Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир

загадка ХТК И. С. Баха

Бах создавал свои произведения в первую очередь для современников, людей, коим и адресовано обращение опубликованное на титульном листе его творения. Он создавал свой уникальный труд Хорошо темперированый клавир (сокращенно ХТК) для людей, которые имели возможность пользоваться теми инструментами, которые был им доступны, а именно: клавесин, клавикорд во всех их типичных разновидностях и орган (который разумеется к клавирам не относится). Фортепиано тогда только создавалось, было очень несовершенным инструментом (что отмечал и сам Бах, критикуя фортепианных мастеров и по сути участвуя в улучшении нового инструмента).

Что означает темперированный клавир? Это означает что клавиши диеза и бемоля объединены в одну (как известно первые клавишные инструменты имели обе клавиши, причем диез был чуть чуть выше бемоля). Темперация (объединение двух клавиш) была некоторой революцией в музыке, это позволило сочинять и исполнять произведения в тональностях с большим количеством диезов и бемолей, причем исполнять одновременно разными инструментами, что до появления темперации было не очень благозвучным.
Но вернемся к клавесину и клавикорду. Клавесин вообще не позволяет исполнять легато, это по сути щипковый инструмент, звук быстро затухает, клавикорд дает несколько большие возможности, но исполнять музыку легато и с разной силой звука, как мы сейчас слышим на фортепиано, во времена Баха на клавишных инструментах было практически невозможно.

Загадка состоит в том, слышал ли Бах в голове музыку для клавира так, как мы слышим ее сейчас? Слышал ли мысленно Бах те удивительные интонации, в своих произведениях, которые мы слышим в исполнении Рихтера и других профессиональных пианистов современности?
На мой взгляд творческое наследие Баха существует настолько вне времени и пространства, что Бах мог предвидеть как будет звучать ХТК через 50-100 лет , когда новый для его времени редкий инструмент фортепиано перестанет быть объектом насмешек профессионалов и вытеснит клавесин и клавикорд навсегда. Все может быть...

Предлагаем прослушать звучание нескольких произведений из ХТК на клавесине и фортепиано. Не обращайте внимания, что звук клавесина "сухой" - это от металлических струн. С большой вероятностью, во времена Баха для струн клавесина часто использовались жилы животных (это было и дешевле и давало более мягкое звучание клавишного инструмента)

Прелюдия и фуга Фа диез-минор №14
Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).
Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

(справа фото клавесинов - инструментов на которых чаще всего во времена Баха исполнялись произведения из ХТК)

Примечание: На фото справа клавесин, изготовленный для Ванды Ландовской по ее проекту в 1908 г. Его звучание сильно отличается от звучания других клавесинов. Сейчас таких больше не делают, т.к. возобладала тенденция исполнения музыки на современных ее написанию (или подобных) инструментах.

Хорошо темперированный клавир

Титульный лист рукописи

Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК

Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier ), BWV 846-893, - цикл произведений И. С. Баха , состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира , объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название - «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах , касающихся как терций мажорных , так и терций минорных . Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом - в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК .

Первая часть была написана Бахом в г., вторая - значительно позже, в г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

История сочинения

Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене , а вторая - когда Бах служил в Лейпциге . Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии , ни такого количества модуляций , как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов , что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей : первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор , вторые - в до миноре , третьи - в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором .

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор , встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в г. и переиздана в г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада , плюс 5 хоральных ричеркаров . Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» ( г.) Иоганна Маттезона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Значение произведения

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях . (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй .) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй . Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса . Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).

Преимущества строя, использованного в ХТК, заключались в возможности использования модуляций и хроматики без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределами основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма . В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в додекафонии , например, функционально равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века цикл подобных произведений написал Дмитрий Шостакович .

Запись ХТК на клавикорде сделал в 1931-33 годах Арнольд Долмеч . Первая полная аудиозапись ХТК на фортепиано была сделана Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

Символика

Примечания

Ссылки

  • ХТК, I том, BWV 846-869: ноты произведения на
  • ХТК, II том, BWV 870-893: ноты произведения на International Music Score Library Project
  • Анализ прелюдий и фуг из ХТК (англ.)
  • Хорошо темпери́рованный клави́р : Tim Smith / David Korevaar

Категории:

  • Произведения Иоганна Себастьяна Баха
  • Произведения для клавира
  • Музыкальные произведения 1722 года
  • Музыкальные произведения 1744 года
  • Прелюдии и фуги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хорошо темперированный клавир" в других словарях:

    Клавир (нем. Klavier): Музыка Общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII XVIII веках. Сокращение слова «клавираусцуг» (нем. Klavierauszug, от Klavier «фортепиано» и Auszug «извлечение»),… … Википедия

    Равномерно темперированный строй музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов (). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с … Википедия

    Темперированный строй строй, при котором каждая октава делится на набор одинаковых ступеней. Чаще всего деление происходит на двенадцать ступеней, отстоящих друг от друга на расстоянии хроматического полутона (). Такой строй господствует в… … Википедия

    Титульный лист рукописи Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК Хорошо темперированный клавир (нем. Das wohltemperierte Klavier), И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название… … Википедия

    Противодвижение, инверсия (лат. inversio, итал. moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. reversement, нем. die Umkehrung, die Gegenbewegung) полифонич. приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в … Музыкальная энциклопедия

    Крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера

«Музыкальное приношение» - цикл полифонических пьес, написанных на тему короля Пруссии Фридриха II, с которым Бах общался и музицировал в Потсдаме в 1747 году во время остановки на пути в Дрезден.

В «Музыкальном приношении» тридцать пьес, большинство из которых -полифонического склада. Три из них - трио-соната и два канона - имеют обо­значения, для каких инструментов они написаны (флейта, скрипка и бассо кон-тинуо). В остальных инструменты не обозначены, и они могут быть исполнены на клавире или камерным ансамблем ad libitum («по желанию»). Объединяющая тональность всего сочинения - c-moll. Сама тема не является оригинальной ме­лодической находкой, а скорее комбинацией характерных, типичных для ба­рокко интонационных «формул». В баховском цикле убедительно воплощается мысль о том, что не оригинальность темы, а мастерство её развития придают музыке художественную ценность и историческую значимость. «Королевская тема» проходит почти во всех частях огромного цикла. В «Музыкальном при­ношении» сказалась свойственная творчеству Баха в поздний период глубо­чайшая сосредоточенность мысли, стремление извлекать широкие и макси­мально разнообразные возможности из минимальных, строго отобранных средств и особая склонность к полифоническому варьированию.

Последнее во времени и самое сложное произведение Баха-созданный им перед смертью большой полифонический цикл в ре-миноре-«Искусство фу­ги». Записанный композитором в партитуре для четырех голосов, он исполня­ется обычно на клавире или камерным ансамблем и состоит из 14 контрапунк­тов (фуг) на одну тему, С «Музыкальным приношением» его роднит монотема­тический замысел, но теперь Бах писал не на заданную, а на собственную тему. Простая и строгая эта тема в высшей степени характерна для полифонического стиля Баха. Лаконичная, рельефная по мелодическому рисунку и в то же время обобщенная (типовая) по интонации, она во всех преобразованиях сохраняет возвышенность и величавую серьезность, распевность и идеальное строение, отвечающее всем условиям преобразования и многосложному полифоническо­му развитию в 14 фугах. Тема предстает в увеличении, в уменьшении, обраще­нии и ракоходном движении, используются также ритмические варианты ос­новной темы. Строение «Искусства фуги» глубоко продуманно и характеризу­ется строгой логикой. Фуги следуют одна за другой по принципу восхождения от простого к сложному. В последней фуге Бах использует тему-монограмму BACH. Но её развитие не завершено, фуга осталась недописанной и так - в не­законченном виде - исполняется и по сей день.

27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?

«Хорошо темперированный клавир» - сборник прелюдий и фуг (два тома) во всех двадцати четырех тональностях, расположенных по хроматическим полу­тонам. Бах писал, что предназначает их «для пользы и упражнения жаждущей учиться молодежи, а также для развлечения тех, кто уже накопил опыт в этом искусстве».

В обеих частях «Хорошо темперированного клавира», созданных в разное время, прелюдии и фуги расположены попарно, «малыми циклами», в хромати­чески восходящей последовательности всех одноименных тональностей - от До мажора (№ 1) до см минора (№ 24) включительно. Такое расположение име­ло для Баха принципиальное значение и глубокий смысл: он первым использо­вал в клавирной музыке все тональности хроматической шкалы в равномерно темперированном строе, закрепив тем самым сохранившийся до настоящего времени в профессиональной музыке принцип деления октавы на 12 равных полутонов. К этому способу темперации в конце XVII - начале XVIII века вплотную подошли А.Веркмайстер и И.Д.Нейдхардт. Одним из первых точный расчет 12-ступеневой темперации произвел М.Мерсенн. «Хорошо темпериро­ванный клавир» Баха был первым гениальным художественным опытом во­площения принципа равномерной темперации.

Каждый из двух томов ХТК содержит по 24 самостоятельных двухчастных цикла (прелюдия и фуга) во всех мажорных и минорных тональностях: Бах как бы уравнивает в правах и широко распространенные тональности и редко ис­пользовавшиеся в исполнительской практике его времени тональности с боль­шим количеством знаков. Пьесы «Хорошо темперированного клавира» обоб­щают жанровое и эстетическое содержание музыки Баха, являясь своеобразной «энциклопедией» баховского творчества.

Благодаря глубине и разнообразию содержания, исключительному мастер­ству полифонического искусства прелюдии и фуги ХТК представляют собой образцы высшего художественного совершенства. И в наше время они остают­ся непревзойденными шедеврами полифонического письма, изучение которых является обязательным для любого музыканта.

Основу соотношения прелюдии и фуги составляет контраст свободной им-провизационности в прелюдии и строгой, построенной по правилам полифо­нии свободного стиля фуги. Несмотря на жанровую типологичность и единство стиля, каждая пьеса «Хорошо темперированного клавира» образно индивиду­альна, а форма ее обладает неповторимо-своеобразными чертами. Таких инди­видуально-характерных, художественно убедительных решений в жанре кла­вирной прелюдии и фуги до Баха не достигал никто. Написанные в одной то­нальности, но различные по характеру и фактуре (гомофония - полифония) пьесы то дополняют, то по контрасту резко оттеняют друг друга, выражая в та­ком сочетании различного, иногда даже противоположного, одну общую по­этическую идею.

В XX веке идею сочинения полифонических пьес во всех тональностях по­вторили Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), П.Хиндемит (фортепианный цикл «Ludus tonalis» - «Игра тональностей», состоящий из Прелюдии, 12 фуг, разделенных интермедиями, и Постлюдии), Р.Щедрин и С.Слонимский.

Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении). Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем. Идею темперации до Баха творчески поддержали и другие музыканты, например, Пахельбель, Маттезон, но баховское решение этой художественной задачи стало уникальным по мастерству и вдохновению. ОБЪЯСНИТЬ СУТЬ СТРОЯ.

ХТК. Появление I-го тома «ХТК» относится к 1722 году, II-го – к 1744; оба тома содержат произведения разных лет.

В обеих частях «ХТК» прелюдии и фуги расположены попарно «малыми циклами» (прелюдия и фуга в одной тональности) в восходящей последовательности по хроматической гамме.

Как и в органном творчестве Баха, в «ХТК» представлен устойчивый тип полифонического цикла, в котором обе части взаимно оттеняют друг друга. Свободному развёртыванию в прелюдии противостоит строго упорядоченный принцип развития в фуге.

Прелюдии

В эпоху Баха понятие прелюдийности было связано с «предварительной игрой», то есть исполнением импровизационного вступления к чему-то более значительному. Поэтому жанру прелюдии в целом не свойственна строго определённая форма; господствует свободное развёртывание материала, фигурационная разработка одного тематического «ядра» (отсюда – характерное для многих прелюдий сохранение единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда). Нередко находят применение и полифонические приемы.

И прелюдии, и фуги «ХТК» исключительно многообразны как в образном, так и в композиционном плане. Среди прелюдий встречаются токкаты органного типа (с-moll, Es-dur), скрипичные импровизации (D-dur), народно-жанровые танцы (Аs-dur), «арии» (es-moll, cis-moll, f-moll, g-moll), пасторали (E-dur), пьесы типа трио для двух солирующих голосов и basso continuo (h-moll). Многие прелюдии напоминают инвенции – 2х-голосные (Cis-dur, F-dur, a-moll, fis-moll) и 3х-голосные (E-dur, gis-moll, A-dur, H-dur).

По форме прелюдии объединяются в 2 группы:

  • свободно развивающиеся при «текучей» фактуре (например, прелюдии C-dur, c-moll, D-dur). Для них характерна импровизационность, особенно в заключительных разделах (свободные пассажи, смены темпа, речитативы – они создают перелом в плавном мелодическом развертывании).
  • подчиненные принципу старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll).

Фуги


Фуги также свидетельствуют о неисчерпаемой творческой фантазии Баха. Каждая из них имеет свое собственное «лицо», которое определяется темой, ее характером, способом ее развития, количеством голосов и их взаимодействием.

Есть фуги, насыщенные стреттными проведениями темы (C-dur, cis-moll, d-moll, es-moll, g-moll, b-moll); в других фугах стретты вообще отсутствуют (c-moll, D-dur, B-dur, h-moll).

В некоторых фугах очень важную роль играют интермедии (например, c-moll, D-dur), в других интермедий нет совсем. Классический пример безинтермедийной фуги – C-dur.

Интересна работа Носиной – «Музыкальная символика Баха». Там она опирается на концепцию Болеслава Леопольдовича Яворского (музыковед, пианист и педагог): обобщенное музыкальное толкование образов и событий Священного Писания.

Современникам Баха его музыка читалась как понятная речь, ее смысл проявлялся в устойчивых мелодических оборотах, связанных с выражением душевных движений, или с мелодиями протестанских хоралов и через них – с мыслями, образами и сюжетами Священного Писания.

Его инструментальные сочинения представали не как произведения чистой музыки, они были наполнены конкретным образным, психологическим, философско-религиозным содержанием.

Устойчивые мелодические обороты – интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи составляли основу муз языка Баха. Владение этим языком позволяет раскрыть те эзотерические (тайные послания, которыми наполнены его сочинения). И такая система символов опирается на основы музыкальной культуры барокко – музыкальная риторика и протестанский хорал.

Музыкальная риторика. Риторика – наука об ораторском искусстве. Оказывает сильное влияние на музыку уже с 16 века, выявляя ее коммуникативные возможности. Свойства риторических фигур ярко проступали в вокальной музыке – и это естественно: смысловую нагрузку брал на себя текст. В инструментальной же музыке – сложнее: здесь фигуры должны были выступать как экспрессивные приемы с закрепившейся за ними более-менее определенной семантикой. Т.е. фигуры становились главным строительным материалом, из которого складывались произведения.

Такие фигуры: circulatio – вращение, fuga – бег, catabasis/anabasis – нисхождение (символика печали, умирания, положения во гроб)/восхождение.

Подражание человеческой речи: interrogation – вопрос (восходящая секунда), exclamatio – восклицание (восходящая секста). Особенно привлекали композиторов такие выразительные фигуры, как suspiratio – вздох, passus duriusculus – хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страданий.

Их он использует в кантатах. Ораториях, мессах.

Протестанский хорал

Жизнь и творчество Баха сязаны с протестанским хоралом и по его вероисповеданию, и по деятельности в качестве церковного музыканта. С хоралом работает в самых разных жанрах.

Хоралы пелись протестанской общиной, входили в духовный мир человека как естественный, органично вросший в психику и сознание элемент мироощущения. Все люди Германии знали ПХ наизусть – Пх настолько прочно ассоциировался с определенным смыслом, что он мог служить паролем при узнавании единомышленников. При цитировании в инструментальных сочинениях у аудитории возникало сразу несколько ассоциаций: с содержанием хорала, с конкретным библейским эпизодом, с праздником, которому предназначался этот хорал.

И Носина приводит пример общей композиции ХТК с точки зрения его религиозно-философского содержания (концепция Яворского).

Основа – Ветхий и Новый Завет. Все прелюдии и фуги рассматривались Яворским в определенном порядке, им установленном, соответственно их содержанию и хронологии событий, служащих «ассоциативными образами» этого содержания.

Таким образом, Яворский выделяет несколько микроциклов в рамках ХТК. ЧИТАТЬ НОСИНУ.

ПРИМЕРЫ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Прелюдия и фуга C-dur. Ассоциативный образ – «Благовещение». Основа – текст Евангелия от Луки. Архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, это будет Сын Божий и Спаситель.

Звучание прелюдии передает ангельский свет, чистоту и надежду. Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых оказались муз инструменты – лютни.

Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас-средний голос-арпеджированные фигурации, что соответствует трем уровням: земля – человек – небо.

Речитати в конце прелюдии = истолковывается как «слово», «весть».

Фуга.

Теме фуги соответствуют слова Евангелия: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». В основу темы положены начальная строфа хорала Was Gott tut, das ist wohlgetan: Что делает Господь, то во благо.

Ход на кварту в теме – выражает стойкость в вере, принятии воли Бога.

Нисходящий мотив из 3х групп по 4 шестнадцатых соответствует в христианской числовой символике таинству Евхаристии – Святого Причастия (444):

Заключающее восхождение – anabasis – соответствует словам Евангелия: «И отошел от Нее Ангел». В конспектах баховских семинаров есть запись: «Ангел исчезает, дважды оглянувшись на Марию».

Прелюдия и фуга fis-moll, I том. Ассоциативный образ – «Несение креста».

В данном цикле ассоциативным образом прелюдии является «волнующаяся шумливая толпа, издевающаяся над Христом», а образ фуги – несение Иисусом креста на Голгофу и его предсмертное томление. Прелюдия передает яростно бурление толпы (фигура circulatio – вращение), ее изломанная острая интервалика восьмых (saltus duriusculus). Скачки на сексту, септиму, дециму – символизируют неверующих. А. Швейцер называет подобные темы «темой матроса» по Писанию: «Христианин, нетвердый в вере, подобен матросу, ходящему по палубе корабля во время бури». Музыкальная ткань содержит символы нисхождения (положения во гроб); в тактах 14-15 в верхнем голосе проходит символ крестной муки.

Фуга. Эпизод шествия на Голгофу. Тема фуги создает образ, как Христос шел, останавливаясь и падая под тяжестью креста. Она изложена ритмически неровно, с остановками, как походка человека, побуждаемого к движению насильно, идущего поневоле.

Тема содержит символ воскресения – трехкратное восходящее движение в пределах терции, и символ страдания – скрытый хроматизм. Этим передается мысль, что воскресение свершится после долгих мучительных страданий.

Падающие или поднимающие секунды означают у Баха выражение печали (фигура suspiratio – вздохи) и обычно слиговываются им попарно.

В конце противосложения звучит символ предопределения.

Интермедия строится на символах постижения воли Господней (восходящий тетрахорд), положения во гроб (нисходящие звукоряды, catabasis), оплакивания (секундовые задержания в средних голосах).

Дважды тема проходит в обращении. Обращенный символ воскресения, направленный вниз, символизирует смерть.

Первое обращенное проведение темы в высоком регистре – тт 20-23 может означать предсказание грядущей смерти. 2е – в низком регистре тт 32-35 – свершение смерти на земле. Перед ним в т 30 – обращенный символ страстей, означающий искупление. Так выражается идея, что Христос, спася мир, принося ему искупление грехов, сам погибает.

Но последнее проведение темы в основном виде – направленное вверх – несет завершающий смысл воскресения через смерть: «Смертию смерть поправ».

И если отвлечься от символики:

Прелюдия и фуга ре мажор – I том. В цикле D-dur музыка прелюдии отличается легкостью, изяществом, ритмической упругостью, а пышная и величавая музыка фуги выдержана в «театральном» стиле французской увертюры (в теме выделяется размашистый восходящий скачок на сексту и пунктирный ритм, получающие развитие в широких интермедиях). Пышная, величавая музыка фуги выдержана в «театральном» стиле французской увертюры (пунктирный ритм, размашистый восходящий скачок на сексту).

Хорошо темперированный клавир

Титульный лист рукописи

Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК

Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier ), BWV 846-893, - цикл произведений И. С. Баха , состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира , объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название - «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах , касающихся как терций мажорных , так и терций минорных . Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом - в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК .

Первая часть была написана Бахом в г., вторая - значительно позже, в г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

История сочинения

Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене , а вторая - когда Бах служил в Лейпциге . Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии , ни такого количества модуляций , как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов , что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей : первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор , вторые - в до миноре , третьи - в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором .

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор , встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в г. и переиздана в г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада , плюс 5 хоральных ричеркаров . Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» ( г.) Иоганна Маттезона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Значение произведения

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях . (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй .) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй . Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса . Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).

Преимущества строя, использованного в ХТК, заключались в возможности использования модуляций и хроматики без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределами основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма . В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в додекафонии , например, функционально равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века цикл подобных произведений написал Дмитрий Шостакович .

Запись ХТК на клавикорде сделал в 1931-33 годах Арнольд Долмеч . Первая полная аудиозапись ХТК на фортепиано была сделана Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

Символика

Примечания

Ссылки

  • ХТК, I том, BWV 846-869: ноты произведения на
  • ХТК, II том, BWV 870-893: ноты произведения на International Music Score Library Project
  • Анализ прелюдий и фуг из ХТК (англ.)
  • Хорошо темпери́рованный клави́р : Tim Smith / David Korevaar

Категории:

  • Произведения Иоганна Себастьяна Баха
  • Произведения для клавира
  • Музыкальные произведения 1722 года
  • Музыкальные произведения 1744 года
  • Прелюдии и фуги

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ядерная безопасность
  • Реакторная установка

Смотреть что такое "Хорошо темперированный клавир" в других словарях:

    Клавир - Клавир (нем. Klavier): Музыка Общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII XVIII веках. Сокращение слова «клавираусцуг» (нем. Klavierauszug, от Klavier «фортепиано» и Auszug «извлечение»),… … Википедия

    Равномерно темперированный строй - Равномерно темперированный строй музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов (). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с … Википедия

    Равномеpно темперированный звукоряд

    Равномерно темперированный звукоряд - Темперированный строй строй, при котором каждая октава делится на набор одинаковых ступеней. Чаще всего деление происходит на двенадцать ступеней, отстоящих друг от друга на расстоянии хроматического полутона (). Такой строй господствует в… … Википедия

    ХТК - Титульный лист рукописи Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК Хорошо темперированный клавир (нем. Das wohltemperierte Klavier), И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название… … Википедия

    Обращение темы - противодвижение, инверсия (лат. inversio, итал. moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. reversement, нем. die Umkehrung, die Gegenbewegung) полифонич. приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в … Музыкальная энциклопедия

    БАХ - крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные