Какой крепеж. Деревянный крепеж: основные элементы конструкций и методы их установки (85 фото)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 27017-86 полностью соответствует стандарту ISO 1891-79 и должен применяться совместно с ГОСТ 11708-82 «Резьба. Термины и определения».

Болт (Bolt) — крепежное изделие с метрической наружной резьбой в форме стержня или цилиндра, с головкой на противоположном конце. Головка болта может быть шестигранная, цилиндрическая — болт имбус, или сферическая — мебельный болт. Болты образуют соединение при помощи гайки или подготовленного резьбового отверстия, в соединяемом изделии. Болты бывают с полной или неполной резьбой.

Винт (Screw) — одно из крепежны изделий предназначенное для образования соединения и фиксации. Выполняется в форме цилиндра с наружной резьбой и конструктивным элементом на другом, для передачи поступательного движения крутящего момента. Головки бывают со шпицем, с накаткой или просто шлицем в торце стержня при отсутствии головки.

Шуруп (Wood screw) — популярное крепежное изделие, в быту называется — саморез. Имеет форму заостренного, конического стержня с наружной специальной резьбой, и головкой на другом конце. Резьба шурупа имеет большую ширину впадины по сравнению к ширине зуба с треугольным заостренным профилем. В отверстии соединяемого деревянного или пластмассового изделия образуется резьба посредством вкручивания.

Шпилька (Stud) — крепежное изделие в виде прутка или цилиндрического стержня с нарезанной наружной резьбой по всей длине изделия или только на концах с двух сторон.

Штифт (Pin) — специальное крепежное изделие, имеющее форму цилиндрического или конического стержня. Предназначено для фиксации различных изделий в процессе сборки.

Гайка (Nut) — крепежное изделие с метрическим резьбовым отверстием. Для конструктивной передачи крутящего момента, гайки могут быть многогранные, шестигранные, с накаткой на боковых поверхностях, со шлицем, торцевыми и радиальными отверстиями и т.д. Конструкция гайки может быть разной: колпачковая, гайка-удлинитель (муфта), усовая и т.д

Шайба (Washer) — вид крепежа, изделие с отверстием подкладываемое головку болта, винта или под гайку для увеличения опорной поверхности крежной конструкции и предотвращения самоотвинчивания.

Шплинт (Split pin) — специальное крепежное изделие представляет из себя форму проволочного стержня полукруглого сечения, сложенного вдвое на месте сгиба с образованием головки.

Заклепка (Rivet) — крепежное изделие гладкой цилиндрической формы в форме стержня с головкой, используется для получения неразъемного соединения, образуя головку на противоположном конце стержня посредством пластической деформацией.

Метизы — сокращенное словосочетание «металлические изделия». Понятие Метизы, объединяет очень широкий спектр различных товаров получаемых и изготовленных из металла. Условно делятся по назначению: широкого назначения и промышленные.

Метизы широкого назначения — металлические изделия используемые в повседневной жизни: ножницы и ножи, предметы сельскохозяйственного назначения: вилы, лопаты, грабли, разнообразные пилы, ножовки и многое другое.

Промышленные метизы — металлическая проволока, стальные канаты, стальная лента, гвозди, металлическая сетка, пружинные шайбы, разводные шплинты, костыли и заклепки применяемые в железнодорожном строительстве железнодорожные рельсы, телеграфные крючья.

Крепеж — это такой вид изделий который позволяет скреплять детали между собой. Чем более вынослив материал, из которого изготовлены различные элементы крепежа, зависит прочность и долговечность изделия в целом.

Вообще то, такое понятие как крепеж, появилось задолго летоисчисления и нашего появления на свет. Вот к примеру историки и археологи говорят что первый гвоздь был вовсе не металлический, а из рыбьей кости, иногда из шипов растений или просто вырезан из породы твердого дерева. Кстати, изначальный строительный крепеж был деревянным и при этом достаточно прочным, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней и поражающие до сих пор туристов крепостью конструкций Кижи. При этом до 15 века включительно все резьбовые соединения производились поштучно, вручную. При этом болт и гайка стоили достаточно дорого и одна гайка подходила только к одному болту. Широкое распространение болты и гайки как наиболее эффективный и проверенный временем крепеж в виде болтового соединения, получил вместе с освоением электрической металлообработки.

Основные виды строительного крепежа и крепежных изделий незаменимого при строительстве зданий и проведение ремонтных работ в помещениях.

Строительный крепеж — направление крепежа, используемое в строительстве для соединения строительных конструкций и различных сооружений. Эта группа объединяет такие крепёжные детали: саморезы, болты, винты, анкера, шпильки, гайки, хомуты, стяжки, гвозди, шурупы, дюбеля, шурупы, шплинты, шайбы и подобные им изделия.

Метрический крепёж — это такие крепежные изделия изделия, у которых шаг резьбы определенного размера (шаг резьбы — правило по определению того или иного расстояния между любыми двумя точками). К этому виду крепежа относятся болты, гайки, винты, шпильки.

Нержавеющий крепеж имеет высокую степень к сопротивляемости коррозии и тем самым имеет преимущество перед другими видами крепежа. Сопротивление коррозии в неблагоприятных условиях у нержавеющего крепежа значительно выше, к тому же он отлично противостоит окислению в щелочных, кислотных средах, и в хлористых растворах.

Благодаря длительным срокам службы крепежа из закаленной нержавеющей стали, их относят к категории высокопрочного крепежа. Высокопрочный крепеж один из видом машиностроительного крепежа, называется так потому что, выдерживает более значительные нагрузки и обладает классом прочности 8.8, 10.9, 12.9, не теряет своих характеристик прочности при высоких температурах.

Анкер — крепежная деталь разряда строительного крепежа, бывают разновидности: анкер болт и анкер гайка. Анкер способен держаться внутри фундаментов или сплошной стене, (прочной, неэластично, нехрупкой конструкции). Предназначен для крепежа строительного и другова оборудования а так же различных конструкций. Анкера как правило используются на всех субъектах строительства, от дамб, атомных станций, до типового здания включительно.

Классический дюбель применяется для крепежа каких-либо деталей в сплошной, нехрупкой и прочной стеновой или потолочной панели. Принцип крепления дюбеля это распор в процессе установки от винта либо шурупа, отчего появляется удерживающая сила трения.

Хомут — еще один вид крепежа. Хомуты в большинстве своем изготавливаются для соединения любых видов труб из металла и пластика. Пластиковые хомуты применяются дли крепления менее прочного материала, чем хомуты из металла, однако обеспечивают большую подвижность труб.

Современный строительный такелаж дают возможность подобрать крепеж для различных видов строительных работ. Такая разновидность такелажа как рым-гайка и рым-болт используются для организации подъема и перемещения грузов при проведении грузоподъемных и такелажных работ. Стальной канат или трос применяется для подъема тяжестей в строительстве, эти позиции являются важной деталью действующего грузоподъемного механизма, как для ручных талей, так и для подъемных кранов. Цепь это тоже один из видов такелажа. Стальные цепи применениюся в различных грузоподъемных механизмах, от ручных до подъемных кранов. Стальные цепи как и стальные канаты применяются для подъема и перемещения грузов различного назначения и конструкций.

Каждый крепеж изготавливается для определенных целей, поэтому видов крепежа великое множество, потому что разрабатывается и служит крепеж для конкретного материала и из конкретных деталей. Например, используя определенные виды крепежа можно соединить металл с гипсокартонном, металл с металлом, металл с гипсоволокном а также металл с деревом.

Альтернативные виды соединений имеют как преимущества так и недостатки. Например, так называемые «жидкие гвозди» — за счет простоты крепления действительно легко соединяют детали между собой. Однако, что склеено то не может держаться долго и счастливо. Клей — имеет шанс отклеиться в один день, на то он и клей! Крепеж или метизы никто не отменял!

Широко применяемые в машиностроении неподвижные соединения делят на два вида: разъемные (выполняемые в основном с помощью резьбовых крепежных изделий - болтов, винтов, шпилек и гаек) и неразъемные (выполняемые различными видами заклепок, сваркой, пайкой, склеиванием).

Резьбовые и клепаные соединения широко применяются во всех отраслях машиностроения, и на них приходится до 35% общей трудоемкости сборочных работ. Номенклатура применяемых крепежных изделий велика и имеет тенденцию к росту. Это обусловлено тем, что создание новых прогрессивных изделий, как правило, более дорогостоящих, не исключает возможности использования в простых малонагруженных узлах традиционных дешевых крепежных изделий (болтов, винтов, гаек, заклепок, шайб), гарантирующих требуемые потребительские качества машин. Например, промышленность США производит более двух миллионов типов крепежных изделий, в том числе стандартных (по терминологии США) более 50 тыс., на общую сумму в несколько миллиардов долларов в год.

Классификатор государственных стандартов крепежные изделия общемашиностроительного применения относит к группе ГЗ, которая включает в себя следующие классы: Г31 - болты; Г32 - винты, шпильки; ГЗЗ - гайки; Г34 - заклепки; Г36 - шайбы, шплинты; Г37 - штифты; Г38 - прочие промышленные метизы. В настоящее время разработаны и освоены в различных отраслях машиностроительного комплекса многие виды прогрессивных крепежных изделий, которые отсутствуют в Классификаторе государственных стандартов. Разнообразие крепежных изделий по конструктивным, технологическим, функциональным и другим признакам затрудняет исчерпывающую классификацию и описание их. Однако все крепежные изделия можно разделить на пять групп. Основой классификации является один наиболее характерный признак, определивший название каждой группы, а именно: крепежные изделия массового применения; высокопрочные резьбовые крепежные изделия; крепежные изделия для односторонней постановки и безударной клепки; крепежные изделия для высокоресурсных и герметичных соединений; крепежные изделия для соединения полимерных композиционных материалов.

Условность предложенной классификации заключается в том, что в каждой группе имеется определенная номенклатура крепежных изделий, которые можно отнести к другой группе. Например, в группе крепежных изделий для односторонней постановки и безударной клепки некоторые конструкции болтозаклепок предназначены для высокоресурсных соединений или для соединений композиционных материалов. В то же время каждая из групп включает крепежные изделия нескольких классов по Классификатору государственных стандартов. Например, в группу высокопрочных крепежных изделий входят классы болтов, винтов, гаек, в группу высокоресурсных - классы болтов, заклепок и т.д.

Однако предложенная классификация позволяет конструкторам и технологам сравнительно легко разобраться в большом разнообразии крепежных изделий и учесть специфические особенности их при проектировании и разработке технологических процессов сборки разъемных и неразъемных соединений, а также окажет помощь специалистам, занимающимся проектированием и организацией специализированного производства крепежных изделий.

Правильно назвать крепежное изделие зачастую бывает очень сложно. Что это?

Болт или винт, анкер или дюбель. Учитывая большое разнообразие этого класса изделий и сложность в их правильном названии обратимся к ГОСТу, который регламентирует названия и термины.

Ниже приведены некоторые наиболее употребляемые термины и определения в соответствии с ГОСТ 27017-86 для крепежных изделий и их конструктивных элементов. Рядом с терминами приводятся недопустимые к применению термины-синонимы с обозначениями "недопустимо!".

Виды крепежных деталей

К деталям с внешней рабочей поверхностью следует отнести гвозди, шурупы, винты, болты, шпильки, заклепки. Внутренней рабочей поверхностью, которая определяет их функциональность, обладают гайки. Анкеры и дюбели имеют как наружную, так и внут-реннюю рабочие поверхности. Приведенная ниже классификация не претендует на абсо-лютность — это скорее путеводитель по ассортименту крепежных изделий с указанием их особенностей (при этом используются определения из ГОСТ 27017-86), специфики при-менения и наиболее употребляемых в настоящее время видов.

Гвозди

Этот класс крепежных изделий не требует детального описания, поскольку хорошо знаком всякому, но заслуживает более подробного рассказа, что не входит в рамки данного материала за одним исключением. Это гвоздеобразный шуруп для гвозде-вого дюбеля — гвоздь с резьбой, который работает в комплексе с пластмассовым дюбелем. Подобное изделие при монтаже забивают как гвоздь, а при необходимости разборки вы-винчивают как шуруп. Используется для установки плинтусов и крепежа легких деревян-ных конструкций.

Болты

Болт — это крепежное изделие в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки. Болт может иметь резьбу по всему стержню (полная резьба) или на хвостовой части (неполная резьба). Как правило, болт имеет шестигранную головку, реже внутренний шестигранник под ключ. Существуют болты с Т-образной, полукруглой и потайной головками, а также от-кидные, костыльковые и анкерные болты. Некоторые болты имеют шип или ус на опор-ной поверхности головки, которые служат для предотвращения проворачивания. Исполь-зуются для болтового соединения, то есть при отсутствии внутренней резьбы в соединяе-мых деталях и необходимости неоднократной сборки и разборки.

Винты

Винт — это крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом. Конструктивный элемент для пе-редачи крутящего момента имеет несколько разновидностей. Самый распространенный из них — шлиц. Шлиц — это углубление специальной формы в торце головки болта, винта или шурупа. Самый простой шлиц имеет форму прямой сквозной или несквозной прорези. Кроме того, распространен крестообразный шлиц (в том числе варианты Philips и Pozidrive). Также существует шестиконечный шлиц Тоrх. Внутренний шестигранник также по определению является шлицем. Кроме того, винт может быть оборудован шести-гранной головкой. Головка винта бывает по форме цилиндрической, цилиндрической скругленной, полукруглой, потайной, полупотайной или линзообразной. Существуют са-монарезающие винты (с острым или плоским концом), которые в процессе завинчивания выполняют резьбу в соединяемом материале. Винт с внутренним шестигранником под ключ незаменим в случаях, когда необходимо произвести крепление в углублении цилин-дрической формы. Винтовые соединения применяются при наличии внутренней резьбы в соединяемых материалах без использования гайки и не предполагают частой сборки и разборки. С эстетической точки зрения винтовые соединения (особенно при использова-нии деталей с потайной головкой) выгодно отличаются от соединений болтовых.

Шпильки

Шпилька — крепежное изделие в форме цилиндрического стержня с на-ружной резьбой на обоих концах или на всей длине стержня. Шпилечное соединение применяется при наличии резьбы в одном из соединяемых материалов. Фиксация произ-водится с помощью гайки (при необходимости добавляется шайба). Следует заметить, что использование шпилек не украшает внешний вид соединения.

Шурупы

Шуруп — крепежное изделие в форме стержня со специальной наружной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, образующее резьбу в отверстии соединяемого деревянного или пластмассового изделия. При этом специальная резьба имеет заостренный треугольный профиль и большую ширину впадины по сравне-нию с шириной зуба. Это — наиболее часто применяемый в строительных и отделочных работах класс крепежного изделия. Незаменим при монтаже гипсокартонных листов на металлический (саморез с частой резьбой) или деревянный (саморез с редкой резьбой) каркас. Различные виды шурупов применяются при выполнении кровельных, фасадных работ, при соединении металлических листов. Кровельный шуруп имеет шестигранную головку и оборудован обыкновенной шайбой и уплотнительной шайбой из атмосферо-стойкой нестареющей резины. Выпускается окрашенным (до 18 цветов), и поэтому его применение способствует созданию эстетически достойного внешнего вида здания. Строение шлицев и головок шурупов не отличается от аналогичных элементов винтов. Сантехнические шурупы имеют шестигранную головку.

Гайки

Гайка — это крепежное изделие с резьбовым отверстием и конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Применяется в болтовых и шпилечных со-единениях, часто в сочетании с шайбой. Кроме обыкновенной используются несколько особых разновидностей гаек. Колпачковая гайка (элемент со сферической и плоской тор-цевыми поверхностями и глухим резьбовым отверстием) применяется в качестве декора-тивной. Гайка-барашек имеет плоские выступающие элементы для передачи крутящего момента и затягивается вручную. Самоконтрящаяся гайка имеет нейлоновый вкладыш, который предохраняет от самопроизвольного отвинчивания. Подобная деталь применя-ется при повышенных вибронагрузках. Кроме этого, следует упомянуть гайку с фланцем, корончатую, удлиненную, прорезную и приварную гайки.

Шайбы

Шайба — это крепежное изделие с отверстием, подкладываемое под гайку или головку болта либо винта для увеличения опорной поверхности и (или) предотвраще-ния их самоотвинчивания. Различается несколько видов шайб. Плоская шайба имеет плоскую опорную поверхность. Шайба, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при помощи конструктивных элементов, называется стопорной. Пружинная шайба (также называемая гровером) — это разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий посредством ее упругой деформации под нагрузкой. Изготавливается из пружинной стали, как и контрящая шайба (по виду напоминает гровер, но не имеет разреза).

Заклепки

Заклепка это крепежное изделие в форме гладкого цилиндрического стержня с головкой на одном конце, служащее для получения неразъемного соединения за счет образования головки на другом конце стержня пластической деформацией. В настоящее время для работ с применением гипсокартонных или металлических листов ис-пользуются тяговые заклепки. Как правило, ножка тяговой заклепки выполняется из стали. Устанавливается с помощью специального аппарата.

Дюбели и анкеры

Основной принцип, на котором основана работа анкеров и дюбе-лей, можно продемонстрировать на простом примере. В бетонной стене высверливается отверстие, в него помещается деревянная пробка, в которую вбивается гвоздь. Именно не-обходимостью надежного крепления в твердых основаниях вызвано появление анкеров и дюбелей. Анкерное (дюбельное) крепление состоит из двух элементов. Во-первых, это гильза, которая устанавливается в предварительно высверленное отверстие. Между гиль-зой и материалом основания возникает сила трения. Это происходит за счет механиче-ского расширения гильзы в отверстии — что может достигаться разными способами. В гильзу вставляется крепежная деталь — болт, винт, шпилька, шуруп, специальный гвоздь. Кроме этого, анкеровка может происходить за счет внешнего или внутреннего упора. Ан-керы предназначены для восприятия высоких нагрузок и поэтому выполняются из ме-талла. Дюбели рассчитаны на меньшие нагрузки и изготавливаются из пластика (нейлон, полиэтилен). Из областей практического применения анкеров следует упомянуть монтаж дверных коробок, специальные дюбели используются для установки оконных пакетов.

Крепежные изделия (в большинстве случаев они изготавливаются из стали, в том числе из нержавеющей или кислотоупорной), как правило, имеют специальные покрытия, которые могут быть защитными или декоративными. Защитные покрытия предохраняют деталь от коррозионного воздействия внешней среды. Декоративные покрытия придают внешнему виду изделия надлежащие эстетические качества. Для защитных покрытий ис-пользуются в основном цинк и хром. Для декоративных — медь, никель и хром.

Рассмотрим наиболее часто употребляемые виды покрытий для крепежных деталей. Прежде всего это цинковое защитное покрытие, которое встречается в двух вариантах. Горячеоцинкованное покрытие получается путем погружения изделия в расплавленный цинк (температура 450-480 градусов). Слой такого покрытия колеблется в пределах 50-150 мкм. Электрооцинкованное покрытие (толщина 5-35 мкм) образуется гальванизацией. Ан-тикоррозийная устойчивость цинкового покрытия может быть увеличена с помощью пас-сирования изделия в растворе хромовой кислоты, в результате чего на поверхности детали образуется хроматная пленка (соединение цинка с хромом). На защитные свойства этой пленки не влияют даже царапины. Изделия с таким покрытием называются желтопасси-рованными, Если предполагается дальнейшая окраска или лакирование, то целесообразно применить фосфатированные крепежные изделия. Такое покрытие обладает хорошими антикоррозийными качествами и повышает адгезию лакокрасочных материалов.

Приведенный обзор крепежных изделий по необходимости является кратким и, конечно, далек от исчерпывающей полноты. В нем не рассмотрены некоторые специальные детали для крепежа — например, штифты и шплинты. Отдельной темой являются также крепления, подразумевающие использование клеящих составов, — клеевые анкеры

Любое изделие, собранное из отдельных деталей, не распадается на части благодаря надежным креплениям, которые часто скрыты от глаз. Эти элементы обычно стоят недорого, однако именно от них зависит прочность и долговечность конструкции в целом.

Взгляните на фото металлического крепежа, он представлен в большом ассортименте, у него современный дизайн. Его роль возросла благодаря разработке передовых технологий в строительстве и появлению новых кровельных материалов: крепежные элементы позволяют ускорить отделочные работы.

Какой крепеж выбрать? Основные требования

Крепеж для металлических конструкций следует подбирать особенно тщательно, от этого зачастую зависит безопасность людей. Необходимо, чтобы крепежные элементы соответствовали основным требованиям и обладали следующими характеристиками:

Прочность. Этот параметр напрямую зависит от качества использованных в производстве материалов, также важно, чтобы при изготовлении строго соблюдалась технология. Примером продукции, отвечающей необходимым стандартам качества, является крепеж, сделанный из металла, ТМ «Зубр».

Антикоррозийная стойкость. На изделия наносят специальную защиту, оцинкованное покрытие считается одним из самых распространенных, от других его легко отличить по характерному светло-серебристому цвету.

Цинк может наноситься на поверхность двумя различными способами: для получения горячеоцинкованного покрытия металлические детали опускают в цинк при температуре 450-480 градусов, слой горячего металла может быть от 50 до 150 мкм.


Второй способ называется гальванизацией; его суть состоит в том, что на деталь наносится электроцинкованное покрытие путем электролиза, толщина слоя может варьироваться в пределах: 5 – 35 мкм.

Другая распространенная антикоррозийная защита – это пассивирование в специальном растворе с хромовой кислотой. Любой крепеж для металлического профиля опускается в раствор, за счет чего поверхность детали полностью покрывается тонкой оксидной пленкой, обладающей повышенной прочностью.

Царапины никак не влияют на хроматную пленку желтого цвета с серебристым оттенком, желтопассированный крепеж не подвержен действию коррозии.

Следует правильно выбирать типы металлического крепежа, запланировав впоследствии строительную конструкцию покрасить или зашпаклевать, покупайте крепежные элементы с покрытием, обладающим устойчивостью к воздействию коррозии, которое надежно сцепляется с лакокрасочными материалами и шпатлевкой.

Различают 2 способа получения такого покрытия: фосфатирование и оксидирование, первый метод предполагает проведение химической обработки с применением деполяризаторов и фосфатов, а второй – с помощью щелочных растворов.


В обоих случаях получаются черные изделия, которые реализуются в строительных магазинах наряду с крепежом, имеющим только антикоррозийное покрытие.

Как узнать, пригоден ли крепеж для монтажа?

На пригодность влияют 2 параметра: продуманность в конструкционном плане и производство рабочего профиля с предельной точностью.

Рабочий профиль представляет собой форму поверхности инструмента, за счет которой передается усилие от инструмента к крепежному элементу при откручивании или закручивании, и совсем не обязательно обладать недюжинной силой, чтобы с ним работать.

Производители выпускают различные рабочие профили, если наконечник вставляется в головку шурупа или винта, этот рабочий профиль называется внутренним, если рассматривать внешний рабочий профиль, инструмент охватывает крепежную головку.

Лучше выбирать крепежи с большой суммарной площадью, это означает, что у крепежа и рабочей части инструмента много «пятен контакта».

Динамика роста «пятен контакта» в зависимости от увеличения нагрузки также играет важную роль, о которой не следует забывать. Рекомендуется использовать рабочие профили, если у них увеличивается суммарная площадь при приложении усилий.

Почему происходит срыв крепежа?

Металлический или металла можно сорвать, прилагая слишком много усилий при откручивании или закручивании болтов и других крепежных элементов, встречаются случаи, когда крепеж деформируется.


Не следует использовать инструменты с неподходящими профилями, другой распространенной причиной является неправильное размещение в профиле крепежа рабочей части инструмента, и, наконец, не работайте с низкокачественным инструментом.

Рабочий профиль тщательно нужно подбирать для каждого случая с учетом условий эксплуатации конструкции, насколько удобным является доступ к крепежу, от состояния окружающей среды зависит, будет ли крепеж постоянно подвергаться воздействию влаги. Выбирайте рабочие инструменты правильно, соблюдая все вышеперечисленные условия, и вы не ошибетесь.

Фото металлических крепежей

При проведении строительных, ремонтных и других работ, в машиностроении…, почти в любом производстве невозможно, или крайне сложно обойтись без применения различного рода крепежных изделий. Металлический крепеж — это гарантия надежного соединения отдельных деталей между собой. Самыми распространенными и востребованными крепежными изделиями по праву считаются метизы — изделия из металла.

Классификация крепежных изделий

1. Анкерный крепеж — технически сложные стальные изделия, несущие высокие нагрузки (до 5 тонн).

2. Шурупы и саморезы — наиболее часто востребованный и простой в исполнении вид крепежа. Имеет очень широкое распространение и применение.


3. Метрические крепежные соединения — самый надежный и распространенный вид (гайки, болты, шайбы и т. д.)

4. Дюбеля — в основном изделия из пропилена или нейлона. Используются совместно с шурупами или саморезами.


5. Гвозди — изготавливаются из металла для крепления деталей на деревянных основаниях.

6. Перфорированные отверстиями ленты — производятся из листовой стали (уголки, перфолента…). Часто применяются при строительстве домов из дерева.


7. Такелажные крепежные изделия — служат для крепления и перемещения различных грузов (тросы, цепи, карабины…).

Анкерные крепежные изделия

Есть несколько видов анкеров:

  • забивной анкер — металлическая втулка. С одной стороны резьба, другая сторона разрезана. Внутри имеется клин, который при забивании (в основном в бетон) надежно удерживает монтируемую конструкцию;
  • клиновой — применяется также в бетонах и натуральных камнях. Забивается и дополнительно закручивается гаечным ключом;
  • разжимной — специальный разжимной механизм раскрывается внутри основания;
  • химический анкер — заранее подготовленное отверстие заполняется химическим составом и вводится крепежный стержень.

Электромонтажные крепежные изделия

Некоторые виды:

  • дюбель-скоба для проводов круглых и плоских;
  • стяжка кабельная;
  • зажим провода универсальный;
  • крепление плоского и круглого провода;
  • хомуты;
  • крепления для гофрированных труб, ПВХ и кабелей.

Саморезы и шурупы

Подразделяются по видам головки:

  • шестигранная;
  • полуцилиндрическая;
  • потайная;
  • полусферическая;
  • с шлицем крестообразным.

По видам наконечников различаются:

  • с острым концом;
  • в виде сверла.

В зависимости от применения подразделяются:

  • для соединения деревянных деталей;
  • для соединения металлических деталей;
  • кровельные.

Защита крепежных изделий гальваническим покрытием

Служит для увеличения срока службы. Антикоррозийное покрытие может быть:

  • медным;
  • оловянным;
  • цинковым;
  • никелевым;
  • кадмиевым.

В различных отраслях промышленности применяются два основных типа неподвижных соединений:

  • Разъемные — с применением резьбовых крепежных элементов: болтов, гаек, шпилек и винтов;
  • Неразъемные — выполняемые при помощи сварки, склеивания, клепания, пайки.

Названные типы крепежей применяются во всех отраслях машиностроения, и на произведение данных работ приходится около 35% общих затрат труда. Ассортимент используемых крепежей очень велик и постоянно расширяется, поскольку в эксплуатацию постоянно вводится новое, более совершенное и дорогое оборудование, производство которого требует использования более надежных и долговечных соединений, которые, помиго прочего должны соответствовать и эстетическому уровню оборудования.

В государственной классификации крепеж, применяемый в машиностроении, относится к группе ГЗ, в которой выделяются следующие подгруппы: Г31 (болты); Г32 (винты, шпильки); ГЗЗ (гайки); Г34 (заклепки); Г36 (шайбы, шплинты); Г37 (штифты); Г38 (прочие промышленные метизы). На данный момент многие современные и прогрессивные виды крепежа, активно использующиеся в машиностроении, не входят в Классификатор государственных стандартов. Большое разнообразие крепежей, различных по конструкции и технологичности в значительной степени затрудняет их описание и определение принадлежности к тому или иному классу. Несмотря на сложившиеся трудности, крепежи можно разделить на пять основных групп по одному наиболее характерному признаку, который и лежит в основе названия каждой группы:

  • крепеж широкого использования;
  • крепежи для соединения полимерных композиционных материалов;
  • резьбовые крепежные элементы высокой прочности;
  • крепежи для высокоресурсных и герметичных соединений;
  • крепежные элементы для односторонней постановки и безударной клепки.

Данная классификация довольно условна, поскольку многие виды крепежей можно относить к различным группам из-за их многофункциональности. В то же время в каждую группу входят крепежные элементы, относящиеся к различным классам, согласно Классификатору государственных стандартов. К примеру, в группу резьбовых крепежей повышенной прочности отнесены винты, болты и гайки, а классы болтов и заклепок входят в группу высокоресурсных крепежей.

Описанная классификация помогает работникам технических и конструкционных отделов свободно ориентироваться в широком разнообразии крепежных инструментов и применять необходимые элементы в каждом конкретном случае, разрабатывая оптимальные конструкции машиностроения с надежными креплениями. Также эта классификация удобна для проектировщиков различных видов крепежей.

Достаточно сложно дать правильное название крепежному элементу из-за такого разнообразия. Для того чтобы разобраться в видах крепежей, лучше обратиться к терминологии по ГОСТу. Ниже рассмотрим наиболее часто употребляемые определения крепежных элементов, соответствующие ГОСТ 27017-86.

Общие понятия
Тип крепежа Деталь для образования соединения.
Болт Крепежное изделие в форме стержня с наружной резьбой на одном конце, с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия в одном из соединяемых изделий.
Винт Крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом.
Примечание:
Конструктивный элемент винта для передачи крутящего момента может представлять головку со шлицем, головку с накаткой или, при отсутствии головки, шлиц в торце стержня.
Шуруп Крепежное изделие в форме стержня с наружной специальной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, образующее резьбу в отверстии соединяемого деревянного или пластмассового изделия.
Примечание:
Специальная резьба имеет треугольный заостренный профиль и большую ширину впадины по сравнению с шириной зуба.
Шпилька Крепежное изделие в форме цилиндрического стержня с наружной резьбой на обоих концах или на всей длине стержня.
Штифт Крепежное изделие в форме цилиндрического или конического стержня для фиксации изделий при сборке.
Гайка Крепежное изделие с резьбовым отверстием и конструктивным элементом для передачи крутящего момента.
Примечание:
Конструктивным элементом гайки для передачи крутящего момента может быть многогранник, накатка на боковой поверхности, торцевые и радиальные отверстия, шлицы и т.д.
Шайба Крепежное изделие с отверстием, подкладываемое под гайку или головку болта или винта для увеличения опорной поверхности и(или) предотвращения их самоотвинчивания.
Шплинт Крепежное изделие в форме проволочного стержня полукруглого сечения, сложенного вдвое с образованием головки.
Заклёпка Крепежное изделие в форме гладкого цилиндрического стержня с головкой на одном конце, служащее для получения неразъемного соединения за счет образования головки на другом конце стержня пластической деформацией.
Виды крепежа
Ступенчатый болт Болт, диаметр гладкой части стержня которого превышает номинальный диаметр резьбы.
Откидной болт Болт, головка которого выполнена в виде подвижной части шарнирного соединения.
Призонный болт
Недопустимо:
Болт для отверстия из-под развертки
Болт, диаметр гладкой части стержня которого определяют из условия обеспечения работы соединения на срез.
Фундаментный болт Болт со специальной формой головки, служащий для крепления оборудования к фундаменту.
Примечание:
Специальная форма головки может представлять раздвинутые лапки прорезной части стержня, отогнутую часть стержня и т.д.
Невыпадающий винт Винт, диаметр гладкой части стержня которого меньше внутреннего диаметра резьбы.
Самонарезающий винт Винт, образующий специальную резьбу в отверстии одного из соединяемых пластмассовых или металлических изделий.
Самосверлящий самонарезающий винт Самонарезающий винт с концом формы сверла.
Установочный винт Винт с концом специальной формы, служащие для фиксации изделий относительно друг друга.
Примечание:
Специальная форма конца может быть цилиндрической, конической, плоской и т.д.
Пружинный штифт Штифт цилиндрического сечения с продольным пазом по длине, изготовленный из пружинной стали.
Прорезная гайка Шестигранная гайка с радиально расположенными прорезями под шплинт со стороны одной из торцевых поверхностей.
Корончатая гайка Шестигранная гайка, часть которой выполнена в виде цилиндра с радиально расположенными прорезями под шплинт.
Колпачковая гайка Гайка со сферической и плоской торцевой поверхностями и глухим резьбовым отверстием.
Гайка-барашек Гайка с плоскими выступающими элементами для передачи крутящего момента.
Плоская шайба Шайба с плоской опорной поверхностью.
Пружинная шайба Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой.
Стопорная шайба Шайба, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при помощи конструктивных элементов.
Примечание:
Конструктивными элементами шайбы являются лапки, носки, зубья и т.д.
Пустотелая заклёпка Заклепка со стержнем трубчатого сечения.
Полупустотелая заклёпка Заклепка, концевая часть стержня которой имеет трубчатое сечение.
Элементы крепежа
Стержень крепежного изделия
Стержень
Часть крепежного изделия, непосредственно входящая в отверстия соединяемых изделий или ввертываемая в материал одного из них.
Головка крепежного изделия
Головка
Часть крепежного изделия, имеющего стержень, служащая для передачи крутящего момента и (или) образования опорной поверхности.
Подголовок болта
Подголовок
Гладкая часть стержня болта цилиндрической, овальной или квадратной формы, непосредственно примыкающая к головке и служащая для центрирования болта или предотвращения его проворачивания.
Бурт крепежного изделия
Бурт
Недопустимо
Фланец
Выступ на опорной поверхности многогранной гайки, головки болта или винта, выполненный в форме цилиндра или усеченного конуса диаметром, большим диаметра их описанной окружности.
Опорный выступ крепежного изделия
Опорный выступ
Недопустимо
Опорная шайба,
"Мертвая шайба"
Кольцевой выступ на опорной поверхности многогранной гайки или головки болта, диаметр которого меньше размера под ключ.
Примечание:
Под размером под ключ понимается расстояние между противоположными гранями многогранной гайки или головки болта, винта, измеренное в плоскости, нормальной к их оси.
Шлиц крепежного изделия
Шлиц
Углубление специальной формы в торце головки болта, винта или шурупа, в торце установочного винта без головки, вдоль образующей или в торце гайки.
Примечание:
Форма шлица может быть шестигранной, крестообразной, в виде сквозной или несквозной прорези и т.д.
Шип болта
Шип
Выступ на опорной поверхности головки болта, служащий для предотвращения его проворачивания.
Ус болта
Ус
Выступ на опорной поверхности головки и стержня болта, служащий для предотвращения его проворачивания.
Буравчик Резьбовой конический конец шурупа, служащий для нарезания резьбы в деревянном или пластмассовом изделии при образовании соединения.

ГОСТ 27017-86 полностью соответствует требованиям стандарта ISO 1891-79 и дает терминологические определения крепежей, используемых в машиностроении. В стандартах указываются только основные термины. Но процесс появления новых видов крепежей на российском рынке не останавливается, поэтому пополнение терминологии является постоянным. При этом все участники рынка желают принятия стандартизированной терминологии для предотвращения разночтений.

В данной статье использованы материалы сайта http://www.kvadromet.ru/article/a013.html

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные