Простое предложение. Виды простых предложений

Предложение - это совокупность товаров, продукции, услуг выставляемых производителем по данной цене в данный период времени на продажу.

Выделяют 5 элементов предложения:

1) ресурсы (сырье, материалы).

2) товары производственного назначения (оборудование, станки).

3) труд (наемный).

4) капитал (финансово-материальный).

5) товары потребительского назначения:

а) изделие длительного пользования (автомобили, квартиры, холодильники);

б) изделие краткосрочного пользования (продукты питания, бытовая химия);

в) услуги (здравоохранение, туризм, сфера развлечения).

Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Q) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р).

График 3. Закон предложения.

Закон предложения - это прямая зависимость между уровнем цены и величиной предложения.

Неценовые факторы предложения:

    уровень технологии производства.

    налоги и дотации.

    ожидание продавцов на динамику спроса, цен и дохода.

    число продавцов.

4. Эластичность предложения и его измерение.

Ценовая эластичность предложения - изменение величины предложения под влиянием динамики цены.

Если небольшое изменение цены вызывает значительные изменение величины предложения, то это называется эластичным предложением .

Если даже очень большое изменение цены, лишь на немного изменяет величину предложения, то такое предложение называют неэластичным .

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины предложения к процентной величине изменения цены, такое изменение получило название коэффициент ценовой эластичности предложения .

К цен.эл.пред-я= =

Если К цен.эл.пред-я ˃ 1 -то предложение считается эластичным

Если К цен.эл.пред-я ˂ 1 – то предложение считается неэластичным

Если К цен.эл.пред-я = 1 то единичная эластичность предложения

График 4. Ценовая эластичность предложения.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

    величина предельно возможных затрат производителя на данный товар.

    количество, качество, цена на товары - заменители (субститутов).

5. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

На рынке возникают продавцы, которые задают цену предложения и покупатели, которые определяют цену спроса, каждый из участников рынка старается получить выгоду.

Продавец (производитель) - продать товар по такой возможной цене, с целью получения максимально высокой прибыли.

Покупатель (потребитель) - приобрести товар по цене с максимальной полезностью.

Под воздействием спроса и предложения на рынке формируется равновесная цена, которая удовлетворяет и покупателя и продавца.

недостаток

График 5. Равновесная цена.

При повышении цены до уровня Р 1, желание продавцов и покупателей не совпадают. Покупатели будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы смогут предложить его в количестве Q 2.

На рынке возникает ситуация перепроизводства (избытка, излишка), т. к. предложение товара будет превышать спрос на него.

Если цена окажется ниже уровня равновесной цены Р 2, то на рынке возникает ситуация недопроизводства (дефицита, недостатка), т. к. спрос на товар будет превышать предложение.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, согласно которому цена свободном конкурентном рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

Русский язык

СИНТАКСИС

Понятие о предложении

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью. Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них. В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения, которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение Скоро сессия содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в будущем, а предложение Проверила бы ты тетрадки содержит побуждение. Также предложение характеризуется интонационной законченностью, которая выражается большой паузой в конце предложения.

В предложении бывает как подчинительная (согласование, управление, примыкание), например: Школьники пошли в поход (пошли в поход - подчинительная связь), так и сочинительная связь (между равноправными однородными членами предложения), например: Я согрел чай и разбудил своих спутников (В. Арсеньев) (согрел и разбудил - сочинительная связь).

Предложение бывает повествовательным, вопросительным или побудительным; восклицательным или невосклицательным; простым или сложным; односоставным или двусоставным; распространенным или нераспространенным; осложненным чем-либо (обособленными членами, однородными членами, обращениями, вводными словами, прямой речью).

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Упражнение 1. Перепишите, ставя вместо знака || точку, вопросительный или восклица­тельный знак. Обозначьте повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них будут восклицательными?

Сделайте полный синтаксический и морфологический разбор предложений из п. I, 1-5. Объясните употребление многоточия в предложении 8.

1) 1) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов|| 2) Чу, пушки грянули|| 3) Пой, ямщик|| Я молча, жадно буду слушать голос твой|| 4) Мир опустел|| Теперь куда же меня б ты вынес, океан|| 5) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг соста­вим|| 6) Я пью один, и на брегах Невы меня друзья сегодня име­нуют|| Но многие ль и там из вас пируют|| Ещё кого не досчитались вы|| Кто изменил пленительной привычке|| Кого от вас увлёк холод­ный свет|| Чей глас умолк на братской перекличке|| Кто не пришёл|| Кого меж вами нет|| 7) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы|| 8) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня||

Из произведений А. С. Пушкина.

2) 1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое||

2) Какая верная картина|| Какая точность в выражении|| 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня|| Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения|| 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу||

В. Г.Белинский.

«Стихотворения М. Лермонтова».

Упражнение 2. Укажите типы предложений по цели высказывания.

1. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? 2. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома... 3. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами. 4. Варвара Павловна смеялась их замечаниям и восклицаниям. 5. К истории сына Порфирий Вла­димирович отнесся довольно загадочно. 6. Что у тебя за охота всех женить и замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся, как хотят. 7. Так и шло дело. 8. Давай, Катюша, об этом не спорить. 9. Спать бы шел и гостю бы покой дал...

Упражнение 3. Перепишите предложения в таком порядке: 1) повествовательные; 2) вопросительные; 3) побудительные

1. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. 2. Что же это за люди, что за типы? 3. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе. 4. Ты бы ложилась, нянечка. 5. Что же вам тут мо­жет нравиться? Кажется, это не особенно приятно. 6. - Яков, она читала тебе свои стихи? 7. А разве воздействовать на людей - не великое искусство? 8. У Мишки глаза разбежались. Растерянно за­кружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 9. Пусть он смелый, пусть изве­стный, пусть еще побьет рекорд... 10. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию.

Упражнение 4. Выделите вопросительные предложения. Определите, какими средствами, наряду с интонацией, выражен вопрос.

Из ночной дали раздался знакомый всей дивизии глубокий голос полковника Сербиченко:

Ну как, Травкин?

Кажется, все в порядке, товарищ шестьсот.

Значит, у тебя тихо?

Тихо, товарищ шестьсот.

Люди Бугоркова еще не вернулись?

Нет еще, товарищ шестьсот.

Потом снова после некоторого молчания:

Значит, немец спокоен?

Да, но не очень часто.

Постреливает?

Временами.

Но не так, чтобы?..

Нет, нет, товарищ шестьсот. Нормально, как всегда.

Положив трубку, Муштаков сказал:

Тревожится старик.

(Э. Казакевич .)

Упражнение 5. Определите функции вопросительных предложений. Укажите, какие из них являются риторическими вопросами, переспро­сами, звеньями развития мысли, утверждениями, требующими согла­сия собеседника. Найдите уточнения, предположения, возражения, побуждения к действию.

1. - К кому же идти? - бормотал он, выходя на дорогу.- Один говорит - не моё дело, другой говорит не моё дело. Чьё же дело?

2. – Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечат­лений, без мыслей... Что хорошего?

3. - Разве так можно? - убеждал папаша.- Не дай бог, узнают, в гимназии, вас исключат... Разве так можно?

4. Мать почувствовала себя задетой.- Когда же я боя­лась? И в первый раз делала это без страха...

5. - Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? - спросил Яков, наклоняясь над ним

6. Часто я спраши­ваю себя, когда думаю о занятии литературой. Когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впер­вые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни?

7. - Знаете что? Вы - возвращайтесь.

8. Разведчики, увидев комдива, остановились.- Ну, что,- спросил он,- потеряли противника, орлы? Где противник, что он делает?.. И ты, Травкин?..

Упражнение 6. Выделите побудительные предложения. Укажите, какими средствами выражено побуждение.

1. Бричка поравнялась с отарой овец.- Стой! - закричал Кузьмичов.-Держи! 2. Выкурив сига­ру, новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик.- Эй ты, пес, поди сюда!- сказал он, кладя матрасик в углу около дивана.- Ло­жись здесь. Спи! 3. - Прощайте, братцы! С бо­гом! - крикнул Кузьмичов.- Я на вас надеюсь! - Будьте покойны, Иван Иваныч 4. Гусь подошел к нему и остановился в ожидательной позе.- Ну-с,- сказал незнакомец,- начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! 5. - Цыц, проклятая,- крикнул старик, поднимаясь на локте.- А что б ты лопнула, бесова тварь! 6. Ко­миссар сидел за дощатым столом и курил. Он долго и за­думчиво смотрел на меня.- Выкладывайте,- сказал он наконец.- Куда держите путь и по какому случаю. И документы, кстати, покажите. 7. Комиссар по­стучал согнутыми пальцами по чайнику.- Так вот, граждане, пожалуйте. Поговорим. Вещички пока оста­вим здесь. Сидоров, Ершиков,- сказал он двум воору­женным красноармейцам, стоявшим около теплушки,- взять их ко мне. А этого,- он показал на меня,- пока оставить. И смотрите, чтобы по дороге они ничего не выкинули из карманов. Понятно? 8. – Что же ты молчишь, как немая, бабуся? Села бы с нами, что ли, да рассказала чего-нибудь. 9. Дневальный громко крикнул в полутемный овин: - Встать! Смирно! 10. - За мной! - скомандовал Аниканов.

Упражнение 7. Укажите, какие, наряду с интонацией, элементы предло­жения (вопросительные слова, междометия, частицы, обращения, повторы слов, устойчивые обороты) определяют его восклицательный характер.

1. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Мос­кве живут и умирают! (Гр.). 2. Экая ширь, господи по­милуй! Поди-ка, найди счастье! 3. - Братцы,- удивился Степка,- Васька пескаря живьем ест! Тьфу! 4. - Ну вот, скоро и рождество! - говорил на­распев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу.- А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаю- чи? Ан ты и приехал... Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, старость придет. 5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! 6. - Экая благодать, господи! - вздохнул Ананьев.- Столько простора и красоты, что хоть отбавляй! А какова насыпь-то! это, батенька, не насыпь, а целый Монблан! Миллионы стоит. 7. Чего-чего только не уви­дишь, когда тихо-тихо едешь на лодочке по реке! 8. Ах, ворон, ворон, вещая птица! Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о погибающем бра­те?! 9. Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял: - Какой аромат, граждане, какой упоитель­ный аромат! 10. А какие только разговоры бывали за чайным столом! Николай Никитич умел гово­рить. 11. Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный!. 12. О верю, верю, счастье есть! 13. Хороша ты, о белая гладь! 14. Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!

Упражнение 8. Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов предложения.

1. Судьбы свершился приговор! 2. С тобой я буду совершенно откровенна. 3. Дважды пере­жил такое чувство Никита. 4. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 5. Зачем же так печально опаданье безумных знаний этих? 6. Полынью пахнет хлеб чужой. 7. Светит день холодный и недужный...

Упражнение 9. Рассмотрите порядок слов в предложениях. Установите, в каких случаях порядок слов нейтральный, в каких - стилистиче­ски значимый.

1. Это утро он страдал жестоко. 2. Как никогда терзала его история его любви, томила смерть. 3. Едва говоря, он попросил нарвать сирени. 4. Сирень была свежая, бледно-фиолетовая, с капельками росы. 5. Вдыхая ее запах, он слабыми пальцами трогал цветы. 6. И улыбнулся горько, вспомнив, что никогда не мог найти в сирени пяти лепестков - счастья...

7. Вечером написал сыну. 8. В этом письме было такое место: «Повидать тебя, Андрей, мне бы хотелось. Мы давно не видались... Желаю тебе ясной и светлой жизни; помни, друг мой, что величайшее счастье, как и величайшее горе человека есть любовь...»

9. После этого письма Павел Антоныч устал страшно; всю ночь он провел без сна, задыхаясь, и широкими от тоски глазами глядя на пламя свечи.

Лекция 53 Понятие о предложении как единице синтаксиса. Виды предложений.

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, связанные с понятием предложения, а также вопросы, касающиеся видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Понятие о предложении как единице синтаксиса. Виды предложений.

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, связанные с понятием предложения, а также вопросы, касающиеся видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

План лекции

53.1. Понятие о предложении как единице синтаксиса.

53.2. Виды предложений по цели высказывания.

53.3. Виды предложений по эмоциональной окраске.

53.1. Понятие о предложении как единице синтаксиса

Предложение— это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения.

Основные признаки предложения

1) Предикативность , т.е. отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

2) Модальность, т.е. выражение своего отношения к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.) Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

3) Интонация, т.е. интонационная оформленность и относительная смысловая законченность. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

53.1. Виды предложений по цели высказывания

В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на три группы:

повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д.

Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения.

Например:

Люди, работающие в любых областях, заметно делятся на три категории - на тех, кто уже своей профессии, тех, кто точно входит в ее рамки и, наконец, на тех, кто значительно шире своей профессии.

Эти последние обыкновенно бывают людьми беспокойными и кипучими.

Они - настоящие созидатели.

Александр Петрович Довженко был значительно шире своей профессии режиссера кино и сценариста.

Режиссура была только одним из обликов этого удивительного художника, мыслителя и спорщика. (К.Г.Паустовский)

Вопросительными называются предложения, в которых выражается стремление узнать что-либо или удостовериться в чем-либо.

Например:

Почему украинская живописность уступила место деляческой сухости и какой-то мертвой скаредности мысли у архитектора, строившего эти села?

Почему при постройке их не была принята во внимание живая душа человеческая? (К.Г.Паустовский)

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне?) (А.Блок)

Выделяются грамматические средства оформления вопросительных предложений:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса,

например: А много горцы потеряли? (Л.) (Ср.: А много горцы потеряли? ); Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье?)

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос),

например:скажи, тебя она / Ни за кого еще молиться не учила? (Л.); Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.)

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения,

например: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Л.); Где ты росла, где ты цвела? Кто в этот край тебя занес? (Л.); Узнают ли друзья и братья / Страдальца, после многих лет? (Л.); Зачем тебе венцы его вниманья / И терния пустых его клевет? (Л.)

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу,

например: Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня… (Л.); Ты перенесть меня вели / В наш сад, в то место, где цвели / Акаций белых два куста... (Л.); Спи, младенец мой прекрасный, / Баюшки-баю (Л.); Дай руку мне (Л.)

2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

например: А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов… / И вы не смоете всей вашей черной кровью / Поэта праведную кровь! (Л.)

3) согласие, разрешение,

например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят.

4) призыв, приглашение к совместному действию,

например: Умремте же под Москвой, / Как наши братья умирали! (Л.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)

5) желание,

например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

53.2. Виды предложений по эмоциональной окраске

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией — повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными .

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию),

например:Люблю отчизну я, но странною любовью! (Л.); Ты не должна любить другого, / Нет, не должна! (Л.); Печально я гляжу на наше поколенье! (Л.)

2) междометия,

например:...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.), Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М.Г.)

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Что мне сиянье божьей власти! (Л.); Ну ж был денек! (Л.); Как полны их звуки / Безумством желанья! (Л.); Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.)

Дата: 2010-05-22 10:01:52 Просмотров: 3417

>>Русский язык: Понятие о предложении

Исключение лишнего слова.
Задание: Исключи лишнее слово , чтобы получилось предложение.
У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
На дне зоопарк океана звезда.
Полез Денис дрова на забор.
По рекам водный плывут суда.
Папа Тимы река работает на заводе.
Мы были в скакала парке.
Белка брала баранки у осина нас из рук.
Белые бараны били в зубры барабаны.
В парке растут липы, сосны, компот, осины.
Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова.
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
В небе блестит.
Дети нарисовали.
У Тимы умелые.
После обеда Лида сама моет.
Покраснел Денис, как.
В субботу мы были.
У бобров острые, как бритва.
У бобров на болоте из стволов осины.
Кот Барсик клубок.
С ветки на скакала белка.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные