Дифференциация ль и й упражнения. Автоматизация звука, дифференциация звуков -


Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.



Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.


76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77

Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».

Игры на дифференциацию звуков Л-Ль у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Л-Ль.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Л-Ль в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Л-Ль. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Лев, лак, лошадь, листок, молоко, лыжи, липа, калина, лампа, молоток, лесенка, Лиза, Слава, лук, лейка, шляпа, будильник, ложки, мыло, фасоль.

"Веселый металлофон"
Ребенку предлагается рассказывать стихотворение и отстукивать ритм в металлофон.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - к нам уже весна пришла,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - расцветают тополя.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы - зажужжали три пчелы.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - девочки жука нашли.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - как на улице тепло.
Лё-лё-лё, лё-лё-лё - пролетает мотылек.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рады девочки теплу.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - как же я весну люблю.

Пальчиковая игра "Где что выросло"
У липы - листья,
Загибаем пальчики при назывании деревьев.
У клена - листья,
У тополя - листья,
У сосны и елки - колкие игоки.
Имитируем "иголки", напряженно выставляя все пальчики.

Речевая игра с элементами психогимнастики "Клумба"
Перед началом игры надо уточнить у ребенка представления о том, какие цветы называются садовыми (те, которые выращиваются в саду, на клумбах). В ходе игры взрослый сопровождает показ цветов картинками.
Поливает Лидия беленькие лилии,
Отводим кисть одной руки в сторону.
Люба польет лиловый люпин.
Отводим кисть другой руки в сторону.
Слава из мальчиков ходит один,
Делаем удивленное лицо; показываем один пальчик
Слава польет желтый левкой,
Имитируем "поливание".
А флоксы польем мы с тобой.
Показываем рукой на себя и ребенка

В конце игры взрослый уточняет у ребенка, какого цвета каждый цветок.

Игра с мячом "Летает - не летает"
Взрослый катит ребенку мяч, называя слово, а ребенок должен откатить мяч, говоря "летает" или не "летает". Например: Самолет... летает. Лось... не летает. и т. д.
Самолет, лось, лягушка, ласточка, волк, галка, шмель, белка, улитка, пчела, светлячок, моль, лев, вертолет, лебедь, тюлень, олень, мотылек.

Пальчиковая игра "Полянка"
На полянке мы гуляли,
Сжимаем пальчики в кулачки в ритме строчек.
Там кого-то увидали.
Лена - улитку,
Загибаем пальчики при назывании
Люда - шмеля,
Слава - пчелу,
А Влад - светлячка.
Ты слушал внимательно?
Отгадай: кто не летает?
Называй!

Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

Цель : учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль] .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль] в словах , словосочетаниях, предложениях;

Продолжать учить определять место звука в слове ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать навыки согласования числительных с существительными;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику;

Развивать слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;

Создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.

Оборудование : игрушка Фея; «веселые картинки» для проведения артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи; словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка; мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй Оля, сегодня у нас на занятие новый гость . Внимательно послушай загадку и догадайся кто это?

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творит умея,

Всем в беде поможет… (фея)

Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звуки , и поиграть с тобой в разные игры.

Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А в этом тебе помогут «веселые картинки» .

2. Артикуляционная гимнастика.

«Почистим зубки»

Открывай рот, детвора,

Чистить зубы нам пора.

«Иголка»

Острый кончик потяну,

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать…

«Улыбка»

Вот улыбка до ушей,

Улыбайся веселей.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

«Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

«Вкусное варенье»

Знает это весь народ :

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

3. Игра «Половинки» .

Лейла загадала слово и назовет его половину (начало) . А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком (слогом ЛА или ЛЯ ) .

Пи (ла) Ю (ля)

Ю (ла) Га (ля)

Мет (ла) Ва (ля)

Ска (ла) О (ля)

Иг (ла) пет (ля)

Шко (ла) кег (ля)

Пасти (ла) ваф (ля)

Аку (ла) туф (ля)

4. Игра «Посчитай» .

У Лейлы много друзей и они все пришли на лесную лужайку к Фее. Посчитай их, не забывай четко и правильно произносить звуки [Л]- [Ль] в словах .

(Белка, дятел, олень, волк, лиса) .

Одна белка, две белки…

Один олень, два оленя…

5. Игра «Игрушки для друзей» .

Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ль] , а Стелле - в названиях которых есть звук [Л] .

Кукла ослик

Лошадка лейка

Юла коляска

Лопатка лиса

Клоун плита

Скакалка львенок

Велосипед цыпленок

6. Игра «Приготовь сок» .

Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей получившийся сок одним словом.

Сок из сливы какой? – сливовый.

Сок из земляники какой? – земляничный.

Сок из яблок какой? – яблочный.

Сок из клубники какой? – клубничный.

Сок из облепихи какой? - облепиховый.

Сок из апельсина какой – апельсиновый.

Сок из клюквы какой – клюквенный.

7. Физминутка.

А сейчас мы отдохнем,

И опять играть начнем.

Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)

Я умею делать так : (по два наклона туловища)

Влево-тик, вправо-тик…

Тик-так, тик-так.

Лейле очень понравилась твоя зарядка.

8. Игра» Вагончики».

У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуками [Л] , [Ль] в начале слова посади в первый вагон, со звуками

[Л], [Ль] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л] , [Ль] в конце слова – в последний вагон.

Словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка.

9. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Лейла хочет узнать, как ответить на вопрос, одним словом. Помоги ей, ответь на вопросы, четко произнося звуки [Л]- [Ль] .

Шляпа из соломы какая? – соломенная.

Цветы на лугу какие? – луговые.

Мука для блинов какая? – блинная.

Сок из апельсина какой? – апельсиновый.

Юбка в полоску какая? – полосатая.

Варенье из земляники какое? – земляничное.

Палки для лыж какие? – лыжные.

Лист с клена какой? – кленовый.

Ветка ели какая? – еловая.

Свет от луны какой? – лунный.

Варенье из облепихи какое? – облепиховое.

Молодец! Ты прекрасно справилась с заданием.

10. Игра «Один-много» (с мячом) .

Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.

Голубой автомобиль - голубые автомобили

Зеленый чулок –

Золотая медаль –

Теплый плед –

Соломенная шляпа –

Веселый школьник –

Полосатая тельняшка –

Фиолетовый платок –

Желтый клен –

Лунный календарь –

Ленивый кашалот –

11. Выучи стихотворение.

Лейла предлагает тебе выучить шуточное стихотворение.

Незаметная фиалка.

В гладиолусах фиалка

Незаметно зацвела.

«Мне фиалку очень жалко» ,

Тихо молвила пчела.

12. Итог занятия .

Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные