На узорах применяется перламутр для. Как работать с перламутром

Кроме кости, из материалов животного происхожде­ния употребляются только перламутровые раковины и панцирь черепахи. Особое внимание обратим на перламутр, он требует своеобразных способов обработки.

Есть несколько видов перламутра Дадим их описа­ние, чтобы можно было выбрать тот сорт, какой нужен.

a) Белый перламутр встречается в больших (до 17,8 см) очень толстых раковинах; красотой не отлича­ется, но удобен для окраски.

b) Самоцветный перламутр встречается в неболь­ших тонких раковинах и ценится дороже. Именно этот вид наиболее подходит для инкрустации Он дает чудные радужные переливы самых чистых цветов.

c) Черный перламутр можно рассматривать как редкую разновидность самоцветного, которая ценится очень высоко и применяется в ювелирном деле

Современные покупатели требуют главным образом неестественного цвета поэтому мы должны указать на способы окраски перламутра

Отделка перламутра. Раковины всех сортов перламут­ра снаружи всегда бывают корявые, а изнутри гладкие; первое не должно вас смущать. Их распиливают мелкозу­быми пилами, какие употребляются для резания металла, а затем обрабатывают подпилками, сначала средними, а потом личными. Так вырезаются мозаичные шашки. Их шлифуют наждачными подпилками, потом трепелом с во­дой. Полировка и лоск придаются перламутру натиранием разбавленной серной кислотои при помощи полотняной тряпочки или, что еще лучше, старой перчаточной замши.

Клей для перламутра Для приклеивания перламут­ра к дереву употребляется особый состав клея, который можно приготовить самостоятельно:

a) 2 весовые части рыбьего клея в течение суток размачивают в 16 весовых частях воды и полученный раствор наполовину выпаривают на легком огне; после этого добавляют 8 весовых частей крепкого этилового спирта и процеживают сквозь полотняную тряпку. Не дожидаясь, пока эта смесь остынет, подливают в нее одну весовую часть мастики в 6 весовых частях спирта, а также подсыпают 0,5 весовой части мелко истолчен­ного нашатыря. Затем тщательно перемешивают до получения однородной массы. Предназначенные к на­клеиванию куски перламутра разогревают, смазывают тончайшим слоем клея, просушивают, после чего вто­рично смазывают клеем и наклеивают на место. При этом требуется значительный нажим Этим же клеем можно соединять куски перламутра между собой.

b) 4 весовые части хорошо обожженного кристал­лического алебастра перемешивают с 1 весовой частью гуммиарабика. Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и полученной массой заполняют ячейки в мозаике, затем накладывают пер­ламутровые шашки и крепко зажимают струбцинка­ми. Просушивают в течение суток в теплом месте

Разумеется, склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может появиться при захватах пальцами. Промывка перламутровых шашек уксусом или слабой соляной кислотой очень полезна.

а) Черный натуральный перламутр имеет густо-се - рыи цвет, на котором наблюдается чудная игра красок. Не удивительно поэтому, что старались подобрать та­кие краски, чтобы ими можно было подделать деше­вый белый перламутр под более ценную породу Опы­ты до известной степени удались. Поступают так:

В соляной кислоте растворяют серебро и подливают раствор поваренной соли, пока не перестанет выпадать осадок; затем светлую жидкость сливают и взамен наливают дистиллированную воду до тех пор, пока она окрасится в синий цвет. После этого хлористое серебро прополаскивают на бумажном фильтре, где после от­деления воды оно остается в виде белого порошка; этот порошок пересыпают без предварительного просуши­вания в широкогорлую склянку, куда подливают наша­тырный спирт Рекомендуем добавить такое количе­ство нашатырного спирта, чтобы небольшое количе­ство хлористого серебра осталось нерастворенным; так можно получить насыщенный раствор. Хорошо закупо­ренная склянка должна храниться в темном месте. Если ее оставить открытой хотя бы на короткий срок, то нашатырный спирт испарится и хлористое серебро выпадет в осадок. Изготовленные из белого перламутра мозаичные шашки кладут в эту склянку, встряхивают ее, чтобы перламутровые шашки передвигались, а не покрывали друг друга в одном положении. Для такой окраски потребуется от 1 до 5 суток После этого шашки можно вынуть из раствора, уложить рядышком на фильтровальную бумагу и выставить на солнечный свет; чем дольше они пролежат на свету, тем лучше. От такой обработки на второй или третий день появляет­ся серовато-черная окраска, которая не нарушает игру радужных красок, а даже усиливает ее.

Без прямого воздействия солнечных лучей окраши­вание проходит столь же хорошо, но процесс идет очень медленно. При этом способе окраски полировка перламутра совершенно не страдает или же пострадает в такой ничтожном степени, что при натирании шер­стяной тряпочкой восстановится в прежней силе. Окрашивается перламутр очень глубоко, почти на­сквозь, если шашки будут не толще 8 мм и пролежат в растворе краски около 3 суток. Это очень важно, так как дает возможность производить шлифовку мозаики без малейшего риска.

Густота окраски зависит от продолжительности вы­мачивания в красящем растворе.

Ь) Очень хорошая черная окраска придается перламутру при помощи сернистого серебра следующим образом-, в нашатырном спирте растворяют азотнокислое серебро (ляпис). Полученный раствор разбавляют дождевой водой и кладут в него на несколько дней перламутровые шашки. Затем их вынимают и укладывают в другой неплотно закрывающийся сосуд, куда пускают струю сероводорода, который получают, насыпав в стеклянную реторту сернистое железо и залив его немного разбавленной соляной кислотой. При этом азотнокислое серебро, проникнув в мельчайшие поры перламутра, превратится в сернистое серебро и даст черную окраску. Спустя часов двенадцать перламутровые шашки вынимают и просушивают на воздухе

Коричневый и зеленоватый цвета можно получить при помощи 1 весовой части ляписа, растворенной в 50 весо­вых частях дистиллированной воды. Раствор хранят в темном, недоступном для дневного света месте и при работе пользуются фотографическими лампами с крас­ными или желтыми стеклами. Готовые, но еще не шлифованные мозаичные шашки опускают в раствор на сутки или даже больше, после чего осторожно вынимают, излишку раствора дают стечь и выставляют на солнце Под действием солнечного света состав разлагается, выделяет металлическое серебро в виде мельчайших частиц, кото­рые и окрашивают перламутр. Так же поступают и с дру­гими растворами, содержащими серебряные соли.

Некоторые разновидности перламутра окрашива­ются этим раствором в коричневый цвет, а другие в зеленоватый, но в любом случае блеск и игра цветов приобретают гораздо большую силу.

а) в 100 весовых частях дистиллированной воды растворяют 3 весовые части ляписа и к полученному раствору добавляют нашатырный спирт, тотчас же об­разуется коричневый осадок. Нашатырный спирт доли­вают при непрерывном помешивании жидкости до тех пор, пока осадок растворится. Полученный раствор употребляют, как описано выше.

б) Раствор азотнокислого серебра нагревают почти до кипения и добавляют к нему соляную кислоту, разведенную равным объемом воды. При этом образует­ся белый осадок хлористого серебра, который при взбалтывании и помешивании жидкости через некото­рое время сбивается в хлопья и оседает на дно. Когда жидкость отстоится, к ней добавляют егце каплю кисло­ты, и если опять будет получаться муть и осадок, это означает, что в первый раз кислоты было налито мало и ее нужно добавить, чтобы выделение осадка прекрати­лось. После этого, помешав жидкость и дав ей отстоять­ся, осторожно сливают ее с осадка, который затем промывают и, сильно взбалтывая с дождевой водой, дают осесть Отстоявшуюся воду сливают, заменяют ее свежей и повторяют это раза два или три. Промытый осадок растворяют в нашатырном спирте (спирт надо подливать понемногу, чтобы его не оказалось больше, чем нужно для полного растворения осадка) и получен­ный раствор употребляют для окраски. До употребления раствор надо хранить в плотно закупоренной склянке.

Серый цвет с фиолетовым отливом. Серебряный раствор для этой краски готовится, как и предыдущий (Ь), но только вместо соляной кислоты употребляют водный раствор бромистого калия или бромистого на­трия. Берут немного азотнокислого серебра, так как образующееся при этом бромистое серебро трудно растворяется в нашатырном спирте. Если серебряной соли взято лшого, то получится слишком много броми­стого серебра и, следовательно, для его растворения потребуется большее количество нашатырного спирта Полученный красильный раствор содержит очень маю серебра и дает только светлые тона окраски. Для усиления густоты цвета окраску надо повторить дваж­ды или трижды.

Коричневый цвет. Нарезанные и отшлифованные мозаичные шашки кладут на сутки в 10%-ый раствор йодистого калия, затем вынимают, сушат па воздухе, и, протерев сухой шерстяной тряпочкой, чтобы удалить с поверхности излишек йодистого калия, погружают на день в 12%-ый раствор азотнокислого серебра По истечении 12 часов шашки вынимают из раствора и выставляют на солнечный свет. Получается очень красивая коричневая окраска

Несмотря на простоту работы, при окраске требует­ся значительный навык, чтобы взять именно то количе­ство ляписа, какое требуется, не больше и не меньше; как избыток, так и недостаток ляписа вызовет нежела­тельную окраску.

Синий цвет. Чтобы перламутр окрасить в синий цвет, его вначале вымачивают в слабом щелоке. Для этого готовят раствор из 1 весовой части поташа в 10 весовых частях дождевой воды при нагреве до 60 С. В полученный раствор бросают нарезанные пер­ламутровые шашки и оставляют в нем приблизительно на 1 час, причем все время поддерживается указанная выше температура После этого перламутр вынимают, промывают большим количеством воды и сушат. Для окрашивания берут 1,5 весовые части анилиновой си­ней, растворенной в 130 весовых частях спирта, или 2 весовые части индигокармина в 40 весовых частях дождевой воды. Можно также смешать 2,5 весовые части мелко измельченного индиго с 20 весовыми час­тями очищенной серной кислоты; раствор держат око­ло 12 часов при температуре 25° С, разводят удесяте­ренным по весу количеством дождевой воды. Получен­ную краску процеживают через сукно. Перламутр жадно впитывает эти растворы (особенно спиртовой) и прокрашивается. Слишком густой раствор делать не следует, так как тогда окраска получится очень темной; надо окрашивать преимущественно слабыми раствора­ми. Когда перламутр вынут из раствора, его моют в чистой воде и высушивают в древесных опилках.

В общине Чуенми (уезд Фусуен, Ханой) находятся 7 деревень, где развивается инкрустация перламутром, ремесло, которым занимается большое количество жителей уезда Фусуен и соседних районов. Ежегодно мастера инкрустации перламутром в Чуенми выпускают миллионы единиц инкрустированной продукции. Это и предметы мебели, вывески, традиционные парные изречения, картины и проч.

Расположенная на берегу Красной реки община Чуенми включает в свой состав деревни, жители которых занимаются инкрустацией перламутром: Чуонтхыонг, Чуончунг, Чуонха, Чуоннго и другие. В последнее время здесь работают не только местные мастера, но и привлекается большое количество работников из соседних районов на работу в частные предприятия по инкрустации. Согласно историческим записям деревни Чуоннго, в здешних местах инкрустация перламутром начала развиваться примерно с XI-XVI вв. В общинном доме деревни Чуоннго чтут память господина Чыонг Конг Тханя, известного полководца и талантливого литератора при династии Ли (1009 – 1225гг), которого местные жители Чуенми считают родоначальником ремесла инкрустации.

Мастера инкрустации деревни Чуенми могут создать сверхсложные, тонкие детали любого рисунка из кусков ракушки-жемчужницы. А инкрустация -- это не просто вырезать нужный кусочек перламутра по шаблону и наклеить на заранее приготовленный рисунок, -- все гораздо сложнее: в процесс работы входит очень много стадий, требующих кропотливого труда и таланта мастеров, только таким образом создаются совершенные произведения.

Главное сырье для производства в Чуенми – ракушки-жемчужницы поставляются из разных источников. В работе используются и отечественные ракушки, и импортированные из Гонконга, Сингапура, Индонезии... Ракушки разных видов дают разные оттенки радужных цветов. Из них выбирают подходящие оттенки цветов, так, чтобы создать целые картины с горами, птицами, драконами, или персонажами в драгоценных одеждах.


Парадные ворота в деревню Чуонмичунг (община Чуенми)

На бумаге делают зарисовку будущей инкрустации перед тем, как рисунок перенесут на дерево.


Куски перламутра вырезают с помощью специального прибора


Куски перламутра тщательно наклеивают на картину.


В одной из мастерских в деревне Чуонмичунг.


После наклеивания, детали обрабатывают вручную.

Старый мастер собственноручно обрабатывает свое произведение.


Инкрустированные коробки для украшений.


На работу привлекается большое количество людей, как местных, так и из соседних районов.


Картины, готовые для продажи на рынке.


В выставочном зале кооператива по инкрустации Нгоха.

Одна из самых важных стадий инкрустации это фиксирование. На этой стадии работы, сначала на деревянную основу наносят контуры рисунка, затем по рисунку соответствующим инструментом делают углубления небольшой глубины, в эти углубления вставляют куски перламутра, приготовленные заранее. Заготовку картины после фиксирования перламутра шлифуют, убирают лишнее, и на кусочки перламутра наносят тонкие штрихи, тем самым придавая картине завершенность. На этой стадии работы самая трудная часть -- вырезать куски-вставки из цельного куска перламутра. Сначала ракушку обрабатывают, вымачивают в водке, нагревают на огне, после чего из нее выпиливают небольшие заготовки, на которых рисуют нужные фигуры, зажав заготовку маленькими тисками с мягкими губами, и только потом вырезают фигуры с применением лобзика. Для одной картины требуется порой до сотен тысяч таких кусочков

Инкрустированные картины Чуоннго чрезвычайно разнообразны, на самые разные темы: от фольклорных мотивов до современных. Картины мастеров Чуоннго отличаются тщательностью обработки каждого кусочка перламутра, все детали вставлены в изделие с большой точностью и зачищены вровень с поверхностью, перламутровые ракушки отбирают так, что картины получаются с живым переливом цветов, хорошо отражают свет, и становятся, таким образом, драгоценными предметами мебели или декорации. Все изделия обладают большой художественной ценностью, и соответственно, высокой ценой. Кровать традиционного стиля или чайный шкаф, декорированный инкрустацией в Чуоннго, может стоить от 15 до 100 млн. вьетнамских донгов, в зависимости от качества сырьевой ракушки. Самое дорогое изделие, с инкрустацией перламутром, извлеченным из красной ракушки, может стоить от 80 до 200 млн. донгов.

Посещая кооператив по инкрустации Нгоха, наши корреспонденты осмотрели все хозяйство на производственных площадях в 5.000 кв.метров, и выставочный зал. Они не могли сдержать своего восхищения и процессом работы, и конечным результатом. Госпожа Нгуен Тхи Вуй, председатель кооператива, говорит: «В нашей деревне Нгоха, инкрустация считается главным занятием населения, ведь она дает местному населению 70% дохода. Благодаря этому традиционному ремеслу, сотни семейств в деревне избавились от бедности и тяжелого сельскохозяйственного труда.»

Со средним доходом от 5 до 6 млн вьетнамских донгов на душу населения в месяц, уровень жизни в здешних местах в последнее время улучшается с каждым годом. В кооперативе Нгоха состоит более 50 членов, которые заняты, главным образом, производством сувениров. Кроме производства, при кооперативе открываются и мастер-классы для детей с физическими недостатками. Одновременно, в кооперативе регулярно организуются курсы повышения квалификации и создаются постоянные места работы, дающие дополнительный доход для 1.000 рабочих.

В настоящее время, благодаря упорному труду мастеров по инкрустации, создающих настоящие произведения искусства, в деревнях общины Чуенми ярко выражены традиционные черты вьетнамских деревень дельты Красной реки, и эта культурная наполненность постепенно привлекает к себе большое количество отечественных и иностранных туристов. Мастера инкрустации Чуенми шаг за шагом повышают свое мастерство, создают больше и больше изделий, удовлетворяя спрос потребителей, создавая инкрустированные картины на различные темы, отличающиеся высоким мастерством.

Перламутр – от немецкого perlamutter (“мама”, “прародительница”) – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров. Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков. По шкале Мооса камень перламутр достигает показателей до 4,5 твердости, плотность – 2,7 г/см³. Человечеству он известен уже более 40 тысяч лет.

Перламутр – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров

Самородок природного бело-розового оттенка с изящными светящимися, словно двухцветное северное сияние, переливами еще с древних времен имел невероятный успех у людей за свою доступность и красоту одновременно. Поэтому и название белого перламутра – прародителя жемчуга – на традиционных языках мира звучит практически идентично немецкой транскрипции: mother of pearl (“жемчужная мама” или “мать жемчужины”) по-английски, mereperle и более позднее la narch (“раковина”) по-французски, madreperla по-итальянски.

Мир перламутра состоит из накопления белого вещества, в основном это углекислая белая известь (арагонит), внутри морских раковин. Живущий в раковине моллюск всем своим тельцем способен выделять и наслаивать такой органический известняк внутри различными слоями, состоящими из мелких пластинок, соединяя их с неорганическими веществами. Именно от того, в каких водах проживала и чем питалась в это время раковина, а также от толщины и строения слоев будет зависеть в дальнейшем степень и интенсивность цвета переливов белого перламутра. Чем тоньше слой арагонита, тем ярче перламутровый цвет.

Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков

Цвет переливов минерала – это своеобразная радужная игра оттенков одного слоя раковины , своеобразный мир перламутра. И это, в свою очередь, уже способно создавать вещество различных цветов: от зеленого до серого, от нежного розового до бежево-золотистого и бело-голубого. Именно зеленый перламутр, имеющий второе название “галиотис”, имеет природную возможность распределять внутри раковины переливы на разные оттенки.

Встречается в природе и чисто-желтый самоцвет. Кроме того, это природное морское создание можно встретить фиолетово-синеватых оттенков и даже черного цвета.

Свойства камня перламутр (видео)

Историческая составляющая камня

Мир перламутра захватывал внимание еще с древних времен, стоило лишь только взглянуть на аккуратную горошину, излучающую ровное и чистое сияние. Розовый перламутр считается одним из лучших по ровности оттенка, а значит, и по изысканности своего свечения. Такие камни взращивают внутри моллюски из тропических морей, где тепло течений словно само велит природе не отказываться от таких изысков.

Белый перламутровый камень со времен Древнего Рима и Древнего Египта ценился на одном уровне с жемчугом. Его чаще всего зарождают раковины в морях бассейнов Тихого и Индийского океана, Филиппин и у побережья Японских островов. Именно от древних цивилизаций и тянется шлейф магического свойства камня перламутр: самородок ценили за олицетворение власти и мудрости. Согласно бытующей легенде, знаменитый древнеримский император Нейрон свою гробницу от пола до потолка облицевал перламутровыми пластинами.

При раскопках древнеегипетских цивилизаций находили большое количество хорошо сохраненных цельных ювелирных изделий: браслетов, гребней, ожерелий и серег. С тех времен считается, что магия перламутровых камней не только в их физических свойствах долголетнего хранения в природе, но и в сохранении молодости и красоты обладателя изделий из самоцвета. Черный перламутр выступает живым примером такой магической силы и таинства, тем более он считается одним из редких и зарождается в раковинах пресных рек.

Галерея: камень перламутр (50 фото)




























то для народов северных стран, куда готовый самородок начали ввозить с Востока, он стал олицетворением редкостного знамения, окруженного таинством заморского происхождения, несущего в себе благополучие в различных сферах.

Приобретенная со временем дороговизна камня в Европе и северных странах дала возможность создавать даже посуду, особенно кубки, для знатных дворов. Испить из перламутрового кубка, облаченного в серебряную оправу, – значит исцелиться от недуга и продлить свою жизнь. Поэтому уже тогда магические свойства морского самородка трансформировались в зодиакальные значения, и мир перламутра заманил своих поклонников в астрологию.

Именно по гороскопу камень подходит Рыбам и Водолеям. Серый перламутр наделяет знак зодиака Рыбы решительностью, минимизирует подавленность, укрепляет дух и придает уверенности более ранимым представителям.

Перламутр и знак зодиака Водолей и вовсе существуют в идеальном тандеме. Для эксцентричных и порой своеобразных натур морской камень выступает путеводителем в любом начинании, будь то творческая или материальная составляющая.

Ношение изделия из перламутра дарит Водолеям душевное равновесие, помогает достичь целей в поиске своего определяющего по жизни пути. А у китайцев и индийцев магические свойства перламутра и вовсе сводятся к бессмертию его хозяина и удаче при заключении пари.

Как ухаживать за минералом

В работе профессиональных мастеров обработка перламутра несложна и имеет сходство с таковой для слоновых костей. Камень легок, поэтому распиливание его удобно производить ювелирной пилкой или обычным лобзиком.

При обработке перламутровых пластин следует пользоваться вентилятором, поскольку материал крошится на мелкую пыль, вредную для здоровья, и при разрезе и шлифовке выделяет слишком неприятный запах.

Современные ювелиры Востока научились разбавлять природный цвет камня за счет химического вытравливания и искусственного вымывания цвета. Добавление в его природный состав марганцовки, нашатыря и даже желатина приведет к изменению цвета, так появляется на свет красный перламутр.

При эксплуатации готовых перламутровых изделий их следует периодически полировать, что позволит сохранить естественный блеск камня. Особенно это касается цветных камней, которым необходим более щепетильный уход. Помимо прочего, желтый перламутр не любит соприкосновения с чрезмерным теплом. Поскольку в составе камня находится вода, ее периодическое испарение чревато возникновением трещин и тусклых пятен на поверхности минерала.

Самые дорогие камни в мире (видео)

Мир перламутра действительно хрупок и изящен, и, открыв его для себя, простой обыватель захочет жить внутри этого мира, наслаждаясь магией цвета и таинством исходящего от минерала тепла и красоты.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Перламутр вырастает на внутреннем слое раковин. Он состоит кристаллов арагонита. Пластинки арагонита преломляют световые лучи, поэтому перламутр кажется переливающимся и содержащим все цвета радуги. Раковины с самыми красивыми сортами перламутра обычно находят в Персидском заливе, Красном море и на островах Тихого океана. Темный перламутр получают из раковины морского моллюска халиотиса, а белый перламутр из индийской морской жемчужницы. Изделия из перламутра носили еще фараоны в древнем Египте до нашей эры. На Востоке его используют, чтобы инкрустировать вазы, ширмы, лаковые шкатулки, пуговицы, зеркала и другие предметы быта.

В домашних условиях его можно получить из чешуи любой рыбы. Производство перламутра может стать интересным химическим экспериментом, который порадует ваших детей. В чешуе рыб находится вещество гуанин, из которого делается перламутровый пигмент. Раньше такой пигмент часто использовался при производстве косметики, например для создания перламутрового лака. Несколько десятков лет назад перламутровый порошок продавался в каждой аптеке, потому что считался полезным для здоровья. Для получения пигмента лучше всего подойдет карп. Купите в продуктовом магазине рыбу, соскоблите с нее чешую и положите в стеклянную банку. Добавьте воду и начните мешать жидкость миксером, пока на чешуе не будет виднеться серебряная плева. Она должна начать отделяться крошечными кристаллами и превратиться в осадок на дне банки. Процедите смесь и подсушите перламутровый порошок.

Рассмотрим заодно как сделать перламутровую акварель из полученного порошка. Такая краска хорошо подойдет для детских рисунков и эффектом волшебной атмосферы. Представьте себе как обрадуется ваш ребенок, нарисовав мерцающих фей или загадочный снежный лес.

Для создания краски понадобится гуммиарабик (то есть смола акации) на водной основе. Это вещество можно найти в магазинах для художников. Подготовьте так же место, куда будете заливать готовую краску. Для этого хорошо подходят емкости из-под использованной косметики. Хорошо подойдет маленький квадратный контейнер от бальзама для губ. Очень аккуратно насыпьте в контейнер перламутр. Он настолько легкий, что разлетается по комнате от малейшего дуновения ветра. Добавьте смолу в пропорции примерно четыре части перламутра к одной части смолы. После перемешивания консистенция не должна быть жидкой и содержать комочки. Прижмите сверху ложкой и краска готова. Есть другой вариант получения перламутровый краски чисто химическим способом без помощи порошка. Найдите тиосульфат бария. Его кристаллики, смешанные с прозрачным лаком для ногтей, придадут лаку жемчужный цвет. Если их ввести в столярный клей и нанести на твердую поверхность, получится перламутровый эффект.

Для имитации перламутровых пластин при изготовлении сувениров и оформления блокнотов можно применить костный клеевой раствор, посыпанный сернокислым магнием. На слой полученных кристаллов соли наносится смесь рыбьей чешуи с клеем и покрывается сверху желатиновым раствором. Искусственный перламутр красиво сочетается с красным деревом и слоновой костью. Украшения из него выгодно оттеняют смуглую кожу.

Как работать с перламутром. Секреты мастера.

Юрий Поляков.

Раскрой раковину.

Раскрой раковину (работа с перламутром)

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал - перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция - получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей - ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики - длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 2-3 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка - полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием - матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием - действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить - получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра - применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах - оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3-5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем - они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские - гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2-3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

OCR Рощупкин Максим

В продолжение темы:
Ленточный фундамент

Спагетти с соусом из рыбной консервы — этот недорогой рецепт мы увидели на пачке купленных нами спагетти. Рецепт показался нам очень простым, ну и мы решили попробовать...

Новые статьи
/
Популярные