Какие истины из притч рассказанных христом. Библейские притчи

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Притчи Бога нашего Иисуса Христа

Подготовка издания: В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев


Текст подготовлен на основе книги «Приточник или общедоступное объяснение притчей Господних. Истолковательное и назидательное чтение для народа» и книги священника Василия Преображенского «Притчи Господа Бога нашего Иисуса Христа. Внебогослужебные беседы». Обе книги были одобрены к печати Московским Духовно-цензурным комитетом в 1902 и 1896 годах, цензор протоиерей Г. Дьяченко.


© Бутромеев В. В., Бутромеев В. П., принципиальный оригинал-макет, внешнее и внутреннее оформление, составление, подготовка текста, 2010

© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2011

* * *


Сеятель. Витраж церкви Девы Марии. Линкольн. Англия

Притча о сеятеле и семени

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное пало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав это, возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Вот что значит притча эта: семя есть слово Божье. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают. А падшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».

Такою притчею Господь наш Иисус Христос преподал нам учение о Своем божественном слове и о различных действиях его в сердцах человеческих. Может быть, мы затруднились бы правильно уразуметь смысл этой притчи. Но в предупреждение всякого недоразумения Господь Сам истолковал эту притчу, когда Святые ученики Его, или не поняв смысла притчи, или опасаясь не понять ее как должно, спросили у Него: Что бы значила притча эта? – Послушаем же это божественное изъяснение божественного учения, чтобы научиться и слушать и хранить слово Божье как должно.

Итак, что есть слово Божье? Семя есть слово Божье, говорит Господь, – то духовное, божественное семя, от которого зачинается и возрастает новый духовный человек, «порожденный не от семене тленного, но неистленного. Словом живого Бога и пребывающего вовеки, – созданный во Христе на дела благая, да в них ходит». Как в мире вещественном все от иссопа до кедра ливанского рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новая тварь во Христе, или новый благодатный человек, «созданный по богу в правде и преподобии истины», возрождается в новую жизнь благовествованием слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля.

Но бросьте в нее семена и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучом солнечным, – она покроется изумрудными злаками, испестрится и украсится многообразными цветами, покроется золотыми колосьями, полными питательных плодов, оденется и украсится злак, как не облекался и Соломон во всей славе своей. Мертва и безобразна сама по себе греховная природа падшего человека, – только терние греховных помыслов и чувств, волчцы беззаконий и неправд, посеянные в ней лестью дьявола, возвращает она во все продолжение жизни человека от юности до старости. Но когда посеется на ней живое семя слова Божьего и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Господнею, когда согреется дыханием пресвятого Духа Божьего, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою Святых помыслов, благоговейных чувствований, человеколюбивых намерений и желаний, она благоухает цветами благих дел и богоподобных добродетелей, на ней зреют плоды Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Тогда блаженный человек Божий красуется, как древо, насажденное при исходах вод, еще плод свой дает во время свое, и лист его не отпадает. В мире вещественном всякая жизнь и всякое семя первоначально от Бога.


Пейзаж с сеятелем. Фрагмент. Художник П. Брейгель Старший


Господь сказал: «Да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, его же семя его в нем», – и с тех пор земля наша не перестает осеменяться и произращать неисчислимое множество разнообразных растений во всех частях света. И сколько бы ни возрождалось семя, оно не теряет присущей ему жизненности, не престает быть способным к новому возрождению.

Так и духовное семя – слово Божье принес в мир Сам Единородный Сын Божий и, посеяв его в сердцах богоизбранных учеников Своих, заповедал им: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари, научите вся языки… учаще их блюсти вся елика заповедах вам».

С тех пор это божественное семя вечной жизни не престает и не престанет никогда сеяться в сердцах человеческих во всех странах мира, не престает и не престанет никогда возрождаться, возрастать и приносить плод в душах человеческих, «ибо слово Божье всегда живо и действенно, всегда полезно к учению, ко обличению, к исправлению, к наказанию, и в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован». Как ни удалены мы от времени явления во плоти Сына Божьего, но то же самое слово Божье, проповеданное Его пречистыми устами, проповедуется и нам то в богодохновенных глаголах Святых евангелистов и Апостолов, то в богомудрых вещаниях Святых и богоносных отцов, то в словесах пастырей и учителей церковных.

И как ни обильны плоды, возвращенные словом Божьим в жизнь вечную, но оно не престает и ныне не престанет никогда возращать новые отрасли в вертограде Господнем, производить новые плоды на ниве Божьей до того великого дня, когда наступит всеобщая жатва, до дня славного пришествия Господня.

Почему же, скажете, слово Божье ныне не так действенно в сердцах человеческих, как было действенно в сердцах тех людей, которых оно делало земными ангелами и небесными человеками? Потому же самому, почему и обыкновенное семя часто не вырастает и не приносит плода: это происходит от свойства земли, на которую падает семя. Вот как изъясняет это Сам Господь: «Когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Итак, первое препятствие плодотворности слова Божьего есть невнимательность, легкомыслие и беспечность, которые более или менее свойственны все нам. Но есть люди, которых и мы называем иногда рассеянными и легкомысленными, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, для всякого пустословия и суесловия, для всех соблазнов и увлечений, которые и сами, как при дороге, всегда вне себя, всегда жаждут новых впечатлений и слухов, непрестанно ищут новых и разнообразных ощущений, с усилием домогаются новых забав и развлечений.



Удивительно ли, что сердце таких людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но извне становится таким, что всякое доброе впечатление только скользить по его поверхности, не проникая внутрь, что всякая добрая мысль, всякое благое чувство попирается и уносится непрестанным приливом новых впечатлений и ощущений.

Приходят такие люди и в храм Божий, но приходят только по обычаю для развлечения, а не по живому влечению сердца, и отсюда спешат потом в места забот и увеселений. Присутствуют и при богослужении, но без внимания и усердия, без желания получить духовную пользу, а потом являются на каком-либо соблазнительном зрелище.

Участвуют вместе с другими в молитве, но участвуют только телом и устами, а не душою и сердцем, и предаются потом удовольствиям чувственным. Слушают или читают слово Божье, а потом еще с большим удовольствием читают пустые, растлевающие воображение книги, с большим увлечением преклоняют слух свой к беседам празднословия и злословия.

Дивно ли, что в сердце такого человека не может укорениться семя слова Божьего, что оно попирается мимоходящими впечатлениями и мечтами, как семя, упавшее на дороге.

Правда, живое и действенное слово Божье могло бы еще найти место и пустить корень и в сердце рассеянного человека. Но тут другое, большее зло. В его душу, не огражденную страхом Божьим, «приходит диавол», как говорит Господь, а в ней оставляет свою нечистоту и скверну.

Живое и сильное впечатление, заронившееся в сердце от слышания слова Божьего, он старается подавить лживыми извинениями и оправданиями, а потом заменить его другими, увлекательными для чувственности нашей представлениями, – и легкомысленные люди слушают советы лукавого, увлекаются внушаемыми им мыслями и забывают слово Божье.

Слышит, например, человек слово Господне: «ищите прежде царствия Божия и правды его», а дух лести внушает ему: «нужнее всего есть и пить, необходимее всего иметь достаточное состояние, обеспечить себя и потомство, важнее всего стать наряду с другими во всем, а потом уже искать и царствия Божия». И человек верит лукавому, предается всем сердцем земным заботам и попечениям и забывает о царствии Божьем.

Слышит человек слово Писания, и сам сознает, во глубине сердца своего, что высшее счастье быть праведным во всем перед Богом и людьми, но дьявол внушает ему: «правдою не проживешь на свете: правда всего неприятнее людям, с нею наживешь себе только врагов и недоброжелателей; нужнее всего уменье жить с людьми, искусство приобрести их расположение, не потерять ничего в их мнении».

И вот, слушая совет лукавого, человек кривит душою и сердцем, прилаживается к страстям и прихотям человеческим, продает свою совесть в угождение своему корыстолюбию. Господь говорит нам в слове Своем: «да оставит нечестивый пути своя, и да обратится ко Господу Богу, и помилован будет; аще ли не покаетеся, вси погибнете», и сердце слышащего невольно сокрушается и умиляется этим голосом бесконечного милосердия и неумолимого суда Божьего.


Сеятель. Витраж церкви Христа. Кентербери. Англия


Сеятель. Художник В. Ван Гог


А дьявол внушает: «Бог, по милосердию Своему, не накажет строго за слабости человеческие, еще будет время покаяться и обратиться к Господу». И легкомысленные люди отлагают покаяние со дня на день и остаются беспечными и нераскаянными до смерти. Так приходит в душу их дьявол.

Есть и другое препятствие плодоношению слова Божьего. А другое, говорит Господь, упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги.

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают.

Это те люди, у которых сердце не согрето и не смягчено истинною любовью к Богу и самоотвержением, не оживлено горячим желанием спасения и жизни вечной, сковано внутри, как вечным холодом, самолюбием и корыстолюбием или другой какою-либо страстью, иссохло и окаменело от живущей в нем похоти и плоти, похоти очей и гордости житейской, хотя может казаться иногда мягким и чувствительным.

Такие люди любят иногда говорить о добродетели, ибо не могут не сознавать ее небесного благородия и ее божественного превосходства, бывают даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, когда они могут явиться добрыми, не являясь таковыми на деле. С радостью приемлют они и слово Божье, пока оно не требует от них жертв.

Но у них нет корня всего доброго – полного самоотвержения, истинной любви к Богу, искреннего желания своего спасения. Оттого сердце их чувствительно только снаружи, но холодно и жестоко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли.

Оттого слово Божье не может углубиться и укорениться в их сердце, возрасти и принести плод. Всякое доброе чувство, возбужденное слышанием слова Божьего, угасает тотчас, как скоро потребуется принести обладающую сердцем страсть в жертву истине и правде, вере и добродетели.

И Ирод почитал Иоанна Крестителя, любил слушать его слово, во многом даже повиновался ему и поступал по его советам. Но когда Иоанн коснулся обладающей сердцем его страсти и потребовал отречения от нее, когда сказал ему: «Не достоин ты имети жену Филиппа брата твоего», то Ирод посадил его в темницу и потом дал повеление отсечь ему голову в угождение Иродиаде.

И правитель области Фес с удовольствием слушал проповедь Апостола Павла. Но когда Павел простер слово о воскресении и жизни будущей, о суде Божьем и воздаянии по смерти, когда нужно было отречься от земных почестей, чтобы сделаться христианином, он сказал проповеднику Евангелия: «Теперь иди, в другое время послушаю тебя». Так, обладающие сердцем страсти делают его неспособным возвращать Святое семя слова Божьего и приносить духовные плоды живой веры и истинного благочестия христианского!

Более общее, наконец, препятствие к плодоношению слова Божьего есть терние суеты и сластей житейских. А иное, говорит Господь, упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. Не удовлетворение обыкновенным нуждам житейским называет печальными и осуждает здесь Господь наш, и не богатство, как дар Божий, поставляет причиною бесплодности слова Божьего.


Сеятель. Витраж церкви Святого Иоанна. Кесуик. Англия


То и другое, как показывают примеры многих Святых людей, не препятствуют ни слушанию, ни хранению и исполнению слова Господня. Но то и другое делает пагубным для нас суетная привязанность к земному и временному, которая, наполняя и объемля сердце наше, подавляет в нем действие слова Божьего и которая столько же может обладать сердцем бедного, как и богатого человека.

У бедного она обнаруживается беспрепятственною заботою о приобретении, безотрадною скорбью при всякой неудаче, снедающею сердце завистью к другим, тяжкою хулою и ропотом на самый Промысл Божий, мертвящею безнадежностью и отчаянием.

У богатого – не меньшею заботою о сбережении и умножении богатства, непрестанною боязнью лишиться своих сокровищ, скупостью, жадностью, лихоимством и прочими постыдными видами корыстолюбия. В том и другом случае это – густое терние, которое подавляет сердце, заглушает в нем всякое доброе чувство, не дает возникнуть семени слова Божьего и возрасти в дела благочестия, милосердия и человеколюбия.

Еще опаснейшее терние для духа – страстные влечения плоти, удовлетворение которых Спаситель называет сластьми житейскими. Корень их находится в самой глубине падшего сердца человеческого. Это тот закон, который противоположен закону ума нашего и пленяющий нас законом греховным, о котором говорил некогда Святой Апостол Павел. Отрасли этого злого корня суть те дела плотские, которые исчисляет тот же Апостол: блуд, нечистота, вражды, рвения, ярости, распри, соблазны, зависти, убийства, пьянства. Эти-то злые отрасли, подобно тернию и волчцам, непрестанно растут и возрождаются даже и тогда, когда заботятся об их искоренении, они заглушают сердце, когда вовсе не думают об исторжении их. Как же слову Божью прорасти и приносить плод в сердце, заросшем таким тернием!

Само собою очевидно, что для беспрепятственного плодоношения в нас слова Божьего потребно не только благоговейное слышание его, но и удобрение и очищение собственного сердца, чтобы оно способно было растить плоды Святости и правды. А иное, говорит Господь, упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод.

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Это те души, которые искренним сердцем и с живым усердием желают и ищут своего спасения. Они, слушая или читая слово Божье, всем сердцем веруют, что через него беседует с ними Сам Отец Небесный, Который для спасения их не пощадил Единородного Своего Сына.

Поэтому все, что возвещает слово Божье, для них есть непреложная истина. Все, что повелевает, есть всесвятая воля Отца Небесного, которую со страхом и трепетом исполняют все небесные силы. Все, что запрещает, есть страшное зло, конец которого – погибель вечная. Все, что обещает чадам послушным и покорным, сбудется непременно. Все, чем угрожает злым и развращенным, постигнет их неминуемо. Аминь глаголю вам, уверяет нас Сам Господь неба и земли: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, иота едина, или едина черта не прейдет от закона.


Пейзаж с сеятелем. Художник Ж.-Ф. Милле


Ведая все это, души благочестивые и приступают к чтению или слушанию слова Божьего с благоговением и молитвою, да просветит Господь сердечные очи их к уразумению Своих глаголов, и читают или слушают с благоговейным размышлением и молитвою, прося у Господа благодати не только уразуметь, но исполнить на деле Святое слово Его.

И оканчивают чтение усердным благодарением Господу, Который сподобил нас такого высочайшего дара, что благоволит беседовать с нами грешными и бренными тварями. Но что важнее всего, они поставляют непреложным для себя законом исполнять на деле все слышанное в слове Божьем, руководствоваться во всей жизни и деятельности своей законом божественным, не преступать ни единой заповеди Господа и Владыки живота своего.

Не думайте, чтобы и у этих людей дьявол не старался похитить посеянное в сердце их Святое семя слова Божьего, но слово держать, как говорит Господь, крепко сохраняют в душе своей слышанное слово Евангелия Христова, стараются углубить его в сердце своем благоговейным размышлением, ограждают душу свою страхом Божьим, вниманием к себе и молитвою, отвращают и слух и очи свои от соблазнов мира, от всякого пустословия и так называемых развлечений, и таким образом не позволяют дьяволу входить в душу их и похищать оттуда сокровище слова Божьего.

Нельзя также думать, чтобы дьявол не старался оковать сердце их самолюбием и своекорыстием, или связать его какою-либо другою страстью, или заглушить в нем семя слова Божьего тернием суеты и плотских похотей, но они сокрушают окаменение сердечное страхом смерти суда Божьего, страхом геенны и огня неугасимого, увлажают и умягчают сердце свое слезами умиления и сокрушения духа, они сжигают в себе терние суеты и плоских пожеланий огнем любви божественной, пламенным желанием спасения и вечной жизни с Христом Господом, горячим усердием и любовью к Богу крепкому, живому, они исторгают из сердца своего всякое нечистое пожелание и всякую греховную склонность искренним покаянием, сердечными воздыханиями и слезами, они с любовью переносят за слово Божье всякое озлобление и напасть, всякое уничижение человеческое, вообще творят плод свой в терпении, как говорит Господь.

Для таких слушателей слово Божье есть небесная манна, которая и питает, и услаждает их душу, есть животворное питие, которое оживляет и веселит сердце их радостью, есть живая вода, которая, преисполняя сердце их, становится в нем источником воды, текущей в живот вечный, есть целебное и спасительное врачевание, которое исцеляет все их душевные немощи, есть благодатный свет, который просвещает и умудряет их во спасение, есть неоцененное сокровище, драгоценнейшее злато, которое исполняет и обогащает сердце их богатством Царствия Божьего, есть живоносная сила Духа Утешителя, которая утешает их во всякой тесноте и скорби надеждою вечной радости в обителях Отца Небесного.

Таково божественное учение о слове Божьем. Оно есть духовное семя, без которого не может ни зачаться, ни возрастать Святая благоговейная и богоугодная жизнь христианская. Это божественное семя сеется для всех щедрою рукою Небесного Сеятеля посредством земных строителей Его Таин, так что не слушающие или не желающие слышать его безответны. При всей животвоности своей, оно может остаться бесплодным в сердцах наших или теряемое легкомыслием и беспечностью, или иссушаемое самолюбием и страстями, или подавляемое суетными заботами и плотскими удовольствиями. Чтобы оно сделалось благоплодным в нас, надобно не только с усердием принимать и сохранять его в душе своей, но и умягчать сердце свое страхом Божьим и слезами умиления, очищать его покаянием и сокрушением духа, ограждать свою душу вниманием к себе и усердною молитвою. Нет нужды напоминать, как важно для нас это учение о слове Божьем, когда Сам Господь, окончив его, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Сеятель. Витраж приходской церкви. Уолд Ньютон. Англия

У христиан одна из любимых притч Иисуса Христа — о блудном сыне. А всё потому, что она дает надежду на прощение даже тем, кто сделал что-то совсем уж нехорошее.

Итак, у одного человека было два сына, и, как водится, братья были совершенно разные по характеру. Старший во всем помогал отцу и не смел его ослушаться. Младший же хотел лишь развлекаться и ни о чем не заботиться. Поэтому он попросил отца разделить наследство и выдать ему его часть.

Какая дерзость, можешь подумать ты, мой дорогой друг! И будешь совершенно прав. Но отец решил еще при жизни отдать часть того, чем владел, своему непутевому сыну, как тот и просил.

Что же из этого вышло? Конечно, молодой человек пустился в разгульную жизнь, ушел из родительского дома и совсем скоро потратил абсолютно всё. Кроме того, в стране, где он теперь остался без средств, наступил голод, и ему всё же пришлось начать работать. Взяли его пастухом свиней. Труд этот был тяжелый и для сына небедного человека совсем уж непривычный. Чтобы не умереть с голоду, он готов был даже питаться стручками рожкового дерева, которые обычно ели свиньи, но даже такой скудной пищи ему не хватало.

И только сейчас, когда вокруг не стало друзей, с которыми он когда-то тратил свое состояние, весело проводя время, блудный сын наконец-то осознал, что совершил огромную ошибку, уйдя из родительского дома. Он вдруг понял, как много горя причинил своему отцу. И тогда он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих!"».

Но когда юноша только подходил к дому, отец, заметив его, выбежал навстречу и крепко сжал в объятиях. Он велел слугам, чтобы те принесли лучшую одежду для вернувшегося сына, и даже устроил настоящий пир по такому радостному событию!

Однако старший сын, увидев, что его брат прощен, возмутился. Он с обидой сказал отцу, что не понимает, почему тот так радуется возвращению брата, который так нехорошо поступил в свое время и столько горя принес семье. Но отец объяснил, что его блудный сын согрешил, но теперь раскаялся, и именно этому следует радоваться...

Эта притча, мой дорогой друг, дает нам сразу два драгоценных урока. Первый — Бог всегда прощает грешника, даже если нам самим кажется, что простить нас невозможно. А второй — нужно радоваться, когда кто-то искренне кается, и не припоминать ему прошлые обиды, как это делал старший сын.

Рисунок Ирины Саврицкой

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Сочинение на тему:

Притчи Господа нашего Иисуса Христа

Курсовое сочинение

Студента II курса

Екатеринодарской

Духовной Семинарии

Голубева Анатолия

Проверил: протоиерей

Димитрий Болтонов

Краснодар

Предисловие

Притчи о Царствии Божьем

Притчи о милосердии Божьем

Притчи о добрых делах и добродетелях

О прощении обид

О добрых Делах

О добродетелях

О рассудительности и молитве

Притчи об ответственности и благодати

Об ответственности человека

О благодати Божией

Заключение

Список литературы

Предисловие

ЗНАЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ

Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена (2 Пар. 12, 1-6), особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: “Открою уста мои в притче” (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: “Произнесу гадания из древности” что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.

Что же такое притча? На этот вопрос епископ Аверкий отвечает: «Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов «параволи» и «паримия». «Паримия» - в дословном переводе означает: краткое изложение, выражающее правило жизни (таковы, например, «Притчи Соломона»). «Параволи» - это целый рассказ, имеющий глубокий смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные ценности. Евангельская притча - это параволи.

«Притчи Господа - это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и окружающей его природы».

В «Полном церковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, дается следующее определение: «Притча - загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».

«Притчи - это аллегория, в которой слушатель должен узнать себя, - отметил диакон Андрей Кураев. - Евангельские притчи - это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой? Персонажи ее не наделяются каким-то строго определенным характером. Они не описываются, и сказитель притчи не дает их психологического портрета. Персонаж притчи - это чистый субъект нравственно-религиозного выбора. Это один из основных принципов построения библейского текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору». Когда ученики Господа, приступив к Нему, спросили: «Для чего притчами говоришь им?», Он сказал в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют, и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 10-15). Казалось бы, суровый приговор «неразумеющим сердцем», но Бог - многомилостивый и премудрый сердцеведец, пояснив содержание притчи о сеятеле апостолам, почему-то продолжал разговор с народом на языке притч. Возможно потому, что притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Господь представил нам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах. Необходимо обратить внимание еще на одну особенность, используемую Господом в Своих беседах с народом: последовательность изложения. Ее заметил святой Иоанн Златоуст: «Так и всегда обыкновенно Христос поступал: не сначала, не при первых наставлениях, постепенно и мало-помалу предлагал труднейшие заповеди, чтобы не встревожить слушателей. Далее, так как заповедь казалась тяжкою, смотри как Он смягчает ее последующими словами, как предлагает награды, превышающие труды, и не награды только, но и наказания за грехи; о наказаниях распространяется даже более, нежели о наградах, потому что, обыкновенно, не столько данные блага, сколько строгая угроза умудряет многих».

В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.

ПРИТЧИ О ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ

Ученик Иисуса Христа, Матфей, повествуя о Царствии Небесном, приводит восемь притч Господа, хотя Иисус приводил их в пример гораздо больше. Если мы внимательно прочитаем эти семь притч (Матф. 13 гл.), то легко заметим, что в них Христос представляет нам Царство Небесное от начала до конца:

1. начало Царства Небесного;

2. развитие или распространение Царства Небесного;

3. завершение Царства Небесного.

Большая часть этих притчей помечена словами:

УПОДОБИСЯ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…

или: ПОДОБНО ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…

или: ПАКИ ПОДОБНО ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…

Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)

Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления.

В ней Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем - проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает - сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником - тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье - прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

«Сеется слово Божие в каждое человеческое сердце, - все слышат об этом, но кто принимает Слово Божие? - спрашивал священник Димитрий Дудко. - Кто из нас как следует осознает, что Слово Божие - это семя жизни, а если оно у нас не взойдет в сердце, то будет не просто голод духовный - это будет наша гибель - без Слова Божия спастись нельзя».

Заканчивает Господь эту притчу знаменательными словами: “Имеющий уши, да слышит!” Этим заключительным словом Господь стучится в сердце каждого человека, призывая его внимательнее заглянуть в свою душу и понять себя: не подобна ли его душа бесплодной почве, покрытой лишь сорной травой греховных желаний? Даже если это так, то не следует отчаиваться! Ведь негодная для посева почва не обречена на веки оставаться такой. Старание и труд земледельца могут сделать ее плодородной. Так и мы можем и должны себя исправить постом, покаянием, молитвой и добрыми делами, чтобы из духовно ленивых и грехолюбивых стать верующими и благочестивыми.

Притча о плевелах (Матф. 13:24-30)

"Царство Небесное", т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, "подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем". "Спящим же человеком", т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем - здесь указывается на хитрость врага - "прииде враг его и всея плевелы", т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до "жатвы", т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце.

Господь Иисус часто рассказывал занимательные истории своим ученикам, чтобы в доступной форме донести мудрость до простых сердец. Их принято называть притчами, «земными историями с небесным значением». Они помогают нам понять Бога и самих себя. Поэтому и дети очень любят притчи, ведь в них сочетаются простота повествования и глубина смысла.

Журналист и писатель, автор-составитель более десятка популярных сборников притч Клюкина Ольга написала которую дети будут с удовольствием читать и много раз перечитывать, а замечательные картинки помогут создать атмосферу игры.

***

Назидательные истории отличаются и простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, Иисус рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле.

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Причина, по которой Христос выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея :

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-13)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими притчами Иисуса Христа и их толкованием в пересказе для детей:

1. Притча о пшенице и сорняках (о добром семени и плевелах)

Мф. 13:24-30, 36-43

«С чем можно сравнить Царство Божие? Допустим, человек посеял на своем поле семена пшеницы, а ночью, когда все спали, его враг посеял на том же поле сорняки. Спустя некоторое время пшеница взошла вместе с сорняками, и удивленные слуги стали спрашивать хозяина поля: "Господин, ведь ты сеял пшеницу – откуда же взялись сорняки? " Хозяин ответил, что это сделал его враг.

Тогда слуги предложили выполоть сорняки, но хозяин запретил это делать: вместе с сорняками они могли выдернуть и пшеничные колосья: "Пусть это все растет, пока не начнется жатва. Тогда я и скажу жнецам: соберите сорняки в пучки и сожгите их, а пшеницу уберите в закрома"».

Потом, по просьбе учеников, Иисус разъяснил смысл притчи : сеющий пшеницу – это Он Сам, поле – это мир, в котором мы все живем, семена пшеницы – это дети Царства Божия, сорняки же – это приспешники зла, их посеял дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы Божии.

Точно так же, как собирают и сжигают сорняки, в конце мира Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они отыщут всех, творивших зло и соблазнявших людей на плохие поступки. И будут они брошены в огненную печь, где их ждут великие мучения. А праведники будут сиять, как солнце, в Царстве Божием!

Толкование священника Константина Пархоменко:

«Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами .

Слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское « дабар » – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам».

2. Притча о богаче и нищем Лазаре

Лк. 16:13-31

Иисус убеждал фарисеев, что нельзя одновременно служить Богу и гоняться за богатством – одно всегда будет мешать другому. Фарисеи же, которые любили деньги, лишь смеялись над словами Иисуса. Тогда Он предупредил их:

«Вы хотите выглядеть праведниками перед людьми, но Бог знает, кто вы есть на самом деле. Что ценят люди, то ненавистно Богу».

И рассказал притчу :

«Жил один очень богатый человек – он носил дорогие одежды, каждый день устраивал роскошные пиры. У ворот же его дома лежал нищий по имени Лазарь . Лазарь питался объедками, которые бросали ему; тело нищего было покрыто язвами, которые облизывали собаки.

И вот пришел день, когда Лазарь умер. Ангелы подхватили его и усадили на почетное место близ Авраама . Потом умер и богач, но он попал в ад. Корчась в муках, богач вдруг увидел вдали Лазаря рядом с Авраамом и закричал: "Отец мой Авраам! Смилуйся надо мной и вели Лазарю дать мне глоток воды – мои мучения ужасны".

Но Авраам ответил ему: "Вспомни – тебе довелось испытать в жизни удовольствия, а Лазарю доставались одни несчастья. Пусть же теперь он утешится, а ты пострадай. Кроме того, вас все равно разделяет бездна, которую невозможно перейти". Тогда богач попросил: "Прошу тебя, пошли Лазаря в дом моего отца, и пусть он все расскажет моим пятерым братьям – я не хочу, чтобы они мучились, как я".

"У них есть Закон Моисеев и писания пророков – пусть их слушают". "Да это что! Вот если бы кто из умерших явился к ним, тогда бы они раскаялись в грехах! " – воскликнул богач.

«Если они Моисея и пророков не слушают, – возразил Авраам, – то пусть даже кто и воскреснет – они все равно не поверят"».

Толкование:

В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах.

Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.


3. Притча о десяти девах

Мф. 25:1-13

Объясняя ученикам, что такое Царство Божие, Иисус рассказал им притчу о десяти девах:

«Десять девушек встречали жениха. У каждой из них был в руках светильник. Но пять девушек были неразумны и не захватили кувшинчиков с маслом, чтобы поддерживать огонь. Другие же пять были умными и не забыли взять масло. Вышло так, что жених задержался в дороге, и девушки в ожидании его задремали. Когда уже наступила полночь, кто-то крикнул: "Жених появился! Идите, встречайте его! "

Девушки проснулись; светильники уже их догорали. Умные снова разожгли их, а неразумные начали просить: "Дайте нам масла – а то наши светильники погасли". Умные же им ответили: "Чтобы хватило масла и нам, и вам, сходите лучше и купите".

Неразумные побежали покупать масло, а умные тем временем встретили жениха, прошли с ним в комнату, где должен был начаться свадебный пир, и дверь за ними захлопнулась. В этот момент вернулись неразумные девушки и начали просить: "Господин, господин! Открой нам дверь! " Он же сказал им в ответ: "Нет, я вас не знаю"».

«Так что будьте все время начеку, - закончил Иисус, - потому что неизвестен день и час, когда придет Сын Человеческий».

Толкование:

Брачный пир в сюжете был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю, жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы - это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные - «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».

Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».


Притча - это рассказ, словесный образ обычного случая. Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет неизвестное, опираясь на известное.
В Ветхом Завете было предсказано, что Иисус будет учить притчами (Пс.77,2 и Мат.13,34).

Иисус Сам объяснил, почему Он учит притчами: чтобы дать понимание истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит (Мат.13,10-17; Мар.4,10-12).
Притчи иллюстрируют истину, а не порождают ее. Обычно притчи иллюстрируют одну из истин. Поэтому следует придерживаться простого толкования и уделять основное внимание первичной цели притчи и подтексту учения.

Притча о благородном самарянине

(от Луки 10:25-37).
Один законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его:
"Учитель, какая наибольшая заповедь в законе"?
Иисус Христос ответил ему:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Другой законник о второй заповеди спросил Его:
"А кто мой ближний"?
Иисус же Христос в ответ сказал ему такую притчу:
Один иудей шел из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шел священник посмотрел на него и прошел мимо. Также и левит был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. За ними тем же путем проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: "Позаботься о нем и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил законника:
"Как думаешь, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам»?
«Оказавший ему милость», - ответил законник.
Тогда Иисус Христос сказал ему:
"Иди, и ты поступай так же!"

Притча о богаче и Лазаре

(от Луки 16:19-31)


Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово, умер и богатый, и похоронили его. Мучаясь в аду, богатый поднял глаза свои, увидел Авраама и Лазаря с ним и возопил:
"Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в пламени". Но Авраам сказал:
"Чадо, вспомни, что получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят".
Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю и предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений. Авраам ответил:
"У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их".
"Нет, отче Аврааме!" - возразил богач, - "но если кто из мертвых придет к ним, то покаются".
На это Авраам ответил:
"Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят".

Притча о благоразумном домостроителе

(от Матфея 7:24-27; от Луки 6:47-49)
Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.
Эта притча говорит что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

Притча о десяти девах

(от Матфея 25:1-13)
Царствие небесное подобно будет десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Но пять из них были мудры, а другие пять неразумны. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масло в сосудах со светильниками своими. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но вот в полночь раздался крик: «Се жених грядет, выходите навстречу ему! »Тогда встали все девы те, и приготовили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам нашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но мудрые отвечали им: «Смотрите, чтобы не случилось недостатка у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же они пошли покупать, пришел жених, готовые вошли с ним на брак и двери затворились. Через несколько времени приходят прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам»! Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». «Итак, бдите, потому что не знаете ни дня ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Притча о злых виноградарях

(от Матфея 21:33-46; от Марка 12:1-12; от Луки 20:9-20)
Однажды, беседуя в храме, Господь, обличая в лицо врагов - первосвященников и старейшин народа, сказал им такую притчу: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, передав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, Он послал рабов Своих к делателям винограда, принять плоды его. Но виноградари, схватив рабов Его, того избили, иного убили, а иного камнями побили. Еще послал Он иных рабов, больше прежнего; а те с ними поступали также.
Наконец, послал Он к ним Сына Своего, говоря: «Постыдятся они Сына Моего». Однако, виноградари, увидев Сына, стали говорить между собою: «Это наследник, давайте, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, взяв Его, вывели виноградника вон, и убили».
Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «Когда вернется Хозяин виноградника - что сделает Он с этими делателями его»? Они ответили Ему «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои». Господь это и подтвердил им, сказав: "Отнимается от вас царствие Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его".
Объясняется эта притча так. Виноградник - это Церковь Божия на земле. До Христа Спасителя она поручена была ветхозаветным виноградарям - еврейским первосвященникам и другим вождям. Ограда виноградника - закон Моисеев; башня - храм Иерусалимский; точило куда стекал красный сок винограда, - ветхозаветный жертвенник, прообразовавший крестную жертву Иисуса Христа. Все те, кто стоял во главе еврейской церкви и народа, оказались пророкоубийцами, а после и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнята была у них Церковь Божия, и отдана народу иному, составившемуся из язычников.

О Милосердном царе и безжалостном займодавце

(от Матфея 18:21-35; от Луки 17:3-4).
Один человек был должен царю десять тысяч талантов. Так как ему нечем было заплатить, то царь велел продать его жену и детей и все его имения. Но должник упал на колени перед царем и стал просить его:
"Потерпи на мне, я все заплачу тебе».
Царь пожалел его и простил ему долг. Должник же, выйдя от царя, встретил своего друга, который должен был ему только сто динариев схватил его и начал душить, говоря:
"Отдай мне что должен".
Друг упал на колени и стал просить:
"Потерпи немного и все отдам тебе".
Но тот не хотел ждать и посадил его в тюрьму. Царь, когда узнал об этом, то призвал к себе жестокого должника, которого недавно простил, и сказал ему:
"Злой раб, я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не нужно ли было бы и тебе простить своего друга"? Царь рассердился и приказал посадить злого раба в тюрьму, пока он не выплатит весь свой долг.
Рассказав эту притчу, Иисус Христос прибавил: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".

Притча о мытаре и фарисее

(от Луки 18:9-14).
Предупреждая нас, чтобы мы не гордились и не хвалили себя, а смиренно признавали себя грешными, Господь сказал такую притчу.
Два человека пришли в храм помолиться, один из них был фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал в храме впереди и молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь - пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же стоял вдали и не смел даже поднять глаз своих на небо, а только повторял, ударяя себя в грудь: "Боже милостив буди мне грешному"!
Сказываю вам, прибавил Господь, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится". В Церкви эта притча читается в третье воскресенье перед Великим Постом и поэтому она называется Неделя мытаря и фарисея. Эта притча нас учит не гордится и не хвастаться, а быть смиренными и признавать свои грехи.

Притча о сеятеле

(от Матфея 13:1-23; от Марка 4:1-20; от Луки 8:4-15).
Пошел сеятель сеять. Когда он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано, и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; другое семя упало в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую землю и принесло обильные плоды.
Потом Иисус Христис так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель - тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное. Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.

Притча о талантах

(от Матфея 25:13-30; от Луки 19:11-28)
И другую притчу сказал Господь против лени и небрежности.
Господь дает каждому из нас дары, как хозяин, который уходя на долгое время, дал своим слугам: одному пять талантов, другому два таланта, третьему - один талант, приказав каждому приобретать на них, кто сколько может.
Когда он вернулся, то потребовал у каждого отчета, кто что сделал.
И пришел первый и говорит: «Господин, ты мне дал пять талантов, - вот другие пять которые я приобрел на них». Также и тот который получил два, принес еще два приобретенные на них. Обоим им их хозяин сказал: «Хорошо, добрый и верный слуга, ты был в малом верен мне, над многим я тебя поставлю. Ты меня обрадовал».
Потом подошел и получивший один талант, по лени своей ничего не приобретавший на него, и, стараясь оправдаться, сказал: «Господин, я знал, что ты человек жестокий. Оттого я убежал и зарыл талант твой в землю. Вот тебе твое». Хозяин рассердился и сказал ему в ответ: «Лукавый слуга и ленивый! Раз ты меня знал то нужно было тебе отдать мое серебро торговцам, чтобы я получил свое с прибылью. Отдайте же его талант тому который имеет 10 талантов, а этого плохого слугу накажите».

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные