Нелегитимное правительство. Легитимность политической власти

Легитимный, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. || сущ. легитимность, -и, ж. Л. власти. (Словарь Ожегова, Толковый словарь русского языка)

Кроме того, легитимность - политико -правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны или государства , больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве или стране институтам власти, признание их правомерности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Разведопрос: Борис Юлин о государстве и легитимности власти

    ✪ Легитимность СССР и нелегитимность РФ

    ✪ Легитимность. Что это такое? (Часть 1) (От Советского Информбюро #04)

    Субтитры

    Здравствуйте. Всем доброго времени года! Сейчас я хотел бы поговорить с вами о том, что такое государство. Нет, есть, конечно, и определения энциклопедические, есть огромное количество теорий, как государства возникали и что они из себя представляют, есть различные рассуждения и философские, и политические, нужно или не нужно государство, какова должна быть роль государства, но они все идут как-то в отрыве от базы, т.е. теории возникновения государства, ну люди их обычно мало знают, и кроме того, они противоречат друг другу. Например, есть теория ирригационная, есть теория общественного договора - т.е. ну самые разные. И что самое интересное, все они в той или иной мере верны, просто они не показывают в целом общей картины. А люди, которые рассуждают о роли государства и какой она должна быть в обществе, обычно не знают даже этих теорий. Поэтому попробуем поговорить на самом простом, самом низком уровне: т.е. что такое государство, легитимность, закон, власть - так сказать, на самом изначальном, первичном уровне. Государство по сути своей - это группа лиц, которая заставляет тебя жить, вот конкретно тебя - гражданина государства, по установленным ими правилам и отнимает у тебя за это деньги. Т.е. вот именно так - ты платишь налоги и ты живёшь по установленным государством правилам. Но почему ты это делаешь? Дело в том, что слова о том, что государство - механизм насилия и подавления, это не просто слова, оно действительно таковым и является, т.е. государство - это именно механизм насилия и подавления. И вот как возникали государства? Они могли возникнуть из-за того, что люди объединились внутри какого-то сообщества, т.е. были племена, союз племён, и они объединились в государство. Или могли быть объединены люди в государство пришельцами, которые пришли, кого-то завоевали и создали систему управления. Наша страна как возникла - опять же, много спорят: есть норманская теория, есть антинорманисты, есть упор на "Повесть временных лет", есть совершенно сказочные варианты возникновения нашего государства, но, допустим, позиция антинорманистов обычно базируется на том, что отсталые норманы не могли создать у более развитых нас государство, т.е. не могли технически это сделать, потому что считать, что у нас более отсталые норманы создали государство - это низкопоклонничество перед европейцами, перед Западом. Ну вот почему-то именно так, и упирают в основном на то, что норманы были шведы, а мол шведы у нас государство не создавали. И опять же, по сути обе стороны в какой-то мере получаются правы, только непонятно, с чего антинорманисты взяли, что варяги - это шведы. Нет, варяги - это какие-то находники с Балтики, в принципе, могут быть совершенно любые, вплоть до полабских славян. И суть не в этом, кем они являются - шведами, норвежцами, полабскими славянами, датчанами, а в том, что государство - это высшая форма выживания социума. Т.е. если мы возьмём отдельного человека, вот просто отдельный человек, юнит такой самостоятельный, и поместим его в агрессивную среду, т.е. вот есть у нас человек, живущий где-то в АФрике, в Азии, в лесах, и он один, он практически беззащитен, он не может справиться со сколько-нибудь сильных хищником. Если он не нашёл еды, он умрёт, если он сломает ногу, он умрёт. Т.е. один человек, в принципе, практически полностью беззащитен. Если мы перейдём на более высокий уровень, т.е. как люди, собственно говоря жили - своеобразными такими прайдами, семьями, то вот такой вот род людей, родовая группа, чаще всего насчитывающая несколько десятков человек, она способна отбиться практически от любого зверя, она может обеспечить взаимопомощь между членами этого рода, и в дикой природе такой род выживает уже с довольно большой вероятностью. Но он уязвим для других родов, он уязвим для более сильных и опасных зверей, он уязвим для банального неурожая и т.д. Когда рода объединяются в племя, на самом деле род обычно разрастался до племени, то кроме серьёзных глобальных катаклизмов или эпидемий племя обычно было уже надёжно защищено от любых других опасностей, не считая набегов других племён, т.е. то, что другое, более сильное племя придёт и всех убьёт. В остальных отношениях племя обеспечивает высокий уровень выживаемости. Но ещё более высокий уровень обеспечивает государство. Оно даёт огромные преимущества перед племенем по возможности использования ресурсов, по обеспечению специализации членов человеческого сообщества и может мобилизовать людей на выполннение достаточно глобальных планов. Т.е., например, племя не может построить серьёзную ирригационную систему - это возвращаясь к ирригационной теории возникновения государства - а государство может. Племя не может справиться, допустим, с переселением народов, с серьёзным нашествием, и племени очень тяжело справиться с серьёзными катаклизмами. Государство в большинстве случаев с этим справляется, т.е. это более высокий уровень объединения людей, который обеспечивает как раз таки социуму человеческому более высокие возможности выживания. Именно поэтому постепенно все племена на земле, а тем более все отдельные рода, оказались поглощены государственной системой. Т.е. сейчас территория Земли поделена между государствами, и все люди живут либо в том, либо в ином государстве, являются гражданами того или иного государства. Т.е. это совершенно объективный процесс. А из-за чего он начался - из-за того, что нужно было, допустим, постоянно шляющиеся туда-сюда тусовки дикарей остановить в Древнем Египте или построить систему ирригации в Древнем Шумере или в Древнем Китае. Т.е. задачи могут быть разные, просто решаются они государством. Это как возникает государство. Как государство возникло на территории Руси? Ну в принципе, основная версия, как раз таки по "Повести временных лет", что пришли находники и основали государство. Но как это было: находники приходили и раньше, т.е. варяги совершали набеги на земли восточных славян, грабили, убивали, уводили в полон, собирали дань. Потом славяне на нашем севере - это по "Повести временных лет" так получается - объединили усилия, дали этим бандитам по рогам и выгнали их нафиг, т.е. бандитов у нас больше не стало. Т.е. важность объединения восточные славяне осознали, по крайней мере, часть из них, но возникла сразу какая сложность: кому отдать власть в этом объединении? Т.е. все рода уважаемые, они друг с другом конкурируют, племена уважаемые, друг с другом конкурируют, передача власти любому роду или любому племени в данном случае ведёт к внутренним конфликтам, и поэтому принято решение пригласить тех самых варягов, которые совершали набеги. Является ли такое решение позорным? Да нет, это совершенно нормальное решение сделать так, чтобы никому обидно не было, и очень многие народы так и поступали, т.е. приглашали правителя со стороны, притом и в более поздние времена. Так делали поляки, так делали англичане, так делали очень многие народы - приглашали правителей, по сути правящую династию со стороны, как раз так чтобы не было конфликтов между своими. И возникает государство, т.е. создаются государственные институты, создаются формализованные системы управления, и, допустим, союз племён превращается в государство. И вот как это происходит у нас - приходит банда рода Рюрикова, приглашённая на правление, и говорит: сейчас мы закроем глаза, а потом откроем и удивимся, как много вы нам всего принесли, как всего хорошо притащили. Если не удивимся, вы получите по шее. Но за то, что мы вас грабим, мы оторвём башку любому, кто попытается ограбить вас со стороны, а заодно мы вам объясним, как вам жить, по каким правилам и понятиям. Т.е. в принципе, возникает вот так вот государственная система. Она вот так вот визуально, кажется, что ничем не отличается от самого обычного рэкета. Но кстати, формирование организованной преступности и формирование государства происходят по очень близким, похожим законам, т.е. принципы одни и те же. Но чем отличается государство от обычного рэкета? Формально только тем, что это довольно чётко оговорённые отношения, и самое главное отличие - это то, что в государстве вот эти вот рэкетиры опираются на самих ограбляемых, т.е. те считают, что это правильно, что те, кто грабит, находятся в своём праве, и поэтому оказывают им поддержку. И вот именно эта поддержка со стороны ограбляемых и называется умным словом "легитимность". Т.е. легитимность власти - это когда люди считают, что власть находится в своём праве и действительно имеет право принимать именно те решения, которые она принимает, и эти решения можно использовать, а люди будут им подчиняться и обеспечивать от других сограждан выполнение этих решений. Это легитимная власть. Считает большинство не просто так, а потому что государство кроме того, что является аппаратом насилия и ограбления, оно является ещё и аппаратом организации жизни, т.е. несёт определённые функции. Например, государство содержит вооружённые силы для защиты государства, содержит какие-то силы правопорядка для того, чтобы граждане не убивали друг друга, оно устанавливает правила, по которым живут люди, и обеспечивает выполнение этих правил. Т.е. оно обеспечивает законы, в случае необходимости обеспечивает, допустим, образование, поддержку медицины и т.д. т.е. государство выполняет целый ряд функции, при этом с развитием человеческого общества количество этих функций, которые несёт на себе государство, всё больше возрастает, и вот когда государство выполняет эти функции, то народ считает государство, т.е. людей, которые управляют государством, находящимися в своём праве. Вот например, опять же вернёмся к древней истории нашей и около наших земель: рядом с восточными славянами во Фракии, т.е. на территории Византийской империи, вернее, территориях, отобранных, по сути, у Византийской империи, жили славяне-анты. Они ещё во времена Юстиниана начали туда переселяться одновременно со склавинами, и вот они живут на юг от Дуная. Живут родами, племенами, т.е. это племенной союз, в государство не объединяются, даже особого смысла в этом не видят. Вот приходят в набег кочевые тюрки - булгары, покоряют этих антов, т.е. славян южных, и создают своё государство - Булгарское царство, и становятся там не только правящей династией, а фактически господствующей национальностью, т.е. господствующим меньшинством. И они управляют антами, находящимися под их властью, всё вроде бы нормально, но желание получить как можно больше богатства, манкирование обязанностями привело постепенно к тому, что власть булгар над славянами была утрачена, т.е. анты просто восстали против булгар, свергли их, перебили, на этом булгарская династия закончилась, страна стала целиком славянской, сохранила от булгар только название. Т.е. вот мы имеем дело уже не с булгарами, которые правят славянами, а с самими славянами, т.е. государство осталось, название государства осталось, те, кто создали, были свергнуты, почему - потому что они утратили легитимность, т.е. подчинённые анты перестали понимать, с какой стати булгары ими правят. Вот она - утрата легитимности. В принципе, она звучит, опять же, очень просто, т.е. когда большинство начинает искренне изумляться: а чего эти уроды нами управляют и чего они от нас хотят, и на каком основании - это и есть утрата легитимности, вот когда большинство думает так. И она уже практически потеряна, даже если ничего не произошло, никаких социальных потрясений. Так что без легитимности никак. Можно попробовать посидеть на штыках, на страхе, но долго не получится, рано или поздно порвут, ну собственно, что в Болгарии и произошло. А как власти сохраняют легитимность? Почему люди считают, что государство может брать у них деньги и указывать, как жить, ну собственно, что у нас сейчас и делают? Я уже говорил о задачах государства, и вот они - обратная сторона прав государства. Государство имеет право на сбор налогов, т.е. оно имеет право брать у людей деньги, обязывать их платить на своё содержание. Оно по сути грабит своих граждан, т.е. забирает часть средств граждан под страхом наказания - т.е., допустим, уголовное преследование за неуплату налогов. Но при этом государство, чтобы иметь это право, должно рвать в клочья других грабителей, т.е. никому не позволяется грабить граждан, кроме государства, вообще никому, и поэтому государство должно, допустим, уничтожать рэкетиров, оно должно не допускать каких-то моментов, связанных с откупом сбора налогов. Т.е. есть, допустим, у нас узаконенная форма рэкета, называется коллекторство, т.е. коллекторские агентства. Они, по сути, занимаются рэкетом, они грабят граждан, работая в основном на микрофинансовые организации. Вот деятельность таких агентств размывает монополию государства и тем самым делает государство менее легитимным, лишает государство легитимности, и если власти это позволяют, то они идут по пути тех же самых булгар, которых потом анты свергли и перебили. Т.е. так поступать нельзя. Если у государства есть право на ограбление граждан, оно должно быть именно монопольным, государство никому не должно позволять грабить своих граждан. Вроде бы простая вещь, но не понимают. Государство имеет право на насилие: государство может осудить своего гражданина, т.е. подвергнуть его преследованию, посадить в тюрьму и даже, собственно говоря, казнить, т.е. убить своего гражданина. Но оно оно не должно допускать, чтобы кто-то другой мог позволить себе это сделать. Т.е., допустим, какие-нибудь Цапки из Кущёвской, которые убивают своих конкурентов или просто недовольных, они должны зверски уничтожаться государством. Т.е. государство не должно допускать существования подобных эксцессов, оно должно бороться и с уличной преступностью, и с грабежами, с чем угодно - с любыми формами насилия, которые осуществляет не государство. Право на насилие в государстве может быть только у государства. Это, кстати, очень интересная тема в плане воплей "короткостволистов" о том, что давайте мол раздадим короткоствол гражданам, они будут вежливыми и в результате будут меньше убивать друг друга. Не будут, а вот, допустим, легитимность государства в этом случае несколько снизится Государство имеет право на установление законов. Оно устанавливает правила жизнедеятельности, иногда дурацкие, иногда нормальные - бывает по-разному, это в разных государствах по-разному бывает, в разных законодательных системах, но государство должно, опять же, свирепо карать тех, кто пытается ввести свои правила, т.е. навязать свои правила внутри государства. Правила взаимоотношений между людьми устанавливаются государством, и если оно их устанавливает, оно не должно позволять это делать никому другим. Если в государстве кто угодно может устанавливать правила, по которым жить, ну например, когда богатые люди решают, что они могут спокойно давить пешеходов на пешеходных переходах или на автобусных остановках - это неправильно, это нарушает сразу несколько монополий государства: как на насилие, так и на установление законов. Т.е. человек, который пытается жить по своим правилам в государстве, он по сути способствует делегитимизации власти государства, т.е. тому, что власть государства становится нелегитимной. Опять речь упирается в монополию. Т.е. все обязанности государства в той или иной мере связаны с правами государства, и соответственно, все обязанности граждан связаны с правами граждан, которые обеспечивает это самое государство. Чем больше прав человеку гарантирует государство и обеспечивает эти права, тем более оно легитимно в глазах гражданина и имеет больше прав требовать с гражданина. Если оно не обеспечивает прав гражданина, то, с точки зрения гражданина, государство становится банально ненужным, происходит делегитимизация. И вот если человек хочет, чтобы его жизнь охранялась, чтобы его лечили, спасали, учили, охраняли имущество, он должен платить налоги, он должен жить по тем правилам, которые установлены государством, он должен, например, служить в армии. И все это понимают, ибо государственные институты должны на что-то содержаться, должны с помощью кого-то функционировать. С точки зрения большинства, это справедливо, а значит, легитимно. Такое правительство, такое государство легитимно в глазах своих граждан. Но стоит дать право собирать налог, к примеру, на носитель информации, каким-нибудь левым уродам, ну например, Обществу по защите прав обладателей авторских прав, и вот они будут собирать, допустим, с граждан какой-то налог и распределять его по своему усмотрению, стоит дать возможность... отказать в защите части своих граждан, например, защитить права верующих, но не защитить права атеистов, или не защитить, допустим, права футбольных фанатов или ещё кого-то - ну любой части граждан, стоит дать право мелкому чиновнику придумывать, как жить другим людям, например, позволить внесудебный произвол, то даже закон при нелегитимной власти, т.е. это привет делегитимизации государства, и даже закон нелегитимной власти будет восприниматься, как произвол. Т.е. его не будут воспринимать, как закон, его будут воспринимать, как произвол, если государство не выполняет своих обязанностей, а реализует только свои права, то с государством граждане перестают считаться, как с законной легитимной властью. И вот тут мы вспоминаем те правительства, которые неожиданно для себя утратили легитимность, а таких было много, даже королям бошки срубали, потому что они тоже утрачивали легитимность. А так как без государства сейчас социуму, т.е. человеческому обществу не выжить, то вместо умершего государства создаётся новое государство, как, допустим, вместо умершей Российской империи возник Советский Союз, где люди снова понимают, что надо платить налоги, соблюдать законы и Родину защищать. И снова появляется государство. Но уже другое. На этом всё.

Политическая легитимность

Применительно к политической легитимности известный английский политолог Дэвид Битэм (David Beetham) разработал «нормативную структуру политической легитимности»:
1. власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам ;
2. эти правила оправданы путём ссылки на веру , которую разделяют управляемые и управляющие;
3. имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

Легитимность - первоначально то же, что и законность. В политологии - признание власти населением. Легальный - законный, соответствующий правовым нормам (закону или подзаконным актам).

Отношение легитимности и легальности

Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии .

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность не следует смешивать с также существующим в политологии понятием легальность власти. Легальность власти - юридическое её обоснование, её законность, соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но - социально-психологическим явлением. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная.

Легитимность - это доверие и принятие власти общественным сознанием , оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то - оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация), обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на «своих» и «чужих».

Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером . Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти : традиция , харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

  • традиционная легитимность , формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;
  • рациональная (демократическая) легитимность , возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создаёт возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
  • харизматическая легитимность , складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделённого исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только ещё формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением часто оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно и то же. Легальность власти - юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Традиционная легитимность

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность

В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе - главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

Легальная или рационально-правовая легитимность

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М.Вебером "чистых" способов легитимности власти - традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путей. В обществе формируется согласие относительно "правил игры" на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.

Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.

Современная белорусская государственность является режимом харизматического типа. Нечеткое разграничение компетенции между государственными органами и ветвями власти, пренебрежение существующими правовыми нормами, половинчатый характер законов и их игнорирование - все это свидетельствует о том, что рационально-правовой способ легитимации власти только формируется.

Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.

Средства легитимации власти

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.

Любая власть нуждается в легитимности.

Легитимность - политическое ϲʙᴏйство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, кᴏᴛᴏᴩая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Стоит заметить, что она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, кᴏᴛᴏᴩые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» будет характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа) В случае если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. В случае если же ϶ᴛᴏ не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Уϲʙᴏение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность)

Отметим, что технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в ϶ᴛᴏй сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с данным вопросом связана технократическая легитимность, ядро кᴏᴛᴏᴩой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. В случае если же ϶ᴛᴏ не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. В случае если ϶ᴛᴏй эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, кᴏᴛᴏᴩая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

В случае если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, ɥᴛᴏбы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. — на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе кᴏᴛᴏᴩого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих — тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам ϲʙᴏего кабинета неутешительный диагноз: «коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета» . То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Типы легитимности

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия кᴏᴛᴏᴩых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую , кᴏᴛᴏᴩая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную , проистекающую из ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия власти рациональному принципу, с помощью кᴏᴛᴏᴩого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к ϶ᴛᴏму последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо данных трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую , кᴏᴛᴏᴩая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в кᴏᴛᴏᴩой заключено ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

В наибольшей степени важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на базе законности. Это структурная легитимность (первый вид) Стоит заметить, что она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Именно такая легитимность может выступать в двух формах. В первую очередь, ϶ᴛᴏ традиционная легитимность , кᴏᴛᴏᴩая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, ϶ᴛᴏ чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленными законами о выборах органов власти.

При этом приобретение правителями полномочий на законной основе еше не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. К примеру, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, кᴏᴛᴏᴩый претендует на доступ к политической власти, вею харизму — Божественный дар, благодать. Доверие граждан в ϶ᴛᴏм случае имеет эмоциональный характер и базируется на личной симпатии к лидеру. При ϶ᴛᴏм с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности будут идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. Сегодня побудут новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности — формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. При этом существуют определенные показатели, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы для ϶ᴛᴏй цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Легитимность политической власти

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово «легитимность» происходит от лат. legitimus - законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в Средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий ϲʙᴏего предназначения, лишает ϲʙᴏю власть легитимности. В ϶ᴛᴏм случае народ имеет право свергнуть такую власть (об ϶ᴛᴏм, в частности, говорил Ф. Аквинский)

Легитимность — ϶ᴛᴏ уверенность народа в том, что власть будет выполнять ϲʙᴏи обязательства; признание авторитета власти и добровольное подчинение ей; представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в т.ч. и насилия. Легитимная властьтрадиционно способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

М. Вебер выделял три основных типа политического господства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им формы легитимности:

  • традиционное господство - легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;
  • харизматическое господство - легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;
  • господство, основанное на рационально созданных правилах — рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Кроме перечисленных существуют и другие виды легитимности, например: онтологическая, идеологическая, структурная и др.

Онтологическая легитимность в наибольшей степени ϲʙᴏйственна древнему и традиционному обществам, когда существующие нормы бытия воспринимаются людьми как естественным (внечеловеческим) образом установленный порядок, а его нарушение — как катастрофа, анархия, хаос. Это признание человеком (обществом) существующего порядка как нормы бытия, кᴏᴛᴏᴩое распространяется не только на общество, но и на все космическое пространство. Именно такая легитимность тесно связана с жизнью и смертью канонизированного политического вождя нации. Его жизнь олицетворяет собой власть и порядок, а смерть — анархию и хаос. История знает немало примеров, когда после смерти ϲʙᴏего вождя народ испытывал страх перед будущим. В качестве примера можно привести смерть В.И.Ленина, И. В. Сталина, Ким Ир Сена (Северная Корея) и др.

В основе идеологической легитимности лежат определенные идеологические «конструкции» — привлекательные идеи, обещания «светлого будущего» или «нового мирового порядка», религиозные догмы и т. д. Так, коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти; идеи национал-социа- лизма способствовали легитимизации фашистского режима в Германии. Некᴏᴛᴏᴩые страны Ближнего и Среднего Востока возвели ислам в ранг государственной идеологии.

Структурная легитимность базируется на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, конституции (конституционная легитимность) В случае если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате ϲʙᴏей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется се легитимизацией, а потеря ею легитимности - делегитимизацией.

Любая политическая власть, даже самая реакционная, стремится выглядеть в глазах ϲʙᴏего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. По϶ᴛᴏму процесс легитимизации власти будет предметом особой заботы правящей элиты. Важно заметить, что один из самых распространенных приемов — замалчивание негативных результатов ϲʙᴏей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Довольно часто помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Нелегитимная и неэффективная власть боится вступать в диалог с обществом и со ϲʙᴏими оппонентами, ɥᴛᴏбы окончательно не проявить ϲʙᴏю несостоятельность. По϶ᴛᴏму она всеми способами стремится ограничить деятельность независимых средств массовой информации или поставить их мод ϲʙᴏй контроль.

В этом разделе мы подробнее рассмотрим основания функционирования государственной власти. Для того чтобы власть нормально выполняла свои функции, т.е. была дееспособна, она должна быть легитимна. Легитимность государственной власти - основное условие ее эффективности, успешного функционирования. В легитимности отражается отношение граждан к власти.

Итак, Легитимность власти (от лат. legitimus - законный) - такое состояние власти, при котором она признается большинством народа законной и справедливой. Т.е. народ добровольно признает ее право принимать решения, которые впоследствии становятся обязательными для всех членов общества. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной степени схожие. Чем ниже уровень легитимности, признания власти, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Обращу ваше внимание на то, что легитимность следует отличать от легальности власти. Под легальностью понимается правовое закрепление власти как таковой в законодательстве. Однако не всегда легальная власть является легитимной, ведь в истории не мало случаев фальсификации выборов, когда ко власти приходил правитель, реально не обладающий поддержкой народа. Также законно действующая власть может утратить свою легитимность в результате проведения нежелательных реформ и роста недовольства граждан. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Естественно что 100% (т.е. идеальной) легитимности не бывает. У любой власти существует оппозиция, даже если она запрещена установленным политическим режимом, она все равно есть. Поэтому действующей власти необходимо постоянно поддерживать свой авторитет, подтверждать свое право на власть, постоянно доказывая, что именно она наилучшим образом осуществляет интересы своих граждан.

Процесс, посредством которого власть получает доверие со стороны населения определяется как легитимация. Легитимация политической власти представляет собой взаимообусловленный процесс, с одной стороны, "самооправдания" и рационального обоснования собственной власти со стороны "управляющих", с другой - "оправдания" и признания этой власти со стороны "управляемых". Сразу возникает вопрос: каким образом протекает этот процесс, или другими словами, как власть приобретает легитимность? Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности в зависимости от ее источников.

1) Традиционная легитимность основана на традициях, на некогда установленный порядок. Выделяют следующие виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); в современном обществе традиционная власть проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.

2) Харизматическая легитимность (с греч. chаrisme - божественная благодать) основана на вере в властителя, вождя. Для этого типа власти характерно приписывание лидеру сверхвыдающиеся личных качеств: мудрость, святость, героизм. Такой властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.

3) Легальная (рациональная) легитимность основана на законности, т.е. власть в этом случае опирается на рациональные законы. Этот тип легитимности получил наибольшее распространение в странах с демократическим режимом, где власть действует в соответствии с конституцией и конкретными правовыми нормами.

Типология легитимности М. Вебера получила широкое распространение, хотя многие ученые выделяют другие типы легитимности, дополняя таким образом данную.

Так, американский политолог Д. Истон выделил:

1) идеологическую легитимность (наиболее эффективный тип легитимности) основывается на вере народа в правильность и ценность той идеологии, которая провозглашается властью;

2) структурную легитимность, основой которой является доверие населения к существующим государственным структурам и установленном нормам режима;

3) персональную легитимность зиждется на веру граждан в компетентность лидера, его способности так использовать власть, чтобы наилучшим образом удовлетворить их интересы.

Французский политолог Ж.Л. Шабо выделяет такие виды легитимности как: 1) демократическую (опирается на воле и желаниях народа);2) технократическую (связанную с умением властвовать); 3) онтологическую (которая основана на соответствии власти универсальным принципам человеческого и социального бытия).

Однако, легитимность власти явление непостоянное, поэтому имеет место упомянуть о факторах поддержания легитимности власти. Итак, для поддержания легитимности власть должна:

1. совершенствовать законодательство в соответствии с новыми требованиями, обуславливаемыми текущими условиями.

2. заботиться о создании такой политической системы власти, легитимность которой основана на традициях населения, и которая, следовательно, более стабильна.

3. успешно осуществлять государственную политику, обеспечивая поддержание законности и правопорядка. Также немаловажными считаются личные харизматические черты политического лидера.

Но бывают случаи, когда названные факторы не работают, в результате легитимность власти ослабляется или вовсе может быть утеряна. В таких случаях имеет место говорить о кризисах легитимности или о делегитимация политической власти.

Причинами кризисов власти могут быть:

1. неспособность органов власть осуществлять должным образом свои властные функции;

2. применения властью нелегитимного насилия;

3. военные конфликты и гражданские войны;

4. разрушение сложившихся традиций и конституционного порядка;

5. неспособность правительства адаптироваться к меняющимся внешним или внутренним условиям.

Помимо факторов делегитимации выделяют еще и источники кризиса, к которым относятся высокий уровень недовольства населения, настроенного на свержение действующего политического режима, свидетельствующие о недоверии властям результаты выборов, референдумов. Эти показатели говорят о "нижней" границе кризиса легитимности, за которой уже начинается распад действующего режима и, возможно, полная смена конституционного порядка. К факторам, определяющим "верхнюю" границу кризиса легитимности, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, относят: функциональную перегруженность государственной системы и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиции, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой ими политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Особенностью кризиса легитимности государственной власти в России, является также утрата национально-государственной идеи, или прекращение выполнения этой идеей своей прямой задачи: осуществлять интеграцию населения, оправдывать существующий политический режим, формулировать консолидирующие цели общества.

В заключение данного пункта хочется сказать, что урегулирование кризисов легитимности должно проходить с учетом конкретных для данного случая причин снижения легитимности. Наиболее общими средствами выхода из ситуации делегитимации политической власти выделяют: повышение эффективности коммуникации власти и общества; использование правовых методов достижения цели; взаимной контроль исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; установление контроля над государством со стороны гражданского общества; становление и укрепление демократических ценностей в обществе.

Понятие "легитимность" происходит от латинского слова legitimus (согласный с законами, законный, правомерный). Легитимность означает согласие народа с властью, положительное отношение к действующей власти большинства населения, а также признание ее правомерности мировым сообществом в целях установления официальных и неофициальных отношений. Легитимность власти определяется ее способностью решать внешние и внутренние проблемы страны.

Не следует смешивать понятия легитимности и легальности. Легальность означает только законность власти, а легитимность - гораздо более глубокое понятие, означающее, что власть принимается массами, они согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок - наилучшим для страны. Легитимность власти предполагает, что законы исполняются основной частью общества. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять, ее соответствие представлениям людей о справедливости, обоснованности каких-либо действий власти, наличии мотивации для того, чтобы подчиняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Термин "легитимность" возник в начале XIX в. во Франции. Изначально он применялся по отношению к власти короля как единственно законной, легитимной, в отличие от насильственной смены власти Наполеоном.

Обеспечение легитимности власти - ее легитимизация.

Легитимизация означает признание или подтверждение законности (легитимности) какого-либо права или полномочия, в том числе права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий.

Критериями легитимности власти считаются либо развитость демократических процедур (выборность власти), либо способность власти поддерживать стабильность и порядок в обществе, даже если она была установлена в результате переворота или революции.

Признаками легитимности власти служат убеждение большинства граждан в правомерности власти и существующего строя, а также свобода выражения граждан своей воли.

Можно выделить несколько типов легитимности власти :

  • o власть, основанная на праве наследования престола. В данном случае многие необходимые действия, непопулярные в народе, могли выполняться только с применением насилия;
  • o харизматический тин, когда власть базируется на конкретном человеке, выделяющемся сильными лидерскими качествами (харизмой) (примеры из истории: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Гитлер, Сталин, Черчилль, Рузвельт и др.);
  • o либерально-демократический, или конституционный тип легитимности, характеризующийся свободным волеизъявлением граждан, выборностью органов власти. Такая легитимность наиболее распространена в современном мире;
  • o этнический тип легитимности, предполагающий формирование властных структур по национальному признаку. Данный тип легитимности формируется при высокой активности лиц коренной национальности, провозглашении идей национального государства.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть - характерная черта политической жизни любого общества, любой эпохи. Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения - исполнения.

По мнению М. Вебера, существует три вида легитимизации:

  • o традиционная - многовековая привычка подчинения (царям, императорам, князьям и пр.);
  • o харизматическая - вера и подчинение авторитету некоей харизматической личности;
  • o рациональная - подчинение такой власти, которая ясна, понятна и действует на основе демократических законов (легитимность выгоды подчинения).

Используются следующие средства легитимизации: информирование о целях и задачах проводимой политики, о ее экономической целесообразности, соответствии интересам народа, формирование национальной идеи и пр. При этом власть должна показать, что она способна справиться с этим. Наиболее универсальное средство легитимизации власти - выборы и референдумы, позволяющие людям ощутить свою причастность к власти, зависимость власти от народа.

Важным инструментом легитимизации служат средства массовой информации, которые позволяют манипулировать общественным сознанием.

Средства легитимизации власти зависят в первую очередь от политического режима, установленного в том или ином государстве.

Выделяют следующие основные политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Для того чтобы при демократическом режиме власть была легитимной, она должна быть подконтрольной обществу, и доступ в политику отдельных его членов должен быть непростым и максимально прозрачным.

Есть некоторые основные признаки современных демократических режимов. В подлинно демократическом обществе народ активно участвует в политике , причем такое участие закрепляется законодательно. Прежде всего, участие граждан в политике осуществляется в форме избирательного процесса, который позволяет народу принять или не принять существующую власть, показать, насколько легитимной они ее считают.

При осуществлении избирательного процесса весьма важны уровень социально-экономического развития государства, высокая гражданская культура населения, которые определяют требования к кандидатам.

Как утверждал французский философ, писатель и политический деятель Жозеф де Местр, каждый народ в конечном счете достоин своего правительства. И еще одна цитата: "Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели" (Бернард Шоу).

Другим признаком подлинной демократии можно считать многопартийность, которая позволяет всем представителям общественных групп, даже тем, которые являются меньшинством, заявлять свою точку зрения по поводу действий власти. Демократия должна быть суверенной, т.е. независимой от вмешательства других государств или международных организаций.

Если политический режим подлинно демократичный, созданы условия для свободного волеизъявления народа, гражданам обеспечены справедливость и свобода, тогда они считают такую власть легитимной.

В России используются все основные средства легитимизации власти:

  • 1)правовое обеспечение выборности власти;
  • 2)политический плюрализм;
  • 3)местное самоуправление;
  • 4)информатизация общества;
  • 5)взаимодействие общества и власти.

Правовое обеспечение выборности власти . По итогам всенародного референдума в 1993 г. была принята Конституция РФ, в соответствии с которой и построена политическая система в нашем государстве. В Конституции утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...".

Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвования, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Принята система нормативных правовых федеральных и региональных актов, закрепляющих принципы избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации.

Вместе с тем при формировании демократического режима учитываются нормы и международного права, причем, в соответствии с Конституцией РФ, нормы международного права имеют приоритет по отношению к нормам внутреннего права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Считается, что международное право в большей степени, чем национальное, отражает идеи гуманизма и справедливости.

Если бы результат референдума был иным, Российской Федерации бы не было, скорее всего, страну ожидал распад, как СССР.

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Конституция РФ определяет, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Народ как источник власти осуществляет ее:

  • o непосредственно через выборы и референдумы;
  • o через органы государственной власти;
  • o через органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, обладают активным избирательным правом, за исключением тех, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

Демократические, свободные выборы в органы государственной власти, местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Предусмотрены меры административной и уголовной ответственности за нарушения норм избирательного права. Например, к административным правонарушениям относятся: нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей; вмешательство в работу избирательных комиссий; неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка предоставления сведений об избирателях; нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), представителя средств массовой информации; нарушение правил предвыборной агитации; подкуп избирателей; непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов; и пр.

Меры уголовной ответственности предусмотрены за такие правонарушения, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов; и пр.

Политический плюрализм предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.

Согласно Конституции в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.

В Конституции РФ указано, что общественные объединения равны перед законом. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. В России, помимо равенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений как в общественной, так и хозяйственной деятельности.

Закрепленный в Конституции принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но, участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" граждане Российской Федерации имеют право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Местное самоуправление должно способствовать приближению публичной власти к населению, становлению гражданского общества в нашей стране. В России проходит становление местного самоуправления (с момента принятия Конституции РФ), созданы его законодательные основы, накоплен большой опыт работы муниципальных образований. Становление местного самоуправления приближает Россию к по-настоящему демократическому обществу, потому что дает возможность уйти от традиционной для России моноцентрической модели организации власти.

Взаимодействие общества и власти обеспечивается разнообразными средствами. Создана Общественная палата Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации". Согласно данному закону Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Общественная палата оказывает поддержку некоммерческим организациям России. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты.

Организовано изучение общественного мнения, например, создан Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), регулярно проводятся социологические опросы, в том числе по проблемам отношения к действующей власти, и др.

Информатизация общества. В современном мире информация становится практически основным источником власти. Контроль за информационными ресурсами и потоками позволяет власти успешно проводить свою политику. Однако прямой контроль уже невозможен, поэтому зачастую власть сама производит определенную информацию и ее интерпретацию.

В соответствии с принципами демократического общества граждане имеют право на доступ к информационным ресурсам, в том числе к информации о деятельности органов управления. Не менее важна и организация обратной связи между населением и властью. Большую роль в информатизации общества играют средства массовой информации.

Таким образом, в целом в Российской Федерации создается демократический режим. Вместе с тем проблема легитимизации власти существует в связи с большими масштабами коррупции, фактами излишнего администрирования, бюрократизма, боязни немалой части государственных и муниципальных служащих открытости и гласности в работе, оторванности от нужд граждан и пр. Сохраняется высокая социальная дифференциация, уровень жизни достаточно большой части населения крайне низкий. Пока еще чрезвычайно слабо развито местное самоуправление. Отмечаются аполитичность населения, его низкая правовая культура.

Без легитимной власти не удастся создать суверенную демократию, при которой и система власти, и ее действия формируются российскими гражданами.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные