Смена природных компонентов с высотой называется. Природная зональность

1

А. Урал Б. Сырдарья В. Амударья Г. Волга Д. Или

А. Высотная поясность Б. природный пояс В. географическая оболочка

Г. широтная зональность Д. климатический пояс

А. Британские Б. Антильские В. Багамские Г. филиппинские

Д.Японские

А. Метисы Б. Мулаты В. Карибы Г. Самбо Д. Ирокезы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный срез по географии для 8 класса

1 . Самая крупная река бессточного бассейна Евразии:

А. Урал Б. Сырдарья В. Амударья Г. Волга Д. Или

2. Смена природных компонентов с высотой называется:

А. Высотная поясность Б. природный пояс В. географическая оболочка

Г. широтная зональность Д. климатический пояс

3. На этих островах имеются около 150 вулканов, 40 из них – действующие:

А. Британские Б. Антильские В. Багамские Г. филиппинские

Д.Японские

4. В результате смешанных браков негров и индейцев образовалось новое население Америки:

А. Метисы Б. Мулаты В. Карибы Г. Самбо Д. Ирокезы

5. Группа людей, объединённых на основании общности происхождения и внешних наследственных физических признаков:

А. Племя Б. население В. раса Г. народ Д. человечество

6. Наибольшее количество осадков в Австралии выпадает:

А. В центре Б. На востоке В. На западе Г. на севере Д. на юге

7. Самый большой остров мира:

А. Гренландия Б.Новая Зеландия В. Кюсю Г. Мадагаскар Д. Исландия

8. Самое большое озеро в мире:

А. Сарезское Б.Байкал В. Красное Г. Балхаш Д. Каспийское

9. Самый глубокий участок Мирового океана:

А. Тонга Б. Марианский В. Кермадек Г. Антиба Д. Рондыш

10. Платформа- это …

А) устойчивые участки земной коры.

Б) складчатые горные области

В) межгорная впадина

Г) приподнятые выровненные участки

Д) Котловина, заполненная водой

11.Волна, образующаяся при землетрясении в океане:

А) Тайфун Б) Цунами В) Смерч Г) Ураган Д) Бриз

12. Широты, в пределах которых образуется лёд на поверхности океана:

А) субтропические Б) тропические В) экваториальные Г) арктические

Д) субэкваториальные

13. Крупнейшее государство Южной Америки:

А) Боливия Б) Аргентина В) Бразилия Г) Венесуэла Д) Чили

14. Природная зона с хорошо развитой травянистой и злаковой растительностью:

А) полупустыня Б) тайга В) степь Г) смешанный лес Д) влажные субтропики

15. Река, вытекающая из Великих озёр:

А) Арканзас Б) Огайо В) Святого Лаврентия Г) Миссури Д) Миссисипи

16. Основная климатическая характеристика саванн:

А) большая амплитуда годовых температур

Б) сухо и жарко в течение года

В) сильные ветры и малое количество солнечных дней

Г) смена сухого и влажного сезонов года

Д) большое количество осадков в год

17. Образование природных зон на суше обусловлено:

А) соотношением равнинных и горных территорий

Б) соотношением между растительным и животным миром

В) степенью освоенностью территории человеком

Г) климатом, т. е. соотношением тепла и влаги

Д) состоянием Мирового океана и поверхностью вод

18. У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи Б) светлый цвет кожи В) желтоватый цвет кожи

Г) светлые прямые волосы Д) узкий разрез глаз

19. На побережьях Антарктиды обитают:

А) куропатки Б) Белые медведи В) полярные совы Г) пингвины Д) песцы

А) Гималаи Б) Анды В) Памир Г) Тянь-Шань Д) Урал

Ответы:

1.Г 2.А 3. Д 4. Г 5.В 6. В 7. А 8. Д 9. Б 10. А

1. А 2. Г 3. В 4. В 5. В 6. Б 7. Г 8. А 9. Г 10.А



Географическая оболочка не везде утроена одинаково, она имеет «мозаичное» строение и состоит из отдельных природных комплексов (ландшафтов). Природный комплекс – это часть земной поверхности с относительно однородными природными условиями: климатом, рельефом, почвами, водами, растительным и животным миром.

Каждый природный комплекс состоит из компонентов, между которыми существуют тесные, исторически сложившиеся взаимосвязи, при этом изменение одного из компонентов рано или поздно приводит к изменению других.

Наиболее крупным, общепланетарным природным комплексом является географическая оболочка, она подразделяется на природные комплексы более мелкого ранга. Разделение географический оболочки на природные комплексы обусловлено двумя причинами: с одной стороны, различиями в строении земной коры и неоднородностью земной поверхности, а с другой – неодинаковым количеством солнечного тепла, получаемого её различными участками. В соответствии с этим выделяются зональные и азональные природные комплексы.

Наиболее крупными азональными природными комплексами являются материки и океаны. Более мелкими – горные и равнинные территории в пределах материков (Западно-Сибирская равнина, Кавказ, Анды, Амазонская низменность). Последние подразделяются на ещё более мелкие природные комплексы (Северные, Центральные, Южные Анды). К природным комплексам низшего ранга относятся отдельные холмы, речные долины, их склоны и т.д.

Самые крупные из зональных природных комплексов – географические пояса. Они совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия (экваториальный, тропический и т.д.). В свою очередь географические пояса состоят из природных зон, которые выделяются по соотношению тепла и влаги.

Природной зоной называется крупный участок суши со сходными природными компонентами – почвами, растительностью, животным миром, которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги.

Главным компонентом природной зоны является климат, поскольку от него зависят все остальные компоненты. Растительность оказывает большое влияние на формирование почв и животного мира и сама зависит от почв. Называются природные зоны по характеру растительности, поскольку она наиболее очевидно отражает и другие особенности природы.

Климат закономерно изменяется при движении от экватора к полюсам. Почва, растительность и животный мир определяются климатом. Значит, эти компоненты должны изменятся широтно, следуя за изменением климата. Закономерная смена природных зон при движении от экватора к полюсам называется широтной зональностью. В районе экватора расположены влажные экваториальные леса, у полюсов – ледяные арктические пустыни. Между ними находятся другие виды лесов, саванны, пустыни, тундра. Лесные зоны, как правило, располагаются на территориях, где соотношение тепла и влаги сбалансировано (экваториальный и большая часть умеренного пояса, восточные побережья материков в тропическом и субтропическом поясе). Безлесные зоны формируются там, где имеется недостаток тепла (тундры) или влаги (степи, пустыни). Это континентальные районы тропического и умеренного поясов, а также субарктический климатический пояс.

Климат меняется не только широтно, но и вследствие изменения высоты. С поднятием в горы температура понижается. До высоты 2000-3000 м увеличивается количество осадков. Изменение соотношения тепла и влаги вызывает изменение почвенно – растительного покрова. Таким образом, в горах на различной высоте расположены неодинаковые природные зоны. Эта закономерность называется высотной поясностью.


Смена высотных поясов в горах происходит примерно в той же последовательности, что и на равнинах, при движении от экватора к полюсам. У подножия гор расположена природная зона, в которой они находятся. Количество высотных поясов определяется высотой гор и их географическим положением. Чем выше горы, и чем ближе они расположены к экватору, тем разнообразнее набор высотных поясов. Наиболее полно вертикальная поясность выражена в Северных Андах. В предгорьях растут влажные экваториальные леса, затем идёт пояс горных лесов, а ещё выше – заросли бамбуков и древовидных папоротников. С увеличением высоты и понижением среднегодовых температур появляются хвойные леса, которые сменяются горными лугами, нередко переходящими, в свою очередь, в каменистые россыпи, покрытые мхом и лишайниками. Вершины гор венчают снега и ледники.

Остались вопросы? Хотите знать больше о природных зонах?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Класс: 7

Цели урока:

  • продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли;
  • введение и отработка понятий “ коэффициент увлажнения”, “географический пояс”, “широтная зональность”, “высотная поясность”.

Задачи урока:

  • развивать умения обобщать знания, делать логические выводы;
  • продолжить формирование навыков и умения работы с географическими картами, анализировать статистические материалы.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа),
  • наглядный (компьютерный),
  • частично-поисковый и исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, настенная карта “Природные зоны мира”, карта атласа “Географические пояса и природные зоны”, диск “География. Земля и люди” (стр.34).

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. На данном этапе идет беседа с учащимися по темам “Природные комплексы” (6 класс) и “Климаты Земли” (7 класс) по следующим вопросам:

  • Какие компоненты входят в состав географической оболочки?
  • К чему приводит изменение хотя бы одного из них? Приведите примеры.
  • Что такое природная зона?
  • По облику какого природного компонента дают название природной зоне?
  • Какие климатические пояса существуют на Земле?
  • Что является главной причиной многообразия климатов?

В помощь учащимся показана таблица (слайд ) “Поступление солнечной энергии на поверхность Земли на разных географических широтах (за год)”.

По окончании беседы и обсуждения таблицы учитель совместно с учащимися делает вывод.

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. Почти в каждом климатическом поясе суши приокеанические части увлажнены лучше, чем континентальные. Увлажнение зависит и от соотношения тепла и влаги.

Учащиеся анализируют таблицу (слайд ) “Среднегодовые показатели природных зон”.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 150-200мм в холодной тундре избыточна (образуются болота), а в жарких тропических пустынях – резко недостаточна: слайд “Коэффициент увлажнения по природным зонам”.

Слайд “Коэффициент увлажнение, определение”, учащиеся записывают в тетрадь. Учащиеся рассматривают рисунки на слайде “Коэффициент увлажнения и природные зоны мира”.

Учитель делает вывод (учащиеся записывают его в тетрадь): закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам - общепланетарный закон географической зональности, который вывел великий русский ученый В.В. Докучаев. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса. Слайд “Географический пояс, определение” учащиеся записывают в тетрадь.

Внутри географических поясов формируются природные зоны. Учащиеся слушают диктора (слайд ) “Природная зона, определение”. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что смена природных зон на суше подчиняется законам географической зональности. Закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам является широтной зональностью (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель. Приведите примеры широтной зональности.

Учащиеся работают с картой атласа “Географические пояса и природные зоны мира” и интерактивной картой Диска “Природные зоны мира”, ищут ответы на вопросы учебника, стр.35 “Мои географические исследования”.

Обсуждение итогов работы с атласом и учебником. Учитель обращает внимание учеников на меридиональное расположение природных зон на примере Северной Америки, рассматривая слайд “Примеры субмеридионального простирания природных зон”.

Учитель. В горах широтная зональность уступает место высотной поясности. Это обусловлено специфическими природными условиями гор:

  • изменение температуры с высотой,
  • влияние экспозиции склонов, различное
  • увлажнение наветренных и подветренных склонов.

Закономерная смена природных зон и растительности с высотой называется высотной поясностью (определение записывается в тетрадь).

Учащиеся анализируют слайд стр.90 “Высотная поясность в Северных Андах”.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: характер высотной поясности зависит от высоты гор и от того, в какой природной зоне они располагаются. Высотные пояса в горах последовательно сменяются по высоте аналогично смене природных зон на равнине. Нижний высотный пояс в горах будет соответствовать природной зоне, в которой находится подножие гор.

Учитель. Природные зоны формируются и в Мировом океане.

Учащиеся анализируют таблицы слайда “Широтные зоны Мирового океана”, делают вывод: свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира изменяются от экватора к полюсам.

IV. Заключительная часть урока.

Учитель закрепляет знания учащихся по теме, предложив им определить, как изменяются природные зоны Африки. Учащиеся работают с картами атласа “Африка. Природные богатства”, стр.50, слайдом “Природные зоны Африки”, стр.68.

Учитель оценивает знания и умения учащихся. Выставляет отметки.

V. Домашнее задание: §9, раздел “Формирование природных зон”, тренажер стр.12, №8.

1. Природные комплексы очень разнообразны. Какие из них называют природными зонами?

Природный комплекс суши, так же как и комплекс географической оболочки в целом, представляет собой неоднородное образование и включает природные комп-лексы более низких рангов, отличающих-ся качеством составляющих комплекс природных компонентов. Такими более низкими по рангу являются природные зоны. Изучив карту природных зон, вы сможете самостоятельно назвать эти при-родные зоны и проследить закономернос-ти их размещения.

2. Выделите главные признаки понятия «природ-ная зона».

Каждая природная зона отличается от других качеством составляющих ее почв, растительного и животного мира. А качество этих компонентов, в свою оче-редь, зависит от особенностей климата, совокупности получаемого света, тепла и влаги.

3. Каковы особенности размещения природных зон на материках и в океане?

Границы природных зон на суше наибо-лее четко прослеживаются по характеру растительности. Не случайно именно рас-тительность взята за основу названия природных зон суши.

В Мировом океане также выделяют природные зоны, но границы этих зон ме-нее четки, и в основе деления на зоны в океане лежит качественная характерис-тика водных масс (соленость, температу-ра, прозрачность и т. д.).

4. Что такое широтная зональность и высотная поясность?

Закономерность, с которой природные зоны размещены по поверхности Земли, называется широтной зональностью. Изменение качества составляющих при-родную зону компонентов происходит в зависимости от их географического поло-жения, особенно от географической широ-ты, от которой зависит количество полу-чаемого тепла и влаги.

В горах, в отличие от равнинных терри-торий, природные зоны меняются с высо-той. Изменение природных зон от под-ножия гор к их вершинам аналогично из-менению природных зон от экватора к полюсам. Закономерность изменения при-родных зон с высотой в горах называется высотной поясностью или высот-ной зональностью.

5. В каких горах имеется наибольшее количество высотных поясов, в каких — наименьшее? Почему? Материал с сайта

Количество природных зон в горах за-висит от географического положения гор по отношению к экватору и от их высоты. На южных склонах Гималаев сменяются практически все природные зоны: от влаж-ных экваториальных зон у подножия до арктических пустыынь на вершинах. В го-рах, расположенных в более высоких ши-ротах, количество природных зон будет меньше. Таким образом, можно просле-дить зависимость, существующую между количеством природных зон в горах и гео-графическим положением гор по отноше-нию к экватору. Причина такой законо-мерности — в количестве получаемого теп-ла и влаги.

1. Объект и предмет исследования в ландшафтоведении. Место ландшафтоведения в системе других наук.

2. Природные компоненты как составные части ландшафта. Понятие «Природные факторы».

3. Литогенная основа как компонент ландшафта.

4. Воздушные массы как компонент ландшафта.

5. Природные воды как компонент ландшафта.

6. Почвы как компонент ландшафта.

7. Биота как компонент ландшафта.

8. Понятие «Природно-территориальный комплекс и геосистема». Свойства, структура геосистем.

9. Иерархия геосистем.

10. Ландшафт. Определение. Вертикальная и горизонтальная структура.

11. Морфологические части ландшафта. Иерархическая структура ландшафтов.

12. Элементарный природный комплекс, его организация, характерные размеры, классификация.

13. Урочища и подурочища как составные части ландшафта. Размеры, организация, свойства.

14. Местность как морфологическая часть ландшафта.

15. Моно- и полидоминантные ландшафты (понятие, структура, свойства, примеры).

16. Зональность как закономерность ландшафтной дифференциации суши.

17. Секторность ландшафтной сферы.

18. Высотная поясность.

19. Экспозиционная дифференциация ландшафтной сферы суши.

20. Понятие динамики ландшафтов.

21. Функционирование ландшафтов.

22. Устойчивость ландшафтов. Устойчивость к антропогенным воздействиям.

23. Классификация ландшафтов.

24. Антропогенное воздействие на структуру и функционирование ландшафта.

25. Антропогенные ландшафты.

26. Культурный ландшафт.

27. Методика ландшафтных исследований.

28. Цели и задачи прикладного ландшафтоведения.

29. Ландшафты Оренбургской области.

6.2.2 Задание для проведения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация – экзамен в форме электронного тестирования (вариант 42 вопроса из общей базы в 250 вопросов)

1. Закономерная смена природных зон от экватора к полюсам называется широтная географическая ___________.

Ответ: зональность

2. Неравномерное поступление солнечной энергии на поверхность Земли, различная увлажненность территорий факторы

А) зональности

б) азональности

в) секторности

г) высотной поясности

3. Изменение природных компонентов и геосистем от экватора к полюсам называется

А) широтная зональность

б) меридиональная зональность

в) ярусная дифференциация

г) высотная поясность

4. Природные зоны получили название по типу преобладающих

б) климата

в) рельефа

Г) растительности

5. … проявляется в изменении природных компонентов и геосистем от периферии континентов к их внутренним частям

а) высотная поясность

б) азональность

В) меридиональная зональность

г) широтная зональность

6. Секторность обусловлена

а) неравномерным поступлением тепла к поверхности

б) геолого-геоморфологическими различиями

В) взаимодействием океанов и материков

г) ярусным строением ландшафтной оболочки

7. Изменение увлажнения, морские течения – факторы

а) зональности

б) азональности

в) высотной поясности

Г) секторности

8. В изменении геосистем в связи с геолого-геоморфологическими различиями территорий проявляется

А) азональность

б) зональность

в) секторность

г) высотная поясность

9. В связи с ярусным строением ландшафтной оболочки, выделяют главные высотные ярусы

    низинный

    низменный

    возвышенный

Г) равнинный

Д) горный

10. Высотная поясность проявляется в изменении природных компонентов

    от экватора к полюсам

Б) от подножья к вершине

в) от периферии вглубь континента

г) в связи с геолого-геоморфологическими различиями

11. Уменьшение теплового баланса с высотой, изменение увлажнения в соответствии с барьерным эффектом – факторы

    широтной зональности

    секторности

    азональности

Г) высотной поясности

12. Количество высотных поясов в горах зависит от

А) географической широты местности

б) геологического строения местности

В) абсолютной высоты гор

г) положения в физико-географическом секторе

13. Последовательность высотных поясов от подножья к вершине в горах лесостепной зоны

4 а) хвойные леса

3 б) хвойно-широколиственные леса

6 в) гляциально-нивальный

2 г) широколиственные леса

1 д) лесостепь

5 ж) горные луга

14. Верной является последовательность физико-географических поясов от экватора к полюсу в северном полушарии

2 а) субэкваториальный

4 б) субтропический

5 в) умеренный

1 г) экваториальный

3 д) тропический

6 ж) субарктический

7 з) арктический

15. Последовательность физико-географических поясов от экватора к полюсу в южном полушарии

2 а) субэкваториальный

4 б) субтропический

5 в) умеренный

1 г) экваториальный

3 д) тропический

6 е) субантарктический

7 ж) антарктический

16. Процесс выделения, систематизации и описания региональных геосистем называют физико-географическое ___________.

Ответ: районирование.

17. Верным является соответствие: 1) Региональные геосистемы 2)Локальные геосистемы

1 а) ландшафт;

2 б) урочища;

1 в) ландшафтные зоны;

2 г) фации;

1 д) ландшафтные области;

2 ж) местности.

18. Крупнейшими региональными геосистемами являются

2) ландшафтные провинции;

3) ландшафтные округа;

4) физико-географические секторы;

5) физико-географические пояса.

19. Соотношение тепла и влаги, выражаемое в показателях радиационнго баланса, коэффициента увлажнения- основной критерий

а) физико-географических поясов;

Б) ландшафтных зон;

в) ландшафтных областей;

г) физико-географических секторов.

20. Региональные геосистемы, образующие в силу неодинакового воздействия океана на материк, называются

а) физико-географические страны;

б) ландшафтные округа;

В) физико-географические секторы;

г) ландшафтные провинции.

21. Региональные геосистемы, соответствующие крупной морфоструктуре, называются

а) ландшафтные провинции;

б) ландшафтные районы;

В) физико-географические страны;

г) физико-географические пояса.

22. Крупная часть физико-географической страны, обособившаяся в результате дифференцированных тектонических движений, трансгрессий и регрессий, процессов седиментации и денудации, называется

А) ландшафтная область;

б) ландшафтная провинция;

в) ландшафтный округ;

г) ландшафтный район.

23. Отрезок природной зоны в пределах ландшафтной области называется:

а) ландшафтный район;

б) ландшафтный округ;

В) ландшафтная провинция;

г) ландшафтная подзона.

24. Региональная геосистема, однородная по секторным, зональным и азональным признакам - это ______________.

Ответ: ландшафт.

25. Низшая ступень регионального деления ландшафтной оболочки - это_________.

Ответ: ландшафт.

26. По зональным признакам в системе физико-географического районирования выделяют

А) физико-географические пояса

Б) природные зоны

в) физико-географические секторы

г) физико-географические страны

27. В системе физико-географического районирования по азональным признакам выделяют

А) физико-географические страны

Б) ландшафтные области

в) природные зоны

г) природные подзоны

28. Геосистемы регионального и локального уровня организации изучает научная дисциплина _______________.

Ответ: ландшафтоведение.

29. Природными (географическими) компонентами являются

А) массы земной коры

Б) водные массы гидросферы

в) населения, техника, технологии

Г) воздушные массы атмосферы

Д) сообщества живых организмов

Е) почва, как биокосная система

а) Вернадский В.И.

б) Исаченко А.Г.

В) Сочава В.Б.

г) Реймерс Н.Ф.

31. Геосистема- это ….. система

а) геоэкологическая

Б) географическая

в) геофизическая

г) геохимическая

32. Способность природных систем сохранять или восстанавливать структуру и функции после оказанного воздействия называется:

А) устойчивость

б) целостность

в) эмерджентность

г) открытость

33. Ландшафтоведение- раздел

А) физической географии

б) экономической географии

в) исторической геологии

г) инженерной гидрологии

34. Географическая оболочка- объект изучения

а) экологии

б) геологии

в) почвоведения

Г) географии

35. Синонимом геосистемы является термин

36. Термин геосистема применяется с ………года

37. Закономерное сочетание взаимосвязанных обменом веществ и энергии природных компонентов, образующих неразрывное единство на определенной территории или акватории, называется ______________.

Ответ: геосистема

Ответ: ПТК

38. Внутреннее единство геосистемы, обусловленное тесными взаимосвязями между ее составными частями, характеризует …… системы

а) устойчивость

Б) целостность

в) открытость

г) эмерджентность

39. Совокупность составляющих геосистему компонентов и связи между ними называют ….. системы

А) структура

б) функционирование

в) целостность

г) устойчивость

40. Связи между геосистемами называют

а) вертикальные

Б) горизонтальные

в) прямые

г) обратные

41. Примером межкомпонентных связей является

А) процесс фотосинтеза

б) миграция животных

в) снежные лавины

г) обвалы и оползни

42. Из перечисленных процессов примером межсистемных связей является

а) образование гумуса

б) выпадение снега

В) снежная лавина

Г) миграция животных

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные