Особенности различных видов проектов. Особенности современных проектов Природные и экологические факторы

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).

Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.

Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.

По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.

В данной статье рассмотрены теоретические основы важнейшего этапа в управлении проектами – именно его подготовки. Это должно быть интересно как новичкам в таком непростом деле, как менеджмент проектов, так и начинающим стартаперам, и возможно, опытным менеджерам.

Проект – одноразовая, неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.

В определенном смысле все проекты одинаковы. У всех есть потребитель (и) и \ или покровитель (и), которые ждут от реализации проекта достижения в определенное время результатов. Проекты часто реализуются с целью создания чего-то нового или осуществления больших изменений, которые можно рассматривать как завершенный вид деятельности. Проект может возникнуть исходя из новых запросов потребителей или пользователей услуг, либо из возможности получить выгоды для организации, либо на основании новых потребностей организации.

Проект – это практическая деятельность, которая осуществляется в определенном контексте и подвержена его влиянию. Общие характеристики проектов:

  • они являются целевыми, т.е. вся деятельность направлена на достижение определенных результатов или выходов;
  • они имеют четкое начало и конец;
  • у них есть определенные ограничения, которые лимитируют и определяют процесс;
  • достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей.

У каждого проекта существуют 3 ключевых измерения – бюджет, время и качество , которые должны быть сбалансированы для успешного управления проектом. Поэтому главной задачей при управлении проектами как раз и является соблюдение баланса этих измерений – уложиться в выделенный бюджет, при этом не выйти за рамки временных ограничений и обеспечить приемлемое качество. Отсюда и вытекают 3 основных признака неудачи проектов:

  • проект не уложился в рамки бюджета;
  • проект занял большее время, чем было запланировано;
  • проект завершен в рамках бюджета и намеченного времени, но не удовлетворяет по качеству.

Не существует единственно «правильного» способа управления проектом. Традиционные подходы к управлению проектами сфокусированы на технических аспектах, и влиянию людей на реализацию проекта нередко уделяется меньше внимания. Однако именно люди заказывают и поддерживают проекты, поэтому лидерство, мотивация и управление вовлеченными в проект людьми так же важны, как и использование подходящих методов планирования, контроля и мониторинга.

Часто встречающиеся недостатки в реализации проектов :

  • в команде были сомнения по поводу целей проекта;
  • команда не была уверена в том, что должно быть сделано;
  • к концу проекта цели были достигнуты только частично;
  • работы выполнялись позже намеченных в графике сроков;
  • запланированный бюджет был превышен;

На основании своих исследований Элбейк и Томас указали 10 факторов, которые многие определяют как критические для успеха проекта (расположены в соответствии с приоритетами):

  1. ясно поставленные цели;
  2. четкое планирование и контроль;
  3. высокая квалификация менеджера проекта;
  4. хорошая административная поддержка;
  5. достаточное количество времени и ресурсов;
  6. выполнение своих обязательств всеми участниками;
  7. широкое привлечение потребителей;
  8. хорошие коммуникации;
  9. хорошая организация и структура проекта;
  10. возможность прекратить реализацию проекта.

Определение границ проекта

Проект начинается с идеи и возникает с целью удовлетворения потребностей человека. Идея состоит в том, чтобы сделать что-то, что кажется необходимым. Преобразование идеи в проект начинается с понимания природы потребности как движущей силы. Поэтому потребности являются основной движущей силой проекта.

3 фазы в определении потребностей :

  1. Появление потребностей - все заинтересованные стороны должны предупреждать и предвидеть потребности, реагируя на них проактивно;
  2. Признание потребностей - осознание потребностей на основе сбора информации и обсуждения с ЗС. Главная задача на этом этапе – превращение возникающей потребности в цели, которые начнут определять результаты проекта;
  3. Формулирование потребностей - прояснение понимания потребности с помощью более точного описания ее характерных особенностей. Формулировка того, что должно быть сделано, т.е. определение границ, формулировка проекта.

Проблемы недостаточно точного определения потребностей:

  • нечеткие цели;
  • нереалистично широкий масштаб;
  • решение неверно поставленных проблем;
  • противоречивые цели изменений для людей, систем, организации;
  • потеря времени на выполнение задач, которые не входят в круг обязанностей людей, необязательны или невыполнимы.

Для того, чтобы понять масштабы проекта необходимо иметь следующую информацию:

  1. Кто является заинтересованными сторонами (ЗС) и каковы их потребности в проекте?
  2. Каковы цели и задачи проекта и каким образом их собираются осуществить в рамках соответствующих ресурсных и временных ограничений? (предназначение и цели)
  3. Каковы возможности проекта и угрозы для его успешной реализации?
ЗС и их потребности
Наиболее важные ЗС для проекта:
  1. Покровитель проекта – человек или группа людей, которые инициируют и поддерживают проект, обеспечивают ресурсами и поручают Вам его реализацию;
  2. Команда проекта – группа людей, готовых выполнять поставленные задачи и осуществлять необходимые виды деятельности; 3.Функциональные менеджеры и другие люди, которые управляют необходимыми Вам ресурсами и обладают полезными для Вас опытом и знаниями;
  3. Влиятельные люди или группы, которые, вероятно, подвергаются воздействию проекта или его результатов

В зависимости от особенностей проекта многие другие группы или отдельные люди могут быть заинтересованы в нем:

  • потребители, покупатели, пользователи товаров и услуг;
  • другие работники организации (из этого или другого подразделения);
  • менеджеры и персонал организаций-партнеров;
  • высшее руководство Вашей организации;
  • акционеры и их представители;
  • конкуренты;
  • общественные и государственные деятели, если проект вызывает широкий общественный интерес.

После того, как установлены основные ЗС, эту информацию необходимо использовать для того, чтобы обеспечить проекту максимально возможную поддержку. Обязательно нужно проверить, как реагируют на проект люди до того, как в процессе планирования будут исключены другие варианты его реализации. Если эту возможность использовать в полной мере, то команда проекта узнает о многих потенциальных препятствиях и будет хорошо информирована о приоритетах каждой группы. Один из способов понять реакции разных ЗС является анализ их точек зрения на каждое из ключевых измерений проекта – бюджет, время и качество.

Определение предназначения и целей проекта
Предназначение проекта является широким понятием и может быть соотнесено с миссией и ценностями организации, тогда как цели проекта определяют более точно, чего стремятся достичь, реализуя проект, и каким образом можно определить его успех.

Цели должны соответствовать критериям SMART :

  • конкретными (specific) – т.е. Вы должны ясно представлять себе, чего хотите достичь;
  • измеримыми (measurable) – Вы должны разработать критерии для измерения процесса достижения целей;
  • достижимыми (achievable) – т.е. Вы должны быть уверены в достижении поставленных целей в существующем окружении и при имеющихся ресурсах;
  • реалистичными (realistic) – т.е. Вам не следует пытаться достичь невозможного;
  • определенными по времени (timebound) – т.е. сроки достижения поставленных целей должны диктоваться реальными потребностями

Поставленные цели дают возможность определить шаги, с помощью которых может быть реализовано предназначение проекта и не позволить сбиться с правильного пути; использоваться для того, чтобы убедиться, что проект хорошо вписывается в деятельность организации.
Ясность целей важна для понимания того, что должно быть сделано. Если поставлены четкие цели, то это значит, что имеется определенная система взглядов на конечный результат. На основании поставленных целей происходит структурирование проекта с тем, чтобы его можно было эффективно контролировать и управлять им. Однако иногда возникает необходимость в пересмотре целей, поскольку в процессе осуществления проекта могут возникнуть новые обстоятельства, неизвестные на стадии планирования. Поэтому цели не должны быть «каменными».

Возможности и угрозы
Исследование возможностей и угроз на начальной стадии проекта может быть важным для определения его масштаба. Постоянные обсуждения с ЗС могут выявить многие потенциальные возможности и угрозы, связанные с проектом. Управление рисками (возможными угрозами проекту) будет рассмотрено ниже.

Проверка осуществимости проекта

Целью проверки осуществимости является определение того, будут ли требуемые выходы или результаты достигнуты при использовании имеющихся ресурсов. В процессе проверке рассматриваются следующие аспекты:

  • финансовые - проведение сравнительного анализа ресурсных затрат проекта вместе с предполагаемой прибылью и затрат, которые могут появиться, если проект не будет реализован;
  • технические - определение того, каким образом новая система будет связана с существующими системами, будут ли организация и работники подготовлены к работе с новой технологией и как управлять процессом перехода;
  • влияние внешнего окружения и общества - беспокойство ЗС по поводу влияния внешнего окружения, воздействия проекта на внутреннее окружение и местные социальные условия;
  • управленческие - исследование ресурсов для новой практической деятельности, включая потребность в новых работниках или обучении имеющегося персонала, изменения сроков и условий работы, а также принцип равных возможностей;
  • ценностные - изучение мотивационных вопросов и вопросов культуры с целью убедиться в том, что проект
будет поддержан как в смысле используемых процессов, так и в смысле предполагаемых результатов.
Определить ценность проекта для организации помогут следующие вопросы:
  • какова бизнес-причина для выполнения проекта?
  • какой вклад внесет проект в достижение общих целей организации?
Затраты и выгоды для оценки проекта

Для составления бюджета проекта финансовые затраты делят на две главные категории:

  • стоимость разработки- затраты, возникающие в период между началом проекта и моментом, когда начато производство продукции. Они присущи всем проектам и обычно включают в себя затраты на команду проекта.
  • операционные затраты – затраты, возникающие с началом выпуска продукции и обеспечивающие поддержание данного процесса (пример – ежедневно расходуемые материалы, используемый капитал). Они не возникают в проекте, в котором продукт продается один раз сразу после завершения проекта.
Выгоды в управлении проектами делятся также, как в финансовом учете на:
  • осязаемые выгоды - прямые, видимые и измеряемые выгоды, обычно базирующиеся на денежных потоках, которые поступают в организацию или больше не уходят из организации;
  • неосязаемые выгоды - косвенные, неопределенные и менее легко измеримые с финансовой точки зрения выгоды (более высокое качество услуги, возросший ассортимент).
Ваши оценки должны включать в себя:
  • затраты и поступления, которые влекут за собой денежный обмен;
  • альтернативные поступления и затраты, такие как продажа активов, которые могли бы принести определенный доход;
  • потерю дохода или рост затрат в связи с отвлечением штата или потребителей услуги, которые появились в связи с проектом;
  • экономия, возникающая в результате замены менее эффективных систем новыми, которые предусмотрены проектом.
Оценка проекта дает возможность прояснить, будет ли стоимость результатов проекта превышать стоимость ресурсов, используемых для проекта. Тем не менее, очень важно оценить проект не только с экономической т.з. – проект должен быть рассмотрен в контексте предназначения организации, её политических и социальных обязанностей и забот, её стратегического направления и того, как рынок или общественное мнение отреагируют на решение организации начать проект.
Несмотря на то, что проекты имеют определенные уникальные характеристики, большинство из них имеет сходную финансовую структуру – стоимость разработки должна быть оплачена до получения выручки, т.е. необходим временный источник денег. В краткосрочных проектах вопрос затрат и выгод решается довольно просто. В случаях более сложных, особенно при наличии неосязаемых выгод, необходимо выносить суждения, основанные на сопоставлении ценностей. У многих проектов существует или большой интервал между платежами и поступлениями, или необходимость в крупном авансе, или и то и другое. С финансовой т.з. деньги, более точно капитал, который нужно вложить в проект для оплаты стоимости разработки, может быть установлен, поскольку обычно привлекается из внешних или внутренних источников. Его стоимость включается в оценки осуществимости проекта, а также в бюджеты и отчеты по проекту. Для оценки финансовой стоимости проекта нет необходимости проводить различие между прибылью и денежными потоками, можно сконцентрироваться только на анализе денежных потоков.
Существует несколько методов оценки денежных потоков по проекту (подробно рассматриваться здесь не будут):
  • Чистая текущая стоимость (Net Present Value - NPV);
  • Внутренняя норма отдачи (internal rate of return - IRR);
  • Срок окупаемости;
  • Анализ эффективности затрат.

Риски и ситуационное планирование

Риск – возможность неблагоприятного воздействия на проект, ИЛИ событие или ситуация, которые могут повергнуть опасности весь проект или его часть. Риски могут быть внутренними, т.е. возникающими в рамках проекта, так и внешними, появляющимися из самого контекста или окружения проекта.
Существуют 4 стадии управления риском:
  1. Выявление риска – определение, какие риски могут влиять на проект, и описание характеристик каждого из них.
  2. Оценка влияния – оценка риска с точки зрения диапазона возможных результатов, касающихся проектов, и потенциального влияния каждого из них.
  3. Планирование запасных вариантов с целью снижения влияния наиболее вероятных рисков.
  4. Обеспечение того, что риски всегда находятся в поле зрения.

Основные категории риска:

  • материальные риски – возможность утраты или повреждения информации, оборудования или зданий вследствие несчастного случая, пожара или стихийного бедствия;
  • технические риски, возникающие когда системы не работают или работают недостаточно хорошо для получения необходимых результатов;
  • кадровые риски – вероятность неучастия ключевых работников в реализации проекта или недостаток квалифицированных кадров;
  • социально-политические риски, возникающие, когда проект лишается поддержки вследствие смены власти, изменений в политике высшего руководства организации или протестов со стороны общественности, СМИ, пользователей услуги или персонала;
  • правовые риски – угроза правовых действий из-за того, что некоторые аспекты проекта могут рассматриваться как незаконные.

Существует несколько способов выявления риска. Это в первую очередь обсуждение проекта с ЗС и рассмотрение различных перспектив, в ходе которых отдельные ЗС могут увидеть угрозы их интересам. Очень важно оценивать риск на каждом этапе реализации проекта и планировать возможные способы уменьшения его влияний. Там, где риск можно предвидеть, необходимо разработать ситуационный план, который можно применить, если ситуация риска реализуется.

Оценка риска и анализ влияния: ключевые вопросы

Оценка риска - измерение вероятности превращения риска в реальность; анализ влияния – измерение чувствительности проекта к каждому определенному риску. Ключевые вопросы состоят в следующем:

  • что такое риск – как я его узнаю, если он возникнет?
  • какова вероятность его осуществления – высокая, средняя или низкая? насколько серьезную угрозу он представляет для проекта – высокую, среднюю или низкую?
  • каковы признаки или причины риска, которые нам следует искать?
Стратегии обращения с рисками:
  1. Избежание риска - например, отказ от контракта;
  2. Снижение риска - например, регулярные проверки могут снизить вероятность производства продукта низкого качества;
  3. Защита от риска - например, страхование от возможных случайностей;
  4. Управление риском - например, использование письменных соглашений в тех сферах деятельности, где возможны разногласия;
  5. Перемещение риска - например, передача ответственности за выполнение рискованного задания в рамках проекта другой организации, у которой больше опыта.
На начальной стадии проекта необходимо завести журнал рисков, в котором нужно указать описание риска, степень его влияния (сильное, слабое), вероятность возникновения (высокая, средняя, низкая) и действие, которое необходимо предпринять при наступлении риска.
Ситуационный план как раз и нужен для того, чтобы заранее предусмотреть ответные действия на потенциальные кризисные ситуации. Его цель – обеспечение соблюдения баланса бюджета, своевременности и качества выполнения работ по проекту.

Основание для действий по проекту

После того, как были рассмотрены и обсуждены предназначение и цели проекта, а также после проверки его осуществимости, необходимо разработать документ, являющийся основанием для действий по проекту. В этом документе должна быть указана точка отсчета всей будущей работы по проекту, и он будет основой для выводов о том, оказался ли проект успешным в итоге или нет. Иногда этот документ называют проектным договором, однако часто в нем содержится конкретизирующая информация в виде резюме проекта. Его обычно создает менеджер проекта, но очень важно, чтобы оно обсуждалось с покровителями проекта и всеми основными ЗС. Оно должно фиксировать согласованную точку зрения по ключевым характеристикам проекта:

  • ожидаемым результатам;
  • ресурсам, которые будут вложены для достижения этих результатов;
  • времени, необходимому для достижения этих результатов.
Типичное резюме проекта дает подробное описание как целей проекта, так и практических рекомендаций по достижению его результатов. В нем должны быть кратко записаны соглашения, на которых базируется проект, и таким образом, оно предлагает обоснование для расходования времени и усилий.
Перечень заголовков резюме:
  • Название проекта;
  • Покровитель проекта;
  • Местоположение – адрес покровителя, местоположение проекта, контактные адреса;
  • Имя менеджера проекта и название его организации, если она отлична от организации, спонсирующей проект;
  • Дата согласования резюме с покровителем проекта;
  • Дата начала и завершения проекта;
  • Обоснование и предназначение проекта с обзором основных идей;
  • Основные цели с указанием критериев качества и успеха;
  • Подробное описание того, как достижение этих целей принесет выгоды бизнесу или организации, спонсирующей проект;
  • Масштаб и границы проекта;
  • Ограничения;
  • Предположения;
  • График проекта;
  • Основные результаты и соответствующие им даты (вехи проекта);
  • Оценка затрат;
  • Механизмы обеспечения ресурсами;
  • Механизмы отчетности и мониторинга;
  • Механизмы принятия решений – полномочия и подотчетность менеджера проекта и проведение повторных переговоров;
  • Механизмы и каналы коммуникаций;
  • Подпись покровителя проекта с указанием даты, звания и должности

Заключение

В данной статье, как можно более кратко и конкретно, были рассмотрены теоретические основы этапа подготовки проекта. Для этого использовалась литература Школы бизнеса МИM ЛИНК, выпускником которой и является автор. В учебном курсе данной школы подробно изучается шестиэтапная модель управления проектом, и если появится заинтересованность со стороны хабрасообщества, можно будет продолжить серию статей на эту тему.

Проект предназначен для изменения реальности (реальной ситуации).

Проект не может быть безличным (например, проект управляющей компании «Солнышко»). У проекта имеется субъект – индивид или команда, разделяющая ценности, лежащие в основе проекта, ви дение ситуации и цель проекта.

Проект изменяет реальность в соответствии с представлениями субъекта проекта о ситуации до лжного. Субъект проекта детально представляет себе ситуацию до лжного и готов обосновать, что она должна быть именно такова.

Проект появляется тогда, когда реальная ситуация противоречит представлениям субъекта проекта о ситуации до лжного, т.е. когда субъект проекта фиксирует проблему, которая должна быть разрешена.

Проект сравнительно автономен от производственных процессов и других проектов организации или органа, от имени которых он реализуется.

Проект имеет четко определенную (ограниченную) группу благополучателей и четко определенную (ограниченную) группу людей, на которых он воздействует - целевую группу.

Цель проекта предельно конкретна и однозначно указывает на результат (изменение реальности), который будет получен по окончании проекта.

Цель проекта всегда снабжается количественным и качественным описанием признаков (характеристик) реальности, которая станет результатом реализации проекта, до начала работ по проекту.

Достижение цели проекта полностью находится во власти субъекта проекта.

Проект предполагает производство уникальных продуктов или услуг.

На момент начала проекта в опыте субъекта проекта отсутствует очевидная и проверенная процедура достижения результата. Таким образом, проект разрабатывается в ситуации неопределенности.

Проект разворачивается в реальной ситуации, поэтому способы его реализации должны подчиняться накладываемым этой ситуации ограничениям, но только по принципу: «что запрещено – то запрещено; но все, что не запрещено – разрешено».

Проект предполагает пошаговое планирование деятельности: каждая задача проекта разбивается на шаги и только затем выстраивается последовательность осуществления этих шагов.

Проект – деятельность в условиях ограничения ресурсов, в том числе – ресурса времени.

Проект имеет четкие временные рамки.

Ограниченность ресурсов проекта приводит к необходимости устанавливать при его разработке адекватный конкретной ситуации баланс:


Проектный замысел и план реализации могут претерпевать изменения в процессе реализации, долгосрочные проекты могут предполагать последовательную разработку этапов, но при этом цель проекта и показатели ее достижения остаются неизменными, установленными на этапе разработки проектного замысла.



Проект не может «быть продолжен».

Если, с точки зрения субъекта проекта, требуются другие изменения реальности, будет разработан другой проект. Если результат не был достигнут, будет разработан другой проект. Если возникает необходимость повторно или циклически производить продукт или услугу, впервые произведенные в рамках реализации проекта, управление этими процессами не будет проектным управлением.

В организации одновременно может разрабатываться и реализовываться множество проектов. Они должны быть соотнесены между собой по целям, средствам и ресурсам. На этой основе формируется портфель проектов. Управление портфелем проектов - отдельная технология управления.

Разработка нового продукта или нового проекта программного обеспечения, инновационные проекты в области менеджмента и маркетинга характеризуются некоторыми особенностями:

  • главная цель проекта чётко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
  • срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение, однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего развития проекта;
  • планирование расходов на проект больше зависит от выделенных ассигнований и меньше – от действительного прогресса проекта;
  • основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
  1. Область применения управления проектами.

В мире уже давно признано, что управление проектами - особая область менеджмента, применение которой дает ощутимые результаты. Профессионалы в этой области высоко ценятся, а сама методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется в той или иной степени практически во всех крупных корпорациях. В нашей стране не все и не всегда правильно понимают предмет управления проектами, часто путая управление проектами с составлением бизнес-планов.

Управление проектами дает ощутимые результаты во всех областях приложений, чем и объясняется растущая популярность этой технологии. Для руководителей информационных служб она представляет интерес и как технология, которую полезно внедрить на своих предприятиях, и как средство управления собственными проектами, к которым можно отнести и разработку программного обеспечения, и внедрение тех или иных информационных систем, и прочие изменения, носящие уникальный характер и временные по своей природе.

65. Понятие целей проекта

Цель проекта - это доказуемый ре­зультат и заданные условия реализации общей задачи проекта.

выводов относительно цели проекта:

Определение (нахождение) цели проекта по своему значе­нию и содержанию можно сравнить с постановкой задачи;

При нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя
ограничиться формулировкой только абстрактно желаемого ре­зультата проекта.

Нахождение цели проекта равнозначно определению проекта является важным этапом в разработке концепции проекта. По­сле нахождения цели проекта приступают к поиску и оценке аль­тернативных способов достижения цели проекта.

Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Цели проекта должны быть четко определены: они должны иметь ясный смысл; результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования должны быть выполнимы. Иными словами, цели должны нахо­диться в «области допустимых решений» проекта.


При управлении проектами обычно область допустимых ре­шений для достижения целей проекта ограничивается временем, Рамками бюджета, выделяемыми ресурсами и требуемым качест­вом получаемых результатов. Могут быть и другие ограничения.

В ходе реализации проекта под воздействием изменений в его окружении или в зависимости от его прогресса и получаемых промежуточных результатов цели проектов могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как не­прерывный динамический процесс, в котором анализируется сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуще­ствляются корректировки целей.

Для определения цели проекта используются различные как индивидуальные, так и групповые методы. Поскольку поиск цели - процесс творческий, для него не существует строго регла­ментированных подходов. Можно только отметить некоторые за­кономерности и общие подходы.

В индивидуальной работе используются в основном логичес­кие методы. Здесь имеется опасность одностороннего рассмотре­ния направления поиска целей проекта.

В групповой работе больше используются интуитивные мето­ды, которые ведут к получению широкого спектра целей проекта, в том числе: мозговой штурм, запись идей, творческая конфрон­тация, специфическое структурирование и др.

Определенные достижимые цели проекта должны быть четко сформулированы и описаны. В описании цели проекта должны найти отражение в четко и однозначно инвертируемой форме: результат проекта, срок окончания, расходы. порядок изменения цели и иерархия зависимых целей.

Результат проекта описывается как желаемое состояние в зависимости от типа и вида проекта. Сроки задаются в виде временного интервала, в котором жела­тельно завершение проекта.

Проекты демонстрируют большое разнообразие. Как мы уже видели, понятие "управление проектами" объединяет абсолютно разномасштабные виды деятельности и их результаты - от строительства египетских пирамид, до написания студентом курсовой работы. Однако проекты могут сильно различаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу заинтересованных лиц и групп, степени сложности, влиянию результатов па фирму и ее окружение и т.п. Знание этих различий позволяет обратить внимание на особенности каждой из групп проектов и использовать наиболее подходящие для каждой из них инструменты и методы управления.

Принципы классификации проектов

Классификации проектов могут быть выстроены по разным основаниям.

Прежде всего, определим тип проекта, где проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются. В зависимости от типа, проекты могут быть представлены следующим образом:

  • коммерческие проекты, исполняемые в рамках контрактов на производство продукта или предоставления услуги;
  • проекты по исследованию, разработке и инжинирингу;
  • проекты по проектированию и строительству основных производственных средств;
  • управленческие проекты;
  • проекты но техническому обслуживанию и поддержке (в обрабатывающей промышленности, технологических процессах, на предприятиях коммунального хозяйства и в других секторах экономики).

В зависимости от того, где они выполняются, различают внутренние и внешние проекты. Внутренние проекты выполняются непосредственно в самой организации, здесь заказчики и исполнители являются членами этой организации, и вся работа, относящаяся к замыслу и исполнению проекта, ведется собственными силами организации за счет ее собственных ресурсов.

Чаще всего, этот тип проектов используется в случае, если предстоящая работа соответствует основному виду деятельности организации. Например, если в организации осуществляется проект по производству нового программного обеспечения, скорее всего, в организации имеется достаточное количество соответствующих специалистов-разработчиков и они обладают необходимыми навыками для создания продукта данного типа.

Внутренние проекты обеспечивают большую гибкость и оперативность в принятии решений, легче справляются со всякого рода неожиданностями и непредвиденными обстоятельствами, возникающими по мере реализации проекта. Наверное, трудно найти организацию, в которой не осуществлялись бы внутренние проекты - так широка их номенклатура: это проекты, например, по улучшению качества, по развитию новых схем логистики, по проведению рекламных компаний и презентаций, по изменению организационной структуры или системы оплаты труда персонала, но выведению продукции па новый рынок и многое другое.

Другое преимущество внутренних проектов - отсутствие внешнего контроля: если контрактом не предусмотрены какие-либо штрафы, организация в ходе выполнения проекта может постоянно менять решения по срокам, используемым ресурсам, технологиям, привлекаемым для выполнения проекта людям и т.д. Однако менеджеру проекта следует с осторожностью использовать возможность изменять решения: всякое такое изменение увеличивает стоимость проекта. Другая проблема состоит в том, что сотрудники, обладающие определенными знаниями и навыками, полученными в ходе выполнения предыдущих проектов не склонны менять методы работы на более эффективные, внедрять новые технологии, так как все это увеличивает риски проекта и не ведет к очевидным выгодам для них. В этом случае персонал не понимает необходимости изменения существующих методов работы. Более того, нередко предложения по изменениям воспринимаются как критика в адрес сотрудников и встречают с их стороны сопротивление по внедрению. Все это может приводить к разрастанию конфликтов и, соответственно, снижению производительности труда.

Многие менеджеры в организации сталкиваются с внутренними проектами, их планируют и успешно реализуют, даже не обладая специальными знаниями в области управления проектами. Вследствие относительной простоты и ясности относительно целей и путей их достижения для управления большинством внутренних проектов достаточно здравого смысла и опыта управленческой работы.

Однако в организациях нередко возникает потребность в реализации сложных проектов, требующих специальных знаний и навыков. Чаще всего такие проекты связаны со стратегией развития организации, являются ее частью, поэтому находятся в поле пристального внимания руководства организации, ее собственников. Для таких проектов создается проектная команда, руководитель которой - менеджер проекта - как правило, непосредственно подчиняется руководителю организации, ее СЕО.

Внешние проекты предполагают выполнение работ, поступивших от внешних заказчиков или работу за пределами организации. Особое значение здесь отводится юридическому оформлению отношений с заказчиками и партнерами (подрядчиками, поставщиками, консультантами и др.) проекта. Партнеры здесь разрабатывают условия выполнения работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно.

Проекты, выполняемые сторонними организациями, таят в себе существенный финансовый риск для организации-заказчика проекта. Так как все работы по проекту выполняются и контролируются внешними специалистами, им приходится ориентироваться также и на свои собственные потребности, а это может привести к конфликту интересов.

Пример 2.1. Подрядная организация, выполняющая строительный проект, должна сделать выбор: покрасить здание краской, которая прослужит 10 лет, или более дешевой краской, рассчитанной на два года. По условиям контракта гарантийный срок качества работ - пять лет; т.е. если покрасить дешевой краской, то придется в течение гарантийного срока два раза перекрашивать за свой счет, что обойдется для организации-подрядчика (с учетом стоимости работ) вдвое дороже, чем выбор дорогой, но качественной краски.

Какое решение выгоднее заказчику проекта? Разумеется, красить дорогой краской, так как после пятилетней гарантии придется перекрашивать за свой счет.

Какое решение примет руководитель проекта? Более вероятно, что он примет решение красить дешевой краской, так как такое решение снизит стоимость проекта, что повлечет за собой премии и другие награды. Гарантийные же обязательства будет выполнять другое подразделение фирмы - подрядчика.

Из этого примера можно сделать вывод, что при выполнении проектов подрядными организациями и сторонними специалистами крайне важно знать условия контракта, что может сэкономить организации-заказчику значительные средства.

Успешное выполнение внешних проектов обеспечивается наличием системы эффективного контроля со стороны организации-заказчика. Системность здесь достигается путем внедрения различных уровней контроля: от контроля замысла проекта до выполнения отдельных работ, от предварительного контроля до заключительного. Контроль необходим, прежде всего, для эффективного управления рисками проекта. Для этого необходимо разделить работы проекта, которые передаются внешней организации, на три категории: низкого, среднего и высокого уровня риска.

Работы с низким уровнем риска, требуют минимального контроля, то есть внешней организации предоставляется максимальная свобода в выполнении этих работ с точки зрения используемых материалов, технологий, людей. Обычно даже в рисковых, высокотехнологичных проектах таких работ существенно больше половины. Однако такой подход позволит освободить время и ресурсы для контроля действительно ключевых для проекта, высокорисковых работ.

В зависимости от состава, структуры проекта и его предметной области различают различные классы проектов. Здесь выделяются следующие классы: монопроект, мультипроект, мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов, монопроект - это отдельный, не связанный с другими проект, который может быть различного типа, вида и масштаба; мультипроект - это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения некоторых особых приемов проектного управления, прежде всего, связанных со "сквозным" планированием и контролем выполнения ряда взаимосвязанных проектов; мегапроект, который чаще всего представляет собой программу, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов, например, программа развития региона, отрасли или программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу.

Классификация проектов по виду предполагает разделение по характеру их предметной области. Здесь выделяются инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные проекты. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых главной целью - является создание или реновация основных фондов, требующие вложения инвестиций. К инновационным проектам относят проекты, где главная цель разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем.

Другим основанием для классификации является разделение проектов на технические и нетехнические. Технические проекты, например, строительные, аэрокосмические, в области фармакологии или производства полупроводников, основаны на инженерных знаниях, в конечном итоге, подчиняются законам физики, химии, биологии. Эти законы с самого начала вводят в проект сильные детерминистские (причинно-следственные) отношения, которые определяют всю последовательность действий, преобразований от замысла проекта до тестирования готового продукта. Они же задают технологические ограничения проекта: по данной технологии здание может быть построено только до определенной высоты, и игнорирование этого правила приведет к обрушению. Атомная электростанция или плотина могут контролироваться до определенных параметров, например, мощности или давления. С превышением этих параметров управление функционированием этих объектов будет утрачено. Если технологические ограничения соблюдаются, проект считается детерминированным, т.е. управляемым и, в конечном итоге, осуществимым.

Нетехнические проекты, которые жестко не связаны ограничениями, накладываемыми законами природы, испытывают другого рода риски, прежде всего связанные с ограничениями субъективного характера: их успех сильно зависит от уровня знаний, опыта, компетентности руководителя проекта и членов его команды, а принятие решений в них - от тех или иных интересов групп и отдельных личностей, реализовать которые они пытаются в процессе осуществления проекта. Таковы, например, бизнес-проекты слияния, поглощения, реорганизации, маркетинговые, консалтинговые проекты и т.д. Здесь на первый план выходят финансовые риски, а неудачи будет выражаться в форме финансовых убытков. Поскольку причинно-следственные связи в этих проектах не всегда однозначно определены, такие проекты демонстрируют свойство эквифинальности: возможность достижения желаемого результата проекта разными путями, через разную последовательность действий. Причем вследствие размытости, множественности возможных критериев оценки результатов проекта трудно или невозможно найти оптимальную траекторию движения проекта к конечной цели. Тем более что здесь нередко конфликтуют тактические или краткосрочные результаты и стратегические. Например, какой-то вариант осуществления проекта оценивается как более дорогой, но в будущем он позволит реализовать новые, привлекательные в финансовом отношении проекты.

Нетехнический проект не подвержен риску полного провала, как это возможно в случае технического проекта, особенно инновационного, где задуманный новый продукт с уникальными свойствами может не получиться. Поэтому нетехнические проекты, как правило, можно кое-как довести до завершения. Результат (например, производительность нового отдела или уровень возрастания мотивации персонала через введение новой системы премирования) может быть далек от ожидаемого, но он все-таки будет.

Для технических проектов требуется также техническое проектирование, которое предполагает использование инженерных методов расчета, вычисления, моделирования, определения корреляций, системного анализа и других подобных. Такие методы проектирования и управления проектами называются жесткими методами (hard skills), они обеспечивают пошаговый контроль выполнения каждой работы проекта.

В противоположность этому, нетехнические проекты в значительной степени ориентированы на мягкие методы (soft skills), которые связаны с такими явлениями, как потребности людей, участвующих в проекте и потенциальных пользователей продуктом проекта, их мотивация, интересы, ожидания и т.п. Эти навыки менеджера проекта базируются, помимо личного опыта, на знаниях из психологии, социологии, конфликтологии, педагогике и других дисциплин, изучающих поведение человека. Менеджер в такого рода проектах часто выступает в роли тренера, арбитра, наставника. Ему приходится большую часть своего рабочего времени в проекте уделять проблемам, связанным с человеческими отношениями, по сравнению с задачами технического характера. Неумение решать такого рода проблемы даже при очень высокой инженерной квалификации резко снизит эффективность управления проектом. В табл. 2.1 приведены сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов.

Таблица 2.1. Сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов

Технические проекты

Нетехнические проекты

Ключевая фигура проекта - инженер

Ключевая фигура проекта - предприниматель

Действия, ориентированные на законы естественных наук

Действия, ориентированные на интересы стейкхолдеров

Решения принимаются в соответствии с алгоритмами

Решения принимаются в соответствии с интересами людей

Линейная иерархия целей и задач

Отсутствие ясно выраженной иерархии целей и задач

Детерминированные (линейные) действия

Недетерминированные действия

Достижение цели в качестве функции затрат

Достижение цели в качестве функции риска

Различие проектов по размерам (объему привлеченных ресурсов) отражено в понятии масштаб проекта. В зависимости от масштаба, выделяются малые, средние, большие и очень большие проекты. Разумеется, такое разделение проектов условно. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

При разделении проектов по масштабам могут быть предложены разные критерии. Чаще всего в качестве критерия рассматриваются денежные затраты проекта. В большом проекте работы, относящиеся к планированию, координации и осуществлению, более значительны. Таким образом на каждом этапе большого проекта расходуется ресурсов значительно больше, чем в целом требуется для осуществления малого или среднего проекта. Это предъявляет особые требования к квалификации и управленческим навыкам менеджера большого проекта, так как издержки от его ошибочного решения слишком велики. То же касается и других членов команды проекта. Поэтому в вопросе адаптации персонала к проектной работе целесообразно начинать с малых или средних проектов.

В зависимости от длительности проекта выделяются краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет) проекты.

Еще одно основание для классификации проектов - различение их по степени сложности. Здесь, соответственно, различаются простые, сложные, очень сложные проекты.

Другим признаком, по которому могут различаться проекты, является степень их новаторства или рутинности. Несмотря на то, что проекты, по определению, должны обладать чертами уникальности и новизны, они все же могут быть очень похожи друг на друга. Например, проектное бюро занимается разработкой документации для строительства автомобильных мостов. Хотя все мосты в той или иной мере неповторимы и индивидуальны, такая проектная работа представляет собой рутинную деятельность. С другой стороны, существуют проекты, которые носят новаторский характер, по крайней мере, для данной организации: в ней никто и никогда не осуществлял проект определенного типа. Например, компания собирается самостоятельно заняться маркетингом и для этого создает соответствующий отдел. Если она обратится за помощью к консалтинговому агентству, то для последнего такой проект будет рутинным, так как заниматься планами реорганизации, развития является частью их обычной работы. Если компания будет создавать отдел маркетинга самостоятельно, то для нее этот проект будет новаторским, с большой степенью новизны и сопутствующей ей неопределенности. Подобного рода проекты, например, развития, разработки нового продукта, внедрения новых компьютерных технологий или новых схем мотивации персонала отличаются высокой степенью новаторства и комплексности, требуют использования новых методов менеджмента. Обобщая, можно привести следующие характеристики и критерии новаторских проектов:

  • проекты функционируют как открытые системы, т.е. требуют постоянной "подпитки" из внешней среды ресурсами, энергией, информацией; такая система находится в квазиустойчивом (как бы устойчивом, подобном устойчивому) состоянии;
  • бюрократические, формальные методы управления и подходы сведены к минимуму;
  • на каждую возникающую проблему следует максимально быстрая реакция;
  • развитые каналы коммуникации обеспечивают частое, многостороннее и неформальное общение;
  • серьезное внимание руководства придается преодолению конфликтов, созданию творческой атмосферы, когда инициативы "снизу" приветствуются и получают развитие;
  • команда проекта состоит преимущественно из творческих и способных к дискуссии личностей;
  • совместная компетенция и ответственность, невзирая на положение участников проекта в управленческой иерархии.

С учетом перечисленных требований к новаторским проектам, следует рассматривать творческий подход к работе в качестве основного, определяющего поведение участников проектной команды, а проектная команда в целом должна уметь мыслить вне существующих шаблонов, алгоритмов и испытанных временем схем и демонстрировать подобный подход в ходе работы.

В зависимости от того, насколько идея проекта известна исполнителям или является новаторской, проекты подразделяют на традиционные и нетрадиционные. Типичными традиционными проектами, например, для строительной организации, является строительство зданий, дорог, мостов, эстакад. Для юридической фирмы типичными проектами будут дела по представлению интересов стороны в судебном разбирательстве. Одним словом, если фирма специализируется на проектах определенного типа, то они для нее являются традиционными, стандартными, где существует набор инструментов, технологий и людей для их выполнения.

Нестандартными или нетрадиционными проектами являются, как правило, проекты, осуществляемые несколькими компаниями (например, проект по выработке стандартов продукции, обеспечивающих ее совместимость и взаимозаменяемость) или новые крупные уникальные проекты, требующие нестандартных подходов и разработки специальных методов их осуществления. В случае успеха нетрадиционного проекта он переходит в разряд традиционных и становится стандартным. Если методы и подходы испытанных, традиционных проектов применяются в других областях, сферах деятельности или отраслях, то проект принимает характер новаторского и его также следует рассматривать как нетрадиционный.

Помимо общих принципов классификации проектов существуют и частные, отраслевые, а также связанные с привязкой проектов к различным видам деятельности или методам управления. Далее мы рассмотрим следующие примеры таких более частных классификаций проектов, а также мультипроекты:

  • проекты, выполняемые коммерческими и государственными предприятиями в рамках контрактов;
  • проекты по исследованиям, разработке, инжинирингу;
  • строительные и другие проекты по созданию основных средств производства;
  • проекты по информационным системам;
  • управленческие проекты.
В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные