В лике святых прославлен петр калнышевский. Последний кошевой атаман запорожской сечи Калнышевский последний кошевой атаман

С Петром Калнышевским связано не только возведение церквей в густозаселенной Гетманщине, но и обустройство христианских святынь в степной пустыне Запорожья, заселяемой его стараниями православным людом. Именно благодаря ему в Запорожском крае впервые возникла упорядоченная церковная организация, распространившая свою духовную власть далеко вглубь некогда бывшей кочевнической степи.

Чтобы сполна оценить величину благодеяния Петра Калнышевского в отношении Православия, нужно иметь в виду, что его деятельность разворачивалась во время секуляризационных реформ Екатерины II, лишивших Церковь значительной части имущества и поставивших духовенство под жесткий контроль государства.

В биографии последнего кошевого много неясного, особенно слабо освещен источниками ранний период его жизни. Очень может быть, что Петр Калнышевский происходил из священнической семьи. Именно происхождением из священнической семьи можно объяснить то особое пристрастие к строительству церквей и дарению православным храмам дорогих вкладов, а также знание богослужебных тонкостей, которое отличало его от многих других запорожских кошевых атаманов. Судьба распорядилась так, что Петр Калнышевский не стал священником, как его родной брат Семен, а вслед за старшим братом, Андреем Калнышем, пошел на Запорожскую Сечь.

Имя Петра Калнышевского появляется в документах архива Коша Запорожской Сечи с начала 50-х годов XVIII в., когда он занимает высшие старшинские должности. Сначала был военным есаулом, который отвечал за состояние и организацию войска, затем — военным судьей, то есть третьим лицом после кошевого атамана, которое входит в состав Коша (запорожского правительства). С 1762 гг. — он короткое время был кошевым. И, наконец, в 1764-1775 годы Петр Калнышевский — бессменный кошевой атаман, с того времени он становится самым влиятельным и богатым человеком на Сечи. Причем возрастание его власти и богатства изначально было связано с щедрыми вкладами, вносимыми в православные храмы.. Он руководит Запорожской Сечью в течение десятилетия, предшествовавшего катастрофе — окончательному уничтожению российским царизмом Запорожской Сечи. Как военный деятель Петр Калнышевский принимал активное участие в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774 годах, отличился вместе с запорожцами при взятии Очакова, Кинбурна, Бахчисарая, Хаджибея и др. Заслуги Петра Калнышевского неоценимы. За время руководства Сечью, он создал на ее землях мощную сельскохозяйственную экономику, сохранил для Украины выход к Черному морю, способствуя распространению украинского экономического присутствия в запорожских степях. За 10 лет кошевого атаманства Калнышевского появилось в Запорожье 45 новых сел, 4000 хуторов земельщиков, в которых до 1775 года было населения около 55 000 человек.

Покровская церковь в Ромнах. 1764 р. Построена на средства П. Колнышевского

А еще кошевой атаман уделял большое внимание развитию культуры и духовности. За его счет были построены более 30 православных храмов, в частности, церкви в Лохвице, в Межигорском монастыре, в Ромнах, в его зимовнике (ныне село Петриковка). В годы его пребывания кошевым атаманом Кош финансировал строительство Троицкого собора в Самаре (теперь Новомосковск) и в селах Поорелья (Могилев, Бабайковка, Личкивка, Гупаловка и др.). При монастырях и церквях действовали школы и госпитали для обездоленных. Троицкому собору Калнышевский подарил величественное Евангелие полметра высотой, 32 см шириной, и оно в то время стоило 600 рублей золотом. Сейчас это Евангелие находится в Роменском краеведческом музее. Строительство церкви Святой Троицы в родном селе Пустовойтовка Петр Иванович начал летом 1773 года. Ее возведение, вероятно, уже не имело таких оснований социального престижа, как создание храмов в Лохвице и Ромнах. Если строительство церквей в Лохвице, Ромнах и Пустовойтовке обуславливалось частным интересом Петра Калнышевского и производилось на его личные средства, то оказываемое им содействие Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю было связано со служебным долгом, поскольку Войско Запорожское Низовое с конца ХVII века выступало в роли ктитора этой обители. Как и прежние кошевые атаманы, Калнышевский продолжал оказывать большую материальную поддержку Межигорью. Однако отношения с межигорскими иноками сильно разладились после того, как Калнышевский при содействии Григория Потемкина убедил Синод возвести начальника сечевых церквей отца Владимира Сокальского во архимандрита. Из-за этого Киево-Межигорский монастырь утратил духовную власть над Запорожьем, а вместе с тем потерял и большую часть своих доходов.

Соборная площадь в Лохвице (картина В. Журавлева)

Как предводитель Войска Запорожского, Петр Калнышевский инициировал строительство большой церкви на Никитином перевозе (ныне г. Никополь), где планировалось обосновать новую Сечь. Однако, из-за протеста турецкого правительства, строительство Сечи на Никитином перевозе не было осуществлено. Поэтому и проект новой церкви остался нереализованным.

Дорогие дары жертвовались Петром Калнышевским и в сечевую церковь. До сего времени сохранилось только одно из них – Евангелие на александрийской бумаге “московской печати” с богатым окладом. Возведение церквей и щедрое пожертвование даров в православные храмы способствовали укреплению авторитета Калнышевского среди запорожского казачества, а также стало хорошей рекомендацией для российских властей.

В 1763 году правительство Екатерины II, недовольное тем, что на Запорожье атаманы избираются, а не назначаются имперской властью, выступило против избрания Калнышевского и заставило его отдать булаву прежнему кошевому Григорию Лантуху. Но впоследствии отношение центральной власти к нему изменилось; 10 марта 1765 года глава Малороссийскої коллегии Петр Румянцев в письме к Екатерине ІІ предложил утвердить Калнышевского неизменным кошевым атаманом, рекомендовав его как человека рассудительного и уважаемого среди казачества. Тем не менее, надежды на то, что Калнышевский будет послушным исполнителем распоряжений верховной власти, не оправдались.

Закрепившись в статусе кошевого атамана в 1765 году, Петр Иванович предпринял активные меры, направленные на заселение запорожских земель. Причиной тому была жесткая борьба за владение степными пространствами, особенно обострившаяся в последнее десятилетие существования Сечи. Итак, в обстановке неуклонно обостряющегося конфликта из-за земли в северных и северо-восточных районах Запорожских Вольностей интенсивно формировалась сеть сельских поселений. Для того чтобы окончательно закрепить эти поселения под властью Сечи, необходимо было построить в каждом из них православные храмы. Отметим, что не только потребность веры двигала крупномасштабным храмовым строительством, которое Петр Калнышевский развернул на Запорожье в последние пять лет существования Сечи, но и прагматические интересы, заостренные жесткой поземельной борьбой. Именно эти интересы вынуждали Калнышевского запрещать поселянам запорожских слобод посещать церкви, находящиеся в военных поселениях на территории Новороссийской губернии, поскольку это могло привести к оттоку населения из Запорожья.

Троицкий собор г.Новомосковск (фото XIX в.)

Кроме множества небольших церквей, возводимых в недавно образованных населенных пунктах Запорожья за счет Войска или местных поселенцев, стараниями Калнышевского было заложено два крупных храма. На собственные деньги Петра Ивановича строилась церковь Святого Георгия в селе Петриковка, названном так по имени кошевого атамана. Участием Калнышевского отмечено и начало строительства СвятоТроицкого собора в с. Новоселица (также называлась Самарчик; ныне Новомосковск), который возводился на месте прежней небольшой церкви, уже не вмещавшей всех прихожан. Однако основные строительные работы под руководством мастера Акима Погребняка велись в 1775–1778 годах, то есть в период, когда Петр Калнышевский уже находился в соловецком заточении.

Девятикупольный Свято-Троицкий собор в Новоселице был, без сомнения, крупнейшим храмом среди всех запорожских церквей. Причем его возведение не заняло столь длительного времени, как производимое Калнышевским строительство церквей в Лохвице и Ромнах, что свидетельствует о более благоприятных условиях для его создания. Вероятно, наиболее крупные вклады в строительство Свято-Троицкого собора внесли члены его ктиторского совета, среди которых находились люди из ближайшего окружения последнего кошевого атамана.

К весне 1775 года возникла угроза перерастания поземельных споров между запорожцами и российскими военнослужащими в серьезный конфликт; после длительных колебаний правительство Екатерины II признало запорожцев главным его виновником. Петру Калнышевскому не дали времени не только приехать в столицу для дачи объяснений, но даже и ознакомиться с решением Совета. Было принято окончательное решение о ликвидации Войска Запорожского и разрушении Сечи 7 мая. К тому времени уже были взяты под стражу запорожские старшины.

Полная ликвидация Запорожской Сечи совпала с праздником Святой Троицы, а именно 4 июня 1775 года. Захватом Сечи руководил генерал Петр Текиля. Учитывая военное преимущество московского войска, казаки сложили оружие и сдались.

Народное предание, записанное историком Яковом Новицким, гласит, что Петр Кальнышевский, узнав о приближении российских войск, как истинный христианин, пошел молиться в церковь. Народная молва указывает и на причину, почему истинно православный кошевой атаман не позволил запорожцам оказать вооруженное сопротивление - из-за боязни греха перед Богом в пролитии христианской крови:

«Козак Васюра осідлав коня і подався до кошового. Прибіг, вскочив на порог і співа:

«Дозволь, батьку отамане,

Нам на башті стати:

Москаль стане із мечами,

А ми с палашами,

Не вибьємо палашами,

Вибьєм кулаками,

Нехай слава не поляже

Проміж козаками!..

Калниш йому і отспівує:

Не дозволю, милі братці,

Вам на башті стати,

Бо єдна кров, хрістіянська,

Гріх нам проливати…» .

Когда кошевой Петр Калнышевский вышел вместе со старшиной навстречу российским войскам, то был тут же арестован вместе с войсковым писарем Иваном Глобой и войсковым судьей Павлом Головатым. После ареста они почти год находился в московской конторе Военной коллегии под присмотром ее вицепрезидента Григория Потемкина. Всевластный екатерининский фаворит в то время вынашивал планы дальнейшего расширения возглавляемой им Новороссийской губернии за счет запорожских земель и турецких владений в Причерноморье. Калнышевский ему мешал, прежде всего тем, что был законным руководителем автономного образования, находящегося в составе Российской империи, – Войска Запорожского Низового. Потому Потемкин и форсировал вопрос об уничтожении Сечи, которое (в виду особых заслуг запорожцев и их кошевого атамана в последней войне с Турцией) вовсе не было необходимостью для имперской власти. По сообщению от 8 июня 1776 года, Потемкин подал на рассмотрение Екатерины предложение о пожизненном заточении запорожского кошевого атамана в Соловецком монастыре, а арестованной старшины в находящихся в Сибири монастырях, что и было утверждено императрицей. Святейший Синод получил предписание дать распоряжения соответствующим монастырям.

Московское войско после себя оставило только руины - уничтожена символика, забраны сокровища, разгромлены дома и церкви. Но центром расправы стали старшины и сам кошевой атаман Петр Иванович Калнышевский, он был оправлен в ссылку на 25 лет. Историк Димитрий Иванович Эварницкий, он же Яворницкий, имеет детализированный фрагмент описания пути Петра Калнышевского до места его заточения: «шлях кошового отамана проходив через Москву в Архангельськ. Арештанта везли під суворим інкогніто і міцним караулом, не називаючи ніде ні його імені, ні прізвища. З Архангельська його відправили через Біле море в Соловецький монастир, де він перебував під дуже пильним наглядом».

Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был крупнейшей православной обителью, основанной преподобными отцами Савватием, Зосимой и Германом, как считается, в 1436 году. Сосредоточение в Соловецком монастыре огромных материальных ресурсов имело духовное предназначение, благодаря чему в этом отдаленном уголке Приполярья были возведены выдающиеся памятники православной архитектуры, а Соловки из места солеварных и рыболовецко-охотничьих промыслов превратились в один из самых значительных центров христианского мира. Ежегодно на Соловки в большом количестве приезжали паломники и добровольные трудники со всей России.

Соловецкий монастырь. Современный вид.

Но в монастыре в течении нескольких веков существовало и скрытое от глаз благочестивых паломников пространство – тюрьма, в которой содержались узники, обвиненные в тяжких преступлениях против государства и Церкви. Размещение узников на Соловках обусловливалось нахождением там труднодоступной крепости, связь с которой по морю поддерживалась всего несколько месяцев в году; даже в начале июня кораблям приходилось пробираться сквозь плавающий лед. Тюремные функции монастыря усилились во времена правления Екатерины II, что стало прямым следствием проводимой ею секуляризационной реформы. Согласно императорскому указу об учреждении духовных штатов 1764 года, монастырь лишился почти всех вотчин. Были переданы в государственную казну все монастырские “остаточные” деньги; из всех прежних соловецких владений на материке остался только загородный двор при Сумском остроге, в котором некогда жил один из основателей Соловецкого монастыря преподобный Савватий и где находилась летняя резиденция соловецкого настоятеля.

Корабль, везший Калнышевского, достиг Соловков к 29 июля, поскольку именно этим днем датируется передача А. Пузыревским в монастырскую казну денег, предназначенных для содержания Калнышевского и первая исповедь кошевого атамана в стенах этого монастыря. Содержание Калнышевского в заключении производилось за счет денег, ежегодно присылаемых из Новороссийской губернской канцелярии, в казну которой поступило его конфискованное имущество, с выдачей 1 рубля на день.

По преданию, арестант был среднего роста, но широкоплечий и здоровый, но скоро постарел и похудел. На Соловках он находился 25 лет в темнице в одиночной камере, но гордо переносил ужасные условия пребывания, ни разу не обратившись за помилованием.

Находясь в православном монастыре, Петр Калнышевский, регулярно исповедовался и причащался. Трижды в году, на Пасху, Преображение и Рождество, его выводили из кельи, вероятно для присутствия на богослужениях и торжественном обеде в одной из палат Успенского трапезного собора, и при этом конвоиры предостерегали людей, которые пытались с ним заговорить, что с этим человеком нельзя разговаривать.

Пребывая в заточении, Калнышевский продолжал вносить ценные дары в православные храмы. В 1794 году он пожертвовал СпасоПреображенскому собору Соловецкого монастыря запрестольный крест, изготовленный из серебра весом более 30-ти фунтов, в 1798 году на средства Калнышевского была изготовлена сребропозлащенная риза с венцами, а накануне своего освобождения из заключения, в 1801 году, поднес в дар монастырю оклад для Евангелия, напечатанного на александрийской бумаге. Итак, все указанные предметы, хранящиеся до начала ХХ века в монастырской ризнице, составляли богатые подношения, данные страждущим узником. Если, исходя из веса драгоценных металлов и приблизительной оценки работы, предположить цену запрестольного креста и ризы по 1000 руб. каждая и прибавить известную цену оклада Евангелия, получим общую сумму 4435 руб. Зная, что ежегодно Калнышевский получал на свое содержание примерно 360 руб., получится, что для сбора этой суммы ему понадобилось 12 лет и 3 месяца. Зная, что общий срок его пребывания в соловецком заключении составил без малого 25 лет, получается, что практически половина всего денежного содержания употреблялась Петром Ивановичем для дарения монастырю. Вероятно, что в ответ на щедрые вклады, архимандрит значительно облегчал условия содержания кошевого атамана в заточении, имея все возможности исполнять предписания светских властей с большой долей условности.

Скорее всего, в последние годы, проведенные на Соловках, Калнышевский уже не знал той отчаянной нужды, о которой писал наместник монастыря о. Симон в 1779 году. Теперь он мог позволить себе носить другое платье, по сравнению с тем, что тлело на его теле из-за капель дождя, проникавших сквозь дырявую крышу его тюрьмы.

Пётр Калнышевський (картина В.В. Феоктистова)

Богомольный узник дождался своего освобождения весною 1801 года. 15 марта того года император Александр I, по случаю своего восшествия на престол, издал указ об амнистии лиц, содержащимся в заключении по ведомству Тайной экспедиции. Петр Калнышевский значился среди тех, кто был включен в список №1 – “о заключенных в крепостях и в разныя места сосланных с лишением чинов и разнаго достоинства”, предписывалось “освободить их немедленно из настоящих мест их пребывания и дозволить возвратиться, кто куда желает, уничтожа над последними и порученный присмотр”. Во исполнение данного указа, Правительствующий Сенат 17 марта подготовил соответствующее распоряжение архангельскому гражданскому губернатору И. Ф. Мезенцеву, дошедшее по месту назначения 29 марта. Губернатор в тот же день отписал соловецкому архимандриту Ионе об освобождении бывшего запорожского кошевого атамана Петра Калнышевского. Сложно представить обстоятельства доставки этого предписания на Соловки, поскольку навигация, как было показано выше, обычно открывалась в начале июня. И все же, 4 мая того же года архимандрит ознакомил Калнышевского с монаршим указом; из этого видно, что, в виду важности дела, правительственное распоряжение доставлялось на Соловки с риском для жизни курьеров. Ответ кошевого атамана монастырский писарь записал следующим образом: “…Поелику ныне достиг уже я совершенно глубокой ста десятилетней старости и лишась совершенно зрения, не могу отважиться пуститься в путь столь дальний, а расположился остатке дней моих посвятить в служение Единому Богу в сем блаженном уединении, к коему чрез двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я совершенно, в обители сей ожидать с спокойным духом приближающагося конца моей жизни”; далее излагалась просьба сохранить ему ежегодную выдачу 365 руб. “дабы остаток дней моих, мог я провести здесь безбедно”. Прошение Калнышевского было удовлетворено11 июля 1801 года Александром I, который предписал “оное жалованье продолжать производить по смерть его”.

Итак, следуя старому запорожскому обычаю, Петр Калнышевский остался доживать свой век в православном монастыре. Его благочестивая смиренность и откровенная набожность, явленная щедрыми пожертвованиями соловецкой обители, без сомнения, внушала искреннее уважение монашеской братии.

Умер Петр Иванович 31 октября 1803 года и был похоронен на почетном месте – южном подворье Спасо-Преображенского собора. Это было особой честью, оказанной последнему запорожскому кошевому соловецкими иноками.

Плита с могилы Петра Калнышевского (прорисовка А.Харлана)

Первые два десятилетия советской власти были крайне неблагоприятными для сохранения уникальных памятников Соловецкого монастыря, также как и могилы Петра Калнышевского. Летом 2002 года в Германовском дворике (у часовни преподобного Германа) был обустроен “Монастырский некрополь” Соловецкого кремля, предназначенный для размещения наиболее хорошо сохранившихся могильных плит с разрушенного монастырского кладбища. В конце июля того же года была установлена плита с могилы Калнышевского в музейном комплексе, который был открыт в августе 2002 года. Символично, что окончательный вид этот комплекс приобрел благодаря стараниям современных запорожцев. 28 июня 2004г. благодаря всемерной поддержке генерального директора ОАО “Мотор Сич” Вячеслава Богуслаева в Германовском дворике был торжественно открыт и освящен памятник Петру Калнышевскому, изготовленный запорожским скульптором Николаем Соболем.

Священный Синод Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 рассмотрел рапорт председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии УПЦ как местночтимого святого последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803). Также были утверждены проекты тропаря, кондака, молитвы Святому и его иконописного изображения. Память св. праведного Петра Калнышевского будет совершаться 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления.

13 ноября 2015 годаБлаженнейший Онуфрий Митрополит Киевский и всея Украины вместе с архиереями, приехавшими на этот праздник из четырнадцати епархий, а также священники Запорожской епархии отслужили литургию в память о Петре Калнышевском и причислили его к лику местных святых.

Отныне икона с частицей мощей святого праведника Петра Калнышевского находится в Свято - Покровском кафедральном соборе. На иконе святой Петр Калнышевский изображен перед образом Божией Матери «Самарская». Эта святыня имела огромное значение в жизни атамана. На свитке в руке - слова, обращенные к Богородице: «Молим, покрой нас Честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла».

В Запорожье было четырнадцать местных святых - мучеников за православную веру. Петр Калнышевский стал еще одним хранителем земли Запорожской.

Петр Иванович Калнышевский родился около 1690 года в селе Пустовойтовка Лубенского полка (ныне – Роменский район Сумской области). Впервые был избран казачеством на должность кошевого атаман Войска Запорожского Низового в 1762 г., окончательно закрепился на этой должности в 1765 г., на которой находился вплоть до самого разрушения Сечи в 1775 г.

Будучи опытным военачальником и умелым дипломатом, Калнышевский заботился об укреплении экономики и способствовал расцвету культуры Запорожской Сечи. Его усилия были направлены на обустройство хозяйства и сохранение автономии запорожской казацкой республики.

Он решительно отстаивал земли казацкие от самовольного присвоения русскими и украинскими помещиками, выступал за сохранение казацких вольностей и привилегий. Его неоднократно посылало Войско Запорожское Низовое в составе своих депутаций в Санкт-Петербург, где он защищал права казацкой республики от посягательств царского правительства.

Утвердившись кошевым атаманом, Петр Калнышевский начал работу, направленную на укрепление хозяйства Запорожской Сечи – фундамента ее политической автономии. Позже в манифесте, в оправдание уничтожения Сечи, российская императрица сама отметит, что “внедряя собственное земледелие, разрушали они тем саму основу зависимости их от престола Нашего и мыслили, конечно, образовать из себя посреди отчизны область, полностью независимую, под собственным своим неистовым управлением”.

Результатом его усилий стало возникновение на Запорожье 45 сел, более 4 тысяч хуторов –зимовников, в которых к 1775 году было поселено около 50 тысяч хлеборобов. Колонизацию Петр Калнышевский пытался использовать и для защиты запорожских территорий. Однако наступление на запорожские земли продолжалось.

Российское правительство занялось строительством на южных территориях Сечи целой системы укреплений - Новой Днепровской линии.

Почти как в завоеванном крае вели себя в Запорожье российские офицеры и солдаты. В письме запорожцев графу Остерману от 24 августа 1770 года сообщалось, что россияне, "чиня между собой разъезды, проезжих по трактам задерживают, грабят, у обывателей скот отбирают, пашу на пни бьют, травы и всяческие военные угодья опустошают".

В 1770 году Пётр Иванович был награждён за храбрость императрицей Екатериной ІІ золотой медалью с алмазами, а в 1773 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.

Во время русско-турецкой войны Пётр Калнышевский командовал всей запорожской армией, включая запорожскую флотилию.

Закончив войну заключением Кучук – Кайнарджийского мирного договора, Россия воцарилась в Северном Причерноморье. Теперь она не нуждалась в военной поддержке со стороны Запорожья.


Российская императрица сразу же решила воспользоваться новым раскладом сил и уничтожить автономию Запорожья. В ночь на 17 июня 1775 года пятью колоннами подошли к Сечи 10 пехотных, 8 полков регулярной конницы, усиленной 20 гусарскими и 17 шкиперскими эскадронами, - всего более 100 тысяч человек.

17 августа 1775 года, был уничтожен оплот украинского казачества- последняя Запорожская Сечь, которая находилась в тот момент на Никопольщине. Ее разрушили царские войска под командой генерала Петра Текелия. Императорским Манифестом объявлялось: «Сечь Запорожская окончательно уже разрушена, с уничтожением на грядущие времена и самого названия запорожских казаков, не менее чем за оскорбление нашего Императорского Величества за поступки и дерзости, которые совершаемы были от этих казаков непокорностью нашим высочайшим Повелениям ».

Кошевой атаман П. Калнышевский, военный писарь И.Глоба и военный судья П.Головатый попали в плен, где, Калнышевский сначала содержался в Москве, в конторе военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, а его соратников направили в Сибирь. Они не имели права покидать территорию монастырей, им запрещалась переписка и вообще какое-либо общение с посторонними людьми.

Соловецкий период в жизни П.Калнышевского начинается 30 июля 1776 года. Его разместили в одном из самых мрачных казематов крепостной тюрьмы. Режим отличался исключительной суровостью. Фактически старец был заживо замурован, а на прогулку его выводили лишь трижды в год: на Пасху, Преображение и Рождество. Охраняли П.Калнышевского («великого грешника») в течение многих лет, как правило, одни и те же часовые во главе с начальником Соловецкого отряда. В каменном мешке Петр Иванович пребывал 16 лет, после чего ему была отведена обычная отдельная камера, где он провел еще 9 лет. 110-летний узник, который за 25 лет пребывания в одиночестве ослеп, обрел, наконец, свободу. Указом от 15 марта 1801 года „о прощении людей, содержавшихся по делам, производившимся в тайной экспедиции" либеральный царь Александр I освободил П.Калнышевского. Всемилостивейше прощая,- сказано в этом указе, - всех поименованных в прилагаемых списках без изъятия, возводя лишенных чинов и дворянства в первобытное их достоинство, и повелеваем сенату нашему освободить их немедленно из настоящих мест их пребывания и дозволить возвратиться, кто куда желает. (Полное собрание законов, т. XXVI. № 19,784).

Свободой наслаждался П.Калнышевский недолго. Осенью 1803 года он умер. До сих пор на главном дворе Соловецкого кремля перед Преображенским собором лежит надгробная гранитная плита с могилы последнего кошевого атамана Запорожской Сечи.

За что же Калнышевский провёл 25 лет в тюрьме, и почему не заслуженно был забыт, и ему не оказывалась никакая помощь, и не было никаких попыток обращения со стороны казачества о его освобождении?

За то, что Петр Иванович Калнышевский как верный сын казачества до конца исполнил свой долг в отстаивании интересов казачества в его вольностях, в его самоуправлении и его земельных интересов!

Вечная Слава и вечная Память Петру Ивановичу Калнышевскому!

Находка места, где был заключен Калнышевский, принадлежит украинскому революционеру- народнику Петру Савичу Ефименко, который в начале 1860г.г. находился в ссылке в Архангельской губернии. Пребывая летом 1862г. в селе Ворзогоры Архангельской губернии, что в 25 верстах от города Онега и 180 верстах от Соловецких островов, Ефименко услышал рассказ местного сельчанина Лукина, который когда то был в Соловецком монастыре на богомолье, и видел казацкого атамана: были записаны и иные свидетельства про кошевого. П.Ефименко воспользовался доступом к архиву Архангельского губернского управления и осмотрел «Описания не секретных дел» губернской канцелярии. В его руки попало дело под названием «Дело по сообщению государственной военной коллегии конторы об отсылке, для содержания, в Соловецкий монастырь кошеваго Петра Калнишевского. Июля 11-го дня 1776г.» Так он нашел первое документальное подтверждение пребывания последнего кошевого на Соловецких островах. Условия ссылки не позволяли П.Ефименко поехать на Соловки, поэтому он поручил своим товарищам, членам Русского географического общества П.П.Чубинскому и А.Г.Гоздаво- Тишинскому, разыскать документальные подтверждения пребывания Калнышевского в Соловецком монастыре. Гоздаво- Тишинский обнаружил несколько документов в монастырском архиве, которые подтвердили известия о заключении кошевого на Соловках, а Чубинский разыскал его могилу и предметы(евангелие и запрестольный крест), подаренные Калнышевским монастырю, в честь своего освобождения в 1801г, и скопировал надпись на могильной плите кошевого.

Д.И.Яворницкий заинтересовался публикациями П.Ефименко, и стал сам собирать ведомости о соловецком заключении последнего кошевого и готовить публикации. В зависимости от получения материалов с Соловков, он быстро менял свои взгляды. Так в письме к издателю Ф.Г.Лебединцеву от 5 января 1886г. Яворницкий писал: «Сделайте еще добавку в мою статью «Архивные материалы», все по поводу того же Калнишевского. Исправьте прежде всего то, что тело Калнишевского погребено в оградене главной церкви, как у меня сказано, а в ограде церкви св. митрополита Филиппа Колычева …(это в самом конце статьи). Потом через пять строк выше от этого добавьте следующее: комната где заключен был П.И.Калнишевский, находится в так называемой Карожней башне: расположение ее представляется в таком виде. Когда войдеш в башню, то здесь увидешь вокруг нее темный коридор, в самом центре ее – комнату, высоты два аршина, ширины и длины полтора аршина. В комнату из темного коридора ведет железная дверь, а на стене, что против двери, устроено миниатюрное окошко, выходящее в тот же темный коридор, отчего свет в комнату никогда не попадает. В такой комнате можно было стоять только согнувшись. Когда приводили сюда преступника, то его вводили в комнату, запирали за ним железную дверь тяжелым замком, к замку прикладывали печать, и ключь отправляли в С.Петербург, в тайную экспедицию. И до сих пор комната П.Калнишевского покрыта затвердевшим калом на три вершка толщины ».

Так Д.И.Яворницкому случилось стать творцом историографического мифа, который прочно укоренился в массовых исторических представлениях, который по многим фактам отличался от действительности. Впоследствии Д.И.Яворницкий исправил исторические ошибки, о чем было указано в его трудах, но увы, общество по прежнему свои выводы делало по первопечатным работам автора.

Приложения:

№ 1. Письмо кошевого атамана Петра Калнышевского командующему Первой армии генерал-фельдмаршалу графу П.О. Румянцеву:

Высоко сиятельный граф. Милостивый государь и патрон Пётр Александрович. Будучи об надежде всегда милостивого вашего высокографского сиятельства к нам ко всему войску запорожскому неоставления. Осмелились ваше высокографское сиятельство трудить, прося всепокорнейше о исходотайствовании прибывшему в Аккерман Запорожс-

кого войска полковнику Якову Сидловскому, старшинам и казакам всевысочайшего и всемилостивейшего ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА за учинённую отданность и усердность в службе пожалования. И особливо его полковника и полкового писаря Семёна Быстрицкого и протчим старшинам о удостоении пожалованием со Всевысочайшим ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА портретом золотыми медалями и пребываем с нашею преданностью.Милостивый государь и патрон Вашего высокографского сиятельства.

Центральный государственный архив Украины в г. Киеве. – Ф.229, оп.1, Д.285, ч.I, л.43.

№ 2. Царская грамота, адресованная Петру Калнышевскому.

БОЖИЮ МИЛОСТЬЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ и прочая, и прочая, и прочая

НАШЕМУ верноподданному войска Запорожского кошевому Калнышевскому с старшинами и всему войску

По Всевысочайшему НАШЕМУ именному ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу за оказанные в прошлую и нынешнею кампанию в личной храбрости противу неприятеля поступки и особливое в служении усердие всемилостивейше пожаловали ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Войска Запорожского кошевого Калнышевского золотою медалью с портретом НАШИМ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, осыпанную бриллиантами, которая при сём и посылается. На подлинной тако По ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу генерал аншеф, главнокомандующий Второю армиею и разных орденов кавалер, князь Василий Долгоруков.

Центральный государственный архив Украины в г. Киеве. – Ф.229, оп.1, спр.283, л.6.

Литература:

1. Диланян Анатолий. Последний из кошевых // Зеркало Недели. – 2003 г., 14 Ноября. – № 43 (468).

2. Грибовський В.В. “Последний кошевой атаман Петр Иванович Калнишевский” Д.І.Яворницького в історії вивчення постаті Петра Калнишевського” // Козацька спадщина. – Вип.3. – Дніпропетровськ: Пороги, 2006.

3. Грибовський Владислав. Кошовий отаман Петро Калнишевський. – Дніпропетровськ: Пороги, 2004.

4. Богуш П. Почитайте тую славу... – Нікополь: Видавничий центр газети “Південна зоря”, 2000.

5. Богуш П. Нікополь – столиця п`яти запорозьких січей. – Днепропетровск: Пороги, 1994.

4 июня 1775г., по приказу императрицы Екатерины II Запорожская Сечь была занята русскими войсками. На второй день, по распоряжению царского генерала Текели с сечевых хранилищ забрали и вывезли боеприпасы, казацкие клейноды, материальные ценности и архив запорожской военной канцелярии. Кошевого атамана Петра Калнышевского, войскового писаря Ивана Глобу и военного судью Павла Головатого было арестовано в палатке Текели и заковано в кандалы. 10 июня 1776 г. по указу Екатерины II за № 1419 последний кошевой П. Калнышевский под охраной 7 конвоиров был отправлен на вечную ссылку в Соловецкий монастырь «за вероломное буйство и разорение российских подданных».

Большинство исследователей считает, что П. Калнышевский родился на св. Петра, 20 июня 1690 года Документы впервые вспоминают о нем как о военном есауле в 1750 г. В мае 1755 г. П. Калнышевский в составе депутации Войска Запорожского был командирован в Петербург. Посланцы добивались отмены пошлины на товары, которые ввозились в Запорожье, а также увеличение годовой платы Войску Запорожскому. Пребывание депутации в Петербурге продолжалось более года. Каждый из затронутых вопросов вызывал длительную бюрократическую волокиту и бесконечную переписку.

В 1757 г. П. Калнышевский вторично занял должность есаула, а в 1758 году его выбирают военным судьей. Кошевым атаманом впервые он стал в 1762 г. в возрасте 72 лет и находился на этом посту менее года. В 1765 г. П. Калнышевский вновь избран кошевым и оставался им до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 г.

Российское правительство старалось максимально использовать запорожских казаков в военных действиях против Турции, в частности, в войне 1768-1774 гг. Кошевой атаман, которому в 1768 г., на начало войны, было 78 лет, а на ее окончание - 84 года, показал себя талантливым полководцем. 5 января 1771 г. Екатерина II издала указ, которым «за отличные в прошлую и нынешнюю кампании отлично-храбрые противу неприятеля поступки и особливое к службе усердие» пожаловала П.Калнышевскому золотую медаль, украшенную бриллиантами, с собственным портретом. Эту медаль следовало носить на шее на Андреевской ленте. Еще 16 запорожских старшин получили золотые медали стоимостью 30 червонцев без бриллиантов.

Во время войны с Турцией украинские казаки настолько прославились своим мужеством и воинской доблестью, что многие из российских офицеров и сановников считали за честь записаться в один из 38 казацких куреней. Первым записались граф Панин и князь Прозоровский, впоследствии - астроном Эйлер, в 1772 г. - Фаворит императрицы генерал-поручик Потемкин. Согласно древнему казацкому обычаю его назвали новым прозвищем - Грицько Нечеса (за большой лохматый белый парик).

Кючук-Кайнарджийское соглашение России с Турцией 10 июля 1774 г., завершившее войну, стало очередным толчком для царизма в реализации смертного приговора Запорожской Сечи. Высшие правительственные чиновники России П.Румянцев, М.Панин, Потемкин считали, что Запорожская Сечь как бастион против турецко-татарской экспансии стала ненужной. А по мнению императрицы Екатерины II , существование в тылу империи Запорожской Сечи было слишком опасным для монархии. Не забыла императрица и того, что во время крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева Запорожье поддерживало восставших и многие из ее участников нашли убежище на Сечи.

Для ликвидации Запорожской Сечи были использованы войска под командованием генерала Текели общей численностью более 100 тыс. человек, возвращавшихся с русско-турецкой войны. Царские войска быстро заняли Запорожье, в определенной степени благодаря внезапному нападению, а также малочисленной силе сечевой залоги. Большинство казаков в то время разошлись по домам или отправились на промыслы. Да и сам кошевой П. Калнышевский не хотел пролития казацкой крови, сдерживал запорожцев, не позволил открыть пушкарню, где хранились пушки, порох, пули и другое оружие.

О трагической судьбе бывших запорожских руководителей не могли узнать даже ближайшие родственники. Лишь значительно позже, почти через век, исследователи установили, что кошевого П.Калнышевского сослали в Соловецкий монастырь, военного писаря Глобу - в Туруханский, а военного судью Головатого - в Тобольский монастырь. Последний кошевой атаман запорожских казаков провел четверть века в нечеловеческих условиях, он был по сути живьем замурован в каменном мешке. Лишь трижды в год - на Пасху, Преображение и Рождество - его выводили из кельи.

В 1801г. новым русским царем стал Александр II. Была объявлена всеобщая амнистия, однако, 110-летний П. Калнышевский отказался покидать монастырь, указав в «просьбе» на царское имя: «... не могу решиться идти в путь такой далекий, а решил остаток дней моих посвятить служению единому Богу в этом блаженном уединении, к которому за двадцать пять лет привык я окончательно... ».

Умер П. Калнышевский на 113 году жизни 31 октября 1803 г.. Похоронен возле Свято-Преображенского собора Соловецкого монастыря.

В.В.Кукса, доцент кафедры истории

Многие пишут в личку, последнее письмо получил по поводу сегодняшней статьи «Загадка проекта «Антон Головатый». Как часто бывает в письмах, с ссылкой на Википедию, конкретно - на статью об атамане Петре Калнышевском.


Помещенная в сей свободной энциклопедии крохотная статья «Калнышевский, Петр Иванович» гласит: «(1691, с. Пустовойтовка, ныне Роменского района Сумской области— 31 октября 1803) — кошевой атаман Запорожской Сечи, происходил из шляхты Лубенского полка.В начале июня 1775 года русское войско под командованием П.Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провел около 28 лет в холодной камере размером 1 на 3 м. Калнишевского выпускали из камеры на свежий воздух 2 раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения. После помилования императором Александром, Петр Калнишевский в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 3 года в 1804 году».

Итак, Текели скрытно приближается к Сечи, после чего Калнышевский, он же Калнишевский, был арестован. Раз скрытно, так, наверное, кошевого атамана, вместе с остальными казаками, спящими захватили, разбудили и арестовали?

Кошевой атаман Калнышевский сдал карателям Сечь без единого выстрела. Разрушив таким образом миф об отважных казаках, которые умело бьются за свою Русскую землю до последней капли крови, и «как умеют умирать в ней за святую веру», а уж сложить им головы за мать-Сечь - так вообще нет выше счастья. Тем более, что тезка Калнышевского Текели привел на опору православной веры всяких-разных басурман, венгров, влахов, молдаван…

Далее - еще интереснее, наверное, Калнышевский мог бы попасть в книгу рекордов Гиннеса не только потому, что в возрасте 85 лет командовал Сечью, но и по части невиданного в подлунном мире здоровья: кто еще способен прожить с 85 до 113 лет в неотапливаемой камере размером 1 на 3м? Жаль только, что сенсация не состоится, ведь стараниями князя Потемкина заключенного Калнышевского освободили от той крохотногабаритной камеры не через 28 лет, и даже не через 18…

Выпускали Калнышевского на свежий воздух, как повествует Википедия, 2 раза в год на ТРИ (!!!) праздника. Скончался Калнышевский, согласно дальнейшим энциклопедическим данным Википедии, в возрасте 113 лет, в 1804 году. А согласно началу этой же статьи, с указанием дат рождения и смерти - в 112 лет. И не в 1804, а в 1803 году.

Вот вам и "энциклопедия" Википедия, на которую все любят так ссылаться. Задумываться о чем- либо уже не требуется, Википедия дает ответы на все вопросы, в том числе с уже известной вам цифирью.

Но я задумался вот о чем: известно, что Калнышевский подарил Соловецкому монастырю ценное Евангелие, оклад которого содержал более 34 фунтов серебра, а также - жертвовал деньги на церковь. Возник вопрос: допустим, именно такие Евангелия дарили заключенным перед тем, как окунать их в камеры 1на 3м, но деньги у зэков откуда брались? И вот тут-то выяснилось, что на содержание Калнышевского в том монастыре выделялся рубль золотом в день. По тем временам это была гигантская сумма, содержание монаха в том же монастыре обходилось, максимум, 3 копейки в день, да не золотом, и келья была совсем не ледяной. Причем, это была громадная сумма не только для монастыря: Калнышевский, мотая срок, получал в пять с гаком раз больше жалования кошевого атамана Запорожской Сечи...

Высказываю свое субъективное мнение: Калнышевский - один из мифов, которые штампуются пачками с незапамятных времен. Это в кино «Тарас Бульба» наглядно демонстрируются высокие казацкие отношения, а в реальной жизни, по сегодняшней терминологии, олигарх Калнышевский именовал своих братьев-казаков исключительно «голытьбой», и мнение Екатерины Второй значило для него много больше свободно выражаемых воплей толпы братчиков, собравшихся на площади, и наивно полагающих, что от их криков зависит решение кошевого атамана, который иногда давил понты для приезжих по части принимаемых решений. Спроецируйте все это на сегодняшний день, когда сидящие в парламенте-правительстве, находящиеся и при власти, и в оппозиции миллионеры-миллиардеры ежедневно, с утра пораньше кладут свои головы на плахи исключительно ради блага простого народа.

Если вы захотите расширить статью об атамане Калнышевском в Википедии, кто ж вам не позволит этого сделать? Есть многократно напечатанная легенда, как восьмилетний мальчик Петрик Калнышевский был за селом, когда мимо проезжали казаки. Восьмилетний мальчик попросил у них покурить трубку. Один из казаков, видя что он уже умеет курить, позвал мальчика на Сечь. Петрик уехал вместе с ними. Кто вам мешает дописать, что курящий восьмилетний Петрик на самом деле был замаскированным под мальчика агентом внеземных цивилизаций, получившим задание проникнуть на Сечь? И понравилось ему на Сечи до такой степени, что он, наплевав большой слюной на родную планету, навсегда остался на Земле. Вот почему он, помещенный в каменный мешок в возрасте 85 лет, просидел там еще 28 лет. Какой землянин на такое и сегодня способен? Тем более у нас, двести лет спустя, при донельзя развитой медицине, когда до 85 лет доживают считанные единицы даже некурящих мужиков, а за еще 28 лет не в каменном мешке, а в комфортабельном КПЗ - за гранью ненаучной фантастики. Чтобы облегчить вам задачу, я к этой статье даже сделаю соответствующий заголовок, чтобы в крайнем случае было на что сослаться. Полагаете, 97 процентов пользователей будут проверять эту ссылку?

Чтобы уравновесить высказанное мнение по поводу мифологии, приведу миф из истории Одессы, который нашел широкое отражение и в прессе, и в учебниках, и литературе, и даже дважды был экранизирован под одним и тем же названием - «Жажда». Все было, и героическая оборона Одессы, и нехватка воды, не было самой малости - того самого героического десанта на водокачку в Беляевке, где моряки ценой своих жизней на пару часов пустили воду в осажденный Город.

Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля УПЦ.

Прославление святого праведного Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи, состоялось в Запорожье 13 ноября. Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля УПЦ, сообщает News.church.ua.

Божественную литургию с чином прославления Его Блаженство совершил в Покровском архиерейском соборе Запорожья. Предстоятелю сослужили 14 архиереев: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской лавры, Бориспольский и Броварской Антоний, Управляющий делами УПЦ, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, архиепископы Василий (Златолинский), Запорожский и Мелитопольский Лука, Изюмский и Купянский Елисей, Сумской и Ахтырский Евлогий, Городницкий Александр, епископы Обуховский Иона, Ирпенский Климент, Бердянский и Приморский Ефрем, Вознесенский и Первомайский Алексей, Конотопский и Глуховский Роман, а также духовенство Запорожской епархии УПЦ.

К богослужению в Покровском соборе установили казацкий иконостас ХVIII века, подаренный Запорожской епархии меценатом Евгением Анисимовым, а также киот с вложенной иконой святого праведного Петра Калнышевского. За Литургией молились прихожане и паломники, общественные деятели, представители региональных казачьих организаций. Проведение торжеств освещали журналисты церковных и светских СМИ.

После совершения последней заупокойной литии по Петру Калнышевскому, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел огласил решение Священного Синода УПЦ о канонизации праведника в лике местночтимых святых Запорожской епархии. Житие новопрославленного святого зачитал архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий.

Во время торжественного богослужения Предстоятель УПЦ обратился к пастве со словом проповеди. Блаженнейший Владыка отметил заслуги святого Петра Калнышевского перед Богом, Церковью и Родиной, призвал паству следовать примеру христианской любви праведника.

По завершении богослужения Блаженнейший Митрополит Онуфрий поздравил всех присутствующих с праздником и выдающимся событием в жизни епархии – прославлением святого праведного Петра Калнышевского. Архипастырь тепло приветствовал архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луку, который отметил в этот день 10-летие архиерейской хиротонии. За заслуги перед Украинской Православной Церковью Предстоятель удостоил преосвященного владыку высокой награды – ордена преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени.

Святой праведный Петр Калнышевский – последний кошевой атаман Запорожской Сечи, военный и политический деятель, дипломат. Родился в селе Пустовойтовка Роменского уезда Полтавской губернии (ныне Сумская обл.), по легенде, попал на Запорожье в возрасте 8 лет. Прошел путь от оруженосца до кошевого атамана – главы войска, которого выбирали из наиболее опытных и храбрых старшин. Прослыл выдающимся военачальником и меценатом-благодетелем: на свои средства построил три церкви, подарил ценное Евангелие храму родного села. После уничтожения Сечи был осужден на пожизненное заключение в Соловецком монастыре. За 25 лет пребывания на Соловках ни разу не обратился с прошением о помиловании. В 1801 году был освобожден приказом императора Александра, однако покидать обитель отказался. Через два года умер в возрасте 112 лет. Похоронен рядом с Преображенским собором Соловецкого монастыря.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные