Примером общественного блага является национальная оборона. Общественные блага: примеры

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.2 Общественные блага

До сих пор мы рассматривали рынки так называемых частных благ. Этим благам присущи две характеристики: исключаемость и конкурентность .

Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.

Например, если вы не заплатите за планшет, то не сможете пользоваться им, потому что он будет не ваш. Если вы не купите билет в кинотеатр, то не попадете в него, и не посмотрите фильм. Однако такое благо, как набережная реки не является исключаемым. Вы можете прогуляться по ней, даже если не заплатите. Поэтому исключаемые блага как правило бесплатны.

Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.

Если вы потребляете планшет, он более не доступен ни для кого в данный момент. Это конкурентное благо (rival good). Также происходит, когда вы потребляете предметы одежды или продукты питания. Однако когда вы потребляете сеанс в кинотеатре или идете в ночной клуб, вы не делаете эти блага менее доступными для остальных потребителей. Это неконкурентные блага (non-rival goods).

Существуют еще и анти-конкурентные блага (anti-rival goods) . Чем больше потребителей потребляет данное благо, тем более ценным оно является. Классическим примером является программное обеспечение.

Практически все блага, за которые мы привыкли платить, являются исключаемыми и конкурентными . Но бывают блага, которые не в полной мере обладают этими свойствами.

В зависимости от этих характеристик все блага можно разбить на четыре категории:

  1. Конкурентные и исключаемые. Это частные блага , которые каждый из нас привык получать на рынках в обмен на деньги. Автомобиль, компьютер, продукты питания, одежда – практически все, что мы привыкли покупать, являются частными благами. Например, возьмем вашу куртку. Если вы за нее не заплатите, то вы ее и не получите. Это благо является исключаемым. Далее, если вы носите курку в данный момент, ее не могут носить другие люди. Это благо является конкурентным.
  2. Конкурентные, но не исключаемые блага. Это так называемые общие ресурсы . Классическим примером является рыба в океане. Если вы поймаете рыбу, ее не поймает и не сможет съесть кто-либо еще. Это благо конкурентное. В то же время практически нельзя кому-либо запретить (за некоторыми исключениями) ловить рыбу в океане. Это благо неисключаемо. Другим примером является скамейка в парке: если вы ее займете, она станет недоступной для других потребителей по-крайней мере, на какое-то время. В то же время нельзя сделать это благо платным, потому что отделить тех, кто платит за скамейку, от тех, кто не платит.
    Существует способ превращения данных благ в частные – обеспечить дорогостоящие институты контроля. Например, в примере с рыбой это может быть водная полиция, а в случае скамейки – обнести ее забором и поставить рядом билетного контролёра.
  3. Неконкурентные, но исключаемые блага.
    Это так называемые клубные блага . Клубными благами в экономике называются неконкурентные блага, доступ к которым ограничивается платой или правилами пользования - неперегруженная платная дорога, закрытый пляж, концерт, спутниковое телевидение. Классическим примером является концерт известного музыканта. Исключить из пользования данным благом легко: тот, у кого нет билета, не попадает в клуб или на стадион. Однако это благо является неконкурентным: если вы приедет на концерт, это не будет означать, что на него не смогут прийти другие люди.
    Другой пример – это рынки естественных монополий. Например, возьмем водопровод. Исключить того, кто не платит за благо, легко: со временем в квартиру этого индивида перестанет поступать вода. Однако это благо является неконкурентным: если вы пользуетесь водопроводом, это не снижает его доступности для остальных потребителей. На рынках подобных благ издержки на обслуживание дополнительного пользователя так малы, что они не существенны, большие постоянные издержки составляют существенную часть издержек.
  4. Неконкурентные и неисключаемые блага. Это чистые общественные блага (иногда их называют просто общественные блага). Классическим примером является уличный светофор. Нельзя отделить того, кто платит за данное благо от того, кто не платит. Потребление данного блага одним человеком не делает его менее доступным для остальных.

Когда благо является неисключаемым, при его потреблении возникает проблема безбилетника (free-rider problem) . Проблема заключается в том, что плату за пользование этими благами трудно получить, и поэтому у частных фирм могут отсутствовать стимулы к производству подобных благ. С пешеходов и пользователей автомобилей трудно получить плату за пользование светофором. Если ваш сосед по даче решает провести фейерверк, и вы насаждаетесь зрелищем, то ему трудно получить с вас плату за зрелище. То есть рыночный механизм не обеспечивает производство этих благ в количестве, эффективном ля общества, потому это считается одним из провалов рынка.

Рассмотрим некоторые примеры общественных благ

Национальная оборона

Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.

Фундаментальные научные исследования

Фундаментальные научные исследования также являются общественным благом. Результаты подобных исследований используются повсеместно, от медицины до производства продуктов питания. При этом ученый практически не может извлечь выгоду из произведенных открытий, поскольку их трудно запатентовать, и они являются общедоступными. Поэтому во всем мире подобные исследования субсидируются государством. Выгоду от проводимых исследований и полученных результатов определить весьма трудно, поэтому вокруг вопроса об оптимальном уровне субсидий на фундаментальные исследования также ведутся дискуссии.

Оптимальный размер частного блага определить легко – для этого достаточно создать условия для беспрепятственного обмена данного блага на рынке со множеством покупателей и продавцов, и невидимая рука рынка сама определит оптимальный размер производства и потребления. Оптимальный размер общественного блага определить сложно . В первую очередь, потому что в процесс его потребления вовлечено множество индивидов, которые не хотят раскрывать свои предпочтения в виде цен. Иными словами, они не хотят платить за данное благо, а значить сообщать рынку определенную информацию. В результате проблему предоставления общественных благ приходится решать не с помощью рынка, а с помощью других механизмов, например, государственного вмешательства. Для принятия решения об оптимальном объеме того или иного общественного блага правительство обычно привлекает экономистов, которые производят анализ «затраты-выгоды» , что в случае общественных благ является сложной задачей. Сложность задачи заключается в том, что экономисты не могут воспользоваться ценовыми сигналами для получения оценки выгод от потребления данного блага. Какие же существуют способы оценки выгод участников, когда ценовой механизм не работает? Очевидным способом является опрос возможных получателей выгод. Например, при предоставлении такого блага, как фундаментальные научные исследования в сфере робототехники, опрос может звучать так: «Дайте оценки своих выгод от использования робота-уборщика по дому?»

Однако подобные опросы никогда не смогут дать точных результатов по двум причинам:

  1. Невозможно получить предпочтения всех участников процесса потребления блага, поскольку их может быть очень много
  2. Индивиды будут искажать свои оценки. Те индивиды, которые заинтересованы в роботе-уборщике, будут завышать оценки выгод, чтобы получить быстрее данную разработку. Индивиды, которые боятся прогресса, будут говорить, что их выгоды равны нулю, несмотря на существование реальных выгод от робота-уборщика.

Итак, мы поняли, что оптимальный объем общественного блага определить трудно, и для этой задачи обычно привлекаются экономисты (ведь главная цель экономики как науки – сделать лучше жизнь всех нас ). Кто же представляет общественные блага, если у частного сектора нет стимулов этого делать? Ответ таков: государственные предприятия и частные фирмы, получающее государственный заказ (его в этом случае также оплачивает государство). Например, дороги и тоннели во всем мире строят как государственные компании, так и смешанные (государственно-частные компании), так и полностью частные.

В сфере общественных благ одной из наиболее интересных задач, стоящих перед экономистами, является определение оптимального объема благ, связанных с обеспечением безопасности жизни индивидов. Данная проблема может быть хорошо проиллюстрирована с помощью такого примера, как решение о том, ставить или нет светофор в городе.

Светофор является чистым общественным благом, поскольку у него есть признаки неконкурентности и неисключаемости. Светофор приносит выгоды пешеходам и автомобилистам в виде уменьшения числа аварий, и как результат, спасенных жизней. Светофор имеет издержки, заключающиеся в том, что бюджету города необходимо оплатить производство и установку светофора.

Чтобы принять решение об установке светофора, городскому совету следует соотнести затраты на него с получаемыми выгодами. Но поскольку выгодами являются спасенные жизни людей, то как оценить эти выгоды? Иными словами, как оценить человеческую жизнь? Подобная постановка вопроса является, вероятно, крамольной для обычного человека, но она имеет смысл для экономиста. Обычная логика подсказывает, что ответа на вопрос нет, поскольку жизнь человека бесценна. Многие люди ответят подобным образом на вопрос: «Сколько стоит ваша жизнь?», поэтому проведения опроса для получения оценок – это бессмысленное занятие. Но с точки зрения экономиста данная задача имеет решение, и цена жизни может быть определена более или менее достоверно. Люди, реагируя на стимулы, предложенные им в реальном мире, могут раскрывать информации об их оценках жизни, при этом даже искренне считая, что жизнь человека бесценна. Например, люди выбирают более рискованные профессии, соглашаясь работать за более высокую заработную плату. Заработная плата в схожих профессиях с различным уровнем риска также отличается. Например, угольщики, которые добывают уголь в шахте, оплачиваются выше, чем угольщики, которые добывают уголь открытым способом. Или же люди согласны существенно переплатить за более безопасный автомобиль, таким образом раскрывая информацию об оценках собственной жизни. Приводя грубые расчеты, Сергей Гуриев в книге «Мифы экономики» приводит приблизительные оценки человеческой жизни россиянина, которые колеблются от 1 до 3 млн долларов .

Таким образом, с точки зрения экономиста, цена жизни может быть определена, а значит, задача о светофоре имеет решение. Для этого нужно сопоставить выгоды от светофора с затратами на него. Выгоды грубо можно оценить таким образом: оценить вероятность аварий со светофором и без него, и умножить ее на оценку человеческой жизни.

13.2.2. Трагедия общин

Трагедия антиобщин (tragedy of anticommons)

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

чистого общественного

чистого частного

смешанного общественного

смешанного частного

Решение:

Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. Чистым частным благом называют такое благо, каждая произведенная единица которого может быть оценена и передана в пользование каждому конкретному потребителю. Чистое общественное благо в высокой степени характеризуется свойством неисключаемости (если благо доступно одному, то невозможно запретить его потребление другому) и несоперничества (потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами) в потреблении. Для смешанных общественных благ характерно ограниченное проявление как минимум одного из этих свойств. Термин «смешанное частное благо » отсутствует.

3. Примером экономического материального блага является …

проезд в троллейбусе

мировой океан

солнечный свет

Решение:

Неэкономические блага – это блага даровые, свободно предоставляемые природой и существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей людей.

Экономические блага являются результатом экономической деятельности людей. Их объемы по сравнению с потребностями ограничены.

К экономическим благам относятся лес и проезд в троллейбусе.
Также блага подразделяются на материальные и нематериальные. 4. Материальные блага имеют вещественную форму.

Следовательно, примером экономического материального блага является лес.

4. С точки зрения экономики, продуктом не является …

изморозь, образующаяся в результате дыхания людей на стекле автомобиля в холодную погоду зимой

восстановление лесов, необходимое вследствие нерационального природопользования

переселение навозных жуков в Австралию, чтобы было кому перерабатывать коровий навоз

отсутствие облачности в какой-либо момент времени вследствие целенаправленных действий авиации

Решение:

Продукт – это результат целенаправленного человеческого труда, поэтому изморозь, образующаяся в результате дыхания людей на стекле автомобиля в холодную погоду зимой, продуктом не является.

5. Перевозка грузов является благом …

экономическим, нематериальным, кратковременным

неэкономическим, нематериальным, долговременным

неэкономическим, материальным, кратковременным

экономическим, материальным, долговременным

Решение:

По степени ограниченности перевозка грузов является экономическим благом, поскольку потребность превышает имеющееся количество. Так как это услуга, то по наличию материальной формы – нематериальное благо, по времени потребления – кратковременное.

6. По степени ограниченности блага делятся на две группы …

экономические и неэкономические

долговременные и кратковременные

материальные и нематериальные

частные и общественные

Решение:

Все блага по степени ограниченности делятся на экономические (потребность в них превышает имеющееся их количество) и неэкономические (имеются в большем по сравнению с потребностями количестве).

7. К частным благам относится (-ятся) …

участок земли под индивидуальную застройку

мост через реку, построенный на пожертвования жителей города

фонари, освещающие мостовую квартала индивидуальной застройки

общественная безопасность и система обороны государства

Решение:

Чистое частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, по причине чего она приносит полезность только покупателю. Ни мост через реку, ни фонари, освещающие мостовую, ни общественная безопасность и оборона не могут быть оценены и переданы для потребления одному-единственному потребителю, а значит, частными благами не являются.

Тема 4: Общественное производство и экономические отношения

Как-то недавно мы говорили . Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».

Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

Территориальная ограниченность потребления общественных благ . Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

Виды

Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом - все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

Смешанные блага - представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага . Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

Примеры общественных благ

Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин... И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.

К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.

Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов..., всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции... Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

А вот зачем они это делаю — пишите в комментариях ваши предположения — обсудим!

С уважением, Андрей Пучков

Производство общественных благ

Организация производства общественных благ относится к числу наиболее важных экономических функций государства в рыночной экономике. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления и несоперничество в потреблении. К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.
Существуют чистые и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага – это такие блага, которые потребляются всеми людьми независимо от их оплаты. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т.д. Напротив, чистые частные блага – это блага, приносящие полезность только покупателю, купившему их на рынке и имеющему исключительное право на использование этих благ и получение связанных с ними выгод. Цены на чистое общественное благо вообще не существует, так как это благо не может быть продано поштучно. Все люди получают полезность от совокупного объема предложения. Все чистые общественные блага обладают двумя вышеуказанными свойствами в ярко выраженной степени. Рассмотрим их подробнее:
1. Такие блага могут входить одновременно в несколько функций потребления, т.е. потребляются многими людьми без ущерба друг другу - свойство несоперничества в потреблении. Данное означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Несоперничество - это, по сути, предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю. Это имеет место потому, что никто не проигрывает, когда еще один потребитель получает выгоды от данного объема чистого общественного блага. Потребление чистого частного блага, напротив, связано с конкуренцией. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага. Когда потребление блага предполагает конкуренцию, покупатели знают, что они должны соперничать друг с другом за право получения наличных объемов данного блага.
2. Потребление чистых общественных благ не является исключительным правом, или, как говорят, они обладают неисключаемостью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Наиболее яркий пример товара, для которого невозможно ограничение числа пользователей, - национальная оборона.
Свойства общественных благ внутренне взаимосвязаны. По-видимому, все производимые людьми блага, обладающие неисключаемостью, характеризуются в то же время и несоперничеством в потреблении. Чем сильнее выражено несоперничество, тем, при прочих равных условиях, вероятнее неисключаемость. На практике, как правило, лишь небольшое число благ обладает всеми свойствами чистых общественных благ.
Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Исключаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Эти блага могут предлагаться фирмам, действующим с целью извлечения прибыли. Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом - это такие блага, на которые легко назначить цену. Примером такого блага являются прививки. Другой пример - школьное обучение.
Перегружаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно только вплоть до определенного количества увеличивающихся потребителей. Для достижения эффективности необходимо, чтобы такие блага оценивались по возможности в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки.
Оптимальный объем производства частного блага определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип примерим и к общественным благам, но метод анализа при этом иной. Эффективный объем производства общественного блага достигается в том случае, если сумма предельных выигрышей его потребителей равна предельным издержкам производства.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы «безбилетника».
Данная проблема чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. Допустим, путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Известным примером является случай уличного освещения. Если начать опрашивать жителей улицы, пытаясь выяснить потребность каждого человека в освещении и в зависимости от этой потребности определить его долю в финансировании производства данного блага, скорее всего, люди будут склонны скрывать свои истинные потребности, чтобы уклониться от уплаты или уменьшить ее. Очень велико искушение стать «безбилетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возникает опасность занижения объема производства блага в целом (в нашем примере улица может так и остаться неосвещенной).
В результате возникновения «проблемы безбилетника» производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного, что обусловливает необходимость государственного участия в их производстве и финансировании. В свою очередь, государство вменяет в обязанности своим гражданам систематически оплачивать производство общественных благ в виде сбора налогов, что является экономическим рычагом воздействия при решении данной проблемы.

В ассортименте человеческих благ есть блага, доступ­ные одновременно для всех, называемые общественными . Они не могут быть предоставлены одному лицу без того, чтобы не предоставить их одновременно и всем другим.

Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совме­стно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Самый простой пример такого общественного блага – правовая си­стема общества, т. е. законы и обеспечение их исполнения. Она призва­на оберегать от произвола всех граждан страны, гарантировать равное соблюдение их интересов.

Ассортимент общественных благ огромен (сюда относятся также ус­луги армии (национальная оборона), милиции (охрана общественного порядка), проверка доброкачественности продуктов пита­ния и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий и т. д.).

В чистом виде примером общественного блага является национальная оборона. Нельзя защитить одного человека без того, чтобы не предоставить ее сразу всем остальным. Затраты также не зависят от числа защищаемых людей.

Большинство общественных благ не является таковыми в чистом виде: например, услуги милиции. Когда милиционеры охраняют общественный порядок, они предоставляют общественное благо, но когда раскрывают конкретное преступление, например кражу, то оказывают частную услугу хозяину украденного имущества.

Для частной фирмы очень трудно предоставлять общественную услугу и получать при этом прибыль из-за того, что данные блага, будучи единожды предоставлены в распоряжение одного клиента, становятся доступными для других без дополнительных затрат (например, уличное освещение).

Рассмотрим на примере несовершенство рынка в этом случае. Допустим, некая «Оборонная компания» пытается установить частную систему противоракетной обороны и собирает с помощью подписки деньги с желающих ее иметь. Если Вы знаете, что Ваши соседи уже подписались на этот товар, то Вам уже нет необходимости также платить за данный товар, потому что защита домов (квартир) соседей означает и защиту Вашего жилья. Но Ваши соседи будут рассуждать точно также и не станут подписываться, надеясь, что подпишетесь Вы. Так возникает проблема «безбилетных пассажиров» или «зайцев» free riders »). Поэтому частная компания не сможет предоставить систему противоракетной обороны. Получается, что только правительство сможет предоставить общественное благо и избежать проблемы «безбилетных пассажиров».

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные