Что такое сцена в театре. Театральный словарь_Сценографические термины

Устройство сцены.

Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».

Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

Ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

- (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

- (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

- (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

- (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Сцена , Дорошевич В.М. , "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: T8RUGRAM ,
  • Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века , Токарева Марина Евгениьевна , Марина Токарева - известный театральный критик, обозреватель "Новой газеты", автор книги" Константин Райкин. Роман с Театром" ."Сцена между землей и небом" посвящена режиссуре. Ее, книги,… Категория: Театр Серия: Современный театр Издатель:

АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР , актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.

АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА - частный театр.

АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА - грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП - народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика - вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.

ГАСТИОН - актер в Древнем Риме.

ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.

ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.

ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.

ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ - вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ - один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА - часть акта в драме.

КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ - род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ - название актера в Древней Руси.

ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ - актер пантомимы.

МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

НОО - один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи - в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА - главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».

ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР - постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.

РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

СКЕНА - помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.

СОФИТ - часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.

СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.

СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

ТЕАТР - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

ТЕАТР МИНИАТЮР - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

ТЕАТР ТЕНЕЙ - вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

ТЕЛАРИИ - приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

ТРАВЕСТИ - амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

ТРУППА - актерский состав театра.

ТРЮМ - помещение под сценой.

ФАТ - амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

ФИГУРАНТ - актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

ФИНАЛ - завершающая часть спектакля.

ФУРКИ - приспособления для перемещения на сцене декораций.

ЭТУАЛЬ - актриса развлекательного жанра.

ЭТЮД - в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

ЯРУС - один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

σκηνή , букв. «палатка, шатёр») - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры , затем стала частью театрального антуража, изображая фасады зданий, задние планы (само театральное действие проходило в орхестре , позднее - в проскении).

Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной. Сообщение между сценой и залом осуществляется посредством отверстия в передней стене сцены. Образующаяся при этом архитектурная арка носит название портала сцены (от лат. porta - ворота, вход), а пространство, заключённое внутри арки, называется зеркалом сцены .

По горизонтальному сечению сценическая площадка слагается, как правило, из трёх частей: авансцены, сцены и арьерсцены - соответственно, передней, основной и задней частей сцены. Арьерсцена, как правило, примыкает к основной коробке, как пристройка, и служит для хранения декораций, их быстрой смены с помощью накатных площадок - фурок , создания разнообразных световых и др. эффектов. Помимо этого, сцена делится на игровую часть - лежащую в пределах видимости из зала, и боковые закулисные пространства. С боков также имеются пристройки, именуемые карманами , и также обычно оборудованные накатными площадками.

Сцену от зала в случае пожара должен отделить пожарный занавес .

См. также

  • Поворотный круг (театр)
  • Поворотное кольцо

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сцена" в других словарях:

    сцена - ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

    - (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

    - (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

    - (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

    СЦЕНА, ы, жен. 1. Специальная площадка, на к рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен.: оставить поле… … Толковый словарь Ожегова

    См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Сцена , Дорошевич В.М. , "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: T8RUGRAM ,
  • Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века , Токарева Марина Евгениьевна , Марина Токарева - известный театральный критик, обозреватель "Новой газеты", автор книги" Константин Райкин. Роман с Театром" ."Сцена между землей и небом" посвящена режиссуре. Ее, книги,… Категория:

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные