Литературный квест- идем в ногу со временем. Литературный квест- идем в ногу со временем Разработка квеста по русскому языку и литературе

Предметные недели, ежегодно проводимые в школах, давно и справедливо считаются эффективной внеурочной деятельностью, способной привлечь внимание учащихся, мотивировать их к изучению того или иного предмета, заставить по-другому взглянуть на вроде бы давно знакомую науку.

Разрабатывая сценарии предметных недель, мы придерживаемся нескольких принципов.

Во-первых, задания подбираются и составляются совместно с учащимися. Такой подход позволяет, с одной стороны, максимально вовлечь школьников в образовательный процесс, с другой, обеспечивает преемственность в обучении: например, старшеклассники готовят упражнения для более младших классов и даже проводят у них уроки.

Во-вторых, предлагаемые задания обязательно должны быть связаны с реальной языковой ситуацией. Так, на уроках далеко не всегда уместно анализировать рекламный слоган или газетный заголовок, несмотря на то, что эти речевые жанры являются неотъемлемой частью современной лингвистической среды. Наоборот, предметная неделя, как особая форма работы с учащимися, дает массу возможностей для использования названных примеров. Как правило, такой нестандартный языковой материал привлекает внимание учащихся, мотивирует их к изучению предмета, развивает лингвистический вкус и, что очень важно, соотносит в их сознании русский язык как школьный предмет и русский язык как средство общения в реальной жизни.

И, наконец, при продумывании заданий для Филологической Недели необходимо использовать метапредметный подход. Точек пересечения здесь может быть множество: русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка (как классическая, так и современная), кинематограф, журналистика, рекламоведение и даже компьютерные игры.

Так, в 2012–2013 учебном году предметная Неделя русского языка и литературы была построена как пятидневный квест (от англ. quest – один из основных жанров компьютерных игр , представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при этом важнейшими элементами игры являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [Википедия]). Заметим, что фактически такой формат работы (коллективное выполнение заданий на протяжении нескольких дней) не является инновационным, однако его позиционирование как квеста сразу интригует учащихся.

В начале каждого дня классы получали свои маршрутные листы , которые заполнялись по мере выполнения заданий и затем сдавались организаторам.

Центральным событием дня являлся один масштабный конкурс, актуализирующий тот или иной аспект изучения филологических дисциплин:

Название конкурса Идея конкурса
“Отгадай иллюстрацию”. Конкурс для учащихся начальной школы. На стенде вывешиваются пронумерованные иллюстрации ребят к произведениям мировой литературы. Необходимо угадать произведение и автора.
Викторина “Звучащая классика” (опера). В фойе школы воспроизводятся отрывки из опер, написанных по мотивам произведений русской литературы. Участникам необходимо угадать автора, название оперы и литературный источник.

Варианты заданий:

  • ария Садко из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”;
  • ария Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Золотой петушок”;
  • первая песнь Бояна из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”;
  • ария Земфиры из оперы С.В. Рахманинова “Алеко”;
  • ария Бориса из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”;
  • ария Ленского из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”;
  • ария Лауры из оперы А.С. Даргомыжского “Каменный гость”;
  • ария Германа из оперы П.И. Чайковского “Пиковая дама”.
Викторина “Звучащая классика”-2 (романсы). В фойе школы воспроизводятся отрывки из романсов, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и, возможно, композитора.

Варианты заданий:

  • “Выхожу один я на дорогу…” (музыка Е. Шашиной, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “И скучно, и грустно…” (музыка А.С. Даргомыжского, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “Что в имени тебе моем?” (музыка В. Чистякова, стихи А.С. Пушкина; романс из к/ф “Прощание с Петербургом”);
  • “Я помню чудное мгновенье…” (музыка М.И. Глинки, стихи А.С. Пушкина);
  • “Не здесь ли ты легкою тенью…” (музыка П.И. Чайковского, стихи А.А. Фета).
Викторина “Звучащая классика”– 3 (современная музыка). В фойе школы воспроизводятся отрывки из современных музыкальных композиций, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и современного исполнителя.

Варианты заданий:

  • “На заре ты ее не буди…” (стихи А.А. Фета, исполняет Макс Покровский (“Ногу свело”), композиция из к/ф “Азазель”);
  • “Я сижу у окна…” (стихи И. Бродского, исполняет Диана Арбенина);
  • “Москва” (“Да! Теперь решено. Без возврата…” (стихи С. Есенина, исполняет Земфира (или группа “Монгол Шуддан”));
  • “Маяк” (стихи В.В. Маяковского (“Лиличке!”), исполняет группа “Сплин”);
  • “Apres Moi” (стихи Б. Пастернака (“Февраль! Достать чернил и плакать…”, исполняет Регина Спектор (Regina Spector)).
“Исправь рекламщика”. Для данного конкурса необходимо подобрать и распечатать примеры рекламных объявлений и вывесок, составленных с ошибками различного типа. Учащимся предлагается увидеть и объяснить эти ошибки, а также предложить свой вариант текста.

Важно подбирать примеры не только с обычными орфографическими ошибками (вывеска “АДВАКАТ” , название магазина “Курочька” ), но и тексты, неудачные с коммуникативной точки зрения, рождающие двусмысленность (“Поезд Москва – Владивосток. 40 лет в пути” – реклама РЖД, рекламная вывеска “ЛАДА по цене завода” и т.д.).

“Игра в портреты”. По школе развешаны пронумерованные портреты писателей и поэтов (как отечественных, так и зарубежных).

Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.

Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.

В дополнение к главному мероприятию в рамках предметной Недели проводились выставка иллюстраций к художественным произведениям “Дети рисуют классику”, “Уроки письма”, занятия, подготовленные старшеклассниками для младших учащихся, открытые уроки и мастер-классы учителей русского языка и литературы, тематические экскурсии.

Началась Неделя вечером русского романса и любовной лирики, подготовленным совместно с преподавателями музыки, а заключительным мероприятием стало заседание Литературного клуба на тему “Хогвартс: реальность или утопия?”.

Безусловно, организация такой предметной недели требует серьезных временных затрат и подразумевает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Но, как показывает обратная связь, учащиеся по достоинству оценили проведенные мероприятия, особенно отметив нестандартность и разноплановость заданий:

“Больше всего мне понравилось угадывать портреты писателей и поэтов! Ходишь по всем этажам, выискиваешь… Это здорово!” (Лида, 6 класс).

“Очень необычно было, когда включили современные песни! Мы не ожидали такого поворота событий!” (Учащиеся 9 класса.)

“Самый интересный конкурс – “Исправь рекламщика”. Мы такие ошибки очень часто встречаем в обычной жизни, но не всегда задумываемся над ними, не анализируем. И вообще, задания интересные. Получился действительно квест!” (Учащиеся 10–11 классов.)

Как нам представляется, подобная предметная неделя является замечательным примером реализации метапредметного подхода в обучении, а также служит стимулом для развития интереса учащихся к изучаемым в школе филологическим дисциплинам.

Урок- квест в 6 классе

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия»
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме; развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка, отрабатывать орфографическую грамотность, формировать навыки самоконтроля и рефлексии; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, умение работать группой; воспитывать любовь и уважение к русскому языку
Оборудование: компьютер, карточки к заданиям, макет дерева, карточка с девизом урока, плакат «Квест-игра «Морфемика»,
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока:
нестандартный (урок- квест)

Ход урока

I . Оргмомент
1. Психологический настрой
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, добрые глаза и надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбчивые лица будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм им будут не страшны.
Мы видим в нашем классе сегодня гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности. Давайте покажем им свои хорошие знания и умения и начнем наш урок.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи: «Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров.

О, мои подданные! – обратился он к ним, -- у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.

Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком.

Тот, кто откроет дверь, станет первым министром, -- сказал султан.

Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, -- отходили. Но один министр внимательно осмотрел дверь, навалился на неё плечом, толкнул и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал:

Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас верил в свои силы, и тогда вы сможете «открыть» любую дверь – дверь в страну знаний. Такой страной сегодня у нас будет Морфемика. А почему именно Морфемика?
(Изучали на протяжении многих уроков)

II . Объявление темы и цели урока
-- Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить изученный материал по данной теме. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, Классная работа, тему урока:
Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия».
Девиз нашего урока: «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь». Как вы его понимаете? (Ответы детей)
-- Ребята, а что изучает Морфемика? (строение слова, т.е значимые части слова: корень, префикс, суффикс, окончание).

Лингвистическая сказка «Спор Значимых Частей Слова»
Однажды в стране Морфемика произошёл спор значимых частей слова: каждая морфема доказывала, что она нужнее всех.
Говорит Префикс:
-- Я всегда первый в слове и поэтому я -- главный!
-- Нет! Я! -- закричал Корень. -- От меня зависит смысл слова!
-- Ну и что? -- отвечает Префикс. -- Я могу и задержать, и ускорить, и еще много чего могу! Например, было слово «едет», стало «поедет». Было «учил», стало «выучил».
В их спор вмешался Суффикс и говорит:
-- Не спорьте. Я – нужнее всех, ведь с моей помощью образовываются новые слова.
В уголке стояло Окончание и хитро улыбалось.
-- Я – нужнее всех, потому что моё главное предназначение – служить для связи слов в словосочетании и предложении, -- молвило Окончание.
-- Ребята, давайте рассудим значимые части слова.
? – А как вы считаете, какая морфема – нужнее всего?
(Все важны)
III . Актуализация опорных знаний учащихся
1. «Блиц-опрос» (компьютер)
1. Что составляет основу слова? (Префикс, корень, суффикс)
2. Какие части слова служат для образования новых слов? (Префикс, суффикс)
3. Назовите главную значимую часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
4. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Префикс)
5. Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании, является изменяемой. (Окончание)
6. Бывают ли части речи без окончания? (Да, наречие)
7. Как найти окончание? (Чтобы правильно найти окончание, нужно данное слово изменить по падежам. Та часть слова, которая меняется, и будет окончанием).
8. Какой значимой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
9. Какой значимой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)

2. Проверка домашнего задания.
-- С какой морфемой было связано домашнее задание? (Проверка д/з –Упр. 197)
-- Почему все образованные прилагательные пишутся с двумя –н?

разбросаны по всему кабинету. Вы должны найти это место, выполнить задание, предложенное моими помощниками – мудрецами знаний, после чего они его проверят, и за количество правильных ответов вы получаете баллы, которые в конце урока сможете обменять на отметку. Кроме этого, за каждое выполненное задание вы получаете по букве. Из полученных букв в конце урока вам необходимо составить слово. Нельзя пропускать ни одно задание и переходить к следующему. Маршруты у команд разные, но задания одинаковые. Победителем будет та команда, которая быстрее всех пройдет весь маршрут и правильно выполнит предложенные задания. После этого вы должны сдать свои маршрутные листы и количество полученных баллов за задания учителю и выстроиться на смотр, держа в руках карточки с полученным словом. Победителей ожидает приз.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней -- соревнованье,
Успех решает не судьба,
А только -- ваши знания.

Итак, в нашем сегодняшнем квесте принимают участие команда « » и « ».

Помните: только слаженная работа может быть результативной. Желаю всем удачи. Условия игры всем понятны?

Начинаем игру.
Звучит свисток (капитаны подходят к учителю, берут у него свои маршрутные листы и начинают выполнять задания).

Задание 1. «Коллаж» (создать коллаж на орфограмму «Буквы о, е в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц») -- 14 баллов
Слова:
мышонок, мальчонка, гречневая, собачонка, грибочек, крючок, старичок-лесовичок, листочек, грушевый, ключик, пирожок, зайчонок, ножичек.

(Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из несколько или множества фотографий и картинок, объединённых общей темой (в русском языке, например, коллаж можно создать на какую-то орфограмму или пунктограмму).

Задание 2. «Подземелье злых ошибок» (11 баллов)
Перед вами – текст. Это письмо знаменитого персонажа из мульфильма «Простоквашино» почтальона Печкина. Он жалуется дяде Федору на то, что Шарик с Матроскиным совсем разленились. Да вот только написал неграмотно!

«Дорогой Дядя Фёдор! Преезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у телёнка. А ведь там вырасли помидоры, их надо соберать. За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. В бочке с водой уже одна тина да водорасли. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлогает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!».
Ваша задача – найти все слова, в которых есть ошибки и исправить их.

Задание 3. «Дружная семейка» (7 баллов)
На дереве на листьях написаны различные слова. Необходимо выбрать из них только однокоренные:
Нос, носовой, носки, носик, носатый, переносица, носище, носишко.

Задание 4. «Ловушка» (1 балл)

Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

(В слове мармелад нулевое окончание в именительном падеже.

При изменении слова по падежам окончания меняются.

И. п - Мармелад

Т. п. – Мармелад_

Р. п. – Мармелад_

П. п. - О мармелад)

Задание 5. «Морфемное лото» (работа в тетрадях) – 3 балла
Составьте из отдельных морфем слова и запишите их в тетради:
под – вод – н – ый (подводный), берёз – к – а (берёзка), по – дорож – ник (подорожник).

Задание 6. «Занимательная морфемика» (2 балла)
Задание: разгадайте шарады.
Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слова и записать их.
1. Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Префикс тот же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)
2. Корень тот же, что в слове ДАВАТЬ

Префиксы взяты из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.

(Преподавание)

Задание 7. «Подскажи-ка» (работа в тетрадях) – 15 баллов
Вставьте в данные слова н, нн и распределите их в три столбика:
1 столбик: н
2 столбик: нн
3 столбик: написать все слова-исключения из правил на данную орфограмму
(«Н, нн в суффиксах имён прилагательных»).
Осе … ий, тума … ый, змеи … ый, лебеди.. ый, телефо … ый, це … ый,
пчели … ый, земля … ой, мыши … ый, соломе … ый.

Задание 8. « Прятки» (13 баллов)
Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова.
Бе … жалостный, и … портить, ра … жимать, в … порхнуть, ра … носить, бе … шумный, бе … цельный, и … кусать, ра … гадать, и … дание, … десь, ра … будить, во … петь.

Максимальное количество баллов за все задания – 66.

V . Подведение итогов урока
--
Итак, ребята, поздравляю вас с успешным прохождением «квеста». Давайте вспомним цель нашего урока. Удалось ли нам её достичь? Как вы считаете? Какую тему мы сегодня с вами повторили? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?
Обмен баллов на оценки (по таблице)
-- А сейчас, ребята, предлагаю обменять ваши баллы на оценки:
66 баллов – 12
59-65 баллов – 11
52-58 баллов– 10
44-51 баллов – 9
37 -43 баллов -8
29-36 баллов – 7
22-28 баллов – 6
15-21 баллов – 5
8– 14 баллов – 4
1-7 баллов – 3
Награждение детей грамотами и сладкими призами.
Домашнее задание: повторить выученный материал по теме «Морфемика», письменно выполнить упражнение 198 (списать первые 3 предложения, вставить в них пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания).

Интеллектуальный марафон

Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, маршрутные листы, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Орг.момент

Команды в составе 6 человек выстраиваются на общую линейку. Каждая команда представляет свою команду: девиз, название. Потом получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают маршрутные листы и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

- Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем интеллектуальный марафон по языкознанию и посмотрим, кто лучше знает наш богатый и могучий русский язык!

А сейчас прошу капитанов представить свои команды.

Спасибо, команды представлены, а теперь за дело!!! (организатор раздаёт каждой команде «отправлялки»-загадки, и команды движутся на отгаданную ими станцию)

1 станция – «Теоретическая»

Ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  2. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
  3. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
  4. Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
  5. Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
  6. В каком слове букв больше, чем звуков?: Язык, маячить, объём, меньше (Меньше)
  7. Что такое звательный падеж? Чем он является в наше время?
  8. Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший. (Ставим в В.п и Р.п – если совпадают, то одушевл.

Мертвец –одуш, покойник – одуш, труп – неодуш, умерший – одуш)

  1. Каково происхождение слова мешок? (от слова мех+ суффикс ок, так как раньше мешки шили из кожи животных)
  2. 10. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся. (смеяться, рваться, стараться, бояться, слезится и др)

2 станция - «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

3 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

4 станция – «Стихотворная»

Из предложенных карточек-слов составить отрывок из известного стихотворения. Назвать автора, название.(3 балла)+ собрать картинку по данному произведению (1 балл)

Ответ: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

5 станция – «Творческая»

За три минуты составить мини-рассказ на тему (по выбору)- 5 баллов:

Шел в городе слушок про мыльный порошок…

По реке плыла кастрюля…

6 станция - «Морфемно-синтаксическая»

Задание 1. Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Сколько в нем имен прилагательных? Какую синтаксическую роль они выполняют?

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа.

Ответ: 4 прилагательных

Легкий – определение

Быстр и волен, свежа - сказуемые

Задание 2. Сколько окончаний – О встретилось в следующем отрывке?

(За каждое правильное слово 1 балл)

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

Ответ: 8 (весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло)

7станция - «Итоговая»

На этой станции командам предстоит пройти последнее испытание: написать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву, например, С

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

педагогических работников учреждений общего, дополнительного и

дошкольного образования -2016

Литературный квест- идем в ногу со временем

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Гимназия № 26»

Миасский городской округ

1.Введение………………………………………………………………… 3-4

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе 4- 9 2.1. Виды квест-технологий…………………… 4 - 6

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация. 7

2.3. Задания для квестов 7-8

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании 9

3.Заключение…………………………………………………………….. 9

4. Список литературы……………………………………………………. 10

5. Приложение……………………………………………………………. 11-19

Введение

Литературный квест – идем в ногу со временем

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения .

Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Технология квестов на уроках литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest . Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Далее определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

Как известно, дети достаточно часто воспринимают образовательный процесс, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, можно использовать использовать игру, как один из методов обучения , ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе

Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

В принципе, изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка , создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала.

Термин « квест» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

Квест (калька с англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.

Квест - компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Квест - задание в компьютерной ролевой игре, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения игрок получает опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место и совершить какое –либо действие.

Квест - задание в настольной ролевой игре, которое мастер даёт команде персонажей.

Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.

2.1.Виды квест-технологий

Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

1) последовательные квесты , в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

2) квесты-проекты , позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

3) квесты-бродилки , где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл (рис.1). На этом этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).

В общей классификации выделяют следующие виды квестов:

1) линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

2) штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

3)кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат .

Итак, структура квест-технологии следующая :

1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;

2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

4) конечная цель (приз).

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.

Пояснить такую ситуацию можно на самом простом примере. Раньше в советских пионерских лагерях неотъемлемым мероприятием каждой смены являлась военизированная игра под названием «Зарница», в которой назначенный отряд отвечал то за разведку, то за проведение наступления и т. д. Это сродни американским играм бойскаутов, которые в конечном итоге должны захватить вымпел или флаг противостоящей стороны. Естественно, на уроке провести такую операцию будет крайне сложно, но вот в плане знания, допустим, неких исторических событий, литературы или решения математических задач на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам с обеих сторон – дело совершенно простое.

Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

2.3.Задания для квестов

Задания для квестов – очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению – разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

Основная классификация заданий

1.Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в записках. Их зашифровывают на листах, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.

2.Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения.

3.Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?"

4.Вариант в лучших шпионских традициях - подсказки, написанные на бумаге с помощью растопленного воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными карандашами. Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не обязательно должны быть обычные стрелки.

5.Можно использовать цветы определенного вида или следы животного. В такой форме часто делаются задания для квеста для детей. Например, можно сказать им: "Идите по стопам львенка и найдете приятный сюприз".

6.В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова. Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они узнают, что делать дальше.

7. Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно. Подсказка наносится на бумагу с помощью лимонного сока или молока. Вместе с листиком участникам даются свечка и зажигалка, благодаря теплу от огня которых слова должны проявиться и направить игроков к следующему пункту.

8. Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите.

9.Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов. В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка и тому подобные вещи.

10.Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в форме зеркального отражения. Их расшифровка - занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное.

11.Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.

12. Записки прячут внутри печенья, конфет.

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании

Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Заключение

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? «Незнайка на Луне», «Три мушкетера», «Пеппи Длинный Чулок», а может, «Дети капитана Гранта»? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются».

Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической литературе и – увы! – проигрывают бой за боем.

Так давайте сделаем так,чтобы наши уроки литературы были интересными, а внеклассные мероприятия разнообразными. Предлагаем вам окунуться в мир литературного квеста.

Литература

1.Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность /В.П.Чудинова, Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2004.–197с.

2.Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов /Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.

3.Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.

4.Ромашина, Н.Ф. Литература. 9-11 классы: викторины /Н.Ф. Ромашина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.

5.Чудинова, В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования/ В.П. Чудинова: [Электронный ресурс] /Режим доступа:http:/net.teacher.fio.ru/news.php (Заглавие с экрана)

6.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.

7.Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

8.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство

развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

Приложение

Литературный квест

для учащихся 8 классов

(по художественным произведениям, изученным в 5-7 классах)

«Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение данной проблемы.

Литературный квест - это игра для учащихся 8 классов.

Цели и задачи квеста:

– сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;

– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

– приобщить гимназистов к чтению за счет формирования нового имиджа.

Цель этого внеклассного мероприятия - повысить интерес учащихся к литературе, к чтению книг вообще.

Суть квеста состоит в том, что от каждого класса выбирается команда в количестве 7 -10 человек, желательно наиболее начитанных и эрудированных по литературе. В школе заранее выбираются места, куда по запискам - "отправлялкам" будут приходить команды. Здесь команды ожидают заранее подготовленные люди (учителя, старшеклассники) с очередным для команды заданием - "отправлялкой", за ответ команды здесь же выставляются заработанные баллы, и команда направляется дальше, до следующего пункта назначения, пока не придёт к финишу.

Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы игры-поиска составляются так, чтобы учащиеся могли вспомнить сюжеты художественных произведений, прочитанных по программе с 5 по 7 классы, их события и героев. Для правильного прохождения маршрута командам можно предложить презентацию или просто повторить список художественных произведений,которые могут встретиться на маршруте. В конце игры руководители игры подсчитывают баллы и объявляют команду-победителя.

Чтение книг – это обязательный пункт для участников литературного квеста.

Маршрутный лист № 1

(2 балла – И.А.Бунин « Лапти»)

(По следам от … идем к следующему заданию)

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

(2 балла – « Слово о полку Игоревом»)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора.


(2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – А.С.Пушкин « Дубровский»)

5.По иллюстрациям узнай произведение.




(2 балла –«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.»

(2 балла –В.П.Астафьев «Васюткино озеро)

7. Какому русскому писателю, родившемуся в Украине, намекая на его фамилию, сказали: «Если вы и птица, то небесная»?

(2 балла – Николай Васильевич Гоголь)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений .

(идите к фонтану)

10. По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

А.Т. Твардовский

«Июль – макушка лета»

Александр Твардовский

Июль - макушка лета, -

Напомнила газета,

Но прежде всех газет -

Дневного убыль света;

Но прежде малой этой,

Скрытнейшей из примет, -

Ку-ку, ку-ку, - макушка, -

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, -

Июль - макушка лета.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор .

(3 балла Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)

«Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница-люлька.»

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса…»

Маршрутный лист № 2.

1.Какое произведение зашифровано в данной иллюстрации?

(2 балла – И.А.Бунин « Цифры»)

По … иди к следующему заданию.

2.Угадай произведение по фразе из текста:

«Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.»

(2 балла – А.Грин « Алые паруса»)

(Найдете следующее задание под М.В.Ломоносовым)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора

(2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

(Там, где стоит то,без чего человек не может жить)

5.По иллюстрациям узнай произведение



(2 балла –О Генри«Дары волхвов»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

« Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!»

(2 балла –В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

(Там, где ты усердно пишешь) Доска

7. Какому русскому писателю, принадлежит эта фраза: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

(2 балла – Антон Павлович Чехов)

(следующее задание на выходе из кабинета)

(5 баллов -«Детство» Л.Н. Толстой, М. Горький)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений.

(3 балла + за дополнительные 1 балл: «Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев)

(идите к фонтану)

10.По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

(2 балла) + 2 балла дополнительное чтение наизусть

…аравийской земли

…высоко росли.

…из почвы бесплодной

… водою холодной,

…зеленых листов

…сыпучих песков

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор.

(3 балла Бирюк из повести «Бирюк» И.С.Тургенев)

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною.»

(следующее задание в Храме книг)

« Левша»)

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет.»

Литературный квест заканчивается подведением итогов и награждением в библиотеке. Обязательным является то,что каждый выбирает себе книгу для чтения.

Тимохина Н. А. Страница 19

Тема внеклассного мероприятия : Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Оргмомент

Команды в составе 6 человек каждая получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают очередную «отправлялку» и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

1 станция – «Лексическая»

Вы видите шесть букв - Д О К О С А. Какие различные слова - имена существительные - сумейте прочитать и записать. Читать разрешается в разных направлениях, буквы читать подряд. Ваша задача – чтобы получилось как можно больше слов!

Ответ:

око, сок, ас, оса, док, коса, сад, садок, осадок, код, дока

2 станция – «Фразеологическая»

Хорошо ли вы знаете фразеологизмы русского языка? Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словами «ГЛАЗ» или «ГЛАЗА».

Ответ:

Глаза разгорелись

Хоть глаз выколи

В глазах темно

Говорить за глаза

Глазом не моргнуть

Глаза на лоб полезли

Глаза разбегаются

Глаза разгорелись

Попался на глаза

Куда глаза глядят

Глаза на мокром месте

Хлопать глазами

Есть глазами

Вырасти в глазах

Строить глазки

Смотреть правде в глаза

С глаз долой

3 станция – «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

Ответы:

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

4 станция – «Шуточная»

Ответьте без подготовки на шуточные вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл:

1) Какая соль не имеет вкуса? (нота)

2) Чем заканчивается день и ночь? (ь)

3) Какой ячмень нельзя посеять? (на глазу)

4) Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

5) На какой вопрос нельзя ответить «да»? (вы спите?)

6) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)

7) Какую строчку не может прочесть никто? (шов)

8) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

9) Какая из нот не нужна для компота? (соль)

10) Из какой посуды ничего нельзя есть? (из пустой.)

11) Какие очки нельзя надеть? (баллы)

12) Что стоит посреди земли? (буква М)

13) Какой наряд нельзя примерить? (дежурство в армии)

14) Чем заканчивается лето и начинается осень? (буквой О)

15) Какой город летает? (Орёл)

16) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (кот)

17) Что в арбузах, помидорах, огурцах есть, а в дынях и тыквах нет? (буква Р)

18) В названии какого города содержится одно мужское имя и сто женских? (Севастополь)

19) Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

(Твое имя.)

20) Что легче - килограмм ваты или килограмм железа?

(Одинаково - оба по килограмму.)

5 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

6 станция – «Ребусы – Шарады»

Отгадайте шарады. Каждая правильная отгадка – 1 балл:

Шарада 1

С твёрдым Л я на стене

(Книги, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

Ответ: полка – полька

Шарада 2

Я с Л смягчённым под землёй

Бываю каменным и бурым,

А с твёрдым – в комнате любой

В геометрической фигуре.

Ответ: угол – уголь

Шарада 3

Я – сборник карт; от ударенья

Зависит два моих значенья.

Хочу – преображусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани.

Ответ: атлас – атлас

Шарада 4

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

Я тут же превращусь в конфету.

Ответ: ирис – ирис

Разгадайте ребусы на картинках. За каждый отгаданный ребус – 1 балл.

Ответы:

1) косы

2) тигр

3) стрекоза

4) аист

5) русский

6) узор

7 станция – «Поэтическая»

За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними четверостишие. Задание оценивается до 10 баллов:

ЗИМА

МОРОЗ

СНЕГ

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные