Складывание и эволюция системы религиозного синкретизма. Религиозный синкретизм в начале III в

заимствование одной религией элементов др. религий либо совокупность компонентов разных религий в новой религ. системе. Заимствования из др. культов и вероучительных систем характерны для всех религий на протяжении истории человечества. Мн. совр. исследователи считают синкретической религией христ-во, к-рое сформировалось в первых веках н. э. в Римской империи, объединив элементы египетских и греч. мистерий и диалектической эллинской философии в интерпретации александрийской школы неоплатоников, эзотерических учений Востока, принципов иудейского мессианского историзма и иудейской апокалиптики в интерпретации первохрист. школ 1–2 вв. и собственно христ. мифологии, основанной на аллегорическом истолковании Библии Филоном Александрийским.

На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных («языческих») верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с к-рым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных боговпокровителей.

Сегодня С. р. в России можно разделить на: 1) сохранившийся и по сей день с прошлых времен и 2) новый, появившийся в СССР и в РФ.

1) Нек-рые народные празднества в России переименовывались на христ. манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христ. образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Народное празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христ. интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).

Ныне делаются попытки возродить нек-рые синкретические культы и мифические образы. Так, напр., образ воина, поражающего дракона, и восходящий к культу зороастрийского бога Митры, в России в 14 в. был переосмыслен: возник образ мученика Георгия в гербе Москвы и России. Сейчас власти стараются внедрить образ Георгия Победоносца в общественное сознание в кач-ве символа «новой России».

2) В советский и постсоветский периоды новые формы С. р. связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к совр. социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций. Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохрист. практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Правосл. церковью (в кач-ве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).

Структура религии

  • § религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • § религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • § религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • § религиозные организации.

Виды религий

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие -- политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм -- учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) -- вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления -- признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д.

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами -- подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей -- это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное -- а не кажущееся или мнимое -- вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе, как осуществление ветхозаветных пророчеств.

В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма («Десять заповедей», «Заповеди любви», «Золотое правило нравственности»). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений (бремена неудобоносимые). Диалектика «закона» и «благодати», «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы («Слово о законе и благодати», «Либеральное христианство», «Фундаментализм»).

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство -- Йемен -- которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммеда, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму -- универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм и другие.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

С XVI в. (с созданием Казанской епархии) началась христианизация мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, но проходила она медленно и трудно, население продолжало поклоняться языческим божествам, насильственное внедрение православия вызывало у него протест. В XVII в. лишь единицы среди марийцев были крещеные, основная же их часть была принудительно крещена в XVIII в., причем, во избежание возврата к традиционным верованиям, в места их проживания направлялись специальные миссионеры, в числе которых были и представители народа.

Для привлечения местного населения к православию крещеным предоставлялись определенные льготы по внесению податей, их освобождали от рекрутчины, одаривали одеждой и обувью, деньгами. Часть населения, прельстившись льготами и подарками, крестилась, но как только священники и пристав отъезжали, новокрещеные снимали с себя кресты и продолжали молиться своим богам.

Православные священники прибегали и к физическим мерам воздействия на язычников: вместе с солдатами врываясь в село, они арестовывали не желавших креститься, держали их в кандалах, били, привязав к столбам, крестили связанных и надевали им на шеи кресты.

В Поволжье начал распространяться и закрепляться ислам, часть чувашей и марийцев приняла эту религию в IX–XII вв. Православные проповедники стремились обратить в православие и мусульманское население. В результате жители целых селений, принявшие православие, через некоторое время вновь возвращались в мечети, участвовали в религиозных исламских праздниках, даже сжигали церкви.

Несколько веков ушло на обращение бывших мусульман в христианскую веру; в ход шли не только проповеди, но и физические меры воздействия, принуждение, нередкими были поджоги мечетей.

Представители православной церкви преследовали житейские контакты русских крещеных крестьян с некрещеными татарами и мордвой, объявляя их греховными. Впрочем, наиболее дальновидные служители культа предлагали поощрять браки мордвы, марийцев, чувашей и других этносов с русскими, чтобы таким образом усилить процесс обращения в православие. При этом губернаторам рекомендовалось не допускать смешанных браков с мусульманами – татарами и башкирами, – однако запреты часто нарушались.

Несмотря на насильственное крещение, марийцы, например, продолжали соблюдать традиционные культы, а в середине XIX в. развернулось их массовое движение за возврат к старой вере, охватившее множество губерний. Было очевидно, что принудительные меры недостаточно эффективны в деле христианизации народов Поволжья. Тогда началась деятельность миссионеров, одним из направлений которой было использование родного языка местного населения в церковно-миссионерской литературе. В Казани в 1867 г. было открыто миссионерское общество "Братство святого Гурия" (Гурий – первый в Поволжье миссионер, XVI в.), и созданная при нем комиссия под руководством Н. И. Ильминского – директора Казанской учительской инородческой семинарии – стала переводить церковную литературу для чувашей, марийцев, удмуртов, татар. Были созданы буквари, другая учебная литература на языках народов региона. Но в дальнейшем все преподавание следовало вести на русском языке, инородческие же употреблять в школах, как писал министр народного просвещения Д. А. Толстой, "по необходимости, как орудие при первоначальном обучении и развитии инородцев", так как иначе народы будут настаивать на своем обособлении. Конечной целью школьного образования инородцев, рассуждал министр, должно стать их обрусение; если даже они забудут о своей национальности, в этом не будет ничего плохого. Правда, процесс русификации тормозился из-за небольшого числа школ и грамотных людей.

Под воздействием христианства у финно-угорских народов Поволжья сложились православно-языческие синкретизированные представления, т.е. население, соблюдая языческие культы, в то же время придерживалось православия. На традиционных жертвоприношениях у марийцев стали появляться иконы, возле мест для моления ставились часовни, удмурты на моления приглашали священников, т.е. появились варианты православия, адаптированного к местным условиям и особенностям народов.

Синкретичность верований особенно очевидна у мордвы.

Христианские православные святые перемешались у этого народа с дохристианскими божествами. Например, божество грома и дождей Пурьгинепаз отождествлялось с православным Ильей-пророком. В избах появились иконы, а моления приурочивались к церковным или русским народным праздникам, вобравшим в себя элементы дохристианских обрядов. Так, один из главных православных праздников – Пасху (Инечи) мордовские крестьяне свели к поминовению предков и молитвам о благоденствии. В этот день ходили на кладбище и приглашали духов предков попариться в бане, для чего готовили теплую воду и веник, квас, а в избах стелили постели, зажигали свечи. В молитвах просили об изобилии в доме, о хорошем урожае, о сохранности и умножении скота, о здоровье для него и людей, т.е. о том же, о чем говорилось в обращениях к языческим божествам.

На православный Петров день (июль) проводили моление в честь святого Петра. На празднике приносили в жертву быка, просили у богов тихого дождика, теплого воздуха, защиты хлеба от холода и града, скота – от хищных зверей и т.п. Как и на языческих молениях, ели мясо, пили брагу и молились на восток.

В день святых Флора и Лавра (август) отмечали "лошадиный" праздник, на котором просили кормильца Флора-Лавра сохранить лошадей от зла и лиха, обеспечить урожай и т.п. Потом с такой же молитвой обращались к предкам, а затем обедали и пили медовый квас. Приходили и священники, забирали подготовленные для них подношения и удалялись, а дальше все шло так, как описано.

Как видим, русское православие преломилось у разных народов по-своему, вобрав в себя и дохристианские верования. В то же время населением усваивались и основные каноны христианства, соблюдалась церковная атрибутика: молитвы перед иконами, крещение детей, ношение нательного креста, посещение церкви и т.п.

Христианизация региона сопровождалась открытием школ, где миссионеры усиленно обучали местное население русскому языку, но дело просвещения продвигалось крайне медленно. Даже на рубеже XIX–XX вв. лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой. Отсутствие научных знаний восполнялось мифологией. Видимо, по этой причине марийцы сегодня – единственный в Европе народ, сохранивший в чистоте традиционную веру предков и не отрекшийся от своих древних богов.

Среди башкир, ногайцев, татар закрепилось исламское вероучение, во многом определившее и характер воспитания детей.

- (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия

- (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь

- (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии

Синкретизм - (от греческого synkretismos – соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого–либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

А; м. [от греч. synkrētismos объединение] 1. Книжн. Слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего л. С. первобытного искусства (в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве). 2. Филос.… … Энциклопедический словарь

Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

В Викисловаре есть статья «синкретизм» Синкретизм (лат. syncretismus, от … Википедия

синкретизм - а, только ед., м. 1) книжн. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего л. Синкретизм первобытного искусства (когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга). Синкретизм психических функций на … Популярный словарь русского языка

Синкретизм Словарь-справочник по педагогической психологии

Синкретизм - (отгреческого synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от … Словарь по педагогической психологии

Человек живет в целостном мире, где происходят различные явления, возникают противоположные направления, появляются различные течения. Человек совершает ошибку, когда начинает делить мир на «черное» и «белое», «нравится» и «не нравится», «плохое» и «хорошее», поскольку нет ничего в мире плохого, которое иногда не могло бы быть хорошим, как и хорошее порой может быть плохим. Синкретизм в философии, психологии, религии и прочих сферах жизни обозначает объединение, слияние, смешение различных направлений в единое целое.

Самым примечательным разделением, которым занимается человек, является рассмотрение себя как тела и души. Еще выделяют разум, который тоже функционирует отдельно от организма и ментальной сферы жизни. Синкретизм предлагает не делить человека на различные составляющие, а объединить все в единое целое. Человек не может жить организмом без души и разума, как и разум не может существовать без тела и души. Все три составляющих человека являются важными компонентами, где ни один из них не может существовать отдельно от другого, при этом дополняют друг друга и взаимозаменяют.

Человек привык делить мир на две стороны – материальный и духовный. Это началось с тех времен, как философы начали рассматривать окружение в двояком смысле. С тех пор пошло раздвоение мира на две половинки: индивида с его чувствами и талантами рассматривают как некое изолированное «Я», не принимая его тесную связь с природой и окружающими людьми.

Подобная раздробленность проявляется в обществе, различных нациях, религиях, политических группах, медицине, что приводит к бесчисленным социальным, экологическим, политическим и экономическим кризисам, наращивая насилие и увеличивая разочарованность человека.

Сам человек в силу своей манеры мыслить придумал эту раздробленность, которая, как ему кажется, существует автономно и независимо от его воли и желания. Раздробленность порождает привычку верить, будто содержание мыслей человека – это достоверное отражение мира таким, каков он есть. Однако реальность представляет собой некую целостность. Человек получает на свои нецелостные вопросы нецелостные ответы, то есть часть от всего целого.

Например, как может существовать человек, если у него не будет тела? Если будет тело, но не будет души? Одно без другого существовать не может, точнее, может, но это будет уже не человек, а труп (если будет тело без души) или тонкая материя (душа при отсутствии тела). Чтобы существовал человек, нужно наличие тела и души в одном целом. Если вы обращаетесь лишь к одной стороне своей личности, то лишаете себя возможности взаимодействовать с другой стороной. Именно это приводит к разочарованиям, болезням и несчастьям – вы контактируете с чем-то одним, полностью не замечая другую сторону своей сущности.

То, что происходит в реальности, зависит от того, как человек на эту реальность смотрит. Это не окружающий мир является плохим или хорошим, а то, каким вы его видите. Сам по себе мир целостный – ни хороший, ни плохой. В нем есть то, что в нем происходит. Лишь вы даете оценку происходящему. Несчастья и проблемы – это лишь ваше отрицательное отношение к происходящему, хотя для мира это – просто события, которые имеют свое начало и конец, в зависимости от того, что будет делать человек.

Вам решать, делить мир на две половинки или научиться воспринимать его в целом виде. С вами просто происходят некие события, вас всего лишь окружают некие предметы и сущности в целом виде. Все это так же привычно, типично, обычно, как и счастье, радость, веселье.

Что такое синкретизм?

Синкретизм является непривычным понятием для читателя интернет-журнала сайт, однако он практически всегда и везде с ним сталкивается. Чтобы понять его смысл, следует рассмотреть, что он обозначает в каждой отдельной сфере:

  1. В искусстве под синкретизмом понимается слияние образов в некое новое явление. Эти направления зачастую являются несопоставимыми. Однако их объединение дает новое явление. Так, например, объединение двух музыкальных направлений – рэпа и симфонической музыки – дает новое звучание.
  2. В синкретизм применяется в отношении объединения различных теорий, мнений и убеждений, которые изначально могут противоречить друг другу. Так, создается новое учение, которое не отвергает различные идеи, а объединяет их.
  3. В религии под синкретизмом понимается слияние различных верований, учений и направлений в одно. Ведь по сути все религии мира говорят об одном и том же, давая лишь различные названия некоторым явлениям.
  4. В лингвистике синкретизм означает объединение языковых форм всех времен в единое целое. При этом используются все правила, которые не должны противоречить друг другу, а дополнять и усиливать.
  5. В психологии синкретизм преимущественно относят к раннему взрослению ребенка, рассматривая особый вид его мышления. Еще не понимая значения слов и понятий, ребенок уже делает определенные выводы, объединяет предметы, которые взрослому человеку никогда не пришло в голову объединить. Все это основывается на эмоциональной незрелости и недостаточности информации об окружающем мире.
  6. В культурологии синкретизм обозначает отсутствие различий между различными культурами.
  7. В изучении первобытной жизни и культуры синкретизм обозначает слияние материального, духовного, культурного и природного в единое целое.

В общем понимании слова синкретизм обозначает объединение предметов или явлений, которые сами по себе являются отдельными, функционирующими. Это можно рассмотреть на примере семьи, где мать, отец и дети являются объединенными и в то же время самостоятельными структурами.

Семья состоит из родителей (мужчины и женщины) и одного и более детей. Как известно, у этих родителей есть свои родители, братья и сестры, а у тех — свои родители, братья и сестры и т. д. В результате, получается некая действующая единая система, где каждый человек является ее частью. И для того чтобы эта система функционировала, то есть обеспечивала людей всеми необходимым психоэмоциональным и душевным равновесием, в ней всегда должны присутствовать все необходимые элементы. И здесь возникает уникальный и совершенно удивительный феномен, когда участники, которые более позже включились в эту систему (зачастую такими участниками являются дети и их будущие супруги), обладают теми качествами и характеристиками, которыми обладали самые ранние участники (прадедушки и прабабушки).

Яркими примерами, когда можно такое наблюдать, являются дети, которые начинают развивать в себе качества родителей, которых они никогда не видели и не знали. Так, например, в семье мальчик может удивительным образом проявлять те качества и черты характера, которые были присущи его отцу, которого он не видел. Матери удивляются подобному феномену, так как никогда не рассказывали своим детям о том, какими были их отцы. Однако дети проявляют то, что было утрачено в целостной системе семьи.

Как действует данный механизм? К сожалению, до конца не изучено, каким образом дети начинают проявлять в себе качества и способности, которые были присущи их родителям или дедушкам и бабушкам, которых они никогда не знали. Однако существует несколько версий того, как данный процесс происходит.

Выше уже было обозначено, что целостная система семьи может функционировать только тогда, когда все ее части живы и функционируют сами по себе. Таким образом, если какая-то часть умирает или уходит из конкретной семьи, тогда система требует восполнения пустоты. Эта задача ложится на плечи тех участников, которые войдут в конкретную семью в более позднем периоде – это дети и их будущие супруги. Все действующие части системы гласно или негласно начинают транслировать более молодому поколению, какие качества и способности они должны в себе развивать.

Гласными трансляторами могут быть такие фразы: «Не делай так! Ты похож на своего отца», «Твой дед тоже так говорил», «Твоя сестра была бы рада за тебя!» и т. д. Зачастую речь в данном случае идет о тех людях, которые ушли из семьи или уже мертвы. Негласными трансляторами являются любые формы поощрения и наказания, когда дети успешно контактируют со своими родителями и другими родственниками. Так как такой процесс происходит на подсознательном уровне, то люди даже не контролируют свое поведение, а действуют на автомате, тем самым демонстрируя детям, что от них ожидается и что поощряется (это относится даже к тем качествам и особенностям человека, которые в обществе считаются плохими и неправильными).

Система требует того, чтобы все ее части функционировали, поэтому она вынуждает каждого участника процесса выполнять свою роль. Здесь важен механизм, как именно люди выбирают себе партнеров для создания будущей семьи. А действует он очень просто: человек выбирает себе подобного или прямо противоположного партнера. Похожесть или противоположность заключается в психологических и душевных качествах, а не в физиологических. Вот почему, когда кто-то уходит из семьи, ребенок занимает ту роль, которую играл его ушедший родитель: второй родитель (зачастую мать) сама провоцирует своего ребенка на определенное поведение, так как только таким образом будет функционировать ее семья. Если бы ребенок не стал похожим на своего родителя, то он бы не нашел общего языка со вторым родителем, который понимает только такое отношение к себе, какое проявлял к нему ушедший супруг.

Как видно, целостная система семьи настолько проста, насколько и уникальна. Для своего поддержания она вынуждает каждого члена семьи вести себя так, чтобы притянуть к себе определенных людей или воспитать в детях конкретные качества и черты характера, которые дополнят недостающие звенья системы. Так как это происходит на подсознательном уровне, то люди не всегда могут контролировать процесс, однако могут наблюдать результаты его действия.

Синкретизм в философии

Синкретизм в философии вмещает несколько направлений и теорий различных учений, однако не осуществляет объединения данных верований. Другими словами, для изучения мира используются различные учения, однако их не объединяют, не делают единым целым, чтобы они не создавали множество внутренних противоречий. Это отличается от эклектизма, который объединяет и создает единое целое. Все учения продолжают существовать отдельно в синкретизме, при этом используются для объяснения какого-то явления.

Синкретизм позволяет выяснить, как человек относится к себе, миру и своей деятельности. Поскольку происходит разделение мира на «хорошее» и «плохое», «добро» и «зло», синкретизм рассматривает все эти отношения как общее отношение человека, предполагая, что любое хорошее может переходить в плохое, как и любое плохое может быть в какой-то момент хорошим.

Синкретизм позволяет устранить множественные противоречия, которые возникают у человека в результате разделения мира, неполноценного взгляда на него.

Религиозный синкретизм

Поскольку каждый человек, который считает себя верующим, отстаивает свою религию, он противостоит мнению о том, что каждая религия берет свое начало из другой религии, при этом все религии практически говорят об одном и том же, только различными словами. Религиозный синкретизм виден человеку, который не желает противостоять различным течениям и верованиям, а воспринимает их все как способные существовать и даже не противоречить друг другу.

Итог

Синкретизм – это объединение отдельных самостоятельных направлений, учений и предметов без их реального объединения, но способности посмотреть на мир, явление или ситуацию в целом. Это позволяет более широко ответить на любые вопросы, которые возникают, когда человек что-то принимает и отвергает, не желает видеть.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные