Усадьба Чернышёвых. Специализированная реставрационно-проектная компания Примеры интерьеров домовых церквей

Еще в 1717 году купец Андрей Иванович Бабушкин завел на Старой Басманной улице (современное владение № 20) крупную шелковую фабрику. Позже дело перешло к его сыновьям Петру и Семену. В 1756 году Бабушкины перестроили старинные, возможно, конца XVII века, палаты, которые стояли на их участке (нынешний дом № 20, корп. 1).

В 1787 году Бабушкины продали владение на Старой Басманной генерал-поручику И. Л. Чернышеву. Главный дом еще раз перестроили. В правой его части был устроен балкон на красивых каменных аркадах, позже утраченный. Наиболее древняя часть – левая. Когда в конце 2000-х годов дом ремонтировали, то на фасаде, освобожденном от штукатурки, были хорошо видны следы от барочных наличников и украшений времен постройки здания.

В 1859 году усадьбу купил табачный фабрикант Михаил Бостанджогло. По преданию, он первым познакомил москвичей с папиросами и нанес «жестокое поражение чубукам и трубкам, измыслив для замены их бумажные гильзы или патроны». Помимо фабрики, у Бостанджогло было в Москве еще два табачных магазина – на Кузнецком мосту и на Никольской.

Происходили табачные фабриканты Бостанджогло из нежинских греков. Наиболее «прославился» в Москве сын основателя династии Василий Михайлович, «торговавший под фирмою «Михаил Бостанджогло с сыновьями»». Человек он был крайне тщеславный, честолюбие его переходило всякие границы, и за это в купеческой среде его недолюбливали. Известный предприниматель Н.А. Найденов писал о Василии Михайловиче, что «он из-за какого-нибудь ордена не побережет отца родного».

В течение восьми лет он был старшиной московского купеческого сословия и «старался придать купеческой управе значение казенного учреждения, сам – казаться министерским чиновником». В квартире у него постоянно находился один из служащих управы при «форменном костюме» – обычай этот Бостанджогло подглядел в Петербурге у директоров департаментов. Регулярно можно было встретить его и в приемной московского генерал-губернатора князя Долгорукова. В 1875 г. Бостанджогло инспирировал празднование восьмилетия его службы в качестве купеческого старшины. По этому поводу была даже выпущена брошюра «Русское спасибо Василию Михайловичу Бостанджогло от Московского купеческого общества 1 января 1875 г.». В том же году Василий Михайлович серьезно заболел и был отправлен для лечения за границу. А в это время Москву посетил император Александр II и по обычаю награждал орденами московских деятелей. Отсутствующего Бостанджогло орденом обнесли. Огорчение его было безгранично. Через князя Долгорукова он все же выхлопотал себе очередную звезду, которую ему привезли за границу. Несмотря на плохое самочувствие, он тут же сфотографировался в мундире с новым орденом.

Помимо прочего, был Василий Михайлович скуповат и тратиться на общественные нужды не любил. Единственный случай в истории московского купечества учреждения стипендии на общественные средства в честь живущего лица произошел как раз по его инициативе: между выборными Купеческого общества была открыта подписка для собрания капитала на стипендии имени Бостанджогло в трех учебных заведениях. Сам же он свои денежки решил поберечь.

В 1920-е годы в усадьбе Бостанджогло располагался Бауманский райком, в котором работал мало кому известный тогда Н.С. Хрущев – будущий руководитель партии и правительства. В начале 1930-х годов главный дом «спрятали» во двор. Перед ним, с небольшим отступом от красной линии Старой Басманной улицы, на месте флигелей и ограды с воротами, было выстроено жилое восьмиэтажное здание кооператива «Бауманский строитель». В нем перед войной жил знаменитый разведчик Н.И. Кузнецов.

Усадьба находится в весьма плачевном состоянии и реставрацией там пока не пахнет. Нынешний собственник лишь огородил усадьбу забором, усадьба находится под охраной, но проникнуть на территорию можно, через дыры в заборе, так же можно проникнуть и на территорию храма.
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.




« » на Яндекс.Фотках


В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышёвых.
После Октябрьского переворота усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Храм Казанской иконы Божией Матери

16 мая 2005 года здание полностью уничтожено пожаром. Крайне вероятной представляется версия поджога.

Всегда выделялся среди прочих старинных построек на Царской-Советской-Кировской улице редкий образец деревянной гражданской архитектуры, уже 120 лет стоящий на перекрестке с улицей Свердлова (ранее Сергиевской) – великолепный двухэтажный бревенчатой дом (сейчас №45) – бывшее городское имение Василия Ивановича Чернышева – Почетного гражданина Павловского Посада, управляющего фабриками знаменитого «фарфорового короля» в Дулеве М.С.Кузнецова.

Образованный, умный и деятельный Чернышев был в посаде одним из самых уважаемых граждан. Кстати, это он обеспечил изразцовой дулевской плиткой облицовку мемориальной часовни в память 100-летия подвига вохонских ополченцев в Отечественной войне 1812 года. Часовня, как известно, была в 1932 году разрушена красными безбожниками, но образцы подобной кузнецовской плитки ещё сохранились в облицовке первого этажа и на .

Поместье Чернышевых было настолько функционально удобно и прочно, что в нем на протяжении всей советской эпохи размещались различные властные, административные и общественные организации, не говоря уже о пребывании здесь треста столовых и прочих поздних добровольных обществ, и контор. Здесь в первые годы советской власти развивал свою деятельность Павловский «Райсовпроф», здесь была редакция знаменитой популярной местной газеты «Ударник», а затем «Ленинская искра». Дом этот должен быть сплошь облицован мемориальными досками.

Не секрет, что в этом здании в свое время (с 1887 г.) много лет действовала домовая церковь Чернышева (отсюда крестообразная форма второго этажа), которая потом, в 1908 году, была переведена в новый Свято-Дмитровский древлеправославный храм на Рождественской (ныне Урицкого) улице. (Эта крепчайшая храмовая постройка была с трудом разрушена и снесена в год 1000-летия крещения Руси (1988). Так пополнился местный список «заслуг» эпохи атеизма…).

Таким образом, многократно освященное здание Чернышевых благополучно прослужило весь ХХ век, принося горожанам немалую пользу, пока на это якобы выгодное в коммерческом отношении место не «положили глаз» представители безбожного отряда новорусских хищников. По их заказу историческая достопримечательность посада уже дважды поджигалась только в 2004 году, от чего сильно пострадала. Бедные зомби дикого капитализма даже не представляют масштаба грядущих несчастий, которые они сами на себя навлекают содеянным святотатством. Не ведают, что творят…

Я не раз видел, как проходящие мимо изуродованного красавца-дома старожилы охают, ахают и возмущаются. Некоторые замечают, что силы высшей справедливости защищают дом и не дают сгореть ему полностью. Значит над этим освящённым местом, как и положено, есть свой ангел-хранитель. Но кто-то уверен, что бандиты дожгут посад…


О том, как сгорел этот дом, и о последовавших за тем событиях

Описание объекта:

Главный дом усадьбы, расположенной в историческом центре Красноярска, на изломе улицы Марковского, на северной ее стороне. Высокий каменный дом включает два основных этажа, цокольный этаж и деревянную мансарду.

Усложненный уступами и изломами контур плана, обусловленный особенностями участка, а также художественный замысел автора, определили остроту и своеобразие объемно-планировочной композиции; дом напоминает по облику средневековый замок. Доминирует в композиции дома квадратная в плане башня, поднимающаяся над сильно выступающим западным ризалитом. Ее завершает высокий чешуйчатый шатер со шпилем, усложненный выступами крутых кровель на щипцами, прорезанными трапециевидными оконцами. Свесы кровель опираются на крупные фигурные кронштейны.

Северный фронтон украшен сквозным деревянным тимпаном. Эркер башни, поднимающийся до второго этажа, заканчивается балконом, дверь на который включена в круглый остекленный проем. Остальные окна дома простые, прямоугольные, разных размеров. Слева от ризалитов — уступ, стена которого в уровне мансарды переходит в глухое криволинейное ограждение балкона, с высоким столбом над угловой лопаткой. Дом занимает всю ширину участка усадьбы, что заставило организовать под его восточной частью арочный проезд, выделенный на главном фасаде ризалитом, тяжеловесные формы которого повторены на западном фасаде, чем имитирована угловая башня.

Ризалит обрамлен широкими лопатками и высоким массивным аттиком с поясом квадратных нишек. Стены дома выложены из бутового камня, облицованы кирпичом и оштукатурены с рустовкой башни и лопаток. На востоке и западе они глухие, прорезаны лишь несколькими маленькими окнами и слегка выступают над металлической двухскатной кровлей. С севера и с юга, вдоль деревянных стен мансарды тянутся узкие балконы с металлическим ограждением.

Главный вход размещен в боковой стене западного ризалита, за которым находятся парадная лестница и изолированная от нее черная, с входом со двора. Слева от черного входа на южном фасаде выступает пристройка, в которой размещались ванные комнаты. Несущие наружные стены и два внутренних столба позволяют свободно расположить перегородки, но этаж по планировке сходны между собой. В первом этаже над проездом расположена антресоль высотой в пол этажа освещенная трапециевидным окном, выходящим во двор. В интерьере вестибюля сохранился красивый мозаичный пол с растительным узором.

Входная дверь украшена стилизованными изображениями лотоса на вьющихся стеблях. Сохранились так же металлические ограждения парадной лестницы, балконов, ворот и парные кованые флагштоки у въезда.

Длина главного фасада около 20 метров, западного — 20 метров, восточного -13 метров, южного -15 метров

Чернышёва дом, см. Барятинского дом … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (1722 1784, Москва), граф, генерал фельдмаршал (1773). Сын Г.П. Чернышёва. В 1735 записан на военную службу. Секретарь посольства при «Цесарском дворе» в Вене (в 1738 или 1742). После возвращения в 1744 на родину назначен камер юнкером к… … Москва (энциклопедия)

- («Александрино»), усадьба (проспект Стачек, 162), памятник архитектуры классицизма. Построена в середине 1770 х гг. (возможно, архитектор Ж. Б. Валлен Деламот, по другой версии И. Е. Старов) для графа И. Г. Чернышёва. Усадебный дом решён по … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1785/86 1857), участник Отечеств. войны 1812, член следств. комиссии по делу декабристов, с 1826 граф, с 1841 светлейший князь, воен. министр (1827 52). Им подписаны осн. документы, связанные с воен. службой Л.: офицерский патент (1834), бумаги… … Лермонтовская энциклопедия

В конце XIX в. Дом московских генерал губернаторов (, 13). В основе выстроенный в 1778 82 в стиле зрелого дворец, занимавшего пост московского главнокомандующего (). После его смерти приобретён казной и использовался как резиденция московских… … Москва (энциклопедия)

Место проведения научно технических конференций, деловых встреч … Википедия

- (чугун и корчага). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Наталья Петровна Голицына Художник Александр Рослин, 1777 Имя при рождении: графиня Наталья Петровна Чернышёва … Википедия

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные