Что такое красота в архитектуре. Красота архитектуры в одном числе

Одни из самых красивых зданий мира завораживают и очаровывают своими замысловатыми формами и конфигурациями. Несомненно, эти архитектурные строения заслуживают самых высоких похвал и отдельного внимания. Остановимся на 25 самых выдающихся, построенных в различных уголках земного шара.

Отель Бурдж-аль-Араб — Дубай

Бурдж-аль-Араб считается самым высоким отелем в мире. Это 7-звездочное 60-этажное здание возведено на частном искусственном острове на пляже Джумейра. Отель построен в виде парусника, находится он на высоте 321 м над уровнем моря.

Внутри здания потрясающий дизайн: много танцующих фонтанов, огромных аквариумов, роскошных апартаментов с позолоченным убранством.

Екатерининский дворец — Санкт-Петербург

В городе Пушкин под Санкт-Петербургом находится еще одно красивое здание с ярким синим фасадом: дворец Екатерины Великой в стиле барокко. Толпы туристов посещают это великолепное строение, чтобы полюбоваться им, а также знаменитой Янтарной комнатой — одним из чудес света. Особенно впечатляет изящное крыло дворца в классическом стиле, которое было спроектировано архитектором Екатерины II — Чарльзом Камероном.

Музей Гуггенхайма — Бильбао, Испания

Американский архитектор Фрэнк Гери разработал проект музея Гуггенхайма, который находится в Испании. В дерзких контурах здания переплелись самые новаторские идеи архитектуры 20-го века. Строение, площадью 24 тыс. м2, является достопримечательностью с инновационным дизайном. Музей коренным образом изменил взгляд на современную архитектуру. При строительстве здания использовали титан с линиями, которые на солнце меняют свой цвет.

Великая мечеть — Дженне, Мали

На юге от Сахары находится одно из красивых зданий мира - мечеть, которую возвели африканские племена из глиняных кирпичей. Архитектурный комплекс построен в 1906 г. и является крупнейшим сооружением в мире, которое полностью выстроено из грязи. В 1988 году мечеть вошла в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Саграда Фамилия — Барселона, Испания

Одна из главных достопримечательностей Испании, символ Барселоны — Саграда Фамилия или церковь Святого Семейства, которая была построена по проекту Антонио Гауди. Архитектор на протяжении 40 лет занимался возведением этого готического собора. После смерти Гауди его соратники продолжили строить храм, стоит отметить, что работы продолжаются по сей день. Согласно проекту, завершение строительства церкви ожидается в 2026 году.

Тадж Махал, Индия

Находится это величественное здание в Индии, на южной части берега реки Ямуна. Тадж Махал — мавзолейный комплекс, который возводили на протяжении 20 лет. В его строительстве использовали белый мрамор, который меняет цвет в зависимости от солнечного или лунного света. Здание вошло в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году. Тадж Махал по праву считается одним из величественных сооружений мира.

Ват Ронг Хун — Таиланд

Ват Ронг Хун или «Белый храм» — один из самых знаменитых храмов в Таиланде. Уникальность строения в том, что оно выделяется своей кристальной белизной и сверкает на солнце. Проект храма разработал знаменитый тайский художник. Здание еще планируют усовершенствовать. Предполагается, что здесь будет девять сооружений с залами для реликвий, медитации и жилыми помещениями для монахов.

Мечеть Шейха Зайда — ОАЭ

Одна из крупнейших мечетей мира — мечеть Шейха Зайда в Абу-Даби — построена из мрамора и вмещает 40 тысяч человек. Построили здание в 2007 году. В его возведении использовали белый мрамор, привезенный из 28 стран мира. В главном зале расположен огромный светильник весом 9 тонн, украшенный кристаллами Swarovski.

Храм Спаса-на-Крови — Россия

Храм Спаса-на-Крови — одно из красивейших зданий мира и находится оно в Санкт-Петербурге. Впечатляющих размеров церковь начали строить в 1883 году. Величественное здание украшено разноцветными башнями, интерьерами с мозаикой и уникальной внешней отделкой.

Золотой храм — Амритсар, Индия

Золотой Храм (Хармандир Сахиб) — потрясающее здание Индии, возведенное в центре озера. Строение несколько раз разрушалось и перестраивалось. В стиле храма присутствует индуистская и мусульманская архитектура, которая усиливается при отражении в воде. Считается, что здание — святое место и, находясь здесь, надо молиться.

Шанхайская башня — Китай

Шанхайская башня - одно из самых высоких и красивых зданий страны. Оно опережает по высоте даже такие здания как башня Цзинь Мао и Шанхайский всемирный финансовый центр. Высота здания — около 650 метров, а общая площадь - 380 тыс. м.

Всемирный торговый центр 1 или «Башня Свободы» — Нью-Йорк, США

«Башня Свободы» в Нью-Йорке занимает центральное место во Всемирном торговом центре в Манхэттене. Ее построили на месте разрушенных в результате теракта башен-близнецов. Башня является самым высоким зданием в США.

Храм Лотоса — Дели, Индия

Храм Лотоса в Нью-Дели является одним из самых красивых храмов Индии. Построен по проекту иранского архитектора Фариборза Сахба. Раньше на месте здания располагалось мистическое поселение Баха Пур — «Жилище Баха». Второе название бахайского храма Лотос — Мать всех храмов на полуострове Индостан. Его великолепие заслужило множество премий в области архитектуры.

Отель-казино Grand Lisboa — Китай

Отель The Grand Lisboa построен по проекту известных гонконгских архитекторов Денниса Лау и Нг Чун Мэна. Этот впечатляющий небоскреб высотой 260 метров насчитывает 58 этажей! Игровые заведения в здании начали свою работу в феврале 2007 года. Вся поверхность отеля-казино является экраном сложной конфигурации. Данное решение считается новаторским.

Соборная мечеть Кордовы — Испания

Соборная мечеть Кордовы в Испании украшена замысловатыми узорами, орнаментами из мозаики и ажурными колоннами. Несколько столетий назад на этом месте стоял древнеримский храм, затем — вестготская церковь, а в 785 году появилась Мескита. Паломничество в Кордову даже приравнивалось к обязательному для каждого мусульманина хаджу в Мекку.

Собор Святого Петра — Ватикан, Италия

Собор Святого Петра — одну из основных достопримечательностей Ватикана — по праву считают сердцем Ватикана и всего католического мира. С высоты птичьего полета открываются потрясающие виды на древний Рим, а с маковки купола можно полюбоваться интерьером собора.

Храмовый комплекс Байон — Сием-Рип, Камбоджа

Байон — один из удивительнейших храмов, находящихся на территории Ангкор Тома и являвшийся его религиозным центром. «Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. На сегодня сохранилось только около 37 башен.

Пагода Шведагон — Янгон, Мьянма

Одним из самых величественных и духовных сооружений Мьянмы является Пагода Шведагон. Весь комплекс расположен на территории более пяти гектаров. Кроме главного строения, вокруг него расположено много скульптурных изображений мифических и реальных животных: золотых грифонов, слонов, драконов и львов.

Австралийский военный мемориал — Канберра

Австралийский военный мемориал – главный мемориал, посвященный памяти солдат, погибших во время Первой и Второй мировых войн. На сегодняшний день он считается одним из самых значимых памятников такого рода в мире. Мемориал находится недалеко от здания Парламента, с балкона которого открывается круговая панорама на памятник.

Торговый центр — Лас-Вегас, США

Fashion Show Mall – это единственный в своем роде большой торговый центр в Лас-Вегасе. На территории строения находятся 250 бутиков, магазинов и шесть универмагов известных брендов. Открылся центр в 1981 году, с годами он разросся до 175 тысяч квадратных метров. Тут есть также огромный зал для показов мод.

Музыкальное здание — Китай

Это креативное строение под названием Piano House построено в Китае по проекту студентов архитектурного факультета. Здание состоит из двух частей, изображающих два инструмента – прозрачная скрипка, опирающаяся на полупрозрачное фортепиано.

Оригинальное сооружение построено для любителей музыки, однако к музыке отношения не имеет. В скрипке находится эскалатор, а в пианино — выставочный комплекс.

Сиенский собор — Италия

По преданию летописцев, в начале 13 века жители города-государства Сиена, выступавшего главным конкурентом и противником Флоренции, «призвали своих лидеров к строительству храма более великолепного, чем у их соседей». Таким образом, в период с 1215 по 1263 года на месте старого храма был основан Дуомо Сиены по плану готического мастера Никколо Пизано. Сегодня этот величественный храм является главной достопримечательностью города.

Миланский собор (Дуомо) — Милан, Италия

Одно из значимых мест Милана — готический Собор Санта Мария Нашенте (Дуомо), который строили с 1386 года до начала 19 века. Достопримечательность является третьим по величине католическим храмом, которое даже причисляют к одному из чудес света. Его стометровые шпили возвышаются над центром Милана, а золотистая статуя Мадонны на самом длинном шпиле (четыре метра высотой) видна из многих районов города.

Сиднейский оперный театр — Австралия

Сиднейский оперный театр – одно из самых узнаваемых зданий мира. Его архитектором был датчанин Йорн Утзон. Спроектировав оригинальные крыши, чем-то отдаленно напоминающие ракушки, он сделал Сиднею великолепный подарок – символ города. Сегодня каждый турист, планируя посетить Австралию, обязательно вносит в программу своего путешествия экскурсию в величественный оперный театр.

Ангкор-Ват — Сием-Рип, Камбоджа

Камбоджийский храмовый Ангкор-Ват - одно из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений. Построено оно было почти 9 столетий назад. Он расположился на площади в 200 гектар и окружен рвом шириной в 190 метров. Сооружен храм в честь бога Вишну, которого почитают в этой местности.

Красота архитектуры в одном числе

Тазетдинова Эльвина Руслановна, учащаяся

Число лежит в основе всякого восприятия красоты.

А. Августин

В древней Греции был один скульптор Фидий, который обладал удивительным талантом. Все восхищались его скульптурами и пытались разгадать, как этому творцу удается каждый раз делать настоящее произведение искусства. Позже стало известно, что в каждой своей скульптуре Фидий придерживается определенного числа в пропорциях.

Рис. 1. Число φ в цветках тысячелистника

Пропорциональные отношения пронизывают все проявления жизни на земле. Даже рост любого растения подчиняется строгой логике пропорций. Вполне естественно, что изначально, еще интуитивно человек создавал любые предметы, руководствуясь чувством пропорции, данных ему в строении собственного тела.

Поэтому неудивительно, что оно было обнаружено в произведениях искусства художника Рафаэля, русского художника Шишкина, в музыкальных произведениях Бетховена, Шопена и Чайковского. Знаменитая картина Леонардо Да Винчи тоже содержит в себе пропорциональные отношения, которые сводятся к одному числу. Его еще называют золотым сечением. По математическим меркам это число имеет значение 1,618… и называется φ (“фи”).

Город Ульяновск, в котором я родилась и живу, с течением времени значительно менял свой архитектурный облик. Но его силуэт угадывается издалека - еще с левого берега Волги, сквозь кружевные конструкции волжского моста... Мне стало интересно, присутствует ли золотое сечение в архитектуре нашего города .

Поэтому основной целью моей работы является изучение числа φ в архитектуре города Ульяновска.

Задачи :

‒ ознакомиться с историей золотого сечения;

‒ рассмотреть различные области применения золотого сечения;

‒ рассмотреть способ получения значения числа φ;

‒ ознакомиться с применением золотого сечения в архитектуре

‒ ознакомиться с архитектурой города Ульяновска;

‒ проверить гипотезу на основе работ архитектора А. А. Шодэ (использовал ли он в своей работе золотое сечение).

Почему Шодэ? Обратившись в архив, я узнала, что одним из наиболее известных архитекторов (наряду с Ф. Ливчиком, И. Бенземаном и др) г. Ульяновска был Шодэ.

Здания, построенные по проектам А. А. Шодэ, и сегодня украшают Ульяновск. В краеведческой библиотеке я нашла чертежи фасадов.

В своей работе я рассмотрела следующие здания:

‒ Симбирское отделение государственного банка;

‒ Дом-памятник И. А. Гончарову;

‒ Гончаровская беседка.

На основании чертежей зданий и беседки, мною были произведены расчеты соотношений элементов фасада. При подсчетах учитывались погрешности измерений. Но, несмотря на это можно утверждать о присутствии золотого сечения (числа φ≈1,618) в архитектурных сооружениях города Ульяновска.

Рис. 2. Проект музея и библиотеки имени И.А.Гончарова

Выявленные соотношения доказывают математическую красоту зданий архитектора А. А. Шодэ.

Долгое время считалось, что если соблюдать при проектировании своего дома архитектурные пропорции, принятые с древних времен, то жить в таком доме будет комфортно. Дом я, конечно, строить не стала, но родилась идея создать кормушку для птиц, в преддверии “Дня спонтанного проявления доброты”. Некоторые детали этой кормушки соблюдают числовое значение золотого сечения.

Золотое сечение встречается в архитектуре со времен древних египтян, хотя мы не можем с уверенностью сказать, что такие пропорции использовались умышленно. И возможно, для нашего поколения все эти детали могут выглядеть как предания давно минувших дней, но их не стоит забывать.

Ведь одни ученые заметили, что все в мире происходит хаотично. А другие подвели итог, что даже в хаосе, которому подвержен весь мир, можно найти свои конкретные закономерности. Эти самые закономерности рождают красоту. Математическую красоту всего лишь одного числа.

Литература:

  1. Аржанцев Б. В., Митропольская М. Г. Архитектурная летопись Симбирска второй половины XVII - начала XX веков - Ульяновск, 1994
  2. Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог.- Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2006
  3. Касаткина С. С., Свешникова О. А. Август Шодэ. Мастера архитектуры Симбирска. - Ульяновск: Издательство “Корпорация технологий продвижения”, 2009
  4. Мир математики: Т.1: Фернандо Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты / Пер. с англ - М.: Де Агостини, 2014
  5. http://sedora.ru/Proportions_in_architecture

С глубокой древности людей интересовала не только практика, по и теория строительной деятельности. Этому были посвящены различные сочинения, которые подытоживали опыт строительного искусства своего времени. Особенно много таких работ появилось и период расцвета человеческой мысли - в эпоху Возрождения . В них в той или иной форме осмыслена сущность архитектуры, не утратившей своего значенияи и сегодня. Выдающийся архитектор XVI в. Палладио Андреа писал: "...В каждой постройке должны быть соблюдены... три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза и удобство, долговечность, красота ; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести. Удобство получится тогда, когда каждой части будет дано подходящее место и достаточное пространство... Чтобы достигнуть долговечности, необходимо стены делать по отвесу... с хорошим прочным фундаментом... Красота явится результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому..."

Итак, польза, прочность, красота :

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение здании и сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.

Польза и красота - тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

"Красота возникает на основе пользы",-утверждают одни.

"Красота рождается на основе бесполезного",- возражают другие.

Вот несколько высказываний сторонников первой точки зрения.

"Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон .

"Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой",- утверждал французский историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк .

"То, что хорошо функционирует, также хорошо выглядит",- провозгласил в начале XX в. немецкий архитектор Б. Тауг .

Вот противоположная точка зрения.

"По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит",- утверждал французский писатель XIX в. Т. Готье .

В самом дело, разве гигантский размер и геометрия пирамид Египта, абсолютно но нужные для захоронения одного чоловека (даже фараона), не придают им необыкновенную выразительность?

Разве ряд колонн, окружающий собственно здание (целлу) древнегреческого храма и являющийся чистейшей декорацией, не придает этому сооружению скульптурную пластичность и особое изящество?

Разве восьмиколонный портик фасада Большого театра в Москве, шпиль Петропавловской крепости в Ленинграде и колоннада собора Святого Петра в Риме - все эти функционально бесполезные элементы - не придают перечисленным сооружениям прекрасный неповторимый облик?

Итак, две противоположные точки зрения. А где жe истина?

Вот здесь и возникает необходимость ввести понятие целесообразности . Оно более широкое и емкое, может включать в себя понятия как утилитарно полезного, так и утилитарно бесполезного. Итак, целесообразное - это полезное, отнесенное к определенной цели. История убедительно показывает, что архитектура имеет дело не с пользой, а с целесообразностью, то есть с пользой, отнесенной к определенной цели.

Строить гигантскую пирамиду для захоронения одного человека бессмысленно (бесполезно), но Целесообразно с идеологической точки зрения (прославление власти фараонов).

Знаменитые деревянные церкви на русском Севере имеют наружный объем значительно больший, чем это утилитарно необходимо для размещения молящихся в здании. Однако этот "божий дом" в силу своего назначения должен был быть виден издалека и доминировать над окружающей местностью. В этом заключалось целесообразность объемно-пространственного решения.

В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный худоственный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям. "Красота - капитал, который платит проценты всякий раз, как мы бросаем на нее взгляд",- говорил французский архитектор О. Перре .

В классической формуле зодчества "польза, прочность, красота" содержится важнейший принцип единства утилитарной и художественной сторон архитектуры. Правильное понимание этого принципа имеет решающее значение для творческой деятельности архитектора. Умение диалектически применить его в своем творчестве составляет одну из важнейших задач архитектуры.

Конец XIX и начало XX в. были периодом расцвета стиля "модерн" в искусстве. В архитектуру этот стиль принес обилие всякого рода бесполезных пышных и вычурных украшений (орнаменты, лепнина и т. п.). Архитекторы - противники "модерна" противопоставили этому стилю культ пользы. Они объявили войну утилитарно бесполезному, защищая только голую пользу в архитектуре. Австрийский архитектор Лоос выступил в начале века со статьей, которая недвусмысленно называлась "Орнамент и преступление".

В борьбе двух направлений, как часто бывает, не обошлось без крайностей. В 20-е годы в архитектуре появилась теория: красота есть следствие утилитарной пользы, красота возникает сама собой, если в здании все абсолютно полезно. Иными словами, ничего не должно быть бесполезно, все должно быть разумно, экономично, функционально оправдано. В разных странах эта теория получила различные названия: функционализм, конструктивизм, рационализм . С тех пор теория утилитарной пользы наиболее авторитетна. Однако и здесь не обошлось без украшательства "абсолютно полезными" элементами, которые зачастую были не только не полезны, но и вовсе не нужны (огромные стеклянные поверхности, лоджии, фальшивые конструкции и т. п.).

Многие считают, что красота стоит денег и что, следовательно, строить красиво - значит строить дорого. Что можно сказать по данному поводу? - И да, и нет.

Римский император Калигула строил мраморные конюшни и ясли из слоновой кости. Но так ли уж нужны эти дорогостоящие материалы для подобных сооружений? Безусловно нет. Здесь красота - это расточительство.

Исаакиевский собор в Петербурге - одно из немногих зданий в истории русской архитектуры, где в большом количестве применены полированный гранит, мозаичные и живописные панно, резьба по дереву, позолота, мрамор и т. п. Однако если учесть, что собор был задуман как главный храм Российской империи, призванный своим обликом олицетворять ее богатство и могущество, то все колоссальные затраты человеческого труда и материальных средств можно считать оправданными с точки зрения своего времени.

А вот пример достижения величия, красоты и изящества совершенно иными, более скромными средствами: Колонный зал Дома союзов в Москве (бывшее Дворянское собрание) - произведение архитектора Казакова. Своеобразную прелесть и запоминающийся облик придают залу огромные колонны, расположенные по его периметру. Но мало кто знает, что колонны изготовлены... из нескольких бревен, связанных между собою проволокой и покрытых полированной штукатуркой.

Аккуратно выложенная стена из красного кирпича с небольшим количеством белокаменных деталей - вот та скромная палитра, с помощью которой русские мастера создавали замечательные произведения архитектуры.

А суровая красота необработанного бетона! Впервые ее "открыл" французский архитектор О. Перре при постройке собора в 20-х годах нашего столетия. Будучи ограничен в средствах, отпущенных на строительство, архитектор решил оставить неоштукатуренными бетонные стены здания. И стены со следами досок опалубки и наплывами бетона вдруг приобрели особую художественную выразительность, открыли новые, неизвестные ранее декоративные возможности бетонной поверхности. Так мастерство архитектора превратило утилитарную выгоду в духовную, иными словами, пользу в красоту. Впоследствии этот прием получил достаточно широкое применение в архитектурной практике, например в постройках французского архитектора Ле Корбюзье , а также в интерьере зала заседаний и конгрессов комплекса ЮНЕСКО в Париже.

Так архитектурная практика наглядно показывает, что красота сооружения не обязательно связана с его высокой стоимостью, хотя любое строительство вообще требует значительных материальных (в том числе и финансовых) затрат. Строить красиво и строить дорого - это не одно и то же. В природе, конечно, существуют дорогие и дешевые по стоимости строительные и отделочные материалы, однако красоту сооружения создает в конечном счете талант художника, талант мастера, нашедшие свое выражение в деятельности архитектора.

Прочность, польза, красота

Понятия архитектуры и ее сущности

Лекция №4

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания понятий прочности, пользы и красоты. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas - прочность , лат. utilitas - польза и лат. venustas - красота

(т. н. Триада Витрувия) - лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало - целœесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение зданий и сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.

Польза и красота - тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

"Красота возникает на базе пользы",- утверждают одни.

"Красота рождается на базе бесполезного", - возражают другие.

Очень важным в рассмотрении вопроса о ʼʼпрочности, пользе, красотеʼʼ является анализ архитектурной среды. Архитектурная среда – пространственная ситуация, проработанная с позицией зодчества, с учётом производимого эмоционально-художественного впечатления, с помощью специфических средств архитектуры (тектоника, композиция, специальные приёмы пластической деталировки и т.д.)

Среда – совокупность факторов обитания человека, которая включает как само здание, так и его окружение, как внешний вид, так и детали пространства. В среду включается понятие о цвете. Она должна быть образной, световой.

Включает, как минимум, два понятия: жилая иобщественная .

Жилая среда - целостное пространство, где человек может обеспечить функции восстановления организма.

Общественная среда среда, где человек может общаться с индивидуумами.

В жилище основная функция – сон. Происходит функциональное зонирование жилых сред за счёт правильного распределœения пространств: зона дневного пребывания, ночная зона, гостевая, детская зоны.

Общественная среда должна быть подразделœена на:

1) формы, предназначенные для создания структуры культовых сооружений;

2) пространственные элементы среды, позволяющие сформировать зрелищные здания и комплексы;

3) спортивные здания и сооружения.

На этих базовых классификационных группах вся полнота видов общественной среды не завершается. Более подробно эти понятия будут раскрыты в 7-8 семестрах на лекциях по ТиАКП.

Итак, основой любой архитектуры являются понятия прочности, пользы, красоты. На наш взгляд, одним из интереснейших но малоизвестных примеров этого можно отметить мечеть Биби-Эйбат.

Мечеть Биби-Эйбат (азерб. Bibiheybət məscidi) - мечеть, расположенная в Бакинской бухте, относящаяся к XIII веку, и построенная ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом. Это один из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана, считающаяся достоянием архитектуры.

Другим примером проявления понятий прочности, пользы и красоты является Тадж-Махал.

Про Тадж-Махал говорят - ϶ᴛᴏ олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют ʼʼпамятником неизмеримой красотыʼʼ, ʼʼпоэмой или мечтой, воплощенной в мраморʼʼ, ʼʼжемчужиной Индииʼʼ.

Тадж-Махал (также ʼʼТаджʼʼ) считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал - это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали тысячи ремесленников и мастеров.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др.
Размещено на реф.рф
Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым.

С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осœевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.

Прочность, польза, красота - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Прочность, польза, красота" 2017, 2018.


Как соотносится красота и польза на примере памятников архитектуры.

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием худо­жественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.

Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.

И в последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.

В эпоху барокко искусство отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые фор­мы искусства.

Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в обычной жизни далеки от представлении о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.

Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.

Архитектура (лат. architectura)

Искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире — ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

Планировка и строительство городов — это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.

Выдающийся архитектор XVI в. Палладио Андреа писал: "...В каждой постройке должны быть соблюдены... три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза и удобство, долговечность, красота.

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение зданий и сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.

Провозгласил в начале XX в. немецкий архитектор Б. Тауг.

Вот противоположная точка зрения.

"По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит",-утверждал французский писатель XIX в. Т. Готье.

В самом дело, разве гигантский размер и геометрия пирамид Египта, абсолютно но нужные для захоронения одного человека (даже фараона), не придают им необыкновенную выразительность?

Разве ряд колонн, окружающий собственно здание (целлу) древнегреческого храма и являющийся чистейшей декорацией, не придает этому сооружению скульптурную пластичность и особое изящество?

Разве восьмиколонный портик фасада Большого театрав Москве, шпиль Петропавловской крепостив Ленинграде и колоннада собора Святого Петра в Риме - все эти функционально бесполезные элементы - не придают перечисленным сооружениям прекрасный неповторимый облик?

Итак, две противоположные точки зрения. А где жe истина?

В продолжение темы:
Дома из бруса

Филипок, рассказ Льва Толстого - одно из произведений школьной программы, его так или иначе должен прочитать каждый ребенок, учащийся в 1,2, максимум 3-м классе. На этой...

Новые статьи
/
Популярные