Правила складирования различных грузов и способы их штабелирования. Способы формирования штабелей различных грузов, габариты штабелей, величины проездов Как перемещать груз уложенный в высокий штабель

Штучные грузы , перевозимые в таре или без упаковки, складируются в портах в крытых складах или на открытых площадках в штабеля определенных форм и размеров. Штабель груза формируется в зависимости от того, как поступает груз, - поштучно или в пакетах. Территория в крытом складе или на открытой площадке, предназначенная для складирования груза, должна быть очищена от мусора, подъезды к площади должны быть свободными. Независимо от вида покрытия площадки или пола склада все грузы должны быть уложены на подтоварники - сухие деревянные доски, щиты, бруски, бревна и др. Размеры, форма и высота подтоварников определяются специфическими особенностями груза, сроком его хранения и состоянием складской площади.При поступлении в порт каждая партия груза хранится отдельно одна от другой. Штабеля формируются повагонно или поконосаментно, формы и размеры их определяются особенностям» груза и размерами складских площадок в порту. Во все случаях складирования должна быть обеспечена возможность проверки состояния всего груза и подхода к любому месту штабеля, соблюдены правила пожарной безопасности и требования безопасности труда.В крытых складах расстояние между штабелями и стенками склада составляет 0,7 м; между штабелями груза - не менее 2 м; ширина поперечных и продольных проездов принимается 3,5 м для проезда погрузчиков; магистральные проезды между группами штабелей - 6м. Высота складирования груза зависит от прочности тары, способа производства работ и допускаемой нагрузки на пол склада. При ручной укладке грузов высота штабеля обычно составляет 1,75-2 м, при механизированной - 3,5-5 м.

Формирование и разборку штабеля с использованием крана при нахождении портовых рабочих на штабеле следует производить послойно по всей его площади, причем в зависимости от рода груза и вида упаковки допускаются следующие углубления: для мешковых грузов - до 1,5 м; киповых (кроме каучука) - до 1 м; каучука - до 4 кип (по высоте штабелирования); мелких ящичных грузов - до 1,2м; крупногабаритных ящиков - 1 ящик; катно-бочковых грузов - 1 место; грузов в пакетах - 1 пакет.

При складировании штучных грузов следует выбрать конструкцию штабеля, определить его габариты и взаимное расположение штабелей на складской площади. Для решения этих вопросов необходимо знать характер упаковки груза, особенности счета грузовых мест, влажность воздуха и состояние самого груза. Штабель ящичных киповых грузов состоит из стопок, рядов и ярусов (рис. 20). Грузовые места одинаковой формы и размеров, уложенные одно на другое по вертикали, составляют стопку штабеля, расположенные по длине - его продольные ряды, а по ширине - поперечные. Горизонтальный слой штабеля, ограниченный высотой грузовых мест, представляет собой ярус или слой.

Генеральные грузы правильной геометрической формы при поштучном складировании укладывают в штабеля прямой кладки (ровными рядами), т.е. грузовые места одинаковых размеров укладывают так, что каждое вышележащее место совпадает с местом, лежащим ниже.В высоких штабелях из-за непрочности тары или неправильной укладки грузовых мест возможен обвал. Во избежание этого необходимо крайние ряды штабелей укладывать с небольшим уклоном к середине, для чего под них подводят призматические прокладки либо делают «перевязки» рядов штабеля через два-три яруса досками толщиной 2,5 см. При отсутствии прокладок штабеля выкладывают уступами или со смещением к центру штабеля на половину грузового места.При формировании штабеля для обеспечения большей прочности грузы укладывают крест-накрест, обратной кладкой, тройником или пятериком. Грузы в неисправной таре следует складировать только в специально отведенных местах отдельными штабелями высотой в один ряд или пакет.Поштучное складирование груза имеет ряд недостатков: участие большого числа рабочих в складских операциях, большая трудоемкость перегрузочных работ, непродолжительный срок службы тары и значительные потери груза из-за многочисленных перевалок. При пакетном складировании эти недостатки устраняются.Формировать грузы в пакеты на плоских поддонах можно различными способами. Процесс складирования выполняется машинами. Пакеты в складе устанавливаются по высоте до четырех ярусов. Если поддоны загружены легким грузом и их грузоподъемность используется неполностью, можно устанавливать пакеты в пять ярусов высотой штабеля до Для устойчивости штабеля пакеты необходимо укладывать уступами. Складирование мешковых грузов. При складировании мешковых грузов мешки укладывают в закрытых сухих и чистых складах отдельно от грузов, обладающих специфическим запахом. Допускается хранение мешковых грузов на открытых площадках, но при этом обязательно укрывать штабеля брезентом. Во всех случаях штабеля формируют на подтоварниках.Укладка в штабель мешковых грузов ведется следующими способами: прямой кладкой; со смещением на пол мешка, начиная с высоты штабеля; обратной кладкой, или крест-накрест; клетками - тройником, пятериком, колодцем. Укладка колодцем обеспечивает хорошую вентиляцию груза и применяется, если груз в мешках влажный и есть опасность его согревания и порчи. С развитием пакетных перевозок портами предложены различные способы формирования мешков в пакеты на плоских поддонах и в строп-контейнерах. В зависимости от размеров мешков на поддоне можно разместить 15- 60 мешков в 3-8 ярусов. На поддоне мешки располагаются двойкой, тройником вперевязку, четвериком, пятериком вперевязку, шестериком вперевязку, восьмериком вперевязку. Аналогично могут быть сформированы пакеты в строп-контейнерах. В штабель такие пакеты укладываются по высоте в 3-4 яруса.Складирование ящичных грузов. Условия хранения грузов в ящиках зависят от свойства груза. Большинство мелкотарных ящиков хранят в крытых помещениях, в то время как для тяжеловесных и крупногабаритных ящиков, как правило, этого не. требуется.При поштучном формировании штабеля ящики укладывают способом прямой кладки или клеткой. Следует учитывать допустимые нагрузки на 1 м 2 настила склада или причала. По особым правилам складируют ящики со стеклом. Пакеты ящичных грузов формируются укладкой ящиков крест-накрест, тройником, пятериком в зависимости от размеров ящиков и площадок, на которых они размещаются. Ящики укладывают в пакеты параллельными рядами вперевязку. При пакетировании грузов в картонных коробках необходимо защищать углы пакета обрезками досок. При складировании ящичных грузов в пакетах, сформированных на плоских поддонах, последние устанавливают в штабель стопками друг на друга.

Складирование киповых грузов. Грузы в кипах составляют около 15-20% общего объема тарно-штучных грузов, перегружаемых в морских портах. Большинство киповых грузов подвержено влиянию атмосферных осадков и боится загрязнения, поэтому их необходимо хранить в закрытых складах. Например, хлопок, лени другие волокнистые грузы, как правило, следует хранить в сухих складах или под навесами. Допускается хранение и на открытых площадках, но при этом кипы должны быть уложены на специальные настилы и. штабеля надежно укрыты. Киповые грузы укладывают в штабель большей частью таким же образом, как и ящичные, однако ввиду того, что хлопок и другие волокнистые грузы относятся к группе опасных, при хранении их необходимо соблюдать соответствующие правила пожарной безопасности.Складирование катно-бочковых грузов. Особенности формирования штабелей грузов этой категории определяются свойствами содержимого бочек, их формой (цилиндрическая или коническая), расположением пробки (пробка в бочке должна быть вверху) и средствами механизации,с помощью которых груз укладывают в штабель. Бочковые грузы укладывают в штабель двумя способами; с установкой бочек на торец (вертикальное положение) или на образующую (в горизонтальном положении). При складировании на торец бочки нижнего яруса должны опираться на пол всей торцевой частью. Складирование бочек на образующую осуществляется ровными рядами с прокладками из досок под каждый ярус и расклиниванием крайних рядов: «тройником» - бочки верхнего яруса укладываются в углубления между бочками нижнего; «пятериком» - бочка верхнего яруса опирается на четыре нижние бочки.Складирование контейнеров .Развитие контейнерных перевозок потребовало сооружения специализированных причалов - контейнерных терминалов (рис. 23). Складские площади морских контейнерных терминалов достигают 500 га и оснащены высокопроизводительным перегрузочным оборудованием. Морской грузовой фронт, где производится загрузка (разгрузка) судов-контейнеровозов, как правило, имеет один - три причала, расположенных в линию. Ширина его достигает 15-50 м.Складские технологические площади на территории планируются значительной глубины (до 1000 м). В зависимости от применяемой технологии грузовых работ на складской технологической площади выделены зона хранения и зона приема-передачи контейнеров, размещены места складирования контейнеров, специальные полосы для движения перегрузочных машин на морской грузовой фронт в пределах технологических площадей Склады комплектации представляют собой крытые помещения площадью 10-40 тыс. м 2 , расположенные чаще всего за территорией терминала. Конструкция складов комплектации весьма разнообразна по планировке и наличию рамп. Высота уровня пола складов обеспечивает обработку через переходные мостики контейнеров, стоящих на шасси. На складах выгружают прибывшие грузы, сортируют их и комплектуют для погрузки в контейнеры одного направления. Склады оборудованы радиосвязью и телекамерами, позволяющими вести наблюдение за ходомработ.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ИНСТРУКЦИИ ПО ТИПОВЫМ СПОСОБАМ
И ПРИЕМАМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
РАБОТ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ
КОМПЛЕКСАХ МОРСКИХ ПОРТОВ

1983

РАЗРАБОТАНЫ

Ленинградским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) - Ленморниипроектом

Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) - Черноморниипроектом

Главный инженер

В.М. ТАРАН

Зав. лабораторией технологии и эксплуатации портов - канд. техн. наук

А.И. БРЮМ

Руководитель разработки

М.Г. ГРИНШПУН

Ответственные исполнители разработки:

Н.К. РОВНЕР

В.П. НАВРОЦКИЙ

В.А. СОТНИКОВА

В.Д. ГАЖЕВ

В.С. ТОЛКУНОВ

Н.К. РОВНЕР

В.П. НАВРОЦКИЙ

первый пакет устанавливается длинной стороной у ограничительной (габаритной) линии;

вплотную к нему боковой стороной ставятся второй и третий пакеты, образуя поперечный ряд первого яруса штабеля (1n );

на него ставятся без смещения по отношению к нижним пакетам пакеты второго и третьего ярусов (, ), образуя поперечный ряд штабеля;

затем вплотную к пакетам первого поперечного ряда первого яруса ставятся пакеты второго поперечного ряда (2n ) первого, второго и третьего ярусов (, , );

на пакеты третьего яруса со смещением в полпакета ставятся пакеты четвертого яруса, а на них - пакеты пятого яруса ( и ), образуя второй поперечный ряд (2n );

вплотную к сформированной части штабеля ставятся пакеты третьего поперечного ряда (3n ) на полную высоту штабеля (пять ярусов) и четвертого поперечного ряда (4n );

пакеты пятого (последнего) поперечного ряда (5n ) укладываются в три яруса, создавая тем самым устойчивый штабель грузов.

2.1.4. Однорядные штабели формируются путем установки пакетов в три яруса по высоте без уступов.

2.1.5. Параметры штабелей из неустойчивых пакетов определяются портом в каждом конкретном случае.

2.1.6. Расформирование штабеля производится в обратном порядке.

2.2. Складирование грузов в пакетах на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах

2.2.1. Грузы в пакетах на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах штабелируются высотой в два - три яруса и шириной не менее чем в два пакета (в зависимости от характеристики грузами устойчивости его в пакете).

Высота складирования конкретного груза, сформированного в пакеты, устанавливается портом и указывается в РТК.

2.2.2. Штабели грузов в пакетах на одноразовых поддонах формируются погрузчиками с вилочными ГЗ, а грузов в пакетирующих стропах - погрузчиками с различными ГЗ или со стрелой и крюковой подвеской таким образом, чтобы через два пакета по высоте делать уступы шириной в один пакет со сторон направления штабелирования и ъ полпакета с двух других его сторон.

2.2.3. Последовательность формирования штабелей приведена на примере складирования грузов в четырехрядный штабель (рис. ):

по способу формирования штабеля из пакетов на поддонах 1200×1600 мм вначале устанавливаются последовательно вплотную друг к другу четыре пакета первого поперечного ряда (1n );

на него устанавливаются пакеты второго яруса ();

вплотную к пакетам первого поперечного ряда ( и ) устанавливаются пакеты второго поперечного ряда (2n ):

первый и второй ярус по четыре пакета, третий ярус - по три пакета со смещением на полпакета;

так же устанавливаются пакеты третьего и четвертого поперечных рядов;

последний поперечный ряд пакетов (5n ) формируется так же, как и первый ряд (1n ), в два яруса по высоте.

2.2.4. При формировании штабелей из неустойчивых пакетов между ярусами укладывается сепарация (прокладки). В этом случае предусматривается следующая последовательность формирования штабеля:

после укладки пакетов первого поперечного ряда первого яруса (1n - ) на верхнюю плоскость пакетов укладывается прокладка для создания устойчивости первого и последующего ярусов. Длина прокладки должна быть равной всей длине поперечного ряда (из четырех пакетов) либо быть больше, чем длина двух пакетов; в первом случае на прокладку укладывается второй ярус пакетов, а во втором укладывается прокладка (вплотную к торцам уже уложенных) так, чтобы она перекрыла оставшуюся длину двух других пакетов, а затем укладываются пакеты второго яруса;

аналогично укладывается сепарация между пакетами первого и второго ярусов во всех поперечных рядах;

при необходимости на верхнюю плоскость второго яруса укладывается сепарация под третий ярус.

Примечания . 1. Пакеты верхних ярусов должны устанавливаться не менее чем на две доски, уложенные симметрично на пакеты нижнего яруса параллельно поперечным рядам.

2. В ряде случаев сепарация также укладывается под пакеты нижнего яруса (последовательно под каждый поперечный ряд).

3. Вопрос о необходимости укладки сепарации (прокладок), способе их размещения, количестве и длине решается портом в каждом конкретном случае.

2.2.5. В соответствии с изложенным формируются двух-, трех-, пятирядные и т.д. штабели.

2.2.6. Расформирование штабеля из пакетов на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах производится в обратной последовательности.

2.3. Складирование грузов в кипах

сначала формируется первый ярус, состоящий по высоте из трех - четырех горизонтальных рядов кип общей высотой не более 1,5 м; кипы укладываются «подъемами» в одном направлении;

перед формированием второго яруса на верхний горизонтальный ряд кип первого яруса укладывается сепарация, на которую затем укладываются «подъемы» грузов второго яруса;

по периметру штабеля первого яруса оставляется уступ шириной полторы кипы и так же, как и первый ярус, укладывается второй ярус кип;

высота второго яруса должна быть равной высоте первого яруса;

третий ярус формируется соответственно второму с уступом в полторы кипы.

2.3.2. Грузы в твердопрессованных кипах штабелируются погрузчиками с боковыми ГЗ (при условии последующего расформирования штабеля погрузчиками с такими же ГЗ) следующим образом (рис. , б ):

вначале устанавливается первый «подъем» первого вертикального ряда (стопки), на него без смещения второй (третий) «подъем» с учетом высоты ряда в шесть кип;

рядом с ним (на одной линии) устанавливаются «подъемы второго и последующего вертикальных рядов (стопок) до требуемой ширины (длины) штабеля, при этом расстояние между стопками зависит от толщины захватных органов и не должно превышать 500 мм;

затем вплотную к уже установленным кипам в такой же последовательности на высоту до восьми кип устанавливается второй поперечный ряд стопок;

точно так же устанавливаются все последующие поперечные ряды штабеля, за исключением последнего, высота которого должна быть равной высоте первого - шесть кип.

вначале вплотную друг к другу укладываются кипы нижнего горизонтального ряда по всей площади основания штабеля;

на первый ряд укладываются одна на другую без смещения кипы второго горизонтального ряда (см. рис. , в ) либо второй ряд укладывается «клеткой» (вперевязку) (рис. , г );

на верхнюю плоскость первого яруса укладывается сепарация, на которой аналогично формируется второй, а затем и третий ярус штабеля;

кипы второго и третьего ярусов устанавливаются таким образом, чтобы по периметру штабеля был уступ шириной в полкипы, высота ярусов - две кипы.

2.3.4. Расформирование штабелей грузов в кипах выполняется в порядке, обратном описанному в пп. - .

2.4. Складирование катно-бочковых грузов

вначале вплотную друг к другу ставятся бочки нижнего яруса;

на бочки нижнего яруса с уступами в одну бочку по периметру штабеля устанавливается второй ярус бочек без смещения по отношению к нижележащему слою (при отсутствии сепарации);

точно так же формируются все последующие ярусы.

Примечание . При необходимости между ярусами бочек укладывается сепарация, при этом каждая из бочек верхнего яруса должна опираться не менее чем на две доски.

вначале укладывается первый «подъем», от которого формируется штабель как по длине, так и по ширине;

перед подачей второго «подъема» две крайние со стороны проезда либо границы склада бочки надежно подклиниваются;

вплотную к первому укладывается второй «подъем» таким образом, чтобы бочки стыковались по образующей либо торцами;

при стыковке по образующей «подъемы» укладываются по всей длине или ширине штабеля и в последнем «подъеме» предпоследние и последние к проезду бочки надежно подклиниваются по образующей;

при стыковке торцами крайние бочки, а также вторые от края бочки в каждом «подъеме» подклиниваются по всей длине либо ширине склада, а в дальнейшем укладка «подъемов» производится в том же порядке без подклинивания бочек до последнего ряда «подъемов», в котором крайние бочки со стороны проезда и предпоследние бочки также подклиниваются;

на первый ярус бочек укладывается сепарация (прокладки) и на ней так же, как и первый ярус, формируется второй ярус, но с уступом в одну бочку с двух противоположных боковых сторон штабеля; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

б) Складирование без прокладок производится следующим образом (рис. , в ):

порядок укладывания бочек первого яруса аналогичен указанному в п. , а;

бочки второго яруса укладываются в углубления между соседними бочками первого яруса;

как и второй ярус, формируются последующие ярусы бочек; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

2.4.3. Грузы в бочках, перегружаемые в положении «на образующую», укладываются в штабели погрузчиками, оснащенными многовилочными (штыревыми) захватами, следующим образом (см. рис. , в ):

первый «подъем» укладывается на покрытие склада (либо на сепарацию); крайние и предпоследние бочки (со стороны границы склада) подклиниваются;

на нижний ярус «подъемов» по всей ширине (длине) штабеля и в углубления между бочками нижележащего яруса укладываются «подъемы» следующего яруса по высоте;

вплотную к первому вертикальному ряду бочек в том же порядке укладываются бочки второго и последующих вертикальных рядов; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

на подготовленное покрытие склада (застеленное листами бумаги, картона либо другими сепарационными материалами) ставится первый «подъем» из нескольких рулонов (в зависимости от типа ГЗ); на него без смещения устанавливаются следующие «подъемы» до требуемой высоты;

рядом в направлении, перпендикулярном движению погрузчика, устанавливается следующая стопка «подъемов»; расстояние между стопками зависит от толщины захватных органов погрузчика и, как правило, не превышает 500 мм;

второй и следующие поперечные ряды штабеля формируются, как и первый ряд; высота крайних с торцов стопок штабеля на один рулон ниже.

2.4.5. Расформирование штабелей катно-бочковых грузов производится в обратной последовательности (пп. - ).

2.5. Складирование грузов в ящиках

2.5.1. Грузы в ящиках массой свыше 100 кг без пакетов формируются в штабели краном способом прямой кладки или «клеткой».

Складирование краном способом прямой кладки производится следующим образом (рис. , а ):

послойно либо стопками устанавливаются ящики первого яруса на высоту до 2 м;

второй ярус штабеля устанавливается так же, как и первый, с таким расчетом, чтобы по периметру штабеля был уступ не менее 1,5 м;

третий ярус устанавливается, как и второй; при формировании штабеля после каждого яруса под ящики укладываются прокладки.

Формирование «клеткой» (рис. , б ) производится следующим образом:

укладываются ящики первого ряда;

на них вперевязку укладывается второй ряд ящиков;

соответственно первому и второму укладываются все последующие ряды во всех ярусах;

после каждого яруса под ящики укладываются прокладки.

Высота каждого яруса 2 м, а по периметру должен быть оставлен уступ шириной 1,5 м.

2.5.2. Грузы в ящиках массой свыше 100 кг штабелируются погрузчиками с вилочными ГЗ ровными рядами, шириной не менее двух ящиков, высотой в один-четыре яруса (рис. , в );

при необходимости на покрытие склада укладывается сепарация, а также прокладки (для ящиков без салазок);

каждый последующий ярус устанавливается на нижележащий с уступом с двух боковых сторон на половину ширины ящика;

при складировании ящиков без салазок между ярусами и под нижний ярус укладываются прокладки.

2.5.3. Расформирование штабелей производится в обратном порядке.

2.6. Складирование металлов

2.6.1. Штабели грузов из цветных металлов в пакетах без поддонов формируются с помощью погрузчиков с боковыми и вилочными ГЗ ровными рядами, не менее чем в два пакета по ширине, три - четыре по высоте, следующим образом (рис. , а и б ):

устанавливается первая стопка «подъема» на высоту в два - четыре пакета;

рядом с этой стопкой устанавливается вторая с минимально возможным разрывом (при работе погрузчиков с боковыми ГЗ) либо вплотную (при работе погрузчиков с вилочными ГЗ) и т.д. на всю ширину первого поперечного ряда штабеля;

вплотную к первому ряду также на высоту в два - четыре пакета устанавливается второй поперечный ряд;

так же формируются последующие поперечные ряды.

При формировании штабелей грузов из цветных металлов в пакетах без поддонов в ряде случаев для выравнивания штабеля и создания ему большей устойчивости между «подъемами» каждого яруса укладываются прокладки, по возможности по всей ширине штабеля, в поперечном направлении.

устанавливаются специальные упоры либо создаются упоры из того же груза, уложенного на поддоны (рис. , г );

вплотную к упорам (с некоторым уклоном) ставится первый «подъем» на образующую; с наружной стороны этот «подъем» подклинивается;

вплотную к первому «подъему» и к упору ставятся следующие «подъемы»; бухты (круги) последнего «подъема» с внешней стороны также подклиниваются;

на нижний ряд «подъемов» устанавливается второй вертикальный ряд таким образом, чтобы бухты (круги) попали в углубление между соседними бухтами (кругами) нижележащего яруса;

вплотную к сформированной части штабеля в такой же последовательности устанавливается следующая группа «подъемов» и т.д. на полную длину штабеля.

2.6.3. Штабели грузов из проволоки в бухтах (кругах) формируются с помощью кранов, оснащенных вилочными ГЗ либо стропами, в порядке, указанном в п. , но не поперечными вертикальными рядами, а поярусно.

2.6.4. Металл в пачках штабелируется краном способом прямой кладки и «клеткой».

Складирование металла в пачках с салазками способом прямой кладки (рис. , а ) производится следующим образом:

первый «подъем» укладывается на покрытие склада;

на первый «подъем» без смещения укладывается следующий и т.д.;

к сформированной стопке пачек на всю ширину штабеля укладываются следующие стопки таким образом, чтобы при дальнейшем расформировании штабеля было возможно завести между грузом стропы либо ГЗ;

к первому поперечному ряду точно так же укладываются «подъемы» следующих рядов.

Примечание . При формировании штабеля из металла в пачках без салазок под нижний ярус и между ярусами «подъема» укладываются прокладки.

Складирование грузов «клеткой» (пачки без салазок) (рис. , б ) производится следующим образом:

первый «подъем» укладывается на прокладки, уложенные на покрытие;

второй «подъем» укладывается перпендикулярно первому так, чтобы концы пачек выходили за пределы нижнего «подъема» симметрично;

третий «подъем» укладывается так же, как и первый (исключая прокладки), и т.д.;

после укладки первой стопки «подъемов» формируется вторая стопка и последующие.

2.6.5. Металл в пачках штабелируется погрузчиками с вилочными ГЗ аналогично формированию штабеля краном способом прямой кладки (см. рис. , а ).

Примечание . В случае, если в дальнейшем штабель может быть расформирован краном, стопки «подъема» должны быть уложены таким образом, чтобы между ними можно было завести стропы либо ГЗ.

формируется первая стопка «подъемов», между которыми укладываются прокладки, количество и размещение которых зависит от длины листов и их характеристики;

затем формируются следующие стопки «подъемов», при этом расстояние между соседними стопками определяется исходя из условия возможности строповки грузов при расформировании штабелей.

б) При складировании «клеткой» (рис. , г ):

на прокладки укладываются рядом несколько «подъемов»;

на них в поперечном направлении укладываются следующие «подъемы» и т.д. до полной высоты штабеля.

на прокладки укладываются в поперечном направлении «подъемы» первого яруса на таком расстоянии друг от друга, чтобы была обеспечена возможность их строповки при расформировании штабеля;

вдоль «подъемов» первого яруса укладываются прокладки, на которые укладываются «подъемы» второго яруса, и т.д.;

при высоте штабеля более 3 м с двух сторон штабеля предусматривается уступ шириной 1,3 м;

Складирование без прокладок «клеткой» производится способом, изложенным в п. , б (рис. , е ).

формируется первый ярус труб и крайние трубы с одной и другой стороны штабеля вдоль образующей надежно подклиниваются;

на нижний ярус в углубления между соседними трубами укладываются трубы следующего яруса и т.д. до требуемой высоты штабеля.

б) При складировании способом прямой кладки с прокладками (рис. , б ):

на прокладки укладывается, как при способе прямой кладки без прокладок, первый ярус труб;

на него укладываются прокладки и на них - следующий ярус с уступом на одну трубу с двух сторон штабеля; крайние трубы второго яруса вдоль образующих надежно подклиниваются;

следующие ярусы труб укладываются, как второй.

вначале на месте складирования труб (в границах штабеля) устанавливаются надежные упоры;

первый «подъем» труб укладывается на прокладки вплотную к упорам и три крайние трубы скрепляются между собой проволокой, тросами или струбцинами;

точно так же укладывается последний «подъем» нижнего яруса, три трубы которого, ближайшие к упорам, скрепляются;

трубы всех верхних ярусов укладываются в углубления между соседними трубами нижележащих ярусов.

устанавливают надежные упоры по три с каждой стороны штабеля: один в средней части трубы, два на расстоянии 1 м от торцов трубы;

на месте складирования на покрытие укладываются подкладки из досок толщиной 40 мм из расчета не менее трех по длине трубы; на подкладки предварительно прибиваются клинья, между которыми должно быть расстояние:

количество (шаг) клиньев по ширине штабеля зависит от характеристики труб и высоты штабеля, но в любом случае каждые три трубы нижнего яруса должны подклиниваться;

вплотную к упорам укладывается первая труба, а рядом устанавливаются все трубы нижнего яруса (при необходимости упоры, установленные со стороны штабеля, противоположной направлению укладки, должны быть сдвинуты до момента плотного прилегания к крайней трубе);

перед складированием труб второго и последующих ярусов-по пять труб нижнего яруса с каждой стороны штабеля должны быть увязаны: первые три трубы крепятся между собой тросами диаметром до 24 мм в 2 нити; третья и пятая - тросами в 3 нити; натяжение троса производится талрепом;

формирование второго и последующих ярусов штабелей осуществляется последовательно начиная с середины к упорам;

трубы второго яруса укладываются в углубления между трубами нижнего яруса начиная с седловины между первой и второй трубами;

трубы третьего яруса укладываются со смещением в одну трубу к центру штабеля;

в дальнейшем четные ряды укладываются так же, как и второй, нечетные - как третий.

Примечание . Тип и диаметр тросов для крепления труб выбираются портом в зависимости от размера труб, высоты штабелирования и конструкции упоров.

2.6.12. Толстолистовая сталь, связки проката черных металлов и труб, трубы и другие изделия штабелируются кранами с электромагнитами следующим способом:

толстолистовая сталь укладывается вертикальными стопками без прокладок (при условии расформирования штабеля кранами с электромагнитами) и «клеткой» (при условии дальнейшего расформирования кранами с захватами либо стропами) в соответствии с п. ;

сортовой металл и трубы в связках укладываются поярусно и «клеткой» способом, указанным в п. ;

трубы диаметром до 1420 мм укладываются поярусно в соответствии с пп. - .

Примечание . Кран, перегружающий магнитами толстолистовую сталь, связки, трубы и другие металлогрузы, должен быть оборудован страхующим устройством и разворотным механизмом, ориентирующим в нужном направлении «подъем» (при формировании штабеля) и магниты (при его расформировании).

2.6.13. Чугун в чушках, металлолом, металлические шары складируются при помощи кранов с магнитами, при этом штабель должен формироваться в направлении от подпорных стенок к середине штабеля.

2.6.14. Расформирование штабелей производится в обратной последовательности.

2.7. Складирование лесных грузов

на прокладки укладываются вплотную друг к другу пакеты леса по всей площади штабеля (высота яруса - один пакет);

на первый ярус пакетов укладываются прокладки и устанавливается второй ярус пакетов с учетом образования уступа по периметру шириной 1,3 м;

последующие ярусы устанавливаются, как второй.

б) При складировании в углубления между пакетами (рис. , б ):

на покрытие склада либо на прокладки укладываются пакеты первого яруса вплотную друг к другу;

на первый ярус в углубления между пакетами первого яруса укладываются пакеты второго яруса, при этом по всему периметру должен быть предусмотрен уступ шириной не менее 1,3 м; так же как второй, укладываются пакеты последующих ярусов.

2.7.2. Лес круглый длиной более 3 м в пакетах штабелируется с укладкой их в углубления между нижними пакетами и «клеткой».

а) При складировании в углубления между пакетами штабели формируются способом, указанным в п. б, но по периметру после укладки каждого яруса должен предусматриваться уступ шириной 1,5 м (рис. , в ).

б) При складировании «клеткой» с высотой яруса 1 м (рис. , г ):

по всей площади штабеля укладываются пакеты первого яруса;

пакеты каждого последующего яруса располагаются перпендикулярно пакетам каждого нижележащего яруса, при этом через каждые два яруса по всему периметру штабеля выполняется уступ не менее 1,5 м.

2.7.3. Пиломатериалы в пакетах штабелируются следующим образом (рис. , д ):

по всей площади штабеля укладываются «подъемы» первого яруса, состоящего из трех (по высоте) горизонтальных рядов; высота яруса - до 3 м;

второй ярус «подъемов» укладывается с уступом по периметру в 1,5 м.

2.7.4. Лес круглый длиной более 3 м без пакетов. Штабель из круглого леса беспакетным способом формируется кранами, оснащенными лесными грейферами либо стропами.

Штабели располагаются с направлением «подъемов» перпендикулярно линии причала, а размеры их должны соответствовать Нормам технического проектирования морских портов (ВНТП 01-78).

Предварительно в пределах ширины штабеля устанавливаются упоры (стойки), рассчитанные на навал груза. Число упорных стоек должно быть не менее двух по длине «подъема».

Штабели формируются ярусами высотой в один «подъем» начиная от упоров к центру штабеля по всей ширине штабеля.

Высота штабеля не должна превышать высоту стоек упоров, но в любом случае должна быть не более 6 м при подаче груза кранами со стропами и не более 10 м при работе грейфером (при условии последующего расформирования штабеля краном с грейфером).

Штабели должны формироваться таким образом, чтобы отдельные бревна не выступали за габариты, установленные п. .

2.7.5. Расформирование штабелей лесных грузов производится в обратной последовательности.

2.8. Складирование навалочных грузов

2.8.1. Навалочные грузы штабелируются на открытых складских площадках, ограждаемых подпорными стенками. Формирование штабеля должно идти в направлении от подпорных стенок к середине. Высота груза у подпорной стенки должна быть ниже стенки на 20 - 30 см.

3. ТИПОВЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРР ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ ГРУЗОВ

3.1. Подготовка мест для формирования штабеля

3.1.1. Производитель работ определяет место, размеры штабеля и способ его формирования.

3.1.2. Место складирования груза, проходы и проезды очищаются от мусора, льда и снега.

3.1.3. В отведенном месте (зоне) концентрируется необходимый сепарационный, подпорный и крепежный материал (доски, брусья, подтоварники и др.), обеспечивающий устойчивое положение штабеля и исключающий порчу груза.

3.1.4. Основание под штабель должно быть горизонтальным. Как исключение допускается небольшой уклон (1 - 2°) площадки.

3.1.5. При необходимости на площадке заранее раскладываются подкладки либо прокладки, укладываются подтоварники, прибиваются либо устанавливаются упоры и т.д.

При формировании штабелей грузов погрузчиками и необходимости установки под груз прокладок они укладываются перед подачей «подъема» только в местах формирования штабеля таким образом, чтобы прокладки не мешали подъезду.

3.1.6. При складировании на открытых площадях грузов крытого хранения высота прокладок (подтоварников) должна исключить возможность подноски груза.

Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля более чем на 10 см.

3.1.7. При формировании штабелей грузов из труб, проволоки в бухтах и ряда других грузов в местах формирования штабелей должны быть заранее установлены необходимые упоры, рассчитанные на удержание соответствующего груза.

3.1.8. При установке прокладок между отдельными «подъемами» толщина их должна обеспечивать беспрепятственный вывод ГЗ из-под груза. Количество прокладок под грузом выбирается исходя из характеристики груза, его длины и устойчивости штабеля.

3.1.9. Прокладки под отдельные грузы должны быть одной высоты и располагаться симметрично по отношению основания груза, ближе к его краям.

3.2. Укрытие (раскрытие) штабелей брезентами

3.2.1. Закрывать штабель брезентом следует путем раскатывания, а открывать - методом скатывания. Эти операции должны производить двое рабочих.

3.2.2. Штабель закрывается брезентом следующим образом:

скатанные в рулоны брезенты, уложенные на плоском поддоне, краном с подвеской для поддонов подаются на верхнее основание штабеля ближе к его середине:

двое рабочих, убедившись в устойчивости штабеля и отдельных его мест, по приставным лестницам поднимаются на штабель, отстрапливают поддон и снимают с него брезент;

порожний поддон краном убирается со штабеля;

рулоны брезента на верхнем основании штабеля рабочие раскатывают, не подходя к краям штабеля ближе 1 м;

вначале раскатываются брезенты, укрывающие стороны штабеля, для чего рулоны устанавливаются у мест раскатки параллельно стороне штабеля и концы их связываются между собой растительным тросом;

после этого при помощи багров рулоны сталкиваются вниз (рабочие должны находиться в положении, исключающем при этом возможность их падения);

затем раскатывается брезент, закрывающий среднюю часть штабеля, при этом он должен перекрывать каждый из уже уложенных брезентов не менее чем на 0,5 м;

рабочие по приставным лестницам опускаются со штабеля вниз и крепят брезент к нижнему основанию штабеля растительным тросом, один конец которого закрепляется в петлях на кромках брезентов.

3.2.3. Раскрытие штабеля выполняется следующим образом:

рабочие освобождают брезенты от креплений у основания штабеля;

по приставным лестницам поднимаются на верхнее основание штабеля;

один полог среднего брезента с помощью растительного троса поднимается на штабель;

часть брезента, находящаяся на штабеле, скатывается в рулон и при помощи багров брезент сбрасывается со штабеля;

снимаются крепления, связывающие два других брезента, и рабочие, находясь на штабеле, с помощью багров сбрасывают брезенты вниз;

после этого рабочие спускаются по приставным лестницам со штабеля и на покрытии склада скатывают брезенты в рулоны и укладывают их на поддоны (при необходимости с помощью крана либо погрузчика).

3.2.4. Размеры брезентов, используемых для закрытия штабелей, должны соответствовать размерам штабелей.

3.3. Подача сепарации на штабель

3.3.1. Мелкая сепарация длиной до 1 м (клинья, бруски, подкладки и др.) транспортируется в металлических ковшах погрузчиками с вилочными ГЗ либо в кузовах автомобилей с закрытыми бортами.

3.3.2. Сепарация длиной более 1 м формируется в прочно увязанные пакеты высотой не более 1,2 м.

3.3.3. Пакеты сепарации длиной до 3 м допускается перевозить на вилах погрузчика, свыше 3 м - только в кузовах автомобилей либо на прицепах с надежным креплением.

3.3.4. Крепежные материалы (талрепы, зажимы, укрутки и т.п.) перевозятся в металлических ковшах либо укладываются на поддоны, надежно увязываются и транспортируются погрузчиками с вилочными ГЗ.

3.3.5. Подача сепарации и крепежных материалов осуществляется на штабели кранами, оснащенными соответствующими ГЗ, либо погрузчиками с вилочными ГЗ с соблюдением всех требований безопасности.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Наряду с требованиями настоящего РД при производстве работ по формированию и расформированию штабелей следует руководствоваться правилами безопасности труда, правилами технической эксплуатации, правилами морской перевозки опасных грузов, изложенными в действующих нормативных документах.

4.2. Типовые способы и приемы работ, с применением перегрузочных машин, оснащенных ГЗ, выполняются с учетом требований РД 31.41.06-82 .

4.3. Любая сторона основания штабеля должна быть не меньше его высоты.

4.4. Производство работ по укрытию-раскрытию штабелей при обледенении брезентов запрещается.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным путем. Механизированный способ работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также при подъеме груза на высоту более 3 м. На работах, связанных с переносом тяжести, должны соблюдаться следующие требования: подростки до 16 лет не допускаются к работам по переноске тяжестей; предельная норма переноски тяжестей по ровной горизонтальной поверхности на каждого человека не должна превышать для подростков женского пола от 16 до 18 лет—10 кг, старше 18 лет—
15 кг при чередовании с другой работой, а при постоянном перемещении —10 кг, при подъеме на высоту более 1,5 м—10 кг; для подростков мужского пола от 16 до 18 лет—16 кг, старше 18 лет —50 кг. Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены, для женщин не должна превышать 3000 кг, для мужчин — 7000 кг (включая массу тары).
Грузчикам-мужчинам разрешается переносить груз массой до 80 кг только с помощью приспособлений; при массе груза 50 кг и выше подъем его на спину и спуск должен производиться с помощью других рабочих.
При расстоянии транспортирования свыше 15 м груз массой 50 кг и более перемещают при помощи механизмов. Груз массой более 80 кг независимо от расстояния перемещают только с помощью механизмов и специальных приспособлений, допуская к обслуживанию их специально обученных рабочих.
При ведении погрузочпо-разгрузочных работ с тарными и штучными грузами необходимо строго соблюдать правила складирования, не допуская загромождения и уменьшения ширины проходов между штабелями, превышение их высоты, неправильной укладки отдельных грузовых мест. Предельная высота штабелей при укладке грузов приведена в табл. 11.

Предельное число рядов но высоте штабеля при складировании бочек приведено в табл, 12.

Ящичные грузы и грузы, затаренные в мешки, при складировании в штабеля должны укладываться только в перевязку. Например, мешки с мукой следует укладывать на специальные стеллажи по 3—5 шт., строго соблюдая порядок увязки укладываемых мешков и вертикальность штабеля. Мешки укладывают в штабель высотой до 14 рядов. Для устойчивости штабеля между каждыми 6 рядами делают прокладки из досок. Нижний ряд мешков укладывают с зазорами между мешками, уменьшая их в последующих рядах, что создает небольшой уклон основных граней внутрь и большую устойчивость штабеля. Для устранения обвала штабеля и связанных с этим несчастных случаев необходимо, чтобы мешки и зашивка их были прочными. При формировании штабеля следят за тем, чтобы зашивку мешков расположить внутрь штабеля.

Масса груза в бочках, кг

Размещение бочек

Горизонтально

Вертикально

4.3.1. Поступающие грузы укладываются на стеллажи, поддоны, в штабели и т.п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.

4.3.2. При размещении товаров в помещениях размеры отступов должны составлять: от стен помещения - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2-0,5 м, от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15-0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками - 0,02 м, между поддонами и контейнерами - 0,05-0,10 м.

Примечания:

1. Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабели с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05-0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.

2. Размеры отступов от приборов отопления должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара.

4.3.3. При штабелировании грузов следует обеспечивать устойчивость штабеля и безопасность людей, работающих на штабеле или около него.

4.3.4. Не допускается укладка в штабель грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.

4.3.5. Укладка грузов должна обеспечивать их устойчивость при хранении и транспортировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.

4.3.6. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, следует укладывать в штабель вперевязку. Для устойчивости штабеля следует через каждые 2 ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые 5 рядов мешков - доски.

4.3.7. Высота складирования тарно-упаковочных и штучных грузов определяется исходя из высоты помещения, нагрузки на перекрытия, технических характеристик и средств механизации, технологических правил и условий хранения. Высота штабеля при ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг не должна превышать 2 м.

4.3.8. Высота укладки бочек в горизонтальном положении (лежа) должна быть не более 3 рядов с обязательной укладкой прокладок между рядами и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя высота укладки допускается не более чем в 2 ряда вперевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами.

4.3.9. Бочки с бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями необходимо укладывать только лежа, в один ряд пробкой вверх.

4.3.10. Не следует укладывать штабель к штабелю вплотную во избежание обвалов при разборе соседнего штабеля. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.

4.3.12. При выполнении работ с тарно-упаковочными и штучными грузами следует использовать различные виды тары-оборудования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие падение грузов.

4.3.13. При формировании "подъема" груза на поддоне наибольший свес груза с поддона на сторону не должен превышать: для грузов в мешковой (тканевой, джутовой) таре - 100 мм, для грузов в бумажных мешках, в кипах и ящиках - 50 мм. Наибольшая устойчивость пакета обеспечивается при укладке мест вперевязку.

4.3.14. Перед подъемом и перемещением грузов проверяются их устойчивость и правильность строповки. Способы строповки должны исключать возможность падения грузов.

4.3.15. Строповку контейнеров следует производить за все строповочные узлы. При ручной строповке (отстроповке) контейнеров применяются специальные лестницы и другие средства, обеспечивающие безопасность работающих.

4.3.16. Строповку крупногабаритных грузов необходимо выполнять с учетом их массы и расположения центра тяжести.

4.3.17. При транспортировании, погрузке-выгрузке, складировании и монтаже витринных стекол следует соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие безопасные условия труда.

4.3.18. Транспортирование грузов должно выполняться электро- и автотранспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять после окончания и в перерывах между работами транспортные средства можно, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение; на подъемно-транспортном средстве поднятый груз должен быть опущен.

4.3.19. Транспортировка длинномерных грузов погрузчиками должна производиться на открытых территориях с ровным покрытием и при таком способе захвата груза, который исключает возможность его развала. Максимальный уклон, по которому может производиться транспортировка грузов погрузчиками, должен иметь угол, не превышающий угол наклона рамы минус 3°.

4.3.20. Грузовые ручные тележки должны иметь съемные или жесткие приспособления, обеспечивающие устойчивость различных грузов, поручни для удобства их передвижения. Тележки для перемещения бочек, медведки должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь приспособления для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки.

Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза используются при внутрискладских перемещениях грузов в таре размерами 800х600 и 600х400 мм.

Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг используются для перемещения отдельных легковесных грузов, а грузоподъемностью 0,25-1,0 т - для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре.

Платформы тележек по форме должны соответствовать виду перевозимых грузов, при необходимости иметь специальные приспособления для закрепления и фиксации грузов.

Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой более 300 кг должны быть управляемыми.

Грузовые ручные тележки должны быть исправными, устойчивыми и легкоуправляемыми.

Скорость перемещения ручных тележек не должна превышать 5 км/ч.

При перемещении груза вниз по наклонному полу работник должен находиться сзади тележки. При необходимости остановку гидравлической тележки допускается производить опусканием груза. При перемещении груза, уложенного в высокий штабель, следует привлекать второго работника для поддержания штабеля. Работник, сопровождающий тележку, не должен находиться сбоку тележки.

4.3.21. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании грузов вручную следует выполнять требования:

при разгрузке транспортного средства должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры;

мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м;

сходни должны иметь планки сечением 20х40 мм для упора ног через каждые 300 мм;

металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм;

грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует переносить только в рукавицах;

стеклянную посуду необходимо ставить на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами;

грузы следует переносить только в исправной таре.

Штучные грузы , перевозимые в таре или без упаковки, складируются в портах в крытых складах или на открытых площадках в штабеля определенных форм и размеров. Штабель груза формируется в зависимости от того, как поступает груз, - поштучно или в пакетах. Территория в крытом складе или на открытой площадке, предназначенная для складирования груза, должна быть очищена от мусора, подъезды к площади должны быть свободными. Независимо от вида покрытия площадки или пола склада все грузы должны быть уложены на подтоварники - сухие деревянные доски, щиты, бруски, бревна и др. Размеры, форма и высота подтоварников определяются специфическими особенностями груза, сроком его хранения и состоянием складской площади. При поступлении в порт каждая партия груза хранится отдельно одна от другой. Штабеля формируются повагонно или поконосаментно, формы и размеры их определяются особенностям» груза и размерами складских площадок в порту. Во все случаях складирования должна быть обеспечена возможность проверки состояния всего груза и подхода к любому месту штабеля, соблюдены правила пожарной безопасности и требования безопасности труда. В крытых складах расстояние между штабелями и стенками склада составляет 0,7 м; между штабелями груза - не менее 2 м; ширина поперечных и продольных проездов принимается 3,5 м для проезда погрузчиков; магистральные проезды между группами штабелей - 6м. Высота складирования груза зависит от прочности тары, способа производства работ и допускаемой нагрузки на пол склада. При ручной укладке грузов высота штабеля обычно составляет 1,75-2 м, при механизированной - 3,5-5 м.

Формирование и разборку штабеля с использованием крана при нахождении портовых рабочих на штабеле следует производить послойно по всей его площади, причем в зависимости от рода груза и вида упаковки допускаются следующие углубления: для мешковых грузов - до 1,5 м; киповых (кроме каучука) - до 1 м; каучука - до 4 кип (по высоте штабелирования); мелких ящичных грузов - до 1,2 м; крупногабаритных ящиков - 1 ящик; катно-бочковых грузов - 1 место; грузов в пакетах - 1 пакет.

При складировании штучных грузов следует выбрать конструкцию штабеля, определить его габариты и взаимное расположение штабелей на складской площади. Для решения этих вопросов необходимо знать характер упаковки груза, особенности счета грузовых мест, влажность воздуха и состояние самого груза. Штабель ящичных киповых грузов состоит из стопок, рядов и ярусов (рис. 20). Грузовые места одинаковой формы и размеров, уложенные одно на другое по вертикали, составляют стопку штабеля, расположенные по длине - его продольные ряды, а по ширине - поперечные. Горизонтальный слой штабеля, ограниченный высотой грузовых мест, представляет собой ярус или слой.

Генеральные грузы правильной геометрической формы при поштучном складировании укладывают в штабеля прямой кладки (ровными рядами), т.е. грузовые места одинаковых размеров укладывают так, что каждое вышележащее место совпадает с местом, лежащим ниже. В высоких штабелях из-за непрочности тары или неправильной укладки грузовых мест возможен обвал. Во избежание этого необходимо крайние ряды штабелей укладывать с небольшим уклоном к середине, для чего под них подводят призматические прокладки либо делают «перевязки» рядов штабеля через два-три яруса досками толщиной 2,5 см. При отсутствии прокладок штабеля выкладывают уступами или со смещением к центру штабеля на половину грузового места. При формировании штабеля для обеспечения большей прочности грузы укладывают крест-накрест, обратной кладкой, тройником или пятериком. Грузы в неисправной таре следует складировать только в специально отведенных местах отдельными штабелями высотой в один ряд или пакет. Поштучное складирование груза имеет ряд недостатков: участие большого числа рабочих в складских операциях, большая трудоемкость перегрузочных работ, непродолжительный срок службы тары и значительные потери груза из-за многочисленных перевалок. При пакетном складировании эти недостатки устраняются. Формировать грузы в пакеты на плоских поддонах можно различными способами. Процесс складирования выполняется машинами. Пакеты в складе устанавливаются по высоте до четырех ярусов. Если поддоны загружены легким грузом и их грузоподъемность используется неполностью, можно устанавливать пакеты в пять ярусов высотой штабеля до Для устойчивости штабеля пакеты необходимо укладывать уступами. Складирование мешковых грузов. При складировании мешковых грузов мешки укладывают в закрытых сухих и чистых складах отдельно от грузов, обладающих специфическим запахом. Допускается хранение мешковых грузов на открытых площадках, но при этом обязательно укрывать штабеля брезентом. Во всех случаях штабеля формируют на подтоварниках. Укладка в штабель мешковых грузов ведется следующими способами: прямой кладкой; со смещением на пол мешка, начиная с высоты штабеля; обратной кладкой, или крест-накрест; клетками - тройником, пятериком, колодцем. Укладка колодцем обеспечивает хорошую вентиляцию груза и применяется, если груз в мешках влажный и есть опасность его согревания и порчи. С развитием пакетных перевозок портами предложены различные способы формирования мешков в пакеты на плоских поддонах и в строп-контейнерах. В зависимости от размеров мешков на поддоне можно разместить 15- 60 мешков в 3-8 ярусов. На поддоне мешки располагаются двойкой, тройником вперевязку, четвериком, пятериком вперевязку, шестериком вперевязку, восьмериком вперевязку. Аналогично могут быть сформированы пакеты в строп-контейнерах. В штабель такие пакеты укладываются по высоте в 3-4 яруса. Складирование ящичных грузов. Условия хранения грузов в ящиках зависят от свойства груза. Большинство мелкотарных ящиков хранят в крытых помещениях, в то время как для тяжеловесных и крупногабаритных ящиков, как правило, этого не. требуется. При поштучном формировании штабеля ящики укладывают способом прямой кладки или клеткой. Следует учитывать допустимые нагрузки на 1 м 2 настила склада или причала. По особым правилам складируют ящики со стеклом. Пакеты ящичных грузов формируются укладкой ящиков крест-накрест, тройником, пятериком в зависимости от размеров ящиков и площадок, на которых они размещаются. Ящики укладывают в пакеты параллельными рядами вперевязку. При пакетировании грузов в картонных коробках необходимо защищать углы пакета обрезками досок. При складировании ящичных грузов в пакетах, сформированных на плоских поддонах, последние устанавливают в штабель стопками друг на друга.

Складирование киповых грузов. Грузы в кипах составляют около 15-20% общего объема тарно-штучных грузов, перегружаемых в морских портах. Большинство киповых грузов подвержено влиянию атмосферных осадков и боится загрязнения, поэтому их необходимо хранить в закрытых складах. Например, хлопок, лени другие волокнистые грузы, как правило, следует хранить в сухих складах или под навесами. Допускается хранение и на открытых площадках, но при этом кипы должны быть уложены на специальные настилы и. штабеля надежно укрыты. Киповые грузы укладывают в штабель большей частью таким же образом, как и ящичные, однако ввиду того, что хлопок и другие волокнистые грузы относятся к группе опасных, при хранении их необходимо соблюдать соответствующие правила пожарной безопасности. Складирование катно-бочковых грузов. Особенности формирования штабелей грузов этой категории определяются свойствами содержимого бочек, их формой (цилиндрическая или коническая), расположением пробки (пробка в бочке должна быть вверху) и средствами механизации, с помощью которых груз укладывают в штабель. Бочковые грузы укладывают в штабель двумя способами; с установкой бочек на торец (вертикальное положение) или на образующую (в горизонтальном положении). При складировании на торец бочки нижнего яруса должны опираться на пол всей торцевой частью. Складирование бочек на образующую осуществляется ровными рядами с прокладками из досок под каждый ярус и расклиниванием крайних рядов: «тройником» - бочки верхнего яруса укладываются в углубления между бочками нижнего; «пятериком» - бочка верхнего яруса опирается на четыре нижние бочки. Складирование контейнеров . Развитие контейнерных перевозок потребовало сооружения специализированных причалов - контейнерных терминалов (рис. 23). Складские площади морских контейнерных терминалов достигают 500 га и оснащены высокопроизводительным перегрузочным оборудованием. Морской грузовой фронт, где производится загрузка (разгрузка) судов-контейнеровозов, как правило, имеет один - три причала, расположенных в линию. Ширина его достигает 15-50 м. Складские технологические площади на территории планируются значительной глубины (до 1000 м). В зависимости от применяемой технологии грузовых работ на складской технологической площади выделены зона хранения и зона приема-передачи контейнеров, размещены места складирования контейнеров, специальные полосы для движения перегрузочных машин на морской грузовой фронт в пределах технологических площадей Склады комплектации представляют собой крытые помещения площадью 10-40 тыс. м 2 , расположенные чаще всего за территорией терминала. Конструкция складов комплектации весьма разнообразна по планировке и наличию рамп. Высота уровня пола складов обеспечивает обработку через переходные мостики контейнеров, стоящих на шасси. На складах выгружают прибывшие грузы, сортируют их и комплектуют для погрузки в контейнеры одного направления. Склады оборудованы радиосвязью и телекамерами, позволяющими вести наблюдение за ходом работ.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные