Кубыз — самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Язычковые инструменты Изобретение губной и ручной гармоники

Язычковые музыкальные инструменты
Язычковые музыкальные инструменты, пожалуй, одна из самых интересных групп музыкальных инструментов. Звук создается при помощи специфического язычка, который на одном конце закреплен, а на другом свободен. Поток воздуха или защемление данного язычка и создает звук. Чтобы понять, что именно это за предметы, стоит представить перед собой такие всем известные язычковые музыкальные инструменты, как баян, губную гармошку, гармонь. Сейчас такие предметы мало используются для создания современной музыки, но стоит отдать им должное - в свое время им не было альтернативы.
Язычковые музыкальные инструменты также могут быть помесью с духовыми или даже клавишными. Саксофон - яркий пример духового язычкового класса, который работает с помощью вдуваемого музыкантом воздуха и язычка, который колеблется именно под его потоком. Там же на поверхности есть клавиши, которые регулируют попеременность необходимых нот. Кларнет, гобой, фагот - все они также относятся к язычковым инструментам. Среди нестандартных можно назвать китайские хулус и бау, а также африканскую калимбу. Есть также самозвучащие, где звук воспроизводится методом натягивания и отпускания того самого язычка.

Духовые язычковые инструменты
Духовые язычковые инструменты являются представителями слияния двух классов. В них звук создается путем попадания воздуха в музыкальный инструмент и колебания язычка под его воздействием. Данный класс можно поделить на две большие группы: обычные (медные) и деревянные. Кларнет, гобой, саксофон и фагот - это представители первой большой группы. Балабан, дудук, шалмей, зурна, тутек и шалюмо созданы из дерева и по своей специфике мало используются для создания классической и современной музыки. Это, скорее, национальные, с этническим окрасом предметы, используемые нашими предками для исполнения песен. Интересен тот факт, что многие современные музыканты, которые овладели искусством игры, скажем, на саксофоне, не умеют играть на губной гармошке или дудке. Все из-за того, что эти инструменты хоть и находятся в одном типовом классе, а имеют разный диапазон звучания и оригинальную технику работы. Мелодии, созданные с помощью вышеописанных музыкальных приборов, нельзя спутать ни с чем другим. Наши предки использовали именно их для оповещения важных новостей, для сопровождения празднеств или важных событий. Саксофон же по праву принято считать королем среди духовых и язычковых музыкальных инструментов, потому как один он породил сразу несколько направлений в музыке.

Язычковые инструменты — высокое искусство музыки в элементарных вещах
Язычковые инструменты представляют собой совокупность предметов, которые воспроизводят мелодию за счет движения и гибкости специальной пластинки (язычка), которая вибрирует из-за потока воздуха или защемления клавиши. К классу язычковых инструментов относятся баяны, гармоники, варганы и губные гармошки. В каждом примере этого типа музыкальных приспособлений есть свои особенности. Например, обычная гармошка, состоит из так называемых "мехов" и специальных планок, которые при определенном положении и нажатии издают звук. Расположение кнопок соответствует определенной ноте, которую нужно воспроизвести.
Язычковые инструменты — это очень оригинальный класс музыкальных приборов. В разные времена они переживали различные уровни популярности. Сегодня язычковые инструменты являются преимущественными в народном творчестве и в некоторых форматах современной эстрады. Хорошо забытое старое — так смело можно называть гармоники и аккордеоны, играть на них сейчас модно и необычно, что позволяет судить об их дальнейшей активной реализации в современной музыке.

К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).

Современные гармони и их усовершенствованные виды - баяны и аккордеоны - имеют одноименные основные детали и узлы.

На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин - правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.

Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.

Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13-17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.

Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.

Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.

Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.

Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.

Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине - басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.

Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот - чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.

От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.

Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными "голосами", обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.

Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания - около трех октав.

Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.

"Венки" характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. "Хромки" пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.

Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.

Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:

♦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А - аккордеон, Б - баян, Г - гармонь;

♦ на втором месте - цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;

♦ на третьем месте - цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;

♦ на четвертом месте - римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;

♦ на пятом месте - дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель - количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте - цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).

В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.

В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.

Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.

В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.

По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.

Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.

Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.

Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.

В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:

1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.

3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) - наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.

4. Оркестровые баяны - пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима - 4 октавы, альт - З1/ 2 октавы, тенор - 3 октавы, бас - 3 октавы, контрабас - 21/ 2 октавы.

5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: "в унисон" и "в разлив". Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.

Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.

Разница между баяном и аккордеоном - в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.

Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.

Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ 2 октав. Настройка язычков "в разлив".

Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 - диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.

К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 - диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 - диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.

К группе язычковых инструментов относятся гармони, баяны и аккордеоны. Источником звука у них служат металлические язычки, укрепленные на планках и приводимые в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами.

Основными частями инструментов являются корпус, гриф с клавиатурой, правая и левая механики, резонаторы с клапанами и язычками - голосами. Корпус состоит из правой и левой коробок, соединенных мехом. В правой коробке размещены клавишный механизм и планки с язычками для проигрывания мелодий; в левой - все те же узлы для исполнения готовых аккордов и басов, необходимых для аккомпанемента.

Гриф с клавитурой установлен в правой коробке корпуса. У гармоней и баянов гриф имеет прорези для клавиш, у аккордеонов он выполняется по типу фортепианной клавиатуры. Клавиши представляют собой рычаги, на одном конце которых укреплена кнопка, другой конец соединен с клапаном, открывающим доступ воздуха к язычкам. Правая и левая механики служат для подъема одного или нескольких клапанов при нажиме на клавишу.

Механика может иметь дополнительные переключатели - регистры, допускающие включение дополнительных язычков, звучащих выше или ниже на определенный интервал, в результате изменяется тембр звучания инструмента.

Резонаторы представляют собой ряд отдельных деревянных камер, закрытых снаружи латунными или алюминиевыми планками. К планкам одним концом прикрепляют металлические язычки из пружинной стали, бронзы или латуни. На каждую камеру резонатора обычно приходится два язычка, работающих попеременно при сжимании и разжимании меха. Парные язычки могут быть настроены в унисон или на различную высоту звучания.

При нажиме на клавишу правой клавиатуры могут звучать одновременно один, два, три и четыре язычка. Соответственно этому различают инструменты одноголосые, двухголосые, трехголосые и четырехголосые.

Язычковые музыкальные инструменты подразделяют на диатонические и хроматические.

Звукоряд диатонических инструментов построен из основных ступеней без промежуточных полутонов (по диатонической гамме). К диатоническим инструментам относятся гармони-хромки, гармони-венки и национальные гармоники - тульские, саратовские, казанские и др.

Звукоряд хроматических инструментов построен по хроматической гамме, что позволяет исполнять на них более сложные музыкальные произведения. К хроматическим инструментам относятся баяны и аккордеоны.

Основные показатели этих инструментов в прейскуранте обозначают условным шифром, где первая цифра - количество клавишей в правой клавиатуре, вторая - количество кнопок в левой, третья - наибольшее количество одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши, четвертая (числитель) - количество регистров в мелодии, знаменатель - в аккомпанементе.

Диатонические гармони предназначены для использования несложных музыкальных произведений.

Гармони-венки имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха.

Гармони-хромки получили большее распространение, высота звука у хромки не зависит от направления движения меха. Выпускаются гармони: Г-23Х12-II, Г-25Х25-III и др.

Баян - хроматический язычковый инструмент, отличающийся от гармони большим объемом звукоряда.

При артикуляции инструмента характеристика показателей его обозначается пятью цифрами, причем количество переключателей указывается пятым элементом. Например, шифр Б-52Х100-III-5 означает: баян, 52 клавиши в мелодии, 100 кнопок в аккомпанементе, трехголосый с пятью регистровыми переключателями.

Аккордеон в отличие от баяна имеет фортепианную мелодийную клавиатуру. Настройка «голосов» производится с «разливом», т. е. с некоторым отступлением от основного тона в сторону повышения.

Аккордеоны выпускают преимущественно трехголосые: А-28Х40-III-2; А-34Х80-III-2, А-34Х80-III-5, А-41Х X120-III-2; А-41Х120-III-5/2; А-41X120-III-7/2.

Язычковые музыкальные инструменты по качеству должны удовлетворять следующим требованиям: голосовые язычки точно настроены, легко возбуждаются при слабом движении мехов, не должно быть излишней утечки воздуха (важно, чтобы соединения резонаторов с декой, соединения мехов с корпусом были герметичными), механизм должен работать легко, плавно и сравнительно бесшумно. От поверхности корпуса требуется, чтобы она была отполирована или облицована художественным целлулоидом, не имела пятен, царапин и других дефектов.

Аккордеоны и баяны выпускают в продажу в индивидуальных футлярах с приложением паспорта и инструкции по пользованию инструментом и уходом за ним. Гармони также выпускают в футлярах, но допускается упаковка их в картонные коробки.

Духовые музыкальные инструменты. Духовыми называются инструменты, у которых источником звука является колеблющийся столб воздуха, вдуваемый исполнителем в канал инструмента. Чем длиннее канал, тем ниже по высоте извлекается звук.

В зависимости от способа извлечения звука и конструктивных особенностей духовые инструменты подразделяют на амбушюрные, лингвальные (язычковые) и лабиальные.

В амбушюрных духовых инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в трубку через воронкообразный мундштук при напряженном положении губ исполнителя. Эти инструменты делятся на сигнальные и оркестровые.

Сигнальные духовые инструменты состоят из трубки и мундштука воронкообразной формы. Из них невозможно извлечь все звуки хроматической гаммы. Их используют для подачи сигналов. К ним относятся горн, фанфара, охотничий и пехотный рожок.

Оркестровые духовые инструменты позволяют извлекать все звуки хроматической гаммы. Из них распространены труба, корнет, альт, тенор, баритон, бас, валторна и цугтромбон.

Труба представляет собой металлическую трубку, согнутую в один оборот. Этот инструмент является самым высоким по звучанию из оркестровой группы и часто используется для сольного исполнения.

Корнет, альт, тенор, баритон, бас устроены по одному принципу. Они отличаются размерами (а следовательно, и высотой звучания), а также внешним видом. Эти инструменты называются еще саксгорнами (труба, расширяющаяся от мундштука капсулообразно по всей длине и у раструба).

Валторна - один из наиболее богатых по звучанию инструментов; представляет собой длинную трубку, свернутую в три оборота и заканчивающуюся широким раструбом.

Цуг-тромбон - дважды изогнутая металлическая трубка с широким раструбом. Отличается от остальных оркестровых инструментов тем, что не имеет вентильной голосовой машинки; для изменения высоты звука служит выдвижная труба (кулиса).

Лингвальные (язычковые) духовые инструменты в качестве возбудителя звука имеют язычок - трость, укрепленную в верхней части инструмента. Лингвальные инструменты могут быть с однолепестковой тростью мундштучного типа (кларнеты, саксофоны) и с двухлепестковой тростью безмундштучного типа (гобой, фагот). Для изменения высоты звука все инструменты имеют рычажно-клавишный механизм.

Кларнет состоит из раструба, нижнего и верхнего колена, мундштука. На мундштуке закреплена однолепестковая трость. Канал инструмента цилиндрической формы, все части инструмента разъемные.

Диапазон кларнета три с половиной октавы, тембр гибкий, выразительный.

Саксофон по характеру звучания занимает промежуточное положение между деревянными и медными (амбушюрными) инструментами. Саксофон состоит из мундштука, мундштучной трубки, корпуса с раструбом и рычажно-клапанного механизма.

На мундштуке укрепляется однолепестковая трость. Различаются саксофоны размером и строем.

Гобой по внешнему виду напоминает кларнет, но отличается от него тем, что имеет канал конической формы и двухлепестковую трость (двойной язычок).

Такое устройство придает инструменту своеобразный, слегка гнусавый тембр.

Фагот в отличие от других деревянных духовых инструментов характеризуется низким тембром. Состоит из двух сложенных вместе колен - деревянных трубок с коническим каналом. В мундштучную часть трубки при игре вставляют изогнутую, металлическую трубочку («эсик»), на конце которой укрепляют двойную трость. Фагот имеет более сложный клапанно-рычажный механизм по сравнению с гобоем.

Лабиальные духовые инструменты произошли от народных дудочек. При игре на этих инструментах, струя воздуха продувается под углом к боковому отверстию - лабиуму. Воздух рассекается об отверстие и приходит в колебание.

К этой группе инструментов относятся флейты, которые представляют собой трубку, состоящую из головки и среднего и нижнего колен. В головке сбоку расположено отверстие для вдувания воздуха. Флейты характеризуются высоким холодным тембром звучания.

Запасными частями и принадлежностями к духовым инструментам являются мундштуки, трости, подушки для клапанов, мундштучные машинки, колпачки, сурдины.

Основные требования к качеству духовых инструментов: точность строя, правильное действие голосовой машинки или клапанно-рычажного механизма, тщательность обработки и отделки.

Как видим, классификация инструментов на виды и семейства подсказывается особенностями их конструкции и способа звукоизвлечения. Если у свистящих в основе заложен свисток, то у язычковых специальные пластинки - «язычки», двойные или одинарные. Именно такой пищик в виде сдвоенного язычка мы смастерили в течение нескольких секунд на стебле одуванчика. Пищиком в народных духовых инструментах может служить и береста, и тонкие пластинки из тростника, гусиного пера или бамбука и из некоторых других издающих звук тонких материалов, например, пластмассы.

Вдуваемая струя воздуха встречает на своем пути тонкий язычок и стремится его либо отогнуть, либо вогнуть, в зависимости от его положения. Упругий язычок стремится занять первоначальное положение. Возникает колебание, язычок звучит, а находящийся в раструбе столб воздуха резонирует, усиливая этот звук. Типичный и самый распространенный инструмент этого семейства - жалейка.

Жалейка

В коротенькой новелле из книги «Над Истермой» поэт В. Боков описывает свою встречу с пастухом у себя на родине в деревне.

«...На кусту бузины, под которой теплился костер, я увидел жалейку.

Сыграйте!

Он взял жалейку и заиграл. В мелодии слышалось что-то дикое, тоскливое, первобытное.

За рекой на поле колхоза «Марат» поднялась высокая фигура пастуха. Дикие, тоскливые звуки полились и оттуда. Два человека долго объяснялись между собой.

Ай, как душевно поговорили, - сказал «мой» пастух, закончив игру».

В этом непритязательном рассказе все образно и верно! И то, что пастухи играли душевно, тоскливо, и что от музыки этой «лесом пахнет».

Конечно же, название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания).

Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них.

На рисунке приведены размеры жалейки в строе соль мажор с пониженной VII ступенью, то есть фа вместо фа-диез.

Этот инструмент также сконструирован Н. 3. Кудряшовым и имеет ряд новшеств по сравнению со старинными народными жалейками. Главное из них - в способе крепления пищика. Он должен быть тонким (несколько десятых долей миллиметра, наподобие лезвия бритвы), ровным и гладким. Ориентировочные размеры его указаны. Пищик крепится к специальной голосовой трубке (мундштуку), одним открытым концом вставляемой в основную трубку жалейки. Мундштук изготовляется из дерева. Верхний его конец глухой, а вдоль самого мундштука делается прямоугольный узкий срез, который должен быть на 2-2,5 мм уже ширины пищика. В этот срез должна быть видна внутренняя полость трубки. Длина среза должна точно соответствовать длине пищика. Срез идет от верхнего конца инструмента и заканчивается прямоугольным порожком, в который упрется, положенный на него пищик.

На рисунке видно, что в самой верхней части мундштук срезан с небольшим закруглением, что создает между ним и лежащим сверху пищиком небольшую зону, в которой пищик может колебаться.

Обычно пищик привязывался нитками поблизости от входа мундштука в основную трубку. Кудряшов предложил крепить его при помощи колечка, полученного из полихлорвиниловой изоляционной трубки (кембрика), имеющейся под руками у каждого электрика. Прогрессивность этого новшества не столько в надежности и чистоте самого крепления, сколько в другом, более важном вопросе. Чтобы жалейка имела вполне определенный заданный строй, пищик сам по себе, без резонатора, должен извлекать основной звук этого строя (например, соль в соль мажоре). Раньше приходилось долго биться над его размерами, чтобы получить искомый тон. Теперь для этого достаточно передвижением трубчатого колечка изменить величину колеблющегося конца пищика, и строй его станет другим. Такие изменения можно произвести в пределах кварты. Это значит, что при помощи найденного простого приспособления не только облегчается нахождение необходимого тона, но и появляется возможность его замены, а следовательно, и изменения в случае надобности всего строя жалейки. Для современной музыкальной практики это немало.

Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй (в пределах 1/2-1/4 тона), и наоборот. Этим пользуются народные исполнители для выравнивания строя при игре или для подлаживания к певцам.

При скреплении отдельных деталей жалейки рекомендуем пользоваться современной (цветной) изоляционной лентой. С ее помощью легко утолщать концы сочленяющихся трубок, заделывать трещины и т. д. Рог приклеивается техническим клеем типа БФ 6, суперцемент и др. Мундштук лучше всего закрепить силой трения. Для того чтобы случайно не повредить пищик, на мундштук надевается специальный колпачок из камышовой, деревянной или картонной трубки.

Известны и до сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые так же, как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом.

Волынка

Что ты тянешь волынку? Не волыниться!

Разве не употребляем мы этих и им подобных выражений и сейчас? Имеют ли они что-либо общее с всемирно известным музыкальным инструментом?

Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах - пищик типа свирели; в России, как правило, - типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бур-донов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления - Волыни - области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси. Эту область населяли волыняне, восточнославянское племя, жившее там, в IX-XI веках. Тем не менее, в самой Украине, Молдавии и Польше этот инструмент называется козой (по происхождению меха), в Белоруссии и некоторых русских областях - дудой.

Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства ее всюду один. Даже в большинстве местных названий волынки заложены одни и те же слова: «мешок» и «гудеть», «играть». Сравните, например, английское название волынки bagpipe (бэг - мешок, пайп - игра, свирель), немецкое Sackpfeife (зак - мешок, пфайфе - дудка), французское cornemuse (старинная свирель), голландское dudelsack (дудящий мешок) и т. д.

При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Мех наполняется воздухом через клапанную трубку, и под его напором пищики начинают звучать. Звук у волынки непрерывный: при перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Первые сведения о волынке в России относятся к XVI-XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках.

Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже - у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.

Сурна

История музыки знает случаи самых различных взаимовлияний и взаимопроникновений инструментов разных народов, особенно соседствующих в географическом отношении. Одни инструменты, например струнные, родились и развивались в разных частях света независимо друг от друга. Другие, наоборот, бесспорно, были заимствованы у народов с более древней цивилизацией. Именно к такого рода инструментам принадлежит сурна, близкая к закавказскому духовому инструменту зурне и по названию, и по устройству, и по звучанию.

Сурна, иногда называемая сурьмой или сурепкой, делалась обычно из карагача (южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Этот инструмент регулярно упоминается в письменных исторических памятниках, начиная с XIII века, но никаких достоверных описаний, рисунков и тем более подлинных экземпляров его не сохранилось. Если исходить из аналогии сурны с восточной зурной, до сих пор бытующей у народов, населяющих Кавказ и прилегающие к нему районы, то это деревянная трубка с несколькими игровыми отверстиями, небольшим коническим раструбом и двойным, реже одинарным, язычковым пищиком. Некоторые исследователи народных музыкальных инструментов утверждают, что сурна - амбу-шюрный инструмент (см. следующую главу), а возможно и амбушюрно-язычковый. 6 частности, на изображенной на рисунке русской сурне (инструменте терских казаков) играли двояким способом: как на амбу-шюрном и как на язычковом.

Язычок жалеечного типа находился в мундштуке в специальной трубочке. Звук у сурны резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе, вплоть до царствования Петра I, заменившего в военных оркестрах все национальные инструменты западными, медными. Постепенно сурна почти вышла из употребления, может быть отчасти потому, что постоянно упоминалась в царских и церковных указах в числе запрещенных, и народ вынужден был заменить ее другими инструментами, подобными ей, но с другими названиями. Очень похожа на сурну, в частности, поныне существующая брёлка.

Брёлка

Это один из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства язычковых. Представляет собой как бы промежуточную разновидность жалейки и сурны. Трубка его почти прямая, постепенно расширяющаяся к конусообразному раструбу. Язычок двойной, как у гобоя. Отсюда близость звука к последнему. По существу, это и есть маленький гобой народного происхождения. Во всем остальном (по количеству отверстий, строю, техническим и динамическим возможностям) брёлка сродни своим предшественникам.

Предполагают, что брёлка появилась в Тверской губернии и получила столь малопонятное наименование от местного названия ивы - бредины, из которой она изготовлялась.

На рисунке даны размеры сопрановой соль-мажорной брёлки. На ней играл бывший артист оркестра хора им. Пятницкого В. Воронков. Корпус его инструмента выточен на токарном станке из самшита и состоит из двух половин, вставляющихся одна в другую. Воронков использовал в своей практике обычные гобойные трости, которые делал сам или покупал в музыкальных магазинах. Звук его инструмента нежный и красивый в протяжных мелодиях, острый и задорный в быстрых, плясовых. Для изменения строя применяются специальные колечки или воск (см. главу о свистящих инструментах).

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Существует три вида кубыза

§ Рамочный — язычок вырезается внутри «пластинки-щепки», что обеспечивает более надёжную конструкцию, но затрудняет прямой доступ исполнителя к язычку инструмента. На пластинке с двух сторон крепятся верёвочки: одна для держания инструмента, а другая для ритмичного подёргивания, в результате которого язычок начинает вибрировать и появляется звук. (К таким видам варганов можно отнести башкирский агас-кубыз, кыргызский жигач-ооз-комус и т.д)
В процессе игры изгибается сама рамка, которая в последствии заставляет вибрировать язычок. (К таким видам варганов относятся вьетнамский данмои, китайский коусян, камбоджийский и филипинский бамбуковые варганы и т.д) прим. «варган-щепка» нередко использовался в качестве детской игрушки.

Кубыз Вахитова - Гибрид №1 (КТ9) http://khomus.ru/market/index.php?SECTION_ID=323&ELEMENT_ID=7183#start

§ Пластинчатый — как правило изготавливается из архаичных материалов: дерево, кость, по традиционным технологиям. Без знания этих технологий сделаный инструмент не будет звучать. В последнее время пластинчатые варганы стали изготавливать из разных металлов: сталь, латунь. Упругий металл предпочтительней для изготовления пластинчатых варганов, так как он обладает лучшими аккустическими качествами. Вероятно, сдерживающим фактором в использовании металла был его недостаток в некоторых культурах Сибири. Но при определённом достатке металл мог применяться для ритуальных варганов, а в наши дни и для песенных. Показательным примером является коллекция пластинчатых варганов из металла, которая найдена археологами в Северном Приуралье — в зоне исторического расселения югорских этносов. Эта коллекция датируется XI-XVвв., т.е. периодом, когда здесь жили южные манси [Казаков, 1977; Головнев, 1998; Напольских, 1998]. Следовательно, находка археологов свидетельствует о том, что в XI-XV вв. у народов Югры варган являлся важным ритуальным предметом, но отнюдь не игрушкой, на изготовление которой можно было израсходовать столь ценный в то время металл. Встречается пластинчатый варган в пяти регионах Сибири: северо-восточный, юго-восточный, западный, северо-западный, юго-центральный и центральный. Пластинчатый варган у тувинцев (юго-центральный район) уникален, и исторически связан с культурными традициями североенисейских этносов. У народов Енисея следует прежде всего обратить внимание на мифологический статус инструмента. У кетов и югов пластинчатый варган пымель, изготавливаемый из берёзы либо мамонтовой или медвежьей кости, является инструментом Кайгуся — покровителя всех животных [МС, 1991, с. 270; Атлас МИН, 1963, с. 147; 1975, с. 193] Кайгусь имел облик медведя и играл на щепе, торчащей из ствола поваленной берёзы. Считалось, что таким образом медведь-хозяин подражал голосам «рыб, зверей, птиц». Он научил охотников с помощью этого жужжащего инструмента собирать зверей. У кетов и югов охотники перед промыслом играли на пымеле и «собирали» рыб, зверей и птиц. [Алексеенко, 1988, с. 19-20]

Тувинский хомус

§ Дуговой — имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплён язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла. Подразделяются на кованные, полукованные и гнутые.

· кованные — форма корпуса варгана выковывается в том виде, в котором и будет использована.

· полукованные — выковывается заготовка, которую в последствии изгибают, придавая необходимую форму.

· гнутые — берётся металлический прут (проволока) и изгибается до требуемой формы.

1.Кубыз (щипковый музыкальный инструмент)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные