Порядок проведения валютных операций в российской федерации. Валютные операции и порядок их осуществления

"Финансовая газета", N 35, 2000

Российское валютное законодательство содержит значительный объем правовых норм, регулирующих порядок проведения валютных операций юридическими лицами - резидентами. В то же время в ряде случаев законодательно прямо не закреплена возможность проведения тех или иных валютных операций физическими лицами - резидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - индивидуальные предприниматели) либо необходимость применения в отношении них нормативных правовых актов в области валютного регулирования и валютного контроля. Поэтому в практике применения валютного законодательства часто возникает ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить на страницах газеты.

Необходимо ли индивидуальным предпринимателям оформлять паспорта экспортных (импортных) сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте (импорте) товаров?

В соответствии с п.1 Положения Банка России и ГТК России от 22.12.1999 N 101-П и N 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" действие этой Инструкции распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом (в том числе в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам) товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта. Согласно преамбуле Инструкции Банка России и ГТК России от 26.07.1995 N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" ее действие распространяется на юридических лиц - резидентов Российской Федерации независимо от организационно - правовой формы. Таким образом, индивидуальным предпринимателям необходимо оформлять паспорта экспортных сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте товаров. Оформление паспортов импортных сделок в случае заключения индивидуальными предпринимателями с нерезидентами договоров об импорте товаров не требуется.

Требуется ли уполномоченным банкам открывать индивидуальным предпринимателям депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров?

Обязанность уполномоченными банками открывать резидентам депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров, установлена п.3 Указания Банка России от 22.03.1999 N 519-У (в ред. от 24.03.1999, 28.06.1999) "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию". В соответствии с преамбулой этого Указания его действие распространяется на случаи покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию только юридическими лицами - резидентами. Указание N 519-У не распространяется на покупку иностранной валюты индивидуальными предпринимателями. Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров без депонирования суммы рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты.

Должен ли уполномоченный банк при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета параллельно открывать ему транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет? Каков механизм обязательной и обратной продажи иностранной валюты, поступившей в пользу индивидуального предпринимателя?

Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам транзитных валютных счетов установлен Инструкцией Банка России от 29.06.1992 N 7 (в ред. от 18.06.1999) "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Исходя из преамбулы данной Инструкции ее действие распространяется исключительно на юридических лиц - резидентов. Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам специальных транзитных валютных счетов установлен Указанием Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Согласно преамбуле этого Указания его действие распространяется также исключительно на юридических лиц - резидентов. Таким образом, уполномоченному банку при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета не требуется параллельно открывать транзитный и специальный транзитный валютные счета. Поскольку частичная обязательная продажа иностранной валюты осуществляется с транзитного валютного счета, а ее обратная продажа - со специального транзитного валютного счета, то порядок обязательной и обратной продажи не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Вправе ли индивидуальный предприниматель переводить средства со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на текущий валютный счет, открытый ему как физическому лицу в этом же или другом уполномоченном банке? Какие документы необходимо представить для проведения такого перевода?

Перевод иностранной валюты с валютного счета лица, открытого в уполномоченном банке, на валютный счет того же лица в этом же или ином уполномоченном банке не является валютной операцией, поскольку отсутствуют признаки валютной операции, содержащиеся в п.7 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому в данном случае для осуществления перевода иностранной валюты достаточно представить уполномоченному банку поручение на перевод иностранной валюты.

Вправе ли индивидуальный предприниматель снимать (зачислять) наличную иностранную валюту со (на) своего (свой) валютного (валютный) счета (счет), открытого (открытый) в уполномоченном банке?

Действующее валютное законодательство Российской Федерации, в том числе нормативные акты Банка России, не содержит ограничений по внесению (снятию) наличной иностранной валюты на (с) валютные (валютных) счета (счетов), открытые (открытых) в уполномоченных банках на имя индивидуальных предпринимателей.

Может ли индивидуальный предприниматель, выступающий товарищем по договору простого товарищества, перевести часть экспортной валютной выручки, поступившей от нерезидента, в пользу другого индивидуального предпринимателя - товарища в соответствии с договором простого товарищества?

В соответствии с пп."е" п.10 ст.1 Закона N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) расчеты в иностранной валюте между товарищами - резидентами по договору простого товарищества являются валютными операциями, связанными с движением капитала. Согласно п.2 ст.6 этого Закона, а также п.4 разд.II Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных Письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 (в ред. от 02.09.1994) и действующих в части, не противоречащей существующему валютному законодательству Российской Федерации, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами при наличии разрешений Банка России. Вместе с тем простой товарищ, на счет которого поступила экспортная валютная выручка, вправе осуществить ее продажу и на основании п.1 ст.2 Закона N 3615-1 осуществить перевод валюты Российской Федерации в пользу другого простого товарища.

Каким образом индивидуальный предприниматель может получить разрешение Банка России на проведение валютных операций, связанных с движением капитала?

В настоящее время рассмотрение вопросов о возможности выдачи разрешений Банка России относится к компетенции Департамента валютного контроля Банка России. При обращении в Департамент валютного контроля юридические лица представляют документы, примерный перечень которых установлен Письмом Банка России от 06.10.1995 N 12-524. Из установленного перечня документов индивидуальные предприниматели представляют те документы, которые соответствуют их статусу индивидуальных предпринимателей. Помимо этих документов индивидуальные предприниматели представляют документ, соответствующий их статусу физического лица (копию паспорта). При этом исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить резидентам в Департамент валютного контроля Банка России с целью рассмотрения вопроса о возможности получения вышеупомянутых разрешений, нормативно не установлен.

Д.Рубинов

Ведущий экономист

валютного управления

Главное управление Банка России

Валютные операции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с ис­пользованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов. Законодательство, касающееся валютного регулирования и

валютного контроля, устанавливает, что операции с иностран­ной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте под­разделяются на текущие валютные операции и валютные опера­ции, связанные с движением капитала.

Под текущими валютными операциями понимаются:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и ус­луг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредито­ванием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации процентов, дивидендов и иных.доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с дви­жением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработ­ной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие ана­логичные операции.

Под валютными операциями, связанными с движением ка­питала, понимаются:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижи­мому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Действует правило, согласно которому расчеты между рези­дентами осуществляются в валюте РФ.

Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты РФ и иных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и перевод в Российскую Федерацию валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и не-

резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России совместно с Министерством финансов РФ и ГТК Рос­сии.

Действующее законодательство устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резиден­тами:

текущие валютные операции осуществляются без ограниче­ний;

валютные операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

резиденты имеют право без ограничений переводить, вво­зить и пересылать валютные ценности в Российскую Федера­цию при соблюдении таможенных правил;

порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавлива­ет Центральный банк РФ;

резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке России в порядке, предусмотренном действующим валютным законодательством;

порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом России. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке России уста­навливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему представительному органу России;

физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переве­денные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пре­делах, указанных в декларации или ином документе, подтверж­дающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федера­цию;

порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации ва­лютных ценностей устанавливает Центральный банк РФ совмест­но с ГТК России.

Нерезиденты имеют право:

иметь счета в иностранной валюте и в валюте РФ в уполно­моченных банках. Порядок открытия и ведения уполномочен-

Финансовое право России. Особенная часть

ными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ устанавливает Центральный банк РФ;

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, ука­занных Законом о валютном регулировании, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ;

переводить, вывозить и пересылать из Российской Федера­ции валютные ценности, за исключением случаев, указанных в законе, в порядке, установленном Центральным банком РФ совместно с ГТК России.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестици­ями, если эти платежи получены в иностранной валюте.

Порядок реализации гражданам на территории России това­ров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Цен­тральным банком РФ.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк РФ запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за на­личную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуе­мые последним товары (работы, услуги) на территории Россий­ской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исклю­чением расчетов наличной иностранной валютой.

Для совершения официальных операций с иностранной ва­лютой коммерческие банки имеют право открывать специали­зированные обменные пункты. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей тер­ритории, подведомственной соответствующему Главному тер-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

риториальному управлению Банка России. В обменном пункте совершаются следующие операции:

покупка и продажа наличной иностранной валюты за налич­ные рубли;

покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

прием на экспертизу денежных знаков иностранных госу­дарств и платежных документов в иностранной валюте, подлин­ность которых вызывает сомнение;

выдача наличной иностранной валюты по кредитным и де­бетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

размен платежного денежного знака иностранного государ­ства на платежные денежные знаки того же иностранного госу­дарства.

§ 4. Валютный контроль

Валютный контроль - это контроль государства за соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В соответствии с валютным законодательством целью валют­ного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются: а) определе­ние соответствия проводимых валютных операций действующе­му законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обяза-

___„„..ни/» т civ-ID

тельств в иностранной валюте перед государством, а также обя­зательств по продаже иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке России; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности уче­та и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномо­ченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не явля­ющиеся уполномоченными банками профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (ре­гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель­ной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валют­ном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезиден­тами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и веде­нием счетов.

Исключительно органы валютного контроля и их должност­ные лица в пределах своей компетенции имеют право:

выдавать предписания об устранении выявленных наруше­ний актов валютного законодательства РФ и актов органов ва­лютного регулирования;

применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 681

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютно­го контроля требовать от проверяемых субъектов предоставле­ния документов, которые непосредственно не относятся к про­водимой валютной операции.

Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализу­ется через деятельность Департамента международного сотруд­ничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного кон­троля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ ГТК России является органом валютного контроля. Иные таможен­ные органы являются агентами валютного контроля, подотчет­ными ГТК России. В целях осуществления валютного контроля в структуре ГТК России создаются специальные подразделения: а) в ГТК России - Управление валютного контроля; б) в реги­ональных таможенных управлениях - отделы валютного конт­роля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях - отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах - отделы таможенного оформления и таможенного контроля.

Компетенция таможенных органов в области валютного кон­троля установлена ТК РФ, согласно которому названные орга­ны осуществляют валютный контроль двух видов: 1) фактичес­кий - контроль за перемещением лицами через таможенную границу различных объектов валютного контроля; 2) докумен­тальный - контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспор­тных средств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бу­маг в валюте РФ, валютных ценностей, а также осуществляют контроль за правильностью совершения валютных операций, связанных с перемещением через Российскую границу товаров и транспортных средств.

Правовые основы полномочий таможенных органов в сфере валютного контроля имеют существенную специфику, заключа­ющуюся в сочетании таможенного и валютного законодатель­ства, а также его детализации подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми ГТК России самостоятельно или совместно с иными органами валютного контроля.

Таможенным законодательством установлены процедуры проведения и формы осуществления валютного контроля тамо­женными органами. При осуществлении валютного контроля за соблюдением действующих правил совершения сделок и опера­ций с валютой и валютными ценностями таможенные органы применяют такие формы, как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма контроля); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон и магази­нов беспошлинной торговли и других мест, где могут находить­ся товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за ко­торой возложен на таможенные органы.

Валютное законодательство содержит нормы, распространя­емые на все органы валютного контроля и определяющие объек­ты валютного контроля.

Соотношение таможенного и валютного законодательства необходимо учитывать и при квалификации правонарушений, выявленных таможенными органами в ходе осуществления ва­лютного контроля. ТК РФ устанавливает правило, на основа­нии которого при выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного за­конодательства, являющихся одновременно нарушениями тамо­женных правил, деяния виновных субъектов квалифицируются в соответствии с нормами КоАП РФ, устанавливающими ответ-

ственность за нарушение таможенных правил. Все иные проти­воправные деяния, объектами посягательств которых выступа­ют валюта или валютные ценности, образуют составы валютных правонарушений, а лица, виновные в их совершении привлека­ются к ответственности на основании ст. 25 Федерального зако­на «О валютном регулировании и валютном контроле».

Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфи­на России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному кон­тролю 1 и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России от 28 ноября 2002 г. № 120-П.

Основными задачами Департамента валютного контроля яв­ляются: совершенствование нормативно-правовой базы и орга­низационной системы валютного контроля; координация дея­тельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и прове­дения валютного контроля; осуществление в пределах своей ком­петенции контроля за соблюдением резидентами и нерезиден­тами валютного законодательства РФ.

В соответствии с возложенными задачами Департамент ва­лютного контроля выполняет обширные функции, основными из которых являются: контроль за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; контроль за полнотой поступления в Российскую Федерацию средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; выдача резиден­там разрешений на осуществление валютных операций и ли­цензирование валютной деятельности резидентов; организация и проведение проверок полноты и объективности учета и отчет­ности по валютным операциям, а также по операциям нере-

1 См.: Указы Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 «О Феде­ральной службе России по валютному и экспортному контролю» // САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3605; от 9 августа 2000 г. № 1476 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации по вопросам федеральных органов исполни­тельной власти» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3353.

Финансовое право России. Особенная часть

зидентов в валюте РФ; организация и осуществление контроля за использованием кредитов в иностранной валюте, предостав­ляемых Российской Федерации и субъектам РФ на основе меж­дународных договоров и соглашений.

Департамент валютного контроля Минфина России участву­ет в международных переговорах с целью заключения междуна­родных договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления валютного контроля и противодействия финан­сированию терроризма.

На основании результатов проверок соблюдения резидента­ми и нерезидентами валютного законодательства РФ Департа­мент валютного контроля подготавливает материалы для пере­дачи в соответствующие административные, налоговые и пра­воохранительные органы, а также в соответствующие иные органы валютного контроля и в пределах своей компетенции оказывает им содействие. По итогам обобщения и анализа прак­тики валютного контроля, в том числе в зарубежных странах, департамент разрабатывает предложения по развитию и совер­шенствованию валютного законодательства РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам обес печивает валют­ный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и ин­теллектуальная собственность); обоснованности расчетов и пла­тежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пре­делах таможенной территории Российской Федерации; полно­ты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормот-ворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязатель­ные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидента­ми (п. 2 ст. 9).

Центральный банк РФ издает инструкции, положения и ука­зания по отдельным направлениям валютного контроля. Объек­тами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Феде-

регулирования 685

рации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обя­зательных платежей государству в иностранной валюте; переме­щение российской и иностранной валюты и валютных ценнос­тей через границу Российской Федерации.

Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, кото­рые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ по­рядка реализации гражданам на территории Российской Феде­рации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по ре­зультатам проведенных проверок направляют в Главное управ­ление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выяв­ленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодатель­ства главное территориальное управление Банка России прини­мает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного пред­приятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета со­ответствующего предприятия, а также местного органа испол­нительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомле­ния об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализа­ции гражданам товаров (работ, услуг) на территории Россий­ской Федерации, которые были переведены в пользу предпри­ятия после даты аннулирования разрешения последнего.

Кроме того, главные территориальные управления Банка России обязаны совершать следующие действия:

проверять наличие у предприятий, реализующих на подве­домственной территории гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка Рос­сии;

приостанавливать операции предприятий по счетам в упол­номоченных банках в случае непредставления должностным лицам органов и агентов валютного контроля разрешения Бан­ка России на реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту;

Финансовое право России. Особенная часть

направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недей­ствительными сделок и незаконными действий по реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации без разрешений Банка Рос­сии, а также взыскании всего полученного по недействитель­ным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий в доход государства;

при повторном признании судом, арбитражным судом выше­указанных сделок недействительными и действий незаконными взыскивать в безакцептном порядке штрафы в иностранной ва­люте в пятикратном размере сумм необоснованно полученного в результате недействительных сделок и незаконных действий в доход государства. В случае отсутствия или недостаточности средств на валютных счетах предприятия в безакцептном поряд­ке с его расчетного счета (в пределах остатка средств на нем или из последующих поступлений при недостатке средств на счете) списывается сумма в рублях, эквивалентная всей сумме в иност­ранной валюте, подлежащей безакцептному списанию, либо не­достающей ее части (с пересчетом в рубли по курсу Банка России на дату списания средств с расчетного счета);

направлять заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в органы прокуратуры либо иные органы, уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического лица;

направлять материалы проверок деятельности предприятий по реализации гражданам на территории Российской Федера­ции товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, в ходе кото­рых были установлены факты нарушений законодательства, в местные правоохранительные органы с ходатайством о возбуж­дении уголовных дел в соответствии с законодательством РФ;

взыскивать в бесспорном порядке штрафы с уполномочен­ных банков, осуществляющих расчеты (платежи) в нарушение положений законодательства либо зачисляющих валютную вы­ручку на счета предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за ино­странную валюту без соответствующего разрешения Банка Рос­сии, а также направлять в Департамент по регулированию де-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 687

ятельности банков Центрального банка РФ сведения об указан­ных уполномоченных банках;

взыскивать в безакцентном порядке с уполномоченных пред­приятий штрафы в размере сумм, которые не были учтены, были учтены ненадлежащим образом или по которым докумен­тация и информация не были представлены в установленном порядке.

принимать иные меры, предусмотренные действующим за­конодательством.

Создание действенного финансово-правового механизма ва­лютного контроля является необходимым условием обеспече­ния государственных экономических интересов. Механизм ва­лютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполне­ния внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным зако­нодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осу­ществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля; б) обжаловать реше­ния и действия (бездействие) органов и агентов валютного кон­троля и их должностных лиц в административном и судебном порядке; в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного конт­роля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля доку­менты и информацию, связанные с проведением валютных опе­раций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими ва­лютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих Документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее

Финансовое право России. Особенная часть

срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений ак­тов валютного законодательства и актов органов валютного ре­гулирования.

Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно осно­вываться на адекватном законодательстве. Несовершенство ва­лютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, нанося­щих ущерб экономической безопасности государства.

Действующее в России законодательство, регулирующее ва­лютный контроль, создавалось в 1980-1990-х гг., характеризу­ющихся рядом негативных процессов в публичной финансовой деятельности. Период формирования валютного законодатель­ства совпал по времени с сокращением резервов государства в иностранной валюте, наличием значительного внешнего долга, оттоком капитала за рубеж, обесцениванием национальной де­нежной единицы. Названные отрицательные аспекты оказыва­ли соответствующее влияние на валютную политику государ­ства и ее правовое оформление.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жест­кого валютного контроля за международным движением плате­жей и капиталов 1 . Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние эконо­мики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения госу­дарством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероп­риятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить ус­тойчивость национальной валюты РФ.

См.: Экбе В. Ф. Международное валютное право М., 1997. С. 29

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 689

Для интеграции России в международную хозяйственную систему необходим компромисс между необходимостью либе­рализации правил осуществления валютных операций и необ­ходимостью сохранения оптимальной структуры платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, создания государственного валютного резерва.

Россия, являясь участницей международного экономическо­го сотрудничества, приобщается к коллективным мерам борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного иму­щества, приобретенного незаконным путем.

Список сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российс­кой Федерации

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации БНА РФ - Бюллетень нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти

ВВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР ВдК РФ - Водный кодекс Российской Федерации Ведомости РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федера­ции

ВКС РФ - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях

КТМ РФ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации САПП РФ - Собрание актов Президента Российской Феде­рации и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федера­ции

ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации ТрК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Фе­дерации

Крохина Юлия Александровна - доктор юридических наук, профессор. Родилась в 1973 г. В 1994 г. окончила Саратовскую государственную академию права, в 1997 г. защитила кандидат­скую, а в 2001 г. - докторскую диссертацию (были опубликова­ны как монографии).

Заведует кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Научно-педагогическую деятельность сочетает с практической работой, являясь судьей третейского суда при Российской пра­вовой академии Министерства юстиции РФ, а также экспертом по правовым вопросам Палаты налоговых консультантов Рос­сии.

Ю. А. Крохина - автор более ста научных работ, в том числе «Город как субъект финансового права» (монография) (Саратов, 2000); «Бюджетное право и российский федерализм» (моногра­фия) (М., 2001); «Налоговое право России» (Учебник для вузов. М., 2003)

Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля .

Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. .

Банк России - основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

1) Особенности операции «спот»

Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

ь обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

ь перевод средств из одной валюты в другую;

проведение спекулятивных операций .

Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежания образования непокрытых остатков на счетах.

Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Стадии проведения валютных сделок

При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Определение валютной позиции

Последовательность действий

Валютные позиции уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, которые устанавливаются ЦБ РФ

Пассивное сальдо указывается со знаком минус, обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком плюс, обозначая длинную открытую валютную позицию

Для подсчета открытой валютной позиции в рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых валютных позиций в рублях и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых валютных позиций в рублях

Сравнение суммарных величин, они должны быть равны.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

ь по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

ь по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов .

  • 1) Текущие валютные операции (см. приложение 2) .
  • 2) Валютные операции, связанные с движением капитала (см. приложение 2) .

Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

Согласно Федеральному закону “О валютном регулировании и валютном контроле” понятие валютные операции включает:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции могут проводиться субъектами валютных отношений, которые разделяются на две категории: резиденты и нерезиденты.

К резидентам относятся:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле” и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

К нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных и межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в п. “б” и “в” настоящего определения;

ж) иные лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Для резидентов и нерезидентов существует различный порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте, что регламентируется ЦБ РФ в рамках валютного регулирования. В системе валютного регулирования понятия “резидент” и “нерезидент” определяют субъекты, осуществляющие операции с национальной и иностранной валютой.

Согласно законодательству Российской Федерации проводить валютные операции следует только через “уполномоченные банки” -- кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации") и имеющие право на основании лицензии ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

В лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, указываются операции, которые разрешено выполнять коммерческому банку в иностранной валюте.

Контроль за выполнением коммерческими банками операций, указанных в валютной лицензии, осуществляет ЦБ РФ.

Необходимо рассмотреть некоторые виды валютных операций, проводимы на территории РФ.

Ведение валютных счетов клиентуры распространяется на валютные счета резидентов, а также валютные и рублевые счета нерезидентов. Эта операция является простой и принципиально не отличается от ведения расчетных счетов в рублях. Ее особенность заключается в исполнении банком (по отношению к ней) функций валютного контроля.

Неторговые операции в иностранной валюте представляют собой операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка. Такими операциями являются:

Покупка и продажа наличной иностранной валюты физическими лицами;

Кассовое обслуживание счетов клиентов;

Покупка и продажа дорожных чеков и других платежных документов;

Выдача наличной иностранной валюты по кредитным карточкам;

Инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Операции по международным расчетам связаны с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг юридических лиц -- клиентов банка. Международные расчеты осуществляются в основном в форме аккредитива, инкассо и перевода. Необходимым условием проведения банком международных расчетов является установление корреспондентских отношений с иностранными банками, что оформляется специальным соглашением, представляющим собой договоренность о порядке и условиях ведения банковских операций. Для осуществления операций по международным расчетам можно установить два типа корреспондентских отношений: “корреспондент без счета” и “корреспондент со счетом”.

Конверсионная операция -- это покупка/продажа (обмен) валюты одной страны за валюту другой страны по действующему курсу.

Депозитные операции в иностранной валюте связаны с привлечением денежных средств во вклады и депозиты банка от имени физических и юридических лиц -- клиентов банка, которым за это начисляется определенный процент.

Конверсионные и депозитные операции на международных денежных рынках требуют наличия высококвалифицированных кадров и современного технического оснащения, такого, как системы “Рейтер-Дилинг”, SWIFT.

Кредитные операции с иностранной валютой -- один из наиболее сложных и рискованных видов банковских операций. Валютные средства внутри Российской Федерации привлекаются от клиентов или других российских и иностранных банков. Размещаются эти средства банками на российском и международном межбанковском рынке или на кредитных счетах клиентов.

В Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И установлены порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.

Таким образом, в данной главе автор провел комплексный анализ валютных операций, проводимых в Российской Федерации, проанализировал правовые основы осуществления валютных операций по действующему законодательству, а также в ходе своего исследования выявил основные проблемы в законодательном регулировании валютных операций, которые более конкретно будут проанализированы в следующей главе.

» Виды валютных операций и общий порядок их совершения

А. С. Cеливановский

Виды валютных операций и общий порядок их совершения

Основные понятия

Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. В ст. 141 ГК РФ указано, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ним определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Рассмотрим общие правила осуществления валютных операций резидентами.

Закон РФ от 09.10.92 No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) различает два понятия: «иностранная валюта» и «валютные ценности».

К понятию «иностранная валюта» Закон относит:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под термином «валютные ценности » Закон понимает:

а) иностранную валюту;

б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Закон относит к валютным операциям :

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Закон, помимо права собственности, употребляет термин «иные права на валютные ценности », однако не раскрывает его. Рассмотрим некоторые возможные «иные права», которые могут быть использованы как критерий отнесения сделки к валютной операции.

В настоящее время высказываются различные мнения специалистов по вопросу об отнесении той или иной сделки к «иным правам на валютные ценности». Чаще всего выделяют следующие «иные права»: право владения, право пользования, право распоряжения, право требования передачи (получения) валютных ценностей.

Сделки по передаче права владения валютными ценностями возможно отнести к валютным операциям (например, передачу золотых слитков на хранение или в доверительное управление).

Сложнее выглядит задача отнесения сделок по передаче права пользования или распоряжения валютными ценностями к валютным операциям.

Непростые вопросы возникают при квалификации сделок, объектом которых является право требования по передаче (получению) валютных ценностей. К сожалению, в настоящее время нет четкой позиции Банка России по данному вопросу.

С одной стороны, п. 1.14 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденного приказом ЦБ РФ от 24.04.96 No 39 (далее – Положение No 39), определяет сделки по передаче прав требования от резидента уполномоченному банку как валютную операцию, осуществляемую без разрешения (лицензии) Банка России.

С другой стороны, в Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 26 мая 2000 г., Банк России разъяснил, что:

«По своей природе сделка уступки требования, выраженного в иностранной валюте, не является валютной операцией . Валютной операцией будут являться расчеты в иностранной валюте по этой сделке.

Если иное не установлено нормативными актами Банка России, получение разрешения Банка России на осуществление такой валютной операции необходимо для исполнения денежного обязательства в пользу лица, которому уступается требование, при условии осуществления таких выплат в иностранной валюте.»

Нельзя не учитывать позицию Высшего Арбитражного суда РФ (далее – ВАС РФ) по данному вопросу. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2000 No 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" приведено одно дело, связанное с квалификацией договора (сделки) по поводу исполнения обязательств в иностранной валюте как валютной операции. Суть дела заключалась в том, что резидент А заключил с резидентом Б договор, в соответствии с которым резидент Б обязался совершить платеж в иностранной валюте нерезиденту за резидента А . Орган валютного контроля оштрафовал резидента А за совершение капитальной валютной операции, совершенной без лицензии Банка России. Рассматривая данное дело, ВАС РФ указал, что «возложение исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляет третьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнего произвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнению обязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресата действовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержится в гражданско-правовом договоре…. В приведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валюты нерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего с контрактодержателем . На совершенную же третьим лицом валютную операцию требовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям…. В рассматриваемом случае нарушением валютного законодательства является осуществление третьим лицом - резидентом без получения последним разрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическому контракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию, заключенному другим резидентом с нерезидентом.»

Таким образом, в настоящее время неясно, относятся ли к валютным операциям сделки с валютными ценностями, по условиям которых право собственности на валютные ценности не переходит.

Валютные операции можно разбить на следующие группы :

  1. операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
  2. операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;
  3. операции, связанные с расчетами в валюте РФ, между резидентами и нерезидентами.

Первую группу валютных операций Законом подразделяет на текущие операции и валютные операции, связанные с движением капитала (далее – капитальные операции). В отношении второй и третьей групп операций такое деление неприменимо, и Закон устанавливает специальные правила осуществления таких операций.

Квалификация валютной операции является важной задачей, так как неправильное отнесение операции к какой-либо группе влечет за собой применение санкций со стороны органов валютного контроля. Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, большинство споров, связанных с применением валютного законодательства, возникает по поводу определения валютной операции как текущей или капитальной и сводится к применению ответственности к лицу за совершение капитальной операции без соответствующего разрешения Банка России.

Текущие операции

Закон приводит закрытый (исчерпывающий) перечень текущих операций:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Остановимся подробнее на каждом виде текущих операций.

Операции по экспорту или импорту с оплатой до 90 дней . Условием отнесения платежей по внешнеторговой деятельности к текущим валютным операциям является отсутствие условий об отсрочке платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок, превышающий 90 дней (До 30 декабря 1998 г. данный срок составлял 180 дней).

Кредитные операции со сроком до 180 дней . Закон относит к текущим операциям получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней. Данное определение было введено в 1992 г. и с тех пор не претерпевало изменений. Однако отсутствие в Законе определения “финансовый кредит” длительное время усложняло применение данного положения.

Глава 42 части второй ГК РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., проводит четкую границу между договором займа и кредитным договором. В связи с этим возникла неясность в классификации операций по привлечению (предоставлению) кредитов от резидентов и нерезидентов.

Эта проблема была разрешена в «Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 10 августа 2000 г. Банк России разъяснил, что:

«Поскольку финансовые кредиты и займы по своей сущности имеют единую экономическую природу, резиденты (юридические и физические лица) вправе без ограничений предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам (юридическим и физическим лицам) на срок не более 180 дней, а также получать займы от резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц) в иностранной валюте на срок не более 180 дней. При этом расчеты должны осуществляться в безналичном порядке.»

Таким образом, для целей валютного законодательства понятие «финансовый кредит» включает как кредиты, так и займы.

При получении кредита расчет указанного срока ведется с даты зачисления средств в иностранной валюте на валютный счет до даты списания средств, направляемых в виде возврата кредита (займа). Аналогично рассчитывается срок при предоставлении кредита (займа).

Получение дохода по инвестициям . Закон относит к текущим операциям переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала.

Следует отметить, что условием отнесения переводов в РФ и из РФ денежных средств в качестве процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим капитальным операциям к текущим операциям, является факт ранее осуществленной капитальной операции. В противном случае валютная операция по переводу процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям должна квалифицироваться как капитальная операция.

Неторговые операции. Закон относит к текущим операциям переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Понятие “переводы неторгового характера” определено с помощью перечисления возможных случаев: переводы сумм заработной платы, алиментов, наследства, при этом Закон оставляет данный перечень открытым. В связи с этим возникают вопросы о критерии отнесения тех или иных операций к разряду неторговых.

Банк России высказал свою позицию по данному вопросу в разъяснении, Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России, опубликованном 19 августа 1997 г. в «Вестнике Банка России» :

«Исчерпывающего перечня неторговых операций действующим законодательством не установлено. К неторговым операциям относятся валютные операции, которые указаны в подпункте "г" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, перечни неторговых операций содержатся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерации с рядом иностранных государств».

Необходимо также отметить, что некоторые виды валютных операций неторгового характера, осуществляемые без разрешения Банка России, выделены Банком России в Положении No 39:

  • оплата вступительных и членских взносов в пользу международных (правительственных и неправительственных) организаций;
  • оплата участия в международных симпозиумах, конференциях, других международных встречах, а также международных выставках, ярмарках, спортивных соревнованиях, иных культурных мероприятиях, проводимых на территории иностранных государств;
  • зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований; переводы резидентами из РФ иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц;
  • переводы резидентами из РФ пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством иностранных государств и др.
  • Капитальные операции

    В отличие от текущих операций Закон перечисляет операции, связанные с движением капитала, в следующем открытом перечне:

    а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

    в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Принцип такой квалификации: все валютные операции, которые не попадают в разряд текущих операций, Законом признаются капитальными операциями.

    Остановимся подробнее на двух видах капитальных операций, которые Закон выделяет в данном перечне отдельно.

    Прямые инвестиции . Под прямыми инвестициями Закон понимает вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием. Необходимо отметить, что данное правило применяется как при вложениях в уставный капитал предприятий-нерезидентов, так и при инвестициях в уставный капитал российских юридических лиц. К сожалению, Закон нечетко формулирует и не раскрывает понятие «вложения в уставный капитал». В связи с этим, можно по-разному толковать данную норму.

    Возможно «широкое» толкование, в соответствие с которым любое получение прав на участие в управлении юридическим лицом является капитальной операцией. В соответствии с «узким» толкование данной нормы капитальной операцией является только перевод средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица с целью извлечения дохода и, одновременно, получения прав на участие в управлении данным юридическим лицом.

    На наш взгляд, при решении данной проблемы следует основываться на понятиях «валютная операция» и «валютные ценности», определенных Законом. Для отнесения валютных операций к разряду связанных с «вложением в уставный капитал», целесообразно рассматривать только операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также осуществление международных денежных переводов. Капитальными операциями в этом случае будут:

  • платеж в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица при первичной эмиссии;
  • внесение оплаты участия в капитале юридического лица-нерезидента путем внесения валютных ценностей (ценных бумаг в иностранной валюте или драгоценных металлов или камней);
  • приобретение права собственности (и/или иных прав) на ценные бумаги юридического лица, удостоверяющие участие в уставном капитале и выраженные в иностранной валюте, на вторичном рынке.
  • Операции по приобретению недвижимого имущества. К таким операциям закон относит переводы в оплату права собственности и иных прав на недвижимое имущество (здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу). Из-за отсутствия четкого определения сферы действия Закона и понятия “иные права на недвижимое имущество” нередко возникают споры не только о квалификации той или иной валютной операции, но и о правомерности применения Закона. Приведем две ситуации, которые наглядно демонстрируют несовершенство действующего законодательства.

    Ситуация первая . Физическое лицо - резидент выезжает за границу Российской Федерации и перевозит некоторую сумму средств в иностранной валюте, с соблюдением российского законодательства. В период пребывания за рубежом данное лицо заключает договор о приобретении дома вне пределов Российской Федерации и расплачивается за недвижимость наличными средствами в иностранной валюте. В данном случае отсутствует перевод, служащий критерием для отнесения операции к капитальной.

    Ситуация вторая . Физическое лицо - резидент при соблюдении действующего российского законодательства выезжает за границу Российской Федерации на курорт. Данное лицо бронирует номер в гостинице и осуществляет соответствующий перевод в оплату номера. Очевидно, что номер в гостинице, являясь помещением, относится к недвижимому имуществу, и данное лицо заключает договор об аренде недвижимого имущества. Эта операция согласно букве Закона должна рассматриваться как капитальная, следовательно, для ее осуществления необходимо получение разрешения (лицензии) Банка России, что в данной ситуации выглядит абсурдным.

    Следует отметить, что понятие «недвижимое имущество» регламентируется законодательством каждого независимого государства. Поэтому возникают коллизии при правовой квалификации переводов в оплату таких объектов в качестве текущих или капитальных валютных операций.

    Порядок осуществления валютных операций резидентами

    Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться не только с соблюдением гражданского законодательства, но и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных законом, целью которого является обеспечение экономической безопасности государства, устойчивость его денежной системы как одной из основ общественных отношений.

    Закон в статье 6 установил следующие общие правила:

    • текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. получения специального разрешения (лицензии) Банка России;
    • капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России.

    В настоящее время Банком России установлены три процедуры (порядка) осуществления капитальных операций:

  1. Операции, перечисленные в законодательстве (например, в Федеральном законе «О лизинге», нормативных актах Банка России, например, в Положении No 39, осуществляются без получения разрешения Банка России). Условно назовем этот порядок «нелицензируемым» ;
  • Операции осуществляются в регистрационном порядке (например, получение кредитов от нерезидентов на срок более 180 дней). Условно назовем этот порядок «смешанным» ;
  • Остальные операции осуществляются только в разрешительном порядке, т.е. проведение таких операций возможно только после получения резидентом персонального разрешения Банка России на осуществление конкретной операции. Условно назовем этот порядок «лицензируемым» .
  • Различие между текущими операциями и нелицензируемыми капитальными операциями заключается в том, что Банк России в рамках своей компетенции вправе изменить порядок их проведения, в том числе ввести лицензионный порядок, в то время как порядок осуществления текущих операций определен Законом. При этом необходимо отметить, что Банк России обладает широкими полномочиями и в его силах установить строгие правила проведения текущих операций. Примером может служить совместная с ГТК РФ инструкция от 04.10.2000 No 01-11/28644, 91-И "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее – Инструкция No 91-И).

    Следует отметить, что для некоторых групп организаций установлены особые правила проведения капитальных операций (уполномоченные банки, страховые организации, физические лица).

    Необходимо также учитывать, что на территории Российской Федерации законным средством платежа является рубль, а использование иностранной валюты возможно только в случаях, определенных законом или в установленном им порядке. Поэтому некоторые текущие операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, должны проводиться на основании разрешения (лицензии) Банка России, если иное им не установлено.

    Валютное законодательство устанавливает порядок осуществления валютных операций резидентами. При этом все операции, совершаемые резидентами должны осуществляться через уполномоченные банки, которые, в свою очередь, обязаны выполнять функции агентов валютного контроля за совершением данных операций.

    Юридические лица осуществляют все валютные операции на основании заключенных договоров (контрактов, соглашений). В соответствии с действующим законодательством сделки, заключаемые юридическими лицами, должны совершаться в письменной форме. Письменная форма сделки считается соблюденной как при составлении единого документа (например, договора), так и в некоторых других случаях, например, при обмене письмами, из которых следует, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    Письмом от 15.07.96 No 300 Банк России довел до сведения уполномоченных банков «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». Уполномоченным банкам было предписано ознакомить с этим документом своих клиентов - участников внешнеторговой деятельности и рекомендовать руководствоваться им при заключении экспортно-импортных сделок.


    Аналогичная позиция была высказана в Письме Банка России от 1 февраля 1996 г. № 12-1-0-3/6369.

    Бухгалтерский учет № 4, 2001 г.

    В продолжение темы:
    Дома из бруса

    Филипок, рассказ Льва Толстого - одно из произведений школьной программы, его так или иначе должен прочитать каждый ребенок, учащийся в 1,2, максимум 3-м классе. На этой...

    Новые статьи
    /
    Популярные