Презентация на тему: Древние Греция и Рим. Эллинистическая цивилизация презентация к уроку по истории (10 класс) на тему Рим и эллинистический мир краткое содержание

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.





















1 из 20

Презентация на тему: Древние Греция и Рим

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Греция Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад Рим Царский период (середина VIII ст. до н. э. - 510 г. до н. э.) Республиканский (510-30 гг. до н. э.) Императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.) Этапы Истории

№ слайда 3

Описание слайда:

Коротко об истории Греции На первом Крито-Микенском или Элладском этапе носители греческого языка – ахейцы только начинают заселятся на территории Балкан У них преобладают родоплеменные отношения, их главное занятие введение сельского хозяйства. В конце этого этапа у них начинает формироваться письменность. Полисный этап подразделяется на 3 стадии: Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.).

№ слайда 4

Описание слайда:

Гомеровский период характеризуется переходом родоплеменных отношений в раннеклассовые. Но еще больше этот период характеризуется неизвестностью, т.к. почти единственным источником информации о нем являются поэмы Гомера, которые долгое время считались литературным мифом. Исходя из поэм в этот период шла война между ахейцами (греками) и троянцами. Люди того времени славились военными подвигами и свято верили в своих богов

№ слайда 5

Описание слайда:

Архаический период(VIII-VI вв. до н. э.) Началом периода принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характеризуется тремя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческо цивилизации: Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского море. Развитие товарного производства и значительное увеличение количества рабов-чужеземцев, перенаселение полисов 2. Оформление полиса как особого типа общины. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Формируются 2 типа полисов: торгово-ремесленный (Афины) и аграрный (Спарта) 3. Переход от бронзы к железу Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём.

№ слайда 6

Описание слайда:

Развитие производства как предпосылка кризиса В сознании народа начинают зарождаться противоречия: свободный – раб богатый – бедный община - личность Развитие товарного производства и экономический подъем были напрямую связаны с развитием рабства Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) - правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Происходит социально-экономическое расслоение В связи с этим происходит усиление политической борьбы между родовой знатью и свободными гражданами Выделение личности из общины проявляется в особенностях литературы того времени

№ слайда 7

Описание слайда:

«Сам я кончины зато избежал. И пуская пропадает мой Щит. Не хуже ничуть новый могу я добыть» Архилох VI век до н.э. На смену героическому времени темных веков, описанных в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера, приходит лирическое время, наполнено интимными переживаниями и раздумьем. Представителями лирического жанра были Архилох, Сапфо, Алкей, Алкман и др. Примечательно что в эллинистическое время, время когда собственно и наступил кризис, именно канон лирических поэтов (VI-IV века до н.э.) был оценен как достойный изучения Литература Архаики

№ слайда 8

Описание слайда:

Греческая наука Девиз – «Знания радии знания!» Большая склонность к теории. Греческие мыслители пренебрегали практическим применением, считая это уделом не свободных. Открытия в математике, физики, механики – служили либо делу разрушения: военные машины и орудия, либо средством развлечения: механические изделия на сценах театров. И лишь в последнею очередь для облегчения производительности труда. В итоге разрыв между духовной и материальной культурой

№ слайда 9

Описание слайда:

Наука vs Религия Наука, со своими законами, закономерностями и изобретениями сильно влияла на представления людей о сущности мира и его процессах. Причем как положительно, вдохновляя и облегчая жизнь, так и отрицательно подрывая прежние ценности, обычаи и верования. Поэтому в 433-432 гг. до н. э афинским прорицателем Диопифом, приверженцем старины и врагом «софистических» нововведений был предложен закон об судебной ответственности за «непризнание признанных богов и введение новых божеств». Именно по этой статье был осужден Сократ в 399 г. до н.э.

№ слайда 10

Описание слайда:

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством - Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.) – поражение Афин Общий итог ослабление всех греческих полисов. Война, подорвала экономический и политический потенциал Эллады Расцвет экономики и культуры греческих полисов в V в. до н.э. Победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).

№ слайда 11

Описание слайда:

Кризис полиса - IV век до н. э. Особенностью кризиса в являлось то, что он происходил в условиях экономического подъема. Богатства скапливались в основном в руках неграждан - метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством. В ряде полисов установилась тирания. Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь. Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса становится наемничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной. Главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе. $

№ слайда 12

Описание слайда:

Ослабленные полисы войной между собой, потерей национального единства – разобщенности общества стали легкой добычей Македонского царства Филиппа II в 338 г. до н. э. Затем под предводительством сына Филиппа Александра Македонского (336-323 г. до н.э.) Греко-Македонская государство расширит свои границы и утвердится как мировая держава Эллинизм За счет еще большего расширения границ, еще большего расслоения общества настроения жителей будет характеризоваться индивидуализмом и космополитизмом. Городское хозяйство постепенно начинает приходить в упадок еще при Александре, при нем же нормы и идеалы античной Греции распространяются по всему миру но не в Греции. После смерти Александра начнутся интриги и войны за престол и раздел империи. В 146 г. до н.э. Римская империя нанесет очередное поражение Ахейскому союзу и подчинит Грецию

№ слайда 13

Описание слайда:

Римская империя на пути к господству Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. А римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. Но уже в 287 до н. э. борьба плебеев с патрициями закончится в пользу первых. Это приведет к к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, сословие плебеев, перестало отличатся от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии

№ слайда 14

Описание слайда:

Рим – мировая держава, Рим – разлагающиеся Республика После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро. Но расширение границ, увеличение власти, богатств, проникновение других культур (эллинистических), увеличение численности населения, в основном за счет рабов и иностранцев неизбежно подрывает прежние ценности и стандарты. Так было с Грецией, так стало с Римом Сами Римляне того времени чувствуя перемены в обществе не в лучшую сторону «забили тревогу» развивая – теорию «упадка нравов»: «Валерий Максим говорил, что склонность к менее строгому образу жизни стала проявляться после второй Пунической войны (201 г.) .Ливий считал, что возвращавшееся из Азии оккупационное войско (187 г.) занесло с собой в Рим привычку к расточительности. Полибий, рассматривал исчезновение древней скромности и бережливости как следствие войны с Персеем (168 г.). Посидоний начинал период упадка с разрушения Карфагена (146 г.), и в этом ему следовал Саллюстий. Таким образом, датировка начала упадка нравов, даваемая самими римскими авторами, колеблется между 290 г. и 146 г».

№ слайда 15

Описание слайда:

Теория упадка нравов Деятельность «Цензора» с 182 г. до н.э. Катона старшего: политическая программа основывалась на борьбе против «новых гнусностей» (nova flagitia) и на восстановлении древних нравов; На первом месте стояли, несомненно, такие, занесенные якобы с чужбины в Рим пороки, как корыстолюбие и алчность (avaritia), стремление к роскоши (luxuria), тщеславие (ambitus). Проникновение хотя бы только этих пороков в римское общество было, по мнению Катона, главной причиной упадка нравов. Интересы, которые берут верх над интересами гражданскими, общественными. Письма Саллюстия к Цезарю (прим. исторически спорный момент) Наиболее подробно тема упадка нравов развивается у Саллюстия. Он констатирует прежде всего развращенность народа, а затем слабость, бессилие сената. Утеря земельных участков была первым толчком, который вызвал в дальнейшем разложение народа. Выделяет 2 основных порока, которые развиваются в римском обществе: жажда власти - ambitio и страсть к деньгам - avaritia Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.

№ слайда 16

Описание слайда:

Кризис полиса Причиной кризиса древнеримской морали был кризис полиса, а «упадок нравов», ломка традиций, отход от древних норм и устоев - лишь неизбежным следствием. Немыслимо управлять огромным государством и осуществлять в нем не только свое материальное, но и духовное превосходство, основываясь на моральных критериях и нормах, сложившихся в маленькой городской общине и рассчитанных именно на членов этой замкнутой общины. Кризис полиса и нравов – падение Республики: «противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянство; нобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились».

№ слайда 17

Описание слайда:

Падение Республики I в. до н. э. Захват власти диктатором и тираном Суллой 82-79 г. до н.э. Введение проскрипции – охота за «врагами народа» и вознаграждения за их головы – доносы, убийства, наживание одних за счет смерти других 2. Восстание Спартака 75-71 гг. до н. э Восстание рабов-гладиаторов жаждущих свободы и справедливости 3. Юлий Цезарь с 46-го по 44 годы до н. э. заложил принципы диктатуры в Римской республике, ставшие основой для возникновения Римской империи, которая фактически оформилась при правлении наследника Цезаря - Октавиана Августа.

№ слайда 18

Описание слайда:

Империя интриг После заговора и убийства Цезаря, за престол завязалась вечная борьба За звание первого императора собирали войска, плели интриги приемный сын Цезаря – Август Октавин (слева) и бывший соратник Цезаря Марк Антоний (справа). По подобному сценарию история империи развивалась впредь до ее распада на Восточную и Западную части

№ слайда 19

Описание слайда:

Кризис III века н.э. Кризису предшествуют постоянные сменяющиеся императоры, набеги варваров, гражданская война 193-197 гг. и коррупция Военный блок: Демографический кризис. Нежелание служить в армии – молодые люди отрубали большой палец правой руки. Империя и завоевания предков больше не вдохновляли Крупные землевладельцы также не хотели отдавать свою рабочую силу на государственную службу Экономический блок: Упадок среднего землевладения. Дробление крупных владений и передача их в аренду. Высокая стоимость налогов на перевозки продукции приводит к разрыву связей между отдельными провинциями Разрушение денежной системы. Так в Римской Британии доходит до того что деньги полностью теряют значимость и торговые отношения начинают ввестись по средством бартера.

№ слайда 20

Описание слайда:

В кризисе Римской империи ее дальнейшего распада английский историк 18 века Э. Гиббон называет 5 причин: 1. Разрушение института семьи 2. Ослабление чувства личной ответственности 3. Непомерные налоги 4. Стремление к гедонизму 5. Упадок религии В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима

Тема: Античность. Урок 2. Эллинистический мир.
Конспект урока
Тип урока: комбинированный.


Формируемые универсальные учебные действия:
понимать роль и значение патриотизма в истории древнегреческих полисов; оценивать значение
древнегреческой философии для становления философского мировоззрения, попытки решения
этических вопросов;
выполнять практическую работу на основе сопоставления различных источников информации;
заполнять и анализировать таблицу, раскрывающую взгляды древнегреческих философов Сократа,
Платона и Аристотеля;
участвовать в коллективном обсуждении значения эпохи Александра Македонского как первого
столкновения Востока и Запада, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
ставить учебную задачу.
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний:
1. Дайте общую характеристику античности. Где и когда впервые появились античные
государства?
2. Охарактеризуйте полис как гражданскую общину.
3. Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема урока Эллинистический мир. (запись в тетрадь).
Слайд 2. Создание эллинистического мира связано с деятельностью
выдающейся исторической личности. Ему принадлежат слова: «Удача
сопутствует храбрым». А вот небольшой отрывок современного поэта
Александра Дыбина:
Я Бог в Египте. Царь я в Персеполе.
Покорен мне священный Вавилон.
Почти весь Мир в моей державной воле,
И до Небес возносится мой трон!
Моя фаланга царства сокрушает;
Свет Разума повсюду я несу;
И судьбы Мира навсегда решают
Слова мои ­ лишь их произнесу!
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Как вы думаете, кто этот выдающийся человек, чья деятельность станет сегодня предметом
обсуждений?
Слайд 3.Александр Македонский первым попробовал объединить в единое целое мир Востока и
мир Запада. Удалось ли ему это сделать? Выясним сегодня на уроке.
Цель урока: выяснить и оценить значение эпохи Александра Македонского с точки зрения первого
столкновения Запада и Востока.
Слайд 4. План урока:
1. Личность и походы Александра Македонского.
2. Эпоха эллинизма.
Слайд 5. 1.Личность и походы Александра Македонского.
К IV в. до н.э. полисная система Греции вступает в полосу серьёзного кризиса. Назовите
основные причины кризиса полисной системы.
(Примерный ответ: Полисная система ценностей определяла занятия, «недостойные» граждан:
∙ ремесленное производство∙ финансовые операции ∙ ростовщичество ∙ торговля ∙ эксплуатация
серебряных рудников в Лаврионе. Эти занятия стали уделом метеков – чужестранцев. Занятия
«недостойные», но очень доходные. Богатства скапливались в руках неграждан (метеков и
вольноотпущенников), все большее число граждан беднело. Чтобы избежать обнищания, они стали
продавать свои земли, происходило постепенное увеличение земельных владений неграждан.
Таким образом, был нарушен важнейший принцип полисной системы ­ земельная собственность
перестала быть связанной с гражданством. Усиливается противостояние «новых богатых» и
беднеющих граждан, происходит упадок ополчения, развивается наёмничество. А в это время
греческие полисы ведут постоянные войны между собой (Пелопоннесская война, Союзническая
война).
Слайд 6. Ослаблением греческих полисов воспользовался Филипп II, когда в 358г. до н.э.
провозгласил себя царем. Просмотр анимационного фрагмента «Возвышение Македонии,
завоевания Александра Македонского».
Слайд 7 . Задание: прочитайте п. 3,5 § 5 , раздел «Мнение ученого» с.67­68.
Заполните таблицу «Оценка деятельности Александра Македонского».
+
­
Кто победил в столкновении Запада и Востока? (приведите аргументы).
Слайд 8. Проверка выполнения задания.
«Оценка деятельности Александра Македонского».
+
­
гибель
рабство,
Опустошение,
людей, целых племен
Держава
военным
была
объединением, не имела единой
экономической базы

Уничтожение изжившей себя державы Ахеменидов
Распространение новых форм социальных отношений и
греческой культуры на новые регионы
Основание новых городов – центров политической и
экономической жизни
Проложены новые пути сообщения,
судоходство, развитие экономики, торговли
Распространение греческого языка, системы образования
Основание библиотеки, Мусейона в Александрии
Развитие научных знаний, их отделение от философии
Расцвет монументальной архитектуры, скульптуры
Появление новых философских концепций и
школ(неоплатонизм, неопифагорейство)
расширилось

Трансформация религиозной жизни, разрушение греческого пантеона восточными богами
Появление новых религиозных сект, близких к христианству
Слайд 9. Ответ на поставленные вопросы, на мой взгляд, не может быть однозначным.
Если считать, что в столкновении Запада и Востока победил Восток, то можно привести следующие
аргументы:
 Превращение Александра в восточного владыку:
 Требование всеобщего поклонения
 Утверждение восточного дворцового церемониала
 Обожествление Александра
 Утрата полисами независимости, превращение в часть эллинистической монархии
 Вторжение восточных богов в греческий пантеон, его трансформация
(демонстрация фидеофрагмента «Вавилон при Александре»)
Слайд 10.
Если считать, что победил Запад, то можно привести следующие аргументы:
Расширение рамок греческого мира
Распространение классического рабства


 Активизация экономики, расширение торговых связей
 Строительство новых городов эллинистического типа
Слайд 11. 2.Эпоха эллинизма.
Однако правильнее было бы считать, что столкновение Запада и Востока представляло собой
попытку синтеза – этнического, политического, культурного, религиозного. Походы Александра
положили начало эпохе эллинизма.
Задание: Прочитайте п 4.§ 5. Выпишите характерные черты эпохи эллинизма.
Слайд 12. Проверка выполнения задания.
Характерные черты эпохи эллинизма:
 Форма государства – эллинистическая монархия:
 Соединение греческих и восточных принципов госуправления и политической жизни
 Преобладание одного из них в зависимости от традиций региона
 Сильная власть монарха при подавлении свободы подданных
 Поддержка хозяйственного развития и торговли
 Стремление к расширению территории
 Строительство новых городов
Слайд 13. Домашнее задание:
§ 5 п. 3­5, конспект
Презентация*
Колосс Родосский – одно из чудес света.
Военный гений Александра Македонского.

Предмет : история.

Тема урока : Рим и эллинистические государства.

Класс : 5.

Цели урока :

Предметные : обеспечить усвоение материала о завоеваниях древних римлян; научить делать выводы об особенностях превращения Рима в великую средиземноморскую державу.

Метапредметные : продолжить формирование умений учащихся структурировать учебный материал, работать с различными источниками, сравнивать

Личностные : научить давать и объяснять нравственную оценку действиям римлян на покорённых ими территориях.

Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева. – М.: Баласс, 2012. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

После победы над Карфагеном Рим начал борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья.

Посмотрите на карту на стр. 222.

Какие государства являются самыми крупными?

Давайте с вами узнаем, какие мнения и факты высказывают историки о завоеваниях римлян.

Открываем с. 221, читаем разговор

Археолога и Источниковеда.

Какое мнение высказывает Археолог о римлянах-завоевателях?

Какое мнение высказывает Источниковед? Какими фактами он подтверждает свое мнение?

Какое возникает противоречие между мнениями Археолога и Источниковеда?

Давайте попробуем сформулировать проблему сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

Записывает сформулированный вместе с учениками вопрос на доску.

Читают диалог.

Работают с картой.

Македонское, Сирийское, Египетское.

Археолог считает, что римляне

были завоевателями, даже в своих

молитвах они просили у богов о расширении подвластных им земель.

В войнах они отстаивали независимость и честь своего народа. По сообщению Плутарха в 196 г. до н.э. грекам было объявлено «сенат римский и консул Тит Квинций Фламинин, разбив македонского царя Филиппа, дают независимость греческим городам, освобождают от гарнизонов и податей с правом самоуправления».

Вместе с учителем формулируют вопрос, записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Определять проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Владеть смысловым чтением.

4. Анализировать (выделять главное).

5. Сравнивать объекты по заданным критериям.

6. Делать выводы.

7. Составлять таблицы.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Личностные УУД

1. Оценивать действия римлян.

II . Планирование деятельности .

Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?

Высказывают точки зрения (нужно узнать цели, которые преследовали римляне в завоеваниях, какие государства были завоеваны).

III . Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Прочитайте 1-й абзац из п. 1 на

с. 221–222 и запишите в тетрадь цели завоеваний.

Мы с вами выяснили, что новые завоевания давали римлянам власть,

богатство и земли.

А сейчас давайте проследим хронологию завоеваний римлянами Македонского царства.

Для этого вам необходимо сейчас при помощи учебника (с. 222-224) составить таблицу «Завоевание Римом Македонского царства».

Один из учеников рассказывает о событиях, опираясь на таблицу. Остальные – следят по карте на стр. 222.

Работают с учебником, записывают цели завоеваний в тетрадь.

Составляют таблицу.

Слушают, работают с картой.

IV. Выражение решения проблемы .

Какой ответ на вопрос к сегодняшнему уроку вы можете дать?

Примерный вывод по проблеме:

Римляне являлись завоевателями,

так как подчинили власти всё Средиземноморье, установив на этих землях свои порядки.

Записывают вывод в тетрадь.

V. Применение нового знания .

Почему Риму удалось овладеть Восточным Средиземноморьем?

Справедливо ли римляне поступили с Карфагеном, Коринфом?

Высказывают различные версии.

VI. Домашнее задание .

Параграф 36, пересказ.

Параграф 37, ответить устно на вопросы (вспоминаем то, что знаем).

Записывают в дневник.

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

$PEKO-
^//атинский
Кабинет
USEUM
Iraeco-
^ATINUM
VI. KASHCHEYEV
THE HELLENISTIC
WORLD AND ROME
елэ
WAR, PEACE AND DIPLOMACY
220-146 B.C.
MUSEUM
GRECO-LATINUM
MOSCOW, 1993
В.И.КАЩЕЕВ
эллинистический
МИРИРИМ
ВОЙНА,МИР И ДИПЛОМАТИЯ
в 220-146 годах до н.э.
ГРЕКО-ЛАТИНСКИИ КАБИНЕТ
Ю.А. ШИЧАЛИНА
МОСКВА. 1993
ББК 63.3(0)322
К31
Кащеев В.И.
Эллинистический мир и Рим: Война, мир и
К31 дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.:
Греко-латинский кабинет, 1993 . - 374 с.
В книге рассматривается напряженный и драматический
период в истории Восточного Средиземноморья - завоевание
эллинистических государств Римом. Перед читателем предстает эпоха
грандиозных войн и интесивной дипломатической деятельности.
Показана специфика войны как основного средства
межгосударственных отношений, военная организация Рима и
эллинистических государств, различные средства и методы дипломатии,
элементы международного права, отдельные аспекты идеологии и
религии. Автор рассматривает дипломатические представления того
времени и тенденции развития римско-эллинистических
отношений в свете важнейших нравственных ценностей эллинов и римлян.
Рецензенты:
кафедра истории древней Греции и Рима
Санкт-Петербургского государственного университета (зав.
кафедрой - доктор исторических наук, профессор Э.Д.
Фролов);
доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев;
доктор исторических наук, профессор А.С. Шофман
Под редакцией доктора исторических наук,
профессора В.Г. Боруховича
тг 0503010000-004 г.
К С05(03)-93 Без объявл
ISBN 5^87245-007-9 О В.И. Кащеев, 1993
ПАМЯТИ ОТЦА
ИВАНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАЩЕЕВА
... Где найти человека столь
легкомысленного или нерадивого, который не
пожелал бы уразуметь, каким образом и
при каком политическом устройстве почти
весь обитаемый мир оказался менее чем за
пятьдесят три года под единой властью
римлян? Никогда раньше не было ничего
подобного.
Полибий 1.1.5
Когда сильный с оружием охраняет
свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и
победит его, тогда возьмет все оружие его,
на которое он надеялся, и разделит
похищенное у него.
Евангелие от Луки. 11.21-22
Суд же состоит в том, что свет
пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет
и не идет к свету, чтобы не обличились дела
его, потому что они злы, а поступающий по
правде идет к свету, дабы явны были дела
его, потому что они в Боге соделаны.
Евангелие от Иоанна. 3.19-21
Щ&^^И^И
Конец III - первая половина II вв. до н. э. -
время великих перемен в истории античного мира: в
противоборстве сошлись эллинистический мир и Рим,
древнегреческая цивилизация и цивилизация римская,
встретились две во многом отличные одна от другой
культуры; результаты этого противоборства изумили не
только современников, к коим принадлежал Полибий,
но и историков последующих эпох. Многие из них
попытались дать свой ответ на тот вопрос, который был
поставлен Полибием: «Каким образом и при каком
политическом устройстве почти весь обитаемый мир
оказался менее чем за пятьдесят три года под единой
властью римлян?». Но проходило время, и к этому
вопросу исследователи возвращались вновь: не потому
ли, что в прошлом, как в зеркале, каждая эпоха
пытается увидеть свой облик?
Начальная временная граница исследования -
220 г. до н. э. В этот период произошли изменения в
политической жизни крупнейших эллинистических
государств (почти одновременно сменились правители в
Сирии, Египте и Македонии), и у римлян
складываются более регулярные и тесные отношения с
государствами эллинистического мира. Не случайно основное
свое повествование Полибий начинает именно с этой
даты. В качестве конечного временного рубежа можно
было бы избрать 168 г. до н. э. - год завершения
Персеевой войны, краха Македонской монархии и по-
8
ПРЕДИСЛОВИЕ
литического поражения Селевкидов1, ибо на этой дате
первоначально предполагал остановить свое
повествование древнегреческий историк. И все же вернее для
этой цели взять 146 г. до н. э. - год римских побед
над карфагенянами и Ахейским союзом, год
разрушения Карфагена и Коринфа, когда римлянами в
международных отношениях Средиземноморья была
поставлена точка над «i».
Таким образом, хронологические рамки этого
исследования (220 - 146 гг. до н. э.) совпадают с
временными границами, которые окончательно
выбрал Полибий для своей «Всеобщей истории» -
наиболее важного и ценного источника для реконструкции
взаимоотношений эллинистических государств в Риме.
Из множества проблем экономической,
политической, социальной и духовной жизни народов
Восточного Средиземноморья я избрал лишь одну -
межгосударственные отношения2. При этом сложный
спектр взаимоотношений эллинистических государств
и Рима в области идеологии и религии затрагивается
лишь постольку, поскольку они имеют
непосредственные связи с политической сферой: в войне и
дипломатии. Этим объясняется и то, что роль идеологии,
пропаганды и религии во взаимоотношениях государств
Восточного Средиземноморья не раскрывается здесь
глубоко и детально, но лишь намечена в общих
чертах. А значение экономических факторов3 или, к
примеру, Олимпийских игр2* в международных отношени-
1 Ср., например: Klose P. Die volkerrechtliche Ordnung der helle-
nistischen Staatenwelt in der Zeit von 280 bis 168 v. Chr. Miinchen,
1972.
Ср.: Жигунин В.Д. Международные отношения
эллинистических государств в 280 - 220 гг. до н. э. Казань, 1980.
3 См.: Larsen J.A. Roman Greece // An Economic Survey of
Ancient Rome. Baltimore, 1938. Vol. 4. P. 259-498.
4 См., например: Bengtson Η. Die Olympischen Spiele in der An-
tike. Zurich; Stuttgart, 1971. S. 83ff.
9
ПРЕДИСЛОВИЕ
ях эллинистического мира не затрагиваются вообще:
это хорошие сюжеты для специальных работ. Здесь же
прежде всего рассматриваются формы
межгосударственных отношений и дипломатии^, поэтому средства и
методы внешней политики эллинистических государств
и Рима исследуются не сами по себе, а в контексте
нравственных ценностей эллинов и римлян.
Период становления Римской
Средиземноморской державы - это время, когда возникло тесное
единство народов и государств всего
Средиземноморья: на Западе и Востоке. Это единство, замеченное
еще Полибием, стало предметом его историописания.
Однако я, работая над книгой, сознательно оставил в
стороне вопрос о роли Карфагена в международных
отношениях средиземноморского региона в конце III
- первой половине II вв. до н. э. как потому, что
римско-карфагенские связи - это тема
самостоятельного исследования6, так и потому, что
взаимоотношения Карфагена и эллинистических государств в
рассматриваемый период неудовлетворительно
представлены в наших источниках. Основной акцент в работе
сделан на межгосударственных отношениях в
Восточном Средиземноморье7.
^ Ср.: Gruen E.S. The Hellenictic World and the Coming of Rome.
Berkeley; Los Angeles; L., 1984. Vol. 1-2.
" Об основных трудах по этой проблеме см.: САН. 2nd ed. Vol. 8.
Cambridge а.о., 1989. P. 558-560.
" В книге я опираюсь на некоторые материалы и выводы ранее
опубликованных своих статей: 1) Первая римско-македонская
война в интерпретации английских и американских антиковедов //
ΑΜΑ. 1986. Вып. 6. С. 42-57; 2) Лозунг освобождения греков в
межгосударственных отношениях Восточного Средиземноморья
(III - II вв. до н. э.) // ΑΜΑ. 1990. Вып. 7. С. 41-50; 3)
Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и
современных авторов // ΑΜΑ. 1990. Вып. 8. С. 44-52; 4) Полибий и
внешняя политика Рима в конце III - первой половине II вв. до
н. э. // Из истории социально-этических и политико-правовых
идей. Саратов, 1990. С. 44-51; 5) Посредничество и арбитраж во
10
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я сердечно благодарю профессора Ф.У. Уолбан-
ка (Кембридж), который не только отредактировал
английский текст резюме, помещенного в книге, но и
помог решить финансовые проблемы ее издания; без
его трудов, советов и личного участия эта монография
никогда не увидела бы свет.
Выражаю признательность рецензентам:
коллегам, работающим на кафедре истории древней Греции
и Рима Санкт-Петербургского университета, в первую
очередь заведующему кафедрой профессору Э.Д.
Фролову и доценту А.Б. Егорову, профессору Казанского
университета А.С. Шофману и, в особенности,
профессору А.И. Зайцеву (Санкт-Петербург), чьи
доброжелательные замечания и пожелания способствовали
улучшению книги. Моя благодарность - научному
редактору профессору Саратовского университета
В.Г. Боруховичу, а также доценту Т.П. Кац
(Саратов), давшей ценные советы при подготовке рукописи
к печати.
Кандидат исторических наук И.Х. Гарипзанов
(Казань) и доцент Л.Р. Ротермель (Омск)
предоставили мне возможность познакомиться с рукописями
их диссертаций, посвященных вопросам английской,
американской и германской историографии
античности. СВ. Васильев (Саратов) взял на себя решение
некоторых технических вопросов, связанных с изданием
книги, и (совместно с Д.Е. Лукониным) прочел
корректуру. Л.С. Образцова (Москва) и К. Траншел (Ча-
пел-Хилл, Сев. Каролина) внесли важные
исправления в корректуру резюме на английском языке.
М.Ю. Неборский (Москва) оказал мне помощь в
составлении указателей. Всем им я искренне благодарен.
Хочу выразить благодарность тем, кто мне
помогал: в Казанском университете - коллегам и друзьям
из научного семинара "Античный понедельник", в Са-
взаимоотношениях эллинистических государств и Рима // Из
истории античного общества. Нижн. Новгород, 1991. С. 38-49.
11
ПРЕДИСЛОВИЕ
ратовском университете - коллегам по кафедре
истории древнего мира, в Москве - работникам
редакционного отдела Греко-латинского кабинета. Я глубоко
признателен профессору Ю.А. Шичалину (Москва),
великодушно согласившемуся издать мою книгу.
В. Кащеев
Февраль 1993 г.
@X^fN©
ΦΦΦΓΓΊΦΦΦ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
1. Полибий: История и политика
Полибий - писатель, заслуживающий
величайшего доверия.
Тит Ливии. История Рима. 30.45.5
Победоносные войны и успешная
дипломатическая деятельность Рима в конце III - первой половине
II вв. до н. э. всего лишь за несколько десятилетий
существенно изменили характер международных
отношений во всем Средиземноморье, оказали сильное
влияние на судьбы многих государств и народов
античного мира. Будучи свидетелем побед римского
оружия, Полибий попытался понять и объяснить сложные
взаимосвязи различных государств в этот период и
создал принципиально новое по типу историческое
повествование, воплотившееся в его «Всеобщей
истории»1. Римские историки со времени Фабия Пиктора,
О формировании исторической и политической концепции По-
либия см.: Erbse Η. Zur Entstehung des polybianischen Geschichts-
werk // Rheinisches Museum. 1951. Bd. 94. S. 157-179; Fritz K.v.
The Theory of the Mixed Constitution in Antiquity: A Critical Ana-
13
ПОЛИБИЙ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
преследуя свои политические и личные цели, каждый
по-своему освещали римскую внешнеполитическую
историю; по понятным причинам они имели доступ к
такой информации, которую нельзя найти у Полибия.
Критически проанализированный, этот материал
может быть использован современными исследователями
римской истории. И тем не менее, именно Полибиево
описание является базовым для реконструкции
внешней политики Рима в Восточном Средиземноморье.
Жизненный путь и сочинения. Полибий родился
в 208 г. до н. э.2 в Мегалополе в хорошо известной
семье (его отец Ликорта был даже стратегом А

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные