Люди куда переехать православным христианам. Уезжать из России — грех? Что положить на чаши весов

+

Д еяния св. Апостолов , гл. 2, 42-47:

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит -- сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

Н екоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

+

Архиепископ Аверкий Таушев :

В се уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение».

В Апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (Деян 20:7-11) , причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа)или «трапезой любви» (Иуд. 12; 1 Кор 11:20-34).

Таким образом, в этих домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, таинства Евхаристии и общих молитв.

«В се же верующие были вместе и имели всё общее» - взаимная любовь так связала всех уверовавших во Христа, что они «были вместе», то есть находились в постоянном взаимообщении, жили как бы одной дружной семьей. Это настроение первых христиан привело к обобществлению имущества верующих, конечно, не принудительному, как это мы видим в коммунизме, а совершенно добровольному, основанному единственно на братской любви к ближним и сострадательности к неимущим и нуждающимся. Здесь не было уничтожения прав собственности, но имеющие собственность сами добровольно разделяли ее с неимущими: «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»;

Христиане являлись образцом истинного благочестия и для всего остального народа - неверующих во Христа; поэтому они пользовались любовью народа - «имуще благодать у всех людий».

+

Св. Андрей Кесарийский (V-VI века)

(в толковании на XII гл. Апокалипсиса):

К огда диавол в лице антихриста вооружается на Церковь, то избранные и достойнейшие, презрев гражданские почести, суету и удовольствия, побегут, как говорит Мефодий, в пустыню, чуждую нечестия и плодотворную для любящих добро, и там избегут нападений демонских и злых людей. Правдоподобно, что и чувственная пустыня спасет убегающих от наветов отступника и антихриста в горах, пещерах и пропастях земных, как прежде спасала мучеников.

Да получим от Него крепкий помысл, неослабный и непреодолимый кознями вражиими, чтобы, противоборствуя законно начальствам и властям тьмы, украситься нам венцами правды и получить за победу почести и награды. Ибо Ему, обращающему в бегство сильных князей воздушных чрез немощных, подобает победа и Царство со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К огда Церковь побежит в безводные места, недоступные для обольстителя, то он пойдет по следам ее, как река, чтобы ее победить; иначе - выйдет за нею множество злых бесов, или искушений. Но земля, как сказано, помогла ей, задерживая замыслы и устремления демонские или дальностию расстояний, или засухою и бездождием, или кротостию и смирением святых...

Когда лучшие и избранные учители Церкви и презревшие земное удалятся от бедствий в пустыню, антихрист, обманувшись в своих расчетах на них, восстанет на брань с воинами Христа в мире, чтобы восторжествовать над ними, ожидая легко уловить их, как бы посыпанных прахом земным и увлеченных житейским. Но и из них многие окажутся победителями, ибо искренно возлюбили Христа.

+

Св. Ефрем Сирин в слове “на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово”:

И бо много найдется тогда людей благоугодивших Богу, которым в горах и местах пустынных можно будет спастися многими молитвами и сердечным плачем. Ибо Святый Бог, видя их несказанные слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный Отец, и соблюдет их там, где они укроются, между тем как всескверный змий не престанет отыскивать святых...

Мужественная нужна будет душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Ибо, если человек окажется хотя несколько беспечным, то легко подвергнется нападениям и будет пленен знамениями змия...

Ибо если кто не будет запечатлен печатию зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями. При том и Господь не отступает от таковых, но просвещает и привлекает их к Себе.

М ногие из святых, какие только найдутся тогда в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностью побегут в пустыни и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им даровано от Святого Бога сие: благодать Его отведет их в определенные для этого места, и спасутся они, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых, потому что имеющим видение без труда сделается известным пришествие антихриста . А кто имеет ум (обращенным) на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо всегда таково свойство привязанного к делам житейским - хотя и услышит, но вопить не будет и даже погнушается тем, кто об этом будет говорить. А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о сей жизни.

Восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения.

Все же, не принявшие печати антихристовой и все, скрывавшиеся в пещерах, возвеселятся с Женихом в вечном и небесном чертоге со всеми святыми в беспредельные веки веков.

+

Схиархимандрит Христофор, старец тульский (1905-1996):

«В последнее время по одному жить не будете... Из монастырей бежать будут! (...) Диавол овладеет монастырями... и хорошо, если у кого останется домик, свой уголок куда бежать! А тем, кому бежать-то некуда, те под забором будут умирать».

Батюшка очень отрицательно относился к квартирам. «Покупайте, говорил, - домик с земелькой. Родственники не разъезжайтесь, а соединяйтесь, покупайте вместе. (...) Покупайте домики в деревне, хоть земляночку. Божие благословение на это есть. Покупайте и сразу копайте колодец, чтоб у вас была своя водичка, и сразу посадите вербу (на северной стороне), потому что под вербой всегда вода (...)

Будете брать эту земельку из-под вербы, перекрестите, и вкушайте с молитвой. Будет вам и хлеб и вода. А еще будете питаться кореньями, травкой. Запасайтесь майскими листочками и цветом липы. Этой едой и будете питаться зимой.

Можно будет собирать воду по каплям. Эти капли - слёзки Матери Божией. (...) Будем питаться кореньями, травами, и надо собирать лист липы. Вот вам будет хлеб и вода. Господь чудом будет питать, чудом. Тогда Господь живым будет давать венцы, кто не предаст Бога, кто пойдёт за Ним. (...) Вот будет страшный голод, трупы будут валяться, а у вас будет своя земелька, она вас будет кормить. И не лениться, не лениться. Господь труды любит. Вернётесь "коса на косу" - как говорила блаженная Матронушка, (...), - соха на соху. Матронушку читайте, к ручному труду все вернётесь. (...)

В те времена спасаться можно будет только в своих домах. А в городе... какая страсть будет! Свет отключат, газ отключат, воду отключат... не будет ничего, и люди чуть не заживо гнить будут в квартирах».

Собирайтесь общинами, живите в домах по 3-4 семьи (по 7-10-15 чел). Хорошо, если у вас будет священник, которому сможете поисповедоваться и у которого сможете причаститься. Надо, чтобы у него был антиминс.

+

Схимонахиня Нила (+1999):

Д уховным оком матушка видела, что нынешнее и следующее за ним поколения ожидают, быть может, еще более тяжкие скорби и испытания. Чаще всего она рассказывала о своем лагерном опыте выживания в условиях голода, когда нет практически никаких запасов еды:

Как страшно голодать, не дай Бог вам такое пережить. В лагере хлеба почти не видели. Когда вышла на свободу, думала, что никогда не наемся хлеба. А ведь грядёт голод. В детские годы на Украине бывало посмотришь вокруг - до горизонта хлеба стоят, колосья налитые, один в один. Ветер подует, - как волны по морю идут до самого горизонта. Никаких сорняков в них не было. А ныне посмотришь - до самого горизонта один бурьян виднеется. Забросили землю, а она - кормилица. Нужно всем трудиться на земле. Людям придётся отвечать за то, что земля не возделана. Оттого и голод наступит, что земля брошена. Если есть участок, каждый клочок земли надобно обработать, засеять, и земля поможет выдержать голодное время. Сажайте картошку, овощи на всех участках, где дадут, заводите кур. Трудно станет - картошку с огурцами будете есть.

Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, всё меньше земли станут обрабатывать. Всем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная. Голод такой настанет, что люди будет лезть в дома, чтобы найти съестное. Будут бить стекла окон, разбивать двери, убивать людей за еду. Оружие будет у многих в руках, и жизнь человеческая ничего не будет стоить.

В пришествие антихриста наступит голод такой, что злаков не будет. Надо будет заготавливать липовый лист, крапиву и другие травы, сушить, а потом заваривать - этого отвара будет достаточно для питания.

В один из дней матушка Нила обхватила голову двумя руками и воскликнула:

Что будет! Что будет с Россией и с нами всеми! Так повторила несколько раз, затем, как будто успокоившись, сказала:

Нет, рассказывать ничего не буду, не благословляет Господь.

Надо искать дом рядом с храмом, только так спасётесь. Дома трудно - бегите в храм!

+

Схиархимандрит Феодосий Почаевский (1906-2003):

М ирянам он не указывал одного места, где лучше, где безопасней спасаться в последнее время. Старец говорил разным людям по-разному. Например, приходили люди, он им говорил: «Уезжайте оттуда, там все сгорит, лучше купить домик возле Почаева». Другие люди приходили и спрашивали что лучше, уезжать куда-то или там оставаться, старец им отвечал: «Терпеть надо везде, оставайтесь там, где вы живете, и там терпите». Третьим людям советовал уезжать в горы. В последнее время у старца спросили: «Что же делать?». Старец ответил: «Или горы, или терпеть, если нет сил в горы, тогда терпи».

Старец монашествующим советовал уходить на Кавказ. Он сам в горах жил, пустынножительствовал, он и в дальнейшем просто жил этим. Разным по-разному советовал, никогда старец не говорил всем людям одно и то же. Так вот, монахам он говорил, что лучше, конечно, уходить в горы при антихристе, кто может. В горы в прямом смысле этого значения, где он сам жил. Там можно прожить с Богом, там можно молиться, чтоб только не принимать ту печать антихриста.

Некоторым старец советовал поближе перемещаться к Лавре, и преподобный Кукша это говорил, и другие старцы это говорили. Кукша, например, рассказывал своим чадам: «Будет такое время, придет война, будет все гореть, но на три километра от Лавры все сохранится». Он советовал домики возле Лавры покупать, он говорил, что хоть бы за забор Лавры держаться, потому что время очень тяжелое будет. Или уходить в места, удаленные от населенных пунктов, и старец такого же мнения был, только более просто и кратко все это советовал.

+

Архимандрит Гавриил Ургебадзе (1929-1995):

П ридет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами.

Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста. Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву „Отче наш“, перекрестить, окропить святой водой - и так освятится всякая пища.

Красть продукты нельзя. Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит – антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для Своего народа, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. И земля не убавится; перекрестишь, и она даст тебе хлеб.

Не бойтесь, главное не принять печать антихриста на правую руку и лоб. Не ешьте хлеб человека, принявшего печать антихриста.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.

А сейчас начинаются важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя... Представьте мать пятерых детей: как она должна кормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес: по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость, как поступить.

В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

+

Схиигумен Иероним Санаксарский:

Е му задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», - советовал он. Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.

Духовная дочь схиигумена Иеронима Санаксарского выпрашивала у него благословение запасать продукты на случай предреченных голода, войны, в годину бедствий. А он ей отвечал: «Благодатью, благодатью запасайтесь». А она вновь настаивала благословить ее запасать продукты. Видя ее упрямство, он ей сказал: «Ну что ж, благословляю. Запасай сухарики и мед». Она устремилась запасать сухари мешками, мед флягами. А ведь он и в этот раз благословил ее запасаться благодатью, поскольку мед означает молитву, а хлеб – причастие.

Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь - сгнить лучше, но спастись для вечности.

Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва.

+

Схиархимандрит Серафим Тяпочкин:

М ногие русские, живущие за границей, станут помогать восстановлению жизни в России... Многие из тех, кто сможет убежать от гонений и преследований, возвратятся в исконные российские земли, чтобы наполнить брошенные деревни, возделывать запущенные поля, использовать оставшиеся неразработанными недра. Господь пошлет помощь, и, несмотря на то, что потеряет страна главные месторождения сырья, найдут на территории России и нефть, и газ, без которых невозможно современное хозяйство.

Старец говорил, что Господь допустит потерю огромных земель, дарованных России, потому что мы сами не смогли их достойно использовать, а лишь загадили, испортили... Но Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского Княжества XVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой.

+

Игумен Гурий Чезлов (1934-2001):

С егодня дома нужно иметь не электронные игрушки, а слесарные, столярные инструменты – топор, лопату, грабли, пилу, гвозди, ломик, рубанок...

Не бойся, малое стадо, Бог не оставит вас. До 10 дней голода (искусственно созданного) потерпите и спасетесь. Тренируйте себя заранее постом.

Чтобы не принять печать антихриста - читай молитву от печати антихриста ежедневно.

Приобретайте землю, она спасет от голода. Лучше жить при земле, т.е. в деревне на всём своём. Независимость от властей - очень важно. А в городе все примут, когда скажут: "Иначе отключим отопление, освещение, газ, канализацию, телефон".

Для хорошего урожая о. Гурий старался заказать три молебна:

1) Богородице, пред иконой Её "Спорительница хлебов";

2) сщмч. Харалампию;

3) мч. Трифону.

В воду с этого молебна добавить масла от лампадки перед иконой мч. Трифона и ею окропить огород и овощи в погребе (от порчи и грызунов). В конце молебна о. Гурий читал молитву от грызунов мч. Трифону. И Бог давал по его молитвам такие урожаи, что и все чада дивились...

В бездождие о. Гурий служил на огороде молебны пророку Илие. На втором молебне появились первые капли, а после третьего молебна Бог дал обильный дождь. Хотя в округе дождя не было.

Не благословлял работать на огороде всю Светлую седмицу, а как можно чаще быть на службах в храме. После этого у его чад все посадочные работы проходили хорошо.

+

Старец Иоанн (подвизавшийся в Храме Святителя Николая Угодника в селе Никольское Ярославской обл., Угличского р-на):

Т еперь времени не осталось совсем. Только те, кто из городов (Москвы, Ленинграда) уедет жить в деревню, будут иметь шанс выжить. Начинать строить дома в деревнях не стоит, не осталось времени, не успеете. Лучше покупайте готовый дом. Наступит большой голод. Не будет ни электричества, ни воды, ни газа. Только те, кто будет выращивать продукты сам, будет иметь шанс выжить.

Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придет Преподобный Серафим Саровский. Он объединит все славянские народы и государства и приведёт с собою Царя... Будет такой голод, что принявшие «печать антихриста» будут поедать мертвых. И главное - молитесь и поторопитесь изменить жизнь свою, чтобы не жить в грехе, так как времени уже совсем не осталось...

говорит нам следующее: после смерти Авеля, убитого его старшим братом Каином, Каин был проклят Богом и изгнан. Его жизнь была полна страха и скитаний, и после того как у Каина родился сын Енох, он закладывает первый город. Вероятно, первый город представлял собой некое укрепление, в котором было собрано его семейство, и к которому впоследствии примкнули другие. То есть первый город, который на тот момент, наверное, мог считаться мегаполисом, был заложен братоубийцей. Что подтолкнуло Каина создать город? Страх. А страх всегда порождается недоверием к Богу. Из-за недоверия у человека возникает желание огородиться от проблем своими собственными силами.

Если обратиться к Новому Завету, то во втором послании к Коринфянам (гл.11 ст.26) мы можем увидеть, что апостол Павел, перечисляя опасности, в которых он побывал, в том числе называет опасности города. Из этого можно сделать вывод, что город для него не был тем местом, где можно спокойно существовать, а местом, где он должен был нести свой крест.

Также мы видим, что великие подвижники благочестия сначала бегут из городов или крупных поселений, а потом поселения и города бегут к ним. Ярчайший тому пример — Троице-Сергиева Лавра, вокруг которой сформировался город Сергиев Посад. Другим примером являются монастыри, созданные на местах подвижничества египетских пустынников, или Серафимо-Дивеевский монастырь, некогда образованный для девушек и вдовствующих женщин, который в последствии стал градообразующим местом.

В деревню, в глушь?..

— Если уж зашла речь о бегстве из городов подвижников, то насколько оправданы ожидания обычных православных людей, которые иногда оставляют свою городскую жизнь, и переезжают, например, под Оптину, сдают свою московскую квартиру и живут рядом с монастырем?

— В данном случае важное значение имеет устроение человека, его духовная жизнь. Надо учитывать, как повлияет такой переезд на духовный рост человека. Если это странное бегство, например бегство от страха, то тогда оно не правильно. Каждую такую ситуацию надо рассматривать отдельно, но в общем могу сказать, что никто из них скорее всего не проиграет. Я, конечно, не имею ввиду материальный достаток. В этом плане возможно будут немалые потери, лишение работы и хорошей зарплаты, но они приобретут нечто другое.

Поездив по России и наблюдая жизнь в разрушенных деревнях, в которых раньше были колхозы или промышленные предприятия, я обратил внимание на то, что человек, работавший ранее в колхозе, очень отличается от человека, который работал, скажем, на заводе. Рабочие из распавшихся промышленных предприятий отличаются внутренней озлобленностью, каким-то нехорошим блеском глаз и даже устройством своей деревни.

Деревни, в которых были колхозы, продолжают жить. У людей есть опыт жизни на земле, опыт выращивания сельскохозяйственных культур. У тех же, кто работал на конвеере, где человек не был человеком, а был подобием робота, механически закручивая гайки или добавляя песок в печь, люди и пьют крепче и разрушение деревни у них происходит быстрее.

Но надо вернуться к мегаполису и сказать, что в мегаполисе человек все-таки растворяется, мы действительно становимся разобщенными. Мы перенасыщены общением до того, что даже не хотим знать своих соседей по лестничной клетке. Если у человека нет навыка в общении, ему это тяжело, его это сильно угнетает. Но если даже человек имеет навык общения, ему тоже приходится не сладко. Он живет в переполненном жителями доме в квартире-клетушке с говорящим ящиком, он редко может побыть один. Выходя на улицу, он в основном видит творение рук человеческих, и в меньшей степени творения рук Божиих, что тоже не улучшает качество жизни.

Мы не говорим сейчас о людях, которые крепко стоят на духовных ногах в православной вере. Они и в мегаполисе находят приложение своим силам в делах милосердия и других делах доброделания. У православных в городе, особенно в крупных городах, всегда есть возможность помолиться в многочисленных храмах. Такие города, как Москва и Питер – это города со множеством духовных православных традиций, множеством неравнодушных батюшек, с которыми можно пообщаться. Но для тех кто, скажем так, далек от духовной жизни мегаполис является развращающим началом, тем началом, которое в общем то разъединяет человека.

Городской житель видит вокруг себя множество искушений: дорогие машины, витрины бутиков, огни ресторанов и шикарных офисов. Человек видит, что каждый в мегаполисе стремится максимально насытить свое эго. Сам по себе мегаполис ничего хорошего в жизнь человека не привносит, наоборот, он создает благотворную среду для раздражения, вечного недовольства другими людьми.

Мы не встретим в деревне той грубости, с которой мы сталкиваемся в городе. Надо отдать должное, что в городе есть возможность для получения хорошего образования, интеллектуального развития, чего нет в деревне. Но не одним этим жив человек. Жив человек Духом Божиим, а Дух живет, где хочет. Он есть и в деревне и в лесу и в мегаполисе, но вот воспринять Его человеку, как мне кажется, легче там, где не так остро идет борьба за его душу, кошелек или просто физическое присутствие, а там где человек больше предоставлен сам себе.

— Что же делать городским жителям?

— Я считаю, что надо быть не всегда довольным собою и всегда чего-то искать, всегда к чему-то стремиться, всегда что-то познавать. Если человек искренен в этих исканиях, Господь его всегда направит по нужному пути.

Запрещенные приемы в борьбе со стрессом

— Известно что городская жизнь – это жизнь в стрессе. Можно ли вообще не впадать в стресс? Говорит ли что-нибудь Церковь по этому поводу?

Интересный пример описывает психолог Авдеев. К нему привели восьмилетнего мальчика с синяками под глазами, который не спал уже несколько ночей, был нервным, раздерганным. В ходе общения выяснилось, что помимо школьных занятий он ходит на два языковых кружка, три спортивные секции, кружок по фото и вышиванию. Мальчик ни разу не выходит просто погулять на улицу, да и дома бесцельное времяпрепровождение не считается приемлемым. Казалось бы, он занят положительными вещами, но у него нет ни единого момента, в который он мог бы просто поразмышлять, заглянуть в свое сердце, помечтать.

Стресс взрослого человека развивается примерно по той же схеме. За нашу душу борются множество факторов, которые пытаются тебя склонить на свою сторону, и необдуманная реакция на это порождает нервное напряжение.

— Вы говорите, необдуманная реакция. Значит ли это, что мы должны все стрессовые явления разложить по полочкам и продумать, как к каждому из них относиться?

— В первую очередь, столкнувшись с чем-то, надо просто помолиться. Естественно, твоя молитва сразу будет услышана Богом, и тебе будет дан ответ. Возможно просто станет очевидно, как надо поступить в данной ситуации. Суета не дает возможности человеку предоставить все в руки Божии, он решает все самостоятельно, а самостоятельно мы решить почти ничего не можем. Если же решаем, то эти решения бывают, скажем так, неправильными. Помните, как Серафим Саровский говорит: «Когда я говорю от Бога волю Божию, то я не ошибаюсь, когда я говорю от себя, я ошибаюсь, и часто ошибаюсь».

— Приемлем ли в какой-то мере телевизор, как средство от стресса?

Для большинства людей телевизор неотъемлемая часть жизни. Как к нему относиться? Если ты выбираешь такие, например, замечательные каналы как «Союз» или «ЗооТВ» — это приемлемо. Если с помощью телевизора ты убиваешь время, что бы заполнить промежуток времени между ужином и сном, тогда — это горе для тебя. Ты подсаживаешься на него как на наркотик.

Есть замечательная история, которую сейчас часто рассказывают. Великим Постом приходит к священнику бабушка и просит: «Батюшка, не могу поститься, я немощна, стара, мне обязательно надо и молочко и колбаску. Благословите». Батюшка говорит: «Конечно, матушка, ешь побольше, надо поддерживать силы. Давай только ты полностью откажешься от телевизора на время Великого поста, не будешь смотреть любимые сериалы». С благословением бабушка отошла, но вскоре подходит обратно и говорит: «Нет, лучше я буду поститься, но от сериалов и телевизора не откажусь».

Иногда говорят: «Но новости то надо смотреть, иначе мы отстанем от жизни?» Не отстанешь от жизни, ничего с тобой не случиться. Вернее случится — ты будешь спокойнее, у тебя стрессов будет меньше.

Телевизор – это не спасение от стресса, а его усугубление. Когда мы включаем телевизор, что мы видим? Самую примитивную информацию в журналистике. Корреспондент становится на фоне разрушенной школы, упавшего горящего лайнера или операции боевиков, мелет всякую чепуху и всем это интересно, потому что происходит выброс адреналина.

— А кино можно посмотреть: мелодраму или детектив?

— У есть совершенно замечательное собрание мультиков, которые можно смотреть всей семьей. Некоторые фильмы тоже можно смотреть, есть поучительные для подрастающего поколения фильмы, например про войну. На самом деле «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор.6:12). А для того чтобы разобраться, что мне полезно, надо иметь ум, совесть, любящее Бога сердце и страх Божий.

— Чем еще допустимо снимать стресс православному человеку?

— Очень хорошо умиротворяет душу чтение Священного Писания. Также снимает стресс окружающая природа, когда ты выходишь и любуешься творением Божиим.
Как-то один из оптинских старцев, я не помню точно, кто именно, кажется Амвросий Оптинский, благословил свое духовное чадо прямо перед началом Пасхальной заутрени идти в лес. Чадо в смятении и стрессе говорит, что всю жизнь встречал Пасху в храме с народом. Но тем не менее поплелся он в лес, оттуда уже услышал, как зазвонили колокола и братья запели «Христос Воскресе», а он все один, как вдруг он начал слышать: то там птичка запоет, прославив Бога, то здесь, и приобрел такое яркое благодатное утешение, что, вернувшись к своему батюшке, пал к нему в ноги, целовал и благодарил за ту радость, которую в этот пасхальный день он пережил впервые с момента своего рождения.

Говоря о том, чем нельзя снимать стресс, надо обязательно отметить, что стресс нельзя снимать рюмочкой.

— Даже одной рюмочкой или одной баночкой пива? Ведь и Христос и апостолы пили вино.

— Они не снимали стресс, когда пили вино, потому что они уже были в радости. Дело в том, что когда человек пьет для снятия стресса, он привыкает к этому. Если вино пьется в радости, ради праздничного события в компании, привыкания не происходит. Когда же имеется стрессовая ситуация, то человек знает, что он выпьет рюмочку и все умиротворится.

Замечательное повествование на эту тему есть у . Он пишет, что когда умерла его матушка, то горю его не было границ, и в своем горе он стал утешаться вином. Придет после службы домой, нальет себе рюмочку вина, выпьет, вроде хорошо становится, и так пошло по нарастающей. И вот на очередную родительскую субботу одной из прихожанок снится сон, что все почившие родственники идут из храма с авоськами, что-то несут по своим домам. Видит, идет и матушка с сеткой, а в ней пустые бутылки, она ее поднимает и говорит: «Смотри, мать, чем меня отец поминает, вот как он за меня там молится», и вся в слезах и ушла. Прихожанка рассказала это священнику, будущему епископу Василию Родзянко, и этот сон его так поразил, что он перестал снимать горе рюмочкой.

Слава Богу, что матушка его так любила, что даже после своей смерти о нем так заботилась и пеклась. Дело в том, что когда снимаешь стресс с помощью алкоголя, всегда приходится увеличивать дозу для достижения эффекта. От бутылочки к полутора бутылочкам, от полутора к двум, от двух к трем, ну и так дальше, потом пивной животик образуется и так далее. Или от рюмочки к бутылочке, и через несколько лет лицо человека приобретает цвет вина. Стресс, раздражение можно снимать не «клином», то есть новым грехом, а только возвращением в лоно Отчее. У кого-то это будет молитва, у кого-то чтение Священного Писания, у кого-то это доброе делание, у кого-то созерцание природы.

— А пасьянс разложить, это тоже не наш метод?

— Я не думаю, что таким способом можно достигнуть действительного спокойствия, просто проблемы отодвинутся на время пасьянса, ты забудешься, но потом они вернутся в полной мере.

Также, в попытке снять стресс, нельзя делать что-либо назло. Если твой стресс возник в результате общения с другим человеком, нельзя этому человеку делать что-то назло. Если ты узнала, что муж тебе изменяет, нельзя ему назло изменить тоже. То есть принцип «клин клином вышибают» действует только при колке дров.

— Учитывает ли современная церковь наличие стрессов в жизни горожанина, устанавливая меру поста, молитвы, иных сторон церковной дисциплины?

— Церковь не отделима от общества, от времени, в котором Она живет, но Церковь не изменяет Себя под людей, а пытается менять людей под Себя. Однако в процессе этого изменения действует закон икономии, то есть послабления и снисхождения. Самый яркий пример икономии — не отлучение кающегося от причастия за определенные грехи на многие годы, как это установлено церковными канонами. Современная церковь пытается утешить свое чадо, ввести его в церковную общину, если и налагает епитимью, то не такую строгую.

В наше время тоже сокращены. Если взять богослужебный устав Типикон, по которому мы живем, то мы увидим, что при подготовке к причастию установлена неделя поста. Фактически же в наше время Церковь допускает трехдневный пост.

Однако есть неприемлемые явления, которые нельзя оправдать никаким стрессом: злоба, гнев, обиды, ложь, нарушение заповедей. С этим церковь всегда боролась в человеке, и будет бороться дальше.

Святой в мегаполисе

— Для городской жизни особенно характерна суета, что делать, чтобы в этой суете не забывать о Боге?

— Надо уметь говорить нет, как бы болезненно это не было для тебя и для окружающих. Надо рассчитывать свои силы. Если одна просьба накладывается на другую, которую ты уже пообещал выполнить, надо уметь говорить нет, а не обещать, а потом бегать с высунутым языком, чтобы в итоге все сделать плохо. Лучше сразу отказать человеку. Может быть вернуться к этой просьбе в другой момент. Надо более четко рассчитывать свои силы.

Мы можем вспомнить, что Господь выбрал только 12 учеников и основное учение преподал 12-ти. Он не взял 120 человек, Он взял только 12 и смог уделить им столько времени, сколько было необходимо для того, чтобы они уразумели то, что просит от человека Господь. Потом эти 12 человек тоже выбрали себе определенное количество учеников и в итоге научили многие народы.

— Что Вы можете сказать по поводу такой городской болезни, как в толпе?

— – это красиво сказано, но это действительно очень большая проблема. Она возникает из-за того, что человек служит своему эго. Он забывает, что тот, кто рядом с ним стоит в толпе, идет в толпе или бедный валяется в толпе — образ и подобие Божие. Никому нет дела до этого образа и подобия Божия, который бежит по своим делам. Каждый может укусить другого человека, если он проявит слабость, а укусив и получив ответ, даже очень часто не обидится, потому что это уже вошло в обычную жизнь. Порождением мегаполиса является ужасная разобщенность людей. Мы живем с ощущением того, что, наступив на ногу человеку, мы его больше никогда не увидим.

— Как вы себе представляете образ жизни идеального, святого человека в условиях мегаполиса? Или даже может быть не представляете, а реально встречали таких людей в Вашей жизни?

— Я вырос среди святых. Я могу сказать, что это мои родители. Мама уже почила, отец живой. Я считаю святым своего духовника — Василия Владышевкого, который уже скончался, а также разбившегося о.Алексея Грачева. Я думаю, что это современные святые мегаполиса.
А описание образа жизни святого человека в мегаполисе есть в житии . Этот равноангельный человек дабы приобрести еще большее совершенство, стал просить у Господа вразумления, и Господь послал к нему ангела, который сказал: «Велик ты пред Богом, но есть в Александрии две сестры, которые преуспели больше тебя на этом поприще».

Тогда Антоний отправляется в Александрию и находит там двух сестер-христианок, которые живут с мужьями язычниками. Он падает к ним в ноги и просит, чтобы они научили его духовной жизни. Женщины, естественно, испугались, и удивились, о какой духовной жизни он их спрашивает. Однако рассказали, что они хотели уйти в пустыню, но мужья их не отпустили, и что за все годы жизни они никогда не поссорились и не поругались, а всегда жили в мире.

— Это конечно замечательная история, но хотелось бы услышать о , какие-то их особенные черты или поступки в атмосфере суеты большого города?

— Отличие святого – это любовь к Богу, которая выражается, как сказал Антоний Сурожский, на лице человека. Любовь – это внутреннее чувство, которое выражается наружу радостью и благодарностью. И вторая черта — оправдание всех.

— Оправдание всех. Красиво. Прямо таки всех? Но некоторые все же в ад попадут. То есть их даже Бог не сможет оправдать.

— Если я имею надежду на спасение, то я понимаю, что если я войду в Царствие Небесное, то последним. Если же я считаю, что есть кто-то хуже меня, то это гордость, это осуждение, и я уже не подпадаю под ту категорию, которая может соприкоснуться с Богом.

Говоря же о примере святости, вспоминаю достаточно распространенный случай, который даже зафиксирован в классической литературе. Во время войны в одну больницу поступили два мальчика с воспалением легких. При этом дозу пенициллина привезли только одну, и врач решил вылечить одного ребенка. Он его вылечил, а второй ребенок умер, его похоронили, и потом выяснилось, что второй ребенок был ребенком этого самого врача.

— Страшный случай.

— Да страшный случай, но и в наше время иногда надо делать выбор.

Часто под категорию людей, проявляющих святое терпение и оправдание других, попадают . Знаю об этом из личного опыта. Матушке часто приходится оставаться одной, батюшка может уехать в 6 часов утра на службу, вечером задержаться на исповеди, приехать в 12 ночи, и все это мимо семьи, матушка одна бедная. Да еще семьи священников в основном многодетные, и матушка не упрекнет и не устроит скандал за поздние приходы.

— Как может реализовать себя христианин в большом городе, т.е. какие богоугодные дела специфичны для города?

— Все что специфично для любящего сердца специфично и для города: строить больницы, ухаживать за бомжами, переводить старушек через дорогу. Последнее — чисто городское доброделание.

— Смешно как-то старушек через дорогу переводить.

— Да это же опасное дело. То в одном месте человека собьют, то в другом. Кроме того, в старости возникает обостренное чувство самосохранения, страх. Почему бы не помочь человеку в этом страхе, тем более что старики мало того, что медленно ходят, еще и плохо видят.

Собаку покормить — тоже доброе дело.

Городская жизнь таит возможность избегать неприятных межличностных контактов, можно вместо примирения, которое требует от нас Христос, просто не пересекаться с этим человеком, который очень «удачно» находится от нас за километры? В деревне такой возможности нет, поскольку все друг у друга на виду.

— «Во гневе твоем да не зайдет солнце», — говорит псалмопевец Давид. То есть до того как закончится день надо постараться примириться со всеми. Тем более, научно-технический прогресс дает нам всяческие возможности, будь то телефон, е-майл, скайп или другие средства связи. Я думаю неправильно не пользоваться возможностью примирения с твоим ближним, когда тебе предоставлены для этого все средства. Все будет работать на тебя, чтобы ты примирился, Господь столкнет тебя нос к носу, только имей мужество. Какая разница в городе или в деревне, имей мужество. Надо искать средства, чтобы стать святым, а святость без оправдания, без прощения невозможна.

Архимандрит Гавриил(Ургебадзе).

«Придет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами.

Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста. Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву „Отче наш“, перекрестить, окропить святой водой - и так освятится всякая пища.

А сейчас начинаются важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя... Представьте мать пятерых детей: как она должна откормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес: по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость как поступить.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина»

Схимонахиня Нила.

«Грядёт голод. Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, всё меньше земли станут обрабатывать».
«Всем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная. Голод такой настанет, что люди будет лезть в дома, чтобы найти съестное. Будут бить стекла окон, разбивать двери, убивать людей за еду. Оружие будет у многих в руках, и жизнь человеческая ничего не будет стоить. Наступят времена, когда, как и во дни после октябрьского переворота, станут загонять христиан в тюрьмы, резервации и топить их в море».
«Когда начнутся гонения на верующих, спешите уйти с первым потоком отъезжающих в ссылки, цепляйтесь за колеса составов, но не оставайтесь. Те, кто первыми уедут, спасутся».
«Вы всё увидите своими глазами, ваше поколение встретит приход антихриста".

Схиархимандрит Христофор.

«В последнее время по одному жить не будете... Из монастырей бежать будут!
Диавол овладеет монастырями... и хорошо, если у кого останется домик, свой уголок куда бежать! А тем, кому бежать-то некуда, те под забором будут умирать».
«Покупайте, говорил, - домик с земелькой. Родственники не разъезжайтесь, а соединяйтесь, покупайте вместе. Покупайте домики в деревне, хоть земляночку. Божие благословение на это есть. Покупайте и сразу копайте колодец, чтоб у вас была своя водичка, и сразу посадите вербу (на северной стороне), потому что под вербой всегда вода».
"В последнее время покупайте домики, собирайтесь общинками, чтобы вы не по одному человеку жили в домике, а по 7-10 человек и молитесь. Закатывать герметически в баночках сушеные просфорки и крещенскую водичку. И когда произойдет смешение вер, тогда дома будем молиться, вкушать просфору и крещенскую водичку. И тогда Господь сам будет нас причащать. Благословлял общинки, чтобы в них причащал священник с антиминсом. Молитесь, читайте Евангелие, Псалтырь, и молитесь Господу о том, чтобы не отойти от веры православной".
"И когда произойдет смешение вер, тогда дома будем молиться, вкушать просфору и крещенскую водичку. И тогда Господь сам будет нас причащать. Благословлял общинки, чтобы в них причащал священник с антиминсом".

Схимонахиня Макария.

«Произойдет большое восстание. С этажей (из городов) народ станет разбегаться, в комнатах не будут сидеть. В комнатах сидеть нельзя, ничего не станет, даже хлеба. А если молиться Спасителю, Матери Божией и Илье Пророку, они не дадут умереть с голода, сохранят тех, кто веровал Богу и искренне молился.
Начнется неурожай, когда монахов станут ссылать.
Кто Божий, тот антихриста не увидит. Многим будет открыто, куда поехать, куда пойти. Господь своих знает как спрятать, никто не найдет».

Матука Алипия Киевская

"Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп.
Государства по деньгам различаться будут. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмется их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею. Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную».

Старица Евдокия из села Чудиново.

"А еще доживёте до того, что всех вас верующих вышлют на Север, будете молиться да рыбой кормиться, а кого не вышлют, запасайтесь керосином и лампами, ибо света не будет.
Собирайтесь три-четыре семьи в один дом и живите вместе, поодиночке выжить невозможно. Достанешь кусочек хлеба, залезешь в подпол и скушаешь. А не залезешь, отберут, а то ещё и убьют за этот кусок".

Старец Антоний

«Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединённые места».
"Душеспасительно для мирян, конечно, прилепиться к православной общине с ревностным пастырем, но это почти невозможно. Хотя, по крайней мере, надо приложить все силы, чтобы найти не поклонившегося служащего пастыря, дабы иметь возможность Причастия… Если же Господь сподобит жить в такой общине, то приступать к Святым Дарам желательно каждый день, как то делали первые христиане в эпоху римских гонений. Это будет укреплять и предуготавливать к возможному приятию мученического венца".

Преподобный Ефрем Сирин.

"Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностию побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им сие даровано от Святого Бога; благодать Его отведет их в определенные для сего места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых; потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся; потому что отринули всякое попечение о сей жизни".

Современное пророчество Царя

"Царь показал, что уходить надо в отдаленные пустыни, монастыри, труднодоступные места, где собираться в общины и вместе спасаться. Это путь всех православных - как апостол Петр, без колебаний идти за Спасителем, не боясь опасностей. Каждый должен идти по воде со своим крестом и помогать друг другу».

Прости Господи и вразуми ради спасения.
С БОГОМ и друг с другом.

Что бы нам все в кучу не мешать, можно конкретно посмотреть о православных поселениях.
Почитать, поразмышлять- увидеть минусы и плюсы, и может те кому интересно именно это направление, смогут вынести для себя что то полезное из опыта людей,которые делают попытки создания подобных общин.

Это отзыв об общине,о которой идет речь в ссылке:
"Сегодня милостью Божией я с братом ездил в Троице-Сергиеву Лавру, а после службы мы доехали и до Свято-Алексиевской пустыни (я ничего не писал здесь о предстоящей поездке потому что всё было не очень определено).
Ну про Лавру я сказать ничего не могу, не потому что нечего, а потому что у меня нет слов выразить любовь к этой святой обители.
Преподобне отче наш Сергие и все святые Радонежские, молите Бога о нас!

В Свято-Алексиевскую пустынь мы приехали без предупреждения - т.е. "хуже татарина")))
В начале мы совершенно по-московски проехались по поселению - посмотрели что к чему. Увидели достаточно много детишек, кадетов играющих в футбол, сельскохозяйственную технику, храм в честь святого Алексия человека Божия, всевозможные строения, двух монахинь, которые шли крестным ходом вокруг обители (если ничего путаю, то в поселении каждый день служат молебен и ходят крестным ходом), сторожевую кавказскую овчарку на цепи и проч. (к большому сожалению я не фотографировал).
Потом подъехали к деревянном 4хэтажному зданию гимназии. Вахтёрша внутри нам объяснила, что необходимо позвонить и попросить прислать экскурсовода. Так и сделали. В итоге нас двоих водили по всему зданию и рассказывали об истории и жизни поселения.
То, что мы увидели внутри гимназии и то, что нам рассказали брата очень сильно поразило. Дело в том, что я то был подготовлен, поскольку многое прочёл на их сайте, а брат этого всего не знал. Поэтому он неожидал увидеть в маленькой православной гимназии небольшого православного поселения огромные (очень большие!) коллекции бабочек, ископаемых, предметов быта, живой уголок с тропическими попугаями, уголок с деталями космических кораблей (подарок космонавтов) и многого многого другого.

Но поскольку в нашей теме главное - духовная составляющая, то буду писать об том (а то и так очень много букв).
Первое что хочу сказать - ничего предосудительного, подозрительного и плохого я там не увидел, не услышал и не почувствовал. Мои ощущения - абсолютно не показатель ничего, но всё-таки - что-то да значат, наверное...
На обратном пути с нами поехала до Москвы одна из жительниц общины. Таким образом, мы общались с тремя женщинами этого поселения. Все они - нормальные православные христиане. Никакого намёка на фанатизм и сектантство.
В пустыни 4 (четыре!) храма (а живёт порядка 250 человек): один в здании гимназии, один - домовый батюшкин, один - большой, св. Алексия человека Божия, один - в скиту (!), в котором (в скиту) живут монахи. Монахи служат каждый день. Если нужно, то миряне тоже приходят на эти службы.
Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл как-то был в пустыне, благословил кадетский корпус. Пишу это с тем, чтобы показать - священноначалие в курсе, не воспрещает.

Один из главных выводов, который я сделал:
Пустынь эта отличается от (абстрактного) села, в котором живут одни/большинство православные тем, что жители села друг другу - соседи. Т.е. помочь - помогут и всё прочее, но... соседи. А в этой общине все живут сообща. Следовательно, чтобы там жить необходимо выполнять некоторые предписания, в общем - жить в коллективе"

Еще вот-
"Православные поселения с детскими в них деревнями есть ещё в Ростовском р-не Ярославской обл. и Сергиево-Посадском р-не Московской обл.. Ещё есть православное поселение в Рязанской обл.. Планируется создать ещё в Псковской обл..

Количество народа не известно. Если считать только тех, которые большую часть своего времени проводят в поселении или вкладывают в него большие деньги, то в нашем поселении 4 человека, не считая женщин и детей. Священник тоже не в счёт, т. к. полностью занят только церковными делами и духовным руководством поселения.
У нас основные проблемы в том, что приезжающие к нам гости не понимают, что сюда приглашаются люди желающие принять участие в СОЗДАНИИ поселения, а не в ИСПОЛЬЗОВАНИИ созданного. Так же не понимают, что здесь преимуществом являются природные просторы, а не близость к дорогам.
Детская деревня в Ростовском р-не себя не афиширует, т. к. у них много проблем с приездом страдающих алкоголизмом и не имеющих документов. "

"Как я понимаю, слово «поселение» используется потому, что не всегда одному поселению удаётся дислоцироваться в пределах одной деревни, а «поселение» - более широкое понятие, чем одна деревня.

«Детская деревня» - это когда в деревне (поселении) детей больше, чем взрослых. «Детская деревня» пишется с маленькой буквы, т. к. это не географическое название, а свойство разных деревень (поселений).

«Поселение с детской в ней деревней» означает то, что в поселении детей больше, чем взрослых. Просто не принято говорить «детское поселение», а принято - «детская деревня». Поэтому во фразу «поселение с детской в ней деревней» пришлось добавить слово «деревня» для выделения из всех поселений таких, в которых детей больше, чем взрослых.

Люди живут за счёт сбыта продуктов своего хозяйства, за счёт сдачи в аренду недвижимости в Москве, за счёт работы в Москве или в деревне, за счёт займа денег в долг.

Под «созданием» поселения понимается то, что оно ещё не создано, и поэтому у нас нет возможности встречать с хлебом и солью тех, кто приезжает к нам для того, чтобы сразу получить то, чего ещё нет. Например, у нас нет ухоженного дома для приёма гостей на ночлег. Есть только дом для ночлега в полупоходных условиях. Принять участие в «создании» можно разными способами: посещением богослужений в храме Димитрия Солунского (http://vkontakte.ru/photo-4652677_117948651) в с. Дмитриевское, восстановлением часовни Феодора Стратилата в д. Пешково, ремонтом дома для гостей, распространением информации о поселении, проявлением собственной инициативы по согласованию."
Про эти поселения я знаю и могу сказать там все нормально. А вот по поводу этой ссылки не ручаюсь))
http://www.rossija.info/view/7298/ но тоже можно посмотреть для общего развития о селах православных

Это казачья община-http://mirspas.ru/

В селе Петровка Мясниковского района Ростовской области состоялось торжественное открытие «Православной деревни». Это — первый в России проект по строительству домов для семей, взявших на воспитание детей из детских домов.

Организатор — благотворительный фонд «Покровский» пригласил на торжественное открытие губернатора Владимира Чуба, министар территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области Киргинцева, архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, представителей министерств образования и здравоохранения, а также благотворителей — директоров крупнейших компаний Ростова-на-Дону и области, на средства которых строится «Православная деревня».

Благотворительный фонд «Покровский» работает в Ростове-на-Дону с 2004 г. Он был создан для финансирования строительства Свято-Покровского храма на ул. Большой Садовой. Этот проект был успешно завершен, а фонд продолжил активно работать, расширив круг решаемых задач. В 2008 году благотворительный фонд «Покровский» приступил к реализации проекта «Православная деревня», который предполагает строительство 7 домов-коттеджей в с. Петровка для семей, готовых взять на воспитание детей-сирот. Подбором приемных родителей занимаются епархия и Министерство образования области. После достижения совершеннолетия младшим ребенком, если семья успешно справится со взятыми на себя обязательствами, дом будет передан в ее собственность. В настоящий момент построено 4 дома, в которые уже вселяются семьи с приемными детьми. На строительство еще трех коттеждей фонд активно собирает пожертвования.

По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь к специалисту по коммуникациям благотворительного фонда «Покровский» Калашниковой Марии Сергеевне, т. 8 928 148 94 45.

ПРИГЛАШАЮ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЙЩИКОВ:СПК (колхоз) «Россия-2» располагается в Кирилловском районе Вологодской области д.Коротецкая.
На рис.1 обозначено территориальное месторасположение Кирилловского района на карте Вологодской области. В районе - 477 населенных пункта. Расстояние от районного центра до областного центра г.Вологда - 132 км. Население - 17,9 тыс.человек, в т.ч. сельское - 9,8 тыс.человек.

Рис.1 Карта Вологодской области

Территориальное месторасположение угодий СПК (колхоз) «Россия-2»

Рис.2 Кирилловский район Вологодской области

АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗЕМЛЯ

Общая земельная площадь землепользования - 8 516 га,

в том числе

Сельскохозяйственных угодий - 3 250 га

из них пашня - 2 050 га,

в т.ч. используемая - 1 074 га

лесные массивы - 4 629 га

Земельные доли в собственности СПК Россия-2 - 670 га (150 земельных долей) *

Использование частной общедолевой собственности - 2 580 га

Постоянное бессрочное пользование - 5 266 га

* В настоящий момент проходит мероприятие по регистрации выделенного в натуре земельного участка.

ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ

Производственные объекты

ферма на 200 голов с родильным отделением

телятник по 100 голов

свинарник

пасека на 50 домиков

силосные траншеи

2 зерносклада

гараж на 25 ед. техники

гараж на 17 ед. техники

ремонтная мастерская на 25 ед.

складские помещения

навесы для сельхозтехники

Прочие объекты

жилой 2-х квартирный дом

2 жилых 1-квартирных дома

4 4х-квартирных дома

Факт владения на праве собственности данными объектами установлен Решением Кирилловского районного суда 12 марта 2002 года.

ТЕХНИКА / ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование

Сельскохозяйственная техника

трактора - 27 ед.

комбайны зерноуборочные - 2 ед.

комбайны кормоуборочные - 2 ед.

прицепная техника - 45 ед.

Прочая техника

легковые машины - 4 ед.

грузовые и специальные машины - 7 ед.

Сельскохозяйственное оборудование

доильно-холодильное оборудование

оборудование по удалению навоза

Прочее оборудование

лесопильная рама

станки для деревообработки

АРЕНДА ЛЕСОВ Право аренды - 49 лет

Площадь арендованных лесов - 5 977 га

Расчетная годовая лесосека - 13 071 м3

Годовая арендная плата - 733 т.р.

Породный состав: хвойные - 45 %, лиственные - 55%

ПОГОЛОВЬЕ СКОТА / ПЧЕЛОСЕМЬИ

КРС ярославской породы - 183 головы, в т.ч. дойных коров - 122 головы

свиньи - 41 голова, в т.ч. свиноматки - 9 голов, хряки - 1 голова

лошади - 3 головы

пчелы - 30 пчелосемей

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Валовый надой - 429 тн/год

Жирность молока - 3,7%

Среднесуточный привес КРС - 657 г

Среднесуточный привес свиней - 188 г

Посевные культуры - ячмень, пшеница, овес, многолетние травы

Валовый урожай зерна - 370 тн/год (данные 2008 г.)

Валовый урожай многолетних трав - 2 908 тн/год (данные 2008 г.)

Обеспеченность кормами собственного производства - 100%

ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Направление развития

Потенциальные возможности предприятия

Животноводство

Увеличение дойного поголовья, исходя из площади пашни и применения интенсивного возделывания зеленых кормов, до 1 100 голов.

Увеличение поголовья свиней до 1 500 голов за счет увеличения площадей содержания путем реконструкции неиспользуемых коровников/телятников.

Реконструкция конюшни под содержание овец на 800 голов.

Лесопереработка

Площадь арендованных лесов и объем расчетной лесосеки позволяет заниматься промышленной заготовкой и переработкой древесины.

Сроки аренды леса (49 лет) позволяют заниматься лесопереработкой стабильно.

Возможность увеличения площади аренды, следовательно, и расчетной лесосеки.

Строительство на территории, принадлежащей СПК, базы отдыха любой направленности в связи с тем, что в пределах райцентра города Кириллова на озере Сиверское находится один из самых грандиозных и прекрасных ансамблей русского зодчества - Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году. В 12 километрах севернее Кириллова, около озер Бородаевское и Паское, сохранились строения ансамбля Ферапонтова монастыря, основанного в 1398 году. В 7 километрах от Кириллова, на берегу Шексны у подножия горы Мауры, находится сохранившееся строение Воскресенского Горицкого монастыря, основанное в 1544 году. Здесь сохранились строения XVI-XVII веков. Большое впечатление остается от знакомства с ансамблем Нило-Сорской пустыни, расположенной при впадении реки Соры в реку Бородаву. Основана пустынь в середине XV века. Пустынь находится в 17 километрах от г. Кириллова, имеет два храма (Сретенья и Покрова). Кроме того, в районе находятся Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и музей фресок Дионисия. На территории района в 1992 году создан национальный парк «Русский Север».

Организация охоты/рыбалки

Возможность переуступить учредительство (быть учредителем) в охотничьем обществе «Коротецкое», созданном на территории района, включающей территорию СПК. Площадь охотничьих угодий - 36 000 га. Лицензионная охота на медведя, лося, кабана, глухаря. Также охота на лис, зайцев, рысей, куниц, белок, бобров. Охота по путевке на гуся, утку, вальдшнеп, тетерев, рябчик.

Для развития организации рыбалки большие потенциальные возможности создают имеющиеся водные ресурсы и лесные массивы. Это многочисленные реки и озера, образующие значительные по протяженности озерно-речные системы, омывающие границы района воды Череповецкого водохранилища на Волго-Балтийском водном пути, старинная действующая шлюзованная Северо-Двинская система.

На данный момент имеются предложения инвестиций до 20000000 евро под 4%-8% годовых(при необходимости)

Стоимость выкупа всего СПК "Россия-2" 25 млн рублей

Если соберется 50 человек,то по 500 тыс. руб с каждого,и на каждого пайщика будет оформлено 170,32 га.

С уважением, Игорь Каркачёв

Источник материала.

Если верить статистике, сегодня наша страна переживает «волну эмиграции», сравнимую по масштабам с эмиграцией после 1917 года. По социологическим данным, за последние десять лет из России уехали около 1,25 млн. граждан (то есть все население одного среднего по величине областного центра, к примеру). Если это правда и если так будет продолжаться, то в Российской Федерации с населением в 142 млн. человек, где смертность превышает рождаемость, настанет самоубийственный демографический голод, ведь эмигрируют, как правило, люди молодые, образованные, активные, ищущие, способные влиться в элиты более благополучных в экономическом и политическом плане стран…

Конечно, многие пока еще размышляют о том, покинуть ли родную страну, чтобы обрести некие блага за пределами пограничных столбов. Но больше - тех, кто уже отбыл и не собирается возвращаться. По-человечески новых граждан иных государств можно понять, но все равно повисает в воздухе вопрос: правильно ли это - в моменты кризиса бросать Россию, в которой родился, вырос, учился, работал, жил? Не грех ли это - удаляться из Отечества?

Александра Никифорова, филолог, журналист, Москва:

Если совесть твоя чиста и дело честно, то греха нет. И апостолы выходили на проповедь в другие страны, и тринадцать преподобных сирийских отцов подвизались в Грузии, и Матерь Божия, спасая Младенца-Христа, бежала из Иерусалима в Египет.

По разным причинам наши соотечественники покидали и покидают Россию. Кто-то на время, кто-то навсегда. Тысячи русских людей забросил на чужбину смерч революции 1917 года. Потом были диссиденты, политические и экономические эмигранты. В наше время одни находят за рубежом возможность профессиональной реализации, другие обретают свою вторую половину, третьи зарабатывают на хлеб насущный. Многие сеют добро на благо своей же родной земли, являясь своего рода апостолами родной культуры за границей. Сколь многие именно там обрели глубокую веру и осознание того, какая великая у них Родина!

Но есть одна опасность – плач души на реках вавилонских, который с годами у каждого становится все сильнее. Человека формируют небо, под которым он вырос, природа, которой он любовался в детстве, культура, в которой он был воспитан, люди, которые окружали его с младенчества. Это очень глубоко и необъяснимо! Я знаю тех, кто, родившись во Франции, с гордостью называл себя русским. И тех, кто, прожив большую часть жизни за пределами России, завещал похоронить себя дома. Вот это - тоска души по Родине, нерасторжимая связь с предками и их землей. Она сильнее тяготения плоти к западному комфорту или даже к творческой реализации. Для абсолютного большинства невозможно ассимилироваться в чужой культуре (можно ее более или менее успешно копировать). И полнота бытия, которая подразумевает полноту жизни духа, души и тела, для русского человека, думаю, возможна только в России и в работе на благо России.

Лишь монашеское служение не ограничено рамками земной Родины. В монастырях на Афоне, в Эссексе, в Ормилье молятся за весь мир иноки разных национальностей, но они служат отечеству Небесному и пребывают уже в нем.

Владимир Кириллин, заведующий кафедрой русской литературы Московской Духовной Академии и семинарии, Москва:

Прежде всего вспоминается народная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Но вообще-то вы ставите вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Или же проще ответить другими вопросами.

Так, в общебогословском смысле грех - это «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». А далее существует огромное множество конкретных форм реализации греха. Правда, все они могут осознаваться как грех конкретными нарушителями норм только в том случае, если в этих нарушителях есть ясное понимание, что что-то определенное нарушено: совершил зло, несправедливость, украл, убил, предал, не помог, смалодушничал, ел мясо постом, изменил жене с другой женщиной и т. д., то есть делал то, что отлично известно как совершенно недопустимое или нежелательное с точки зрения христианской морали. Но если нет никакого понимания, например человек слабоумен, можно ли вменять ему какой-либо грех?

Это опять-таки общая постановка проблемы.

Однако возникают вполне определенные вопросы и по поводу вашего вопроса.

В самом деле, хорошо ли терпеть невзгоды, лишения, неудобства, недостаток и не желать себе, своим близким лучшего удела?

Является ли твое решение покинуть родину утратой надежды на Бога или, напротив, уезжая, ты укрепляешься надеждой на помощь Божию?

Повредит ли твоей вере разлука с Отечеством или, напротив, ты обретешь ее на чужбине в новом качестве?

Где хуже быть грешником или лучше искать в себе Христа - дома или в дальних краях?

Вера в Бога и преданность своему народу и своей земле - это одно и то же?

Подобные вопросы можно множить, и каждый должен ответить на них лично, в своей собственной душе.

От самого сотворения человека люди перемещались по миру. Молиться можно в любых обстоятельствах и где бы ты ни оказался. И следовать Христу можно повсюду.

Грех ли покинуть Россию навсегда? Если ты христианин, и уехал в страну иноверных, и забыл там о своем христианстве, и стал жить по иным законам и нормам, то...

Если ты атеист и бросил свою страну, но там, среди чужих людей, почувствовал в своей душе зов Бога и пошел Ему навстречу, то...

Если, если, если...

Елена Матусевич, писатель, художник, США:

Нет, греха в этом нет. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех - как болезнь души. Почему же в переезде, даже и насовсем, из одной страны в другую есть грех? Грех против кого? Традиционно принятые в Православии грехи делятся на несколько категорий: грехи против Бога, грехи против других людей, грехи против самого себя. В этом весьма пространном перечне греха, о котором идет речь в вопросе, нет. Перечень грехов соответствует нарушениям заповедей христианства. Заповеди «люби страну свою и место, где ты родился» не существует. И поэтому сама постановка вопроса мне кажется некорректной и, в данный исторический момент по меньшей мере, неуместной, ибо подразумевает возведение в ранг сакрального политического образования - государства России. Иными словами, сотворение себе из одного из государств мира кумира, то есть идола, выражающееся, в частности, в эвфемизме «Святая Русь». Россия, как и любое другое государство, сама по себе святыней не является. Конечно, на протяжении истории политические режимы и правительства были крайне заинтересованы в возведении государства в святыню. Арнольд Тойнби, знаменитый христианский историк, писал, что в XX веке идолопоклонничество возродилось в новом обличье поклонения коллективной власти и силе, будь то тоталитарное государство, армия, революционные массы, народ, пролетариат, страна или нация. Все это подмены идолами Бога живого. Если для Господа нет ни эллина, ни иудея, значит, не может быть для него и русского. К тому же, мир, по христианской концепции, лежит во зле. А Россия при этом «святая земля»? Как это вяжется?! Конечно, такое эксклюзивное, сакрально окрашенное отношение к самим себе хорошо известно антропологам и вполне органично для племенного мышления. Ведь первичное самоназвание почти всех племен обозначает «люди». Мол, мы люди, а эти, за углом, черти с рогами. Но облекать уязвленное непрекращающейся более ста лет эмиграцией племенное чувство в сакральные одежды неприлично. Пора из этого, наконец, вырасти. В эмиграции из России есть грех только тогда, когда это решение влечет за собой один из конкретных грехов против Бога, других или себя самого. Если, например, отъезд оставляет на голодную смерть престарелых родителей или животное, если человек идет для своих интересов на ложь или обман и т.д. Но и в этих случаях ничего специфически российского в этих грехах нет. И не должно быть. Грехи эти остаются грехами, где бы они ни совершались, и география здесь ни при чем. И потому я отвечу на заданный вопрос отрицательно. Перечень грехов человеческих и так длинен и тяжек, и прибавлять к нему самозванца не нужно и опасно.

Пелагея Тюренкова, главный редактор Интернет-издания «Татьянин день», Москва:

Свое самое сильное произведение - «Реквием» - Ахматова предваряет эпиграфом: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл. Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Можем ли мы осуждать тех, кто в страшные для России годы решился оставить Родину и скучать о березках, сидя в Париже? Нет. Можем ли мы гордиться теми, кто, имея все возможности спокойной жизни в эмиграции, остался дома - если домом можно назвать тюрьмы, лагеря или просто разоренные семейные гнезда? Да. И последний вопрос: этично ли называть эмиграцией предательский, хорошо обдуманный отъезд наших современников, которые бежали не от обезумевших большевиков, а к джинсам и соцпакету? Нет ответа. Беглецам и слабакам звание «эмигранта» импонирует, но в последнее время наметилась четкая тенденция, когда вещи стали называться своими именами, и отчаливших далеко не на «философском пароходе» называют попросту «съехавшими».

Эпитет не из самых приятных, но он был заслужен нашими бывшими соотечественниками за десятилетие активного «сиденья в Интернете».

Нам не могло не надоесть то, что на женских форумах уехавшие женщины пользуются набором штампов «пьяные мужики» + «толстые бабы» + «сопливые дети» = «бесперспективняк». Что в интеллигентном сегменте Фейсбука и ЖЖ отчалившие мужчины учат оставшихся жить, работать и любить с оглядкой на правильные стандарты Запада. Это в том случае, если уехать нет никакой возможности. В то, что человек не хочет уехать, такие люди верят с трудом.

Последняя капля пролилась во время «белых ленточек», летающих по Болотной площади. Вдруг выяснилось, что все эти люди точно знают, что мы должны ненавидеть свою власть за нашу ужасную жизнь и учить своих детей английскому ради жизни лучшей. Третьего не дано.

Портрет человека, который предал свою Родину, странен. Часто он православный и даже воцерковленный. Воскресная Литургия - это не только (и не столько?) молитва, но и общение, которого так не хватает среди тех - трезвых, подтянутых и далее по списку.

Он часто говорит «эта страна». Еще чаще - с предлогом «не»: в этой стране нельзя-невозможно-недостаточно и т.д. и т.п.

Он очень скучает по березкам, но, прилетая к родственникам, обязательно отчитывается в Твиттере, что «уже в аэропорту стало понятно, что все березки давно вырублены, все куплено - все продано, слава Богу за мой правильный выбор

Но, что самое главное, никак нельзя судить о человеке по его фактическому пребыванию… Кто-то судьбой занесен далеко за пределы бывшего Союза, где растит по нескольку детей, имеющих свидетельства о рождении на иностранных языках, но при этом остается «своим».

А кто-то всю жизнь сидит, где родился, матеря и костеря судьбу за невозможность к бегству. Не желая вкладывать сил в то место, которое хочет вычеркнуть из своей жизни.

Вряд ли в общепринятом «списке грехов» можно найти пункт «съехал», но ведь никто не будет спорить с тем, что оставить родителей и могилы предков ради благоустроенной квартиры и золотой кредитки - это то же самое, что… Хотя о чем это я? Не родители ли внушали дочкам, как хорошо «выйти замуж за иностранца»? Так что только жизнь покажет, какая из народных мудростей перевесит на чаше весов: «Что посеешь - то и пожнешь» или «Где родился - там и сгодился».

Подготовили Марина Бирюкова и Наталья Волкова

Комментарий

Что положить на чаши весов?

Где жить и как, зависит от личного выбора человека. И думаю, что никто не вправе винить его в этом выборе, каким бы он ни был: остался ли он в «краю родном» или же ищет чего-либо в «краю далеком». Поэтому вряд ли уместно говорить об отъезде на постоянное жительство за рубеж как о грехе в принципе. Другое дело - мотивы, по которым человек совершает этот выбор: они могут быть как совершенно неукорными, так и не свободными от греха. Скажем, если уезжает человек, потому что свою родину ненавидит, а народ презирает, то грех - это не сам отъезд как таковой, а расположения его сердечные. Или наоборот, едет потому, что давным-давно уже живет за границей большая часть его семьи и жаждет он с ней воссоединиться - кто его в этом упрекнет?

Мне кажется, существеннее все-таки другое: не греховность или безгрешность, а момент выбора - ехать или не ехать. Что лежит на одной чаше весов и что положить на другую. На одной более или менее понятно, что может оказаться: отсутствующая по объективным причинам возможность самореализации в выбранной профессии в своем отечестве и надежды на таковую в другой стране, стремление к стабильности, материальному благополучию, какие-то политические мотивы, в конце концов. Для бизнесменов - желание пожить, спокойно и без боязни тратя на себя заработанное на родине. А что может на другой оказаться?

Ну, отчасти понятно что: неуверенность - вдруг там не сложится, вдруг все не так хорошо, как кажется на расстоянии. И привыкли, в общем-то, к своей, далеко не идеальной, но вполне понятной жизни. И люди там чужие, и язык другой, и не нужен ты там никому. Наверное… Такие соображения если и не многих, то по крайней мере некоторых из колеблющихся останавливают. Но есть ведь и другие мотивы, помимо вышеисчисленных, которые при всех прочих «за» и «против» могут повлиять на выбор решительным образом. Или - должны быть. И главный из этих мотивов - любовь к своей родине.

Об этом говорить сегодня по меньшей мере немодно, считается, что если кто и говорит о любви к родной стране, так это по долгу или по должности, по обязанности главным образом. Возможно, что и немодно. Но для верующего человека - естественно. Причем в большей степени даже думать, нежели говорить.

Один очень дорогой мне человек, ныне уже, к сожалению, покойный, большую часть своей жизни посвятивший служению стране, в которой родился и которую беззаветно любил, сказал как-то в нашей беседе:

Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!

Я был шокирован тогда резкостью его оценки, мне она показалась чрезмерной и попросту - непонятной. Однако прошло с тех пор лет двадцать, и сегодня я с ним совершенно согласен, хотя никогда не дерзну произнести подобные слова вслух - просто не считаю, что у меня есть право о ком-то выносить подобное суждение. Я понял, что это было не обвинение, а констатация: если в человеке начисто отсутствует такое «базовое» чувство, как любовь к родине, то что-то в нем глубоко не так, что-то повреждено, причем очень основательно, и неизвестно - есть ли для него в принципе что-то святое. Ведь любовь к родине - это как любовь к матери.

Человек не выбирает ни родину, ни родителей, «за него» этот выбор делает Господь. И если не видеть в этом Его Промысл и Его премудрость и любовь, то как тогда говорить о вере? Нет, есть и Промысл, и премудрость. У человека могут быть плохие родители, никуда не годные, но пятой заповеди это не упразднит, и сыновняя (или дочерняя) любовь и уважение к ним все равно останутся его долгом. Кроме каких-то уж совсем из ряда вон выходящих обстоятельств… Долгом не потому, что они этого заслуживают, а потому, что иначе он сам деградирует, разрушив в себе, опять же, крайне важное «базовое» качество - способность любить тех, через кого Господь привел тебя в этот мир.

Что-то сродни этому должно быть и в отношении человека к его отчизне. Только тут все сложней и по-своему глубже. Ведь отчизна… Этого и многими словами не выразишь… Это и твой народ, и твоя земля, и твоя история, и в очень значительной степени - ты сам. Ты плоть от плоти и кровь от крови своей родины, как этого не чувствовать, не ощущать? И, появившись на свет, ты нуждаешься в ней. А она, как и родители, нуждается в тебе. Нет, родина - это не власть, которая может нравиться, а может вызывать отторжение, не кто-то, кто симпатичен или неприятен тебе, не место работы - замечательное или не очень. Это нечто неизмеримо большее, чего и не объяснишь, что только чувствовать можно. И нужно.

И вот, когда собирается человек уезжать, когда решает для себя этот вопрос: ехать или не ехать, то вот что надо положить на чашу весов - ту, другую: «А как моя родина без меня?». И вправду - как? Ведь нам все время кажется, что это она в ответе за нас, это от нее мы постоянно чего-то ждем и, не дождавшись, обижаемся и отчаиваемся. Но ведь и мы в ответе за нее, и она от нас ждет многого. Не власть, снова скажу, не коммунальные службы, не система образования, не начальник наш на работе, а именно родина - и земля твоя, и история твоя, и народ твой, и просто люди, которых ты знаешь и даже не знаешь. Ты можешь казаться себе песчинкой, но песчинок много, и каждая из них имеет свою трудно выразимую ценность, и каждая что-то полагает в основу своего выбора. И хорошо, если эта основа - ответственность и любовь.

Я не говорю о каких-то чрезвычайных периодах в жизни страны, о каких-то страшных, «апокалиптических» процессах. Как вообще обсуждать «отъезд» из страны после революции тех, кто бежал от верной смерти - виселицы, расстрела, пыток в застенках ЧК? Но ведь не такие времена сейчас на дворе, не от смерти бегут, если бегут. Да и честно скажу: мне понятно, что руководило теми, кто несмотря ни на что возвращался, даже если всё и все кричали: «Не надо, куда ты!». Даже если времени могли провести на родине, сойдя с парохода, как предсказывал генерал Чарнота Роману Валерьяновичу Хлудову, ровно столько, сколько нужно будет, чтобы довели их до ближайшей стенки. Любовь к родине ими руководила и невозможность жить вдали от нее, доходящая до готовности умереть на ней. Это не тот пример, к последованию которому можно призывать. Но как его не уважать и перед ним не преклоняться?

Я еще раз повторю: я уверен, что каждый человек сам делает свой выбор и никто не вправе его за этот выбор судить, это вообще не предмет и не повод для какого-либо суда - хотя бы уже потому, что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и сказать, что в нем. Но все-таки так важно знать: что же положить на чашу весов…

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православная вера» № 20 (472), 2012 г

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные