Борьба руси с иноземными захватчиками в xiii. Борьба Руси с иноземными захватчиками с Запада и Востока в XIII в.: ход, результаты и последствия

4.Борьба Руси с иноземными вторжениями в 13 в. Русь и Орда в 13-14 вв. XIII век в истории Руси -- это время вооруженного противостояния натиску с востока (монго-ло-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238--1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица -- баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды -- рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название -- Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей -- построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

XIII век в истории Руси - это время вооруженного противостояния натиску с востока (монго-ло-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество , разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238-1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица - баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды - рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Потерпев поражение от монголо -татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название - Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей - построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Методический материал

по проведению открытого урока

по Истории

Тема: «Борьба Руси против иноземных захватчиков в 13 веке»

Материал подготовил:

Преподаватель истории

первой квалификационной категории

Татришвили Юлия Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок изучения нового материала, урок – практикум. « » , при подготовке обучающихся по специальности «Автомеханник»

Данное занятие занимает одно из основных мест при изучении Истории России, так как с помощью него формируются следующие общие компетенции:

Форма проведения занятия – урок - практикум.

Цель занятия :

1. формирование у учащихся знаний о борьбе русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке;

2. формирование умения находить нужный материал в тексте учебника;
3.
. продолжить формирование умений и навыков работы с историческими
документами и историческими картами;

4. формирование познавательного интереса к истории Отечества;

5.
формирование патриотических качеств личности на героических
примерах защитников Родины.

Задачи урока:

1. Образовательные : познакомить учащихся с героической борьбой русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;

2. Развивающие : развивать умения учащихся работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, анализировать причины агрессии со стороны западных стран, определят роль политического деятеля в истории государства

3. Воспитательные : способствовать патриотическому воспитанию, воспитывая уважение к защитникам Родины.

План учебного занятия

Форма проведения занятия : урок – практикум.

Место проведения: г. Красноярск, ул. Курчатова 15, КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства», учебный кабинет 303 «Истории»

Тип занятия : урок изучения нового материала.

Методы обучения:

перед обучающимися задачи самостоятельной обработки исторического источник. Вовлечение обучающихся в познавательную деятельность. Озвучивание будущих действий. Выдача исторических документов.

3 мин

Повторение правил техники безопасности

Эвристический. Озвучивание основных правил техники безопасности обучающимися при работе в кабинете.

2 мин

Работа с картами, историческими документами, схемами.

Исследовательский. Выбор оптимальных методов работы с историческими документами и материалами.

5 мин

Практическая часть, составление ответов

Репродуктивный. Выполнение обучающимися заданий с использованием исторических материалов (технологической картой).

25 мин

Представление результатов работы.

Эвристический.

Представление обучающимися результатов познавательной деятельности. Озвучивание своих сообщений, выводов.

7 мин

Подведение итогов

Подведение итогов урока.

2 мин

Ожидаемый результат:

Сформированные знания:

    Основные понятия, события, процессы исторического периода:

Сформированные навыки:

    работы с историческими картами;

    работы с историческими документами;

    работа с иллюстрациями;

    выявление исторических событий, понятий и определений

    работы в группе;

    публичного выступления;

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с различными социальными статусами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своего образования.

Оборудование:

иллюстрации

    карта «Русь в XIII в.»

    карта «Русь в Х IV V вв.»

    схемы с использованием проектора.

    раздаточный материал с вопросами к занятию

Демонстрационный материал

Раздаточный материал Приложение 1,2 3,4

Приложение рисунки

Приложение 4 оценочный лист

Методы обучения:

    Диалогический.

    Монологический.

    Эвристический.

    Исследовательский.

    Репродуктивный.

Приемы обучения: рассказ, объяснение, характеристика, выписывание понятий, работа с историческими источниками и документами, сравнение, рассуждение, самостоятельная работа, демонстрация слайдов.

Методы контроля: опрос.

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема учебного занятия: « Борьба Руси против иноземных захватчиков в 13 веке »

Цель обучающихся: мобилизация обучающихся на учебно-практическую деятельность.

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Готовятся к занятию

Презентация

Приложение 1

2. Выделение проблемы

Раздаются исторические документы с заданиями. Разъяснение сути будущей работы

Ознакомление с историческими документами,с заданиями, задания обсуждают в группах.

Раздаточный материал - документы, иллюстрации, -задания

Приложение 2

3. Практическая часть, работа с историческим материалом

Контролирует процесс отбора исторической информации, выполнения заданий

Производят отборку необходимой информации, выполняют задания по источнику.

Исторические документы, карты Приложение

5.Представление результатов работы.

Предлагает озвучить выполненные задания и предлагает оценить качество готового ответа команд и результаты занести в оценочные листы.

Озвучивают свои ответы, делают выводы. Оценивают выступления команд соперников, заполняют оценочные листы

6.Подведение итогов

Предлагает подвести итог работы

Подводят итоги.

Сдают заполненные оценочные листы

Ход урока

Промежуточная цель

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный момент

Психологический настрой на деятельность

Приветствует обучающихся

Отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся

Предъявляет единые педагогические требования и проверяет готовность к занятию

Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы.

Приветствуют преподавателя.

Сообщают об отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту. Воспринимают, осмысливают, осознают значимость работы на занятии.

2. Выделение проблемы

Постановка проблемного вопроса

«О светло светлая и прекрасна, украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!...»

«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел»

Эти два высказывания характеризуют Русь в XIII в.

Проблемный вопрос: О каких событиях идет речь? Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?

Об этом пойдет речь на уроке, тема которого: «Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Выслушивает, корректирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цель урока

Цель урока: углубить свои знания по вопросу: «борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке» и решить проблему: почему Русь не смогла выстоять в результате завоеваний, находящаяся на более высокой ступени общественного развития?

Обсуждают проблемную ситуацию.

1.В XIII в. На Руси произошла феодальная радробленность.

2.Произошло вторжение захватчиков .

3.Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

Организует проверку домашнего задания.

Задаёт целенаправленные вопросы для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся.

Вопросы:

    В чём причины феодальной раздробленности Руси?

    Назовите и покажите на карте основные княжества-государства, появившиеся на Руси в этот период?

    Каковы последствия феодальной раздробленности для Руси?

    Какое последствие было самым опасным и почему?

Правильно. Ослабление обороноспособности государства- главная опасность для Руси. XIII в. В XIII в.врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственными врагами. На западе существовал ещё один коварный и опасный враг. Это шведы и крестоносцы. Сегодня нам на уроке предстоит ответить на вопросы: Почему русские сумели победить рыцарей?

В чём заключался полководческий талант Александра Невского?

Как русская земля пыталась отстоять свою независимость и боролась с татары - монголами?

Ещё раз формулирует тему и цель занятия.

    Объясняет новый материал и дает задание:

Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси - Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка.

В Прибалтике обосновались немецкие рыцари - крестоносцы члены духовно-рыцарских орденов.

Организатором крестовых походов была католическая церковь. Крестоносцы - рыцари, участники крестовых походов. В армиях крестоносцев с благословления Папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации, их называли духовно-рыцарскими орденами. Разгромленная Русь показалась крестоносцам легкой добычей. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари - крестоносцы, члены Ливонского и Тевтонского орденов.

С благословления Папы римского они вознамерились силой утвердить католическую веру не только в Прибалтике, но и на русских землях. Рыцари не считали православных христианами.

Закрепление сказанного:

- Кто такие крестоносцы, и каковы их цели?

- Что такое рыцарский орден?

- Кто в 13 веке угрожал Руси с Запада?

- Кто такие крестоносцы?

- Какую цель они преследовали?

Предполагалось, что шведы и немецкие рыцарские ордена объединенными усилиями совершат крестовый поход на Русь. Учитель рассказывает, используя карту, историю походов шведских и немецких рыцарей на Новгород: Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалов своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить своё влияние на восток. Но когда с востока на Русь напали монголо-татары Тевтонский и Ливонский ордена объединились для похода на Русь с Запада.

Записывают тему. Формулируют цель урока

Слушают, осмысливают, рассуждают,

Формулируют ответы.

4.Выполнение практических работ

Отработка практических навыков

Координирует работу обучающихся с историческим источником, картой, иллюстрациями

Выполняют работу согласно выданного задания.

    Представление результатов работы

Отработка действий, связанных с самостоятельным построением устного речевого высказывания

Отработка навыка проверки качества выполненного задания, оценивание.

Предлагает выполнить задания с использованием раздаточного материала и электронной презентации. Оказывает помощь при выполнении заданий, координирует действия студентов.

Итак, приступим к выполнению заданий.

I задание:

1.Каждой команде выдаются рабочие листы с заданиями.

Формулируют и представляют свои ответы.

    Подведение итогов

Оценка успешности проведенной работы. Выдача домашнего задания

Наш урок заканчивается, давайте подведем итоги.

Анализирует деятельность обучающихся (готовность к занятиям, подготовка домашнего задания, дисциплина и активность на уроке, успешность освоения нового учебного материала) и оценивает ее.

Выставляет оценки: 1. По результатам проверки домашнего задания. 2. По результатам работы на уроке (ответы на вопросы, сообщения, работа с текстом учебника, дополнения, уточнения). 3. Только положительные оценки за выполнение теста по новому материалу.

Задает вопрос: Кто не согласен с этими оценками?

Анализирует ответы, акцентирует внимание на ошибках, обосновывает объективность оценок. Отмечает и морально стимулирует учащихся, которые успешно справились с заданиями, активно работали во время занятия, помогали преподавателю.

Обучающмимся, которые получили неудовлетворительные оценки, предлагает проанализировать причины неудач и приглашает на консультацию. Предлагает обучающимся подвести итоги урока. Собирает оценочные листы

Молодцы, спасибо за работу на уроке.

Подводят итоги занятия.

Слушают преподавателя,

Задают вопросы.

Высказывают собственное мнение,

Соглашаются или не соглашаются с оценками.

Приложение №1

Документ №1

    В тексте документа пропущены слова…….вставьте пропущенные слова закончив текст

«В результате в июле ….. года шведское войско повело свой флот в устье реки…. Командование армии взял на себя зять шведского короля - Биргер. Передвигаясь вглубь страны, его армия остановилась на левом берегу реки….., недалеко от устья Ижоры. Шведы были настолько уверены в своей победе, что, если верить некоторым источникам, отправили молодому князю Александру послание, в котором говорилось «Мы здесь и мы пленим тебя и твою землю».Что касается действий Александра, то он имел точные сведения о передвижении шведской армии, поскольку в Новгороде была хорошо налажена разведческая деятельность. Молодой князь решил использовать фактор внезапности, собрав городское ополчение и совершив стремительный марш к месту, где остановилась шведская армия. Во время передвижения войск к нему примыкали все новые отряды.»

    О какой битве идет речь?

    Дата сражения?

    Участники сражения?

Документ № 2

Из «Симеоновской летописи»:

Вопросы и задания к документу № 2

    Выберите в тексте факты, говорящие о героизме русских воинов;

    Опредилите причины победы новгородской дружины

    Сформулируйте значение Невской битвы для судеб русского народа

[Правитель Швеции Биргер] услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и его пригороды и славянских людей обратить в неволю. И сказал он: «Иду и покорю всю землю Александрову». Король собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов, и норвежцев, и сумь, емь, и наполнили корабли множеством своих полков и двинулись с великой силой, обуреваемые воинственным духом, и пришел в реку Неву и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую. Тогда пришла весть, что шведы идут на Ладогу, а король в то же время прислал с гордостью послов к великому князю Александру Ярославичу в Новгород со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже нахожусь здесь и покорю землю твою»... И пошел Александр на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына Александра, некогда было послать весть к отцу, потому что враги уже приближались. И многие новгородцы не успели собраться в войско, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов. И пришел на них в воскресенье 15 июля , и была сеча великая со шведами. Избили множество шведов, и самому королю нанес Александр рану на лице острым своим мечом. [В некоторых редакциях летописи - Новгородцев же пало 20 мужей вместе с ладожанами.

Карта Невской битвы

Приложение 2

Документ №3

Из «Симеоновской летописи»:

Вопросы и задания к документу 3

    Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события.

    Сформулируйте причины победы русских воинов.

    Почему тактика рыцарей, приносившая им успех в войнах в Европе, не привела к победе на Чудском озере?

    В чем значение победы Александра Невского?

И пошел с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык».

Уже город Псков был взят и тиуны немецкие посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и, захватив немцев и чудь и наместников немецких, в оковах заточил в Новгороде, а город Псков освободил от плена, а землю немецкую повоевал и пожег и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен». Когда немцы приблизились, стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась. Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой Троицы, пошел в землю немецкую, желая отомстить за кровь христианскую... Услышав об этом, магистр пошел против них [полков Александра] со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области, вместе с королевской помощью; и сошлись на озере, именуемом Чудским. Великий князь Александр возвратился назад.

Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех И других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой………


Летом1240 года они захватили Изборск, а затем овладели Псковом.
Появились отряды рыцарей и вблизи Новгорода. А защищать город было некому, т.к. бояре, боясь, что Александр Невский расширит права княжеской власти, заставили его покинуть Новгород. Однако вскоре вече упросило его вернуться со своей дружиной для защиты Новгорода.

Учащиеся получают задание: используя материал исторического документа, расставьте в хронологической последовательности отрывки из документа.

1.... И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лёд на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью...

2.... Услышав об этом, магистр пришёл против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским...

3. ...Пришёл великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошёл с новгородцами, ладожанами, с карелою и с ижорянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил...

4.... Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошёл против них. (Войска) сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество... 5...И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди
бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была
весна, а другие убежали, тяжело раненными...

6....Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно
город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах
отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена...

(«Повесть о житии Александра Невского») (Ответ: 3-6-2-4-1-5)

Приложение № 3

Документ №4

(По Галицко-Волынской летописи)

    Какая битва представлена на схеме

    О какой битве идет речь

«В год 6732 (1224). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете".Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много.Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.Ожидая покаяния христиан, бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую и иные страны. Тогда же их Чингисхан был убит тангутами. Татары же обманули тангутов и впоследствии погубили обманом. И другие страны они погубили - ратью, а больше всего обманом.»

    Вопросы к документу:

    Где и когда закончилось первое сражение русских с монголо-татарами.

    Кто возглавлял татарские и русские войска?

    Почему русские войска в сражении на реке Калке потерпели поражение?

    Каково значение битвы на Калке ?

Приложение № 4

Приложение№6

    Что за князья изображены на иллюстрациях

2

1

Приложение №5

Заполнить таблицу

«Борьба Руси против внешних вторжений»

Дата сражения

Цели сражения

Захватчики

Итоги сражения

Историческое значение

Приложение№6

    По иллюстрации попытайтесь определить где какая битва изображена.

1.

2.




3.

+

В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изме­нение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение но­вых политических центров, расцвет культуры.

Но во второй трети XIII в. цветущую, но раздробленную Русь постигло страшное бедствие – нашествие монголо-татар. Рязань, Ко­ломна, Суздаль, Владимир, Москва и другие города Северо-Восточной Руси зимой 1237 – 1238 годов подверглись жестокому разгро­му. В 1240 – 1242 годах та же участь постигла южные и юго-запад­ные русские земли. Был взят и разгромлен Киев – столица Древнерусского государства, «мать городов русских».

В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, При­каспия и Северного Причерноморья, имевших благоприятные природные условия для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших террито­рией Монгольской империи, Русь сохранила свою государственность. Но политическая, во многом – экономическая – независимость русс­ких земель была утрачена. Необходимость выплачивать тяжелую дань, ездить в Орду за ярлыком на княжение создавали специфические ус­ловия существования русских земель в XIII – XV вв.

Западные соседи, пользуясь бедствием, постигшим Русь, активи­зировали свою политику и попытались захватить часть русских зе­мель. Летом 1240 г. на Псков и Новгород двинулись «крестовым по­ходом» шведы, а за ними немецкие рыцари. Папа Римский подогревал своими посланиями захватнические планы северных и западных сосе­дей Руси. И совсем не случайно в то время, когда Киев самоотвер­женно оборонялся от войск Батыя, рыцари Тевтонского ордена захва­тили Изборск, Псков, грабили и убивали новгородских купцов.

Для русских князей (великим князем был Ярослав Всеволодович; его сын Александр, прозванный Невским, княжил в Новгороде; в Га­личе – Даниил Романович; в Чернигове – Михаил Всеволодович) в этой острейшей ситуации, когда Русь оказалась «между двух огней», встала проблема выбора: с кем бороться в первую очередь? в чьем лице искать союзников – в лице Орды или католического Запада? Эти две возможные линии в политике нашли свое воплощение в деятель­ности двух виднейших политиков XIII в. – Александра Невского и Даниила Галицкого.

Историки считают, что князь Александр одним из первых оценил всю сложность и противоречивость обстановки, так как лучше других знал, какая опасность надвигается с Запада. Видя, что крестоносцы явились на Русь не меньшими разрушителями, чем монголо-татары, Александр Невский сделал выбор в пользу союза с Ордой и успешно реализовывал свою политическую линию вплоть до смерти (1263 г.).

Позиция князя Александра Ярославича, выступавшего за мир с ордынцами, далеко не у всех вызывала симпатии. Низшие сословия единодушно выступали против Орды, князья и бояре разошлись во мнениях. Церковь поддерживала Невского (монголы проводили полити­ку веротерпимости и освободили церковников от выплаты дани), но и в церковной среде не могло не быть сторонников восстания против Орды.

Выражением народных настроений стали многочисленные волне­ния, бунты против численников, баскаков, непомерной ордынской да­ни (1257 г. – в Новгороде, 1262 г. – во Владимире, Суздале, Росто­ве, Ярославле, Устюге и т.д.). В политике эта линия нашла выраже­ние в деятельности ряда князей, в первую очередь – Даниила Рома­новича Галицкого. Символично, что ближайшим союзником, соратником князя Даниила стал родной брат Александра Невского князь Андрей Ярославич. Источники не дают возможности установить, кто был ини­циатором антиордынского союза, охватившего русские земли с севе­ро-востока на юго-запад, князь Даниил или князь Андрей? Известно, что соглашение было подкреплено женитьбой Андрея Ярославича на дочери Даниила Галицкого в 1251 г.

Этот союз, опиравшийся на моральную поддержку католической церкви, был крайне нежелателен и опасен для Орды. И как только хан Батый упрочил свое положение, добившись избрания великим ха­ном своего ставленника, он направил на Русь очередную рать, кото­рая известна в истории, как неврюева (1252 г.). Сведения о ней скупы. Известно, что неврюева рать явилась под Переяславлем, князь Андрей вышел навстречу ей с полками, и на Клязьме произошла «сеча велика». На стороне владимиро-суздальского князя, видимо, сражались тверичи. Силы были неравными, русские дружины были раз­биты, князь Андрей бежал в Новгород, а затем в Швецию.

Даниил Галицкий оказался без союзника, но все еще надеялся на помощь Папы Римского Иннокентия IV, который звал католиков в крестовый поход на Русь. Призывы главы католической церкви оказа­лись безрезультатными, и князь Даниил решил вступить в борьбу с Ордой самостоятельно. В 1257 г. он выгнал из галицких и волынских городов ордынских баскаков и ордынские гарнизоны. Но Орда присла­ла значительное войско под командованием Бурундая, и князь Даниил по его требованию вынужден был разобрать в своих городах крепост­ные стены, составлявшие главную военную опору в борьбе с ордынца­ми. Сил для сопротивления бурундаевой рати у Галицко-Волынского княжества не было.

Так в жизни победила политическая линия, избранная Александ­ром Невским. В 1252 г. он становится великим князем и окончатель­но утверждает политику мирного исчезновения из русской политичес­кой жизни XIII – XV вв. прозападных деятелей, которые считали меньшим злом союз с католической Европой. Особенно живучи (по объективным причинам) эти настроения оказались в Новгороде и юго-западных княжествах.

§ 2. Особенности развития западно-русских земель

в XIII – середине XV в.

Великое княжество Литовское и Русское

Западно-русские земли, некогда входившие в состав Древне­русского государства (княжества Полоцкое, Турово-Пинское, Во­лынское, Галицкое, Смоленское, Черниговское, Киевское) в середине XIII в. оказались в совершенно новой внешнеполитической ситуации. Это было связано не только с установлением над Русью монголо-та­тарского владычества, но и с тем, что на берегах Двины и Балтики начинает складываться новое государство – Литва.

Ядром Литовского княжества стали племена балтов – летгола, жмудь, пруссы, явяги, литва, – которые в начале XIII в. пережива­ли распад родового строя. Одним из важнейших факторов, ускоривших рождение нового государства, явилась внешняя опасность, с одной стороны, батыевы полчища, не дошедшие до здешних мест, с другой – рыцари католических орденов, обосновавшиеся в Прибалтике в начале XIII в.

Начальный этап образования Литовского княжества источники рисуют туманно. Но почти все историки сегодня сошлись в том, что с момента своего появления на страницах летописей и хроник в 40-е годы XIII в. Литовское государство было балто-славянской держа­вой. Трудно однозначно определить пути объединения славянских и балтийских земель, скорее всего, этот процесс шел и путем соглаше­ния (как это было с Полоцком), и путем завоеваний. Но для такого слияния, несомненно, имелись объективные предпосылки, а именно те центростремительные тенденции, которые вызревали как на террито­рии западно-русских княжеств, так и на землях этнической Литвы.

Создателем новой державы являлся литовский князь Миндовг. Видимо, уже в период его правления (убит в 1263 г.) были заложены основы внутренней политики Литовской державы. Здесь мирно сосу­ществовали язычество и православие. Литовские князья проявляли терпимость к славянским обычаям, традициям, сохраняли хозяйствен­ное устройство, систему управления. Литовская знать активно усва­ивала язык и письменность восточных славян. Именно язык восточ­но-славянского населения стал государственным и сохранял этот ста­тус до конца XVII в. Это закономерно определило отношение русских земель к Литовскому княжеству, как к своему государству.

Еще одним фактором, способствовавшим расширению и усилению Литвы, являлась политика ордынских ханов. Последние рассматривали Литовское княжество как противовес чрезмерному усилению Великого Владимирского княжения с одной стороны, ордену Меченосцев и Поль­ше – с другой. Это наиболее ярко проявилось в период расцвета Ве­ликого княжества Литовского и Русского при князьях Гедимине (1316 – 1341 гг.) и Ольгерде (1345 – 1377 гг.).

В первые десятилетия XIV в. в сфере литовского влияния ока­зались не только Гродно, Полоцк, Новогородок, Витебск, Минск, но и Псков, Смоленск, Брянск, Галицко-Волынская земля. 2 / 3 террито­рии государства было заселено славянами. Естественно, что в это время Литовское княжество приобретает значение сильного центра, около которого группировались слабые русские области. Наравне с Великим Владимирским княжеством оно претендовало на все древне­русское наследство и взяло на себя функцию создания единого сла­вянского государства. Гедиминовичи в решении этой задачи состави­ли достойную конкуренцию Рюриковичам.

Уже в первой половине XIV в. при князе Гедимине именно Вели­кое княжество Литовское и Русское стало центром антиордынской борьбы. Опираясь на его поддержку западно-русские земли надея­лись сбросить ненавистное иго. В 30-е годы смоленский князь Иван Александрович признал свою независимость от литовского государс­тва, чем вызвал гнев хана Узбека. В 1339 г. под Смоленск пришла рать во главе с Тавлубием-мурзой, но сломить сопротивление смолян и литовцев ордынцам не удалось. Орда была вынуждена смириться с отказом Смоленска от уплаты дани. Этим был положен предел расп­ространению власти Золотой Орды на западно-русские земли.

В период правления Ольгерда Гедиминовича сложилась основная территория Великого княжества Литовского и Русского, определились сферы его влияния: окончательно подчинены Киевское княжество, Черниговщина, Северщина, Волынское княжество, Подолия.

XIII век в истории Руси - это время вооруженного противостояния натиску с востока (монго-ло-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238-1239 гг. монголо-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица - баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды - рати.



Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами.

10.Этапы образования централизованного государства :

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.



Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.

Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре)

11. «новое время»в Европе .Это время иногда называют «временем великого прорыва»: - именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства; - значительно возрос уровень производительных сил; - изменились формы организации производства; - благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями: Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Развитие торговых связей углубило процесс формирование национальных рынков, общеевропейского и мирового. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций, в которых зародилась система гражданских прав и свобод, вырабатывалось основополагающее понятие свободы совести. Революция проышгшленная сопровождалась революциями социальными - век становления индустриального общества был веком потрясений, изменения карты мира, исчезновением целых империй и возникновением, новых государств. Изменениям подверглись все сферы человеческого общества, наступила новая цивилизация - на смену традиционной пришла цивилизация индустриальная.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные