Порушенные святыни. «Общее дело»: зачем восстанавливать брошенные церкви на Русском Севере? Не восстановленные святыни

Так называется благотворительный фонд, созданный Московской епархией. Сопредседателями попечительского совета фонда являются митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев.

"Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья, несмотря на то, что многое сделано, не оставляет меня. Существующее состояние многих храмов, разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье, не может не вызывать скорбных чувств. Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас…. Горячо надеюсь, что никто в Подмосковье не останется равнодушным к этой инициативе. Московская епархия уже перечислила на счет фонда более двадцати шести миллионов четырехсот тысяч рублей. Я со своей стороны тоже внес свою лепту в это святое дело. Призываю духовенство и мирян, общественные организации, благотворителей и всех жителей Подмосковья принять активное участие в восстановлении порушенных святынь Подмосковной земли своими пожертвованиями".

Из обращения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия


В список восстанавливаемых храмов вошли расположенные на территории Клинского благочиния Троицкая церковь с. Троицкое и Знаменская церковь с. Теплое.

Троицкая церковь с. Троицкое

Название села Троицкое связано со стоящим в нем храмом. Каменная церковь была построена в 1794 году на средства местного помещика И.Е. Кислинского. В 1934 году храм закрыли, а здание передали под школу. В 50-х годах оно использовалось местным колхозом как склад. К моменту передачи здания Русской Православной Церкви сохранились лишь руины трапезной части и первого яруса колокольни.

Знаменский храм с. Теплое

Знаменская церковь с. Тёплое - памятник истории и культуры федерального значения. Она была частью усадебного комплекса, спроектированного одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма Н.А. Львовым. Этот храм, построенный в 1797 году, стал памятником высочайшего художественного уровня. Но его красота не остановила вандалов. В советское время, пытаясь найти якобы спрятанные в храме сокровища, они сначала разграбили ризницу, а потом разрушили и внутреннее убранство. Кладоискатели не пощадили даже могилы старинного кладбища, расположенного за главным алтарем храма.

В 2008 году Знаменская церковь была приписана к Преображенскому храму пос. Нудоль.

Список храмов Клинского благочиния, нуждающихся в восстановлении, конечно, не ограничивается только двумя этими храмами. Но за последние годы он заметно сократился. На конец декабря 2014 года девять храмов и две часовни на территории района были построены заново, четыре часовни и десять храмов восстановлены полностью, а в шестнадцати работы продолжаются, в том числе в Одигитриевской церкви с. Городище, которая скоро отметит свой 225-й день рождения.

Реквизиты для перечисления пожертвований и подробную информацию о благотворительном фонде можно найти на сайте sohranihram.ru .

Составила Е. Кислова

Обращение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
С благословения Его Святейшества мы приступаем к этому святому делу. Московской епархией создан благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, и я благодарен губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву, что он вместе со мной стал сопредседателем его Попечительского совета. Горячо надеюсь, что никто в Подмосковье не останется равнодушным к этой инициативе.



Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова
До революции в Клинском уезде было 68 приходов. Центр благочиния находился в Троицком соборе. А до того, как собор появился, эту роль выполняла Успенская церковь, что на ул. Папивина. Она являлась главным храмом Успенского монастыря - древнейшего очага нашей культуры. Не случайно и улица, и переулок на бывшей его территории называются Школьными: именно здесь, при монастыре, появилась в Клину первая школа - церковно-приходская, первая богадельня и больница.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Страшные потери и чудовищные разрушения принесла нашему Отечеству война 1941-1945 гг. В течение первых же месяцев войны многие русские православные святыни были превращены в груды битого кирпича. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно и планомерно.

Любая война несет с собой горе и страдание для народа, разрушаются города, гибнет культура. Но никогда мировая история не знала таких потерь и чудовищных разрушений, какие были совершены немецко-фашистскими захватчиками на территории нашего Отечества в 1941-1945 гг. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно, планомерно, по прямому предписанию Гитлера, объявившему, что «памятники истории на Восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению». Был прямой гитлеровский приказ «сравнять Ленинград (Санкт Петербург) с землей», не только этот город, но и Москву, и все центральные города страны.

Молниеносный захват русских территорий в первые месяцы войны, тотальное уничтожение всего на своем пути превратили в груды битого кирпича многие православные святыни. Сильно пострадал древнейший центр православия - Киев. В городе наряду с гражданскими сооружениями были разрушены многие церкви. Почти полностью был разрушен Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры. От этого храма осталось лишь незначительная часть. Экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) писал: «Нельзя без пронизывающей все внутреннее существо скорби смотреть на груды развалин, высящихся на месте взорванной немцами Великой Лаврской церкви, или Успенского собора, созданного гением бессмертных строителей… Перед взрывом собора немцы вывезли ценности в крытых грузовиках.. Так называемая «Верхняя Лавра» разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора их руками ограблены и разбиты церкви: Больничная Никольская, Трапезная и все 33 монастырские корпуса». Разрушению и осквернению подверглись и другие святыни этого древнего города.

В Чернигове разрушен древнейший храм св. Параскевы (конец XII в.) Пятницкого монастыря. 23 августа 1941 г. храм полностью выгорел от зажигательной бомбы, а 26 сентября 1943 г. стены храма разрушены во время воздушной бомбардировки отступающих войск неприятеля.

В Смоленске, Полоцке были уничтожены многие храмы. Из музейного фонда государственного музея в Полоцке были украдены многие ценнейшие памятники прикладного искусства. Среди них бесследно исчез уникальный напрестольный крест прп. Ефросинии Полоцкой.

Особо жестоко разрушались памятники церковного зодчества в Новгороде. Эти земли исторически избежали многих страшных разрушительных нашествий, но их не миновали события последней войны. Осада Новгорода продолжалась 29 месяцев и была снята только 20 января 1944 г.

Сильно пострадала св. София Новгородская (XI в.). Храм получил многочисленные серьезные повреждения, разрушен центральный купол. Погибла уникальная фреска Пантократора. Бесследно исчезла часть богатейшей ризницы, не вывезенная советскими властями. Среди утрат: иконы XVI в., иконостасы, резные позолоченные царское и митрополичье место, уникальное паникадило, вложенное в собор царем Борисом Годуновым. При отступлении немецкие солдаты сняли с куполов всю позолоченную медную обшивку.

Значительно пострадал древнейший собор Юрьева монастыря (XII в). Храм остался без кровли, золоченые медные листы с куполов были украдены. В башне собора (где находятся фрески XII в.) захватчики устроили наблюдательный пункт. В Никольском соборе на дрова разобрали нижний ярус иконостаса XVIII в. Росписи XII в. во многих местах прострелены. Храм Спаса на Нередице (XII в.) был уничтожен полностью прицельным огнем. Погибли почти все фрески XII-XIII вв. Превращен в руины храм свт. Николая на Липне (XII в.), погибли уникальные фрески. Полностью уничтожен храм Успения Богородицы на Волотовом поле (XIV в.), погибли уникальные фрески и иконостас (XV в.). Погибли храмы: Спаса на Ковалеве, Благовещения на Городище, св. Андрея на Ситке, свв. Флора и Лавра, Архангела Михаила в Сковородском монастыре. Сильно пострадали фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения (1374 г.) и св. Феодора Стратилата (1361 г.). Полностью разрушен Хутынский монастырь.

Псков был одним из красивейших русских городов. Его красота производила сильное впечатление, даже на врагов подступавших к его стенам. «Пскова больше нет, и никогда не будет!» - заявило фашистское командование, покидая город. После ухода вражеских войск, в Пскове сохранились нетронутыми только 4 храма (причем 2 из них XV в., 2 – XVI в.). Разрушена Гдовская церковь и церковь свт. Никиты близ Пскова. Взорван храм Савинновой пустыни (XV в.) с древним иконостасом. Сильно пострадал Снетогорский монастырь, пострадали фрески 1313 г. Была взорвана колокольня-храм (XVII в.), от которой не осталось даже фундаментов. Разрушен уникальный Никольский храм (XV в.) в слободе близ Пскова.

Разрушениям подверглись многие святыни на захваченных территориях около Москвы. В Ново-Иерусалимском монастыре почти полностью разрушен уникальный собор Воскресения Христова (XVII-XVIII вв.). Уничтожено все внутреннее убранство (проект Ф.-Б. Растрелли, И.И. Бланк), погибла уникальная часовня-иконостас (проект А.Л. Витберга). Уничтожено или украдено много предметов церковной старины из фондов не эвакуированного музея.

Много памятников XVIII-XIX вв. пострадало в окрестностях Ленинграда. Погиб храм в Царском селе работы архитектора М.Ф. Казакова и многое другое. Было вывезено много произведений искусства из захваченных музейных фондов. В числе вывезенных немцами бесценных произведений оказались многие православные святыни. Посещая после освобождения окрестности Ленинграда, митрополит Алексий (Симанский) писал: «Прекрасный Петергофский собор стоит с разобранными куполами, с которых немцы содрали золотые листы, с разбитыми стенами, зияющими окнами. Говорят, они простреливали из пистолетов иконы в Петергофском соборе. Другие церкви представляют еще более удручающее зрелище. Разбита церковь Серафимо-Дивеевского подвория, совершенно разрушена кладбищенская церковь в Старом Петергофе. Там собрались спасаться от бомбежки верующие… Теперь как памятник позорного фашистского злодейства лежит на земле огромная груда красных кирпичей, напоенных кровию русских жертв германского зверства (в храме погибло более 2 тыс. человек)».

Захватчики понесли заслуженную кару, но многие святыни утрачены безвозвратно. Что-то из разрушенного было восстановлено, но некоторые храмы доныне лежат в руинах, оставаясь живым напоминанием о той страшной войне .

ОБРАЩЕНИЕ

МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ

К ДУХОВЕНСТВУ, МИРЯНАМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,

БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ И ЖИТЕЛЯМ ПОДМОСКОВЬЯ

Возлюбленные служители Алтаря Господня, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры! Уважаемые жители Подмосковья!

Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья, несмотря на то, что многое сделано, не оставляет меня. Существующее состояние многих храмов, разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье, не может не вызывать скорбные чувства. Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас.

Когда 5 ноября 2014 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области, я публично поделился с Его Святейшеством своими мыслями, сказав: «Несмотря на то, что сотни и сотни храмов построены за это время в Московской области и еще больше восстановлено, со скорбью констатирую, что до сих пор не хватило ни сил, ни веры, ни жертвенности, чтобы несколько сотен храмов поднять из руин. Но веруя в Ваше благословение, мне хочется, чтобы с этого дня наше духовенство ревностно постаралось восстановить все до одного порушенные святыни на нашей Подмосковной земле».

С благословения Его Святейшества мы приступаем к этому святому делу. Московской епархией создан благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, и я благодарен губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву, что он вместе со мной стал сопредседателем его Попечительского совета. Горячо надеюсь, что никто в Подмосковье не останется равнодушным к этой инициативе.

Московская епархия уже перечислила на счет фонда более двадцати шести миллионов четырехсот тысяч рублей. Я со своей стороны тоже внес свою лепту в это святое дело.

Призываю духовенство и мирян, общественные организации, благотворителей и всех жителей Подмосковья принять активное участие в восстановлении порушенных святынь Подмосковной земли своими пожертвованиями.

Заранее всех Вас благодарю и призываю на Вас Божие благословение.

Из Доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

Как вам известно, 1 декабря 2014 г. был создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, основной целью деятельности которого является оказание материальной помощи в восстановлении храмов, нуждающихся в неотложной реставрации.

За период с 1 января 2015 г. по 21 декабря 2016г. Фонд собрал добровольных пожертвований на сумму 258 млн. рублей. Из них израсходовано более 256 млн. рублей.

Средства, полученные Фондом, расходовались в рамках принимаемых его Управляющим советом благотворительных программ. С момента начала работы в декабре 2014 г. по настоящий момент Фондом рассмотрено 33 заявки. Из них 24 удовлетворены, работы по ним выполнены в запланированном объеме. Суммарно, в процессе сбора информации, первичных технических обследований, в проектировании, а также непосредственно в стадии реставрации в работе у Фонда в настоящее время находится 26 храмов.

Полностью завершены ремонтно-реставрационные работы по Вознесенскому храму села Сенницы Озерского района, Ильинскому храму села Пруссы Коломенского района и Воскресенскому храму села Воскресенское Рузского района. Все они освящены мною в этом году.

Заметные результаты деятельности Фонда не могут не радовать, но в восстановлении нуждаются еще 250 храмов. Поэтому Фонд имеет обширные планы на будущее, осуществление которых будет зависеть от размера поступающих пожертвований.

Считаю, что каждый из нас должен показывать личный пример жертвенности. Кроме того, в строительстве или восстановлении приходских храмов принимают участие состоятельные люди. Хорошо было бы Вам воспользоваться этими связями и попросить этих людей или иных благотворителей поучаствовать в восстановлении порушенных святынь.

На недавнем собрании я поручил каждому благочинному взять на себя ответственность за восстановление силами возглавляемых ими приходов хотя бы одного из 250 порушенных храмов. Таким же образом и состоятельные люди могли бы помочь восстановлению какого-то храма. К сожалению, пока я не вижу ваших усилий в этом направлении. Ежеквартально буду ждать от благочинных их сообщений по этим вопросам и надеюсь на положительную динамику.

За прошедший год приходами было внесено 68,8% от общей суммы взносов в Фонд, лично священнослужителями - 6,1%. Информация о том, как осуществляются пожертвования, ежемесячно публикуется в «Московских Епархиальных Ведомостях», причем указывается наименование каждого прихода и имя каждого жертвователя.

В следующем году исполняется сто лет с момента начала гонений на Русскую Православную Церковь. 31 октября я попросил отцов благочинных представить в Московское Епархиальное управление сведения о памятных и юбилейных датах, которые связаны с историей восстанавливаемых храмов и новомучениками, служившими в них. Было бы важным и полезным начинанием совершать в эти дни соборные богослужения, по возможности на тех местах, где находится (или находился) тот или иной разрушенный храм, привлекая внимание общественности к порушенной святыне и подвигу новомучеников, которые совершали в них свое служения. Список таких храмов мной уже утвержден.

В благочиниях необходимо иметь издания, рассказывающие об этих храмах. Всеми возможными способами священник должен информировать прихожан о деятельности Фонда, призывая к участию в деле восстановления порушенных святынь и показывая, я повторяю и настаиваю, личный пример.

13 декабря в Московской областной думе прошла конференция «Восстановление порушенных святынь - долг современных поколений». В ее работе приняли участие заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Павлович Овсиенко, председатель Мособлдумы Игорь Юрьевич Брынцалов, министр образования Московской области Марина Борисовна Захарова, депутаты, сотрудники Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь, викарии Московской епархии, сотрудники Отдела по реставрации и строительству. Совместное проведение этого форума еще раз доказывает, что в непростом деле восстановления порушенных святынь необходимо объединить усилия всех, кто неравнодушен к судьбе национального духовного и культурного наследия.

29 марта исполнилось 30 лет иерейской хиротонии (рукоположения в священники) благочинного церквей Красногорского округа протоиерея Константина Островского. В этот день состоялась соборная служба в Успенском храме, настоятелем которого является отец Константин Островский. Службу возглавил
епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии.
Накануне митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, глава Московской областной епархии, вручил медаль Москов-ской епархии «За усердное служение» II степени благочинному Красногорского церковного округа, настоятелю Успенского храма г. Красногорска, директору благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, протоиерею Константину Островскому по случаю предстоящего 30-летия его хиротонии. Награждение состоялось в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
Отец Константин Островский отметил: «Меня рукоположили
в 1987 году. В Успенском храме Красногорска служу с 1990 года». За время служения протоиерея Константина Островского
в Красногорском округе были восстановлены семь храмов - объектов культурного наследия. Никольский храм Красногорска (мкр Павшино) восстановлен для богослужения, однако нуждается в масштабной реставрации. Построено много новых храмов. Поэтому темой беседы с протоиереем было восстановление храмов: как в Красногорском округе, так и в Подмосковье.

Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь был создан 1 декабря 2014 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Учредителем фонда является Московская епархия. Председатель управляющего совета - секретарь Московской епархии протоиерей Михаил Егоров. Экспертный совет фонда возглавляет игумен Серафим (Голованов). По светскому образованию он инженер-реставратор.

- Как пополняется фонд?

Осуществляется сбор добровольных пожертвований от религиозных организаций епархии, светских организаций, от священнослужителей и прихожан храмов, жителей Московской области.

- Как организована работа фонда?

Благочинные округов обращаются в фонд напрямую. Для оценки масштаба работ члены экспертного совета выезжают на место, помогают составить заявку на оказание материальной помощи. На заседании управляющего совета рассматриваются поступающие заявки, принимаемые решения утверждает митрополит. Готовится проект, который утверждается в Главном управлении культурного наследия Московской области. А далее начинаются восстановительные работы.

Всего до конца 2016 года состоялось 12 заседаний управляющего совета фонда, рассмотревшего 44 заявки на оказание материальной помощи. Из них только три были по разным причинам отклонены.

По 41 заявке приняты благотворительные программы на осуществление проектных, ремонтно-реставрационных или первоочередных противоаварийных работ. Три храма уже освящены после реставрации, еще нескольким освящение предстоит в скором времени.

- Какому храму Московской области первому помог фонд?

Практическая деятельность благотворительного фонда началась с Вознесенского храма в селе Сенницы Озерского района. Зданию храма требовалась безотлагательная помощь.

В начале 2015 года за счет средств фонда подготовили рабочую документацию на первоочередные противоаварийные работы, к концу года - на весь комплекс ремонтно-реставрационных работ.

В 2016 году реставрация Вознесенского храма в селе Сенницы была завершена. 31 июля 2016 года митрополит Ювеналий торжественно освятил храм.

- Какие еще храмы на территории Подмосковья удалось восстановить благодаря фонду?

инициативе Екатерины Михайловны Перцовой, родной внучки Владимира Михайловича Голицына, генерал-губернатора Москвы в 1887-1891 годах, создан проект восстановления каменной Успенской церкви.

23 сентября 2010 года совершена ее закладка. В настоящее время общестроительные работы уже в основном завершены, и теперь предстоят отделка здания и его благоукрашение.

На территории Красногорского района, кроме двух не закрывавшихся церквей, были и другие храмы. Какова их судьба в новое время?

В советское время храмы переоборудовали под склады, клубы и другие учреждения.

Успенский храм в Красногорске, куда я пришел служить в 1990 году, находился в относительно хорошем состоянии, имелось электричество. Но все, кроме стен, пришлось сносить и переделывать, в том числе и крышу. Правда, на третьем этаже сохранилось помещение, где мы и начали служить, а потом открыли воскресную школу. Так что не на голом месте начинать пришлось.

Знаменский храм на территории усадьбы «Знаменское-Губайлово» был построен в 1683 году владельцем усадьбы боярином Иваном Федоровичем Волынским. Затем церковь перестроил фабрикант Поляков. В советское время были разрушены навершие церкви и колокольня, в церкви размещалась типография, затем туристическое бюро. В 1993 году храм передали общине, по ее просьбе. Уже в 1995 году были восстановлены восьмерик, главка, колокольня. Храм украшен мозаичными иконами.

Храм в Николо-Урюпине отреставрировали снаружи в советское время. Храм Архангела Михаила в Архангельском, построенный в 1660-х годах, также снаружи находился в приличном состоянии. Как только он вернулся в лоно Русской Православной церкви, в нем стали совершаться богослужения.

- Какие храмы нашего благочиния в настоящее время нуждаются в реставрации?

Никольский храм в Павшине. Упоминание о деревянной церкви Святителя Николая относится к 1628 году. На ее месте в 1817-1821 годах возвели ныне имеющуюся каменную церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом пророка Илии. В советское время храм был закрыт, уничтожен иконостас конца XVII века из Московского Зачатьевского монастыря, разрушены верхние ярусы колокольни. Были сделаны множественные грубые пристройки, которые сейчас уже снесены.

Храм нуждается в масштабной реставрации, но для богослужения он восстановлен: устроен алтарь, два раза в год в храме совершается литургия, еженедельно служатся молебны. Готова необходимая документация по реставрации, проект находится на согласовании в Главном управлении культурного наследия Московской области.

Известна фирма, которую привлекут к реставрационным работам, - компания «Ильинка». По проекту восстановление храма обойдется в 120 млн рублей. Таких средств у благочиния нет. Будем осуществлять проект постепенно, начиная с самого необходимого. Например, колокольней можно пока не заниматься - рядом с храмом возведена отдельно стоящая. Решено обойтись без отопления. Изначально храм был неотапливаемым: службы проходили только летом, а зимой богослужение шло в соседней, Боголюбской церкви. Предстоят работы по фасаду, кровле, внутренней отделке - по мере поступающих средств. И, надеюсь, с Божьей и людской помощью в скором времени Никольский храм мы восстановим.

Беседовала Н.ХРУСТОВА.

Фото из архива «КВ»,

Игумения Елисавета (Жегалова), монахиня Анна (Клыгина)

В этом году будет 25 лет, как в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, по благословению правящего архиерея Владимирской епархии владыки Евлогия (Смирнова) поселились три первые насельницы. Поначалу это был скит Александровского Свято-Успенского женского монастыря, с 1995 года ставший самостоятельным монастырем. А в 2004 году монастырь получил статус ставропигиального. Как вспоминается начало пути, который привел к рождению крепкой монашеской семьи в одном из самых на сегодняшний день благоустроенных обителей России? Живая история в лицах предстает перед нами из рассказов его настоятельницы игумении Елисаветы и монахини Анны, несущей послушание казначеи.

Матушка, известно, что Вы долгое время подвизались в Пюхтицком Свято-Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии, но когда начал разваливаться Советский Союз, когда начало рушиться наше государство, то вернулись в Россию. Здесь стали насельницей возрождающегося Свято-Успенского монастыря в городе Александрове. Наверное, первое впечатление от увиденного в селе Махра на месте древнего мужского монастыря было гнетущим?

Скажу, о чем я подумала, увидев руины монастыря, основанного в XIV веке преподобным Стефаном Махрищским по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. За минувшие века монастырь переживал периоды расцвета и упадка. Всякое было. Однако в годы советской власти он оказался настолько разрушенным, так был осквернен людьми без Бога в душе, что в голове пронеслось: потребуются многие десятилетия и неимоверные усилия, чтобы вернуть его к жизни. И еще одна сочувственная мысль вспыхнула: «Несчастный тот настоятель, которого пришлют возрождать обитель. Практически с нуля!» Мы, то есть несколько сестер из Александрова, приехали в Махру с владыкой Евлогием. Посмотрели, погоревали и уехали. Владыка – во Владимир, сестры – в Александров. А через несколько дней меня вдруг назначают сюда старшей монахиней! Все столетия вплоть до революции монастырь являлся мужским, теперь из-за малочисленности братии в возрождающихся православных обителях было решено возобновить его как женский скит. И вот я с двумя сестрами в конце октября прибыла в эту разруху. На территории находился единственный жилой корпус (бывшие архимандритские покои), в котором базировался пионерский лагерь Северного пароходства. Детей из Мурманска привозили лишь на лето. Поскольку их осенью не было, директор лагеря разрешил нам там поселиться. Мы заверили его, что мешать никому не будем. Директор растрогался и подарил владыке Евлогию старую монастырскую икону преподобного Стефана Махрищского, попавшую к нему каким-то образом. В этот момент преподобный как бы вернулся в обитель.

Что сестрам-первопроходцам оказалось под силу? С чего начали?

Перво-наперво стали восстанавливать корпус с трапезной внизу, кельями наверху и отдельным помещением – жильем для священника. И крохотный Петропавловский храм, сначала превращенный в спортивный зал, затем со временем оказавшийся без окон и дверей, без отопления. Два месяца мы ходили молиться в городской храм в Карабаново. Шли шесть километров пешком, в резиновых сапогах, в телогрейках, стараясь не обращать внимание на осенне-зимнее ненастье. Эти два месяца ушли у нас на восстановление храма, в котором пришлось тогда жить. 30 декабря храм освятили, и как начались в нем службы в предпоследний день 1993 года, так богослужения и совершаются в монастыре каждый день. Никогда они больше не прерывались… Сама я очень люблю клиросное послушание, люблю хор, но нередко с грустью думала, что в этой Владимирской глуши уж точно сестринского хора не будет. Видимо, думала я, придется смиряться и петь с бабушками без всяких красивых песнопений, совсем просто. И тут случилось чудо: прошло всего несколько месяцев и Великим постом, особо запомнившимся пургой и метелями, сюда друг за другом прибыли в качестве послушниц пять выпускниц музыкального училища из Вологды. Четверо из них сразу стали петь на клиросе. Духовные чада одного батюшки они приехали к нам по его благословению. Хор сложился сразу. Мы жили службами. Восстанавливать что-либо не могли, поскольку нам ничего не принадлежало – ни монастырская территория, ни здания на ней. И так прошло два года. Сестры обязательно бывали на полунощнице, утрене, Литургии, вечерне и повечерии. Три канона, трехсотница, Евангелие, Апостол, вечерние молитвы – все прочитывалось в храме, и тоже никто никогда не уклонялся. Такая сосредоточенность на службах, возможность усиленно молиться стали, можно сказать, той закваской или основой, которая держала монастырь, когда началось его восстановление с бурным строительством. Строительство нас не раздавило, поскольку мы сохранили внутренний стержень, заложенный в течение первых двух лет.

А как началось бурное строительство?



Этот этап и последующие годы связаны с именем замечательного человека – Эрика (в крещении Эраста) Николаевича Поздышева, возглавлявшего в то время концерн «Росэнергоатом». Вышли мы на него, находясь в напряженном поиске угля. Дело обстояло следующим образом: через два года нашего пребывания на монастырской территории истопники отправились праздновать Новый год, бросив огромную угольную котельную, как говорится, на произвол судьбы. Пришлось сестрам заступить «на вахту», и с тех пор она стала для нас постоянной, круглосуточной. Какое-то время с углем помогал район, затем не смог. В стране были тяжкие времена, кругом разруха страшная, а мы в зиму оказались без угля. Стали искать благотворителей в Москве. Куда только и к кому только не обращались – увы, безрезультатно. В конце концов дозвонились до президента концерна «Роэсэнергоатом» и услышали от него: «Что, шуб вам не хватает? Замерзаете?» – «Нет, не шуб, а угля!» – закричали мы в трубку. И тут же спросили: «Можно, кто-то из сестер к Вам приедет и покажет фотографии, как на сегодняшний день выглядит монастырь?» Он согласился. А вскоре последовал ответный визит. Эрик Николаевич приехал к нам как раз на праздник святой великомученицы Екатерины. Со своим заместителем и еще с одним сотрудником концерна. Они все посмотрели, обо всем расспросили, посовещались. «Будем восстанавливать» – услышали мы их решение. Позже наш благотворитель рассказывал, как он пришел к вере. Будучи атомщиком, он, много поездив по заграницам, задавался вопросом: почему там люди просто живут, а в России выживают? В какой-то момент осенило: причина скорее всего в том, что в других странах не разрушали свои святыни. Мы же кощунственно их разрушили. Осквернили, взорвали, где-то разобрали по кирпичику. И единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь. Поэтому ехал он к нам осознанно.


Люди, привыкшие иметь дело с атомными станциями (а Эрик Николаевич, замечу, после страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС был назначен ее директором, строил «саркофаг» или объект «Укрытие» над 4-м блоком) взялись за монастырь очень серьезно. Работы шли в стремительном темпе. Восстанавливались жилые корпуса, монастырская трапезная, появилась новая котельная (теперь уже на солярке), были переложены инженерные коммуникации по всей территории. Первое время кормить десятки людей приходилось в крохотной трапезной. Было около70 рабочих, плюс студенты духовной семинарии, которые летом вели раскопки на месте взорванного в 1942 году храма преподобного Стефана Махрищского. И владыка Евлогий часто приезжал, и благотворители из «Росэнергоатома». Крупных специалистов в своей области, настоящих подвижников – археолога Леонида Андреевича Беляева, архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова – словом, всех, кто у нас появлялся, тоже там принимали. Когда нам говорят: «Вы восстановили монастырь», отвечаем: «Мы только кормили людей». Кормили изо дня в день, с семи утра до одиннадцати вечера… Службы и готовка еды – вот что прежде всего вспоминается из тех лет. Но, конечно, самым памятным явилось возвращение к жизни главной святыни монастыря – Стефановского храма – и его освящение Святейшим Патриархом Алексием II. Это было 25 ноября 1997 года. Вообще то событие казалось совершенно невероятным: в монастырь в глухом селе, где подвизается 30 сестер, приехал Предстоятель Русской Православной Церкви! Потом Патриарх Алексий посетил нашу обитель летом 2005 года, а Патриарх Кирилл за время своего предстоятельства побывал здесь уже шесть раз.

Матушка Елисавета, если говорить о детском приюте: начало 2000-х в России было не из легких, но обездоленные дети обрели в обители свой дом и прекрасные возможности развиваться в духовном и творческом плане. Это ведь потребовало не только мобилизации сестринских сил, но и немалых денежных средств?

За строительством комфортного уютного дома для девочек из неблагополучных семей и девочек-сирот стоит еще один замечательный человек, которого Господь к нам направил, тоже из Москвы, но пусть об этом поведает монахиня Анна, казначея обители.

Мать Анна, расскажите, пожалуйста.



Во всем, что у нас происходит, чувствуется чудесная и скорая помощь преподобного Стефана Махрищского. Второго благотворителя – частного предпринимателя, Виталия Ивановича Даниленко – вымолили дети. Сама идея организовать при монастыре детский приют исходила от Эрика Николаевича Поздышева. В общем стали строить дом для детей, которые к нам «прибились» и жили на первых порах кто в библиотеке (где поставили двухъярусные кровати), кто в келье у старшей сестры. Девать их в наших условиях было совершенно некуда, а они, бездомные, так намыкались за свою еще недолгую жизнь и так мечтали о своем доме! В какой-то момент у Эрика Николаевича не хватило средств, стройка должна была встать. Я сказала: «Дети, молитесь! У меня только долги. Вымолите помощь, будет у вас дом. Не вымолите – не будет». Они молились. Сотни писем мы тогда разослали c просьбой помочь, откликнулись единицы. Прислали какие-то небольшие суммы. И вдруг звонок из Москвы. Звонивший сообщил, что хочет помочь детскому приюту. В итоге он нам профинансировал весь остаток за строительство дома, благодаря чему дом был закончен в течение нескольких месяцев. Когда девочки туда вселились, радости было! А Виталий Иванович, человек глубокой веры, продолжает помогать монастырю, как бы приняв эстафету от Эрика Николаевича, которому пошел 82-й год. Главным детищем Даниленко стал храм Живоначальной Троицы, знакомый нам только по старой фотографии. В богоборческие годы были разрушены четверик, алтарь, пол-колокольни. На месте алтаря стоял жилой дом. Мы браться за него боялись. Он был за оградой обители, к монастырю не относился, частью монастырского ансамбля не являлся, и все же при взгляде на него душа отзывалась болью. Но как поднять эту махину? Представляете: 53 метра длина, высота будущего купола 23 метра, да один только алтарь 8 на 11 метров? Появились люди, москвичи, которые сказали, что хотят восстановить храм. Колокольню они возвели, на храм средств не хватило. Строительство началось и остановилось. На это было смотреть еще больнее, чем когда он стоял разрушенный.

И тогда Виталий Иванович взялся за дело?

Виталий Иванович, пожалуй, года два отказывался, говоря, что он будет устанавливать коммуникации, очистные сооружения, помогать со строительством котельной – иными словами, решать хозяйственные вопросы. А купола золотить, говорил он, мол, другие люди найдутся. Когда нам стало совершенно невыносимо видеть остановленную стройку, сестры пошли среди строительных лесов, бетономешалок, мешков с цементов – поставили аналой, положили на него икону преподобного Сергия Радонежского, в честь которого храм был прежде освящен, и стали читать акафист Преподобному. Ходили туда каждое воскресенье в течение месяца. Просто читали акафист! После того, как они, наверное, раза четыре прочитали акафист, Виталий Иванович вдруг неожиданно согласился восстанавливать порушенную святыню. И за три года она была полностью восстановлена, восстала из небытия. Здесь, мы верим, помощь пришла от преподобного Сергия, побывавшего в нашей обители в гостях у преподобного Стефана, с которым его связывала духовная дружба.

Удивительное чувство испытываешь в этом благолепном, дивно расписанном храме. Понятно, что место намоленное, но храм возведен в наши дни, а ощущения «новодела» нет. Кажется, все в нем дышит древностью.



С росписями тоже было интересно. Восстановив храм, наш благотворитель сказал, что ему нравятся белые стены – расписывать их не будем. А среди сестер есть иконописцы, которые обратились к матушке Елисавете с просьбой: несмотря на то, что они никогда стены не расписывали, уж больно хочется попробовать. «Пробовать» решили в небольшом придельчике преподобного Сергия. Наш монастырь около 20 лет связан с прекрасной и удивительной семьей, глава которой Александр Александрович Лавданский – один из ведущих отечественных иконописцев – руководит иконописной мастерской «Киноварь» и все пятеро его детей работают в сфере церковного искусства. Мы попросили его проверить наш проект. Он посмотрел и сказал, что мыслим неправильно: надо на видном месте – да-да, во всю стену! – писать Матерь Божию. Добавил, что поможет, поддержит сестер. Те сделали эскиз, перенесли все по квадратику на стену. Александр Александрович заверил, что у них хорошо получается. Потом, когда своих сил не хватило – объем-то огромный! – разработал проект росписей и сам возглавил работы.

Мать Анна, не могу не спросить и о подсобном хозяйстве. Сестры начинали с маленького участочка, где сажали картошку – их спасительницу в трудные годы. Сегодня у монастыря такое подсобное хозяйство, что каждый его объект – коровник, курятник, молочный заводик – поражает воображение. Это нужно иметь талант руководителя-хозяйственника, чтобы выйти на столь высокий уровень?

Нужно иметь натуру, как у нашей матушки-настоятельницы. Человек неравнодушный, необычайно творческий она открыта всему новому. В монастыре жизнь выстроена так, что сестрам разрешается многому учиться. Например, регенты хора прошли обучение в Регентской школе при МДА и других регентских курсах, певчие совершенствуют свое мастерство с профессиональным педагогом-вокалистом, сестры-иконописцы прошли стажировку в иконописной школе при МДА. А сестру, которая коров видела лишь по телевизору, отправили на послушание в коровник. Матушка ей сказала, что она может вызывать, откуда посчитает нужным, опытных зоотехников. Хороших специалистов, легких на подъем, нашли в Питере, пригласили. Кроме того, сама эта сестра ездила на Российскую агропромышленную выставку «Золотая осень» на ВДНХ. По истечении четырех лет она настолько освоила премудрость выращивания и разведения коров, ухода за ними, что ее стали приглашать для консультаций в другие монастыри.


Беседа с игуменией Елисаветой и монахиней Анной состоялась в непростой для обители день. После Божественной литургии в Стефановском храме началось отпевание схимонахини Венедикты (Свеженцовой). Позже, на поминальной трапезе, матушка Елисавета скажет, что это был чистый человек с детской душой. Безропотная она была, скажет матушка, отметив, что мать Рахиль (такое имя монахиня носила до принятия великой схимы) всегда находилась в мирном расположении духа, и это, вероятно, было результатом серьезной внутренней работы. Другие вспоминали о непосредственности монахини Рахили, которая все время что-то напевала. У нее душа пела, говорили сестры. Многие видели, как мать Рахиль с радостной улыбкой кормила уточек или кошек, работала на скотном дворе, в огороде или просто шла по монастырской аллее и пела! Особенно любила – «Царице моя Преблагая…» На следующий день после того, как ее, измученную тяжелой болезнью, привезли из больницы в родную обитель, клирик монастыря игумен Порфирий (Клименко), разделяющий с сестрами их тяготы и радости практически четверть века, постриг монахиню в великую схиму с именем Венедикты. Ее духовным отцом был приснопоминаемый наместник Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков). Татьяне (мирское имя) хотелось всю жизнь быть при батюшке, трудиться во славу Божию, однако тот сказал, что ей полезно уйти в женский монастырь, принять монашество. За послушание она выполнила наказ духовника. Схимонахиня Венедикта ушла в мир иной через два с небольшим часа после принятия великой схимы – в возрасте 59 лет. Не дожила до своего юбилея. Но, по словам матушки Елисаветы, чувствовалось, что она уже была готова для Царства Небесного. Став первой великосхимницей Стефано-Махрищского монастыря, преобразованного в конце XX века в женский, схимонахиня Венедикта вписала в его современную летопись пронзительно-светлую страницу.


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные