Институт развития дополнительногопрофессионального образования. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (подборка книг) Дошкольное образование фэмп по фгос

Ирина Скрябина
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования

«Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО »

Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития , успешность продвижения ребенка в этой области знаний".

Л. А. Венгер

С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования . Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации

Двигательная;

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно – исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

элементарной трудовой деятельности;

Конструирование из различных материалов ;

изобразительной ;

Музыкальной.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие» , а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников » в содержание Федерального государственного образовательного стандарта .

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы , она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения , а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений .

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников , умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, фоормирует память, внимание, воображение , речь.

Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются : количество и счёт, величина, форма , ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач :

Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме , пространстве и времени как основы математического развития ;

формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

Овладение математической терминологией ;

Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов :

Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала , позволяющего обобщить понятия «число» , «множество» , «форма » ;

Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий ;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы :

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

Сравнение;

Метод моделирования и конструирования;

Метод вопросов;

Метод повторения;

Решение логических задач;

Экспериментирование и опыты

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах :

Организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

Демонстрационные опыты;

Сенсорные праздники на основе народного календаря;

Театрализация с математическим содержанием ;

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры .

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом , дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок . Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами , которые подлежат преобразованию . Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации) . Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть :

трансформируемой ;

Полуфункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

  • развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • воспитывать внимательность, усидчивость;
  • развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

  • Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
  • Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

  • Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

  • развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
  • обучать счету;
  • развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

Динамические паузы

Упражнения для снижения мышечного тонуса

Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.

Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

Динамическое упражнение

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.

Динамическое упражнение

Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

“Геометрические фигуры”

Цель : формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

  • “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

  • “Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

  • “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

  • “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

  • формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
  • уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
  • развивать зрительное восприятие и память;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

Сколько гномиков?

Назовите цвета, в которые одеты гномики.

Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.

Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

Что раньше среда или понедельник?

Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель математического развития дошкольников

Всестороннее развитие личности ребенка.

Подготовка к успешному обучению в школе.

Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Коррекционная направленность и др.

Особенности практического метода:

Выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

Широкое использование дидактического материала;

Возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;



Выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

Использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

Демонстрационный и раздаточный;

Сюжетный и бессюжетный;

Объемный и плоскостной;

Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

Фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

По мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

Одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

Новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Требования к самодельному наглядному материалу:

Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

Эстетичность;

Реальность;

Разнообразие;

Однородность;

Прочность;

Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);

Достаточное количество...

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

Требования к речи воспитателя:

Эмоциональная;

Грамотная;

Доступная;

Достаточно громкая;

Приветливая;

В младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

В старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

Грамотная;

Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

С нужными математическими терминами;

Достаточно громкая...

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

Точность, конкретность, лаконизм;

Логическая последовательность;

Разнообразие формулировок;

Небольшое, но достаточное количество;

Избегать подсказывающих вопросов;

Умело пользоваться дополнительными вопросами;

Давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

Краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

На поставленный вопрос;

Самостоятельные и осознанные;

Точные, ясные;

Достаточно громкие;

Грамматически правильные...

Лекция № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ В ДОУ

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия.

2. Ход занятия.

3. Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

Если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

Вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Нуца Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска №96
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Дидактические игры как средство развития математических способностей дошкольников
Тема: Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Нуца Марина Геннадьевна

воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 96

Дидактические игры как средство развития

математических способностей воспитанников

старшего дошкольного возраста в дошкольной

образовательной организации

«От того, как заложены

элементарные математические

представления в значительной мере

зависит дальнейший путь

математического развития,

успешность продвижения ребенка в

этой области знаний»

Л.А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного

возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и

способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного

воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из

задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно

учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное

математика

оттачивает

развивает

гибкость

мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

овладения

элементарными

математическими

представлениями

привлекательным,

ненавязчивым,

радостным.

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в

познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения

математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это

целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов

умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Основная

подготовка

успешному

овладению

математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный

обучения

элементарным

математическим

представлениям

способам

познания

математической

действительности

дошкольных

учреждениях

которого

является

воспитание

культуры

мышления и математическое развитие ребенка.

Организация образовательной деятельности по математическому

развитию детей старшего дошкольного возраста

дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического

развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических

свойствах

отношениях

предметов

(конкретных

величинах,

геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания

математических

отношений:

обследование,

сопоставление,

группировка, упорядочение, разбиение);

Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов

познания

математического

(э кс п е р и м е н т и р о ва н и е,

моделирование, трансформация);

Развитие у детей логических способов познания математических

отношений

абстрагирование,

отрицание,

сравнение,

классификация);

Овладение

математическими

способами

познания

действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

Развитие

интеллектуально-творческих

проявлений

находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску

нестандартных решений;

Развитие

аргументированной

доказательной

обогащение словаря ребенка;

8. Воспитание готовности детей к обучению в школе,

активности,

инициативности,

самостоятельности, ответственности, настойчивости в

преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики

рук, умений самоконтроля и самооценки.

Все задачи математического развития старших дошкольников

решаются,

обучение

занимательным.

занимательном

обучении

обостряются

эмоционально-мыслительные

проце ссы,

заставляющие

наблюдать,

сравнивать,

рассуждать,

аргументировать,

доказывать

правильность

выполненных

действий.

взрослого-

поддержать

Стараюсь

выстраивать

образовательную

деятельность

активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического

учитываю

индивидуальные

способности

предпочтения

различными

освоение

математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и

результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им

кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых

действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают

логические

Возможности

организации

деятельности

расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей

предметно-пространственной среды. Поэтому прикладываю все усилия для

создания в группе правильно организованной предметно-пространственная

среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить

в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со

сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать

свои выводы.

по математическому

развитию детей старшего

дошкольного

возраста

разнообразны,

использование

конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т.д.:

организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты,

эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые

ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного

о б р а зо ва н и я,

п р ед ложе н н ы й

Фед е р а льн ы м

г о с уд а р с т в е н н ы м

образовательным

стандартом

дошкольного

образования

интеграции

образовательных

областей.

Развитие

математических

представлений детей, приобретение ими основных математических знаний в

соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями

осуществляется

образовательные

социально-

коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие,

развитие,

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимыми

педагогическими

условиями

математического

развития

дошкольников

интегрированного

являются:

продуманная

организованной

образовательной

деятельно сти,

в к л юч а ю щ а я

интегрированные

рациональное

совмещение

различных

деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской

активизация

познавательного

интереса

математике

дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Новиковой

«Математика

позволяет

осуществлять

образовательную работу по формированию математических представлений

интегрированного

большинство

деятельности. Использую при работе по данной программе разнообразные

методические

сочетание

практической

деятельности,

решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Все полученные в ходе

занятий знания, умения, навыки закрепляются в дидактических играх, т.к.

каждый сценарий занятия по математике имеет раздел «Поиграем»,

значение

формирования

математических

представлений

дошкольников

технологии, в частности, такой её компонент, как дидактическая игра.

2. Значение дидактической игры как компонента игровой

технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного

возраста.

Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных

задач математического развития старших дошкольников; они активизируют

умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом,

увлекают

развлекают

развивают

интеллектуальные

способности,

углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и

умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость

различении,

выделении,

назывании

множеств

предметов,

геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх

возможность

формировать

знакомить

способами

действий.

дидактическая

эффективным,

результативным

средством

математического

развития

дошкольников,

необходимо

создание

целенаправленно

организованной

предметно-развивающей среды, насыщенной разнообразными предметами и

игровым материалом математического содержания, включающей в себя:

1.Дидактические,

развивающие

логико-математические

направленные

развитие

действия

сравнения,

логических

операций

классификации,

узнавание

описанию,

воссоздание,

преобразование,

ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных

действий, на следование и чередование и др.

2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

4.Разнообразные

развивающие

дидактические

позволяющие детям упражняться в установлении отношений, зависимостей.

5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в

которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам,

но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.

варианты

воссоздание

(«Танграм»,

«Монгольская

игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки.

7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел.

В математическом развитии старших дошкольников я использую

разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными

дидактические игры с логическими блоками, разработанными венгерским

психологом и математиком

Золтаном Дьенешем (см. Приложение 2), т.к. в них

успешно решаются

познавательные,

образовательные и развивающие

Ознакомление

геометрическими

фигурами,

размером

предметов;

2. Развитие мыслительных умений;

3.Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

Развитие

познавательных

процессов:

восприятия,

внимания,

воображения, творческих способностей.

Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: цветом,

формой, размером и толщиной.

В дидактических

используются

карточки с условным указанием (символами) того или иного свойства блоков

карточки

отрицанием

Использование

карточек

дидактических играх позволяет развивать у детей способность к замещению

и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о

них. Дидактические игры с логическими блоками помогают ребёнку овладеть

мыслительными операциями и действиями, важными с точки зрения общего

интеллектуального

развития,

развивают

познавательную

активность,

способность

действовать

осваивать

представления

числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Таким

образом, дидактические игры с блоками Дьенеша являются незаменимым

средством

формирования

математических

представлений

дошкольников, для развития их познавательной активности.

Заключение

Именно формирование

математических представлений о

свойствах,

логико-математических

отношениях

взаимосвязи,

способах

изменений

преобразований

объектов

пространстве

количественных характеристиках, о делении на части и воссоздании целого

из частей, развитие познавательно-исследовательских умений

реализует

цель познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном

учреждении

способствует:

развитию

любознательности,

познавательной

мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных

представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях

объектов,

вычислениях,

измерении,

моделировании,

овладению

математиче ской

терминологией;

развитию

познавательных

интересов

способностей,

логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того,

в какой мере, на каком уровне

заложены элементарные математические

представления

дошкольном

детстве,

значительной

дальнейший

путь математического

развития

ребёнка,

успешность

продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными

представлениями из области математики имеет

важный воспитательный

аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности,

внимательности,

усидчивости,

дисциплинированности,

способствует

формированию у них целенаправленности, ответственности.

Многочисленные психолого-педагогические исследования и

передовой

педагогический

дошкольных

учреждениях

показывают, что только правильно организованная детская деятельность и

систематическое

обучение

обеспечивают

своевременное

математическое

развитие дошкольника. Занимательный математический материал является

хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса

к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять

умственное

напряжение,

сосредоточивать

внимание

проблеме.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как

компоненты игровой технологии - наиболее известные и часто применяемые

современной

практике

дошкольного

воспитания

занимательного

математического материала, поэтому они обязательно должны включаться

в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования

новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Литература

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная

образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПБ.:

Детство-Пресс,2016

2. Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей

старшего дошкольного возраста. - М.: Ассоциация XXI век, 2015

3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития

математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2015

Лелявина

Финкельштейн

поиграем.

Методические

использованию

дидактических

Дьенеша и логическими фигурами. – СПБ.: Корвет,2012

4. Маврина

Математические игры для дошкольников. - М.:

Стрекоза, 2012

5. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. –

СПБ.: Детство-Пресс, 2015

6. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития для

детей дошкольного возраста. – СПБ.: Детство –Пресс, 2008

Считайка.

развития

математических представлений у старших дошкольников. - СПБ.: Детство-

Пресс, 2013

8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 5-6 лет.

– М.: Мозаика-Синтез, 2016

9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 6-7 лет.

М.: Мозаика-Синтез,2016

№ 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»


Реброва Елена Геннадьевна, руководитель СПДС «Вишенка», радушно приветствовала участников семинара.

Савушкина Лариса Владимировна, старший методист ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о.Жигулевск Самарской области», в своем выступлении отметила, что с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

Наша задача рассмотреть подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.

Более подробно этот вопрос осветила Тимофеева Тамара Владимировна, старший воспитатель СПДС «Вишенка» г.о.Жигулевск, где отметила, что цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Затем участники окружного семинара-практикума посетили практические мероприятия – организованную образовательную деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

Корпус 1
Средняя группа «Космическое путешествие»
Галыгина Ольга Геннадьевна, воспитатель
Фирулина Елена Анатольевна, воспитатель

Старшая группа «Лесная викторина»
Булыгина Людмила Анатольевна, воспитатель

Корпус 2
2 младшая группа «Путешествие детей в волшебную страну»
Киваева Любовь Владимировна, воспитатель
Лебедева Татьяна Витальевна, воспитатель

в подготовительной группе «Путешествие на созвездие математических планет»
Литвинова Наталья Викторовна, воспитатель
Клещина Галина Валентиновна, воспитатель

Во второй части окружного семинара-практикума для участников были проведены мастер-классы «Использование авторских интерактивных пособий и технологий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

  • «Книжка – умнишка», «Компьютер», Киваева Любовь Владимировна, воспитатель СПДС «Вишенка»
  • «Игровой модуль «Умник», Клещина Галина Валентиновна, воспитатель СПДС «Вишенка»
  • «Логическая полянка» , Каргина Карина Владимировна, воспитатель СПДС «Вишенка»
  • Развивающее панно «Любознайка»,
  • «Лого-столик», Мазилкина Наталья Григорьевна, воспитатель СПДС «Вишенка»

В ходе работы окружного семинара-практикума участникам организовали экскурсию по детскому для ознакомления с предметно-пространственной средой по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

В заключение, с участниками Шестоперова Елена Владимировна старший воспитатель СПДС «Вишенка» провела «Математическую викторину».

По итогам окружного семинара-практикума сделали вывод, что развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

В работе окружного семинара-практикума «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» приняли участие 72 педагога СПДС Центрального округа. Каждый педагог вынес для себя много практического материала и получил огромный багаж передового опыта.

Все методические пособия, представленные на семинаре являются авторскими и используя их в своей работе, необходима ссылка на автора.

Материалы семинара:

Программа семинара
Памятка «Компьютер», «Книжка-умнишка»
Воспитатели: Киваева Л.В., Лебедева Т.В.

Изготовители: воспитатели подготовительной группы СПДС «Вишенка» корпус 2
Клещина Галина Валентиновна, Литвинова Наталья Викторовна
Многофункциональное дидактическое пособие для всестороннего развития дошкольников «Умник»
Буклет
Многофункциональное развивающее пособие «Логическая полянка»
Воспитатель СПДС «Вишенка» Каргина Марина Владимировна
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр»
«Лого-столик
Подготовила воспитатель: Мазилкина Наталья Григорьевна, СПДС «Вишенка» г.о. Жигулевск
Авторские интерактивные пособия
II младшая группа №2, Воспитатели: Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Презентация многофункционального развивающего пособия "Любознайка"
Рамоданова Екатерина Руслановна, воспитатель СПДС «Вишенка»
В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные