Знаки препинания при междометиях. "Междометие

Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Задачи

  • знакомство с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
  • формирование умения выделять междометие знаками препинания;
  • обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
  • воспитание у учащихся бережного обращения к слову

Оборудование: Детская энциклопедия «Я познаю мир» В.В. Волина, ООО «Фирма» «Издательство АСТ» 1998г.; раздаточный материал

Ход урока

I. Разминка

Записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту

Ах, как инте ресно за брать ся на о брыви стый берег ре ки Се верский До нец и нырнуть в теплую про зрачн ую воду.

Устно дать характеристику предложению

Найти в предложении дуплексив

Назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)

Назвать общие признаки и различия служебных частей речи

Выступление 1 учащегося .

Ребята, разгадайте шараду.

1. Возьмите один из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать .

3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие

Что вы можете теперь сказать о не названом слове из нашего предложения?

II.Новая тема

Знакомство с особой частью речи – междометием (материал заранее готовили учащиеся, используя книгу «Я познаю мир» В.В. Волиной)

Выступление 2 учащегося.

Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.

То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?

Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

Слово учителя:

Запишите тему нашего урока и эпиграф.

Какая задача стоит перед нами?

(ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)

Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах.

Что вы узнали о междометии?

Ответы учащихся:

Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.

Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.

К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.

Загадка: Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от ку-ку).

Выступление 3 учащегося : чтение стихотворения «Кукушка» А.Прокофьева:

Ку-ку. Ку-ку
У березы на суку.
Я толку:
-Ку-ку, ку-ку-
Я кукушка, лихоглазка,
Я из песни, я из сказки.

III. Закрепление

У нас в гостях посланцы страны Междометия. Гости зададут вам вопросы: (выступление 4 учащегося )

Что называется междометием?

(Междометия составляют особую часть речи)

Какую роль в предложении могут играть междометия?

(Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)

Что выражают междометия?

(Чувства, настроение, но не называют их)

(выступление 5 учащегося )

Вспомните, какие междометия вы слышали: они выражают радость, торжество.

(Ах, браво, о)

Назовите междометия – сожаление.

Междометия, являющиеся выражением благодарности.

(Спасибо)

Где чаще всего в предложении стоят междометия?

(Я, могу предположить, что чаще всего междометия употребляются в начале предложения, например, записанное нами в начале урока предложение о Северском Донце)

Хотите узнать истории слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста ? У нас есть ребята, которые читали книгу «Я познаю мир».

Выступление 6 учащегося:

Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!

Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.

Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.

Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.

Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.

Выступление 7 учащегося: (на голове ученика бумажная шапочка, на которой написано слово междометие)

Ребята, вы узнаете: без чего в речи не обойдешься . Меня зовут междометие.

Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья

Выступление 8 учащегося: ученик читает стихотворение «Веселые рифмы» из книги «Я познаю мир» (ученики слушая, хором будут называть междометия)

«Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносит слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»

(последнее предложение из стихотворения учащиеся запишут в тетрадь)

Слово учителя:

Вы много уже узнали о междометии, но есть еще материал, который помещен в учебнике. Он вам поможет ответить на итоговые вопросы урока.

(в конвертах уже лежат на партах вопросы)

IV.Итоги урока

Что понравилось на уроке?

Чему научились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

V.Оценки за урок

VI. Домашнее задание

(задание с учетом изучаемой программы)

На этом уроке мы познакомимся с правилами постановки знаков препинания при междометиях. В начале видеоурока педагог напоминает о том, что такое междометия, и называет их основные признаки. Далее ученики знакомятся с правилами постановки дефиса в междометиях.

Тема: Междометия

Урок: Знаки препинания при междометиях

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью: Не спится, няня, здесь так душно. (А.С. Пушкин)

Обращение может быть:

  • распространенным (Милый вы мой, выручите меня!);
  • нераспространенным (Ты письмо мое, милый, не комкай, до конца его, друг, прочти. (А. Ахматова))

Обращение выделяется на письме запятыми:

Кудесник, ты лживый, безумный старик! (А.С. Пушкин)

Что же ты, моя старушка, приуныла у окна? (А.С. Пушкин)

Не шутку шутить, не людей смешить к тебе вышел я теперь, басурманский сын. (М.Ю. Лермонтов)

После обращения, произносимого с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак: Друзья! К чему весь этот шум! (И.А. Крылов)

При обращении может стоять частица О, которая знаком препинания не отделяется.

Простые предложения могут быть осложнены междометиями и словами-предложениями да, нет , которые выделяются, как и обращение, запятыми или восклицательным знаком:

    Эге , да это я совсем не туда попал! (И.С. Тургенев)

    Эй! Садись ко мне, дружок. (Н.А. Некрасов)

    А лес все шумел, ох , и шумел же!..

    Нет , весь я не умру... (А.С. Пушкин)

    О нет , то белеет туман над водой. (В.А. Жуковский)

Междометия не выделяются на письме знаками препинания , если:

  • стоят перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение:

    Ах вы мои хорошие. Как я рада вас видеть!;

  • если междометия ах, ой, ух, эх, ах, ай образуют цельное сочетание с другими словами:

    Ах какая я глупая!;

  • стоят перед словами как, какой :

    Ух какой ужас!

Не являются обращениями, междометиями и не выделяются запятыми на письме:

  • междометные выражения господи помилуй, господи спаси, слава тебе господи ;
  • названия предметов, которые находятся при глаголе повелительного наклонения в значении пусть :

    Всяк сверчок знай свой шесток. (Пословица)

Различайте междометия и частицы:

Междометия
(после них запятая
ставится)

Частицы
(после них запятая
НЕ ставится)

О, это было райское наслаждение.

Частица перед обращением:
О Волга, колыбель моя (Н. Некрасов);
- перед риторическим вопросом или восклицанием:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих! (М. Ломоносов)

Ах, как это не вовремя.

Перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение:
Ах ты, мерзкое стекло! (А. Пушкин)

Ну, давай, действуй.

В значении усиления:
Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов)

Тест

1. Укажите предложения с обособленными приложениями.

  • а) Роман «Преступление и наказание» оказал на меня неизгладимое впечатление.
  • б) Спутница его обезьяна была довольно велика и страшна. (А.И. Куприн)
  • в) Раскольников герой произведения Достоевского вызывает невольную симпатию.
  • г) Светлана Хоркина известная российская гимнастка приняла участие в показательных выступлениях.

2. Укажите предложения с обособленными дополнениями.

  • а) Кроме сестры у нее не осталось никого.
  • б) Все дни за исключением воскресенья она работала.
  • в) Все включая главных спорщиков были вынуждены согласиться с докладчиком.
  • г) Включая свет не забудьте его потом выключить.

3. Укажите предложения с обособленными определениями.

  • а) Девушка голубоглазая в легком платье вбежала в комнату.
  • б) Я вслушивался в треск кузнечиков доносившийся с берега. (М. Пришвин)
  • в) Пастух собиравший стадо наигрывал на дудочке.
  • г) Губы его красные тоже улыбались под русыми усами. (М. Горький)

4. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.

  • а) Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь. (А.С. Пушкин)
  • б) В молчанье рукой опершись на седло с коня он слезает угрюмый. (А.С. Пушкин)
  • в) Скрепя сердце они решили продолжить путь.
  • г) Это давалось ей легко почти шутя.

5. Укажите предложения с обособленными уточняющими членами.

  • а) Пришли уже поздно часов в десять.
  • б) Решили встретиться в метро на станции «Краснопресненская».
  • в) Недалеко в трех километрах от города находился наш лагерь.
  • г) Это было зимой вернее в середине декабря.

6. Укажите предложения, осложненные вводными словами и предложениями.

  • а) Во вторых рядах тоже было много спортсменов.
  • б) Кажется все еще можно изменить.
  • в) Как нарочно погода была дождливая.
  • г) Во-первых это было неумно, во-вторых просто смешно.

7. Укажите предложения, осложненные обращениями и междометиями.

  • а) Мы и «ах» не успели сказать.
  • б) Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать. (С.А. Есенин)
  • в) Только слово «мама» слетело с его губ.
  • г) Прекрасны вы милые степи.

8. Укажите варианты ответов, в которых на месте цифр должны стоять знаки препинания.

Алое сияние стоит недолгое время над стремительно потемневшей землей (1) и (2) тихо мигая (3) как бережно несомая свечка (4) затеплится на нем вечерняя звезда. (И.С. Тургенев)

  • а) 1, 2, 3, 4
  • б) 2, 3, 4
  • в) 1, 3, 4
  • г) 1, 2, 3

9. Укажите, чем осложнено предложение.

К утру мы вышли на опушку леса заросшую лесными ромашками и сбросив рюкзаки сделали привал.

  • а) однородными членами предложения и обособленным определением
  • б) однородными членами предложения и обособленным обстоятельством
  • в) обособленными определением и обстоятельством
  • г) однородными сказуемыми, обособленными определением и обстоятельством

10. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  • а) Эта зима была малоснежной да и прошлая не радовала.
  • б) Лес, луга, простирающиеся на много километров - все озарилось радостным светом.
  • в) Через несколько минут ничего: ни деревьев, ни кустарников - не было видно.
  • г) Глубокая, дремучая старина окружала нас.

Ключи к тестам

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.

1. Правописание запятых при обращении.

Сначала определим сам термин «обращение».

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.

Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.

На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:

  • Уважаемые коллеги, минуточку внимания.
  • Отец Василий, я пришла к вам за помощью.

Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:

  • Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную. (Лермонтов)
  • Э, голубчик! обманывай других этим; будет еще тебе от заседателя за то, чтобы не пугал чертовщиною людей. (Гоголь)

2. Правописание запятых при междометиях.

Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .

Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.

Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):

  • Ай-ай-ай, нехорошо! – пожурил он и погрозил пальцем.
  • Эх, надоело все, уеду я.
  • О, вы были ребёнок резвый (Пушкин).
  • Ох, доска кончается, сейчас я упаду! (А. Барто)
  • Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую! (гр. «Фристайл»)
  • – Эге-ге-ге! да это из одного гнезда обе птицы! Вязать их обоих вместе! (Н.В. Гоголь)

Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:

  • О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин)
  • Но не хочу, о други, умирать. (Пушкин)
  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (Лермонтов)
  • Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (Пушкин)
  • Ах ты какая!

§ 28. Междометия и частицы

1. Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти, ребята, вор! (Кр.); Эй, завяжи на память узелок! (Гр.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А, не до слов теперь! (Г.); Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У, какие страсти! (Даль); Эге, да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу, сверчок за печкой затрещал (С.-Щ.); «Батюшки, задавили», - послышался женский голос (Л.Т.); Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы, не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки, ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс.Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине - то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» - тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М.Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.).

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц - нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.) - О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.);

Ну, давай плясать! (Остр.) - Ну как не порадеть родному человечку! (Тр.);

«Ой, кто это?» - испуганно воскликнула Дуся (Лапт.). - Ой ты гой ecu, Волга, мать родная! (П.);

Ах, какие это были ночи! (Гарш.) - Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:
1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); так же перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;
2) частица ах, стоящая перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Так же в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! - вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, - я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);
3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); в сочетании с частицами и, уж: Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); в сочетании с да: « Ну да! Тебя Гнедко сбросит!» - говорит пренебрежительно Зина (Г.-М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну, скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (АЛ.) («допустим», «положим»).

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, аи да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!;Ох и печёт сегодня!;Ух и вино!;Эх и рассердился!;Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш - эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно!; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный!; Достанется тебе от матери, ух достанется!; Хочется мне тебе всыпать, ой хочется!

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.-С.); Эка раненых-то валится, Господи! (Гарш.)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»): …Под час в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.-Щ.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Отделяются или выделяются запятыми междометные выражения: До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава Богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава Богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значениях же «хорошо», «благополучно» или «в хорошем состоянии» сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава Богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава Богу, а разделить - все по миру пойдут (Л.Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, - на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л.Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М.Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась,чёрт бы её драл (Перв.) Но выражения чёрт знает, чёрт дернул запятыми не отделяются и не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н.О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Тр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» - ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

§ 29. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

Утвердительные и отрицательные слова

1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются или выделяются запятыми: Да, пройдут десятки лет, и из памяти никогда не изгладятся дороги войны (Баб.); Нет, в то время у меня не было никакой охоты унестись с Земли на Луну или Марс (Пауст.); В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы (Ф.); Это больше не повторится, нет, не повторится.

2. После слов да и нет, произносимых с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак (следующее за ними слово пишется с прописной буквы): Да! Злые языки страшнее пистолета! (Гр.); Нет! Ты уж выслушай (Л.Т.); Я понимаю, быть мучеником идеи, да! Но быть мучеником чёрт знает чего, дамских юбок да ламповых шаров, нет! - слуга покорный (Ч.).

3. Между повторяющимися словами да и нет ставится запятая: А я берусь открыть; да, да, уверен в этом (Кр.); Ну, а если бы начинать жизнь сначала, то я не женился бы… Нет, нет! (Ч.) Внутри сочетания нет как нет («совсем нет», «совсем отсутствует») запятая не ставится: Хотел Курымушка о чём-то спросить мать, оглянулся, а её нет как нет! (Пришв.) Различие в пунктуации между предложениями Нет и ещё раз нет и Нет, и всё объясняется тем, что в первом случае налицо повторяющееся слово, присоединенное союзом и, но без интонации присоединения (см. § 16, п. 3), а во втором - присоединительная конструкция (см. § 24, п. 1).

4. Усилительные частицы, стоящие перед словами да и нет, не отделяются от них запятой: Ну да, Добчинский, теперь я вижу (Г.); О нет, мой младенец, ослышался ты (Жук.).

5. О дефисном написании сочетания нет-нет да и см. § 17, п. 1.

Вопросительно-восклицательные слова

1. Запятой отделяются слова что, а что, что же, обозначающие вопросы, и слова как, как же, что же, выражающие удивление, подтверждение, согласие и т. п., за которыми следует предложение, раскрывающее их конкретный смысл (после них делается пауза): Что, если я кликну клич? (Т.) («что будет, если…»); А что, если он прячется в глубине лесов? (Каз.); Что, если в самом деле он [городничий] потащит меня в тюрьму? (Г.); Что, ему лет двадцать пять, не больше? (Л.Т.); Как, разве всё тут? Шутите! (П.); Как же, я готов сию минуту (Г.).

Но: Ну, что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя? (П.) - что в роли сказуемого, в значении «каковы?», «как поживают?»; Ну, что море, что небо? Какие краски там? (Гонч.); Что же мне, стреляться из-за этой пропажи? - неполное предложение со значением «что же мне делать?».

В некоторых случаях возможны пунктуационные варианты в зависимости от значения, которое вкладывается в местоименное слово; ср.:

Ты что же не идёшь с нами? («почему»). - Ты что же, не идёшь с нами? («что делаешь?», пауза после что же);

2. Запятая ставится после слова вот, если следующее за ним предложение раскрывает его конкретный смысл: Вот, можете полюбоваться на своего сынка; Вот, возьмите эту книгу на добрую память.

Но: Вот аптека; Вот раздался удар грома; Вот взгляните; Вот ещё что затеял!; Вот оно что, где вот - частица с указательным значением.

В отдельных случаях возможны варианты пунктуации; ср.:

Вот, кончились наши запасы (пауза после вот). - Вот кончились наши запасы;

Ну вот, теперь можно поговорить о делах. - Ну вот теперь можно поговорить о делах.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные