Проектная работа во внеурочной деятельности. Применение метода проектов во внеурочной деятельности учащихся

Проектная деятельность во внеурочной деятельности как одна из основных обучающих и воспитывающих форм


Проектная деятельность – одна из основных обучающих и воспитывающих форм, которая применяются в практике образования в качестве интенсивных методов обучения и развития ребёнка.


Проектная деятельность – целенаправленная организованная научно-исследовательская работа, проводимая по разрешению одной из актуальных проблем научной, культурной, социальной жизни современного общества.


Актуальность:

«Проектная деятельность поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…»


ЦЕЛИ и задачи ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитее самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения учащихся;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.



  • В команде все равны, нет лидеров.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от коллективной работы над проектом.
  • Каждый должен уважать друг друга.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Этапы проектной деятельности.

1-й этап. ИНДУКЦИЯ («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нём изначально заложен свёрнутый смысл всей темы, которую предстоит изучать».


2-й этап. ДЕКОНСТРУКЦИЯ – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос. –Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

3-й этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ − создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, группах приводит окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. АФИШИРОВАНИЕ – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.


6-й этап. РАЗРЫВ – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д..

7-й этап . РЕФЛЕКСИЯ – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.


  • Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
  • Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
  • Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Информационная карта:

ОТДЕЛ– Цветковые

КЛАСС − Двудольные

СЕМЕЙСТВО – Гераниевые

ВИД – Герань

РОД − Герань луговая

Проектная деятельность с обучающимися во внеурочной деятельности.

Татьяна Михайловна Колесникова –

учитель географии БОУ « Должанская сош»

Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Ленина, 24

«Час работы научит большему,

чем день объяснений» (Ж. Ж. Руссо)

Целью современного образования является обеспечение условий для успешной социализации учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных компетенций. Учебный предмет география призван познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Основной технологией позволяющей заинтересовать учащихся, а обучающимся проявить свои способности, является метод проектов.

Проектное обучение – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения работая в группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. На уроках часто используется проектная деятельность, чаще - исследовательская. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение новых знаний в качестве результата.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности? Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое

Для меня самым важным всегда считался вопрос как?

Как вызвать интерес к занятиям?

Как повысить мотивацию?

Как добиться активности на занятии и одновременно обеспечить усвоение материала?

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Ведь внеурочная деятельность не предполагает оценивания, а ребёнок чаще всего работает на результат. В своей практике по технологии проектной деятельности на занятиях внеурочной деятельности наиболее успешным считаю использование двух видов учебных проектов: практико – ориентированный проект и учебный творческий проект.

Учебный творческий проект

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов.

Практико – ориентированный проект. Особенностями практико-ориентированного проекта являются: реалистичность реализации, доступность изложения, возможность использования продукта проекта на занятиях по предмету, действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки.

Одним из первых наиболее успешно реализованных практико – ориентированных проектов можно считать работу учениц нашей школы Архиповой Полины «Цветы для школьного двора» и Колесниковой Софьи « Радуга», с которыми ученицы приняли участие в региональном конкурсе, проводимом ОГАУ, где заняли призовые места 2 и 3 соответственно. Работа « Декоративный огород в ландшафтном дизайне» была отправлена на Всероссийский конкурс «География каникул», где заняла 1 место в своей возрастной категории. Процитирую вводную часть проекта: « Целью работы является: благоустройство придомовой территории через создание французской грядки на участке, с использованием элементов ландшафтного дизайна

Задачи проекта:

    Пропагандировать экологическую культуру среди населения посёлка.

    Использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни

    Осваивать навыки коммуникативной культуры.

    Оценить результаты деятельности»

В этих работах были предложены варианты озеленения пришкольной территории, школьного опытного участка, представлен опыт работы девочек на своём приусадебном участке, цветнике, как в школе, так и дома. Данные творческие работы обучающиеся выполняли, являясь членами кружка «Цветоводство и ландшафтный дизайн». Их макеты легли в основу оформления цветника школы.

Ещё одним примером такого проекта может служить выполнение учебного проекта “Проблема хозяйственного освоения Севера ”, который выполнили обучающиеся, посещающие занятия элективного курса « Природные ресурсы России и использование их в экономике страны». Тема обеспеченности ресурсами севера России и трудностями в их добыче заинтересовала группу ребят. Приведу в качестве примера план работы над проектом.

1 этап – погружение в проблему:

Условия жизни человека на Севере существенно отличаются от условий средней полосы, где живём мы. Но запасы ресурсов очень велики. На территорию российского Севера приходится 11 млн. кв. км с населением 10 млн. человек.

2 этап – реализация проекта (Самостоятельные исследования, поиск информации и представление результатов обучающимися по теме учебного проекта)

1. Тема: «Природные условия данной территории»

Вопрос для исследования: В чем особенности климата территории, запасы ресурсов.

Цель исследования: Объяснить причины суровости климата,

Варианты представления результатов исследования: презентация, коллаж.

2. Тема: «Особенности освоения территории»

Вопрос для исследования: Какие трудности встречаются во время освоения данной территории?

Цель исследования: Объяснить причины необходимость освоения территории.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.

3.Тема: «Профессии необходимые для освоения данной территории»

Вопрос для исследования: Топ профессий российского Севера

Цель исследования: Выяснить профессиональные особенности работников.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет

Результатом явилось создание презентаций, книжки- раскладушки и карты в которых была собрана информация по условиям жизни на севере, условиям работы. Проектная работа обучающихся используется мною на уроках географии в 9 классе при изучении темы «Европейский Север».

В данном учебном году на занятиях кружка «Занимательное краеведение» начат новый проект по ландшафтному дизайну – оформление территории создаваемого в районе музея земляка – писателя. Участницами проекта являются члены кружка – ученицы 6 класса, а руководят ими « профессионалы» ученица 11 класса Архипова Полина и ученица 9 класса Колесникова Софья, которые делятся теоретическими знаниями.

Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов

В 2014-2015 учебном году наша школа перешла на ФГОС второго поколения, и в 5 классе появился новый предмет – география, а вместе с ним и занятия внеурочной деятельностью, факультативный курс «Я – исследователь». На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся с удовольствием создавали макеты вулканов из подручного материала, которые в этом учебном году используются как демонстрационные модели. Группа обучающихся после изучения темы « Вселенная» изготовила модель Вселенной. Теперь это моя любимая модель, которую я с гордостью демонстрирую пятиклассникам. Обучающиеся посещают кружок «Удивительный мир», где знакомятся с редкими и необычными растениями и животными, процессами, происходящими в природе. Практическое применение знаний проявилось в создании мини- проектов «Самые удивительные животные» и « Добрые и злые растения». Форма реализации: книжка – раскладушка и коллаж. Надо сказать, что обучающиеся хорошо владеют компьютерными технологиями и поэтому для занятий ими были созданы презентации по темам занятий кружка.

Результатом внеурочной деятельности становятся выступления обучающихся на уроке, научно-практической конференции, на конкурсах. Следует отметить, что проектная деятельность для ученика особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников. Рефлексия учеников, рефлексия учителя - ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку в его профессиональной деятельности.

С каждым проектом навыки проектной деятельности обучающихся совершенствуются. Обучение проектной деятельности позволяет ребёнку проявить свои способности, научиться его защищать, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности человека. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации.

Список использованной литературы

    Русских Г. А. Технология проектного обучения / /Биология в школе. – 2003. - №3.

    Самкова В. А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. – 2002. - №7.

    А. И. Савенков Психология исследовательского обучения. – М., Академия, 2005

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.
Воспитание в школе не локализуется, не сводится к какому-то одному виду деятельности, оно пронизывает и учебную и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.
На организацию внеурочной деятельности отводится 12 часов в неделю. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, игр, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочная деятельность в классе представлена следующими направлениями работы:
спортивно-оздоровительное (ЛФК, «Подвижные игры», «Все цвета, кроме чёрного»);
художественно-эстетическое (кружок «Умелые руки»);
научно-познавательное («Мой друг - компьютер» (1-2 класс), «Я-исследователь» (3-4 класс), «В мире книг», кружки «Занимательная математика», «Школа волшебников», «От идеи до проекта»);
духовно-нравственное («Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» (3-4 класс); «Этика: азбука добра», кружок «Я и толерантность» (1-2 класс).
Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников является проектная деятельность учащихся.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива. Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.
П - Проблема
Р – Решение решается
О – Общение опытом
Е – Единство единством
К – Коллектив команды
Т - Творчество творчеством
Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять:
в подборе литературы и других источников информации по теме;
в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
в обсуждении собранного материала;
в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления.

В первом классе у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно необходимо делать акцент на заданиях, которые позволяли им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. По мере взросления детей и накопления опыта общения в классе акценты смещаются на: развитие навыков согласовывания личных интересов с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы становление эмоциональной сферы.
Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), творческие проекты.
Коллективно-творческие работы. Например, КТР (изготовление панно) «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».
Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) «Дерево нашего класса».
Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.
Этапы проведения КТР:
на первом внеклассном занятии по теме « Давай познакомимся» рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра «Кто я?».
изготовление на занятиях кружка «Умелые руки» коллективной аппликации «Дерево», кроме дубовых листочков.
на втором занятии крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся (рассказывание о себе).
поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива «Дружная семейка», девиз: «Двадцать один не один – в обиду не дадим»
В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.
По аналогии было выполнено КТР «Московский Кремль» (панно) «Мы прилетели на другую планету».
Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. «Безопасность на дорогах».

Этапы проведения проекта.

Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?
Обсуждение темы проекта . Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)
Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.
Обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.
Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.
Выполнение творческой работы . Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции «Письмо водителю нарушителю».
Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.
Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).
Оценочный лист проекта
Группа №__
Тема проекта ___________________
Этапы выполнения проекта Оценки
1. Исследовательский (Сбор информации)
2. Практический (Работа в группе)
3. Творческий (Защита проекта)
4. Самооценка
Итоговая оценка
Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.
В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.
В 2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных классов и родители) межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году». Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников, редактором которой я являюсь.
За этот период было сделано 8 тематических выпуска и два специальных выпуска, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».
Следует отметить, что мои учащиеся со своими проектами выступали на школьных научно-практических конференциях (призовые места) и на городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка». Школьники приняли участие в областной акции «Учись быть пешеходом» городской конкурс газет и журналов» (II, I место), в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», во V всероссийском конкурсе «В мире прекрасного» в номинации исследовательских работ и проектов (I место), и в I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Наука глазами молодежи», которые были выставлены на сайте конференции, опубликованы в сборнике (выпуск 3) описаний работ.
В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.
С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Представление результата исследования проходит в разной форме: праздники, викторины, защиты. Современный классный час – это представление результата исследовательской деятельности учащихся на определённую тему. В своей работе считаю традиционными праздники народного календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха» при подготовке которых ребята проделывают большие исследования. Данные исследования помогают ученикам познакомиться с национальными традициями русского народа, узнать об истории возникновения этих традиций, технологию проведения таких праздников и ощутить своё присутствие и участие в праздниках народного календаря.
Хочется отметить такую форму современного классного часа как защита коллективных исследовательских проектов. Так исследовательский проект «Будь природе другом!» сыграл огромную роль в нравственном воспитании младших школьников. Целью данного проекта являлось создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной Земли, формирование экологической культуры.
В рамках проекта ребята изготовили игры «Экологический светофор» и «Будь природе другом» и плакаты по охране природе. Интересная и познавательная игра «Будь природе другом!», которая поможет проверить свои знания по правилам поведения в природе. Демонстрируются слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета (синий, желтый, зеленый). Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу
Работу обобщили в виде электронного наглядного пособия «Практическая экология или что может сделать каждый». Своими выводами поделились с учащимися начальной школы.
Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, узнавать что-то неизвестное. «Баба-яга: кто она?», «Почему самолёт оставляет след в небе?», «Наша пища и витамины», «Вес школьного портфеля», «Какие бывают правила?» - вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК.
Организация поисково-исследовательской деятельности в воспитательной работе для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.
Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

Специфика проектной деятельности во внеурочной работе в начальной школе.

Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способности детей, а также партнерское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.

Используя проектную деятельность, мы вводим в свою работу метод проектов, который может быть эффективно использован уже в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Каковы же цели метода проекта во внеурочной работе?

Цель метода проектов - выявление интеллектуального потенциала учащихся, раскрытие способностей и формирование ценностных ориентиров у современного ученика.

Для реализации поставленной цели определяются следующие задачи:

    выделить особенности проектирования в процессе внеурочной деятельности

    заинтересовать учащихся разработкой проектов, помочь приобрести необходимые знания и умения

    определить круг проблем, которые могут быть затронуты в проектах

    способствовать интеграции «ребенок-родитель» в выполнении проекта.

Обобщая, можно сделать вывод, что задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность.

В основе метода лежит:

    развитие познавательных навыков учащихся

    умений самостоятельно конструировать свои знания

    ориентироваться в информационном пространстве

    развитие критического мышления

Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Он также реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

В чем видятся преимущества применения метода проектов во внеурочное время?

Во-первых, внеурочная деятельность не ограничена временными рамками, что позволяет ребенку более детально вникнуть в проблему, применить разнообразные виды деятельности, что на уроке не возможно.

Во-вторых, полученный конечный продукт проекта приносит ощутимую пользу, радость от выполнения и применения его в жизни. Как исполнителю проекта, так и соученикам, а также школе.

В-третьих, разработка и реализация проекта опирается на определенную базу накопленных знаний и умений, представлений и навыков каждого ученика индивидуально.

В-четвертых, занятие проектной деятельностью во внеурочное время позволяет отвлечь ученика от множества социальных болезней, идущих из подростковой среды.

В-пятых, участие в проектной деятельности позволяет проявить собственную гражданскую позицию, почувствовать себя социально активным.

В своей работе необходимо применять исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование межпредметных проектов дает возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Но в начальной школе ребятам более доступны и понятны творческие и проекты.

Творческие проекты – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Метод проектов позволяет через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Повышается уверенность через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектной задачи.

Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д. Дети с начальных классов приучаются к публичным выступлениям.

Особое внимание уделяется презентации (защите) проекта.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.

Наряду с положительными моментами, в этой технологии есть и недостатки: не укладывается в рамки одного занятия, трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника коллектива.

В начальной школе проектные задачи - есть шаг к проектной деятельности в основной школе.

Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он дает возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Задатки творческой личности есть у каждого ребенка, нужно только, используя разнообразные методы и приемы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

Знания о сущности и технологии организации метода проекта необходимо учитывать в организации практической деятельности.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит сегодня методу проектов. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руко­водством С.Т. Шацкого внедряла его в образователь­ную практику.

Развитие метода проектов в школах России свя­зано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шуль­гин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев.

Географическая любознательность учащихся из-за ограниченного времени не может быть удовлетворена на уроках. Поэтому школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеурочная работа представляет необходимое дополнение к учебным занятиям.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение краеведческого музея, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем. Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Целями проектного обучения является развитие у школьников исследовательских умений, критического мышления, умение искать пути решения поставленной задачи, творчески подходить к способу подачи материала, сотрудничать. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности.:

Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», альманах).

Проекты отличаются друг от друга:

Р езультатом:

Поделки (рассказ «Путешествие капельки», рисунки «Природные зоны мира», открытки «Народы мира», макет «Вулкан», модель Земли);

Мероприятия (спектакли, викторины, географический КВН);

Числом детей:

Индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

Работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка викторин);

Коллективная деятельность (одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей);

Продолжительностью (от нескольк их часов до нескольких месяцев).

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Литература

1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении. Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

2. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные