Компетентностная модель выпускника. Профессионально – личностная модель выпускника как желаемый результат спо скворцова е.в

Разработка компетентностной модели выпускника по направлениям подготовки стала проводиться на официальном уровне только в последние годы, что нашло свое отражение в ГОС третьего поколения. До этого времени существовали только теоретические наработки ученых и практиков, а сами модели представляли собой требования к специалисту в виде профессиограмм, психограмм и квалификационных характеристик . Необходимо отметить, что еще в начале 70-х годов ХХ века были заложены основы разработки модели специалиста, которая понималась как образец, эталон, идеал специалиста, соответствующего требованиям современности. Сама потребность в разработки таких моделей была вызвана необходимостью обеспечить опережающую подготовку специалиста, который бы мог легко адаптироваться в профессиональной среде и вести самостоятельную производительную деятельность в выбранной сфере.

Почему мы рассматриваем не модель специалиста, а модель выпускника. Это связано с наличием значительных отличия между ними. Специалист - это представитель определенной сферы профессиональной деятельности, который уже имеет опыт работы в реальном секторе экономики. Выпускник – человек, который на протяжении определенного времени приобретал профессиональные знания. Модель выпускника должна быть ориентиром организации учебного процесса в профессиональной школе и его содержательного наполнения. Поскольку современная жизнь требует от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и возможности эффективно взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения профессиональной и социальной среды, непрерывно развивать себя как личность и профессионал, то модель выпускника должна строиться на комплексном, междисциплинарном подходе, что обеспечивает целостность и системность подготовки молодого специалиста.

Под моделью выпускника мы понимаем научно обоснованный, детально описанный эталон личности будущего специалиста, полученный в результате подготовки в учебном заведении системы профессионального образования и объединяющий в себе его личностные и профессиональные качества.

Как уже отмечалось, в современной профессиональной школе только недавно стали использовать модель на комепетентностной основе. Сформированность компетентностей специалиста, а не просто наличие квалификации, становится требованием работодателей. Поэтому цель профессионального образования сегодня состоит в необходимости научить молодежь успешно решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, инициативно работать в коллективе, брать на себя ответственность.

Компетентностная модель выпускника – научная основа результата и процесса подготовки специалистов в учебном заведении системы профессионального образования, обобщенная в его компетентности, которая обеспечивает готовность и способность выпускника к решению разнообразных проблем в социальной и профессиональной сферах, а также его возможность к дальнейшему саморазвитию.

В соответствии с этим, проектирование компетентностной модели выпускника по конкретному направлению как результативной основы становится одним из условий не только реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, но и модернизации учебного процесса, повышения его качества и качества профессионального образования в целом.

В основе компетентностной модели выпускника лежат две составляющие – общие и профессиональные компетентности.

Общие компетентности являются основой компетентности выпускника любого вуза по любому из направлений профессиональной подготовки, поскольку позволяют будущему специалисту действовать в социуме, быту, воспринимать мир, оценивать происходящие в нем события, определять и реализовывать собственную позицию. Общие компетентности, с одной стороны, не являются профессионально обусловленными, потому что дают возможность личности успешно реализовать себя в разных сферах деятельности. Но, с другой стороны, они являются профессионально значимыми, поскольку становятся основой формирования самой профессиональной компетентности и ее полноценному проявлению при реализации специалиста в профессиональной сфере.

Профессиональные компетентности опираются на специфические атрибуты в отрасли и свидетельствуют о готовности и способности к целесообразной деятельности специалиста в конкретной профессиональной ситуации, находить методы, формы и способы решения разнообразных профессиональных проблем, а также оценивать результаты своей деятельности. Профессиональная компетентность содержит знания, умения и навыки, а также способности к гибкому решению профессиональных задач самостоятельно или во взаимодействии с коллегами в соответствии с имеющимися или потенциальными производственными возможностями и ресурсами. Безусловно, что речь идет и о теоретическом, и о практическом составляющих компетентности, поскольку компетентность развивается только в деятельности и фактически является ее продуктом. При этом, профессиональная компетентность специалиста определяется также и его ценностными ориентациями, мотивами деятельности, его общей культурой, пониманием мира вокруг себя и своего места в нем, стилем взаимоотношений с окружающими, способностью к развитию собственного творческого потенциала. Последнее указывает на двойственный характер профессиональной компетентности, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с общей компетентностью.

Считаем возможным в составе общих компетентностей выделить социальные, коммуникативные, общекультурные и универсально-личностные.

Многогранность и сложность социальных отношений требует от человека владения широким спектром социальных знаний и навыков взаимодействия с окружающим миром и обществом. Поскольку человек –существо общественное, то его развитие и приобретение новых качеств вызывает появление новых отношений, расширение среды, в которой он действует и демонстрирует имеющиеся социальные компетентности . Ученые определяют социальные компетентности как те, что характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми,

Особенной социальной компетентностью является коммуникативная компетентность – сложное образование, обеспечивающее успешное общение, благодаря которому личность может решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, успешно самореализовываться. Коммуникативная компетентность требует от специалиста лингвистических умений, знания и соблюдения специфических социально-культурных норм поведения психологических законов взаимодействия между людьми, умения поддерживать благоприятную атмосферу. Развитие этой компетентности «связано с выбором личности той социокультурной среды, в которой будут востребованы и реализованы ее субъективные качества».

Наличие общекультурной компетентности позволяет специалисту войти в мир культуры, в мир ценностей, понять свое место в нем, ценность и значение собственной профессиональной деятельности для развития общества. В поликультурном мире выпускник должен владеть образцами разнообразных культур, ценностями и традициями национальной культуры, проявлять гражданские качества, гуманизм по отношению к другим членам общества.

Универсально-личностная компетентность , обеспечивает выпускнику успешную адаптацию в новой социальной и профессиональной среде, мобильность, гибкость, ответственность, возможность проанализировать любую ситуацию, выбрать наилучшие пути ее решения, оценить последствия такого решения для дальнейшей профессиональной деятельности и среды, в которой эта ситуация возникла. Проявлением универсально-личностной компетентности является возможность будущего специалиста к самосовершенствованию, выстраиванию программы саморазвития на основе требований рынка и тенденций социально-экономического и научно-технического развития; самообразование, самоконтроль, экспертиза собственной профессиональной готовности; непрерывное расширение спектра свой жизнедеятельности. Важное значение приобретает возможность осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самопознание, способность к осмыслению собственной деятельности и преодоления стереотипов мышления, что понимается как рефлексия личности.

В составе профессиональных компетентностей ученые выделяют общепрофессиональные и специализированные (профессиональные). Общепрофессиональные компетентности являются инвариантными по отношению к направлению профессиональной подготовки и обеспечивают готовность специалиста решать общие, типичные для выбранной сферы деятельности задания. Специализированные компетентности – это профессионально-функциональные знания и умения, обеспечивающие подготовку специалиста в отношении к конкретным, для этого направления, объектам и предметам труда; овладение алгоритмами моделирования, проектирования, научного исследования в конкретной отрасли. Общепрофессиональные компетентности становятся фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере последипломного образования. Специализированные компетентности решают задачи объектной и предметной подготовки. Поэтому для каждого направления и профиля подготовки важно раскрыть состав и обосновать содержание этих компетентностей.

В модели выпускника оба вида компетентностей должны быть взаимосвязанными и развиваться одновременно, создавая образ специалиста и обеспечивая становление его социальных, личностных и профессиональных компетентностей как интегративного личностного образования. Поскольку модель выпускника является упрощенным вариантом модели специалиста, то формирование компетентности личности студента в учебном процессе будет происходить до уровня его готовности к социально-профессиональной деятельности. Это предполагает также формирование у будущего специалиста желания действовать, иметь определенные мотивы, внутренние установки к осуществлению

Несмотря на то, что образовательные стандарты определили перечень компетентностей в модели выпускника по большинству направлений подготовки, но их состав, по мнению многих ученых и практиков, не идеален. Кроме того, его необходимо дополнять теми компетенциями, которые важны для жизни и работы в определенном регионе государства. Также важно понимать, что формирование этих компетентностей у выпускника обеспечивается благодаря определенным образом организованному и реализованному учебному процессу. В этом контексте важным фактором является содержание подготовки, которое должно быть достаточно сходным при подготовке специалистов одного направления и профиля. Не может инженер-литейщик, которого готовят в Ростове изучать сопромат в объеме 108 часов, а в Липецке – 180 часов. Не должен будущий товаровед в Питере владеть знанием товаров из кожи и меха, а в Севастополе только из кожи. Не должен общий объем производственных практик различаться на одну, максимум две недели, поскольку большие различия приведут к формированию существенно различного опыта профессиональной деятельности. Для формирования компетентности, т.е. умений, навыков, первичного опыта профессиональной деятельности, не должно теоретический компонент обучения доминировать над практическим.

В целом необходимо в новых стандартах выделить обязательный содержательный компонент единый и по перечню дисциплин и по их объему для подготовки конкретных направлений и профилей. Только тогда и станет возможным не просто говорить об организации обучения на компетентностной основе, а действительно о формировании и компетентности в процессе профессиональной подготовки.

Лекция № 4

Непрерывное образование

План

1. Сущность непрерывного образования.

1. Сущность непрерывного образования

Непрерывное образование - понятие, появившееся сравнительно недавно, а точнее, в конце XX в., - быстро заняло центральное место в социальных и педагогических проблемах многих государств. Сегодня непрерывное образование трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны - удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Этим определяется упорядочивание множества образовательных структур – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систеу.

Первоначально непрерывное образование связывалось с обучением взрослых людей и трактовалось как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или давало возможность освоить нечто новое, чего не было в период их обучения. Эту роль непрерывное образование не утратило и сейчас. Как и прежде, существуют формы обучения (заочное, вечернее, дистанционное), которые позволяют получить высшее профессиональное образование людям работающим. Идея заочного обучения («по почте») пришла в голову англичанам более 100 лет назад, когда заселявшим отдаленные владения подданным Британской короны была предоставлена возможность получить образование. Позднее такую форму по достоинству оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных центров. В Советском Союзе заочное и вечернее обучение позволило быстро вывести страну на уровень полного среднего образования, а затем частично решить проблему высшего образования для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Позже приоритетным стало повышение квалификации специалистов в тех областях, где знания особенно стремительно обновлялись. Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации. Менялось не только содержание образования для взрослых, но и его формы. В середине 1960-х гг. некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. Появилась возможность передачи телевизионных курсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. Началась эра дистанционного образования.

В 1970-х гг. возникла идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования: не компенсаторное; не повышение квалификации, а дающее человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Лозунг «образование на всю жизнь» заменяется новым - «образование через всю жизнь».

Непрерывное образование рассматривается как образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование – это единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей человека.

Непрерывное образование сегодня характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования - новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека. В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.

Говоря о сущности непрерывного образования необходимо указать на следующее:

1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;

2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;

3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);

в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

Исходя из сущности, система непрерывного образования способствует решению трех задач:

1. подготовка человека для включения его в систему общественных и профессиональных отношений;

2. совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

3. разносторонне развитее личности, формирование ее мировоззрения.

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое и дополнительное образование. В свою очередь базовое и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о базовом общем, дополнительном общем, базовом профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.

2. Непрерывное профессиональное образование.

Непрерывное профессиональное образование в широком смысле слова – это непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного профессионального образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако, когда мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, то понимаем, что его базой является основное профессиональное образованием. В этом случае профессионализм специалиста будет развиваться линейно, и состоять в накоплении знаний и навыков о развивающихся технологиях. Сущность же непрерывного профессионального образования состоит в постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере. Тут профессиональный рост связан с необходимостью работника постоянно менять сферы деятельности, профессии или специальности на протяжении жизни. Поэтому в логике непрерывного профессионального образования лежит и получение второго, третьего образования, и повышение квалификации, переподготовка, которые дают возможность смены профессиональной траектории.

Непрерывное профессиональное образование – направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда.

Рассмотрим на схеме возможность реализации личность непрерывного профессионального образования.


Непрерывное профессиональное образование может быть:

Систематическим – обучение без длительных перерывов;

Периодическим – регулярное обучение через более длительные промежутки времени или перерывы, обусловленные особенностями производственной деятельности;

Эпизодическим – обучение по необходимости, в связи с изменением мета работы (социального статуса), а также для удовлетворения личных потребностей, в том числе обучение профессиональным навыкам для целей, не связанных с профессиональной деятельностью.

В настоящее время непрерывное профессиональное образование можно характеризовать как эпизодическое и несистематическое для большинства граждан. Исключение составляют работники бюджетной сферы, например педагоги и медики, для которых повышение квалификации закреплено законодательно и является обязательным условием продолжения профессиональной деятельности.

Такое положение дел не позволяет решать вопросы динамичного развития экономики. Непрерывное профессиональное развитие очень важно, так как предприятия должны подстраиваться к меняющемуся глобальному рынку. А для этого нужен персонал с актуальным набором компетенций, отвечающих требованиям современного рынка. Самому работнику важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни, что требует постоянного профессионального самосовершенствования. В связи с этим, формирование эффективной системы непрерывного профессионального образования является приоритетной целью государственной образовательной политики.

Сегодня, система непрерывного профессионального образования – это главное условие реформирования и развития образования в стране. Нам нужна эффективная система, способная повысить уровень компетентности работника. Особенность России в этом вопросе, не только в поиске своего пути решения проблемы непрерывного профессионального образования, но и в том, что у России, сегодня накоплен большой, исторически уникальный опыт профессиональной подготовки специалистов разных образовательных уровней, а также имеется развитая система и структура профессионального образования.

Однако, при всей развитости системы профессионального образования, опыта подготовки специалистов, сегодня наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, поскольку те, кто хотят трудоустроиться, не соответствуют требованиям работодателей, а свободные вакантные рабочие места – не соответствуют требованиям желающих трудоустроиться. Проблемой ищущих работу, является их несоответствие профессиональной и квалификационной структуре: так как до 80% вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных более половины имеют, как правило, высшее и среднее профессиональное образование.

Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55-60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.

Если говорить о России, то в последние годы правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям способствовать повышению квалификации или изменению профиля подготовки имеющейся рабочей силой. Предполагалось, что предприятия или сами оплачивают обучение своих сотрудников, или обеспечивают им достойную заработную плату. Однако случаев целенаправленной работы предприятий по повышению компетенции своих сотрудников крайне мало.

3. Пути повышения эффективности непрерывного профессионального образования.

Эффективно воплотить в жизнь идею системы непрерывного образования можно, действуя на трех уровнях.

Первый уровень – социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию и к учебной деятельности в частности. На этом уровне также фиксируются совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения. Фактически на данном уровне речь идет о разработке комплекса нормативно-правовых актов, которые устанавливают цели, задачи, направления развития непрерывного образования как системы, ответственность органов государственной власти за эффективное функционирование всей системы непрерывного образования. Политика в сфере непрерывного образования должна быть четкой и ясной как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в повышении квалификации своих работников.

Второй уровень – организационно-административный. Здесь определяются содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. На этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам. Тут важно решить проблемы, связанные с:

Финансированием непрерывного профессионального образования,

Гибким реагированием образовательных учреждений на запросы общества, экономики и рынка труда, достижения науки и техники;

Организацией обучения с учетом свободного времени граждан, которое они могут выделить для обучения;

Соответствия требований образовательных стандартов требованиям стандартов профессиональных.

Третий уровень – дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные методики обучения разных категорий населения, а также подходы к организации их учебной деятельности и ее непосредственного руководства.

Исходя из этого можно выделить задачи, которые стоят перед непрерывным профессиональным образованием, а именно:

Прогнозирование потребностей рынка труда региона, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

Обновление профессионального образования с учетом запросов развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии;

Обеспечение преемственности содержания профессионального образования на всех уровнях и ступенях непрерывного профессионального образования;

Создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования с ориентацией на международные стандарты качества, а также системы мониторинга образования;

Разработка и внедрение в учебные процессы инновационных технологий, в том числе и педагогических;

Развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения в системе непрерывного профессионального образования;

Привлечение работодателей и других социальных партнеров к решению проблем профессионального образования, разработке профессиональных и образовательных стандартов, формированию заказов на подготовку специалистов.

Наиболее благоприятные условия для реализации этих задач складываются при создании университетского комплекса – объединение под эгидой университета профильных техникумов, колледжей, училищ. Цель такого сотрудничества – наиболее полная реализация гражданами своих прав на образование, обеспечивающая формирование профессионально компетентного рабочего, техника (технолога), специалиста с полным высшим образованием, способного самостоятельно и творчески мыслить, решать любые производственные задачи, сознавать значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В условиях Университетского комплекса значительно упрощается реализация переход на многоуровневую непрерывную систему подготовки специалистов. Это позволяет обеспечить возможность достижения на каждом этапе получения профессионального образования того уровня профессиональной компетентности и развития личности, который соответствовал бы возможностям, интересам ее развития. При этом расширяется образовательное пространство учебного заведения, моделируются новые технологии профессиональной подготовки с учетом кадровых потребностей региона, формируется открытая и постоянно действующая система анализа функционирования каждого учебного заведения, входящего в структуру непрерывного профессионального образования.

Также обеспечивается наиболее полная защита социальных прав студентов и быстрая адаптация выпускников к новым условиям функционирования.

Работа образовательных комплексов непрерывного профессионального образования позволяет:

Выбрать студентам разные темпы обучения, уровень образованности и развития личности, уровень и профиль подготовки;

Дифференцировать условий обучения в зависимости от личных особенностей и запросов;

Получить большее число образовательных программ и личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки;

Усилить научно-теоретического содержания учебных дисциплин;

Повысить долю самостоятельной работы.

Все это должно обеспечивает подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного, мобильного, многопрофильного специалиста, способного к быстрой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Для организации учебного процесса в рамках университетского комплекса необходимо:

Согласование по содержанию учебных программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования;

Создание сквозной образовательной программы;

Обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях;

Использование современных информационных и педагогических технологий;

Разработка единых критериев и показателей качества профессионального образования;

Завершенность каждого уровня профессионального образования присвоением квалификации и получением специальности;

Переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

Установление тесных связей с производственными структурами и рынком труда;

Рациональное использование ресурсного и материального-технического обеспечения образовательных учреждений разных уровней;

Совершенствование управления системой непрерывного профессионального образования.

Акцентируем внимание на ряде аспектов, влияющих на эффективность функционирования системы непрерывного образования.

Во-первых, это установление долговременных связей образовательных учреждений с работодателями. В последнее время такое сотрудничество стало приобретать форму Советов работодателей, куда входят не только профессиональные образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования, но и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса.

Такой подход позволит максимально быстро реагировать на динамично изменяющиеся условия деятельности специалистов и вносить изменения в планы и содержание профессиональной подготовки. Кроме того, такая система взаимодействия позволит научно обоснованно прогнозировать заказ на подготовку специалистов всех уровней, ежегодно формировать предложения предприятий по региональному реестру проблем, требующих научно-технической доработки. Такой реестр может использоваться для формирования тематики научных исследований кафедр, цикловых комиссий, научных лабораторий и находить отражение в направленности научной деятельности студентов образовательных учреждений университетского комплекса.

Во-вторых, необходим диалог сфер рынка труда и образования. В этот процесс должны быть вовлечены не только учебные заведения и работодатели, но органа государственного управления на уровне регионов. Их совместная деятельность должна быть направлена на прогнозирование потребностей рынка труда с учетом научно-технического прогресса, потребностей региональной экономики и возможностей учебных заведений.

В-третьих, как показывает практика дополнительное профессиональное образование достаточно активно использует дистанционную форму обучения и Интернет-технологии. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, речь в ближайшей перспективе может идти не о полном переходе на дистанционное обучение, а использовании смешанного обучения, где рационально сочетаются технологии очного и Интернет – обучения.

На сегодняшний день можно выделить два основания классификации: это чистое Интернет-обучение и комплексное, которое имеет множество видов и подвидов. Устойчивое место занимает чистое Интернет-обучение. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию и консультациям с преподавателем. Студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте.

Четвертый аспект повышения эффективности непрерывного профессионального образования связан с формированием и развитием у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Вообще интенсивная самостоятельная работа лежит в основе непрерывного образования, что позволяет студенту учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Но это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим - готовностью к целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации. В связи с этим возникает необходимость применять в образовательном процессе специальные методики, позволяющие формировать и развить соответствующие навыки самоорганизации у студентов, что позволит им в будущем эффективно действовать в системе непрерывного образования.

В стратегии развития образования в РФ на период до 2025 года приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными профессиональными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Компетентностная модель выпускника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии.

Модель представляет собой как совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», профессиональным образовательным учреждением ОГАПОУ ШАРТ, имеющим право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии. Модель разработана в соответствии с региональной системой профессионального образования, регионального рынка труда и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся за счет использования вариативной части ФГОС СПО.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящей компетентностной модели выпускника используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ – образовательное учреждение;

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНСТИ

3.1. Нормативныесроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводится:

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;

прицепные и навесные устройства;

оборудование животноводческих ферм и комплексов;

механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;

автомобили категории "С";

инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

сырье и сельскохозяйственная продукция;

технологические операции в сельском хозяйстве.

4.3. Обучающийся по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

4.3.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

4.3.3. Транспортировка грузов.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

5.2.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.

ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.

5.2.3. Транспортировка грузов.

ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С".

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения ППКРС должна включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль

Согласовано Утверждаю

с Управляющим советом колледжа Директор ГБОУ СПО «Бежецкий

Протокол № ___ от колледж им. А.М.Переслегина»

«____»______________20_____г. _____________ Сергина Л.А.

«____»______________20____г.

050146 «Преподавание в начальных классах»

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» очная, заочная.

2. Нормативный срок освоения

3. Квалификация выпускника - учитель начальных классов.

4.

Выпускник должен быть готов к выполнению обязанностей учителя начальных классов, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня.

5.Основные виды деятельности учителя начальных классов:

1. общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

2. Учитель начальных классов должен обладать

2.1. Преподавание по программам начального общего образования.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

2.3. Классное руководство.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах "подготовлен:

Производственная практика студентов организуется в начальном звене средних общеобразовательных учреждений.

Модель выпускника специальности 050144 Дошкольное образование

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Дошкольное образование» очная, заочная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 3 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 4 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - воспитатель детей дошкольного возраста.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к выполнению обязанностей воспитателя детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования.

5.Основные виды деятельности воспитателя детей дошкольного возраста:

1. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями , соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

2.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

2.2. Организация различных видов деятельности и общения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

2.3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

2.4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

2.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование "подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях дошкольного образования.

Модель выпускника специальности

230701 Прикладная информатика (в образовании)

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 230701 Прикладная информатика очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 2 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - техник-программист.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Техник-программист - это специалист, который:

Получил специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем;

Является профессионалом в области применения информационных систем, решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными потоками с помощью таких информационных систем.

5.Основные виды деятельности техника - программиста

Техник - программист должен осуществлять профессиональную деятельность и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. Он должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

2.1. Обработка отраслевой информации.

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

2.2. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов.

ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 2.4. Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.5. Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.

ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

2.3. Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.1. Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.3. Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.4. Работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами.

2.4. Обеспечение проектной деятельности.

ПК 4.1. Обеспечивать содержание проектных операций.

ПК 4.2. Определять сроки и стоимость проектных операций.

ПК 4.3. Определять качество проектных операций.

ПК 4.4. Определять ресурсы проектных операций.

ПК 4.5. Определять риски проектных операций.

ПК 5.3. Проводить мониторинг и оценку деятельности подразделения организации.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Прикладная информатика" подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях, связанных с информационными технологиями, в которых они могут выполнять функции техника-программиста, наладчика компьютерных сетей, офис - менеджера.

Модель выпускника специальности

080110 Банковское дело

Квалификация - специалист банковского дела

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 Банковское дело: очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

3. Квалификация выпускника - специалист банковского дела.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по осуществлению и учету банковских операций, составлению отчетности и проведению финансово-экономических расчетов в банках и других кредитно-финансовых учреждениях.

5.Основные виды деятельности специалиста банковского дела:

финансово-кредитная - осуществление депозитных и других операций по привлечению денежных средств; сбор и анализ информации о финансовом состоянии клиентов; оформление операций по предоставлению кредитов, контроль за их использованием и погашением, сохранностью обеспечения; проведение факторинговых, лизинговых операций, операций с ценными бумагами, иностранной валютой и прочих банковских операций и сделок; обеспечение кассового обслуживания клиентов, контроль за соблюдением клиентами кассовой дисциплины; выполнение финансово-экономических расчетов, применяемых в банковских операциях; оформление, ведение и хранение документации по совершаемым операциям и сделкам; подготовка экономической информации для целей анализа и обобщения;

учетно-операционная - осуществление налично-денежных операций; ведение счетов юридических и физических лиц, корреспондентских счетов кредитных организаций, счетов бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов; проведение расчетных операций, меж-банковских расчетов; бухгалтерский учет активных и пассивных банковских операций и услуг; бухгалтерский учет доходов и расходов, в т.ч. по внутрихозяйственной деятельности банка, результатов деятельности; осуществление внутрибанковского последующего контроля; проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей; со-ставление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности банка.

Выпускник должен уметь: проводить и документально оформлять основные виды банковских операций (депозитные, кредитные, операции с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, по расчетно-кассовому обслуживанию и другие операции и сделки банков); отражать на счетах бухгалтерского учета банковские операции и услуги, а также внутрихозяйственные операции банков; составлять бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность; проводить анализ кредитоспособности клиентов банка; использовать в работе нормативные документы и методические материалы Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и других государственных органов, регулирующие порядок проведения банковских операций и сделок и их бухгалтерского учета, отчетность и налогообложение; использовать банковские информационные технологии.

Выпускник должен знать: базовые экономические модели, рыночные методы хозяйствования и принципы функционирования банковской системы Российской Федерации; принципы организации труда и профессиональную этику; нормативно-правовые акты органов го-сударственной власти, Центрального банка Российской Федерации по вопросам совершения и бухгалтерского учета банковских операций и сделок, внутрихозяйственных операций банка и составления отчетности; налоговое законодательство Российской Федерации; порядок со-вершения банковских операций и сделок, методы оценки кредитоспособности и платежеспо-собности клиентов, методику расчета основных нормативов деятельности банка; организацию и правила ведения бухгалтерского учета в банках, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях; правила ведения и План счетов бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях; порядок бухгалтерского учета банковских и внутрихозяйственных операций, документы и регистры бухгалтерского учета и их документооборот; формы и методы проведения контрольно-статистической работы; способы обработки и защиты банковской информации; принципы организации и эксплуатации интегрированных информационно-расчетных систем.

5. . Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности Банковское дело, подготовлен:

К освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

К освоению в сокращенные сроки основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит».

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях кредитно - финансовой сферы.

Модель выпускника специальности

030912 "Право и организация социального обеспечения"

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - юрист.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности, направленной на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах социальной защиты населения в качестве юриста в органах социальной защиты населения, в органах Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондах.

5.Основные виды деятельности юриста:

организационно-правовая — работа по организации и контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации; информирование и консультирование граждан по вопросам применения законодательных актов в области социальной защиты населения;

организационно-управленческая — обеспечение организационно-управленческих функций в органах и службах социальной защиты населения, в органах системы Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондах; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов; выявление лиц, нуждающихся в социальной защите и оказание им помощи в защите их прав; контроль за соблюдением законодательных актов при назначении, перерасчете и выплате пенсий, за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в пенсионные фонды; применение нормативных документов, регулирующих уплату взносов, погашения задолженностей по платежам; организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения", подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях правоохранительных органов, в коммерческих, экономических и юридических отделах производственных объединений.

Модель выпускника специальности

050202 Информатика

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050202 Информатика очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 3 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 4 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - учитель информатики основной общеобразовательной школы.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к выполнению обязанностей учителя информатики основной общеобразовательной школы, классного руководителя.

5.Основные требования к уровню образованности учителя информатики:

Выпускник должен:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

Знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

Обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

Обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремится к творческой самореализации;
  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

Иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

По дисциплинам предметной подготовки выпускник должен:

Иметь представление о роли информации в современном мире, об основных этапах развития информатики;

Знать основы теории информации;

Знать элементы теории алгоритмов;

Знать арифметические основы компьютера;

Знать логические основы компьютера;

Знать устройство ЭВМ, тенденции развития архитектуры ЭВМ;

Знать способы представления различных данных в компьютере;

Знать устройство и способы организации компьютерных сетей;

Знать основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;

Знать возможности использования вычислительной техники в управлении учебными заведениями, для создания банка данных педагогической информации;

Уметь программировать как минимум на одном из языков программирования;

Уметь работать на компьютере, с различными вспомогательными устройствами, с системными и прикладными программными средствами общего назначения;

Уметь работать в персональных, локальных и глобальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций;

Уметь организовывать телекоммуникационные порталы в компьютерных сетях;

Уметь внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения;

Владеть методикой обучения информатике в основной общеобразовательной школе.

  • Возможности продолжения образования:
  • Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности « Информатика» подготовлен:
  • — к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.
  • Производственная практика студентов
  • Производственная практика студентов организуется в среднем звене средних общеобразовательных учреждений.

СТАТЬЯ 68 ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» « Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»






Цель исследования: повышение качества подготовки выпускников Объект исследования: образовательный процесс Предмет исследования: технология подготовки Гипотеза исследования: подготовка выпускника обеспечит формирование его конкурентоспособности, если учесть требования работодателей, технологию подготовки и личностные характеристики в образовательном процессе.


Этапы выполнения работы Анализ рынка труда; Разработка модели выпускника, содержащая требования ФГОС с учетом требований работодателей в виде отличительных компетенций. Модернизация учебных планов и программ по дисциплинам, модулям и практическому обучению Системный мониторинг модели выпускника, содержащий «портфолио», тестирование, анкетирование, самооценку и др.







Модель конкурентных качеств выпускника КМТТ Профессиональные компетенции выпускника (согласно ФГОС по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») Отличительные компетенции выпускника (согласно требованиям работодателей) Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника Способность разрабатывать эскизы новых видов и стилей швейных изделий Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры Способность выполнять новые чертежи базовых конструкций швейных изделий из ранее разработанных. Осуществлять технический контроль качества выпускаемой продукции Готовность управлять качеством выпускаемой продукции Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства Готовность осуществлять авторский контроль за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства Участвовать в работе по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей Готовность самостоятельно проводить работу по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей



Борисова Вера Михайловна

Профессионально-личностная модель выпускника колледжа

Модель выпускника должна содержать в себе элементы профессиональной квалификации и элемент надпрофессиональной квалификации, т.е. коммуникационные навыки, знание иностранного языка, информационные технологии, знание смежных областей деятельности; социальную компетентность (подготовленность), культурную компетентность (подготовленность), способность принимать ответственные решения, управление личной профессиональной карьерой, навыки самообразования, умение работать в команде.

В процессе обучения одной из важных задач является формирование профессионального самосознания студентов, что требует в свою очередь воспитания профессионально значимых качеств личности обучаемого.

Предполагаются следующие качества:

Самоприятие - подтверждение самому себе своей ответственности и закономерности собственного бытия, гармонии и согласия внутренних образов «я», ощущения способности к вхождению в социум, в свое профессиональное будущее;

Рефлексия - умение самоанализировать свои чувства, поступки, продвижение в знаниях, динамику развития личностных качеств: проявлять волю к достижению цели, коррекции развивающихся качеств, умение проявлять интерес к учению и профессиональной деятельности;

Самопознание - способность видеть себя в развитии, определение своих психофизиологических, физических, умственных состояний на данный момент, знание своих потенциальных возможное гей учения, профессиональной деятельности.

Единство личностного и профессионального развития студентов должно являться основой концепции воспитательной деятельности, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала будущего специалиста в профессиональном труде являются направленность, компетентность, дивергентность. Каждая характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, определяющих профессиональную модель выпускника колледжа,

Модель выпускника с позиции профессиональной культуры можно рассматривать как совокупность отдельных блоков личностных качеств, механизм воспитания которых должен основываться на синергии воспитательного взаимодействия преподавателя и студентов группы.

1 блок - личностные качества профессионального взаимодействия.

Для успешной деятельности в коллективе сработанность более важна, чем взаимная расположенность и симпатия. Но чаще всего приветливость, доброжелательность, искренность вызывают ответную реакцию и удовлетворенно воспринимаются окружающими. Умение считаться с интересами окружающих, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно работать другим людям - фундамент сотрудничества. В общении поведение одного человека может быть мерой поведения другого, и таким образом, может быть ориентировано на определенные нормы культуры. Если говорить о культурных нормах, можно говорить о культуре поведения, культуре общения и культуре самовыражения, которые в свою очередь выражают нравственные требования общества. Воспитание студента как высоконравственной личности ориентировано на развитие нравственных качеств: честности, ответственности, обязательности, доброжелательности. Личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны, включенной в систему общественных отношений. Поэтому одни из важнейших характеристик личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях.

Задача педагога-воспитателя - установить личностный контакт со студентами, постоянно проявлять интерес к студентам группы. Внимательно выслушивать. По возможности сказать комплимент, в особенности тем студентам, у которых есть проблемы. Разработать цикл ярких коллективных мероприятий с учетом интересов и возможностей каждого обучаемого, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны. Содействовать повышению личностной значимости студентов, вовлекая их в различные виды деятельности. Ситуация успеха - взлет для человека, своеобразный скачок на ступень выше в личностном развитии. Тем самым мы сможем сформировать у студента уверенность в себе.

2 блок - личностные качества профессионального роста.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития. Продуктивное становление личности зависит не только от жизнедеятельности человека, но и от благоприятных условий: физическое здоровье и внешние данные. Современному обществу, производству нужны специалисты, способные плодотворно работать в условиях жесткой рыночной конкуренции, что требует отменного здоровья, физических сил, волевых качеств. Физическое воспитание - незаменимая часть общего воспитания, которая способствует формированию у студентов социально необходимых качеств: решительности, целеустремленности.

Требования к уровню подготовки выпускника включают: общие требования к его образованности, подготовке по специальным дисциплинам, производственной практике. Но при этом необходимо заложить требования, касающиеся личностных и деятельных качеств как порядочность, добросовестность, ответственность, верность, надежность, честность. Знания сами по себе не определяют качество подготовки выпускника. Конкурентоспособный специалист среднего звена - это человек, у которого помимо профессиональных знаний должны быть сформированы и мотивация к качественному труду, и эмоциональная устойчивость к различным ситуациям, и умение управлять своим психическим состоянием.

3 блок - личностные качества творческой профессиональной деятельности.

Знания студента носят системный характер. Он должен свободно владеть научной терминологией, уметь использовать теоретические знания в профессиональной деятельности, уметь осознанно проанализировать любое явление или процесс, сравнивая его с образцом, отстаивая и высказывая свою точку зрения. Результатом обучения в колледже, является готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности, способность проектировать и прогнозировать результаты своей работы, которая носит исключительно творческий характер.

4 блок - личностные качества профессиональной самореализации.

Профессионально-ценностные ориентации личности обусловлены потребностью осознания его значимости для общества. Различные виды деятельности позволяют студенту наиболее полно проявить себя как личность, в соответствии со своими индивидуальными способностями. Возможности самореализации в перспективе профессиональной деятельности зависимы от активизации деятельности студенческих клубов, творческих коллективов, что позволяет усилить мотивацию студентов к участию в общеколледжных мероприятиях, от организации мероприятий по активному подключению студентов к управлению учебным процессом (создание учебных студенческих советов для обсуждения проблем колледжа, проблем успеваемости, посещаемости). В решении этой задачи важную роль играет студенческое самоуправление. Эти условия реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях, которые направлены на умение преодолевать жизненные трудности, умение преподнести себя, самосознание. инициативность, решительность, выносливость, коммуникативность. Разностороннее воспитание является обязательным атрибутом каждого человеческого «я». И от качества воспитания во многом зависит мировоззренческая, культурно-нравственная наполняемость этого «я»,


В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные