Ярославская область. Семь храмов на семи холмах

(бывшем Романове-Борисоглебске) - малом городе Ярославской области, одном из самых живописных и самобытных мест Золотого кольца России. В прошлый раз мы гуляли по рождественскому Тутаеву, говорили о городе в целом - его планировке, архитектуре, атмосфере . Так как наша прогулка проходила по Романовской, левобережной, стороне, то основной акцент я сделала на нее.

Сегодня "перебираемся" на правый берег Волги - едем на Борисоглебскую сторону Тутаева, в современный центр города. Именно сюда прибывает общественный транспорт из Ярославля и Рыбинска. Здесь работает практически все местное население города, здесь же существует нормальная городская инфраструктура - автовокзал, магазины, кафе, гостиницы, почти все городские банкоматы. Местные предприятия также находятся на этой стороне.
Но есть, безусловно, на Борисоглебской стороне и старина. А как же иначе? Ведь Борисоглебская слобода появилась в этих местах даже раньше города Романова. Из трех самых древних храма Тутаева два находятся здесь. Это Воскресенский собор и Благовещенская церковь.

Борисоглебская сторона Тутаева на карте выглядит так:

Как видите, Тутаев обычный город со своими парками, школами, стадионами, предприятиями, церквями. Хотя необычного тоже хватает. Например, его расположение на Волге. Не каждому городу повезло находиться в таком живописном месте.

Въезжая в город по Рыбинскому шоссе со стороны Ярославля, мы попадаем в многоэтажный Тутаев. Проспект 50-летия Победы. На одном из домов видна надпись желтыми буквами "Романов-Борисоглебск". Заметили, что город носит имена сразу трех русских святых - Романа, Бориса и Глеба? В этом тоже уникальность Тутаева.




Воскресенский собор - главный храм Тутаева. Понятно, что на него стоит заметный указатель. Не найти собор невозможно.


Подъезжая к Воскресенскому собору, мы попадаем в другой Тутаев - одноэтажный, сельский.




Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века. Приехав сюда, пользуйтесь моментом, рассмотрите храм подробно. Это настоящий музей древней русской архитектуры.



Состоит собор из двух храмов - нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний - Воскресенский - храм и окружающая его с трех сторон галерея - спустя несколько лет. Высота нижней церкви - 5 метров, верхней - 13,5 метров (до купола 24).


В чем особенность Воскресенского храма Тутаева?

  1. Здесь хранится образ Спаса Всемилостивого, написанный еще в XV веке святым преподобным Дионисием Глушицким. Икона Спаса изначально находилась в прежней, еще деревянной, церкви. Это самая большая икона в России, во всяком случае самый большой образ Спасителя точно. Размер иконы 2,98 м. х 2,78 м. (по некоторым данным даже еще больше - называют высоту 3,20).
  2. Уникальность собора в его богатых хорошо сохранившихся настенных росписях XVII века.
  3. Еще одно главное достоинство - резной восьмиярусный иконостас летнего храма. В нем находятся иконы XVII века.
В Воскресенский собор лучше, конечно, приезжать летом, когда оба храма открыты и можно увидеть его во всей красе.


Собор и его территория окружены невысокой оградой.






Так как мы приехали в Тутаев во время зимних каникул, то застали на территории рождественские ясли.




Интерьер нижнего храма. Людские взоры обращены к образу Спаса Всемилостивого. Я с фотоаппаратом туда, понятно, не подходила, чтоб людей не смущать.




Образ Спаса Всемилостивого в Тутаеве. Внизу, под иконой, есть целебный лаз. Считается, что через него надо пройти три раза с молитвами, тогда сбываются все надежды и чаяния молящегося.

Надпись на стене нижнего храма Воскресенского собора.

Ворота, через которые входят на территорию собора.


Колокольня собора.

На второй этаж - в верхний храм - ведут два высоких крыльца. Зимой они закрыты.


Святые ворота в ограде Воскресенского собора.


Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая - это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая - икона "Прибавление ума" в Покровской церкви. О ней был разговор в .
Третья святыня Тутаева - могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).
Так вот, в этом плане очень примечателен небольшой домик на территории Воскресенского собора. Здесь три последних года своей жизни прожил старец отец Павел.


От Воскресенского собора по лестнице можно спуститься к Волге. Отсюда открывается потрясающая панорама на левый берег - Романовскую сторону Тутаева. Фотографии ниже были сделаны мною в мае 2007 года во время нашего путешествия по Ярославской области.




Когда-то вот так мы бродили по правому берегу Тутаева и грустили, что не можем попасть на другой берег. Времени просто не было. Хотя паром, вернее кораблик "Москва-214", ходил. Грузового, кажется, не было. А без машины на знакомство с левым берегом нужен день. Так и помахали Романову ручкой.








Вот такой город Тутаев - простой, естественный, душевный, богатый на исторические памятники, в том числе и уникальные. Глубокий, как сотни других русских городов. Приезжайте, не пожалеете!

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса. Икона - Образ Спаса Всемилостивого. Сначала икона принадлежала мужскому монастырю Борисоглебска (правый берег современного Тутаева) и помещалась в куполе (была "небом") обители... В 18 веке икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет она вернулась. Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. В том месте, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, на реке Ковать забил целебный родник... Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва. В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

Город Ярославль был основан в 1010 году. Это была деревянная крепость, вокруг которой селились ремесленники и торговцы. Иногда вспыхивали в городе пожары, или враги нападали и поджигали деревянный Ярославль, и тогда сгорало все.

После пожара жители заново отстраивали свой город, еще краше и богаче, чем раньше.

Так продолжалось до того момента, когда монголо-татары напали на Русь. В 1238 году Ярославль был разграблен и разрушен ордами хана Батыя.

Город полностью обезлюдел. Его правитель – князь Всеволод - сложил голову в битве на реке Сить. Вместе с ним погибла и почти вся ярославская дружина.

Чудом спаслись два сына князя Всеволода – Василий и Константин. Страшную картину увидели они, когда вернулись в разоренный Ярославль. Нужно было восстанавливать город, поддерживать обездоленных, вдов и сирот. Сколько столетий прошло с тех пор, а ярославцы до сих пор рассказывают, как щадили жителей города ярославские князья Василий и Константин , брали совсем маленькие налоги, всего «по три денежки с души», по другому варианту «по три куриных яичка». Избегали эти князья и участия в междоусобных княжеских «разборках».

Так и возродился город. Во многом это была заслуга двух ярославских князей – Василия и Константина.

Оба князя были похоронены в Успенском соборе . В XVI веке собор перестраивали и под его развалинами обрели нетленными мощи, как узнали по надписям на гробах, святых князей Василия и Константина Всеволодовичей.

Открыв их, снова зарыли в прежнем месте. И вдруг поднялась в Ярославле сильная буря с громом молнией и проливным дождем. Продолжалась эта буря целых две недели. Поняли ярославцы, что святыню скрывать не следует. Святые мощи князей Василия и Константина были торжественно перенесены во вновь построенный собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.

Так мирно почивали мощи святых князей 243 года, пока в 1744 году не случился в Успенском соборе пожар. 20 февраля, загасив по окончании богослужения свечи, сторожа сложили огарки в стоящий около раки с мощами святых князей ящик и собор заперли. Плохо затушенные огарки загорелись и вспыхнули. Пламя дошло до стоящей над ракой деревянной сени, а затем перешло и на саму раку. В результате этого пожара мощи ярославских князей Василия и Константина обгорели.

Ныне они почивают в Федоровском соборе Ярославля. Память святых Василия и Константина Ярославских чтится 3/16 июля и 8/21 июня.

Но это случилось много позднее…

А пока стонала Русь под гнетом монголо-татарского ига. Нужно было платить Орде огромную дань; чуть что, набегали татары, грабили, убивали. Каждый князь должен был ездить в Орду, чтобы получить от хана ярлык, подтверждающий его право на княжение в этом городе.

Вот так и отправился в Орду ярославский князь Федор Черный . Да в Орде он не только ярлык получил, ни многих обратил в христианскую веру. Красивого ярославского князя полюбила ханская дочь, вышла за него замуж и приняла веру мужа – христианскую веру.

В Орде у них родились два сына – Давид и Константин. Наконец, Федор Черный с женой и детьми вернулся в Ярославль.

Время его правления стало временем мира и покоя на ярославской земле. Прекратились татарские набеги, умный князь Феодор сумел избежать и княжеских междоусобиц.

Возводили Феодор Черный и его жена Анна в Ярославле храмы, заказывали для этих храмов прекрасные иконы. И это в то время, когда другие города переживали упадок и разорение. Поистине благом стало для Ярославля время правления князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина.

Эти князья были похоронены в Спасо-Преображенском монастыре .

Около двухсот лет не потревоженными лежали мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. И вот в 1463 году было решено их захоронить. Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.

Благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина почитали не только в Ярославле, но и по всей Руси. За благословением к святым ярославским князьям шли великие и малые, богатые и бедные. Царь Иван Грозный четыре раза посещал Спасо-Преображенский монастырь, молился у мощей святых князей, и по их молитвам дано было исцеление царице Анастасии. В 1612 году вожди ополчения Минин и Пожарский перед походом на освобождение Москвы прибегали к молитвенной помощи Ярославских князей. В 1613 году в Спасо-Преображенский монастырь прибыл юный царь Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой. Они также просили благословения у святых Ярославских князей Федора Давида и Константина. В 1704 году ростовский митрополит Дмитрий на пожертвованные ярославскими купцами деньги устроил новую кипарисовую раку для мощей святых князей.

22 июня мощи были помещены в новую раку. Этот день святитель установил праздновать как день памяти Ярославским чудотворцам.

В 1763 году императрица Екатерина II посетила Ярославль и перед тем, как отправиться в Успенский собор, где ее ожидали, «слушала молебен и прикладывалась к мощам Благоверных князей Феодора, Давида и Константина» в Спасо-Преображенском монастыре.

Несколько веков вплоть до закрытия Спасского монастыря в 1923 году шли люди за помощью к Ярославским чудотворцам и получали просимое. Возвращенные в 1988 году Церкви святые мощи благоверных князей находятся в Федоровском соборе Ярославля.

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные