Рынок и производство культурных благ. Классификация культурных благ


14) Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культур­ных потребностей на основе:

v социально-культурной программы общества (изложенной в право­вых документах государства) и стратегических обще­ственных установок с учетом социально-экономической, возрастной, территориальной структуры общества, идейно-содержательной направленности, видовой структуры, экономических инструментов (финансирования на ос­нове общественного потребления);

v строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры , структура которых в значительной мере предопределяет возможные направления формирования и удовлетворения культурных потребностей;

v воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей;

v экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий сту­дентам творческих учебных заведений);

v законодательных актов , способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям долгосрочной культурной политики государства.

предложения пред­метов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:

v эстетическое воздействие на формирование объема и структуры пред­ложения, исходя из издательских, постановочных и других планов, планов по каждому отдельному виду культурно-просветительной деятельности

v экономические инструменты, регулирующие выбор наиболее эффективного варианта осуществления поставленных задач: планирование, финан­сирование (инвестиционная политика), система материальной заинте­ресованности отдельных работников и целых

v 15) Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:

v системы среднего образования и школьного воспитания ;

v системы внешкольного коллективного и индивидуального эстети­ческого воспитания ,

v существующей практики удовлетворения культурных потребнос­тей , особенно посредством творческой деятельности;

v социально-экономической политики общества : путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения.

Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:

Актуализации долгосрочных факторов, определяющих спрос на пред­меты культурных потребностей

Экономических инструментов (политика в области ценообразования)

Режима работы учреждений культуры и организации доступа к куль­турным ценностям (пропаганда, абонементы, доставка и т. п.)

Маркетинговой и информационной политики (реклама, критика и т. д.)

Законодательно-организационных мер

16) Управленчес­кий цикл. С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, плано­мерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности. Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленчес­кий цикл.

Первый этап - сбор и обработка социокультурной информации , изучение состояния объекта в данный момент.

Второй этап - анализ обработанной социо­культурной информации, ее систематизация и на этой основе - постановка целей и задач.

Третий этап - учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития.

Четвертый этап - разработка путей передачи социокультур­ной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки.

Пятый этап - непосредственная реализация программы развития.

Шестой этап - контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокуп­ности с социально-экономическими особенностями данного кон­кретного региона.

Седьмой этап - осуществление коррек­тирующих воздействий на осно­ве контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий.

Последний, восьмой этап - оценка результатов деятель­ности и планирование нового управленческого цикла .

17) Регламентация - это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда .

По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы ; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации , ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива Проблема скоординированности и внесения изменений в регламентацию

Обеспечение социальной солидарности в современных обществах связано с целым рядом проблем.

Во-первых, регламентация содержит многочисленные несогласованности, нестыковки, внутренние противоречия . С этим постоянно приходится сталкиваться. Во-вторых, в ней полно лакун (или попросту дыр), которые есть в любом законодательстве и которыми пользуются самые разные люди - от очень передовых предпринимателей, строящих уже знакомые нам “схемы”, до очень плохих бандитов, делающих там свой маленький бизнес. В третьих, что самое главное, центральной проблемой является проблема внесения изменений .

Семинар 3. Вопрос №1.

Понятие и содержание культурных благ.

Блага – средства удовлетворения потребностей людей.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ. Блага можно классифицировать на материальные (естественные дары природы и продукты производства) и нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование и, в частности, в сфере культуры.

Культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Специфической формой культурного блага являются товары и услуги, т.е. деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом. Услуги культуры подразделяются на два вида: услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т.д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю); услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т.д.

Экономическая сущность культурных благ.

Культурное благо не относится к стандартным рыночным товарам – каждый объект культуры уникален. Значительная часть культурных благ обладает свойством неисчерпаемости, следовательно, их можно отнести к общественным благам. Следовательно, производство этих благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц имеющих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ, например, спонсоров и меценатов.

Наряду с ценностями непосредственного использования (эстетическое наслаждение, получение знаний, развлечение, самовыражение) культурные блага обладают ценностями, не связанными с текущим потреблением. Это правило действует и в отношении культурных благ, которые обладают ценностью существования, ценностью отложенной выгоды и ценностью наследования. Люди, которые в настоящий момент не потребляют культурные блага, ценят возможность их потребления в будущем (ценность отложенной выгоды), ценят доступность и многообразие культурных благ для своих детей и будущих поколений (ценность наследования). При этом ценности культурных благ, не связанные с их потреблением, не выражаются в ценах и не оплачиваются на рынке, поэтому без государственной поддержки объем производства культурных благ будет меньше оптимального. Например, экономическая ценность нематериального культурного блага (чувство вкуса, талант) при оценке через рыночный механизм равна нулю в силу невозможности его продать. Однако, те блага, которые производят с помощью нематериальных активов, имеют и экономическую, и культурную ценности. Культурная ценность благ отражает не только их эстетическое значение (например, художественную форму объекта, красоту, гармонию), но и ряд символических и социальных аспектов, следовательно, при оценке культурных благ должны учитываться символическая (идеи, смыслы, впечатления) и социальная ценности культурных благ.

Основная проблема при оценке культурных благ заключается в необходимости денежной оценки нерыночных благ и символических категорий, присущих культурным благам - моральных, нравственных, эстетических, художественных. Затрудняет оценку и то обстоятельство, что неизвестны влияние результатов культурной деятельности на отдельных потребителей и социальные отношения, а также все выгоды, приносимые культурным благом.


  1. Общие понятия блага и общественного труда.

  2. Понятия «ценность», «культурные блага», «продукты сферы культуры», «культурные товары».

  3. Сравнительная производственная и потребительская характеристика средств и продуктов культурной деятельности.

  4. Формирование предложения и спроса на продукты социально-культурной деятельности.




Виды услуг




Культурное богатство человеческого общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, а отдельный продукт  его элементарная форма. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человечес­кие потребности  культурные (познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные). В экономике культуры рассматриваются культурные блага как материальные и нематериальные продукты общественного труда, затраченного на их создание, творческое воспроизведение, обработку и хранение. Они обладают общественной потребительной стоимостью и являются одним из способов усвоения человеческой жизни.

Наибольшее влияние на динамику культурного развития оказывают продукты, которые отличаются своей исключительностью, нестандартностью, неповторимостью, созданные особо талантливыми мастерами

Создание продукта личного творчества для удовлетворения личных культурных потребностей имеет важное значение для повышения культурного уровня членов общества, оказывает влияние на структурные преобразования в сфере куль­туры, на направления и темпы развития отдельных подсистем в сфере куль­туры; может также рассматриваться с точки зрения экономических предпосылок и усло­вий, необходимых для личного творчества.

В процессе культурной деятельности образуются либо культурные блага (в узком смысле слова плоды общественно не организованной или общественно организованной непрофессиональной культурной деятельности), либо продукты сферы культуры (плоды профессионально организованной культурной деятельности), либо культурные товары (предметы купли-продажи).


  • культурные блага, продукты сферы культуры и культурные товары имеют определенную культурную потребительную стоимость

  • продукты сферы культуры имеют к тому же стоимость в экономическом смысле

  • культурные товары имеют и цену


Культурные блага по своему характеру неоднородны и различаются:

по степе­ни материализации; способу удовлетворения культурных потребностей;

по выполняемой ими функции

Классификация культурных благ


Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей

Услуги культуры

Выполняющие функции передаточного механизма в культуре выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т.д. К этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т.п.

Выполняющие непосредственно культурные функции: работа театрального актера, концерт исполнителя – виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора , лекция ученого и т.п.

Сравнительная производственная и

потребительная характеристика

Регулирование предложения и спроса на продукты скд
В соответствии с общественными культур­но-политическими целями государство устанавливает иерархию предложений по социально-культурным приоритетам

Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» Ст.10

Приоритетами государственной политики в сфере культуры являются:


  • сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка

  • создание, распространение и популяризация произведений художественной литературы и искусства для детей и молодежи

  • создание условий для эстетического воспитания, художественного и культурологического образования детей и молодежи

  • популяризация классических произведений художественной литературы и искусства, иных эстетических и нравственных ценностей отечественной и мировой культуры

  • обеспечение функционирования и развития культуры в сельской местности

Государство осуществляет регулирование предложения предме­тов культурных потребностей (культурных благ) и формирование спроса на них.

Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культур­ных потребностей на основе:


  • социально-культурной программы общества (изложенной в право­вых документах государства) и стратегических обще­ственных установок с учетом социально-экономической , возрастной, территориальной структуры общества, идейно-содержательной направленности, видовой структуры, экономических инструментов (финансирования на ос­нове общественного потребления);

  • строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры , структура которых в значительной мере предопределяет возможные направления формирования и удовлетворения культурных потребностей;

  • воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей;

  • экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий сту­дентам творческих учебных заведений);

  • законодательных актов , способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям

  • долгосрочной культурной политики государства.
Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:

  • системы среднего образования и школьного воспитания ;

  • системы внешкольного коллективного и индивидуального эстети­ческого воспитания ,

  • существующей практики удовлетворения культурных потребнос­тей , особенно посредством творческой деятельности;

  • социально-экономической политики общества : путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения.
предложения пред­метов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:

  • эстетическое воздействие на формирование объема и структуры пред­ложения, исходя из издательских, постановочных и других планов, планов по каждому отдельному виду культурно-просветительной деятельности

  • экономические инструменты, регулирующие выбор наиболее эффективного варианта осуществления поставленных задач: планирование, финан­сирование (инвестиционная политика), система материальной заинте­ресованности отдельных работников и целых коллективов, политика в области ценообразования; режим работы культурных учреждений и т. п.
Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:

  • актуализации долгосрочных факторов, определяющих спрос на пред­меты культурных потребностей

  • экономических инструментов (политика в области ценообразования)

  • режима работы учреждений культуры и организации доступа к куль­турным ценностям (пропаганда, абонементы, доставка и т. п.)

  • маркетинговой и информационной политики (реклама, критика и т. д.)

  • законодательно-организационных мер.

Тема 4

Понятие и цели управления и регулирования

культурных процессов

Основные вопросы


  1. Регламентация - путь к эффективной координации и свободе

  2. Госрегулирование и взаимодействие с рынком

  3. Управленческий цикл.

  4. Саморегулирование как важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей .

1. Мы всегда находимся в социальном пространстве, где кто-то до нас уже принимал множество решений (часть которых зафиксирована в регламентирующей документации). Принятые ранее решения задают структуру этого пространства , представляют собой основу порядка, т.е. отлаженного, организованного состояния общества.

Находясь в пространстве принятых кем-то решений, будучи внутри этой овеществленной регламентации, мы вынуждены принимать свои решения не в пустом пространстве, а с учетом предыдущей регламентации.

Возможность правильно, без ошибок и излишних трудозатрат передать вниз (подчиненным) постоянные управленческие воздействия через регламентацию – основа эффективного управления.

Регламентация - это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда . В обществах с неразвитым разделением труда регламентация не нужна: там социальную солидарность обеспечивает так называемое общее сознание: имеется шаман или вождь-жрец, транслирующий волю Неба. К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. свод государственных законов, подзаконных актов (указов и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты.

Дюркгейм был первым, кто оценил значимость проблемы регламентации , рассмотрел ее в качестве фундаментального понятия социологии еще в 1895 г. в работе “О разделении общественного труда”. Он указал на качественно новый предмет деятельности современных менеджеров, то есть (используя термины самого автора) лиц, занятых совершенствованием разделения труда в корпорациях современного типа. Этот предмет – регламентация .

Вопрос, положивший начало этому труду Дюркгейма, касается отношения между индивидуальной личностью и социальной солидарностью .

По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы ; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации , ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива .

Основной принцип формирования культурной политики государства  практическое признание универсальной гармонизирующей роли культуры, является прямым отражением интересов общества в отношении культуры и культурной деятельности. Это диктует необходимость решать проблемы всего спектра видов культурной деятельности, от сохранения культурного наследия до оказания поддержки отдельным деятелям культуры, что обуславливает многоуровневую структуру культурной политики. В связи с этим возникает принцип субсидиарности в культурной политике: делегирования полномочий непосредственным исполнителям  некоммерческим организации культуры, выполняющие социальную миссию в обществе, правила взаимодействия в котором определяются государством.

Вне зависимости от экономической идеологии государства, некоммерческие организации требуют государственной поддержки, обусловленной объективными причинами реализации социальной миссии, которая невозможна в чисто рыночных условиях. В этой связи возникает принцип взаимодополняемости , который предполагает эффективное сочетание поддержки культуры из бюджетных и внебюджетных источников. Анализ культурной политики зарубежных стран дает возможность сделать заключение, что одним из наиболее эффективных примеров воплощения принципа взаимодополняемости является политика налогового протекционизма.

Дня реализации принципов субсидиарности и взаимодополняемости в культурной политике государства, при хроническом недостатке финансовых средств, является диверсификация источников поддержки организаций культуры.

Особенностью экономических характеристик культурной деятельности являются положительные социальные эффекты, которые не учитываются рынком, а также хроническая убыточность организаций культуры. Это служит предметом особого экономического внимания государства, так как рыночные институты по своей природе направлены на удаление неконкурентноспособных производств и видов деятельности, к которым в частности относятся многие важные виды культурной деятельности.

Российский исследователь Кривошеев М.И. пишет, что возникает необходимость изменения идеологии участия государства в рыночном обмене и рассматривать государство в качестве полноправного рыночного агента , преследующего свои интересы и удовлетворяющего «социальные потребности общества». Это позволяет вывести проблему экономического бытования культуры из тени и более эффективно искать ее решения, перевода в институциональную область.

Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов.

Собственность (учредительство) - создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых высту­пают государственные органы.

Контроль и администрирование - деятельность го­сударственных органов управления и контроля со сторо­ны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вне­ведомственный контроль (налоговая инспекция, пожар­ный и санитарный надзор и т. д.).

Культурная политика - выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях.

Финансирование - выделение средств из республиканско­го и местных бюджетов как на содержание государствен­ных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» - программ и проектов.

Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

Воспроизводство профессиональной среды - подготов­ка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учрежде­ниях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образо­вательных стандартов (лицензирование, аккредитация).

Стимулирование - налогообложение и прочие дей­ствия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация - информационное обеспечение выра­ботки решений, деятельности, анализа ее результатов.

В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству. Широко известна модель финансирования сферы культуры, предложенная исследователями из Канады Гарри X. Шартраном и Клэр Мак-Кафи. Они выделили четыре категории финансирования с условными названиями: государство-вдохновитель или помощник, государство-патрон, государство-архитектор и государство-инженер. Модели предложенной классификации не взаимоисключают друг друга и могут использоваться одновременно.

1. «Помощник» - поддержание и развитие государством разнооб­разия как в некоммерческом профессиональном , так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего - зако­нодательно и налоговой политикой), а не каких-то от­дельных стилей и направлений. При­мер «помощника» - государственная поддержка куль­туры в США.

2. «Патрон» - обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помо­щью стипендий, пример - Великобритания.

3. «Архитектор» - помощь культуре и искус­ству со стороны государства является частью его про­граммы повышения благосостояния общества и выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финан­сировании. Пример - Франция.

4. «Инженер» - государство владеет и распоря­жается средствами осуществления культурной деятельно­сти и художественного творчества. Например, оно поддер­живает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Пример - бывший СССР.
3. Управленчес­кий цикл. С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, плано­мерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности. Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленчес­кий цикл.

Первый этап - сбор и обработка социокультурной информации , изучение состояния объекта в данный момент.

Второй этап - анализ обработанной социо­культурной информации, ее систематизация и на этой основе - постановка целей и задач.

Третий этап - учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития.

Четвертый этап - разработка путей передачи социокультур­ной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки.

Пятый этап - непосредственная реализация программы развития.

Шестой этап - контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокуп­ности с социально-экономическими особенностями данного кон­кретного региона.

Седьмой этап - осуществление коррек­тирующих воздействий на осно­ве контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий.

Последний, восьмой этап - оценка результатов деятель­ности и планирование нового управленческого цикла .
4. Культура - явление саморегулирую­щееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование – важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей. «Самоорганизация – спо­собность системы самостоятельно, без воздействия извне, изменять свою структуру, совершенство­вать организацию работ по управ­лению производством. Саморегулирование – 1. способность системы самостоя­тельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздей­ствия, нарушающие ее нормаль­ное функционирование. Саморе­гулирование достигается с помо­щью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации; 2. механизмы саморегуляции экономики, дей­ствующие как результат индивидуального поведения каждого хо­зяйствующего субъекта при отсут­ствии сторонних вмешательств»  .

Культурный процесс в своей совокупности это производство, хранение, распространение и освоение культурных ценностей. Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место.

Производство куль­турных ценностей - это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет само­выражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества - материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту твор­ческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим.

Хранение культурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладаю­щую роль в нем играет саморегулирование.

Распространение, распределение ценностей - предполагает трансляцию знаний, ценнос­тей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты, деятельность которых еще в не­давнем прошлом подвергалась жесткому управлению через идеологические установки и предписания. Сейчас преобладает регулирование с помощью финан­совых рычагов при созда­нии благоприятных условий свободы деятельности средств массо­вой коммуникации, в выборе ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта свобода имеет и негативные проявления, так как часто транслируются низкопробные элементы культуры.

Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не толь­ко в организованных структурах , но и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Однако преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество.

Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность; процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизован­ным. Социокультурные институты организовывают какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов, но не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Создается ситуация выбора через предложение различной социокультурной информации. Основой потребления является регулирование процессов раз­вития потребностей и интересов личности в условиях социокуль­турных институтов. Это предполагает ненавязчивое постепенное их вытеснение и «замещение» другими; изменение мотивов, установок, ценностных ориентации личнос­ти. Изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценно­стях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры.

Культура – явление саморегулирую­щееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Регулирование ее развития осуществляется через создание материальных, организационных, технологических условий и благопри­ятного социально-психологического климата. Оно предполагает решение стратегических вопросов и исключает вмешательство во внутреннее содержание.

ТЕМА 1. Культура в экономике


Тема 3. Ресурсный потенциал культуры.

1.Виды ресурсов Экономические (трудовые, материальные, денежные и интеллектуальные средства, природные, предпринимательские) и иные ресурсы (временные; творческие; информационные; правовые; специфика места; ресурсы публичности).

2.Информационное обеспечение культурной деятельности.

3.Специфика характера труда в сфере культуры. Результаты труда в культуре.

ТЕМА 4.Рынок и производство культурных благ.

1.Структура и функции рынка. 2.Спрос и предложение на рынке. Эластичность спроса и предложения.

3.Полезность и ее влияние на выбор.

4.Экономическая оценка культурных товаров и услуг.

5.Формирование спроса и предложения на общественные блага.

ТЕМА 5.Отношения собственности культуре.

1. Собственность как основа системы экономических отношений

2.Особенности имущественных отношений в государственных и муниципальных учреждениях культуры.

3.Процессы разгосударствления и приватизации в

культуре.

4.Частная собственность и предпринимательство в культуре.

5.Собственность на результаты интеллектуальной деятельности и собственность на имущество культурного значения.

6.Экономические аспекты культурного наследия.

ТЕМА 6. Планирование в культуре.

1.Основные виды планов. Принципы планирования. Классификация плановых показателей. 2.Методы и этапы планирования на предприятиях культуры.

3. Программы культурного развития и социокультурные проекты. Их роль, виды типы и основные характеристики.

4 Проблемы современной культурной политики государства.

ТЕМА 7. Финансирование культуры

1.Прямое и косвенное финансирование культуры.

2.Источники финансовых ресурсов. Порядок и формы финансирования культурной деятельности. 3.Сметное финансирование и субсидирование. 4.Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры. 5.Внебюджетные источники финансирования.



6. Меценатство, благотворительность, спонсорство в культуре. 7.Использование финансовых средств организаций культуры ТЕМА 8. Ценообразование в организациях культуры.

1.Экономическая природа и процесс формирования цены. 2.Функции цен.Структура и динамика затрат на услуги культуры.

3.Основные ценообразующие факторы. Методы ценообразования. 4.Ценовая политика в сфере культуры.

ТЕМА 9. Трудовые отношения и оплата труда в сфере культуры.

1.Общие принципы регулирования трудовых отношений. Экономическая природа заработной платы.

2. Принципы, формы и системы оплаты труда в сфере культуры.

3. Структура и динамика заработной платы в организациях культуры.

4. Коллективные и индивидуальные договоры.

5. Система специальных выплат в сфере культуры.

6. Воспроизводство кадров в области культуры.

Интересная Литература по экономике.

2. Левитт Фрикономика

3. Левитт Суперфрикоэкономика.

4. Сонин К. Уроки экономики

5. Гуриев С. Мифы экономики

6. Фергюсон Найл. Восхождение денег.2012.

7. Остальский. А. Краткая история денег.2011.

8. Зеленцова.Е. Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М. 2009.

9. Закарян. И. Ценные бумаги – это почти просто.

10. Волков. В. Силовое предпринимательство 21век.2012.

11. Кричевский. Н. Иноземцев В. Кризис экономики здравого смысла.2011.

12. Долгин. А. Экономика символического обмена.2012.

13. Аузан. Институциональная экономика для чайников. Интернет. 12лекций.

14. Хокинс Дж. Креативная экономика. М. 2012.

15. Саймон Джонсон. 13 банков которые управляют миром 2012

16. Горяев А. Чумаченко В. Финансовая грамота.М 2009

17. Томпсон.Дональд Как продать чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. М. 2010.

18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.2007

19. Тросби. Экономика и культура. М 2013.



20. Полит. ру. Публичные лекции. Экономика: просто о сложном. Экономика финансов.

21. Ядгаров Я. История экономических учений. Эл. версия.

22. . А Кох. П. Авен Революция Гайдара.2013.

23. Ручир Шарма Прорывные экономики 2013.

24. Основы предпринимательской деятельности. Под. Ред. В.М..Власовой.1994.

25. М Г Коляда П Бирюков Рекорды и достижения в мире экономики и бизнеса 2012.

26. Григорьев О.Эпоха роста. Лекции по неоэкономике. М. 2015.

27. Ха Джун Чанг. Как устроена экономика М 2015.

28. Дж. Мокир. Рычаг богатства. М 20015.

29. Захаров Теория игр в общественных науках. М 2015.

30. Михаил Хазин Курс лекций по экономике.

31. Олег Григорьев Курс лекций по экономике.

32. Дэвид Смит. Бесплатный обед. Удобоваримые экономичекие идеи.2014г.

33. Сильвия Назар. Путь к великой цели. История одной экономической идеи.2014г.

34. Андрей Остальский. Краткая история денег. Откуда они взялись. Как работают. Как изменятся в будущем. 2008

35. Долгин А.Б. Как нам стать договоропригодными. Начала экономической теории клубов 2013

36. Дэвид Хезмондалш Культурные индустрии 2014

37. Аузан А.Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь 2014

38. Чернышев Д.Как люди думают.

39. Стивен Ландбург Экономист на диване.2013.

40. Мэнкью. Учебник. Основы экономики

41. Линдблом Ч.Рыночная система: Что это такое, как она работает и что ней делать 2014

42. Что есть что в мировой экономике.Словарь справочник. Ред В.С. Паньков.

43. Грейди Клейн и Йорам Бауман Микроэкономика. Макроэкономика. Краткий курс в комиксах. 2015.

44. Ха Джун Чанг Как устроена экономика 2015.

45. Эдмунд Конвей Экономика.50 идей о которых нужно знать.2015

46. Георг фон Вальвиц Мистер Смит и рай земной. Изобретение благосостояния.2015

47. Невидимая рука рынка. Под ред. Дж. Итуэлла.2009.

48. Джоэль Мокир. Рычаг богатства. 2014.

49. Даниэль Бенсаид. Маркс (инструкция по применению) 2014

50. Роберт Фрэнк. Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо. 2013.

51. Роберт Лукас.Лекции по экономическому росту. 2013.

52. Философия экономики.Антология. Под. Ред. Дэниела Хаусмана.2013.

53. Джефф Малган. Саранча и пчелы. Хищники и творцы в капитализме будущего. 2014.

54. Роберт Бреннер. Экономика глобальной турбулентности. 2014.

55. Эдмунд Конвей. Экономика. 50 идей о которых нужно знать.2015.

56. Мария Бойко. Азы экономики. М., 2015.

57. Травин Дмитрий Крутые горки 21 века. Постмодернизация и проблемы России СПБ 2015.

58. Киреев Алексей. Экономика. Экономикс Интернет учебник М. 2014.

Сайты экономистов.

59. Сайт Высшей школы экономики

60. Postnauka ru\ video. Сайт.

61. СайтРоссийской экономической школы

62. Сайт Европейский свободный университет. СПБ.

63. Вячеслав Иноземцев. Сайт.

64. Яков Миркин Сайт.

65. Михаил Делягин. Сайт.

66. Сергей Алексашенко. Сайт.

67. Дмитрий Травин. Сайт.

68. Многопользовательский онлайн- курсы Coursera. EdX.

69. УНИВЕРСАРИУМ

Книжные поисковые системы

71. Поисковая система НИГМА.РФ

72. allbest.ru – книги и рефераты.

73. Poiskknig.ru - поиск электронных книг свободно распространяемых в Интернете.

Официальные сайты.

85. Законодательство РФ http://www.interlaw.ru/

86. Министерство экономического развития РФ http://www. economy.gov.ru/

87. Министерство финансов РФ http://wwwl.minfin.ru/

88. Банк России http://www.сbr.ru/

89. Федеральная служба гос. Статистики. http://www.gks.ru/

90. Федеральная налоговая служба. http://www.nalog.ru/

Агентство эконом. информации «ПРАЙМ-ТАСС»

РИА «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ»

АКДИ Экономика и жизнь»

Журнал «Эксперт»

Журнал «Вопросы экономики»

Журнал «Финансы»

3. 38.Интернет-еженедельник CONSULTING.RU

4. http://www.consulting.ru/

5. 39.Журнал Эксперт

6. http://www.expert.ru

7. Представлены материалы по экономической проблематике развития России и других стран мира.

8. 40.Консультант-Плюс

9. http://www.consultant.ru

10. Представлены основные законодательные акты по экономике, социальной сфере.

11. 41.Министерство экономического развития и торговли

12. http://www.economy.gov.ru

13. Широкий диапазон материалов по экономическому развитию России, различных отраслей экономики и социальной сферы

14. 42.Прайм-тасс – Агентство экономической информации

15. http://www.prime-tass.ru

16. Материалы по социально-экономической проблематике

17. 43.Служба тематических толковых словарей

18. http://www.glossary.ru

19. 44.Университетская информационная система РОССИЯ

20. http://www.cir.ru

21. Материалы по экономической науке, в том числе институциональная проблематика

22. 45.Госкомстат РФ

23. http://www.gks.ru/

24. 46.Институт экономики переходного периода

25. http://www.iet.ru/

26. Современные материалы по проблемам экономической теории и практики 47.Газета The Economist

27. http://www.economist.com/

29. 48.Национальное бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research)

30. http://www.nber.org/

31. Полностью открытая база научных статей преимущественно американских авторов по всем разделам экономической науки,

Вопросы зачета по курсу « Экономика культуры»

1. Культура как отрасль национальной экономики.

2. Предмет экономики культуры.

3. Отношения собственности в культуре.

4. Рынок и производство культурных благ

5. Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры.

6. Ресурсный потенциал сферы культуры.

7. Специфика характера труда в сфере культуры.

8. Результаты труда в культуре. Культурное благо.

9. Виды учреждений культуры (бюджетное, автономное, казенное) и основные характеристики их деятельности.

10. . Структура и органы управления культурой.

11. Основные и оборотные фонды предприятий культуры: понятие, состав, структура, особенности.

12. Ценообразование на культурные блага.

13. Принципы и организация оплаты труда в сфере культуры

14. Источники финансирования предприятий культуры

15. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры.

16. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.

17. Применение специальных выплат на предприятиях культуры

18. Фандрейзинг: сущность, механизм и принципы использования

  1. Бюджетное финансирование культурной деятельности.
  2. Проектное финансирование культурной деятельности.
  3. Внебюджетные источники финансирования государственных учреждений культуры.

22. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

  1. Структура и органы управления культурой
  2. Принципы факторы и нормативы территориального размещения организаций культуры.

25. Частная собственность и предпринимательство в культуре.

26. Интеллектуальная собственность в культуре.

27. Система налогообложения предприятий культуры.

28. Основные законодательные акты регулирующие сферу культуры.

ТЕМА 1. Культура в экономике

1.Предмет и метод экономики культуры. 2.Основные направления становления науки об экономике культуры.

3.Типология культурных благ (частное благо, общественное благо, смешанное благо).

4.Специфика услуги как товара. 5.Услуги культуры и их особенности

Тема 2.Структура отрасли культуры. Предприятия культуры. Их классификация и размещение.
1.Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

2.Субъекты и объекты культурной деятельности. 3.Виды культурной деятельности.

4.Структура управления и органы культуры. 5.Виды организаций культуры и их правовой статус.

6.Принципы и факторы размещения организации культуры.

Среди материальных объектов формирования и удовлетворения куль-турных потребностей (1) следует выделить:

1.1. средства культуры, которые в свою очередь делятся на:

«производственные» (скрипка, фортепиано, кисти, театральные костюмы и т. д.), т.е. с помощью которых идет производство (воспроизводство) культурных благ;

информационные (радиоприемники, телевизоры и т.д.). (Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.);

Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например, скрипки работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.

1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это -- продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение.

Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на:

предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.),

предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.

Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиофафическом издании, то на следующем этапе книга есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью.

Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2)также разделяются на:

услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т. п.;

услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.

Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства.

Оптимизация условий формирования и удовлетворения культурных потребностей предполагает пропорциональное развитие выделенных выше подгрупп. Если в процессе воспроизводства условий удовлетворения культурных потребностей основной является фаза авторского производства и творческой реализации, то с точки зрения результатов процесса воспроизводства основной фазой является процесс создания предметов культуры и культурных услуг, которые выполняют непосредственную культурную функцию.

Нельзя пренебрегать ни одной из подгрупп материальных или нематериальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей. Они совместно образуют комплекс условий культурного производства и потребления и связаны друг с другом сложными отношениями.

Например, предметы культуры материального характера сами по себе не могут выполнять свою функцию, если они не связаны с группой услуг, выполняющих функцию передаточного механизма, который обеспечивает их переход от фазы распространения к фазе потребления. (В противном случае, например, художественный фильм остался бы архивным документом или оригиналом для учебных нужд и методологических исследований.)

Объекты культурных потребностей обусловливают друг друга: потребительский эффект одних объектов может вызвать необходимость производства других объектов или же, наоборот, один объект может конкурировать с другим.

Способность к взаимозаменяемости у отдельных объектов, особенно в группе предметов культуры и культурных услуг, значительно ниже, чем у обычных предметов потребления, поскольку каждый отдельный продукт культуры имеет настолько специфическую потребительную стоимость, что его нельзя заменить другим. Так, если мы хотим купить в книжном магазине конкретное произведение конкретного автора, то едва ли согласимся купить произведение другого автора и даже другое произведение того же автора.

Взаимозаменяемость объектов и конкуренция их друг с другом осуществимы лишь в том случае, если на их пути к потребителю нет временных, пространственных или общественных преград, таких, например, как неразвитая социальная инфраструктура. Например, телевизионную постановку пьесы можно лишь тогда считать взаимозаменяемым объектом потребностей, если в близлежащем районе есть театр, в котором идет эта пьеса, или же действуют культурные учреждения, имеющие богатую про-грамму мероприятий, приятную атмосферу и т. д.

Удовлетворение определенных культурных потребностей определенными объектами может вызвать интерес к другим объектам, если они:

взаимно стимулируют разнообразие потребностей (посещение театра, чтение книги);

взаимообусловлены (например, целенаправленное эстетическое воспитание ведет к повышению спроса на объекты удовлетворения культурных потребностей, вызывая желательные изменения в структуре спроса, и, наоборот, недостатки и ошибки в деле эстетического воспитания ведут к застою и деформации структуры спроса).

Тщательное изучение культурных потребностей и особенностей объек-тов их удовлетворения (взаимозаменяемость, стимулирование и т. п.) име-ет Огромное значение при разработке конкретной стратегии культурной политики, направленной на создание необходимых условий для творчества, при которых действует закономерность непрерывного роста культурного уровня в обществе. Без такого изучения невозможно сформулировать приоритетные принципы удовлетворения культурных потребностей, найти узловые пункты в комплексе условий (объектов), на основе которых с наибольшей эффективностью обеспечивается комплексное развитие системы культурных потребностей на данном этапе развития общества.

Экономическое функционирование предметов культурных потребностей имеет наряду с общими признаками, свойственными макросистеме управления и экономики, и ряд собственных черт, которые необходимо учитывать. Схематически их можно представить в сравнении, например, с обычными промышленными продуктами (см. Табл. 1.5).

Экономическое разнообразие продуктов культурной деятельности за-висит от разнообразия видов, форм деятельности в отрасли культуры.

Анализируя характер продуктов на отдельных этапах процесса воспроизводства в отрасли культуры, а также характер производства с точки зрения его единичности или повторяемости, его нацеленности на массовость потребления, его ориентированности на спрос и предложение, которые специфическим образом связывают экономический кругооборот отдельных продуктов отрасли культуры, можно схематически выделить основные производственные и потребительские характеристики продуктов и средств культурной деятельности, как это представлено в Табл. 1.6.

Такой анализ средств и продуктов культурной деятельности с точки зрения производства, предложения и спроса дает основу и для их идентификации в условиях общественного производства и экономики рыночного хозяйства.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные