Греческие ораторы. Обучение ораторскому искусству

Демосфен (384-322 гг. до н. э.) – выдающийся оратор Древней Греции. Среди всех ораторов Древнего Мира ему не было равных. Второе место по ораторскому мастерству занимает Цицерон . Даже этот выдающийся древний римлянин не смог превзойти жителя древних Афин, поражавшего людей своим красноречием, основанным на убежденности и вере в правоту тех слов, которые он говорил. Целых 40 лет греки восторгались словесным мастерством своего соотечественника, но конец этого незаурядного человека был печален. Он погиб, защищая свободу и независимость любимых Афин.

Два великих оратора: Демосфен (слева) и Цицерон

Краткая биография Демосфена

Родился будущий выдающийся оратор в 384 году до н. э. в афинском деме (пригороде) в 11 км от центра Афин. Отца звали так же как и сына. Он был богатым человеком и занимался изготовлением и продажей оружия. По словам Эсхина (оратор Древней Греции, вошедший в десятку лучших аттических или афинских ораторов), мать Демосфена Клеобоула имела скифское происхождение. Но данное утверждение по сей день оспаривается специалистами.

Когда мальчику было 7 лет, отец умер. Но богатый родитель позаботился о будущем сына. Он оставил ему наследство в 14 талантов, что в наши дни соответствует 11 млн. долларов. Но так как наследник был малолетним, то ему назначили трёх опекунов – Демофонта, Афобуса и Серипидиса. Однако эти люди оказались чрезвычайно недобросовестными. Пока мальчик рос, они растратили деньги и присвоили его имущество. У достигнувшего совершеннолетия будущего выдающегося оратора остались лишь небольшой дом, 14 рабов и половина таланта серебром.

В 20-летнем возрасте Демосфен подал в суд на своих опекунов. Судебная тяжба длилась 5 лет. И всё это время будущий оратор защищал себя сам, произнося речи. В конце концов, суд признал ущерб в 10 талантов, но пострадавший получил лишь незначительную часть от этой суммы.

Что касается личной жизни, то наш герой был женат один раз. Имя этой женщины неизвестно. До наших дней дошла лишь информация, что она была дочерью известного и уважаемого гражданина Афин. В этом браке родилась дочь, но умерла она в молодом возрасте, не успев даже выйти замуж.

Обучение ораторскому искусству

В то далёкое время в Афинах пользовались огромным уважение люди, умевшие красноречиво говорить. Такие граждане помимо уважения ещё и хорошо зарабатывали, произнося речи в интересах каких-то групп людей или защищая кого-то в суде. Показать своё красноречие мог любой на народных собраниях, куда приходили все жители города. Но помимо умения произносить речи, ценились также манера говорить, жесты, мимика, убеждённость в своей правоте. То есть это было целое искусство, а оценивал ораторское мастерство весь народ.

Будущий выдающийся оратор с детских лет мечтал овладеть умением убеждать людей словом. Но когда он впервые выступил на народном собрании, то его осмеяли за неотёсанный стиль изложения, длинные предложения и слабую аргументацию. Юноша в расстроенных чувствах покинул экклесию (афинское народное собрание), но один старик взял его за руку и сказал, что у него очень хорошая дикция. В другой раз, опять же осмеянный, он возвращался домой полностью подавленный, но актёр по имени Сатирус пошёл за ним и завёл дружескую беседу.

Демосфен обучался ораторскому искусству, произнося речи на берегу бушующего моря

Будучи мальчиком, Демосфен имел дефект речи, слабый голос, а когда говорил, то возникала одышка. Поэтому наш герой разработал целую программу, чтобы преодолеть данные ему от природы недостатки. Чтобы чётко и ясно произносить слова, он набирал в рот морские камушки и говорил на берегу моря, обращаясь к бушующим прибрежным волнам, забирался на высокую скалу и громко читал стихи. У мальчика от рождения непроизвольно поднималось плечо. И он, произнося речь в комнате, вешал над собой острый меч. Когда плечо уходило вверх, то остриё меча пронзало его. Было очень больно, но неприятный для глаз людей недостаток очень скоро исчез.

Упорного юношу заметил оратор Калистрат, чрезвычайно популярный в то время в Афинах. В последствии его учителем стал Исей Афинский. По другой версии он обучался у знаменитого афинского ритора Исократа. Молодой человек также получил философские знания у Платона и Аристотеля. Но, согласно Плутарху, основным учителем нашего героя был Исей Афинский и скорее всего потому, что у Демосфена не было достаточных средств, чтобы заплатить за обучение Исократу. Исею же было заплачено 10 тыс. драхм, и тот помог достигшему совершеннолетия юноше подготовить первые судебные речи против алчных опекунов.

Политическая деятельность

Чтобы зарабатывать на жизнь, Демосфен занялся юридической практикой. Он выступал в судах в качестве защитника, а также писал речи для других людей, чтобы те использовали их в частных судебных исках. Предполагается, что он помимо всего прочего преподавал риторику и приводил своих учеников в суд. Но когда занялся политикой, то оставил юридическую практику.

Выдающийся оратор стал полноправным гражданином Афин в 366 году до н. э., когда ему исполнилось 18 лет. В 363 и 359 годах до н. э. он занимал должности в триерархии (государственное учреждение), где отвечал за оснащение трирем (трирема – морской корабль в Древней Греции).

Первую политическую речь Демосфен произнёс в 354 году до н. э. В ней он ратовал за реформу афинского флота. Затем последовали другие выступления и многие из них были направлены против Еввула. Тот считался одним из самых авторитетных афинских граждан и с 355 по 342 гг. до н. э. распоряжался городскими финансами. В своих речах выдающийся оратор призывал к активному сотрудничеству со Спартой и Фивами и поддерживал демократическую фракцию во внутренней политической борьбе.

Начиная с 352 года до н. э. политическую деятельность Демосфена можно охарактеризовать как противостояние македонскому царю Филиппу II . Тот поставил перед собой цель захватить и покорить всю Грецию. Выдающийся оратор охарактеризовал его как злейшего врага Афин, и что он так же опасен как царь Персии. Речи против Филиппа Македонского получили название филиппики .

Демосфен произносит речь на народном собрании в Афинах

Македонский царь где силой, а где хитростью подчинял себе греческие города и неуклонно двигался на юг Пелопоннеса. Он использовал подкуп, находя таким способом себе сторонников в греческих полисах. Коварный царь приобрёл себе союзников и в Афинах. Во главе этих людей встал оратор Эсхин. Но наш герой, благодаря своему ораторскому таланту и честности, сумел поднять против Филиппа всю Грецию.

Было собрано войско, которое изгнало македонцев с Эвбея. За это выдающемуся оратору возложили на голову золотой венок на празднике в честь бога Диониса. Однако междоусобная Третья Священная война дала возможность македонцам оккупировать город Элатею в Фокиде. В августе 338 года до н. э. состоялась битва при Херонее. В ней сошлись македонское войско и объединённая армия греческих городов-государств. Филипп II в этом сражении наголову разбил противника.

Независимость Древней Греции оказалась под угрозой. Но македонский царь повёл себя как благородный победитель. Он отпустил пленных и выдал родственникам тела убитых. Это подкупило афинян, но только не выдающегося оратора. Тот продолжал обличать Филиппа II и приобрёл могущественных врагов в Афинах, получивших от македонского царя хорошие деньги. Неуёмная деятельность Демосфена стала их раздражать, но за оратора вступился простой народ. И тот произнёс очередную яркую речь, совершенство которой признал даже Эсхин.

В 336 году до н. э. Филиппа Македонского убили, и власть перешла к его сыну Александру Македонскому . Для греческих городов это событие стало возможностью восстановить полную независимость. Однако новый молодой македонский царь повёл себя быстро и решительно. Он подавил восстание в Фивах, а от афинян потребовал выдачу Демосфена. Но те отправили посольство к грозному и энергичному царю во главе с Фокионом. Тот уговорил Александра проявить милосердие, и выдающийся оратор остался в родном городе.

Однако он ничуть не изменил свои взгляды в отношении Македонии и продолжил нападки на тех, кто выступал за союз с Александром Македонским. Все его речи в этот период являлись вершиной ораторского искусства. Никто впоследствии не смог превзойти его в мастерстве убеждать словом. Однако нашлись люди, которые сумели, выражаясь современным языком, подставить выдающегося оратора. Его обвинили в сокрытии суммы в 20 талантов, которые до этого принадлежали Гарпалу – казначею Александра Македонского. Выдающегося оратора приговорили к огромному штрафу и посадили в тюрьму. Но тому удалось выбраться из узилища и сбежать из Афин.

Случилось это в 324 году до н. э., а в следующем 323 году до н. э. Александр Македонский умер. Демосфен тут же вернулся в родной город и был с триумфом встречен жителями. Выдающийся оратор опять начал ратовать за свободу Афин, но наступила уже эпоха эллинистических государств . Вся реальная власть сосредоточилась в руках Антипатра. Его Александр Македонский оставил наместником, когда отправился покорять Азию.

В августе 322 года до н. э. состоялась историческая битва при Краннове. Она стала заключительным этапом Ламийской войны (323-322 гг. до н. э.), в которой греки пытались освободить свои земли от господства Македонии. Битву Антипатр выиграл и двинулся со своим войском к Афинам. Сторонники македонцев во главе с оратором и политиком Демадом предложили афинянам на народном собрании приговорить Демосфена и его сподвижников к смерти.

Выдающийся оратор Древней Греции умирает, приняв яд

Понимая нависшую над городом угрозу, жители поддержали Демада, и выдающийся оратор вынужден был вновь бежать из Афин. Он укрылся на острове Калаурия (современный Порос) в храме Посейдона, который давал людям неприкосновенность. Однако воины Антипатра окружили храм, и Демосфен, понимая, что дни его сочтены, принял яд. Произошло это трагическое событие 16 октября 322 года до н. э. Так закончил свои дни самый выдающийся оратор Древнего Мира. Позже афиняне поставили памятник своему кумиру возле храма, а память об этом человеке пережила тысячелетия.

Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Установление же демократических форм жизни способствовало его развитию. Поэтому красноречие наивысшего расцвета достигло в Афинах и в городах Сицилии. Следуя принципам риторики, греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижениями.

Самым выдающимся деятелем в области разработки греческой ораторской прозы был уроженец Сицилии софист Горгий, современник Еврипида и Геродота . Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого он должен очаровать аудиторию особыми ораторскими приемами, которые теперь принято называть «горгианскими фигурами». Сюда относятся метафоры, звуковые повторы и антитетически построенные фразы, когда одна половина фразы противопоставляется другой; при этом соблюдается особая симметрия: количество слов и. их расстановка в обеих частях фразы должны быть одинаковы.

Влияние теории Горгия распространилось на все виды греческой ораторской прозы: на судебное, торжественное и политическое красноречие.

Оратор Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий .

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины ; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе , и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Оратор Демосфен

(384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Оратор Демосфен

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин . В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке» , завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого . В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии , и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей»
(пер. М. Е. Грабарь-Пассек).

Слово из 5 букв, первая буква - «Е», вторая буква - «В», третья буква - «Б», четвертая буква - «У», пятая буква - «Л», слово на букву «Е», последняя «Л». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно - Укусит! Ясно? Показать ответ>>

Лежит Егор под межой, Накрыт зелёной фатой. Показать ответ>>

Лежит замарашка В щетинистой рубашке. Хвост крендельком, Нос пятачком, Ничем не больна, А всё стонет она. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Шерлок Холмс шел по улице.И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: - Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит: - О, милая что с тобой случилось??? И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: - Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?

Демосфен - древнегреческий оратор и риторик, мастерство и острота мысли которого до сих пор приводятся в пример современным политикам и адвокатам. Этот человек собственной биографией доказал, что целеустремленность и терпение позволяют преодолеть любые преграды: Демосфен справился не только со стеснительностью, но и с заиканием. Даже такие вещи, казалось бы, несовместимые с ораторским искусством, не помешали этому человеку добиться успеха.

Детство и юность

Будущий оратор родился, предположительно, в 384 году до нашей эры, в Верхней Пеании, что неподалеку от Афин. Отец Демосфена, в честь которого и был назван сын, владел собственной оружейной фабрикой. Семья Демосфена не бедствовала и даже имела некоторое количество рабов. Мать будущего риторика звали Клеовула.

К сожалению, в детстве Демосфену пришлось столкнуться с людской жадностью и несправедливостью жизни. Именно эти события позже повлияли на выбор жизненного пути Демосфена. Дело в том, что мальчик рано потерял отца. Однако Демосфен-старший позаботился о детях (у Демосфена была сестра) и о жене. Мужчина оставил крупную сумму денег друзьям, которых попросил опекать свою семью.

Но опекуны оказались беспринципными людьми: прикарманив деньги и приданое, они отвернулись от жены Демосфена-старшего и детей. Несмотря на столь неприятные события, Демосфен посещал школу и получил хорошее образование. А главной мотивацией для молодого человека стала мысль о справедливом наказании нечестных опекунов.

Риторика

Примечательно, что обида, нанесенная Демосфену опекунами, не ожесточила сердце молодого человека, однако внушила будущему оратору острое чувство «законности» - так Демосфен называл справедливость, которую полагал важнейшей добродетелью. Чтобы добиться этой законности по отношению к обидчикам, юноша постепенно начал упражняться в ораторском искусстве.


Кроме того, едва достигнув 18-летия, молодой человек нанял известного в то время оратора Исея, чтобы тот обучил его премудростям аттического права и красноречию, столь необходимому в судебных делах.

Таким образом, процесс тяжбы с неудавшимися опекунами оказался для Демосфена лучшей школой риторики. Жизнь юноши, в отличие от дней его сверстников, была наполнена упорным трудом. Демосфен развивал речь, дар убеждения и укреплял веру в собственные силы.


Дополнительная сложность для молодого человека заключалась во врожденном дефекте речи: Демосфен заикался (по другим сведениям - картавил). Но и с этой преградой удалось справиться: ежедневно юноша упражнялся произносить речи с камушками во рту и таким образом избавился от недостатка.

Вскоре Демосфен настолько поднаторел в ораторском искусстве и знании законов, что к нему начали обращаться люди с просьбами выступить адвокатом. Демосфен начал помогать другим разрешить те или иные проблемы, пользуясь собственным красноречием.


Через некоторое время Демосфена стали почитать как лучшего ритора. Сам оратор позже напишет, что главным оружием умелого оратора являются не четкое произношение, грамотная речь и убедительные аргументы. Каждый оратор, по мнению Демосфена, прежде всего должен обладать благородством и нравственностью, только тогда его могущество сравнится по силе с мощью вооруженного войска.

Собственным принципам Демосфен следовал неуклонно: оратор не стремился к личной выгоде, а также не боялся осуждения или неудовольствия власть имущих. Демосфен высказывал то, что считал справедливым, стремясь к «законности» в каждой мелочи.


Не обошлось в жизни оратора и без недоброжелателей. Некий Мидий, обеспеченный человек и друг нечестных опекунов Демосфена, постоянно пытался помешать оратору, замышляя мелкие и крупные пакости. Мидий оскорблял оратора, очернял Демосфена в глазах народа и даже подкупал судей. Доходило до того, что противник Демосфена испортил праздничные одежды оратора, подготовленные для торжественной речи.

Но даже такие обиды и нападки не заставили Демосфена отступиться от собственных принципов: оратор не отвечал обидчику самостоятельно, а требовал законного разбирательства в суде.

Личная жизнь

О личной жизни оратора Демосфена сохранилось мало сведений. Известно, что риторик был женат на афинянке. Первый ребенок Демосфена, девочка, умерла в младенчестве. Позже жена подарила оратору двух сыновей.

Смерть

Жизнь Демосфена пришлась на тяжелое для Греции время: страна страдала от нападок Македонии и постоянно подвергалась нападениям. Демосфен, воспользовавшись даром убеждения, пытался склонить людей к мысли о том, что разрозненные греческие полисы должны сплотиться в борьбе с врагом.


Отчасти оратору удалось добиться желаемого: часть полисов действительно объединились против Македонии. Однако таковых оказалось слишком мало, и греческое войско пало в очередной битве. Власть перешла в руки македонцев, которые наводили собственные порядки. Несмотря на это, Демосфен продолжил выступать с речами против захватчиков.

Разумеется, македонцам не понравился непокорный оратор-вольнодумец. Демосфену вынесли смертный приговор. Великий риторик попытался избежать печальной участи и покинуть столицу, однако, не успел. Демосфена схватили, но мужчина в один момент ухитрился на мгновение вырваться из рук стражи и принять смертельный яд.

Мужественному оратору установили памятник неподалеку от храма Посейдона. Кроме того, старшему сыну Демосфена пожаловали привилегию не платить налоги. Таким образом афиняне почтили память человека, которого не сломила даже смертельная опасность.

Демосфена зачастую сравнивают с другим древним оратором - . В «Сравнительных жизнеописаниях» подчеркивал, что Демосфена отличала прямолинейность и честность, в то время как Цицерон старался быть более гибким и менее категоричным в суждениях.


Сейчас сохранившиеся речи Демосфена остаются наглядным материалом, по которому можно судить о нраве и культуре Греции того времени, а также об ораторском искусстве и законах, принятых в те далекие годы.

  • «Олинфская Первая»
  • «Олинфская Вторая»
  • «Первая речь против Филиппа»
  • «Вторая речь против Филиппа»
  • «О делах в Херсонесе»
  • «О распределении средств»
  • «О симмориях»
  • «О свободе родосцев»
  • «За мегалопольцев»
  • «О договоре с Александром»
  • «За Ктесифона о венке»
  • «О преступном посольстве»
В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные