревьям ласково :

Игра «Назови ласково» (береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня, лес) .

Воспитатель. Ребята, а я предлагаю вам еще одну игру, я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Грамматическое упражнение «Закончи предложение» .

«В лесу много берез.

В лесу много.

4. Чтение рассказа- сказки К . Д. Ушинского «Спор деревьев »

А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ -сказку К . Д. Ушинского

«Спор деревьев » (воспитатель обращает внимание детей на экран, где демонстрируются иллюстрации к рассказу- сказке , по ходу чтения объясняет словарные слова : «ствол в три обхвата?» ,«сучья будто вылиты из железа» , «молвила»

«Заспорили деревья промежду себя : кто из них лучше? Вот дуб говорит :

– Я всем деревам царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою . (показ слайд)

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила :

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст : зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. (показ слайда)

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.» (показ слайд)

5. Беседа по содержанию рассказа (с предметными картинками )

Воспитатель. - Давайте вспомним, как называется сказка?

(чтобы дети могли вспомнить рассказ , ставит картинку с изображением ,

а под ней, схема- последовательность монолога деревьев )

О чем это произведение? (Ответы детей)

Воспитатель. Какие деревья спорили и о чем ?

Дети. Яблоня, дуб и сосна о том, кто из них лучше.

Воспитатель. - Как себя хвалил дуб?

Дети. - Я всем деревьям царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата

Воспитатель Как вы понимаете слова?

"ствол в три обхвата?"

Дети. Ствол очень толстый, его не обхватить руками.

Воспитатель. Сучья будто из железа вылиты. значит они какие?

Дети. Крепкие, сильные, твердые,как железные.

Воспитатель. Что в ответ молвила яблоня?

Как вы объясните слово «молвить» ?

Дети. Это значит говорить не спеша, тихо,задумчиво.

Воспитатель. Почему яблоня назвала дуб дубищем?

Дети. Потому что он высокий, толстый, могучий, громадный, гордый,сильный.

Воспитатель. Как вы понимаете слова «растут» на тебе одни желуди свиньям на потеху?

Дети. На радость, на забаву. Свинья очень любит желуди.

Воспитатель. Румяное яблочко, которое и на царском столе выделяется. Это какое?

Дети. Крупное, розовое, блестящее, спелое, душистое, сладкое, очень вкусное.

Воспитатель. Почему сосенка качала иглистой макушкой, когда слушала разговор дуба с яблонькой?

Дети. Сосенка не согласна с ними, думает, что она лучше их.

Воспитатель. Что сосна сказала о себе

Дети. Сосна сказала, что и зимой ее зеленые иголочки останутся, она и печи топит и избы строит.

Воспитатель. - А теперь немного отдахнем.

Физ. Минутка «Ветер дует нам в лицо»

Воспитатель – Ребята, давайте попробуем вспомнить еще рассказ , а картинки вам в этом помогут .

Проводится пересказ рассказа по опорным картинкам .

Работа проводится по цепочке. После этого 2-3 ребенка пересказывают текст .

Воспитатель. - А теперь ребята я предлагаю вам поиграть в игру, представьте себя деревьями . (дети надевают шапочки для драматизации)

6. Игра-драматизация (воспитатель читает слова автора и следит за тем,

чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли)

Воспитатель хвалит детей :

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со своими ролями!

7. Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Ответы детей : отгадывали загадки, играли,слушали произведение

К. Д. Ушинского «Спор деревьев » , составляли рассказ по картинкам .

Воспитатель. Как бы вы разрешили спор деревьев ? Что бы вы им сказали?

(предлагает детям подумать, выслушивает высказывание детей, помогает сделать вывод)

Дети. Все деревья хороши , каждое дерево хорошо по - своему .

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ рассказа Ушинского «4-желания» Конспект НОД Воспитатель: Ван О. Н. Возрастная группа детей подготовительная группа. Тема Н. О. Д. «пересказ рассказа Ушинского «4-желания».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием схемы для описательного рассказа «На выставке животных» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием схемы для описательного рассказа Тема: «На выставке животных» Разработала.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)

Учитель русского языка и литературы Гут Н.С.

Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на - тся и - ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения; развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование : компьютер для просмотра слайдов о К.Д.Ушинском;

на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы

для комплексного анализа текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

Но перед этой больщой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

II. Слайды 1,2 о К.Д.Ушинском.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимому

делу - педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово» - для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.

Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

1.Словарная работа.

Дайте лексические значения словам из текста (из домашнего задания).

Промежду – между,

Молвила – произнесла, сказала,

Потеха - развлечение, забава,

Голешеньки – голые,

Житья – жизнь.

2.Выразительное чтение текста наизусть подготовленными учащимися по ролям. Повторное чтение текста учителем.

3.Беседа по вопросам на восприятие текста:

Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

4. Построение текста.

На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

Как вы думаете почему?

Наверное, следует подумать, как ведут разговор деревья.

5. Определение темы текста.

О чем текст?

Спор о том, кто лучше из деревьев.

6.Физкультминутка.

Представим себя на минутку деревьями, птицами, ветром.

Учащиеся говорят хором и изображают деревья, птиц, ветер.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

7. Определение главной мысли текста.

Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

О героях текста.

Задание по вариантам .

Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.

Какими качествами наделены герои?

1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.

Ответы учащихся

Герои

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

Вывод

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

И др.

Самый главный, сильный, хвастливый.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»;

о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху».

Хвастливая, неуважительная, насмещливая.

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»;

О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки».

Хвастливая, насмешливая.

Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

Нет.

А какими надо быть?

Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

Можно.

Какова главная мысль текста?

Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.

Вот над чем надо задуматься, читая текст.

8.Определение стиля текста .

Каков стиль текста? Докажите.

Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это признак художественного стиля.

Назовите художественные средства выразительности.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.

Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».

Эпитеты . «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».

Олицетворения . «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».

9.Работа с орфограммами, пунктограммами.

Как вы думаете, на какие орфорграммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?

На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

Повторение правила учащимися.

Подберите эти слова и запишите.

Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голешеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.

Выпишите глаголы с не, глаголы на -тся и -ться.

Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.

Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?

Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?

Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе

А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?

Это предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб

обращает внимание на свое превосходство.

Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?

Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.

Выпишите речь одного из героев.

IV. Итоги урока . Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.

V. Рефлексия .

Ребята,что вы делали на уроке? Интересно это было вам? Что нового узнали?

Мы анализировали текст: определяли его тему, главную мысль, стиль. работали над орфограммами и пунктограммами.Это интересно, потому что помогает лучше понять содержание текста,увидеть его особенности, учит быть внимательным к слову и писать грамотно.

VI . Домашнее задание .

Напишите мини - сочинение на тему « Спор друзей».

Текст художественного стиля.

Комплексный анализ текста

Фамилия, имя учащегося_______________________________________

1.Сколько абзацев в тексте? О чем они?_____________________________

_____________________________________________________________

2.Тема текста_______________________________________________________

3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Главная мысль текста _____________________________________________

__________________________________________________________________

5. Стиль текста. Докажите свой ответ_________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпишите художественные средства выразительности:

эпитеты___________________________________________________________

сравнения__________________________________________________________

олицетворения______________________________________________________

7. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением_________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Выпишите глаголы на -тся и -ться, не с глаголами ____________________

_________________________________________________________________

9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________

__________________________________________________________________

Приложение

Слайд 1

. ТЕМА УРОКА : К. Ушинский «Спор деревьев»

ЦЕЛЬ УРОКА : - формировать понятие « рассказ» , «сказка»; сравнивать рассказ со сказкой; совершенствовать навык чтения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать воображение, логическое мышление,речь, расширять кругозор; воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению;

учить детей анализировать произведения . ОБОРУДОВАНИЕ : портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране», презентация к произведению К.Д.Ушинского «Спор деревьев». ХОД УРОКА : I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Речевая разминка . Есть на свете старичок. Старичок - Лесовичок. Носит он из пёстрых листьев Разноцветный колпачок. Каждый день, и в дождь,и в зной Сторожит он мир лесной. Лесовичок - гость нашего урока. Он приготовил для вас загадку. Нам в дождь и в зной Поможет друг, Зелёный и хороший. Протянет он десятки рук И тысячи ладошек.

II . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. - О чём мы сегодня будем беседовать на уроке? -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев». III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Знакомство с биографией К.Д.Ушинского .
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.
    «Экскурсия» на лесную полянку.
- Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев. Представили? Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить: 3.Подготовительная работа перед чтением текста. (стр. 66) * Читай целыми словами Спор – спорили – заспорили Смотр –смотрит – смотрится Хвала – хвалят – похвалят – похваляться *Читай слова слитно Вы- рез –ны –е -------вырезные Вер – хуш – ка ------верхушка По – го – ди – те -------погодите Го – ле – нё – шень – ки --------голенёшеньки *Читай внимательно Выпиты – вылиты Хватает – хвастает
    Чтение текста учителем
(стр. 60 -67) - Как вы думаете, это сказка или рассказ? Почему? 4 . Чтение текста учащимися - О чём говорится в этом произведении? 5. Выразительное выборочное чтение сказки. - Подумайте, какой «характер» у дуба? - Чем хвастается дуб? - Каким тоном будем читать слова дуба? - Прочитайте слова дуба, передавая при чтении его «характер». - Чем отличается яблоня от дуба? - Как она относилась к рассказу дуба? - Прочитайте слова яблони, передавая при чтении её «презрение» к дубу. - Что вы можете сказать о «характере» сосны? Как она выражает своё отношение к дубу и яблоне? - Прочитайте слова сосны. 6. Чтение сказки по ролям . Работа над содержанием. -Как называется разговор, который проходил между деревьями? Спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение. -Что можете сказать о трёх деревьях? -К какому жанру относится эта сказка?? - Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней? 7.Описание деревьев.

Яблоня

Сосна

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

8.Работа с пословицами Не хвали сам себя, жди. когда люди тебя похвалят. Каковы дела, такова и польза Не ищи красоты, а ищи пользы . - Как вы понимаете смысл этих пословиц? IV. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Стр. 66 – 68, читать, нарисовать рисунок дерева.

Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

Цель: пересказ сказки К. Ушинский «Спор деревьев».

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ сказки К. Ушинский «Спор деревьев»; активизировать и обогащать словарь по теме «Деревья»; согласовать существительные мн.ч.; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Оборудование: панно, картинка, текст сказки К. Ушинский «Спор деревьев»

Предварительная работа: сбор листьев и составление из них композиций.

Организационный момент:

Интеллектуальная разминка.

Логопед. Ребята отгадайте загадки.

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Круглое, румяное, яблоко
Оно растет на ветке.
У этой детки. (Яблоня)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками... (Сосна)

Логопед. Ребята, молодцы. А теперь внимательно слушайте рассказ К. Ушинский «Спор деревьев».

Первичное чтение рассказа

Логопед. Кто стал спорить?

Логопед. О чем спорили деревья?

Логопед. Какое дерево первым говорило?

Логопед. Кто всем деревьям царь? Почему?

Логопед. Какое дерево услышало слова дуба?

Логопед. Кто услышал слова яблони?

Логопед. Чем хвасталась сосна?

Логопед. Что яблонька сказала дубу?

Закрепление навыков грамматически

правильного оформления высказывания.

«Один – много»

Дерево – деревьев;

Дуб – дубов;

Царь – царей;

Корень – корней;

Верхушка – верхушек;

Лист – листьев;

Сук – сучьев;

Буря – бурь;

Гроза – грозы;

Яблоня – яблонь;

Желудь – желудей;

Свинья – свиней;

Яблоко– яблок;

Стол – столы;

Сосна – сосен;

Зима – зим;

Колючка – колючек;

Печка– печек;

Изба – изб.

«Подбери родственное слово»

Дерево – деревце, деревянный;

Дуб – дубовый, дубинушка;

Царь – царский, царевич;

Корень – коренной, корявый;

Верхушка – верх, вершки;

Лист – листья, листва;

Сук – сучья, сучки;

Гроза – грозный, грозовой;

Яблоня – яблочный, яблонька;

Сосна – сосновый, сосновая;

Колючка – колючки, колит.

Развитие общей моторики, координации

речи, темпа и ритма движения

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Повторное чтение с установкой на запоминание

с использованием опорной картинки

Пересказ детьми рассказа с использованием панно

Логопед просит детей пересказать рассказ по опорной картинке на панно. Рассказ пересказывают 2-3 ребенка.

Игра «Что лишнее, чего не стало?»

Логопед. Посмотрите внимательно на панно и постарайтесь запомнить предметы, находящиеся на нём.

Логопед листом бумаги закрывает часть картинки и спрашивает детей о предметах, которые там находятся.

Дети. Стоял дуб.

Дети. Рядом с дубом росла яблоня и сосна др.

Подведение итогов

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Дети. Все деревья нам нужны?

Логопед. Для чего нам нужен дуб?

Логопед. Для чего нам нужна яблоня?

Логопед. Для чего нам нужна сосна?

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные